Программа кружка "Шире круг" | Елена Александровна Филатова. Работа №264302
Автор: Елена Александровна Филатова
Актуальность программы кружка «Шире круг» заключается в комплексном подходе в решении педагогических проблем.
Программа рассматривается как одна из ступеней формирования мотивации к здоровому образу жизни через специально организованную двигательную активность ребенка. Игры народов России являются одним из важных средств воспитания несовершеннолетних в духе национальных традиций. Через народные игры ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни российских национальностей и приобщается к их культуре.
Практическая значимость программы ориентирована на увеличение пространства, в котором воспитанники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Муниципальное казенное учреждение
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Междуреченского городского округа
ПРОГРАММА КРУЖКА
«Шире круг»
Игры народов России
для детей от 7 до 10 лет
Составитель:
Филатова Елена Александровна
Воспитатель Отделения
социальной реабилитации
Пояснительная записка
В МКУ «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних» поступают дети, оказавшиеся в опасных социальных условиях или в трудной жизненной ситуации. Родители чаще всего в семье не уделяют должного внимания патриотическому воспитанию детей.
По результатам наблюдения и опроса (Опросник № 1) воспитанников выяснилось, что 56,25% ребят затрудняются назвать народы, которые проживают в Российской Федерации, не знают про их быт и традиции. В связи с этим появилась необходимость в создании программы кружка «Шире круг», которая способствовала бы укреплению патриотических чувств, социальной адаптации несовершеннолетних в обществе, развития здорового образа жизни ребят, их творческих способностей.
Реализация данного направления невозможна без знаний традиций России, родного края, детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.
Народная игра и двигательная активность ребенка – источник радостных эмоций. Программа кружка «Шире круг» предусматривает ознакомление ребят с играми народов России, которые ярко отражают жизнь людей, их быт, труд, традиции. Через игру дети получат представление о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; научатся проявлять смекалку, выдержку, творческую находчивость, стремление к победе. Так же через игру формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Обучение детей основам российской культуры на примере национальных игр дает возможность ребенку приобщиться к культуре и истории различных народов России, понять мышление и стратегию развития этих национальностей, изучить их.
Игровые формы обучения позволяют сделать это легко и интересно для ребенка.
Отличительной особенностью данной программы является изучение культуры разных народов России через их национальные игры.
В программе собраны самые известные и проверенные временем игры. Представленные игры имеют широкую географию и интересную историю возникновения. Игры народов России помогают лучше понять, а может и по-иному взглянуть на другие народности. Они отражают культуру и самобытность народа. Также можно встретить очень похожие игры у разных народов, но с различными названиями. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения. Особенностью игр является мгновенная смена ситуаций, необходимость принимать решения в кратчайшие промежутки времени, ориентировка в сложной двигательной деятельности, выполнение игровых действий.
В связи с этим, программа кружка «Шире круг» актуальна и востребована.
Направленность программы - социально – педагогическая.
Новизна и педагогическая целесообразность
Новизна программы кружка «Шире круг» заключается в использовании активных форм обучения:
- вовлечение детей в исследовательскую деятельность, сбор информации о культуре и обычаях народов России;
- интенсивное использование на занятиях иллюстративного, фото и видео- материалов по истории происхождения и развития различных национальностей и их народных игр;
- знакомство детей с игровыми правилами, правилами безопасного поведения и общения на занятиях в ходе подвижных игр.
Актуальность
Актуальность программы кружка «Шире круг» заключается в комплексном подходе в решении педагогических проблем.
Программа рассматривается как одна из ступеней формирования мотивации к здоровому образу жизни через специально организованную двигательную активность ребенка. Игры народов России являются одним из важных средств воспитания несовершеннолетних в духе национальных традиций. Через народные игры ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни российских национальностей и приобщается к их культуре.
Практическая значимость программы ориентирована на увеличение пространства, в котором воспитанники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Цель: формирование устойчивого, уважительного отношения к культуре родной страны; создание эмоционально положительной основы для развития патриотических чувств - любви и преданности к Родине.
Задачи:
образовательные:
- познакомить ребят с многообразием народных игр;
- приобщать к игровой национальной культуре народов России;
- научить детей самостоятельно и с удовольствием играть;
развивающие:
- развивать навыки совместной игровой деятельности, умение сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей;
- развивать навыки толерантности;
- развивать навыки здорового образа жизни;
воспитательные:
- воспитывать культуру игрового общения;
- воспитывать уважение к людям разных национальностей, патриотические качества;
- воспитывать волевые качества у детей, стремление и мотивацию к укреплению и сохранению здоровья.
Стратегия реализации программы
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Шире круг» рассчитана на детей 7-10 лет.
Срок реализации программы один год. Продолжительность учебного года – 34 учебные недели, без учёта каникул и праздничных дней.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 1 часу.
Занятия по программе проводятся в помещении Центра или на свежем воздухе (в зависимости от погодных условий), используется групповая форма проведения занятий. Проводятся защита рефератов по исследованию истории культуры народов, населяющих Россию, презентаций, тематических викторин.
В практической части программы представлены подвижные игры народов России: русские, Коми - пермякские, народов Севера (якутские, нанайские, эвенейские), башкирские, шорские, татарские, осетинские, мордовские и другие.
Формы проведения подвижных игр: сюжетные игры, преимущественно коллективные; бессюжетные подвижные игры; подвижные игры с элементами соревнования; игры большой, малой и средней подвижности.
Знания детей оцениваются через знания правил игры и умение соблюдать их в процессе игры; умение целесообразно и согласованно действовать в игре; соблюдение этики и эстетики игры; умение использовать в определенных игровых ситуациях знакомые двигательные действия; самоконтроль своих игровых действий; передачу опыта по проведению игр.
Знания и умения воспитанников
Воспитанник должен знать:
Воспитанник должен уметь
правила и условия проведения игр народов России
выполнять необходимые упражнения в
процессе игровой деятельности
технику двигательных действий, составляющие содержание игр (наиболее рациональный и эффективный способ выполнения двигательного действия, позволяющий достичь наивысшего спортивного результата)
проявлять быстроту и ловкость во время игры; взаимодействовать в парах и группах при выполнении игровых действий
алгоритм построения и описания игры
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять
краткие исторические сведения о происхождении и развитии народных игр
самостоятельно организовывать и проводить народные игры с детьми других групп, объясняя происхождение игры и ее правила
не менее двух считалок для использования их в игре
играть в народные подвижные игры, используя считалки
правила техники безопасности во время проведения игр
соблюдать правила техники безопасности во время проведения игр; владеть культурой общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности; выявлять ошибки при выполнении технических действий игр
Система оценки эффективности реализации программы
Оценка эффективности реализации дополнительной общеразвивающей программы кружка «Шире круг» осуществляется через наблюдение, индивидуальные беседы, ответы детей на вопросы Анкеты «Что такое народные игры?», Опросника № 2 и № 3, отзывы детей об участии в мероприятиях кружка.
Особое место в системе оценки эффективности реализации программы занимает мониторинг активности детей в празднике «Ярмарка игр народов России», викторине «Мы – Россияне», краеведческой викторине «Мой край родной», конкурсах рисунков «Как мы играет в народные игры?», «Быт и традиции российских наций", фестивале Народных песен, библиотечном уроке «Копилка шорских игр», КТД по изготовлению элементов костюмов к народным играм.
Анализ проведённых мероприятий выявляет уровень сформированности у детей определённых умений и навыков: согласованно действовать в игре, соблюдать этику и эстетику игры.
Критерии эффективности реализации программы
Критериями эффективности реализации дополнительной общеразвивающей программы кружка «Шире круг» является следующее:
- увеличение количества детей, проявляющих интерес к культуре народов Российской Федерации;
- увеличение количества детей, проявивших интерес к спорту, демонстрирующих стремление к здоровому образу жизни;
- снижение количества детей с девиантным поведением;
- увеличение количества детей, проявивших умения группового взаимодействия;
- степень помощи, которую оказывает педагог воспитанникам в ходе игры: чем помощь воспитателя меньше, тем выше самостоятельность детей и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение ребят на занятиях: живость, активность, заинтересованность
воспитанников обеспечивают положительные результаты занятий;
- показателем эффективности данных занятий может быть самостоятельная организация игр на прогулке с вновь прибывшими детьми.
Деятельность ребенка педагог оценивает словесно и только положительно.
Ожидаемые результаты освоения программы
- Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
- Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
- Развитие умений работать в коллективе.
- Формирование у детей уверенности в своих силах.
- Умение применять игры самостоятельно.
Ресурсное обеспечение
Оборудование
Материалы
Методическое обеспечение
телевизор
ноутбук
принтер
ватман
цветная бумага
картон
ножницы
клей
цветные карандаши фломастеры
акварель
кисточки
авторские презентации иллюстрации
фотографии
видеоматериал аудиозаписи
подбор сказок народов России
грамоты и дипломы для награждения детей
Литература
Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. Народы России. Праздники, обычаи, обряды: Энциклопедия. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.
Былеев
Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
Громова О. Е. Спортивные игры для детей. —
М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128 с. (Серия «Вместе с детьми».)
Гришина Г.Н. Любимые детские игры. - М.: ООО «ТЦ Сфера», 1999 г.-96
с
.
Дусовицкий
А.К., Воспитывая интерес. – М., 2005
Исламова
С. М. Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей – М: - ванта +, 1995 – т 5 – ч 1 – 46-56
с
Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000
Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. – М., 1986.
Миньков
Н.Б., Игры и воспитание способностей. – М., 1999.
Осокина Т.И., Детские подвижные игры. – М., 1989.
Праздники народов России:
Энцикл
./Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. – М.: ООО «
Росмэн
», 2002. – 103
с
.
Соловейчик С.Л., От интересов к способностям. – М., 1998.
Приложение 1
Учебный план
№
Тема занятия
Часы
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие.
0.75
0.25
1 ч.
2.
Русские народные. Разучивание игры «Палочка – выручалочка».
0.5
0.5
1 ч.
3.
Игра«Палочка – выручалочка». Разучивание игр: «Горелки», «Волк и овцы».
0.5
0.5
1 ч.
4.
Игры:«Палочка – выручалочка». «Горелки», «Волк и овцы».
0.25
0.75
1 ч.
5.
Татарские народные игры. Разучивание игры «Чулмакуены» (Продаем горшки).
0.5
0.5
1 ч.
6.
Игра «Чулмакуены». Разучивание игры «Соры буре» (Серый волк).
0.5
0.5
1 ч.
7.
Игры «Чулмакуены» (Продаем горшки), «Соры буре» (Серый волк). Разучивание игры «Тимербай».
0.25
0.75
1 ч.
8.
Игры народов Севера. Разучивание якутской игры «Ястреб и утки».
0.5
0.5
1 ч.
9.
Якутская игра «Ястреб и утки». Разучивание эвенейской игры «Льдинки, Ветер и Мороз».
0.5
0.5
1 ч.
10.
Игры: «Ястреб и утки», «Льдинки, Ветер и Мороз». Разучивание нанайской игры «Белый шаман».
0.25
0.75
1 ч.
11.
Коми -пермякские народные подвижные игры. Разучивание игры «Заря».
0.25
0.75
1 ч.
12.
Игра«Заря». Разучивание игр: «Горшки валять», «Филин и пташки».
0.5
0.5
1 ч.
13.
Башкирские народные игры. Разучивание игры «Медный пень».
0.5
0.5
1 ч.
14.
Игра «Медный пень». Разучивание игры «Сапожник – Итексе».
0.5
0.5
1 ч.
15.
Игры: «Медный пень», «Сапожник – Итексе». Разучивание игры «Ловкий джигит».
0.5
0.5
1 ч.
16.
Конкурс иллюстраций игровых действий в сказках народов России.
0.25
0.75
1 ч.
17.
Экскурсия в городской краеведческий музей
0.25
0.75
1 ч.
18.
Экскурсия в краеведческий музей МБОУ Гимназии № 6
0.75
0.25
1 ч.
19
Шорские народные игры. Разучивание игры «Оргас - Лентяй»
0.75
0.25
1 ч.
20
Игра «Оргас - Лентяй». Разучивание игры «Перетягивание палки» ( Тайак тартканы).
0.5
0.5
1 ч.
21.
Игры: «Оргас - Лентяй», «Перетягивание палки» ( Тайак тартканы). Разучивание игры «Занимать место».
0.25
0.75
1 ч.
22.
Краеведческая викторина «Мой край родной»
0.75
0.25
1 ч.
23.
Библиотечный урок «Копилка шорских игр»
0.25
0.75
1 ч.
24.
Осетинские народные игры. Разучивание игры «Журавли-журавли».
0.5
0.5
1 ч.
25.
Игра «Журавли-журавли». Разучивание игры «Барсы в пещерах».
0.5
0.5
1 ч.
26.
Мордовские народные игры. Разучивание игры «В курочек» (Сараскесэ) .
0.25
0.75
1 ч.
27.
Игра «В курочек» (Сараскесэ). Разучивание игр: «Раю – раю», «Круговой».
0.5
0.5
1 ч.
28.
Конкурс рисунков «Быт и традиции российских наций"
0.5
0.5
1 ч.
29.
КТД изготовление элементов костюмов к народным играм.
0.25
0.75
1 ч.
30.
Викторина «Мы играем и поем».
0.5
0.5
1 ч.
31.
Конкурс рисунков «Как мы играем в народные игры».
0.25
0.75
1 ч.
32.
Фестиваль Народных песен и игр.
0.25
0.75
1 ч.
33.
Проведение праздника «Ярмарка игр народов России».
0.25
0.75
1 ч.
34.
Итоговое занятие.
0.5
0.5
1 ч.
Итого:
15 ч.
19 ч.
34 ч.
Приложение 2
Контроль и оценка знаний, умений и навыков воспитанников
№
Дата
Форма
1.
14.05.2020
Конкурс иллюстраций игровых действий в сказках народов России.
2.
24.09.2020
Краеведческая викторина «Мой край родной»
3.
1.10.2020
Библиотечный урок «Копилка шорских игр»
4.
12.11.2020
Конкурс рисунков «Быт и традиции российских наций"
5.
19.11.2020
КТД изготовление элементов костюмов к народным играм
6.
26.11.2020
Викторина «Мы играем и поем»
7.
3.12.2020
Конкурс рисунков «Как мы играем в народные игры»
8.
10.12.2020
Фестиваль Народных песен
9.
17.12.2020
Праздник «Ярмарка игр народов России»
Из лучших творческих работ детей в Центре организовать и провести выставку.
Издать сборник «Игры народов России в МКУ СРЦ для несовершеннолетних», в
котором
будут представлены: названия и правила игр, фотографии детей во время игровых действий.
Приложение 3
Опросник № 1 для детей
Цель: Изучение знаний детей о народах, которые проживают в Российской Федерации и элементарных представлений о их культуре и традициях.
1. Как называется страна, в которой ты живешь? __________________________________________________________________
2. Люди, каких национальностей живут в России? Назови их. __________________________________________________________________
3. Есть ли среди твоих друзей дети другой национальности? Какой? __________________________________________________________________
4. Знаешь ли ты игры народов России? __________________________________________________________________
5. Интересно ли тебе познакомиться с культурой других народов?
__________________________________________________________________
Результаты опроса.
Было опрошено 16 детей.
№
Вопрос
«+» ответ
«-» ответ
не знаю
1
Как называется страна, в которой ты живешь?
75 %
18,75 % (Междуреченск, Широкий Лог, Чеболсу)
6,25 %
2
Люди, каких национальностей живут в России? Назови их.
12,5 %
3- 5наций
31,25%
1 – 2 нации
56,25%
3
Есть ли среди твоих друзей дети другой национальности? Какой?
56,25 %
-
43,75 %
4
Знаешь ли ты игры народов России?
18,75 %
-
81,25 %
5
Интересно ли тебе познакомиться с культурой других народов
87,5 %
12,5 %
-
Анкета «Что такое народные игры?»
Цель: выявить первичные знания воспитанников о народных играх.
1. Как ты считаешь, во что играли дети, когда не было компьютера?_______________________________________________________
2. Что такое русская народная игра? __________________________________
__________________________________________________________________
3. Какие русские народные игры ты знаешь? ___________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Хотел бы ты узнать об истории возникновения игр народов России и научиться в них играть? _____________________________________________
Опросник № 2
1. Для русской народной игры «Палочка – Выручалочка» используют:
а) сачок
б) биту
в) палочку
2. Какие действия нужно выполнять в татарской народной игре «Тимербай»?
а) броски с мячом
б) повторение фигур
в) прыжки в круг
3. В нанайской народной игре «Белый шаман» применяется:
а) бубен
б) барабан
в) погремушки
4. Что водящий кладет на плечо игроку в Коми – пермякской народной игре?
а) лоскуток
б) ленточку
в) проволочку
5. В названии мордовской народной игре используют слова:
а) баю - баю
б) раю - раю
в) вою - вою
6. Как правильно называется мордовская народная игра?
а) «Круговой»
б) «Квадратный»
в) «Треугольный»
Ответы: 1. В; 2. Б; 3. А; 4. Б; 5. Б; 6.А.
Опросник № 3
1. Какая конструкция в старину занимала главное место в жилищах русских людей?
а) Резной сундук
б) Русская печь
в) Деревянная лавка
2. На чём предпочитают передвигаться народы Севера?
а) Оленьих упряжках
б) Русских лошадях-тройках
в) Бубликах-ватрушках
3. Какой главный праздник у татарского и башкирского народов?
а) Сабантуй
б) Навруз Байрам
в) Саламат
4. Какие украшения в древности были у мордовских женщин?
а) Круглые броши
б) Головной венчик
в) Ожерелья
5. Какие основные занятия коми-пермяков?
а) Сельское хозяйство
б) Изготовление духовых инструментов
в) Работа в лесной промышленности
6. Какой народ применяет для украшения одежды замшу из лосиной шкуры, бисер, олений волос?
а) Алтайцы
б) Эвенки
в) Тувинцы
7. Как называется дом якутов?
а) Хата
б) Горница
в) Юрта
8. Закончи пословицу:
Дружное братство – дороже ……………….. .
9. Не имей сто рублей, а имей сто ………………. .
10. Старый друг лучше новых ……………….. .
Ответы: 1. Б; 2. А; 3. А; 4. Б и В; 5. А и В; 6. Б; 7. В; 8. Богатства; 9. Друзей; 10. Двух
Приложение 4
Сборник игр
Русские народные игры
«Горелки»
Для этой старинной народной игры специальную считалку написал С.Я.Маршак:
Косой, косой.
Не ходи босой
А ходи обутый,
Лапочки закутай.
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут,
Не найдет тебя медведь.
Выходи, тебе гореть!
Знакомство с правилами игры: Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка. Играющие нараспев говорят слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Дин-дон, дин-дон, Выбегай скорее вон!
По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
Правила игры.
Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.
«Волк и овцы»
Перед началом игры надо выбрать «волка» и «пастуха», остальные дети будут «овцами». На противоположных сторонах площадки обозначают границы двух «овчарен», где «овцы» могут спастись от волка. Перед началом игры все «овцы» должны расположиться на краю поля, в одной из «овчарен». В центре площадки очерчивают круг: где будет «волчье логово». Дети хором произносят:
Пастушок, пастушок,
Заиграй в рожок!
Травка мягкая,
Роса сладкая.
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
«Пастух» играет в «рожок» и так выпускает своих «овечек» погулять по заливному лугу. «Волк» внимательно следит за пасущимися «овечками» из своего «логова». Когда «пастух» крикнет: «Волк!», «овечки должны успеть добежать до другой овчарни, на противоположной стороне поля. А «волк» выскакивает из своего «логова» и пытается их поймать («осалить»). «Пастух» защищает «овечек», загораживая их от «волка». «Овечки», которых «волк» поймал, выходят из игры.
Игра продолжается по договоренности до тех пор, пока волки не поймают определенное число овец или всех. После этого на роль волков выбираются другие играющие.
Правила игры.
Волк не имеет права выходить из логовища раньше, чем начнут выходить из загона овцы.
Помощники не имеют права хватать овец руками, они могут задерживать их только цепью, взявшись за руки или расставив в стороны руки.
Пойманная овца не имеет права вырываться, а став помощником, она должна помогать волку в ловле других овец.
Задерживаемые цепью помощников овцы не имеют права разрывать цепь.
Пастух и овцы не имеют права заходить в логовище, так же как и волк в загоны.
Волк может ловить только в поле.
«Палочка-выручалочка». Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, уметь использовать считалку.
Дети выбирают водящего считалкой:
Я куплю себе дуду ,
Я на улицу пойду!
Громче, дудочка, дуди,
Мы играем, ты води!
Водящий закрывает глаза и встает лицом к стене. У стены рядом с ним помещают палочку-выручалочку, сделанную из дерева (длиной 50—60 см, диаметром 2—3 см) и ярко окрашенную, чтобы ее хорошо было видно в зеленой траве.
Водящий берет палочку, стучит ею по стене и говорит:
Палочка пришла, никого не нашла.
Кого первым найдет, тот за палочкой пойдет.
После этих слов он идет искать. Заметив кого-то из играющих, водящий громко называет его по имени и бежит к палочке, стучит по стене, кричит: «Палочка-выручалочка нашла... (имя игрока)».
Так водящий находит всех детей. Игра повторяется. Первый найденный при повторении игры должен водить. Но игрок, которого нашли, может добежать до палочки-выручалочки раньше водящего со словами:
«Палочка-выручалочка, выручи меня»— и постучать по стене. Затем бросить ее как можно дальше от стены и, пока палочку ищет водящий, спрятаться. Водящий опять быстро бежит за палочкой и повторяет действия, описанные выше.
Правила игры.
Нельзя подсматривать, когда дети прячутся. Водящий должен говорить слова медленно, чтобы все дети успели спрятаться. Искать детей водящему следует по всей площадке, а не стоять возле палочки-выручалочки. Дети могут перебежать с одного места укрытия в другое, пока водящий ищет палочку-выручалочку и ставит ее на место.
Вариант. Дети могут выручить игрока, которого нашли. Кто-то из играющих незаметно выходит из укрытия, быстро бежит к палочке-выручалочке и со словами: «Палочка-выручалочка, выручи... (называет по имени того, кого выручает)» — стучит ею по стене. Затем палочку бросает как можно дальше. Пока водящий ищет ее, дети прячутся.
Татарские народные игры
Продаем горшки (Чулмакуены)
Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
— Эй, дружок продай горшок!
— Покупай
— Сколько дать тебе рублей?
— Три отдай
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
Правила игры.
Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.
«Серый волк» (Сары буре)
Одного из играющих выбирают серым волком. Он находится за чертой в конце площадки. Дети идут «в лес». Выходит ведущий и спрашивает детей: - Вы, друзья, куда спешите?
Дети:- В лес дремучий мы идёт.
Ведущий:- Что вы делать там хотите?
Дети:- Там малины наберём.
Ведущий:- Вам зачем малина, дети?
Дети:- Мы варенье приготовим.
Ведущий:- Если волк в лесу вас встретит?
Дети:- Серый вол нас не догонит!
После этих слов дети продолжают идти в сторону волка и говорят слова:
Соберём мы ягоды и сварим мы варенье.
Милой нашей бабушке будет угощенье.
Здесь малины много, всю и не собрать,
А волков с медведями вовсе не видать!
После этих слов выбегает волк и старается осалить как можно больше убегающих детей. Пленников волк уводит к себе за черту.
«Тимербай»
Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Правила игры.
Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).
Якутская народная игра
«Ястреб и утки»
Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.
Все дети размещаются на озере (площадке). Выбираются один ястреб. По команде воспитателя «Ястреб летит!» все утки дети улетают (убегают) и прячутся в укрытие.
Правила игры:
До кого ястреб дотронется, тот считается пойманным. После двух – трех раз проводится подсчет пойманных уток.
Эвенейская народная игра
«Льдинки, ветер и мороз»
Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят
Дзинь, дзинь …
Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг — большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.
Правила игры.
Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся, берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.
Нанайская народная игра
«Белый Шаман»
Цель: Воспитывать внимание, ориентировку в пространстве.
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на колено и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Правила игры: Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
Коми-пермякские народные игры
«Заря»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
Правила игры.
Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.
«Горшки валять»
Играющие сидят, ведущий ходит и «валяет» (т.е. роняет игроков на пол). Кого повалил, тот лежит, не шевелясь. Кого не повалил, тот встаёт и поднимает лежащих. Ведущий снова начинает «валять». Этот прием повторяется несколько раз, затем ведущий, и поднимающий меняются ролями.
«Филин и пташки»
Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например: голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др.
Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.
На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.
Правила игры.
Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.
Башкирские народные игры.
«Медный пень»
Цель: развивать быстроту, воспитывать выдержку, познакомить с
башкирскими танцевальными движениями.
Правила игры.
Выбирается хозяин медного пня, ему на голову надевают тюбетейку, он сидит в центре круга на пеньке (стульчике). Остальные дети стоят в кругу – они покупатели.
1ч. музыки: хозяин идёт по кругу и внимательно смотрит на детей, как бы выбирает себе пару. А дети в это время приплясывают (импровизация национального танца).
На окончание 1ч. музыки хозяин снимает тюбетейку и кладёт её на «пенёк», затем подходит к одному из покупателей. Покупатель спрашивает у хозяина: Я хочу у вас спросить,
Можно ль мне ваш пень купить?
Хозяин отвечает:
Коль джигит ты удалой,
Медный пень тот будет твой!
Хозяин и покупатель выходят за круг, становятся спиной друг к другу и на слова детей: «1,2,3 – беги!» разбегаются в разные стороны. Выигрывает ребёнок, прибежавший первым и занявший пенёк, надев при этом тюбетейку на голову.
Игра повторяется с новым покупателем, бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.
«Сапожник - Итексе».
Цель: Развивать воображение, творчество. Улучшить ритмичность и
качество выполнения танцевальных движений. Петь умеренно громко,
чётко и бодро.
Правила игры.
Дети стоят хороводом. В середине – на стуле сидит ребёнок – это сапожник.
«Сапожник» имитирует характерные движения: шьёт сапоги. Дети идут по кругу хороводным шагом.
Идут, сужая круг, исполняя: 2 простых шага и 3 притопа, и таким же образом расширяют круг.
Исполняют тройные притопы с поворотом корпуса.
С окончанием пения дети быстро разбегаются, а сапожник старается запятнать кого-нибудь из детей. Запятнанный ребёнок становится сапожником и игра повторяется.
1. Нитки, шило да игла – начинается игра!/2р.
Я для маленькой ноги шить умею сапоги./2р.
2. Ты – сапожник-чудодей, шьёшь сапожки для людей./2р.
Чтоб примерить сапоги, ты скорее нас лови!/2р.
«Ловкий джигит».
Цель: Развивать быстроту. Улучшать качество выполнения прямого галопа.
Описание игры.
Подгруппа детей (4-5) становится в шеренгу напротив центральной стены. У каждого в руке «лошадка» на палке. Остальные дети сидят на стульях и поют:
Эй, джигиты, выходите и коней себе берите.
На конях должны скакать свою удаль показать.
Тот, кто первый прибежит, настоящий тот джигит!
По окончания пения выбранные дети «Скачут» на лошадках к центральной стене. Добежав до стены, поднимают «лошадку» вверх. Выигрывает ребёнок, прискакавший первым, и получает приз.
Шорские народные игры
«Оргас - Лентяй»
Выходят несколько ребят (четное количество). Согласно правилам, надо сбить противника ударом плеча, прыгая только на одной ноге и держа руки за спиной. Выигрывает команда, сбившая большее количество “врагов”, т.е. поставив соперника на обе ноги. При желании победители играют между собой или приглашают сразиться другую команду.
«Перетягивание палки» ( Тайак тартканы)
Правила игры: 2-3 пары детей садятся на пол, лицом друг к другу, руками держаться за палку, хват сверху, ноги согнуты в коленях. Упираясь, стопа в стопу, на вытянутых руках, по команде дети начинают тянуть палку на себя. Побеждает тот, кто перетянет палку быстрее.
Орынталаштит («занимать место»)
Для игры необходимо пять пар игроков. Четыре пары занимают углы комнаты или (если игра проводится на свежем воздухе) квадрата на земле, а пятая пара находится в центре. Пары, стоящие в углах, меняются местами, перебегая из угла в угол. Центральная пара старается занять освободившийся во время перебежки угол. Оставшаяся без угла пара занимает центральное место и игра продолжается.
Осетинские народные игры
«Барсы в пещерах» (Стай лæгæты)
Цель: упражнять в беге, развивать внимание, быстроту реакции на сигнал, развивать ориентировку в пространстве, воспитывать честность, справедливость при оценке поведения в игре.
Правила игры:
Бегая ребятам по площадке, необходимо слышать команду ведущего и занимать свободную «пещеру»
Оборудование и атрибуты: шапочки барсов.
Считалка:
У барсихи пять барсят.
Поиграть они хотят.
Черный, белый,
Рыжий, серый.
Полосатый - выходи.
Не упрямься –
И води.
Содержание игры: все встают в круг, затем разбиваются по трое. Двое изображают пещеру, а третий – барса. Ведущий в центре круга. Он командует: «Барсы, выходите!». «Барсы» должны выйти и бегать по всей площадке. Внезапно ведущий командует снова: «Барсы в пещеру!», и все должны занять ближайшие «пещеры», ведущий тоже. Кому «пещеры» не досталось, тот водит. Через несколько туров «барсы» и «пещеры» меняются ролями.
І вариант: роль ведущего выполняет взрослый.
ІІ вариант: ведущий меняет команду на хлопки или другие сигналы.
ІІІ вариант: «барсы» меняются на других животных.
«Журавли-журавли»
В игре вожак журавлиной стаи поет или говорит речитативом следующие слова:
«Журавли-журавли, выгнитесь дугой».
Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются в виде дуги. Затем вожак, убыстряя темп, продолжает:
«Журавли-журавли, сделайтесь веревочкой».
Дети быстро, не отпуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который все учащает шаги по темпу песни.
«Журавли-журавли, извивайтесь как змея».
Вереница ребят начинает делать плавные зигзаги. Вожак дальше поет:
«Змея сворачивается в кольцо», «Змея выпрямляется» и т.д.
Правила игры.
Упражнения выполняются во все возрастающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.
Мордовские народные игры
«Раю-раю»
Для игры выбирают двух детей — ворота; остальные играющие — мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:
Раю-раю, пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдет и детей проведет.
В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова — пароль (например, один ребенок — щит, другой — стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.
Правила игры.
Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.
Круговой (Мяченькунсема.Топсаналхсема)
Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-нибудь удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе одно очко, если промахнется, то выходит из круга. когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.
Правила игры.
Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.
«В курочек» (Сараскесэ)
Играющие делятся на две группы. Дети – курочки, усевшись на траву, образуют круг. За каждой курочкой стоит игрок – хозяин курочки. Водящий ходит по кругу и решает, у кого взять курочку. Подходит к одной из них и трогает её за голову. Сразу же водящий и хозяин курочки пускаются бежать наперегонки по кругу. Кто из них прибежит первым, тот и становится хозяином, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается.
Правила игры.
Нельзя мешать бегающим вокруг играющих. Хозяином будет тот, кто первым займёт место. Бежать наперегонки можно только после того, как водящий дотронется рукой до курочки.
Алгоритм работы с играми.
Знакомство с содержанием игры.
Объяснение содержания игры.
Объяснение правил игры.
Разучивание игр.
Проведение игр.
Приложение 5
Правила безопасного поведения во время проведения подвижных игр.
Благоприятно отражаются на состоянии и самочувствии учеников правильно организованные подвижные игры. Однако следует учитывать, что это возможно только в случае строгого выполнения правил безопасности, заключающихся в следующем:
- перед игрой необходимо провести разминку;
- начинать игру можно по сигналу педагога;
- внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) педагога и капитана команды;
- строго выполнять правила игры;
- избегать столкновений, толчков и ударов;
- водящие должны слегка касаться рукой убегающих, не хватать и не толкать их в спину, не ставить подножек;
- пойманные – осаленные игроки, которые обязаны выйти из игры, согласно правил, должны осторожно, не мешая другим, покинуть игровую площадку и сесть на скамейку.
Приложение 6
Считалки
Для того, чтобы выбрать ведущего для игры, можно использовать считалки. Ведущим считается тот, на кого запало последнее слово.
Палочка — стеколочка,
Ниточка — иголочка.
Рыбка — карась,
С места — вылазь!
Тара — бара!
Домой пора —
Ребят кормить,
Телят поить,
Коров доить.
Тебе водить!
За высокими горами
Ходит Мишка с пирогами
- Миша, миленька-дружок,
Сколько стоит пирожок?
- Пирожок не дорог -
Стоит рубль сорок!
Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали ноги вытирать,
Кто платочком, кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.
Раз, два, три четыре,
Жили мышки на квартире.
Чай пили, чашки мыли,
По три денежки платили.
Кто не хочет платить,
Тому и водить!
Вышел месяц из тумана,
Вынул пышку из кармана -
Буду деток кормить,
А тебе, дружок, водить!
Белка прыгала-скакала
И на ветку не попала,
А попала в царский дом.
Где сидели за столом:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кем ты будешь такой?
Выбирай поскорей,
Не задерживай добрых и мудрых людей!
Ехала телега темным лесом,
За каким-то интересом.
Стук, звон,
Выйди вон!
(На кого падает слово «делиться», тот указывает на кого-нибудь из играющих. Он и становится ведущим).