Программа кружка "Веселые фигурки" для средней группы | Приходько Наталья Геннадьевна. Работа №344944
В данной программе в течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие
игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, направленные на развитие логики, мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №329 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
Рабочая программа
кружка
«Веселые фигурки»
в средней группе №7
Руководитель кружка:
Приходько Н.Г.
ОМСК-2024
1. Пояснительная записка
В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей
дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве
потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития
ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.
Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической. Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить), проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Они помогают развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации.
В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие
игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, направленные на развитие логики, мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.
2. Актуальность
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.
Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.
Умственная задача – найти путь решения – реализуется средствами игры и в игровых действиях.
Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.
Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша, как дидактическое средство, в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно – действительного и наглядно – образного.
Цель программы кружка:
Развитие логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.
Задачи кружка:
- Создавать условия для сенсорного развития, развития логического мышления, внимания, памяти.
- Способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений через игру с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша и желание действовать с ними.
- Развитие у детей представлений о логических способах познания (сравнение,
классификация, сериация)
- Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки,
догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
- Воспитывать эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре.
- Развитие пространственной ориентировки
- Развитие навыков речевого общения.
- Формирование устойчивого интереса у детей и родителей к развивающим играм.
Подходы к реализации Программы
Развитие сенсорных способностей посредством занятий с блоками Дьенеша и палочками Кюизейнера реализуется через организацию деятельности кружка «Веселые фигурки». В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с фигурками и палочками. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.
В программе кружка предусмотрено использование различных видов дидактических игр:
На восприятие формы;
На целенаправленное развитие восприятия цвета и размера;
На восприятие величины;
На количество предметов;
На развитие представлений о числе на основе счета и измерения.
На развитие речи, мышления;
На развитие способности действия наглядного моделирования.
Режим образовательной деятельности
Год обучения 2024-2025г
Занятия проводятся с октября по май, в свободное время.
Периодичность в неделю -1 раз
Продолжительность образовательной деятельности с детьми в соответствии с СанПиНом 2.4.1. 2660-10. (20 минут).
Формы образовательной деятельности.
В процессе занятий используются различные формы:
• фронтальная – одновременная работа со всеми детьми;
• индивидуально - фронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповая – организация работы в группах
Основные способы и формы работы с воспитанниками.
Наглядные, словесные, практические, игровые.
Планируемый результат освоения Программы кружка.
К концу года дети освоят:
Сенсорные эталоны: величина, форма, цвет.
Знаки и символы свойств (наличие и отрицание)
Предметные схематические модели (лесенка, обруч)
Представления об отношениях соответствия и порядка.
Действия сравнения, уравнивания, группировки, упорядочивания, соотнесения предметов по форме, размеру, количеству.
Отражение в речи способов отношений между отдельными объектами и группами в пространстве (внутри обруча, за обручем, одновременно внутри красного и синего обручей)
Повышение степени активности в самостоятельной деятельности. Научатся высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать свое мнение.
Ожидаемым результатом в работе с родителями является:
Повышение педагогической культуры родителей.
Формирование интереса к развивающим играм.
Перспективный план работы кружка «Веселые фигурки» на 2024 – 2025г
месяц
Тема и материал
Цель и задачи
Используемые игры и пособия
ОКТЯБРЬ
Октябрь
Занятие 1 и 2
Знакомство с палочками
Материал. Цветные счетные палочки: для половины детей по 4 розовые, для остальных по 4 голубые.
Цель. Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «один» и «много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине.
1.Игра «Змейка» (стр.6 Новикова, Тихонова «Развивающие игры и
занятия с палочками Кюизенера)
Занятие 3 и 4
Знакомство с блоками Дьенеша
«Найди фигуру»
Материал: Блоки и обруч
Цель: Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (цвету и величине). Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые».
Блоки лежат в обруче. Дети сидят на ковре вокруг обруча. Ведущая показывает детям блок и просит:
- Найти фигуру, как эта по величине
- Найти не такую фигуру, как эта по величине
- Найти фигуру, как эта по цвету
- Найти не такую фигуру, как эта по цвету
- Найти фигуру, как эта по цвету и размеру
- Найти не такую фигуру, как эта по цвету и размеру
НОЯБРЬ
Занятие № 1
«У кого больше?»
Материал. Цветные счетные палочки: для половины детей по 3 желтые, для остальных по 3 красные.
Цель: - классификация предметов по цвету и длине
- работать по алгоритму
-сравнивать предметы по длине
- соотносим палочки по цвету, длине, расположению
1.Игра « У кого больше?» с.5 Новикова,Тихонова «Развивающие
игры и занятия с палочками
Кюизенера)
Занятие № 2
«Разноцветные вагончики»
Материал. Цветные счетные палочки: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая (на каждого ребенка)
Цель. Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»).
2. «Разноцветные вагончики» Новикова,Тихонова «Развивающие
игры и занятия с палочками
Кюизенера» с.5
Занятие № 3
«Цветные дорожки»
Материал: палочки: 5 красных и 5 розовых, и одна голубая.
Цель. Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в какой дорожке больше кирпичиков, без счета («столько – сколько», «поровну»).
«Разноцветные вагончики» Новикова,Тихонова «Развивающие
игры и занятия с палочками
Кюизенера» с.5
Занятие № 4
Столбики
Материал. Цветные счетные палочки: красные и голубые; карточка.
Цель. Учить детей классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть, какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте». Развивать мелкую моторику.
Новикова, Тихонова «Развивающие игры и
занятия с палочками Кюизенера) с. 5
Дети выкладывают заборчик, чередуя палочки высокая, низкая.
ДЕКАБРЬ
Занятие № 1
«ПИРАМИДКИ»
Материал: по одной полоске каждого цвета, включая белый квадрат, мелкие игрушки для разыгрывания сюжета (из «Киндер-сюрпризов»
Задачи:
- развивать представление о высоте: высокий, низкий, выше, ниже;
- упражнения в подсчитывании колец пирамидки совместно со взрослыми.
(Действия выполняются ребенком совместно со взрослым). Для этого из всех отобранных полосок сначала надо найти самую длинную полоску (желтую) и положить её в основание пирамидки, затем снова выбрать самую длинную из оставшихся полосок и положить её так, чтобы постепенно образовалась пирамидка. Затем дети наклеивают кольца пирамидки на лист 5а. Все пирамидки на листе сравниваются по высоте.
Альбом «Веселые цветные числа» лист 5
Занятие № 2
Сушим полотенца
Материал. Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 5 желтых, 5 красных (на каждого ребенка).
Задачи: Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее – короче, равные по длине).
Новикова, Тихонова «Развивающие игры и
занятия с палочками Кюизенера) с. 6
Занятие № 3
Цветные числа Материал. Для воспитателя: магнитная доска; 2 белых квадрата 10x10; розовая полоска 20 х 10 см; цифры 1 и 2. Для детей: цветные счетные палочки – 3 белые и 3 розовые; цифры 1 и 2; карточка.
Числа 1 и 2
Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2.
Педагог предлагает детям показать ему белый кубик и спрашивает: «Сколько белых кубиков вы показали? Какой цифрой можно обозначить это число?»
Воспитатель на доске выкладывает цифру 1 под белым квадратом.
Дети ставят цифру 1 под белым кубиком и повторяют: «Один кубик – цифра один!»
Воспитатель акцентирует внимание детей: «Белый кубик – это самая короткая “палочка” в нашем наборе. Чему она равна? (Одному.) Какое число она обозначает? (Один.) Покажите розовую палочку. Положите ее под белой палочкой так, чтобы с одной стороны совпадал край. Какая палочка длиннее?» (Розовая.)
Новикова, Тихонова «Развивающие игры и
занятия с палочками Кюизенера) с. 6-7
Занятие № 4
Строительство домов
Материал. Цветные счетные палочки: 3 белые, 6 голубых, 6 красных, 4 розовые и 2 желтые; карточка.
Цель. Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
Дети по просьбе педагога выкладывают из палочек домики. Потом отвечают на вопросы делая умозаключения.
Новикова, Тихонова «Развивающие игры и
занятия с палочками Кюизенера) с. 7
ЯНВАРЬ
Занятие № 1
Число 3
Материал: Для воспитателя: 3 белых квадрата 10x10 см; розовая полоска 20x10 см, голубая полоска 30x10 см; цифры. Для детей: цветные счетные палочки – 4 белые, 1 розовая, 1 голубая; цифры от 1 до 3.
Цель. Познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть по порядку числительные от 1 до 3; упражнять в ориентировке в пространстве.
Новикова, Тихонова «Развивающие игры и
занятия с палочками Кюизенера) с. 8
Воспитатель дает детям задание: «Положите белый кубик, рядом справа столбиком положите розовую палочку. Возьмите столько белых кубиков, чтобы они ровно уложились в розовой палочке и положите их столбиком рядом с розовой палочкой».
Последовательность объяснения сопровождается выкладыванием демонстрационных полосок такого же цвета на доске.
Занятие № 2
Треугольники
Материал. Цветные счетные палочки: 3 красные, 3 желтые, 3 голубые.
Цель. Учить детей составлять треугольники из палочек разной длины. Упражнять в счете в пределах 3. Учить различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который?» Учить ориентироваться в пространстве («слева», «справа», «перед», «за»).
Новикова, Тихонова «Развивающие игры и
занятия с палочками Кюизенера) с. 9
Педагог дает детям задание: «Из желтых палочек сделайте треугольник. Рядом сбоку с одной стороны выложите голубой треугольник, а с другой – красный».
ФЕВРАЛЬ
Занятие № 1
«Дома для гномов»
Материал: Гном (игрушка), белые квадраты, розовые, голубые, красные, желтые полоски
Цель: разыгрывание сюжетов с использованием при этом дополнительных материалов, плоскостных изображений деревьев, кустов, цветов.
Дети по предложению гнома выбирают палочки-доски нужного цвета и строят дом.
«Веселые цветные числа» занятие № 8
Занятие № 2
«Гном выбирает себе собачку»
Материал: Гном и изображение собачек; 1 белый квадрат и полоски 4 розовых, 2 голубых, 1 желтая.
Цель: - самостоятельно отбирать полоски нужного цвета и числового значения по рисунку;
- правильно распределять полоски в пространстве.
Дети составляют собачку из полосок.
«Веселые цветные числа» занятие № 9
Занятие № 3
«Рамка для картины»
Материал. Цветные счетные палочки в пределах 4; 4 синие палочки.
Цель. Учить детей строить прямоугольник в соответствии с размерами придуманной картины. Формировать знания о пространственных отношениях. Развивать творческую фантазию.
Дети составляют цветы на столе при помощи палочек и блоков. Затем предлагается сделать рамки.
«Веселые цветные числа» занятие № 10
Занятие № 4
«Дети в картинной галереи» (лист 9) альбом «Веселые цветные числа»
Материал: палочки по выбору детей. Фигурка Гнома. Картины в маленьком формате.
Цель: Развивать умение отбирать полоски нужного цвета и числового значения.
Дети выбирают понравившуюся картину и делают для не рамку. Гном любуется картинами в рамках.
МАРТ
Занятие № 1
Тема «ВЕСНА»
Материал: набор палочек Кюизенера, блоки Дьенеша.
Цель: Развитие речи ребенка, через игровые действия с палочками и блоками.
Развивающие задачи:
- самостоятельно отбирать нужные полоски.
- правильно располагать фигуры и палочки в пространстве.
Альбом «Вместе весело играть» с 1
Пришла весна. Пригрело солнышко. Распустились подснежники. Все рады весне. (ребенок выкладывает картинку из блоков и палочек) Цветы весной.
Занятие № 2
«ЗАЙКА»
Цель: Развитие речи ребенка, через игровые действия с палочками и блоками.
Развивающие задачи:
- самостоятельно отбирать нужные полоски.
- правильно располагать фигуры и палочки в пространстве.
Альбом «Вместе весело играть» с 4.
На весеннюю лужайку вышел очень смелый зайка. А за ним еще дружок вышел к зайке на лужок. Дружно скачут зайки на лесной лужайке.
(ребенок выкладывает зайчика из блоков и палочек).
Занятие № 3
«БЕЛОЧКА»
Цель: Развитие речи ребенка, через игровые действия с палочками и блоками.
Развивающие задачи:
- самостоятельно отбирать нужные полоски.
- правильно располагать фигуры и палочки в пространстве.
Альбом «Вместе весело играть» с 5.
Детям предлагается прослушать потешку и построить белочку на тележке.
Занятие № 4
«ПОРОСЯТА И МЫШАТА»
Цель: Развитие речи ребенка, через игровые действия с палочками и блоками.
Развивающие задачи:
- самостоятельно отбирать нужные полоски.
- правильно располагать фигуры и палочки в пространстве.
Альбом «Вместе весело играть» с 6 и 7
В деревне у бабушки Агафьи жили поросята. Они так расшалились, что сломали заборчик-загородку. Давайте поможем бабуле. А еще мы выложим одного поросенка.
АПРЕЛЬ
Занятие № 1
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ ФЛАЖКИ»
Материал: Палочки Кюизенера бордового, голубого и красного цвета.
Цель. Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
Новикова, Тихонова «Развивающие игры и
занятия с палочками Кюизенера) с. 9-10
Воспитатель предлагает детям сделать из двух бордовых палочек «веревку», соединив их концами друг с другом, затем говорит: «На этой веревочке повесим “флажки”. Сделайте из трех палочек флажок треугольной формы и повесьте на веревочку. А теперь сделайте из красных палочек – флажок прямоугольной формы и повесьте рядом с флажком треугольной формы. Снова сделайте флажок треугольной формы. Какой формы будет следующий флажок?»
Занятие № 2
«БУСЫ»
Материал. Цветные счетные палочки: белые, розовые, голубые; карточка.
Цель. Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения (больше, меньше, столько – сколько).
Новикова, Тихонова «Развивающие игры и
занятия с палочками Кюизенера) с 10
Педагог предлагает детям разложить палочки по цветам.
Проверяет правильность выполнения задания, затем говорит: «Сегодня мы будем делать из этих палочек бусы в такой последовательности: сначала положите белую, потом розовую, голубую, снова белую. Продолжите ряд до конца».
Занятие № 3
«Число 4»
Материал. Для воспитателя: цифры. Для детей: цветные счетные палочки в пределах 4; цифры; карточка.
Цель. Познакомить детей с образованием числа четыре и цифрой четыре; учить считать в пределах четырех; закреплять умение различать количественный счет от порядкового.
Новикова, Тихонова «Развивающие игры и
занятия с палочками Кюизенера) с 11
Способ построения вертикальной лесенки (состоящей из двух ступеней) от низкой до высокой знаком детям. Педагог предлагает ребятам выполнить эту работу самостоятельно. Должно получиться 3 ступени.
Занятие № 4
Материал. Для воспитателя: цифры в пределах 5. Для детей: цифры до 5; цветные счетные палочки в пределах 5.
Цель. Познакомить детей с образованием числа пять и цифрой 5; учить называть числительные по порядку. Закреплять умение различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
Новикова, Тихонова «Развивающие игры и
занятия с палочками Кюизенера) с 12
На доске цифры 1, 2, 3, 4. Педагог, показывая на цифры вразброс, предлагает детям назвать их. Затем дает задание:
– Сделайте из палочек лесенку, состоящую из трех ступенек. Положите под палочками цифры.
– Какое число обозначает розовая палочка? (Число два.)
– Какой цвет обозначает число три? (Голубой.)
– Какое число обозначает красная палочка? (Четыре.)
– Отсчитайте четыре белых кубика и поставьте их столбиком возле красной палочки. Что можно сказать про красный и белый столбики? (Они равны, одинаковой высоты.)
МАЙ
Занятие № 1
Волшебные блоки
КРОКОДИЛ
Материал: набор блоков и картинка с символами для чтения
ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики, речи
-учить ориентироваться на знаки-
символы
-учить анализировать, сравнивать
- находить объекты с одинаковыми и
разными свойствами,
-действовать по правилам
-учить ориентироваться по двум
свойствам блоков.
1.Сочиняем небылицу и
выкладываем силуэт КРОКОДИЛА
и стрекозы (стр.6, альбом
«Лепим нелепицы»)
Занятие № 2
Волшебные блоки
«СНЕГОВИК»
Материал: набор блоков и картинка с символами для чтения
ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики, речи
-учить ориентироваться на знаки-
символы
-учить анализировать, сравнивать
- находить объекты с одинаковыми и
разными свойствами,
-действовать по правилам
-учить ориентироваться по двум
свойствам блоков.
1.Сочиняем небылицу и
выкладываем силуэт Снеговика
и стрекозы (стр.7, альбом
«Лепим нелепицы»)
Занятие № 3
Волшебные блоки
«Лягушка»
Материал: набор блоков и картинка с символами для чтения
ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики, речи
-учить ориентироваться на знаки-
символы
-учить анализировать, сравнивать
- находить объекты с одинаковыми и
разными свойствами,
-действовать по правилам
-учить ориентироваться по двум
свойствам блоков.
1.Сочиняем небылицу и
выкладываем силуэт Лягушки
и стрекозы (стр.8, альбом
«Лепим нелепицы»)
Занятие № 4
Волшебные блоки
«Стрекоза»
Материал: набор блоков и картинка с символами для чтения
ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики, речи
-учить ориентироваться на знаки-
символы
-учить анализировать, сравнивать
- находить объекты с одинаковыми и
разными свойствами,
-действовать по правилам
-учить ориентироваться по двум
свойствам блоков.
1.Сочиняем небылицу и
выкладываем силуэт Стрекозы и козы
и стрекозы (стр.9, альбом
«Лепим нелепицы»)
ВОЗМОЖНЫЕ ЗАДАНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ИГРАХ:
Задания на ознакомление с
палочками
.
• найди и покажи такую же палочку, как у меня;
• найди самую длину или короткую палочку;
• укажи из палочек каких цветов построен дом или дорога.
2. Задания на изучение цвета.
• построй квадрат из красных палочек, а затем из голубых, какой больше;
• выложи палочки по схеме: красная, желтая, красная, желтая;
• положите несколько палочек перед ребенком и через несколько секунд уберите одну, спросив, палочки какого цвета не хватает.
3.Задания на измерение.
• попросите ребенка найти любую палочку, короче синей, но длиннее желтой;
• из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая или синяя;
• с помощью любой палочки измеряйте длину карандаша, книги, ножку стола;
• с закрытыми глазами найди две одинаковые длинные, а затем и короткие палочки;
• постройте из палочек дорогу, заведомо пропуская палочки разного размера, и попросите ребенка заполнить пробелы.
4.Задания на построение.
• попросите ребенка построить предмет, используя шаблон.
5. Задания на состав числа.
• попросите ребенка найти большую палочку равную сумме двух маленьких.
6. Логические задания с палочками.
• расположи палочки так, чтобы белая была между красной и синей, а синяя рядом с черной.
В младшем возрасте проводятся упражнения в игровой форме.
• 1. Игра " Найди такую же". Цель: знакомство и закрепление знаний о цвете и длине.
Например: покажите палочку такого же цвета как у меня. Покажите палочку синего цвета и попросите найти такую же.
• 2. Игра " Строим дорожки". Цель: учить группировать предметы по цвету и длине.
Например: постройте дорожку из палочек красного цвета. Постройте дорожку из палочек голубого цвета. Какая дорожка длиннее? Какая короче? Постройте дорожку самостоятельно любого цвета.
• 3. Игра " Коврик для кошечки". Цель: Закрепление знаний о цвете и длине.
Например: Найдите палочки жёлтого цвета, положите их рядом, одну под другую. У нас получился маленький коврик для кошечки.
• 4. Игра " Лесенка для зайки". Цель: осваивается последовательная зависимость палочек по длине.
• Мы по лесенке шагаем и ступеньки все считаем.
• Все ступеньки до одной знаем в лесенке цветной.
• Первая - это белый листок, вторая - розовый лепесток,
• Третья - как голубой океан, четвёртая - словно красный тюльпан,
• Пятая - жёлтый солнечный свет, шестая - сиреневый яркий букет,
• Седьмая - чёрный пушистый кот, восьмая - вкусный вишнёвый компот,
• Девятая - синий мой лимузин, десятая - оранжевый апельсин.
• 5. Игра " Поезд". Цель: закреплять умение различать цвета и соотношение длины.
Например: Сейчас мы построим поезд, а палочки - это вагоны. Возьмите палочки голубого, красного и жёлтого цветов, присоедините их к друг другу как вагончики.
• 6. Игра " Построим забор". Цель: закрепление умения выделять цвета и сравнивать по длине.
Например: Спрячем собачку за забором. Палочки в заборе должны быть одного цвета и одинаковой высоты.
Диагностическая карта
Проявляет интерес к деятельности,
Принимает игровую задачу,
При обследовании предметов выделяет цвет, форму, величину;
Различает «много» предметов и «один»,
Воспроизводит разнообразные постройки, используя блоки и палочки,
Использует речь в процессе игры.
Эмоционально – положительно относится к взаимодействию со сверстниками в игре.
Критерии оценки уровня усвоения программного материала:
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок активно взаимодействует со взрослым, самостоятельно выделяет и называет цвет, форму, размер палочек, группирует и соотносит их по выделенным свойствам. Определяет количественные отношения. Ребенок проявляет активный интерес к играм с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша. Правильно отвечает на поставленные вопросы. Умеет пользоваться речью как средством коммуникативного общения, инициативен, активен. С удовольствием слушает художественную литературу, рассматривает иллюстрации. Ребенок свободно ориентируется в предметном окружении. Проявляет заботливое отношения к близким людям, животным, растениям.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок повторяет за взрослым названия формы, размера предметов, не совсем точно называет цвета палочек. Объединяет их одинакового цвета, размера, формы; показывает большие и маленькие, длинные и короткие. Активный словарь ребёнка менее 1000 слов. Ребёнок отвечает на поставленные вопросы с небольшой помощью педагога. По необходимости пользуется речью как средством общения. Ребенок с незначительной помощью взрослого свободно ориентируется в предметном окружении.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок не проявляет явного интереса к играм с палочками. Ребенок воспринимает различия палочек по цвету, количеству, размерные отношения лишь в совместной со взрослым игре. Ребёнок понимает обращенную к нему речь, но его речь невнятна, однообразна, бедна по содержанию. Ребёнок с трудом отвечает на поставленные вопросы, чаще всего прибегает к помощи педагога, к жестам. Редко пользуется речью как средством общения. Ребенок с незначительной помощью взрослого свободно ориентируется в предметном окружении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Комарова Л. Д. «Как работать с палочками Кюизенера?» М. ; Издательство ГНОМ 2012г.
Финкельштейн «Вместе весело играть» Изготовитель «Корвет».
Финкельштейн «Волшебные дорожки» изготовитель ООО «Корвет»
В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» для работы с детьми 3-7 лет; М. Издательство Мозаика – Синтез, 2008г
Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и к логическим блокам Дьенеша (конспекты занятий, диагностика для детей 4-7 лет) издательство ООО «Корвет»