Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Программа логопедического кружка | Евгения Сергеевна Захарова. Работа №352520

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Целью данной рабочей программы является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.

Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение города Нягани

«Детский сад № 7 «Журавлик»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа логопедического кружка

«В гостях у Звукознайки» для детей 2-3 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возраст детей: 2-3 года

Срок реализации: 8 месяцев

Автор (разработчик): Е.С.Захарова

Учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Нягань,

2024

 


 

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.

Новизна программы: заключается в подборе лексических тем с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Использование нетрадиционных методов дыхательной гимнастики и приемов коррекции мелкой и общей моторики.

Актуальность программы: Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что на логопункт в первую очередь зачисляются дети старшей возрастной категории, возникает необходимость, с целью профилактики и оказания помощи детям младшей группы, в организации логопедического кружка.

Педагогическая целесообразность программы: Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику.

Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.) .

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.

Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:

1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук; Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

2. Формирование правильного речевого дыхания. Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

3. Развитие фонематического слуха. Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При не сформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

Целью данной рабочей программы является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.

Задачи:

1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.

2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата

3.Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков) .

4. Развивать движения кистей и пальцев рук.

5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;

6.Развивать фонематические представления и навыки.

Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.

Особенности программы:

Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественной творчество.

1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог 2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.

3. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки)

4. Музыка – используются музыкальные произведения, песни для упражнений, игр.

5. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

6. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физминутки, самосассаж. для укрепления физического здоровья детей

Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.

Программа логопедического кружка предназначена для детей 2-3 лет.

Занятия в кружке проводятся с ноября по май , 6 раз в месяц, продолжительностью 10 минут, с группой детей по 3 человека.

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

1. Разучивание нового артикуляционного упражнения.

2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики.

3. Упражнения направленные на формирование правильного

(диафрагмального) дыхания.

4. Дидактические игры на развитие фонематических представлений.

 

Перспективный план занятий логопедического кружка.

 

Месяц, неделя

Тема

Методические приемы

Дата проведения

Ноябрь

1 неделя.

Знакомство с органами артикуляционного аппарата.

Показать детям рот, зубы, губы. Язык и нёбо. Познакомить с основными движениями языка.

Развитие мелкой моторики рук: Упр. «Кольцо», «Ушки», «Рожки», «Ножки шагают», «Очки».

Развитие артикуляционного аппарата: «Сказка о весёлом язычке»

07.11.2023

09.11.2023

2 неделя

Выработка длительного выдоха.

Развитие дыхания: Игра: «Бабочка лети»

Добиваться длительного, непрерывного выдоха.

Развитие мелкой моторики рук:

«Моя семья»

Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка, этот пальчик я, вот и вся наша семья.

Развитие артикуляционного аппарата: Артик. упр. для губ и языка с картинками (Лопаточка, дудочка, заборчик)

Развитие

фонематического

слуха: упр. «Послушаем звуки вокруг нас»

14.11.2023

3 неделя

Уточнение движений органов артикуляционного. аппарата, необходимых для правильного произношения звука (а)

Развитие мелкой моторики: «Домашние птицы» Есть у курицы цыплёнок, у гусыни есть гусёнок, у индюшки — индюшонок, а у утки есть утёнок. У каждой мамы малыши, все красивы, хороши.

Развитие дыхания: вдох носом, на выдохе ртом пропеваем звук (а).

Развитие

фонематического

слуха: Упр. «Кто как кричит?» голоса домашних птиц.

Развитие артикуляционного аппарата: Игра «Кормление птенцов»

 

21.11.2023

23.11.2023

 

4 неделя

Воспитание чёткого произношения звука (а) в словах.

Развитие мелкой моторики: Упр. Вот стоит чудесный сад: сливы, вишни, виноград, яблоки и груши. Для нашего Ванюши.

Развитие дыхания: Игра «Успокой куклу» (А-А-а).

Развитие фонематического слуха: Громко-тихо

(Кукла плачет).

Развитие артикуляционной моторики: «Вкусное варенье», Оближем губы» (облизывать по кругу верхнюю и нижнюю губу, рот открыт)

30.11.2023

Декабрь

1 неделя

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для прав произношения звука (у)

Развитие мелкой моторики: Раскрась дудочку.

Развитие дыхания: вдох носом, на выдохе губы трубочкой и дуем на лепесточки цветка.

Развитие фонематического слуха: Высоко - низко. (У) поёт медведь и (у) поёт птичка.

Развитие артикуляционной моторики: «Дудочка играет».

05.12.2023

07.12.2023

2 неделя

Уточнение произнесения звука (у)

Развитие мелкой моторики: «Это Я». Это глазки. Вот. Вот. Это ушки. Вот, вот. Это нос, это рот. Там спинка, тут живот. Это ручки. Хлоп-хлоп. Это ножки топ-топ. Ох устали вытрем лоб.

Развитие дыхания: Упр. «Ладошки греем», дуем на ладошки губы вытянуты.

Развитие фонематического слуха: Игра «Солнышко и дождик» (стучу в бубен).

Развитие артикуляционной моторики: Игра «Поезд».

14.12.2023

 

3 неделя

Подготовка артикуляционного аппарата для произнесения звука (И)

Развитие мелкой моторики: «Посуда». Посуду моет наш Антошка, моет вилку, чашку, ложку, вымыл блюдце и стакан и закрыл покрепче кран.

Развитие дыхания: Упр. «Сдуй салфетку со стола»

Развитие артикуляционной моторики: Игра «Кто умеет улыбаться»

Пришли гости кукла и мишка.

19.12.2023

21.12.2023

4 неделя

Уточнение произнесения звука (и)

Развитие мелкой моторики: упр. «Покорми лошадку горохом».(разбираем горох и фасоль).

Развитие дыхания: Игра «Дует ветер» Сильный и слабый (на листочек).

Развитие фонематического слуха: Упр. «Кто как кричит» (домашние животные) с усложнением (мама и детёныш).

Развитие артикуляционной моторики: Игра «Лошадки» звук (и).

28.12.2023

 

Январь

2 неделя

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для четкого произношения звука (о)

Развитие мелкой моторики : Рисуем бублики.

Развитие дыхания: Игра: «Чей ватный бублик дальше улетит».

Развитие артикуляционной моторики: Арт упр.»Бублик».

11.01.2024

 

3 неделя

Уточнение произнесения звука (о)

Развитие мелкой моторики: Д. И. «Помоги Ване вдеть шнурочки в ботинки».

Развитие фонематического слуха: Д. И. «Угадай кто позвал»

Развитие артикуляционной моторики: Арт. упр. для губ «Улыбка», «Трубочка», «Хоботок».

16.01.2024

18.01.2024

4 неделя

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (п)

Развитие мелкой моторики: Помоги медведю застегнуть пуговицы.

Развитие дыхания: Д. У. «Сдуй снежок через трубочку».

Развитие артикуляционной моторики: Арт. Упр. «Качели»

Развитие фонематического слуха: Изменение высоты голоса по сказке «3 медведя».

25.01.2024

30.01.2024

Февраль

1 неделя

Воспитание чёткого произнесения звука (п)

Развитие мелкой моторики: Помоги поросёнку собрать картинки.

Развитие дыхания: Произнесение на одном выдохе сочетания из двух звуков.

Развитие фонематического слуха: Заводные мышата и циплята ПИ, ПИ, ПИ.

Развитие артикуляционной моторики: Арт. Упр. «Грибок»

06.02.2024

08.02.2024

2 неделя

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (б)

Развитие мелкой моторики: Пальчиковая игра: «На барабане».

Развитие дыхания: Произнесение на одном выдохе сочетания из трёх звуков. Бам

Развитие фонематического слуха: Игра: «Эхо» (смена темпа произношения звука, ребёнок повторяет).

Развитие артикуляционной моторики: Арт Упр. «Барабанчик»

15.02.2024

3 неделя

Уточнение произношения звука (б) в словах

Развитие мелкой моторики: Пальчик, пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел.

Развитие дыхания: Произнесение на одном выдохе сочетания из двух звуков. Би.

Развитие фонематического восприятия: «Узнай по голосу»

Мы немного порезвились, по местам все разместились. Ты загадку отгадай: Кто позвал тебя, узнай.

Развитие артикуляционной моторики: Арт Упр. Для щёк. «Бочки».

20.02.2024

22.02.2024

4 неделя

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (ф)

Развитие мелкой моторики рук: Массаж ладошек (массажёром «Су-джок»). Ходит бродит вдоль дорожек добрый и колючий ёжик.

Развитие дыхания: Произнесение на одном выдохе слог (фа).

Развитие фонематического слуха: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (а).

Развитие артикуляционной моторики: Арт Упр.«Построим заборчик»

29.02.2024

Март

1 неделя

Уточнение произношения звука (ф) в словах.

Развитие мелкой моторики рук: Массаж ладошек (шестигранным карандашом). Ходит бродит вдоль дорожек добрый и колючий ёжик.

Развитие дыхания: Произнесение на одном выдохе слоги (фа-фо - фу-фы).

Развитие фонематического слуха: «Угадай, кто идёт» (стук в бубен, цапля-медленно, воробей быстро).

Развитие артикуляционной моторики: Арт Упр. «Качели».

 

05.03.2024

07.03.2024

2 неделя

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (в)

Развитие мелкой моторики: Самомассаж: «Дождик» Дождик, дождик, капелька, золотая сабелька, лужу резал, резал, резал. Лужу резал не разрезал. Устал и перестал.

Развитие дыхания: «Кто задует свечу одним выдохом?» (палочка с пёрышком).

Развитие фонематического слуха: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (о).

Развитие артикуляционной моторики: Арт Упр.»Киска сердится».

14.03.2024

3 неделя

Уточнение произношения звука (в) в словах

Развитие мелкой моторики: «Солнечные лучики» (пальч. упр).

Развитие дыхания: упр. «Теплый ветерок» Тёплый воздух выдыхай, свои ручки согревай.

Развитие фонематического слуха: «Угадай, кто идёт» (стук в барабан медведь-, колокольчик - мышка).

Развитие артикуляционной моторики: Арт Упр. «Желобок»

19.03.2024

21.03.2024

4 неделя

Закрепить произношение звуков (в; ф)

Развитие мелкой моторики: Пальч гимн: «Замок» На дверях висит замок, кто его открыть, бы смог, мы замочком постучали. Мы замочком повертели. Мы замочком покрутили, и открыли.

Развитие дыхания: Громко-тихо. Громкое звучание металлофона птички летают, тихое приседают.

Развитие фонематического слуха: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (у).

Развитие артикуляционной моторики: Арт Упр. «грибок».

28.03.2024

Апрель

1 неделя

Уточнение движений органов артикуляционного аппар, необх для правильн произн звука (т)

Развитие мелкой моторики: Пальч гимн: Тук, Тук, туки-тук.

Развитие дыхания: Игра: «Пускаем мыльные пузыри».

Развитие фонематического слуха: «Слушай и повторяй» Звук (т) повторяют вслед за ударами бубна.

Развитие артикуляционной моторики: Упр. «Клювик открываем»,

«Птенчик в гнездышке»,

«Червячок» (узкий язык),

«Почистим клювик» (зубки)

02.04.2024

2 неделя

Уточнение произношения звука (т) в словах

Развитие мелкой моторики: Упр. с массажными колечками

Су-джок.

Развитие дыхания: Игра: «Весёлый животик» вдох — надуваем животик, выдох опускаем животик.

Развитие фонематического слуха: «Повтори» дети повторяют ритмический рисунок.

Развитие артикуляционной моторики: Упр. «Домик открывается», «Заборчик», «Бублик», «Часики», «Качели».

04.04.2024

11.04.2024

3 неделя

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука (д)

Развитие мелкой моторики: Кинезиологическое упражнение

«Пальчики здороваются»

(поочередное соединение всех

пальцев с большим – перебор

пальцев).

Развитие дыхания: Игра: «Чей кораблик уплывёт дальше»

Развитие фонематического слуха: «Угадай, что гремит» (витамины, соль, бобы, горох).

Развитие артикуляционной моторики: Упр. «Улыбка», «Хоботок», «Вкусное

варенье».

16.04.2024

18.04.2024

 

4 неделя

Уточнение произношения звука (д)

Развитие мелкой моторики: Пальчиковая гимнастика

«Капель».

Развитие дыхания: Игра: «Играем на дудочке» (ротовой выдох ду-ду-ду).

Развитие фонематического слуха: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (д) среди гласных звуков.

Развитие артикуляционной моторики: Мы построить дом хотим, работу язычкам дадим. Молоточки мы возьмём, дружно гвоздики забьём д-д.

25.04.2024

Май

1 неделя

Уточнение произношения звука (д) в словах

Развитие мелкой моторики:

«Самый сильный пальчик».

Развитие дыхания: Игра: «Весёлый животик» вдох — надуваем животик, выдох опускаем животик.

Развитие фонематического слуха: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (д) среди гласных звуков.

Развитие артикуляционной моторики: Арт Упр. «Грибок» «Барабанчик» «Лошадки».

07.05.2024

2 неделя

Уточнение движений языка для правильного произношения звука (к)

Развитие мелкой моторики: Пальч гимн: «У котёнка лапки»

Развитие дыхания: Пропеваем: «Мяу, мяу, мяу» вдох через нос, выдох-поём.

Развитие фонематического слуха: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (и)

Развитие артикуляционной моторики: Арт Упр. «Горочка» «Киска сердится».

14.05.2024

16.05.2024

3 неделя

Уточнение произношения звука (к) в словах

Развитие мелкой моторики: Пальчиковая игра «Я построю

самолет, шлем надену – и в

полет!»

Развитие дыхания: Вдохни аромат цветов (вдох носом).

Развитие фонематического слуха: Игра: «Кто как кричит?»

Развитие артикуляционной моторики: «Домик открывается»,

«Заборчик», «Бублик»,

«Часики», «Качели».

21.05.2024

23.05.2024

4 неделя

Итоговое занятие.

«Весенние сюрпризы от Смешариков.»

Развитие мелкой моторики: Пальчиковая гимнастика

«Капель».

Развитие дыхания: Упр. «Веселое лесное

путешествие».

Развитие фонематического слуха: «Узнай по голосу»

Мы немного порезвились, по местам все разместились. Ты загадку отгадай: Кто позвал тебя, узнай.

Развитие артикуляционной моторики: Упр. «Улыбка Нюши», «Дудочка

Копатыча», «Блинчик

Бараша», «Вкусное варенье

Совуньи», «Качели с

Ежиком», «Лошадка с

Крошем».

30.05.2024

 

 

Ожидаемые результаты:

В конце цикла занятий у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба, щёк);

Выработка точных и четких движений кистей и пальцев рук;

Сформированность правильного физиологического и речевого дыхания;

Сформированность фонематических процессов.

 

 

 

 

 

Литература:

1.Е.И.Синицына «Умные пальчики». Серия «Через игру - к совершенству». М.: «Лист», 1998г. – 144 с.

2. И.Ю. Оглоблина, С.Ю. Танцюра «Логопедический массаж: игры и упражнения» для детей раннего дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2015.- 64 с. (Библиотека Логопеда).

3. О.А. Новиковская «Веселые пальчиковые игры. Ум на кончиках пальцев.» Издательство АСТ г.Тверь, 2006г.

4.Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». – СПб.: «Литера», 2009.- 64 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×