ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕТСВА на 2023-2024 учебный год. | Саковец Оксана Вячеславовна. Работа №342242
Пояснительная записка:
В соответствии с ФГОС ДО возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Настоящая программа призвана помочь организации деятельности педагога наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации.
Персонализированная программа наставничества включает описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон.
Программа призвана помочь организовать деятельность наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации.
Цель: Оказание помощи молодому педагогу в профессиональном становлении, а также для формирования в ДОУ квалифицированного педагогического состава.
Задачи:
• привитие интереса к педагогической деятельности, повышение теоретических и практических компетенций педагога.
• ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
Принципы организации наставничества:
Совместная деятельность наставника и молодого педагога принесёт положительные результаты, если она будет построена в соответствии с некоторыми принципами:
-Мотивация.
Наставничество должно быть двусторонней добровольной работой. Она эффективна, только когда молодой воспитатель на самом деле хочет овладеть навыками и стать хорошим специалистом. А наставник искренне желает передать свои знания и навыки новичку. Если один из них действует без внутренней мотивации, по принуждению или по вынужденным обстоятельствам, результата не будет.
-Сотрудничество.
Наставничество основано на взаимном уважении и доверии. Наставнику следует создать доброжелательную атмосферу и общаться с воспитателем на равных.
- Системность.
Развитие и поддержка молодого педагога должны быть непрерывными. Одноразовые действия не дают должного результата. Наставнику необходимо ориентироваться на «зону ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому), выстраивая взаимодействие с молодым педагогом.
Срок реализации программы: 1 год.
Форма взаимодействия: наставник-наставляемый;
Форма наставничества: традиционная;
Параметры взаимодействия: индивидуальное, групповое.
Режим работы: очный.
Режим встреч: 3 раза в месяц.
-2 раза в месяц методические мероприятия;
- 1 раз в месяц посещение мероприятий наставляемого.
-1 раз в месяц, по просьбе наставляемого, посещения мероприятий наставника.
Профессиональные затруднения, выявленные в ходе опроса:
- разработка перспективного и календарно-тематического плана работы;
- составление плана по самообразованию;
- планирование и организация ООД;
- формы работы с родителями;
- особенности проведения дидактических игр;
- организация двигательного режима, индивидуальной работы по физическому развитию;
- реализация и внедрение «метода проектов»;
- организация и проведение прогулок с детьми;
- особенности работы с детьми в летний период.
МБДОУ Онохойский детский сад «Солнышко»
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕТСВА
на 2023-2024 учебный год.
Составила воспитатель первой квалификационной категории:
Саковец Оксана Вячеславовна.
План работы наставника с молодым специалистом.
Пояснительная записка:
В соответствии с ФГОС ДО возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Настоящая программа призвана помочь организации деятельности педагога наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации.
Персонализированная программа наставничества включает описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон.
Программа призвана помочь организовать деятельность наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации.
Цель: Оказание помощи молодому педагогу в профессиональном становлении, а также для формирования в ДОУ квалифицированного педагогического состава.
Задачи:
привитие
интереса
к
педагогической
деятельности,
повышение
теоретических
и
практических
компетенций
педагога.
ускорение
процесса
профессионального
становления
педагога
и
развитие
способности
самостоятельно
и
качественно выполнять
возложенные на него
обязанности по занимаемой
должности.
Принципы организации наставничества:
Совместная деятельность наставника и молодого педагога принесёт положительные результаты, если она будет построена в соответствии с некоторыми принципами:
-Мотивация.
Наставничество должно быть двусторонней добровольной работой. Она эффективна, только когда молодой воспитатель на самом деле хочет овладеть навыками и стать хорошим специалистом. А наставник искренне желает передать свои знания и навыки новичку. Если один из них действует без внутренней мотивации, по принуждению или по вынужденным обстоятельствам, результата не будет.
-Сотрудничество.
Наставничество основано на взаимном уважении и доверии. Наставнику следует создать доброжелательную атмосферу и общаться с воспитателем на равных.
- Системность.
Развитие и поддержка молодого педагога должны быть непрерывными. Одноразовые действия не дают должного результата. Наставнику необходимо ориентироваться на «зону ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому), выстраивая взаимодействие с молодым педагогом.
Срок реализации программы: 1 год.
Форма взаимодействия: наставник-наставляемый;
Форма наставничества: традиционная;
Параметры взаимодействия: индивидуальное, групповое.
Режим работы: очный.
Режим встреч: 3 раза в месяц.
-2 раза в месяц методические мероприятия;
- 1 раз в месяц посещение мероприятий наставляемого.
-1 раз в месяц, по просьбе наставляемого, посещения мероприятий наставника.
Профессиональные затруднения, выявленные в ходе опроса:
- разработка перспективного и календарно-тематического плана работы;
- составление плана по самообразованию;
- планирование и организация ООД;
- формы работы с родителями;
- особенности проведения дидактических игр;
- организация двигательного режима, индивидуальной работы по физическому развитию;
- реализация и внедрение «метода проектов»;
- организация и проведение прогулок с детьми;
- особенности работы с детьми в летний период.
Этапы реализации Программы.
Подготовительный этап:
Содержание этапа:
*выявление профессиональных проблем и образовательных запросов молодого педагога;
*анализ педагогом-наставником профессиональной готовности молодого педагога;
*разработка основных направлений работы с молодым педагогам.
Основной, развивающий этап:
Задача этапа: реализация профессионального становления молодого педагога.
Содержание этапа:
*создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;
*оказание методической помощи опытными педагогами начинающим;
* взаимно поддержка и взаимопомощь;
*совместное изучение новейших технологий и применение их в работе с детьми;
* координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения детей;
* помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;
*взаимное посещение занятий, прогулок, режимных моментов в группе;
* самообразование начинающих педагогов;
*оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога;
* советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия.
Контрольно-оценочный этап:
Задача этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы.
Содержание этапа:
-анализ результатов работы молодого педагога с детьми;
-динамика профессионального роста молодого педагога;
-рейтинг молодого педагога среди коллег;
-самоанализ своей деятельности;
-перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;
-подведение итогов, выводы.
Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение
начинающим педагогом целей и задач в период наставничества. Прохождение определенного этапа для каждого педагога индивидуально. В конце учебного года результаты работы по наставничеству предоставляются на педагогическом совете.
Формы работы педагога - наставника с молодым педагогом
Для того чтобы повысить профессиональное мастерство молодых педагогов, используются разные формы работы. Выбор форм работы зависит от этапа реализации программы, от личностных качеств педагогов, от уровня профессиональной подготовки молодых педагогов, от поставленных задач.
№
Эт ап
Традиционные формы работы наставника с молодым педагогом
Нетрадиционные формы работы наставника с молодым педагогом
1.
Подготовительный
Беседа-знакомство;
опрос;
собеседование;
анкетирование;
тестирование;
наблюдение
за
организацией
воспитательно
-
образовательного процесса
в
группе;
консультирование по изучению нормативн
о-
правовой базы, регламентирующей деятельность
ДОУ,
по
ведению
документации.
разнообразные
психологические
тренинги
(арт-терапевтический, на снятие эмоционального напряжения, тревожности);
психологические
диагностические тесты.
2.
Основной, этап
Взаимное
посещения
занятий, режимных
моментов;
личный
пример;
практикумы по планированию каждого этапа
организованной образовательной деятельности;
информирование
(инструктирование);
обучение
на
рабочем
месте;
создание развивающей предметно –
пространственной среды.
Мастер-классы;
семинары-практикумы;
создание
чек-листов
по
различным рабочим
вопросам;
«тайм - менеджмент» для
мотивации,
раскрытия
потенциала молодого педагога, совместное создание условий
для творчества. Это искусство правильно организовать свое время.
3.
Контрольно оценочный этап
Подготовка
молодого
педагога к
предстоящей
аттестации;
подготовка
и
показ
открытого занятия;
самостоятельная
организация
и
проведение
родительского собрания;
-выступление с докладом (сообщением) на тематическом педсовете.
Участие в конкурсных
движениях;
активное
участие
в
инновационной деятельности ДОУ (использование сетевых технологий в организации образовательного процесса)
Предполагаемый результат реализации персонализированного плана работы:
-Повышение теоретических и практических компетенций:
-в планировании и организации образовательной деятельности;
-в умении анализировать, проводить самоанализ эффективности проводимой образовательной деятельности;
владение
формами
и
методами
работы
с
родительской
общественностью;
в
умении
эффективно
управлять
группой,
с
целью
вовлечения
воспитанников
в
процесс
обучения и воспитания посредствам дидактической игры, мотивируя их учебно-познавательную
деятельность.
Реализация педагогом полученных знаний:
внедрение
проектной
деятельности
с
участниками
образовательного
процесса;
участие
педагога
в
работе
семинаров,
конференциях,
педагогических
советах,
методических
объединениях;
-самостоятельная разработка ООД, открытый показ;
внедрение
современных
технологий
в
образовательный
процесс.
План мероприятий
№
Сроки
Содержание работы
Форма проведения
дата
1
сентябрь
Разработка перспективного и календарно - тематического плана работы.
Консультация на тему «Правовой навигатор» (изучение нормативно-правового обеспечения образовательного процесса)
Практикум Совместный анализ
Интерактивная встреча
22.09.2022
3
октябрь
Выбор темы по самообразованию, составление плана по самообразованию.
Психологическая практика «Стратегии уменьшения психоэмоционального напряжения».
«Рука-об руку» - проведение образовательной деятельности
Анализ профессиональных
интересов, разработка плана. Практика.
Совместная ОД.
04.10.22
17.10.2022
В течение месяца
4
ноябрь
«Планирование и организация ООД»-
выявление профессиональных затруднений и совместное определение путей их устранения.
Тренинг «Рефлексия собственных
возможностей, для достижения намеченных планов в работе»
Посещение ООД , анализ,
методическая консультация Тренинг
В течение месяца 22.11.22
11.11.2022
5
декабрь
Организация работы с родителями воспитанников: формы работы, организация родительских собраний.
Деловая игра «Медиа-имидж педагога»
«Рука-об руку» - проведение образовательной деятельности
Практикум
Деловая игра Совместная ОД
20.12.22
08.12.2022
В течении месяца
6
январь
Особенности проведения дидактических игр. Посещение мероприятий
Форсаж - сессия «Трек актерского мастерства» Взаимное посещение занятий.
Консультация Совместный анализ
Практикум
24.01.2023
10.01.2023
17.01.2023
7
февраль
Укрепление здоровья и формирование безопасного поведения детей.
Просмотр и анализ организации двигательного режима, индивидуальной работы по физическому развитию, организация ООД по физкультуре.
Форсаж - сессия «Социальная страница как личный бренд педагога»
Индивидуальное консультирование
Совместный анализ
Интерактивное общее обучение.
07.02.23
06.02.2023
10.02.2023
8
март
Метод проекта: цели, реализация
Форсаж - сессия «ИКТ в образовательном процессе»
«Рука-об руку» - проведение образовательной деятельности
Практикум разработки и внедрения Деловая игра
Совместная ОД
21.03.23
23.03.2023
06.03.2023
9
апрель
Организация и проведение прогулок с детьми (все части).
«Рука-об руку» - проведение образовательной деятельности
Взаимное помещение занятий.
Открытый показ, консультация Совместная ОД
Совместный анализ деятельности
18.04.23
03.03.2023
10
май
Особенности работы с детьми в летний период.
Опрос наставляемого по эффективности работы по наставничеству.
Методический практикум
Совместный анализ деятельности Опрос
эффективности
12.05.2023
15.05.2023
23.05.2023
11
В
течение года
Посещение ООД.
Посещение и анализ ООД. Совместная работа и
индивидуальное консультирование
В течение года
12
В
течение года
Посещение режимных моментов.
Посещение и анализ режимных моментов. Совместная работа и индивидуальное
Консультирование.
В течение года
График посещений молодого специалиста наставником на 2022-2023 учебный год.
Дата посещений
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
12.09
10.10
07.11
05.12
10.01
06.02
06.03
03.04
15.05