Программа нравственного воспитания музейной педагогики | Надежда Николаевна Фадеева. Работа №329680
Разработка музейно-образовательной программы, направленной на соотрудничество с образовательными учреждениями, позволила бы построить систему их педагогического взаимодействия с музеем, в которой значимое место займет нравственное воспитание. С
Усиление роли нравственного воспитания в целостном педагогическом процессе делает проблему развития нравственных чувств личности особенно актуальной. Без участия других социальных институтов школа сегодня не может обеспечить современное эффективное воспитание.
Программа нравственного воспитания музейной педагогики.
Усиление роли нравственного воспитания в целостном педагогическом процессе делает проблему развития нравственных чувств личности особенно актуальной. Без участия других социальных институтов школа сегодня не может обеспечить современное эффективное воспитание, необходим выход за ее пределы, использование возможностей иных обучающих пространств.
Разработка музейно-образовательной программы, направленной на соотрудничество с образовательными учреждениями, позволила бы построить систему их педагогического взаимодействия с музеем, в которой значимое место займет нравственное воспитание. Согласованное взаимодействие с образовательными учреждениями обеспечит преемственность и последовательность в работе педагогов музея и учреждений образования, придавая воспитательному процессу системный и целенаправленный характер.
Создание программы и ее реализация возможны лишь на основе изучения и анализа практической и теоретической деятельности отечественных и зарубежных ученных, опыта работы музейных педагогов. Это позволит использовать методы и технологии базирующиеся на принципах гуманистической педагогики и наиболее отвечающие психолого-педагогическим установкам.
Разработка содержания программы предполагает взаимодействие с учреждениями образования с целью выработки согласованных воспитательных задач и методов педагогического взаимодействия. Реализация программы могла бы осуществиться только через обеспечение тесной связи музея с учебно-воспитательными учреждениями городов и районов.
Предлагаемая программа дала бы возможность:
- существенно расширить рамки привычных форм музейной работы с достаточно многочисленной и постоянной по составу аудиторией;
- расширить воспитательное пространство и реализовать воспитательный потенциал музейного собрания;
- на базе программы образовательные учреждения могли бы корректировать свою внеурочную и воспитательную работу. Включение музейного компонента в учебно-воспитательный процесс школ и дошкольных образовательных учреждений позволило образовательным учреждениям повысить статус, а педагогам-квалификацию.
Выбор возрастного отрезка от 5 до 9 лет обусловлен тем, что развитие нравственных чувств начинается в дошкольном и младшем школьном возрасте с формирования эмоциональной культуры, как основы воспитуемости личности. “Независимо от уровня самосознания детей период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения развития нравственно-эстетического восприятия... Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношения к миру, постепенно трансформирующегося в свойства личности. Основные нравственно-эстетические свойства личности закладываются именно в детстве и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь, влияют на формирование мировоззрения, привычек и убеждений”.
Программа расчитывается на 4 годовых курса. Начальный курс, ориентированный на детей пяти лет, должен быть расчитан на одно занятие в месяц. Количество занятий в курсе постепенно увеличивается и может быть доведено до 20 (2 занятия в месяц). Тематические блоки программы повторяются из года в год, но с новым содержанием. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих.
Предлагаемые темы не перекликаются с темами школьного курса и не носят характера наглядной иллюстрации к тому или иному предмету.
Основная часть программы должна реализовываться в музейной среде. Однако на начальном этапе реализации необходимо предусмотреть занятия, проводимые в школах и детских садах, в школьных музеях, которые помогут вызвать интерес к музею как хранителю бесценных сокровищ природы и истории, вооружить ребенка теми знаниями, которые необходимы ему, чтобы воспринимать музейный язык. Эти занятия могут проводиться как сотрудниками музея, так и педагогами воспитательно-образовательных учреждений. С этой целью необходима разработка методических рекомендаций.
Данная программа не устанавливает жёстких рамок в подборе содержания программы и методах её реализации, а лишь определяет общее направление деятельности. Все занятия программы должны предусматривать возможность их использования для единичного посещения.
Рекомендуемый подход к отбору содержания программы основан на соотношении эстетического и нравственного, возможности воспитания нравственных начал через личностное эмоциональное постижение историко-культурного наследия, имеющего эстетические, общечеловеческие ценности.
Программа погружает ребёнка в разноликое пространство мира природы и человеческой культуры. В ней широко представлены произведения живописи, музыки, литературы, декоративно-прикладного и народного искусства, народные традиции и наиболее яркие страницы родной истории. В центре внимания занятий-духовный и нравственный облик человека, этические и эстеические чувства, связанные с восприятием и созданием красоты.
Сфера эстетического восприятия жизни позволяет гармонизировать мировоззрение, сформировать этические и моральные принципы отношения к природе и людям, органически сочетая освение информации с развитием сферы чувств. Эстетическое воспитание, являясь средством приобщения подрастающего поколения к эстетической культуре, т.е. к нормам, идеалам, ценностям накопленным культурой, имеющим к тому же глубоко нравственную основу, направлено на формирование ценностного нравственно ориентированного отношения личности к миру и к самой себе.
Эстетическое воспитание становится основой для гармонизации воспитательного процесса, т.к. его нельзя рассматривать как формирование какой-либо одной способности, одной стороны личности, правильнее говорить о том, что эстетическое воспитание, оказывая воздействие на мировоззрение, нравственность интеллект, вкус, является средством целостного воспитания.
Особое внимание следует обратить на соединение эстетического и нравственного аспектов, потому, что именно оно является фундаментом личности, служит для достижение гармонии личности, служит для достижения гармонии истины, добра и красоты в человеческом сознании.
Цель программы-развить у детей эмоционально-эстетическое, нравственно-оценочное отношение к действительности; содействовать становлению более совершенного в нравственном и мировоззренческом плане человека; ввести музей в сферу жизненных интересов ребенка.
Задачи, решаемые в ходе реализации программы, определяют её ценностно-смысловую характеристику: осознание принадлежности к своему Отечеству, традициям и историко-культурному наследию; приобщение к системе ценностей отечественной и мировой культуры, чувство ответственности за их сохранение; воспитание начал музейной культуры как части общей культуры человека; элементы экологической культуры, ценностное отношение к природе, эстетическое отношение к природе, эстетическое отношение к окружающему миру, умение эмоционально реагировать на красоту окружающего мира.
Решение поставленных задач предполагает системный подход, т.е. осмысление истории, быта, традиций, художественной деятельности не изолированно друг от друга, а как выражение культурной целостности эпохи.
Содержание программы характеризуется гуманистической и эстетической направленностью, которая распространяется на все тематические блоки. Во всех блоках основные акценты делаются на красоте, многообразии и единстве, взаимозависимости, причинах и следствиях, нравственных основах, творчестве. Программа не предъявляет требований к содержанию и объёму стартовых знаний, а также к уровню развития учащихся.
В рамках программы можно объединить три тематических блока, определяющих ценностные ориентиры: “Человек, “Природа”, “Искусство”. В каждый из блоков включить темы, которые знакомят ребёнка с определенными сторонами окружающего мира и различными аспектами историко-культурного наследия.
Тема “Человек” рассматривается с позиции высоких духовно-нравственных качеств и всего прекрасного и полезного, что он создал и создаёт. Первые из занятий должны быть подготовительными.
Важное место в народной культуре занимают народные промыслы-органическое соединение труда и творчества.
В понятие красоты труда входят понятие о красоте того кто трудится, о красоте трудового процесса, о красоте продукта труда. Рукотворность вещи и творческое начало её автора определяет её духовную красоту и ценность. В произведениях народного творчества отражаются любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. Он служит эффективным средством формирования положительного эмоционально окрашенного отношения к разным сторонам жизни, воспитания любви к родному краю.
Существенный потенциал несёт в себе этнопедагогика, предполагающая обращение к непредметным формам бытования наследия-фольклору, обрядам, ремёслам и т.д.
Тема “Природа” предполагает формирование нравственного сознания через экологическое воспитание. Если мы говорим, например, о развитии экологической культуры, то это означает, что мы предлагаем спектр технологий для формирования у детей экокультурных ценностей, нравственного ценностного отношения к природе; это значит, что мы создаём условия для формирования у них позитивного опыта взаимодействия с природой, включаем их в игры, пректы, которые дают им образцы экологически грамотного, чуткого, бережного отношения к природе, позволяют им постичь красоту природы, её эстетическую ценность.
Научный и нравственный подходы в экологическом воспитании имеет массу различий, так, если научный предлагает деление целого на составляющие, то нравственный основывается исключительно на восприятии целостности и неделимости природы. Только при нравственном восприятии можно любить природу и весь окружающий мир, понимать важность его сохранения, понимать и чувствовать свою ответственность за ее сохранение.
Каждый ребенок должен осознавать, что окружающий мир – это вся природа, которая нас окружает, и без нее человека представить невозможно. Только любовь к природе может привести к гармонии человека с природой, а потому с детства ребенок должен сохранять природу и оберегать ее. От педагогов же зависит передача экологических знаний, они способны воспитать и привить детям любовь к природе.
Любовь к окружающему миру позволит воспитать высоко духовного и нравственного человека.
Блок “Искусства” реализуется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства и живописи современных художников. Начальные знания о народном прикладном творчестве дети получают на занятиях цикла “Человек”. Красота народного искусства непосредственно воздействует на душевное состояние человека, его настроение, является источником эмоций, влияющих на отношение к окружающему миру.
При работе с произведениями живописи центральный акцетн должен падать не эстетическое восприятие самой действительности, отражаемой искусством, а восприятие искусства должно рассматриваться, прежде всего, как средство активизации эстетического восприятия реальных объектов и событий. Тема к каждому из занятий должна подбираться таким образом, чтобы она была интересна детям, а также понятна. Так, например, можно рассказать об уникальности и удивительности природы посредством пейзажа, или рассмотреть черты лица человека, его эмоции, посредством портрета.
Следует обратить внимание на важность объяснения смысла работы художника, который не просто “копирует”, а всегда выражает своё отношение к изображаемому, передавая его в формах живописи. Через восприятие настроения и характера произведения дети осваивают довольно широкий диапозон оттенков отзывчивости. Важно воспитать представление об изобразительном искусстве как особом способе познания жизни и мира.
Формы и методы воспитательной работы определяются с учётом возрастных, психологических, эмоциональных, интеллектуальных особенностей детской аудитории. Воспитательными действиями создаются ситуации благоприпятствующие возникновению у воспитанников позитивных переживаний. Придать воспитательному процессу эмоционально-образный, ассоциативно-субъективный характер, помогает использование художественно-педагогического подхода, позволяющего сочетать понимание и чувствование, расширяющего границы познания для ребёнка.
Привлечение образных средств (живопись, музыка, сказки, поэзия, фольклор) помогает расширяет восприятие мира. А потому учителем должны использоваться данные средства для того, чтобы заинтересовать ребенка, вызвать у них эмоциональный отклик.1 Использование приема актуализации чувственного опыта учащихся, обращение к их личным переживаниям, позволяет сочетать, с выражением собственного отношения к излагаемому.
Диалогическое построение бесед даёт возможность детям высказать свою точку зрения. Информация музейного педагога должна характеризоваться краткостью, информационной насыщенностью, чётко выраженной взаимосвязью прошлого, настоящего и будущего, при этом не утомлять детей и вызывать положительный эмоциональный отклик в их душе.
В процессе каждого занятия музейный педагог применяет не только вопросно-ответный метод, но и своеобразные “сократовские” беседы-путём выстроенных вопросов подталкивает детей к самостоятельному оптимальному ответу, создавая “ситуацию успеха”. Диалог ведётся ненавязчиво и тонко, так, чтобы у детей возникло полное ощущение самостоятельности их открытий. Как средство активизации и закрепления впечатлений используются творческие задания, направленные не на освоение технических приёмов, а на эмоциональное восприятие и выражение. Для удержания психологически комфортного состояния на занятиях используются только гуманные методы и приёмы (без запретов и категоричных обращений).
Повышенной динамичностью отличается эмоциональный мир ребенка, это характеризует его тем, что если пробуждать те или иные переживания и эмоции, при многократном однотипном таком пробуждении, эмоции уже не будут столь яркими и выразительными, они станут затухать. Это позволяет с уверенностью говорить о том, что воспитание ни в коем случае не должно базироваться на стереотипных ситуациях. Только посредством регулярной смены позитивных эмоциональных состояний, можно добиться больших успехов в воспитании.
Поскольку ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста-игра, важно подбирать и продумывать такое её содержание, реализация которого формирует представление о нравственных ценностях, предлагает возможность нравственного выбора.
Главный метод музейной педагогики-непосредственное взаимодействие с предметом. Очень важно, какую смысловую нагрузку несёт та или иная форма интерактивной деятельности в структуре данного занятия. Что в результате данной методики должен вынести для себя ребёнок, что нового приобрести. Как изменится его мироощущение. Любое интерактивное действие должно быть обусловлено идеей, содержанием, замыслом, сюжетом экспозиции или занятия. Ребёнку должно быть понятно, для чего он совершает то или иное действие с предметом.
Взаимодействие с предметом только на тактильном уровне не вызывает у ребёнка никаких эмпатических эмоций (сопереживание, соучастие), не затрагивает его внутренний мир. Необходимо превратить его в действенное, эффективное, когда рождается чудо открытия, настоящего познания, незабываемого факта прикосновения к прошлому.
Взаимодействие ребёнка и музейного объекта может быть эффективным и оправданным только при условии выявления личностной значимости самого артефакта, т.е. актуализации. Необходимо создать условия для погружения современного ребёнка в историческую среду.
Чтобы предмет, оказавшийся в руках ребёнка, стал действительно ценным, значимым для него, необходимо раскрыть его функциональное и историческое значение, выявить его роль в историко-культурном процессе, связь с сегодняшней жизнью. “Предъявлять ребёнку мир-значит раскрыть перед ним многоцветную палитру социального значения и личностного смысла его объектов так, чтобы в объекте обнаружилось ценностное содержание”.2
В ходе занятия, работа с предметом ведется так, чтобы максимально подчеркнуть все его особенности, а также достоинства. Например, когда детям рассказывается про Великую Отечественную Войну, о количестве погибших солдат, о том, какое это было тяжелое время для людей и всей страны, детям предлагается самостоятельно выделить ряд ценностей современного мира, в котором войны нет.
Так, ребенок частично погружается в атмосферу, осознает преимущества мира, понимает негативные последствия войны, приходит к тому, что в мирное время людям жить спокойнее и безопаснее. Следовательно, несмотря на то, что дети не были свидетелями данной войны, у них появляется представление о ней, ее последствиях. Формируется в ней определенное отношение.
Рассматривая музейные объекты, связанные с событием, дети более глубоко погружаются в эту атмосферу. Важно здесь чтобы между всеми участниками процесса был диалог, эвристичнсоть, импровизация общения.
Успешность реализации предлагаемого проекта может быть обеспечена путём выполнения следующих условий:
- создать интерактивный фонд, как через приобретение предметов, так и путём изготовления высококачественных муляжей и копий предметов из фондов музея;
- привести информационно-методическое обеспечение музея в соответствие с требованиями и современными техническими возможностями;
- организовать в музее образовательную службу, способную инициировать и поддерживать музейно-педагогический процесс, нацеленный на нравственное воспитание;
- наладить сотрудничество с городской художественной школой, гимназией искусств, фольклорными коллективами районного Дома культуры, народными умельцами, владеющими старинными ремёслами (с целью освоения сотрудниками музея элементарных навыков);
- наладить межмузейное сотрудничество с краевым историко-археологическим музеем-заповедником и другими музеями Краснодарского края;
- разработать методические рекомендации по использованию средств музейной педагогики в воспитательном и учебном процессах в дошкольном и школьном образовании, объясняющие замысел проекта.
Необходимо также констатировать понимание научными сотрудниками музея несоответствия функций музея и его научных сотрудников современным потребностям, в том числе интеграции с образовательными учреждениями. Недостаточный уровень психолого-педагогических знаний, основных теорий воспитания, невысокий уровень владения педагогической техникой научного сотрудника музея требуют всемерного повышения профессионального мастерства.
Рассмотрев возможности интериоризации нравственных ценностей через освоение культурного наследия, сделаем следующий вывод. Процесс усвоения нравственных ценностей, осуществляемый музейно-педагогическими средствами, реализуется через формирование личного отношения человека к миру и его прошлому. В качестве ценностей ориентации, выступающей как один из компонентов механизма нравственной саморегуляции, предлагается культура.
Музей, построенный на принципе диалога культур, осуществляет в своем пространстве трансляцию духовного и культурного опыта, сосредоточенного в музейных памятниках, одновременно воздействуя на интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферы личности. Превращение культурного опыта в личные качества осуществляется через внутренний акт осмысления целостности человеческого рода и себя как его неповторимой части. Результативность этого процесса основана на эффекте единства информационно-логического и эмоционально-образного.
Включение музея в сферу жизненных интересов ребёнка является важнейшим условием в формировании культурологического сознания, определяющего систему норм и ценностей, регулирующих поведение. Музейная культура определяет отношение к ценностям общечеловеческого значения, необязательно находящимся в музее, к предметному миру в целом.
Способствуя интериоризации универсальных общечеловеческих ценностей, межмузейная коммуникация в то же время способствует становлению культурной идентичности, которая поможет не раствориться в унифицированной массовой культуре, нивелирующей личностные качества.
Таким образом, музей обладает неисчерпаемым воспитательным потенциалом, который наиболее эффективно реализуется в долговременных комплексных образовательных программах, основанных на новых педагогических технологиях.
Булатова О.С. О роли художественного начала в педагогической деятельности // Педагогика.-2005.-№3.-С.54.
Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой.-М.: Новая школа, 1998.-С.115.