Программа по адаптации детей к детскому саду | Радько Елена Александровна. Работа №315168
Публикуется программа по адаптации детей к детскому саду: "Легко и просто в сад хожу, садик свой люблю!»
В программе указана цель, задачи.
Целесообразность данной программы заключается в том, чтобы довести до понимания родителей и педагогов, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьёзные последствия для ребенка он может спровоцировать.
Так же в программе описаны возрастные особенности ждетей младшего возраста. Психологическая характеристика адаптации. Содержательный раздел. Примерное перспективное плпнирование педагогом-психологом.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа
«Детский сад № 10 «Домисолька»
(МДОУ «Детский сад № 10»)
Рабочая программа
Адаптация детей раннего возраста к ДОУ
«Легко и просто в сад хожу, садик свой люблю!»
Педагог-психолог:
Радько Елена Александровна
Петрозаводск, 2022
Пояснительная записка
Ранний возраст – это период с 1 до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития.
В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье.
Поступление ребёнка в ДОУ вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и семье.
И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей, специалистов, администрации ДОУ и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Направленность Программы - по функциональному предназначению является социально педагогической (организация педагогического сопровождения в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ); по форме организации – групповой; по времени реализации – на период адаптации детей раннего возраста.
Программа направлена на создание комплексной системы педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ путём создания оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка раннего возраста при взаимодействии с родителями.
Целесообразность данной программы заключается в том, чтобы довести до понимания родителей и педагогов, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьёзные последствия для ребенка он может спровоцировать.
Целью программы является – создание оптимальных условий для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка раннего возраста и взаимодействия с семьей в процессе адаптации к условиям ДОУ
Задачи программы:
Создать условия для организации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику педагогического партнерства.
Повышать информационную компетентность сотрудников МДОУ по проблеме организации адаптации детей раннего возраста.
Особенности развития детей раннего возраста
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, творческая позиция и многое другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Речь. Автономная речь ребенка довольно быстро трансформируется и исчезает. Не обычные по звучанию и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи. Быстрый переход на новый уровень возможен только в благоприятных условиях, а именно при полноценном общении ребенка со взрослыми.
Дети осваивают речь как фонетической, так и с семантической ее сторонами. Произнесений слов становится более верным. Слово приобретает предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку, с этим связаны первые обобщения. В этом возрасте активно растет пассивный словарь – количество понимаемых слов. Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь (количество воспроизводимых слов ребенком меньше, чем понимаемых), предложение состоят обычно из 3-5 слов.
С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства познания действительности, как способа регуляции поведения и деятельности ребенка со стороны взрослого.
Восприятие. Восприятие носит непроизвольный характер, ребенок может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприятия происходит на основе внешне ориентированного действия (по форме, величине, цвету) при непосредственном соотношении и сравнении предметов.
Восприятие является доминирующим в развитии других психических функций. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Развитие происходит в предметной деятельности. Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция. Наблюдается выделение пространственных отношений между предметами. Наблюдаемые предметы притягивают ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию, благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение. Л.С. Выготский описывает это единство так: «В раннем возрасте господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, непосредственно переходящее в действие».
Мышление. Развитие мышления зависит от деятельности самого ребенка (приобретение чувственного опыта) и от влияния взрослого, который учит способам действий и дает обобщенные названия предметов. Основная форма мышления – наглядно-действенное. Начинают формироваться элементы наглядно-образного мышления. Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности. Большое значение в решении интеллектуальных задач имеет речь, которая в ходе развития делает меньшей зависимость мышления от непосредственного восприятия. Мышление активно развивается благодаря овладению ребенком значений предметов. Начинает формироваться знаково-символическая функция сознания, т.е. усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, а также замещение реального предмета знаком. Появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение.
Память. Память включается в процесс активного восприятия узнавания. В основном преобладает узнавание, хотя ребенок может непроизвольно припоминать увиденное или услышанное раньше. Память является продолжением и развитием восприятия. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная. Возрастают объем и прочность сохранения материала. Доминирует непроизвольная память. Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память. Появляется новый процесс памяти – воспроизведение.
Внимание. Развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик объем. Сознательный контроль за выполнением действия отсутствует. Под влиянием речи складываются предпосылки для развития произвольного внимания. Расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ним, на которых ребенок сосредотачивается.
Воображение. Предпосылками воображения выступают представления. Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов. Воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка – сказки, рассказы.
Социальная ситуация развития в раннем возрасте характеризуется наличием системы «ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом.
Социальное развитие ребенка идет по двум направлениям: через усвоение правил взаимодействия людей друг с другом и через взаимодействие ребенка с предметом в мире постоянных вещей. Осуществляется через посредника (старшего) и соучастника усвоения социальной роли (ровесника).
Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Внутри предметной деятельности зарождаются новые виды – игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Важная роль в овладении предметной деятельностью, принадлежит деловому общению. Являясь ведущей деятельностью, предметная деятельность в наибольшей степени способствует развитию познавательных процессов.
Психологическая характеристика процесса адаптации детей к ДОУ
Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, т.е. развиваться.
Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в меняющихся условиях и сохранения своего психофизического благополучия.
Адаптация направлена на поддержание равновесия организма и среды в новых для ребенка условиях. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают все уровни организма и психики. Поэтому все адаптационные возможности и адаптационные изменения необходимо рассматривать на трех уровнях: психофизиологическом, индивидуально-психологическом и социально-психологическом.
Новые условия, характеризующие ДОУ, объединяются в три группы:
Условия, связанные с новой организацией взаимодействия с взрослым:
знакомство с новым взрослым и необходимость выполнять его требования;
очень активные, неожиданные или незнакомые ребенку действия взрослого, адресованные ребенку или выполняемые поблизости от него;
жесткая регламентация условий выполнения задач;
изменение ситуации общения с взрослым, когда ребенок становится не единственным объектом внимания, а членом детской группы;
поощрение и порицание взрослым действий;
ограничение времени на выполнение действий, в том числе бытовых.
2. Условия, связанные с новой организацией среды:
выход за пределы знакомого помещения;
необходимость действовать самостоятельно в организованной свободной деятельности.
3. Условия, связанные с взаимодействием со сверстниками:
встреча с коллективом ровесников;
необходимость осуществлять все процессы жизнедеятельности вместе с другими детьми;
наличие у ровесников незнакомых ребенку форм поведения в типичных ситуациях.
Для успешной адаптации решающее значение имеют:
функциональное состояние организма, показателем которого является работоспособность;
особенности обменных процессов;
тип нервной системы и темперамента;
тренированность нервно-психических механизмов, которая достигается постепенным дозированием нагрузок на психику, связанных с новыми впечатлениями;
психологическое состояние ребенка в момент привыкания к новым условиям, например, стабильность положительных эмоций, чувство защищенности, доверия к окружающим, уверенность в себе и близких людях.
Необходимые условия для успешной адаптации:
1) Сотрудничество и координация усилий воспитателей, педагога - психолога и других специалистов д/с.
2) Обеспечить возможность участия родителей в жизни ребенка в условиях новой среды.
3) Установить доверительный личностный контакт с каждым ребенком, проявляя индивидуальную заботу и, оказывая помощь.
4) Установить ритуалы ежедневной встречи и прощания с каждым ребенком.
5) В процессе общения способствовать объединению детей, закладывая традиции групповых взаимоотношений.
6) Систематически поддерживать интерес ребенка в деятельности, формировать уверенность в себе, развивать самостоятельность, инициативность.
7) Вести индивидуальный режим адаптации ребенка к условиям детского сада (индивидуальные наблюдения за степенью адаптации).
8) Согласованность действий родителей и педагогов, сближение подходов к детям в семье и в детском саду.
9) Создание для ребенка фона уверенности, обеспечивающего психологический комфорт: радость, забота, внимание, доброжелательность, чуткость.
10) Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.
11) Формировать у ребенка навыки адекватных форм общения со взрослыми и сверстниками.
Трудности адаптации обычно возникают в случае, если ребенок изолирован от повседневной адаптации к меняющимся условиям. Родители, которые стремятся поддерживать неизменность окружающей обстановки, стремительно устраняя все препятствия, возникающие в жизни и деятельности ребенка, снижают защитные силы психики. Не умея адаптироваться к минимальным изменениям, «изнеженные» дети испытывают серьезные трудности при значительных переменах в их жизнедеятельности.
Утрата многих традиций семейного воспитания привела к тому, что у многих детей, поступающих в ДОУ, не формируются в соответствии с возрастом навыки самообслуживания и общения. Их коммуникативный опыт ограничивается родителями. А общая нестабильность социальной ситуации приводит к дестабилизации детско-родительских отношений и, как следствие, к невротизации ребенка в ранние периоды развития.
Тяжело протекает адаптация также в том случае, если она неправильно организована:
- не изучен исходный уровень адаптационных возможностей ребенка или выбраны неправильные приоритеты в их диагностике;
- процесс адаптации ускоряется взрослыми;
- неправильно оценивается процесс привыкания ребенка к новым условиям.
Проявления дезадаптации зависят от типа нервной системы ребенка (Е.И. Морозова). У возбудимых, расторможенных детей первый этап адаптации является негативистическим. Их поведение характеризуется острыми реакциями протеста и выраженными проявлениями аффективной и другой психопатологической симптоматики. Активный протест может вести к преодолению стрессовой ситуации.
Однако при неверной оценке поведенческих реакций ребенка и последующих ошибочных воспитательных воздействиях взрослого такое деструктивное поведение ребенка может привести к формированию патологических черт характера.
У тормозимых, боязливых детей первым является депрессивный этап. Активный протест проявляется с отсрочкой – в домашней обстановке. В ДОУ дети внешне выглядят послушными и спокойными, что создает ложное впечатление хорошей адаптации. Дети безучастны к происходящему, пассивны, необщительны, отказываются от игры. Не наблюдается экспрессивных проявлений, недовольства. Попытки взрослого установить контакт с детьми и вовлечь их в совместную деятельность вызывают тревогу, растерянность, которые переходят в беззвучный плач или бесцельное блуждание по групповой комнате. Возникают навязчивые движения, а также поведенческие и эмоциональные признаки регрессии: утрата навыков опрятности, самообслуживания, появление симбиотической привязанности к матери, предпочтение тактильного контакта в общении со взрослым всем остальным формам общения.
Второй этап получил название псевдоадаптации. Дети по-своему приспосабливаются к психотравмирующей ситуации. В привычной и стабильной обстановке их поведение более адекватное. Общая подавленность иногда, например, на интересных занятиях, сменяется заинтересованностью. Свободная игра протекает в одиночестве, имеет нестойкий, кратковременный характер. На данном этапе фиксируются и стабилизируются невротические проявления, что выражается в нарастании тревожности, сензитивности, ранимости, пассивной подчиняемости, повышенной зависимости от взрослого. Возникает и усиливается невротическая тревога, проявляясь в ритуальном поведении – приверженности к строгому соблюдению порядка действий, например, при укладывании спать, на прогулке. Глубина депрессии и негативизма уменьшается, но расширяется круг невротических проявлений. Приспособление имеет «болезненный характер». Реакции псевдоадаптации распространяются на другие, не связанные с ДОУ, ситуации.
Третий этап предполагает подлинную адаптацию. О завершении процесса адаптации свидетельствуют следующие критерии:
- положительный эмоциональный фон;
- продуктивность действий в новых условиях;
- гибкость реакций на изменение привычной ситуации;
- инициативность в контактах со взрослым, сверстником;
- организованность поведения, отсутствие дискомфорта при выполнении режима дня, бытовых процессов;
- наличие самостоятельной деятельности по интересам.
Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, в пище и пр.), так и социальных (в доверительных контактах и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении и т.п.), в новой среде и новыми средствами.
Степени адаптации:
Выделяют три степени адаптации:
Легкая степень: к 20-му дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.
Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.
Тяжелая степень: поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.
По истечении периода адаптации на психолого-медико-педагогическом совещании ведется анализ степени адаптированности каждого ребенка.
Планируемые результаты (целевые ориентиры)
Планируемые результаты освоения программы представляют собой определение результатов освоения программы в виде целевых ориентиров, что связано со спецификой дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) и не требуют от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов. Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
Стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.
Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
Имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами.
Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
Снижение тревожности;
Снижение количества страхов;
Улучшение взаимоотношений родитель-ребёнок.
Изменение статуса ребенка в семье и детской группе.
Содержательный раздел
Этап подготовительный.
Работа с родителями
п
сихологическое просвещение
выступление на родительском собрании на тему «Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»;
создание буклета «Адаптация к ДОУ: советы психолога»;
памятка «Как подготовить ребенка к детскому саду»;
анкетирование с целью составления психологического портрета ребенка, выявления факторов риска
дезадаптации
;
индивидуальные консультации родителей.
Работа с воспитателями
психологическое просвещение:
консультация для воспитателей «Степень адаптации детей к условия
м детского сада»;
работа с новинками литературы;
информационный обмен;
консультирование по результатам первичной диагностики с целью индивидуализации педагогом работы с детьми, совместная разработка мер психолого-педагогической поддержки дет
ей «группы риска
дезадаптации
»
помощь педагогам в организации образовательного пространства с учетом адаптационного процесса.
Работа с детьми
Определение течения адаптации
Разработка методики
психолого-педагогоческой
поддержки детей в период адаптации на основе выявленных индивидуальных особенностей;
Разработка программы психологического сопровождения ребенка в адаптационный период
Основной этап
Работа с родителями
индивидуальное консультирование по запро
су или инициативе психолога;
подготовка рекоменда
ций, предложений, пожеланий;
психологическое просвещение (выступления на родительских собраниях в группах на тему «Анализ процесса адаптации детей к ДОУ», стендовая информация в уголках групп, на интернет сайте ДОУ, подбор и распространение специальной
психологопедагогической
литературы)
Работа с воспитателями
консультирование по текущим вопросам
хода адаптационного процесса;
совместная оценка ситуации;
помощь в осуществлении инди
видуального подхода к детям;
рефлексия собственной деятельности,
контроль за
выполнением рекомендаций, прогноз результатов.
Работа с детьми
систематические наблюдения за поведением детей в х
оде адаптационного процесса;
осуществление текущей диагностики хода адаптационного процесса: заполнение
листов адаптации;
конкретизац
ия группы адаптации ребенка;
корректировка мер психолого-пе
дагогического сопровождения;
индивидуальная деятельность с детьми с целью развития благоприятных эмоциональных состояний, формирования чувства доверия к н
овым взрослым и сверстникам;
реализация системы групповых адаптационных игр, направленных на снятие эмоционального напряжения, формирование благоприятного психологического климата в адаптационных группах.
Примерное перспективное планирование занятий педагогом-психологом
(на основе Роньжиной А.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению)
№
п/п
Тема занятия
Цель занятия
Материал
1
«Божья коровка»
- создание положительного эмоционального настроя в группе;
- развитие умения действовать соответственно правилам игры;
- развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
- развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов); - развитие внимания, речи и воображения.
игрушечная божья коровка, большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, кубики и т.п.
2
«Листопад»
- создание атмосферы эмоциональной безопасности;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, повышенной двигательной активности;
- развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;
- развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакций;
- развитие речи, воображения, творческих способностей.
большой зонт; магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с записью медленной спокойной музыки; два кленовых листа (для каждого ребенка)
3
«Мячик»
- сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;
- повышение эмоционального тонуса;
- развитие чувства ритма, координации движений;
- развитие ориентации в пространстве;
- обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов;
- развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения
большой мяч; мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине)
4
«Прогулка в осенний лес»
- сплочение группы, развитие эмпатии;
- развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию;
- снижение излишней двигательной активности;
- обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету;
- развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей;
- развитие общей моторики; - развитие памяти, речи и воображения.
картина или фотография «Осенний лес»; игрушечный ежик; игрушки (куклы бибабо): лиса, волк, медведь; красный, желтый и зеленый кленовые листья (для каждого ребенка); красная, желтая и зеленая корзинки
5
«Веселый Петрушка»
-развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха;
- закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка – мальчик);
- закрепление пространственных представлений («верх», «низ»);
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие восприятия, речи и воображения
игрушка (кукла бибабо) «Петрушка»; игрушечный паровозик, с привязанной к нему длинной лентой; бельевая прищепка синего цвета (для каждого мальчика); бельевая прищепка желтого цвета (для каждой девочки); обруч, с привязанными к нему лентами желтого и синего цвета; мягкая игрушка или кукла (для каждого ребенка)
6
«Мячики»
-развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт; друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера);
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха;
- развитие ориентации в собственном теле;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие зрительного восприятия, речи и воображения
большой красный мяч и маленький синий мячик; мячи среднего размера (для каждой пары детей); магнитофон, кассета с записью спокойной музыки и ритмичной плавной мелодии
7
«Зайка»
- создание положительного эмоционального настроя в группе;
- развитие умения подражать движениям взрослого;
- развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
- развитие умений подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции;
- снижение излишней двигательной активности, импульсивности;
- развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.
мягкие игрушки: заяц и лиса; магнитофон, кассета с записью веселой плясовой музыки; мешочек с набором пластиковые овощи
8
«Мыльные пузыри»
- создание положительного эмоционального настроя в группе;
- развитие умения подражать движениям взрослого;
- развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
- развитие умений подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции;
- снижение излишней двигательной активности, импульсивности;
- развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.
набор для выдувания мыльных пузырей; магнитофон, кассета с записью плавной мелодии; мячи; мячи для подскоков (хоппы)
9
«Мишка»
- сплочение группы, развитие эмпатии;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;
- развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры;
- развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
- развитие внимания, речи и воображения.
игрушечный медвежонок; магнитофон, кассета с записью пения птиц
10
«Непослушные мышата»
- преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет;
- формирование положительной самооценки;
- развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм;
- развитие слухового внимания, быстроты реакции;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие чувства юмора, речи и воображения.
игрушечная мышка; розовый и черный косметические карандаши; большие игрушечные часы;
магнитофон, кассета с записью плясовой музыки
11
«Колобок»
- сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества;
- снятие страхов перед сказочными героями;
- развитие общей и мелкой моторики, координации движений;
- развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного);
- развитие пространственных представлений;
- развитие внимания, речи и воображения.
куклы бибабо (персонажи сказки «Приключения Колобка»); матерчатый мешочек; фрукт и овощ; пластилиновый шарик (для каждого ребенка); дидактический набор «Мисочки»; деревянные игрушки: грибок, шарик, кубик (соразмерные по величине)
12
«Котята»
- формирование положительной самооценки;
- развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга;
- снятие мышечного напряжения;
- развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость);
- развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки;
- развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле;
- развитие пространственных представлений;
- развитие внимания, речи и воображения.
магнитофон, кассета «Голоса животных и птиц»;желтые, красные, синие, зеленые бабочки размером с детскую ладошку (по количеству детей); игрушки или предметные картинки желтого, красного, синего и зеленого цвета
Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются педагогом.
Занятия длительностью 10-20 минут проводятся 2-3 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр.
Работа по каждому из разделов дополняется задачами, связанными с профилактикой и торможением отрицательных эмоций. Их решение достигается как в процессе индивидуальных, так и групповых занятий с детьми как психологом, так и воспитателем.
Приемы торможения отрицательных эмоций:
- переключение;
- игры с песком, водой;
- игры с бытовыми предметами;
- пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки);
- спонтанные, раскрепощающие движения (надувать щеки, рвать бумагу, топать ногами);
- игры с озвученными игрушками (бубен, барабан, погремушка и т.д.).
Список литературы
Роньжина
А.С.
Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению
.
-
М.
:
Книголюб
, 2003
Приложение 1
Анкета для родителей.
Сведения о ребенке:
Ф.И.О._______________________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________________
Домашний адрес, телефон ______________________________________________________
Перенесенные заболевания:
Травмы:______________________________________________________________________
Операции:____________________________________________________________________
Инфекционные заболевания, кишечные инфекции__________________________________
ОРЗ (сколько раз в год)_________________________________________________________
Переживание психических травм:
развод родителей, переезд, смерть близкого человека, другое_________________________
Речевое развитие,
Понимание общей речи, выполнение инструкций, просьб – да, нет
Первые слова в возрасте________________________________________________________
Фразовая речь – да, нет
Как обычно зовут ребенка дома?_________________________________________________
Что отличает Вашего ребенка от других? (его индивидуальные особенности)___________
_____________________________________________________________________________
Есть ли вещь или игрушка к которой ребенок особенно привязан:_____________________
_____________________________________________________________________________
Любимый вид занятий, игр, чем любит заниматься дома:_____________________________
_____________________________________________________________________________
Какие навыки самообслуживания уже обретены ребенком: __________________________
_____________________________________________________________________________
2. Сведения о матери
Ф.И.О._______________________________________________________________________
Дата рождения _____________________
Образование __________________________________________________________________
Место работы _________________________________________________________________
3. Сведения об отце:
Ф.И.О._______________________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________________
Образование __________________________________________________________________
Место работы _________________________________________________________________
4. Сведения о семье
Семья: полная, неполная
Состав семьи (кто проживает вместе с ребенком), степень родства (брат, сестра, бабушка и т.д.)
Ф.И.О. _______________________________________________________________________
Ф.И.О. _______________________________________________________________________
Ф.И.О. _______________________________________________________________________
Ф.И.О. _______________________________________________________________________
К кому из членов семьи ребенок больше привязан:__________________________________
Кем воспитывался ребенок до года________________________________________________
В настоящее время_____________________________________________________________
Язык общения: русский, другой__________________________________________________
Ребенка, кроме родителей, могут забирать:______________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На основе каких знаний Вы воспитываете ребенка? (подчеркнуть)
а) слушаете передачи по радио, телевидению
б) читаете педагогическую литературу
в) на основе рекомендаций педагогов
г) на основе опыта старшего поколения
д) другое (дописать) _____________________________________________________________________________
Развивающие занятия:
Ведутся ли развивающие занятия дома – да, нет
Кружки, секции, посещаемые дополнительно_______________________________________
Какие формы сотрудничества с педагогами для Вас наиболее привлекательны (подчеркнуть):
– возможность видеть ребенка в группе в разных видах деятельности;
– обмен мнениями о развитии детей в беседах, дискуссиях;
– участие в совместных с детьми досугах;
– участие в практикуме или тренинге, обогащающем Ваши воспитательные умения;
– другое_____________________________________________________________________
Какие пожелания у Вас имеются к педагогам дошкольного учреждения, работающих с Вашим ребенком:______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 2
Стендовая информация
«Советы психолога по адаптации ребенка»
Обеспечьте малышу постепенное вхождение в новые условия. Постарайтесь не оставлять его сразу на целый день. Желательно первое время забирать тогда, когда малыш еще не устал, и ему не хочется уходить – сразу после дневной прогулки или после обеда. Тем самым Вы сформируете у него желание снова прийти в сад.
Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете, постарайтесь строго выполнять свои обещания. Если малыш плачет при расставании с Вами, твердо скажите ему, что Вы его оставляете на несколько часов, что так надо, что Вы его любите и обязательно приедете за ним в определенное время. Сократите «сцену прощания», создайте «ритуал прощания», например, заранее договоритесь с ребенком, что Вы помашете ему в окно: так ему будет легче отпустить Вас. И, конечно, не забудьте похвалить за спокойное расставание.
Постарайтесь на время адаптации до минимума снизить нагрузку на нервную систему малыша. Для этого обеспечьте спокойную семейную обстановку, на время прекратите походы в цирк, театр, гости. В выходные дни дома постарайтесь соблюдать такой же режим, как и в детском саду.
В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. На начальном этапе дети зачастую чувствуют себя скованно и вынуждены сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению, которое, если не разрядить, может стать причиной невроза. Поэтому дома чаще обнимайте малыша, играйте с ним в веселые подвижные игры, поощряйте выражение эмоций, детский смех.
Терпимо относитесь к детским слезам, капризам. Помните, что малышу сейчас нелегко, а слезы – естественный выход отрицательных эмоций.
Проявляйте гибкость. Проблемы адаптации могут возобновиться после праздников, каникул, а также при серьезном изменении внешних обстоятельств. Поэтому важно вновь сократить время пребывания ребенка в детском саду либо в течение какого-то времени по договоренности с воспитателем устраивать перерыв в середине недели.
Поддерживайте контакт с воспитателями. Расскажите об индивидуальных особенностях Вашего ребенка, обсуждайте возникающие проблемы.
Подчеркивайте, что Ваш ребенок Вам, как и прежде,
дорог и любим!
Приложение 3
Лист адаптации
Приложение 4
Анкета «Готовность ребенка к поступлению в детский сад»
Ф.И.О. ребенка______________________________________________________________________
Группа_____________________________________________________________________________
1. Какое настроение преобладает у вашего ребенка?(подчеркнуть)
- бодрое, уравновешенное – 3
- раздражительное, неустойчивое – 2
- подавленное – 1
2. Как ваш ребенок засыпает?
- быстро (до 10 мин) – 3
- медленно – 2
- спокойно – 3
3. Что вы делаете, чтобы ребенок заснул?
- дополнительное воздействие – 1
- без воздействия – 3
4. Какова продолжительность сна ребенка?
- 2 часа – 3
- менее часа – 1
5. Какой аппетит у вашего ребенка?
- хороший – 4
- избирательный – 3
- неустойчивый – 2
- плохой – 1
6. Как относится ваш ребенок к высаживанию на горшок?
- положительно – 3
- отрицательно – 1
- просится на горшок – 3
- не просится, но бывает сухой – 2
- не просится и ходит мокрый – 1
7. Есть ли у вашего ребенка отрицательные привычки?
- сосет пустышку или сосет палец, раскачивается(указать др.) – 1
- нет отрицательных привычек – 3
8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
- да – 3
- нет – 1
- иногда – 2
9. Представляет ли интерес к действиям взрослых?
- да – 3
- нет – 1
- иногда – 2
10. Как Ваш ребенок играет?
- умеет играть самостоятельно – 3
- не всегда – 2
- не играет сам – 1
11. Взаимоотношения со взрослыми
- легко идет на контакт – 3
- избирательно – 2
- трудно – 1
12. Взаимоотношения с детьми.
- легко идет на контакт – 3
- избирательно – 2
- трудно – 1
13. Отношения к наказаниям:
Внимателен, усидчив, активен:
- да – 3
- нет – 1
- иногда – 2
14. Есть ли у ребенка уверенность в себе?
- есть – 3
- не всегда – 2
- нет – 1
15. Есть ли опыт разлуки с близкими?
- перенес разлуку легко – 3
- тяжело – 1
16. Есть ли аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
- есть – 1
- нет – 3
Результат _____________________________________________________________________
Приложение 5
Консультация для воспитателей
«Степень адаптации ребёнка к условиям детского сада»
В каждом детском саду есть уже свой отработанный алгоритм адаптации ребенка. Чаще всего малыш привыкает к новой жизни по такой схеме: чтобы ребенку было проще познакомиться с воспитателями и другими детьми, мама приводит его несколько раз на дневную и вечернюю прогулку. Очень важно, чтобы ребенок видел, как родители приходят за детьми;
- первую неделю малыша приводят к девяти часам, чтобы он не видел слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. Желательно, чтобы ребенок был накормлен, потому что многие малыши отказываются кушать в непривычной для них обстановке;
- первую неделю мама находится в группе вместе с малышами, чтобы он чувствовал себя спокойнее. После утренней прогулки мама забирает ребенка домой;
- вторую неделю малыш остается в группе в течение такого же времени, что и в первую, но уже без мамы. Мама приходит к концу утренней прогулки, и ребенок обедает в ее присутствии;
- третью и четвертую неделю ребенок уже может остаться на дневной сон. Родители могут забрать его сразу, как только он проснется.
По тому, как дети приспосабливаются к садику, их можно разделить на три основные группы.
Тяжелая степень адаптации – дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант.
Поведение ребенка:
Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в хучшем случае с ребёнком вообще не удаётся установить контакт). Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей. Очень часто родители находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Hо постепенно все может уладиться, и это во многом зависит от обстановки дома.
Запомните, что ребенку с тяжелой адаптацией, помимо вас и воспитателей, поможет только педиатр или узкий специалист!
Средняя степень адаптации – в эту группу опадают дети без нервных расстройств – они в детском саду «всего лишь» начинают часто болеть. Еще бы, происходит «обмен» всевозможными инфекциями. Подобную «прививку» могут выдержать далеко не все дети – у многих начинаются ОРЗ и прочие неприятности. При этом типе адаптации заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш ваш заболеет, а значит, адаптация его приблизится к благоприятной. И это, в свою очередь, поможет адаптироваться вашему ребенку и в дальнейшем, когда он переступит порог школы.
Поведение ребенка:
Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).
При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.
Легкая адаптация – наконец, почти половина детей составляет Амую благополучную группу – они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.
Поведение ребенка:
Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, например, понарошку кормит куклу, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш ваш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего – полмесяца.
Каждый ребенок привыкает к жизни в детском саду по-своему. Одному ребенку на адаптацию потребуется всего неделя, а другому – целый месяц. Продолжительность привыкания зависит от многих факторов. Надо учитывать темперамент малыша, его состояние здоровья, какова обстановка в семье и даже то, насколько готовы к этому важному этапу сами родители. Некоторые дети в первые дни проявляют нешуточную агрессию: царапаются, кусаются, бросаются на пол, с яростью швыряют предлагаемые игрушки. Иногда бывает все наоборот: малыш после расставания с мамой замыкается в себе и, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживает рыдания; сидит, уткнувшись в одну точку, не притрагиваясь ни к игрушкам, ни к еде. Так что родители должны быть готовы ко всему.
Чтобы более детально и как можно объективнее судить об этом этапе, психологами был специально разработан ряд необходимых показателей, достаточно информативно характеризующих особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организационному коллективу, и эмоциональный портрет ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад.
Эмоциональный портрет ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад:
Отрицательные эмоции – как правило, важнейший компонент, встречающийся практически у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому организационному коллективу.
Обычно проявления различны: от еле уловимых до депрессии, напоминающей собою плен. При ней малыш подавлен, угнетен и безучастен ко всему на свете. Он есть, и в то же время его нет. Сидит как будто окаменелый, весь погруженный сам в себя. Не ест, не пьет, не отвечает на вопросы, о сне вообще не стоит говорить… И вдруг исчезает вся окаменелость, и он безумно мечется по группе, напоминая «белку в колесе». Как вихрь вырывается из рук нянь или воспитателей и мчится к выходу, со всеми конфликтуя на ходу. Там замирает, а потом, рыдая, зовет маму, захлебываясь в собственных слезах. Но вдруг бессильно замолкает, вновь превратившись в манекен. И так по нескольку раз в день.
Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой плача: от хныканья до постоянного. Но наиболее информативен приступообразный плач, свидетельствующий о том, что на какое-то время у малыша все негативные эмоции внезапно отступают на последний план в связи с тем, что их оттесняют положительные. Но, к сожалению, все это лишь на время. Чаще всего на время ориентировочной реакции, когда малыш во власти новизны.
В палитру плача входит также и «плач за компанию», которым уже почти адаптированный к саду ваш ребенок поддерживает «новичков», пришедших в группу, и составляет «плачущий дуэт» или же просто подпевает в хоре.
Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится так называемое хныканье, которым он стремится выразить протест при расставании с родителями, убегающими на работу.
Страх – обычный спутник отрицательных эмоций, их «сослуживец», «компаньон» и «друг». Навряд ли вам удастся встретиться с ребенком, который не испытал его хотя бы раз во время адаптации к детсаду. Ведь ваш малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу для своего существования на свете. Поэтому он многого боится, и страх преследует его буквально по пятам. Малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, малыш боится новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу. Малыш боится, что вы предали его, что не придете за ним вечером, чтобы забрать домой… Малыш боится… Очень часто мы невольно сами провоцируем его глобальный страх. И этот страх – источник стресса, а приступы его можно расценивать как пусковые механизмы стрессовых реакций.
Гнев: Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице. В такой момент Алыш ваш, словно маленький агрессор, пантерой готов прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту. В период адаптации ребенок похож на «ахиллесову пяту» и оттого раним настолько, что поводом для гнева может служить все. Поэтому гнев и рождаемая им агрессия способны разгореться, даже если нету искры, как будто бы в самом ребенке заложена пороховая бочка.
Положительные эмоции – противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто «опьянен» ориентировочной реакцией на «прелесть новизны». Чем легче адаптируется ваш ребенок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающих о завершении у вашего ребенка адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, - главные «лекарства», вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.
Социальные контакты. Уже в три года ваш малыш обычно любит контактировать с людьми, сам выбирая повод для контакта. Коммуникабельность ребенка – это благо для успешного исхода адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в дошкольном учреждении у некоторых малышей утрачивается и это свойство. Такие дети замкнуты и нелюдимы, все время проводят лишь в «гордом одиночестве». На смену этой «гордой бесконтактности» приходит «компромиссная контактность», означающая то, что ваш ребенок вдруг сам стал проявлять инициативу для вступления в контакт с взрослыми людьми.
Однако эта инициатива мнима. Она нужна ребенку только лишь как выход из сложившегося положения и не направлена на улучшение общения с людьми, особенно со сверстниками. В такой момент малыш обычно, плача, подбегает к воспитательнице, хватает ее за руку, пытается тянуть к входной двери и молит, чтобы она отвела его домой. Малыш готов пойти на компромисс с заведующей или няней, он даже молит медсестру… пусть не домой, но только чтобы увели его из группы, чтобы забрали поскорей от этих не умеющих вести себя детей. Нет, он не хочет и не может дружить с ними. Насколько проще было дома, когда он проводил все дни один.
Как только ваш малыш сумеет наконец наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль – и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у вашего ребенка.
Познавательная деятельность – обычно верный «друг» всех положительных эмоций. Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций. В три года эта деятельность тесно связана с игрой. Поэтому малыш, впервые придя в детский сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими. Ему не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ним. Ваш «почемучка» словно в зимней спячке, и познавательная деятельность его заторможена. Однако как только он проснется, или, в конце концов, вы все-таки «разбудите» его, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.
Социальные навыки. Под прессом стресса ваш малыш обычно изменяется настолько, что может «растерять» почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Все это вызывает частые насмешки у детей и недовольство воспитателей, как правило, считающих, что ваш малыш совсем не подготовлен к саду. Его приходится кормить из ложечки и умывать, как младенца. Он «не умеет» одеваться, раздеваться и пользоваться носовым платком. Не знает, когда надо говорить спасибо. Ну, словом, маленький дикарь. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он «вспоминает» вдруг забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивая новые.
Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь, не прогрессируя, а в сторону регресса. Словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, при разговоре с вами лишь употребляя младенческие или облегченные слова. Почти совсем нет существительных. Почти совсем нет прилагательных. Встречаются одни глаголы. И предложения из многосложных стали односложными. В ответах на вопросы – «телеграфный стиль». Такая речь – итог тяжелой адаптации. При легкой – она или же не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть. Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса.
Двигательная активность. Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен. Однако постарайтесь все-таки не путать его активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка.
Сон. Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как «ванька-встанька». Его не успеваешь уложить, как он уже сидит, рыдая, на кровати. По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. Но сон навряд ли можно назвать сном. Он беспокойный, прерывается все время всхлипыванием или внезапным пробуждением. Порою кажется, что малыша преследуют кошмары. Как будто бы он смотрит сон свой в телевизоре, где ясно видит, что с ним происходит. Однако фильм имеет только страшное начало, конец малыш боится посмотреть. И чтобы его действительно не видеть, в испуге, плача, прерывает сон. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он в самом деле сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.
Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется ваш ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку. Гораздо реже ваш малыш впадает вдруг в другую крайность, и ест не меньше, чем Гаргантюа, пытаясь своим «волчьим» аппетитом хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация пониженного или же повышенного аппетита, как правило, сигнализирует всем нам о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета.
На фоне стресса ваш ребенок может похудеть, но, адаптировавшись, он легко и быстро не только восстановит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем поправляться.