Программа по дополнительному образованию | Хамзина Алия Зуфаровна. Работа №320014. Номер работы: №320014
Программа по дополнительному образованию ЮИД 2023-2024
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные инспекторы дорожного движения» для обучающихся 8-12 лет. Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею общественного движения «Юные инспекторы движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма.
В процессе занятий дети участвуют в рейдах по обеспечению безопасности движения на улицах и дорогах, в агитационных автопробегах по пропаганде правил поведения на дорогах и улицах. Проводятся состязания юных велосипедистов, конкурсы знатоков правил дорожного движения, состязание «Безопасное колесо» и др.
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный инспектор дорожного движения» рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу. Общее количество часов 70.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №12
Принята на заседании
методического (педагогического) совета
от 29.05.2023 г.
Протокол № 8
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СШ №12
______________ И.Н. Джафарова
Приказ № _ш12-13-671/3 от 02.06.2023
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЮНЫЙ ИНСПЕКТОР ДВИЖЕНИЯ»
Возраст обучающихся: 8 - 12 лет
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов в год: 70 часов
Автор составитель: Хамзина Алия Зуфаровна,
педагог дополнительного образования
СУРГУТ
2023
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Название программы
«Юные инспектора дорожного движения»
Направленность программы
социально-гуманитарная.
Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу
Хамзина Алия Зуфаровна
Год разработки
2023
Где, когда и кем утверждена программа
Принята на заседании
методического (педагогического) совета
от 29.05.2023 г.
Протокол №
Информация и наличии рецензии
нет
Цель
Вовлечь учащихся в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма, познакомить их с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Задачи
Образовательные:
-обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
-познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД;
-дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма;
Развивающие:
- формирование и развитие навыков безопасного поведения на дорогах;
- формирование умения предвидеть опасные ситуации на дороге, избегать их, принимать грамотные решения в соответствии с ситуацией;
- развитие организаторских способностей и общей культуры личности;
Воспитательные:
- социализация личности ребенка через включение его в различные виды социальных отношений в общении, игре, творческой деятельности;
- объединение детей на основе овладения знаниями и навыками безопасного поведения на дорогах.
Ожидаемые результаты освоения программы
Знать:
-правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
-серии дорожных знаков и их представителей;
-способы оказания первой медицинской помощи;
-техническое устройство велосипеда. Уметь:
-работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
-читать информацию по дорожным знакам;
-оценивать дорожную ситуацию;
-оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; управлять велосипедом.
Иметь навыки:
-дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
-взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
-участия в конкурсах, соревнованиях.
-активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Срок реализации программы
1 год
Количество часов в неделю / год
2/70
Возраст обучающихся
8 -12 лет
Формы занятий
Практические занятия, соревнования, игры по пропаганде безопасности дорожного движения
Аннотация к рабочей программе «ЮИД»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные инспекторы дорожного движения» для обучающихся 8-12 лет. Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею общественного движения «Юные инспекторы движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма.
В процессе занятий дети участвуют в рейдах по обеспечению безопасности движения на улицах и дорогах, в агитационных автопробегах по пропаганде правил поведения на дорогах и улицах. Проводятся состязания юных велосипедистов, конкурсы знатоков правил дорожного движения, состязание «Безопасное колесо» и др.
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный инспектор дорожного движения» рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу. Общее количество часов 70.
Нормативно-правовые документ, регламентирующие организацию образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в образовательных организациях
1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями, внесенных Федеральным законом от 17.02.2023 N 26-ФЗ) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция), (consultant.ru);
2. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями), (garant.ru);
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержденная Правительством Российской Федерации, Распоряжение от 29 мая 2015 г. № 996-р), (consultant.ru);
4. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 3 апреля 2012 г. (с планом мероприятий), (garant.ru);
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», (garant.ru);
6. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации», (garant.ru);
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (действует до 1 марта 2027 года), (garant.ru);
8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»), (sudact.ru);
9. Региональный проект «Успех каждого ребенка» от 20 июня 2019 года Региональный проект «Успех каждого ребенка», (iro86.ru);
10. Письмо Министерства просвещения РФ от 18 августа 2022 г. N 05-1403 «О направлении методических рекомендаций» Письмо Министерства просвещения РФ от 18.08.2022 N 05-1403 «О направлении методических рекомендаций», (garant.ru).
Пояснительная записка
Актуальностью данной программы и её педагогической целесообразностью является формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в опасных условиях, умение оказывать само-и взаимопомощь, а также развитие творческих способностей воображение, фантазии учащихся.
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Уровень освоения программы - стартовый.
Отличительные особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Сроки реализации программы – программа рассчитана на 1 год обучения.
Адресат программы - возраст детей, на которых рассчитана программа 10-12 лет.
Режим занятий - групповые занятия по программе проводятся 2 раз в неделю по 1 часа, согласно расписанию.
Форма обучения – очная.
Условия набора детей в коллектив/условия формирования групп - обучение по программе не требует предварительного отбора учащихся. Набор обучающихся на дополнительную общеобразовательную программу ведется по принципу добровольности. Группы формируются по возрастным параллелям.
При реализации программы возможно применение дистанционных образовательных технологий.
Цель программы «Юные инспектора движения» - вовлечь учащихся в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма, познакомить их с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Задачи:
Образовательные:
-обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
-познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД;
-дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма;
Развивающие:
- формирование и развитие навыков безопасного поведения на дорогах;
- формирование умения предвидеть опасные ситуации на дороге, избегать их, принимать грамотные решения в соответствии с ситуацией;
- развитие организаторских способностей и общей культуры личности;
Воспитательные:
- социализация личности ребенка через включение его в различные виды социальных отношений в общении, игре, творческой деятельности;
- объединение детей на основе овладения знаниями и навыками безопасного поведения на дорогах.
Учебный план
№
Название раздела, темы.
Количество часов
Формы
аттестации/контроля
Теория
Практика
Всего
1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях.
1
1
Беседа.
2
Разработка и изучение положения об отряде ЮИД. Задачи на новый учебный год.
1
1
Беседа.
3
История и развитие Правил дорожного движения.
1
1
Беседа.
4
Основные понятия и термины ПДД.
2
2
«ПДД» Тематические задачники.
5
Права и обязанности, ответственность участников дорожного движения.
2
2
«ПДД» Тематические задачники.
6
Элементы улиц и дорог.
2
2
Тематические задачи.
7
История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы.
1
1
Тематические задачи.
8
Предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие знаки.
2
2
Тематические задачи.
9
Предписывающие знаки, информационно-
указательные знаки, знаки сервиса и дополнительной
информации.
2
2
Плакат «дорожные знаки».
10
Изготовление макетов дорожных знаков.
1
1
11
Обновление материалов на стендах по ПДД.
1
1
12
Места установки дорожных знаков.
1
1
Тематические задачи.
13
Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения.
1
1
Тематические задачи по ПДД.
14
Дорожные ловушки.
2
2
Тематические задачи.
15
Светофорное регулирование движение транспорта и пешеходов.
1
1
2
Макет светофора.
16
Правила движения пешехода. Где и как переходить улицу?
2
2
Тематические задачи.
17
Регулируемый перекрёсток.
Нерегулируемый перекрёсток
2
2
Тематические задачи.
18
Правила пользования транспортом.
Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств.
2
2
Тематические задачи.
19
Применение аварийной сигнализации и знака
аварийной остановки.
1
1
Тематические задачи по ПДД.
20
Начало движения, маневрирование.
Расположение транспортных средств на проезжей части.
1
1
Плакат «Дорожная разметка».
21
Скорость движения,
дистанция, интервал. Обгон и встречный разъезд.
1
1
Карточки «Дорожные знаки».
22
Остановка и стоянка транспортных средств. Проезд регулируемых
перекрестков.
1
1
Карточки «Дорожные знаки».
23
Проезд нерегулируемых перекрестков, пешеходных
переходов. Движение через железнодорожные пути.
1
1
Макет «светофор».
24
Движение по
автомагистралям, в жилых зонах.
1
1
«Тематические задачи по ПДД».
25
Пользование внешними световыми приборами и звуковым сигналом.
1
1
«Тематические задачи по ПДД».
26
Буксировка и учебная езда. Перевозка людей и грузов.
1
1
«Тематические задачи по ПДД».
27
Перечень неисправностей при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
1
1
«Тематические задачи по ПДД».
28
Причины ДТП.
1
1
«Тематические задачи по ПДД».
29
Решение задач и ситуаций по ПДД
1
1
Билеты категории А и В.
30
Обновление материалов на стендах по ПДД.
1
1
31
Общее устройство велосипеда
1
1
32
Рама и механизм управления
1
1
Опрос.
33
Устройство заднего колеса
1
1
Опрос.
34
Устройство переднего колеса
1
1
Опрос.
35
Педальный механизм. Привод заднего колеса
1
1
Тест.
36
Устройство тормозных механизмов.
1
1
Тест.
37
Обслуживание велосипеда.
1
1
Опрос.
38
Правила движения велосипедистов, мотоциклиста.
1
1
«Тематические задачи по ПДД».
39
Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте
1
1
«Тематические задачи по ПДД».
40
Вождение велосипеда.
2
2
Практическое задание.
41
Административная ответственность за нарушение ПДД.
1
1
Опрос.
42
Уголовная ответственность за нарушение ПДД.
1
1
Опрос.
43
Объекты и предметы
страхования, страховые случаи.
1
1
Опрос.
44
Порядок заключения договора.
1
1
Опрос.
45
Размер, сроки и порядок уплаты страховых взносов.
1
1
Опрос.
46
Приведение договора страхования в силу.
1
1
Опрос.
47
Порядок и условия выплаты.
1
1
Опрос.
48
Условия прекращения договора страхования, Особые условия.
1
1
Опрос.
49
Аптечка автомобиля и ее содержимое.
1
1
Практическое задание.
50
Виды кровотечений. Способы наложения повязок.
1
1
Тест.
51
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
1
1
Опрос.
52
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
1
1
Опрос.
53
Способы транспортировки пострадавших.
1
1
Практическое задание.
54
Приемы и техника
проведения искусственного дыхания.
1
1
Практическое задание.
55
Первая помощь при травматическом шоке.
1
1
Тест.
56
Подготовка выступления агитбригады.
1
1
2
57
Выступление агитбригады в начальной школе.
1
1
58
Зачет по ПДД. Тестирование.
1
1
Тест. Награждение.
Итого:
62
8
70
часов
Содержание учебного (тематического плана)
Раздел 1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. (1
ч.)
Теория: Знакомство с историей движения отрядов ЮИД. Беседа о значении отрядов ЮИД. Знакомство с задачами отряда.
Разработка и изучение положения об отряде ЮИД. Задачи на новый учебный год. (1
ч.)
Теория: Знакомство с положение об отряде ЮИД.
История и развитие Правил дорожного движения. (1
ч.)
Теория: Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках.
Основные понятия и термины ПДД. (2
ч.)
Теория: Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения.
Права и обязанности, ответственность участников дорожного движения.
(2
ч.)
Теория: Обязанности водителя, пешехода, пассажира.
Раздел 2
Элементы улиц и дорог.
(2
ч.)
Теория: Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет.
История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы.
(1
ч.)
Теория: Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения.
Предупреждающие, знаки
приоритета, запрещающие
знаки. (2
ч.)
Теория: Ознакомить с ролью знаков в регулировании дорожного движения. «Тематические задачи, плакат дорожных знаков.
Предписывающие знаки, информационно-указательные знаки, знаки сервиса и
дополнительной информации.
(2
ч.)
Теория: Изучить действие знаков, их зону действия, исключение. Плакат «дорожные знаки» Тематические задачи.
Изготовление макетов дорожных знаков. (1
ч.)
Обновление материалов на стендах по ПДД. (1
ч.)
Практика: Подготовка метериала для стенда, оформиление.
Места установки дорожных знаков. (1
ч.)
Дорожная
разметка.
(1
ч.)
Теория: Сигналы светофора и регулировщика. Изучить способы дополнительного регулирования. Макет светофора, плакат «дорожная разметка».
Дорожные ловушки. (2
ч.)
Теория: Знание правил безопасного перехода через дорогу. Умение видеть на дороге опасные ситуации- «ловушки»: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль проезжей части.
Светофорное регулирование дви
жение транспорта и пешеходов. (1
ч.)
Теория: Виды светофоров.(1 ч.)
Практика: Макет светофора.(1 ч.)
Правила движения пешехода.
Где и как переходить улицу? (2
ч.)
Теория: Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода.
Регулируемый перекрёсток. Нерегулируемый перекрёсток.
(2
ч.)
Теория: Раскрытие понятия регулируемого, нерегулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей.
Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств.
(2
ч.)
Применение аварийной
сигнализации
и
знака
аварийной
остановки. (1
ч.)
Теория: Изучить правила пользования Тематические задачи по ПДД.
Начало
движения,
маневрирование.
(1
ч.)
Теория: Расположение транспортных средств на проезжей части. Изучить правила движения в населенном пункте вне населенного пункта. Очередность перестроения. Плакат «Дорожная разметка»
Скорость
движения,
дистанция,
интервал.
(1 ч.)
Теория: Обгон и встречный разъезд. Изучение скоростного режима на отдельных участках дороги. Понятие о дистанции и интервале. Карточки «Дорожные знаки» Тематические задачи по ПДД.
Остановка
и
стоянка
транспортных
средств.
(1
ч.)
Теория: Проезд регулируемых перекрестков. Изучить правила проезда регулируемых перекрестков. Запрет на остановку и стоянку. Карточки «Дорожные знаки» Плакат
«Дорожная разметка».
Проезд
нерегулируемых
перекрестков,
пешеходных
переходов.
(1
ч.)
Теория: Движение через железнодорожные пути. Ознакомиться с видами нерегулируемых перекрестков, Правила проезда через железнодорожные пути. Макет «светофор». Карточки «Дорожные знаки».
Движение
по
автомагистралям,
в
жилых
зонах.
(1
ч.)
Теория: Изучить особенности скоростного режима на автомагистралях и жилых зонах.
«Тематические задачи по ПДД».
Пользование
внешними
световыми
приборами
и
звуковым
сигналом.
(1
ч.)
Теория:
Правила
пользования
приборами
в
темное
время
суток.
Действие
водителя
при
ослеплении. «Тематические
задачи
по
ПДД».
Буксировка
и
учебная
езда.
Перевозка
людей
и
грузов.
(1
ч.)
Теория: Изучить виды и правила буксировки. Особенности скоростного режима при перевозке людей. Правила перевозки груза. «Тематические задачи по ПДД».
Перечень
неисправностей,
при
которых
запрещается
эксплуатация
транспортных
средств.
(1
ч.)
Теория: Ознакомление с неисправностями. «Тематические задачи по ПДД».
Причины ДТП. (1
ч.)
Теория: Рассмотрение ситуации ДТП.
Решение
задач
и
ситуаций
по
ПДД.
(1
ч.)
Научиться
решать
задачи
по
ПДД.
Билеты
категории
«А
и
В
».
Билеты
категории
А
и
В.
Обновление материалов на стендах по ПДД. (1
ч.)
Практика: Подготовка метериала для стенда, оформиление.
Раздел 3
Общее
устройство
велосипеда
.
(1
ч.)
Теория: Ознакомить с устройством велосипеда.
Рама
и
механизм
управления. (1
ч.)
Теория: Изучить устройство рамы, поворотной вилки, рулевого управления велосипед.
Устройство
заднего
колеса.
(1
ч.)
Теория: Изучить устройство заднего колеса, каретки заднего колеса. Колесо велосипеда, фрагменты каретки.
Устройство
переднего
колеса. (1
ч.)
Теория: Изучить устройство переднего колеса. Каретка переднего колеса.
Педальный
механизм.
(1 ч.)
Теория: Привод заднего колеса. Изучение механизма педалей, принцип цепной передачи. Педали, цепь, ведущая и ведомая звездочки.
Устройство
тормозных
механизмов.
(1
ч.)
Теория: Изучить основные виды тормозных механизмов. Принцип действия. Элементы тормозных механизмов заднего колеса и стояночного тормоза.
Обслуживание
велосипеда.
(1
ч.)
Теория: Периодичность обслуживания велосипедов, точки смазки и смазочный материал. Велосипед, смазочный материал.
Правила движения велосипедистов, мотоциклистов. (1
ч.)
Перевозка людей и груза на
велосипеде
и мототранспорте. (1
ч.)
Вождение
велосипеда.
(2
ч.)
Практика: Научиться фигурному вождению велосипеда. Велосипед, фигурки.
Раздел 4
Административная
ответственность
за
нарушение
ПДД.
(1
ч.)
Теория: Изучить виды административной ответственности. Выписка статей гражданского кодекса.
Уголовная
ответственность
за
нарушение
ПДД.
(1
ч.)
Теория: Изучить виды уголовной ответственности. Выписка статей уголовного кодекса.
Объекты и предметы страхования, страховые случаи.
(1 ч.)
Теория: Ознакомить с объектами страхования, изучить страховые случаи.
Порядок заключения договора.
(1
ч.)
Теория: Изучить порядок заключения договора, право страхования.
Размер,
сроки
и
порядок
уплаты
страховых
взносов.
(1ч.)
Теория: Ознакомиться с размерами страховых взносов, порядок уплаты, льготы.
Приведение
договора
страхования
в
силу.
(1
ч.)
Теория: Изучение порядка приведения договора в силу. Обязанности страховщика.
Порядок
и
условия
выплаты. (1
ч.)
Теория: Ознакомление с порядком выплаты страхового обеспечения. Права страховщика.
Условия
прекращения
договора
страхования.
(1
ч.)
Теория: Особые условия. Изучить условия прекращения договора страхования.
Аптечка автомобиля и ее содержимое.(1
ч.)
Виды кровотечения. Способы наложения повязок.
(1
ч.)
Теория: Кровотечения. Ознакомиться с видами ран. Изучить способы обработки. Изучить виды кровотечений. Отработать навыки обработки ран.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.(1
ч.)
Теория: изучить виды переломов. Изучить правила первой медицинской помощи при переломах.
Ожоги, степени ожогов.
Оказание
первой помощи.
(1
ч.)
Теория: Ознакомление с видами ожогов. Изучить правила первой медицинской помощи при ожогах.
Способы
транспортировки
пострадавших.
(1
ч.)
Теория: Отработать навыки перевозки пострадавших.
Приемы и техника проведения искусственного дыхания. (1 ч.)
Теория:
Изучение
приемов
проведения
искусственное
дыхания
«Изо
рта
–
в
рот».
Первая
помощь
при
травматическом
шоке.
(1
ч.)
Теория: Изучить порядок первой медпомощи при шоке. Болеутоляющие средства.
Подголовка выступления агитбригады. (3 ч.)
Практика: оформление плаката.
Выступление агитбригады в начальной школе.(1 ч.)
Зачет по ПДД. Тестирование. (1
ч.)
Планируемые (прогнозируемые) результаты:
Результатами воспитательно-образовательной деятельности программы являются: развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания доврачебной медицинской помощи, разносторонняя физическая и психологическая подготовка
учащихся, сокращение количества ДТП с участием обучающихся, увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИД, повышение уровня теоретических знаний по ПДД, расширить знания учащихся об истории правил дорожного движения; повысить дорожную грамотность учащихся; сформировать мотивационно – поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой; повысить ответственность детей за свое поведение на дороге.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Воспитательные результаты работы по данной программе, можно оценивать по двум уровням:
Результаты (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о безопасности дорожного движения, об основах оказания первой медицинской помощи, о правилах дорожного движения.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом). В результате реализации программы у учащихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты:
установка на безопасный, здоровый образ жизни;
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
Познавательная УУД:
проводить сравнение и классификацию объектов;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД
:
работать в группе, учитывать мнение партнеров,
отличные
от собственных;
обращаться за помощью;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
формулировать свои затруднения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению;
осуществлять взаимный контроль;
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности дорожного движения.
овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения.
Учащиеся должны: знать:
правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности
за
нарушение ПДД;
серии дорожных знаков и их представителей;
способы оказания первой медицинской помощи;
техническое устройство велосипеда.
уметь:
работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
читать информацию по дорожным знакам;
оценивать дорожную ситуацию;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
управлять велосипедом.
иметь навыки:
дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
участия в конкурсах, соревнованиях.
активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Система контроля:
устный;
тестирование;
практическая работа.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеобразовательной программы «Юный инспектор движения»
№
п/п
Дата
Время проведения занятия
Форма занятия
Кол-во часов
Тема
Место проведения
Форма контроля
Месяц
Число
лекция
1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях.
Каб. 212
Беседа.
лекция
1
Разработка и изучение положения об отряде ЮИД. Задачи на новый учебный год.
Каб. 212
Беседа.
лекция
1
История и развитие Правил дорожного движения.
Каб. 212
Беседа.
лекция
2
Основные понятия и термины ПДД.
Каб. 212
«ПДД» Тематические задачники.
лекция
2
Права и обязанности, ответственность участников дорожного движения.
Каб. 212
«ПДД» Тематические задачники.
лекция
2
Элементы улиц и дорог.
Каб. 212
Тематические задачи.
лекция
1
История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы.
Каб. 212
Тематические задачи.
лекция
3
Предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие знаки.
Каб. 212
Тематические задачи.
лекция
2
Предписывающие знаки, информационно-
указательные знаки, знаки сервиса и дополнительной
информации.
Каб. 212
Плакат «дорожные знаки».
практика
1
Изготовление макетов дорожных знаков.
Каб. 212
практика
1
Обновление материалов на стендах по ПДД.
Каб. 212
лекция
1
Места установки дорожных знаков.
Каб. 212
Тематические задачи.
лекция
1
Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения.
Каб. 212
Тематические задачи по ПДД.
лекция
2
Дорожные ловушки.
Каб. 212
Тематические задачи.
лекция
2
Светофорное регулирование движение транспорта и пешеходов.
Каб. 212
Макет светофора.
лекция
3
Правила движения пешехода. Где и как переходить улицу?
Каб. 212
Тематические задачи.
лекция
2
Регулируемый перекрёсток.
Нерегулируемый перекрёсток
Каб. 212
Тематические задачи.
лекция
2
Правила пользования транспортом.
Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств.
Каб. 212
Тематические задачи.
лекция
1
Применение аварийной сигнализации и знака
аварийной остановки.
Каб. 212
Тематические задачи по ПДД.
лекция
1
Начало движения, маневрирование.
Расположение транспортных средств на проезжей части.
Каб. 212
Плакат «Дорожная разметка».
лекция
1
Скорость движения,
дистанция, интервал. Обгон и встречный разъезд.
Каб. 212
Карточки «Дорожные знаки».
практика
1
Остановка и стоянка транспортных средств. Проезд регулируемых
перекрестков.
Спорт зал.
Карточки «Дорожные знаки».
лекция
2
Проезд нерегулируемых перекрестков, пешеходных
переходов. Движение через железнодорожные пути.
Каб. 212
Макет «светофор».
лекция
1
Движение по
автомагистралям, в жилых зонах.
Каб. 212
«Тематические задачи по ПДД».
лекция
1
Пользование внешними световыми приборами и звуковым сигналом.
Каб. 212
«Тематические задачи по ПДД».
лекция
1
Буксировка и учебная езда. Перевозка людей и грузов.
Каб. 212
«Тематические задачи по ПДД».
лекция
1
Перечень неисправностей при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
Каб. 212
«Тематические задачи по ПДД».
лекция
1
Причины ДТП.
Каб. 212
«Тематические задачи по ПДД».
лекция
1
Решение задач и ситуаций по ПДД
Каб. 212
Билеты категории А и В.
лекция
1
Обновление материалов на стендах по ПДД.
Каб. 212
лекция
1
Общее устройство велосипеда
Каб. 212
практика
1
Рама и механизм управления
Каб. 212
Опрос.
практика
1
Устройство заднего колеса
Каб. 212
Опрос.
лекция
1
Устройство переднего колеса
Каб. 212
Опрос.
лекция
1
Педальный механизм. Привод заднего колеса
Каб. 212
Тест.
практика
1
Устройство тормозных механизмов.
Спорт зал
Тест.
1
Обслуживание велосипеда.
Каб. 212
Опрос.
лекция
1
Правила движения велосипедистов, мотоциклиста.
Каб. 212
«Тематические задачи по ПДД».
лекция
1
Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте
Каб. 212
«Тематические задачи по ПДД».
практика
4
Вождение велосипеда.
Каб. 212
Практическое задание.
лекция
1
Административная ответственность за нарушение ПДД.
Каб. 212
Опрос.
лекция
1
Уголовная ответственность за нарушение ПДД.
Каб. 212
Опрос.
лекция
1
Объекты и предметы
страхования, страховые случаи.
Каб. 212
Опрос.
лекция
1
Порядок заключения договора.
Каб. 212
Опрос.
лекция
1
Размер, сроки и порядок уплаты страховых взносов.
Каб. 212
Опрос.
лекция
1
Приведение договора страхования в силу.
Каб. 212
Опрос.
лекция
1
Порядок и условия выплаты.
Каб. 212
Опрос.
лекция
1
Условия прекращения договора страхования, Особые условия.
Каб. 212
Опрос.
лекция
1
Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Каб. 212
Практическое задание.
лекция
1
Виды кровотечений. Способы наложения повязок.
Каб. 212
Тест.
лекция
1
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
Каб. 212
Опрос.
лекция
1
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
Каб. 212
Опрос.
лекция
1
Способы транспортировки пострадавших.
Каб. 212
Практическое задание.
лекция
1
Приемы и техника
проведения искусственного дыхания.
Каб. 212
Практическое задание.
лекция
1
Первая помощь при травматическом шоке.
Каб. 212
Тест.
практика
3
Подготовка выступления агитбригады.
Каб. 212
Практика
1
Выступление агитбригады в начальной школе.
Каб. 212
1
Зачет по ПДД. Тестирование.
Каб. 212
Тест. Награждение.
Условия реализации программы
Работа отряда «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:
Создание
уголка
безопасности
дорожного
движения;
Изучение
правил
дорожного
движения
и
пропаганда
их
в
классах;
Встречи
и
беседы
с
инспектором
ГИБДД;
Встречи
с
медицинским
работником,
с
целью
изучения
основ
медицинских
знаний
и
применения
знаний
на
практике;
Проведение
практических
занятий
по
вождению
велосипеда;
Участие в различных конкурсах по профилактике
дорожно-транспортной
безопасности;
Проведение
игр,
конкурсов,
соревнований
в
школе.
Основные формы деятельности кружка по данной программе: обучение, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования, игры, практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины, шоу-программы.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
Самостоятельности
в
принятии
правильного
решения; Убежденности
и
активности
в
пропаганде
добросовестного
выполнения
правил
дорожного движения,
как
необходимого
элемента сохранения
своей
жизни;
Внимательности
и
вежливости
во
взаимоотношениях
участников
дорожного
движения;
Здорового образа жизни и навыка самостоятельного
физического
совершенствования.
Система контроля результативности программы
С целью диагностики уровня знаний, умений, навыков проводятся игры, выполнение рисунков по темам, подготовка и участие в конкурсной программе "На улице - не в комнате", олимпиада по ПДД (тесты), конкурс "Интересно ли знать правила?", "Новости на колесах" и другие программы, предусмотренные городской программой для отрядов ЮИД.
Критериями выполнения программы служат: стабильный интерес школьников к изучению, выполнению и пропаганде ПДД. Массовость и активность участия детей в мероприятиях по данной направленности. Результативность по итогам внутришкольных, городских, конкурсов. Проявление самостоятельности в творческой деятельности.
Входной контроль: проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива в виде изучения отношения ребенка к выбранной деятельности, проверки его способностей и достижений в этой области, личностные качества ребенка.
Промежуточный контроль проводится для определения результативности обучающихся по окончанию изучения темы, в коце полугодия, года. Педагогом проводится конкурс проектных работ на свободную или заданную тему.
Итоговый контроль осуществляется в конце обучения по программе в форме публичной защиты своей проектной работы, а также обучающимся объединения засчитываются результаты итогового контроля при наличии документов, подтверждающих призовые места муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсов.
Методическое обеспечение программы.
Раздел 1 Общие положения.
Формы занятий: лекция, практика.
Методы: объяснительно-иллюстративный, монологическое изложение материала, наглядный.
Дидактический материал: книги, фотографии, материалы кабинета ЮИД.
Раздел 2 Правила дорожного движения.
Формы занятий: лекция, беседа, практическая работа.
Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, проблемного изучения, практический.
Дидактический материал: правила дорожного движения, плакаты, макеты перекрёстков, оборудование кабинета.
Форма подведения итогов: зачёт по теме.
Раздел 3 Устройство велосипеда и автомобиля.
Формы занятий: лекция, практическая работа.
Методы: объяснительно-иллюстративный, практический.
Дидактический материал: узлы и агрегаты автомобиля, велосипед, учебники по устройству автомобиля и мотоцикла.
Форма подведения итогов: соревнования юных велосипедистов, велопоход.
Раздел 4 Вопросы общей подготовки отрядов ЮИД.
Формы занятий: лекция, практическая работа, экскурсия. Методы: практический, экскурсия, выход на природу.
Дидактический материал: основы страхования, основы оказания первой медицинской помощи, справочник лекарственных растений Горьковской области.
Форма подведения итогов: фото стенд, видеоматериалы, соревнования, слёт-конкурс.
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в специально оснащенном кабинете, укомплектованном методическими, дидактическими и техническими средствами: методические средства:
комплект
«Правила
дорожного
движения»;
перекрестки,
участники
дорожного
движения;
дорожные
знаки
с
методическими
указаниями;
комплект
плакатов
«Дорожные
ситуации»,
«Элементы
улицы»,
«Мы
изучаем
ПДД»,
«Народная
мудрость
на
службе
ГАИ-ГИБДД»;
рисунки
по
басням
с
методическими
указаниями
по
использованию.
Список литературы
Головко
В.В.
Основы
безопасности
дорожного
движения/
В.В.
Головко.
–
М.,
2007.
Дмитрук
В.П.
Правила
дорожного
движения
для
школьников
/
В.П.
Дмитрук.
–
М.,2008
Зеленин С.Ф. Правила дорожного движения с комментарием
для всех понятным
языком/ С.Ф.
Зеленин.
–
М.,
2007.
Клочанов
Н.И. Дорога, ребенок, безопасность: метод.
Пособие по правилам
дорожного движения для воспитателей, учителей начальных классов / Н.И.
Клочанов
.
–
М.,
2004.
Куперман
А.И.
Безопасность
дорожного
движения
/
А.И.
Куперман
,
Ю.В.
Миронов.
–
М., 2007.
Психология
обеспечения
безопасности
дорожного
движения.
–
М., 2008.
Энциклопедия
безопасности.
– М.,2002.
Приложение 1
Велоэстафета «Трасса»
Проходят все участники команды (время общее)
№
Ф.И. участника
Время старта
Время финиша
Проезд мимо фигуры
(+10сек.)
Неполный проезд препятствий (+10 сек.)
Каждое касание земли
(+3 сек.)
Каждое не выполненное отжимание
(+10сек)
Итого баллов
место
1.
2.
3.
4.
Приложение 2
ФИГУРНОЕ ВОЖДЕНИЕ ВЕЛОСИПЕДА
(участвует 1 человек) Участник этого этапа должен иметь средства защиты:
шлем
налокотники,
наколенники.
Без средств защиты участник не допускается к прохождению этапа. Обеспечение участника команды средствами защиты возлагается на руководителя команды.
Участник проезжает на велосипеде участок с препятствиями. Перечень элементов опубликован в газете «Добрая дорога детства» (№ 4-6 2004г.). Задание выполняется на площадке, где на различном расстоянии друг от друга последовательно расположены препятствия. Организаторы вправе
изменить очерёдность препятствий. Участник выходит на старт с бонусом в 40 баллов, из которых вычитаются штрафные очки за следующие нарушения:
пропуск
препятствия,
кегли
10
очков,
касание
земли
двумя
ногами,
падение
с
велосипеда
–
10
очков
касание
земли
одной
ногой
-
5
очков
неполный
проезд
через
препятствие
-
5 очков
сдвиг
или
касание
фишки
(кегли, конуса)
-
5
очков
за
каждый
предмет
выезд
за
территорию
маршрута
5
очков
Победителем считается участник, у которого после вычитания штрафных очков из бонусных 40 баллов останется наибольшее количество баллов. В случае равенства оставшихся баллов первенство присуждается участнику, затратившему наименьшее время. При равенстве очков и времени предпочтение отдаётся младшему участнику.
Приложение 3
Тема:
Безопасность дорожного движения. Велосипедист
Вопрос 1 Что такое велосипед?
Транспортное средство без двигателя
Транспортное средство, имеющее 2 колеса и белее и приводимое в движение мускульной силой человека, находящегося на нем
Немеханическое транспортное средство
Вопрос 2 С какого возраста разрешается управлять велосипедом при движении по дорогам?
С 14 лет, а мопедом с 16.
С 15 лет, а мопедом с 17.
С 12 лет, а мопедом с 14
Вопрос 3 Может ли быть снижен возраст для управления велосипедом?
Да, на 2 года
Да, на один год.
Нет
Вопрос 4 Каковы основные требования к техническому состоянию велосипеда?
Исправность велосипеда и наличие запасной шины
Исправность тормозов и звукового сигнала
Наличие документа о техническом осмотре
Вопрос 5 Как дополнительно должен быть оборудован велосипед для передвижения в темное время суток?
Спереди фонарик (фара) белого цвета, сзади фонарик или светоотражатель красного цвета, с боковых сторон - светоотражатели оранжевого или красного цвета.
Спереди и сзади фонарь или фара и светоотражатели (катафоты).
Спереди фонарь, сзади светоотражатель
Вопрос 6 Может ли водитель велосипеда перевозить пассажиров?
Может на заднем сиденье.
Может лишь детей до 7 лет на дополнительном сиденье с подножками.
Перевозить пассажиров нельзя.
Вопрос 7 Может ли велосипедист перевозить грузы ?
Лишь на заднем сиденье.
Грузы при движении по дороге велосипедисту перевозить нельзя.
Можно, если груз не выступает за габариты более чем на 0.5 метра и не мешает управлению велосипедом.
Вопрос 8 В какой ситуации и куда велосипедисту запрещается поворачивать на дороге?
Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих белее одной полосы для движения в данном направлении.
Поворачивать направо или делать разворот при пересечении пешеходной дорожки.
Поворачивать в любых направлениях, если велосипедист передвигается по улице города.
Вопрос 9 Разрешается ли велосипедисту ездить по тротуарам или пешеходным дорожка?
Да, если нет велосипедной дорожки.
Да, но только на небольшой скорости.
Нет
Вопрос 10 Какие сигналы и как должен подавать велосипедист остальным участникам дорожного движения?
Велосипедист должен мигать фонариком и снижать скорость в случае если необходимо остановиться или сделать поворот.
Должен указать рукой в сторону, куда будет сделан поворот или поднять руку вверх в случае остановки.
Указывать смену направления движения с помощью палочки и звукового сигнал