программа по оказанию дополнительных образовательных услуг "Волшебный песочек" | Мусина Клара Рифовна, . Работа №211149
Автор: Мусина Клара Рифовна,
модифицированная программа для работы с песком с детьми старшей подготовительной группы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №5 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
ПРОГРАММА
ПО ОКАЗАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
«Волшебный песочек»
на 2018– 2019 год
в старшей и подготовительной группах
Руководитель:
Мусина Клара Рифовна
Педагог-психолог
МБДОУ Детский сад № 5
Уфа – 2018 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………3-7
РАЗДЕЛ II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………………………..8-9
РАЗДЕЛ III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………..10-11
РАЗДЕЛ IV МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ………………………..12
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ………………………………………………….13
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………….13
РАЗДЕЛ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ Сегодня мы живём в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии. Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями. Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребёнка определённых умений и знаний. Но часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний и из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Выражение ребёнком своих чувств – важный показатель понимания им собственного внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития. В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью. Под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Становятся забытыми важные нравственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Появляются эгоисты, чёрствые, бедные душой дети – а затем и взрослые. Негативные способы поведения дети переносят в игру. А ведь вся жизнь – игра! Игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость, создаёт «зону защиты» для ребёнка. «Я в домике», - часто произносят дети, испытывающие страх или усталость. Игра – самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения. Песочная терапия - одна из разновидностей игротерапии. К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! ». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создаётся семья. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну — нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка — возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Песочная терапия – прекрасная возможность выразить своё отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребёнка. В настоящее время песочная терапия широко используется во всем мире в области дошкольного образования. Почему именно песок, спросите вы? Песок является природным материалом, с древних времён используемым человеком. Песок и вода – естественные символы, относящиеся к двум первоэлементам, из которых, как верили древние философы, состоит мир. Сама структура песка притягивает нас и наших детей вступить с ним во взаимодействие. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, из которых можно создавать всё, что угодно и быть Мастером своего мира. Песочная терапия намного эффективнее, чем стандартные приемы обучения. В условиях детского сада не только психолог может использовать песочницу, но и педагоги, которые могут проводить развивающие игры на песке. Развивающие занятия на песке эффективнее, чем стандартные приёмы обучения. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки, наглядно-образное мышление, восприятие и память. Занимаясь играми на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро. Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребёнка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства. Частичный перенос коррекционных занятий в песочницу, дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во - первых усиливается желание ребенка узнавать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во - вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа ручного интеллекта. В – третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас – речь и моторика. В – четвертых, совершенствуется предметно – игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. Опираясь на приемы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста более интересной, увлекательной, а самое главное более продуктивной…
НОВИЗНА. В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем и в реальной жизни! Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель данной программы: развитие эмоционально-личностной сферы и мелкой моторики рук посредством песочной игротерапии.
Задачи:
Образовательные: пробуждать познавательную активность детей, расширять коммуникативные навыки, обогащать словарный запас.
Развивающие: способствовать развитию объективной самооценки, чувству контроля своего поведения, воспитывать положительные качества личности: усидчивость, терпение и т.
д
;
способствовать развитию тактильно-кинетической чувствительности, мелкой моторики рук; способствовать развитию творческого воображения, зрительно-пространственной ориентировки, творческих (
креативные
) способностей.
Воспитательные: развивать моторику рук, посредством работы с песком; воспитывать аккуратность при выполнении работы
.
БАЗИС ПРОГРАММЫ
Для успешной работы с детьми в области использования песочной терапии для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста была разработана, модифицированная программа «Чудеса на песке» которая базируется на основных положениях программ и методических пособий:
Грабенко
Т. М.,
Зинкевич-Евстигнеева
Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии.
Епанчинцева
О. Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста
.
Грабенко
Т. М. Игры с песком, или песочная терапия.
Баринова Н. Песок
– вода – ладошки.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1. Принцип научности. Подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип системности. Работа должна способствовать формированию эмоциональной отзывчивости к прекрасному.
3. Принцип последовательности. Каждое из направлений занятия реализуется в процессе поэтапной работы. Задача педагога - соблюдать уровень развития творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями.
5. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощью педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
10. Принцип активного обучения. На занятиях используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания.
11. Принцип результативности. Получение положительного результата развития
Законодательно-нормативное обеспечение программы
1. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года №696-з "Об образовании в Республике Башкортостан"
Принят Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан
2.Санитарно – эпидемические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.3049.-13
3.Устав образовательного учреждения МБДОУ Детский сад № 27
4. Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
Оборудование:
1. Ящик для песка (песочница, размер в сантиметрах: 50х70х8. Считается, что такой размер песочницы отвечает объему поля зрительного восприятия.
2. Центр воды и песка .
3. Чистый, просеянный песок.
4. «Коллекция» миниатюрных фигурок и различный природный материал.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Педагогические и психологические аспекты использования песка: замечательный сенсорный материал, предметно-игровая среда, великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически и физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы. В рисовании песком участвуют обе руки, поэтому оба полушария мозга работают. Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия, – все это в совокупности и лежит в основе оздоровительного (терапевтического) эффекта.
КОНТИНГЕНТ ОБУЧАЕМЫХ
Данная программа рассчитана на детей 5-6 и 6-7 лет (старшая и подготовительная группы)
Продолжительность образовательного процесса по данной программе – летний оздоровительный период.
Формы занятий – подгрупповые, режим занятий – 2 подгрупповых занятия в неделю в каждой возрастной группе.
Количество детей в подгруппе:5-8
ОБЪЕМ ЧАСОВ
Количество занятий определено в соответствии с возрастными особенностями детей.
№
Возраст
Количество занятий
Длительность
Общий объем занятий за летний период
1
5-6 г.
4 занятия в месяц
25 мин.
26
2
6-7 л.
4 занятия в месяц
30 мин.
26
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В ходе реализации программы к концу летнего оздоровительного периода предполагается:
Обеспечение психологического эмоционального благополучия, снятие мышечной напряжённости, стабилизация эмоционального состояния;
Снижение негативных проявлений (страх, агрессия, тревожность, уменьшение проявлений отрицательных эмоций (злость, обида, гнев и т. д.)
;
Повышение тактильно-кинетической чувствительности, познавательной активности и мелкой моторики рук;
Повышение уровня развития психических познавательных процессов;
Повышение и обогащение словарного запаса, коммуникативных навыков детей;
Повышение самооценки дошкольника;
Воспитание положительных нравственных качеств личности.
Формы подведения итогов реализации программы
Открытые занятия для родителей.
Курс песочной терапии вводится в связи с потребностью общества в том,
что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, СМИ, общение со
взрослыми и сверстниками,…) у детей могут возникать негативные
эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и
агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью.
С помощью песочных игр дети проигрывают на песке ситуации из жизни,
стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи.
Так же учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред
окружающим людям.
Игры с песком имеют большое значение для поддержания
психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на
становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее
отношение к людям и всему живому.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(для старшей группы )
(26 ЧАСОВ С НАГРУЗКОЙ 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)
№
Тема занятия
Программное содержание
Количество часов
Сентябрь
1
Диагностика
2 академических часа (50 мин.)
2
« Песочек».
Программное содержание: познакомить детей со свойствами песка, понятиями - сухой, мокрый; закреплять эмоциональный контакт, сотрудничество ребенка со взрослым; воспитывать усидчивость, внимание и интерес к занятию. Материалы и оборудование: песочница, вода, лопатки, трубочки, камушки, ракушки, ежики для массажа пальцев, сито.
1 академический час (25 мин.)
3
«Жизнь насекомых».
Программное содержание: -обогащение словаря по теме «Насекомые»; -развитие; познавательных способностей детей; - формирование представлений о нравственно- этических нормах поведения -воспитание экологической культуры. Материалы и оборудование: песочница, насекомые, трава, деревья, цветы
1 академический час (25 мин.)
4
«Дикие и домашние животные».
Программное содержание: -продолжать учить детей классифицировать животных (домашние и дикие) Познакомить с ролью взрослого по уходу за домашними животными; -повышать речевую активность. -учить внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы. Воспитывать любовь к взрослым, желание ухаживать за ними.. Материалы и оборудование: Песочница, дикие и домашние животные, деревья, дома,…
1 академический час (25 мин.)
5
«Овощи и фрукты».
Программное содержание: -расширение и активизация номинативного и глагольного словаря детей; -развитие мышления на материале описательных загадок; -закрепление умения составлять рассказ по опорным картинкам; -развитие общей и мелкой моторики пальцев рук. Материалы и оборудование: Песочница, овощи и фрукты
1 академический час (25 мин.)
Октябрь
1
«Транспорт».
Программное содержание: расширять и обогащать знания детей о видах транспорта в родном городе; уточнить их представления о способах передвижения транспорта по городу, дать знания о людях, работающих на транспорте; формировать умение самостоятельно давать самооценку, вызвать желание приобрести дальнейшую профессию, связанную с перевозкой пассажиров; воспитывать уважение к людям данных профессий. Материалы и оборудование: песочница, виды транспорта, конструктор, дома, дорожные знаки, фигурки.
1 академический час (25 мин.)
2
«Морские и речные обитатели».
Программное содержание: развивать познавательную и речевую активность, интеллектуальные способности дошкольников путем внедрения в образовательный процесс дидактических игр на зрительную и слуховую память, образное и логическое мышление, ориентировку в пространстве.-закрепить умение составлять полные и распространенные предложения, использовать речи сравнения и эпитеты, давать характеристику, -закрепить представление о море и морских обитателях, о реке и речных обитателях и обогатить словарный запас детей. Материалы и оборудование: песочница, фигурки обитателей воды, деревья, растения, водоросли, камушки
1 академический час (25 мин.)
3
«Вслед за радугой».
Программное содержание: развивать детскую эмпатию и расширять «словарь эмоций» путем тактильных взаимодействий; обучать способам рефлексии, пластики и бесконфликтному решению проблемных ситуаций; способствовать проявлению детского творчества в работе; в работе с нетрадиционным материалом .Материалы и оборудование: песочница, изображение гнома, цветы с тактильным покрытием, трубки, емкости с водой, киндер- сюрпризы, шкатулка с цветным песком, пульвелизатор с темной водой.
1 академический час (25 мин.)
4
«Встреча с Мышиным королем».
Программное содержание: встреча с мышиным королем продолжать знакомство с нравственными категориями: добро, зло, дружба; формировать умение действовать в соответствии с ними; развивать творческие способности детей, воображение, речь в процессе обращения к своим чувствам, ощущениям; воспитывать умение работать в коллективе. Материалы и оборудование: песочница, фигурка мышиного короля, кисти, совочки, трубочки, перья, дома, деревья, замки, башни.
1 академический час (25 мин.)
Ноябрь
1
«Доброе превращение и чудесное спасение».
Программное содержание: закреплять, уточнять, систематизировать знания детей о песке. Материалы и оборудование: песочница, картина пустыни, фигурки и картинки животных обитающих в пустыне.
1 академический час (25 мин.)
2
«прогулка в царство матушки природы».
Программное содержание: обогащать представление детей о временах года, способствовать эмоциональному восприятию окружающего мира; развивать мышление, воображение детей; снижать напряжение через взаимодействие детей с песком, материалами различного фактурного покрытия. Материалы и оборудование: кукла старичка-лесовичка, песочница, вата, снежинки, подносы, изображение солнца, радуги, цветы, овощи, фрукты, листья, фольга, бумага, орг.стекло, пипетки, вода
1 академический час (25 мин.)
3
«Проделки песчаной бури».
Программное содержание: учить детей отражать в речи свои ощущения, свое настроение, называть свойства и признаки песка; способствовать развитию воображения и творческих проявлений дошкольников; воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на проблемные ситуации игровых персонажей, желание прийти на помощь Материалы и оборудование: панно «пустыня», сундук, песочница, фигурки гномов, листья разной фактуры, силуэты животных на стекле, вода, ложечка, сито.
1 академический час (25 мин.)
5
Итоговое занятие. Фотовыставка.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(для подготовительной группы )
(26 ЧАСОВ С НАГРУЗКОЙ 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)
№
Тема занятия
Программное содержание
Количество часов
июнь
1
диагностика
2 академических часа (1 час)
2
«Сказочная страна»
Программное содержание: обучение бесконфликтным способам поведения и взаимодействия со сверстниками; снижение агрессии, развитие чувства эмпатии; воспитание умения релаксации, самоанализ. Материалы и оборудование: песочница, фигурки, пулевизаторы, игрушки.
1 академический час (30 мин.)
3
«Песочная лаборатория»
Программное содержание: закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о пустыне; развивать эмоционально-чувственный опыт детей; совершенствовать диалогическую речь; формировать умение выслушивать друг друга при обсуждении проблемных вопросов; способствовать воспитанию самостоятельности. Материалы и оборудование: песочница с песком, конфета с ребусом, макет пустыни, изображения кактусов, схема «внешний вид растений пустыни», коробка с игрушками «животные пустыни», круглые крышечки.
1 академический час (30 мин.)
4
«Страна букв»
Программное содержание: закреплять умения детей описывать предметы при помощи слов прилагательных; развивать диалогическую речь, внимание; закреплять с детьми графический образ буквы; воспитывать самостоятельность, умение согласованно взаимодействовать в коллективе. Материалы и оборудование: песочница, буквы, фигурки.
1 академический час (30 мин.)
5
«Страна цифр»
Программное содержание: развивать умение считать и отвечать на вопросы педагога: познакомить с графическим образом цифр; воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе. Материалы и оборудование: песочница, цифры, фигурки.
1 академический час (30 мин.)
июль
1
«Путешествие в сказку».
Программное содержание: развивать эмоциональную сферу ребенка и его способность к рефлексии; воспитывать гуманные чувства, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству; формировать навыки непринужденного общения и активизировать словарь детей. Материалы и оборудование: песочница, фигурки, емкости с водой, картинки с птицами.
1 академический час (30 мин.)
2
«Чудеса на песке».
Программное содержание: создание комфортного психологического микроклимата в группе, бодрого и радостного настроения у детей; развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук; воспитание умения понимать себя и других; формирование способности к рефлексии. Материалы и оборудование: песочница, фигурки, макеты домов, материал для строительства, пулевизатор.
1 академический час (30 мин.)
3
«Сказка на песке «Курочка ряба» ».
Программное содержание: побуждение детей к диалогу со взрослыми и сверстниками, к игровому, к речевому взаимодействию с ними; умению составлять короткие описания, используя образные слова и выражения; в процессе игры-драматизации передавать содержание сказки; рассуждать; развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат детей. Материалы и оборудование: песочница, фигурки сказки «Курочка Ряба».
1 академический час (30 мин.)
4
«Сказка на песке «Репка»»
Программное содержание: побуждение детей к диалогу со взрослыми и сверстниками, к игровому, к речевому взаимодействию с ними; умению составлять короткие описания, используя образные слова и выражения; в процессе игры-драматизации, передавать содержание, рассуждать, развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат детей. Материалы и оборудование: песочница, фигурки сказки «Репка».
1 академический час (30 мин.)
август
1
«Сказка на песке «Теремок»»
Программное содержание: побуждение детей к диалогу со взрослыми и сверстниками, к игровому, к речевому взаимодействию с ними; умению составлять короткие описания, используя образные слова и выражения; в процессе игры-драматизации передавать содержание сказки; рассуждать; развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат детей. Материалы и оборудование: песочница, картина пустыни, фигурки сказки «Теремок».
1 академический час (30 мин.)
2
« Сказка на песке «Колобок»».
Программное содержание: побуждение детей к диалогу со взрослыми и сверстниками, к игровому, к речевому взаимодействию с ними; умению составлять короткие описания, используя образные слова и выражения; в процессе игры-драматизации передавать содержание сказки; рассуждать; развивать речевое; внимание, артикуляционный аппарат детей. Материалы и оборудование: песочница, фигурки к сказке «Колобок».
1 академический час (30 мин.)
3
«Проделки песчаной бури»
Программное содержание: учить детей отражать в речи свои ощущения, свое настроение, называть свойства и признаки песка; способствовать развитию воображения и творческих проявлений дошкольников; воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на проблемные ситуации игровых персонажей, желание прийти на помощь Материалы и оборудование: панно «пустыня», сундук, песочница, фигурки гномов, листья разной фактуры, силуэты животных на стекле, вода, ложечка, сито.
1 академический час (30 мин.)
4
диагностика
2академических часа (1 час.)
Итоговое занятие. Фотовыставка.
Работа с родителями
Работа с родителями предполагает: папки-передвижки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер-классы, анкетирование, родительские встречи, семинары-практикумы, выставки совместных работ родителей и воспитанников, художественный досуг с участием родителей, оформление группового помещения к праздникам, консультативные встречи, выступление на групповых и общих родительских собраниях.
Список литературы:
Грабенко
Т. М.,
Зинкевич-Евстигнеева
Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. –
Спб
., 2001.
Епанчинцева
О. Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. –
Спб
.
:
ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004.
Сакович
Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб
. :
Речь,
2006
5.Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком. – Журнал «Старший воспитатель» №5/2012г.
6.Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. – М: ИНТ, 2010 – 94с.
7.Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. Творческий Центр Сфера. Москва 2003г.
8.Казакова Р.Т. Рисование с детьми дошкольного возраста. Творческий Центр Сфера. Москва 2004г.
9.Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей. //Дошкольная педагогика. – 2006. - №4. – с. 56
10.Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная педагогика. – 2004. - №5. – с. 26
11. Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010. - №2. – с. 2