Программа по патриотическому воспитанию | Мищенко Оксана Владимировна, Бондаренко Алла Михайловна. Работа №303230
Программа предназначена для реализации работы по патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образования и может быть использована как парциальная. Результатом освоения данной программы является: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России. Программа рассчитана на 1 год для работы с детьми подготовительной группы детского сада. Программа разделена на 12 блоков. В программе представлен учебно-тематический план, где занятия связаны между собой тематически.
Программа «Воспитание маленького беловчанина»
Пояснительная записка.
Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохраненное
предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её,
стать подлинным патриотом.
С.Михалков
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить (…..) воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, верования, историю своих предков, их культуру.
Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Почему же проблема патриотического воспитания в настоящее время стала чрезвычайно актуальной? Почему этот вопрос так остро стоит сегодня?
Конец прошлого столетия - это время глубоких социально- экономических и социально-культурных перемен в жизни нашего общества, в жизни каждого человека. Изменилась страна, изменилось и отношение её граждан к идее патриотизма.
В нашем мировосприятии появились новые понятия – терроризм, толерантность, культура мира, иным смыслом наполнились слова – демократия, гражданственность, патриотизм.
Слышат эти слова и дети, пытаются разобраться в этих понятиях с помощью нас, взрослых, и самостоятельно, черпая информацию из телевизионных передач, фильмов, журналов. У взрослых появился страх за жизнь и здоровье детей, что не могут не чувствовать и сами дети.
Как помочь дошкольникам сначала понять, а затем принять ценности ненасилия, мира, толерантности, как научить их противостоять войне, терроризму, насилию во всех его проявлениях?
Кто должен задать себе этот вопрос? Не мы ли? Те, кто воспитывает детей, кто пытается наполнить их сердца любовью к природе, человеку?
Необходимо выделить ещё и такой не мало важный фактор: за годы социально-экономических трансформаций выросло поколение молодых людей, а среди них и родители современных дошкольников, которые плохо знают отечественную историю, не знакомы с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры, у значительной части молодёжи утрачены такие социальные черты, как самоотверженность, патриотизм, нет общечеловеческих идеалов.
« В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин.… Всё, что совершается в стране, через вашу душу и сердце должно приходить к детям» - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо тактично и с большим терпением использовать при работе с родителями.
Перед нами взрослыми стоит нелегкая задача – донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького Человека, привить ему любовь к своей семье, родному дому, своей маленькой Родине. С возрастом к ребенку приходит понимание Родины, как своей страны, в которой он родился. У дошкольника Родина начинается с семьи и детского сада. И очень важно, чтобы она стала его первой «большой» родной и любимой Землей.
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки патриотических качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе, культуре. Именно в этот период важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине.
Изучив Концепцию патриотического воспитания граждан РФ, направленную на определение места и роли воспитания патриотизма у российских граждан как важнейшего направления деятельности общества и государства, познакомившись с « Комплексной системой воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста», И.В.Богачевой, проработав методическое пособие для реализации государственной программы « Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 – 2005 годы» М.Д.Маханёвой « Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», мною составлена авторская, вариативная программа «Воспитание маленького беловчанина», направленная на формирование патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Выбор темы обусловлен, с одной стороны, пониманием значимости этой проблемы, с другой стороны, недостаточным уровнем знаний детей о родном крае.
Цель программы: воспитание интереса и любви к малой Родине на
основе ознакомления с родным краем.
Задачи данной программы:
Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
Воспитывать уважение к труду;
Развивать интерес к русским традициям и промыслам;
Формировать элементарные знания о правах человека;
Расширять представления о России, ее столице;
Познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;
Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, т.к. воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Программа состоит из 12-ти блоков.
Блок 1. Мой дом, моя семья. В семье всегда мне будут рады,
В семье ведь ждут меня друзья.
Мы снова вместе, слов не надо,
Ведь это моя награда,
Это моя семья.
Педагогу необходимо формировать представление о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений, способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.
Блок 2. Я люблю свой детский сад. Если ваш ребёнок мал,
Дома он сидеть устал,
Приходите к нам в дет.сад,
Каждый там вам будет рад.
Проводя большую часть времени в детском саду и находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, необходимо создать благоприятную атмосферу, характеризующуюся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением. Педагог должен дать понять ребёнку, что детский сад-это второй дом, где его ждут и любят.
Блок 3. Я живу в городе Белово.
Я расскажу простым и добрым словом
О малом городке большой страны
С исконно русским именем Белово,
Для многих ставший близким и родным.
Детям старшего дошкольного возраста необходимо показать, что наш город славен своей историей, традициями, памятниками, достопримечательностями, знаменитыми людьми, что природа, которая нас окружает так красива и неповторима.
Блок 4. О правах играя. Знать права свои хотите?
В детский сад к нам приходите.
Конвенцию мы изучаем
И вас к тому же призываем.
Педагог должен дать ребёнку понять, что он – равноправный наряду со взрослыми человек, имеющий право на собственные поступки и мнение. Его права, как и права любого человека, надо уважать и не нарушать.
Блок 5. Знакомим с русской народной культурой.
Дети любят слушать сказки,
Песни петь и танцевать,
И разгадывать загадки,
В игры русские играть.
Педагог рассказывает детям о традициях, обычаях, быте, фольклоре русского народа. При этом важно вызвать интерес к жизни на Руси, к русской деревне, русской избе.
Блок 6. Родина моя – Россия.
Нас в детстве ветры по земле носили,
Я слушал лес и обнимал траву,
Ещё не зная, что зовут Россией,
Тот синий мир, в котором я живу.
Необходимо дать возможность ребёнку почувствовать себя гражданином своей страны, показать ему, какая она большая. Детей следует познакомить с историей и культурой России, с жизнью предков, их традициями.
Блок 7. Москва – столица нашей Родины.
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы.
Дети должны знать, что Москва – главный город России, её столица. При рассматривании фотографий, иллюстраций педагог должен обратить внимание детей на то, что в Москве много красивых улиц, площадей, театров, парков, памятников культуры, которыми восхищается весь мир.
Блок 8. Сильны и могучи богатыри славной Руси.
Все наши дедушки и папы
Когда-то в армии служили,
Учились защищать Россию,
Всегда подтянутыми были.
Ребёнку нужно объяснить, что народ России всегда защищал своё Отечество, родную землю, независимость от врагов. Детей старшего дошкольного возраста на примере эпических образов богатырей-защитников необходимо подвести к пониманию самого главного в русском характере – силы духа и созидания.
Блок 9. Я рождён самой лучшей мамой.
На свете добрых слов живёт немало,
Но всех добрее и важней одно:
Из двух слогов простое слово «мама»,
И нету слов роднее, чем оно!
У старших дошкольников необходимо развивать понимание роли мамы, как хранительницы очага, защитницы детей. Ребёнок должен понять, что уважительное, заботливое отношение к маме имеет большую ценность в жизни каждого человека.
Блок 10. Наши космонавты. Есть у нас ракеты,
Есть и корабли.
Наши космонавты –
Чудо всей земли.
Педагог рассказывает, что человек всегда мечтал летать, посмотреть, что там за облаком, близко увидеть далёкие звёзды. Следует познакомить детей с тем, что учёным удалось создать первые искусственные спутники и космическую ракету, что человечество всегда будет помнить Юрия Гагарина, открывшего людям путь к звёздам.
Блок 11. Наше государство – Российская Федерация.
Я – гражданин,
Родина моя – Российская Федерация,
И э то моё государство.
Задача педагога познакомить детей с другими городами России, с гимном, флагом, гербом РФ; формировать уважение к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку.
Блок 12. Этот День Победы.
Знают этот праздник всюду,
Отмечают по стране,
Днём святым его все люди
Называют на Земле.
Педагогу необходимо подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну, что Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названиях улиц, в их честь воздвигнуты памятники.
Формы работы
1. Диагностика, анкетирование, тестирование.
2. Занятия, беседы, дидактические игры, экскурсии.
3. Рассматривание иллюстраций, календарей, портретов, репродукций
картин, рисунков, фотографий, макетов, подлинных вещей.
4. Чтение и слушание стихов, сказок, былин, малых фольклорных
форм.
5. Составление планов, рассказов, сказок и др.
6. Развлечения, досуги и праздники.
7. Викторины, соревнования.
8. Театрализованные представления.
9. Практические задания.
10. Игры-путешествия.
11. Изобразительное творчество.
12. Конкурсы чтецов, исполнителей музыкальных произведений.
13. Взаимодействие с семьей, со школой, детской библиотекой.
Сведения об участниках программы
Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в этой программе.
Продолжительность, место реализации программы
Программа рассчитана на 1 учебный год. Запланировано 36 часов по 1 занятию в неделю (продолжительность занятия 30 – 35 минут).
Предлагаемый материал также может включаться в различные виды деятельности, предусмотренные базисной программой (речевую, познавательную, музыкальную, изобразительную, физкультурную и т.д.).
Место реализации – детский сад и семья.
Ожидаемый результат
Формирование патриотических чувств.
Приобщение детей к истокам народной культуры.
Применение полученных знаний в добрых делах и поступках на благо Родины.
Содержание программы
Блок 1. Мой дом, моя семья.
1.1.С чего начинается Родина?
Цель: формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий, как род, родители, Родина; воспитывать чувства долга и любви к ближним.
1.2.В эфире детская передача «Я и моя семья».
Цель: развивать самопознание и воспитывать у ребёнка уважение к себе; вызвать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, поделиться своими мыслями, чувствами о семье.
1.3. Путешествие в мир семьи.
Цель: познакомить детей с ролью семьи в обществе, с обязанностями членов семьи, с правом ребёнка на семью; воспитывать чувства любви уважения к своей семье.
1.4. Вместе жить веселее.
Цель: дать представление о защите прав ребёнка членами его семьи.
Блок 2. Я люблю свой детский сад.
2.1. Мастерская художника «Мой портрет».
Цель: развивать и поддерживать у детей интерес к себе, стремление рассматривать свое лицо и нарисовать автопортрет; побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства; воспитывать положительное отношение к себе: «Я хороший».
2.2. Давайте познакомимся.
Цель: уточнить и обогатить представления ребенка о себе и сверстниках группы, об особенностях поведения и общения, характерных для мальчиков и девочек; формировать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями других детей; Воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого.
2.3. Приходите в гости к нам, очень рады мы гостям.
Цель: развивать готовность объединять усилия, договариваться, поддерживать потребность в самоутверждении («Я могу!»), в самостоятельности («Я сам!»); воспитывать чувство гордости за результат общего труда с близкими взрослыми, желание быть радушным, гостеприимным, заботливым хозяином.
2.4. Игра – макетирование «Наш детский сад».
Цель: воспитывать любовь к детскому саду; показать характерное расположение объектов на территории д/с; формировать умения макетировать из имеющегося материала (объемные силуэты деревьев, коробки разных размеров, бросовый материал и т.д.)
Блок 3. Я живу в городе Белово.
3.1. Белово. Взгляд сквозь столетия.
Цель: познакомить с историей возникновения и становления города Белово, с
его визитной карточкой (гербом, флагом).
3.2. Город, в котором я живу.
Цель: дать детям понятие «я – беловчанин»; углублять знания детей о земле, где они родились; воспитывать любовь к родному городу, желание внести посильный вклад в благоустройство и развитие города.
3.3. Этот удивительный мир природы Кузбасса.
Цель: формировать представления детей о растительном и животном мире Кузбасса; формировать убеждения, что красота природы – бесценна, поэтому ее надо охранять.
3.4. Игра-викторина «Мы ребята – беловчата».
Цель: обобщить, систематизировать и расширить знания детей о своем городе.
Блок 4.О правах – играя.
4.1. Как поступить правильно.
Цель: формировать представление о положительных и отрицательных поступках, поведении, умение правильно оценивать себя и других.
4.2. Детству солнце подарите.
Цель: дать детям общее представление об их правах; развивать правовое мировоззрение и нравственные представления; воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
4.3. Ты и твое имя.
Цель: познакомить детей с правом на имя, научить применять это право в жизни; способствовать социально-нравственному развитию.
4.4. Право на любовь.
Цель: познакомить с правом на любовь и заботу; воспитывать в детях доброту, внимание к людям.
Блок 5. Знакомим с русской народной культурой.
5.1. В гостях у хозяюшки.
Цель: познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством; продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества: пословицами, поговорками, прибаутками.
5.2. Посиделки.
Цель: воспитывать интерес к народному быту; формировать образную речь, употребляя в разговорной речи пословицы, поговорки.
Блок 6. Родина моя – Россия.
6.1. Наши предки славяне.
Цель: пробудить интерес детей к истории и культуре России, к жизни предков; развивать чувство сопричастности к Отечеству.
6.2. Наша Родина – матушка Россия, наш язык – русский.
Цель: воспитывать у детей любовь к своей Родине, к народному творчеству, закреплять знания о русском фольклоре.
Блок 7. Москва – столица нашей Родины.
7.1. Город чудный, город древний.
Цель: познакомить с историей возникновения Москвы, с месторасположением города на карте, с его достопримечательностями.
7.2. Москва – город герой.
Цель: дать понятие о том, что Москва город-герой; познакомить детей с тем, как защищали столицу люди в годы Великой Отечественное войны; воспитывать чувство гордости за столицу нашей Родины, любовь к нему.
Блок 8. Сильны и могучи богатыри славной Руси (к Дню защитника Отечества).
8.1. Русские богатыри.
Цель: формировать интерес к истории нашей Родины; воспитывать у детей гордость за наших предков; желание узнать как можно больше нового и интересного.
8.2. Защитники Отечества.
Цель: закрепить знания о защитниках Отечества; воспитывать чувство гордости за свой народ, за свою армию, желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны.
Блок 9.Я рождён самой лучшей мамой.
9.1. Викторина «Мама, папа – какие они?»
Цель: воспитывать любовь и уважение к женщине-матери, развивать понимание роли мамы, как хранительницы очага, защитницы детей.
9.2. Мужчины и женщины в семье.
Цель: закрепить представления детей о семье, об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе, в семье; воспитывать в мальчиках уважительное отношение к девочкам, женщинам, стремление оказывать им посильную помощь, у девочек – заботливое отношение ко всем окружающим, стремление к аккуратности и порядку.
9.3. Конкурс «Мисс детского сада».
Цель: развивать и воспитывать осознанные доброжелательные отношения со сверстниками, понятие о дружбе, друзьях.
9.4. Моя мама – лучше всех.
Цель: воспитывать у детей доброе, внимательное, заботливое отношение к самому дорогому человеку на Земле.
Блок 10. Наши космонавты.
10.1. Прогулка по «аллее космонавтов» (серия иллюстраций).
Цель: познакомить детей с профессией космонавта, с первым космонавтом, русским человеком Ю.А. Гагариным. Дать понятие, что в освоении космоса принимают участие люди разных профессий: ученые, конструкторы, врачи, сталевары, строители, летчики-испытатели.
10.2. Спортивное развлечение «Будущие космонавты».
Цель: помочь детям понять и почувствовать, что только сильные, ловкие, смелые люди могли покорить космос. Вызвать желание заниматься спортом.
Блок 11. Наше государство – Российская Федерация.
11.1. Дети разных национальностей.
Цель: выявить знания детей своей этнической принадлежности, их отношение к сверстникам. Дать детям понятие, что люди других национальностей не только отличаются друг от друга, но и имеют много общего. Развивать познавательные интересы. Воспитывать чувство уважения к людям других национальностей.
11.2. Три символа на фоне истории.
Цель: формировать у ребенка представление о гербе, флаге, гимне. Дать представление об истории флага Родины. Развивать познавательные способности. Воспитывать гражданина своей страны.
Блок 12. Этот День Победы.
12.1. Боевая слава города (экскурсии по улицам, названных в честь героев, к обелиску на Центральной площади, к памятнику «Памяти павших во имя живых» на улице Юбилейная, возложение цветов).
Цель: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего города. Учить детей помнить героическое прошлое.
12.2. День Победы – это праздник со слезами на глазах.
Цель: обогатить знания детей о великом и светлом празднике – Дне Победы. Развивать интерес к истории своей страны. Воспитывать у дошкольников патриотические чувства, гордость за Родину.
12.3. Брэйн – ринг «Защитники Отечества».
Цель: закрепить полученные знания о защитниках Отечества. Развивать познавательные способности детей. Воспитывать чувство патриотизма.
12.4. Диагностика.
Цель: выявить уровень знаний на конец учебного года.
Словарь терминов
Армия - социальный институт, предназначенный для защиты государства от врагов, отстаивания национальных интересов.
Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги.
Былина – русская народная эпическая песня – сказание о богатырях.
Быт – жизненный уклад, повседневная жизнь.
Герб – эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.
Гимн – торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства.
Государство – основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры.
Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.
Гражданственный – присущий, свойственный лицу, принадлежавшему к постоянному населению данного государства, пользующегося его защитой и наделенному совокупностью прав и обязанностей.
Деревня – крестьянское селение.
Докторина – умение, научная концепция (обычно о философской, политической, идеологической теории).
Дом – свое жилье, семья, люди, живущие вместе, их хозяйство.
Доспехи – в старину: воинское снаряжение.
Защитник – тот, кто защищает, охраняет, оберегает кого-нибудь, что-
нибудь.
Земля – третья от солнца планета, вращающаяся вокруг солнца. Наш мир, шар, на котором мы живем.
Концепция – система взглядов на что-нибудь, основная мысль.
Медаль – знак в виде металлической пластинки с различными изображениями, присуждаемый в награду за что-нибудь или отливаемый в память о каком-нибудь событии.
Обелиск – памятник, сооружение в виде граненого, сужающегося кверху столба.
Общество – совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности.
Обычай – традиционно установившиеся правила общественного поведения.
Орден – особый знак отличия в награду за выдающиеся заслуги перед государством.
Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.
Памятник – скульптура или архитектурное сооружение в память кого-нибудь или чего-нибудь (выдающейся личности, исторического события).
Патология – от нормы.
Патриот – человек, проникнутый патриотизмом.
Патриотизм – любовь к Родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.
Праздник – день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь.
Предок – древний предшественник по роду, а также соотечественник из прежних поколений.
Президент - глава государства.
Родина – 1. Отечество, родная страна
2. Место рождения, происхождения кого-нибудь, чего-нибудь, возникновение чего-нибудь.
Родство – связь между людьми, основанное на происхождении
одного лица от другого, или разных лиц от общего предка, а
также основанная на брачных семейных отношениях.
Социум – то же, что общество.
Столица – главный город государства, как правило, место пребывания правительства и правительственных учреждений.
Терроризм – устрашение своих политических противников,
выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения.
Толерантность – терпимость к кому-либо или чему-либо: веротерпимость, расовая терпимость, национальная терпимость, осознание право любого человека на свободу.
Флаг – прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой.