Программа по преодолению речевых нарушений у детей 4-5 лет | Смелова Ольга Александровна. Работа №336180
Обновление содержания общего образования обуславливает необходимость определённых изменений в системе дошкольного образования. Анализируя процессы, происходящие сегодня в дошкольном образовании, можно выделить приоритетные линии разработки, которые обеспечивают качество и доступность образования, что, в свою очередь, имеет несколько составляющих. Во-первых, это качество образовательных программ, определяющих стратегию и тактику педагогической работы. Во-вторых, качество образовательной среды, в которую входят материальный и “отношенческий” компоненты. В-третьих, качество работы педагога, его профессиональная подготовка, способность учитывать личностные характеристики воспитанников, умение выбрать наиболее успешный путь взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
Программа по преодолению речевых нарушений у детей 4 – 5 лет через музыкально-логоритмические занятия
Смелова Ольга Александровна, музыкальный руководитель
Г. Когалым, 2022 год
Пояснительная записка
Обновление содержания общего образования обуславливает необходимость определённых изменений в системе дошкольного образования. Анализируя процессы, происходящие сегодня в дошкольном образовании, можно выделить приоритетные линии разработки, которые обеспечивают качество и доступность образования, что, в свою очередь, имеет несколько составляющих. Во-первых, это качество образовательных программ, определяющих стратегию и тактику педагогической работы. Во-вторых, качество образовательной среды, в которую входят материальный и “отношенческий” компоненты. В-третьих, качество работы педагога, его профессиональная подготовка, способность учитывать личностные характеристики воспитанников, умение выбрать наиболее успешный путь взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
Данная расстановка акцентов помогает осмыслить изменения, происходящие в деятельности не только общеразвивающих, но и коррекционных группах ДОУ. Всё это побуждает совершенствовать коррекционно-педагогическую деятельность, искать новые методы и приёмы работы, необходимые для обеспечения своевременной коррекционной и профилактической помощи детям названной группы.
Самой многочисленной категорией среди всех дошкольников с отклонениями в развитии являются дети с речевыми дефектами (от 45 до 60%). Речь – это не врождённая способность, она формируется постепенно. К пяти годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, не сформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но целенаправленное развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации средствами музыкально-логоритмических занятий даёт значительную динамику в их формировании у детей, посещающих логопедические группы.
Главный принцип проведения музыкально-логоритмических занятий – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Она используется для упорядочения темпа и характера ребёнка, развития мелодикоинтонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.
Настоящая программа составлена для детей дошкольного возраста 4-5 лет (средняя группа и разработана на основе обязательного мимнмума содержания по музыкальному воспитанию для ДОУ (“Программа воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) с учётом обновления по парциальным программам “Ладушки” (Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста) авторы И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева, “Топ-хлоп, малыши” (Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста) авторы Т.Н.Сауко, А.И.Буренина, “Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)” Н.В.Нищевой.
Цель программы – преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия.
Задачи
образовательные:
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать координацию, переключаемость движений;
- знакомить с метроритмикой;
воспитательные:
- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;
коррекционные:
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
Программа предполагает проведение логоритмических занятий фронтально один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в средней группе 15-20 минут, в Общее количество учебных занятий в год – 31.Диагностика проводится 2 раза в год (вводная – в сентябре, итоговая – в мае). Одежда должна соответствовать роду логоритмической деятельности: футболка, шорты, чешки. Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.
Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:
- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- на развитие внимания;
- регулирующие мышечный тонус;
- счётные упражнения;
- формирующие чувство музыкального размера;
- на развитие чувства темпа и ритма;
- на развитие координации движения;
- на координацию речи с движением;
- на координацию пения с движением;
- на развитие речевых и мимических движений.
Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- фонопедические упражнения по методу В.В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Чистоговорки и пальчиковые игры воспитатель может использовать на других занятиях. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и др. В подготовке и проведении логоритмических занятий необходима тесная взаимосвязь педагогов ДОУ: музыкального руководителя, логопеда, воспитателя, психолога. Организатором занятий может выступать музыкальный руководитель, логопед.
Музыкальное развитие детей с ТНР 4-5 лет
Заложить основы гармоничного развития: способствовать развитию музыкально-сенсорных и творческих способностей. Воспитывать у детей желание заниматься различной музыкальной деятельностью. Развивать активное отношение к музыке на основе различных видов музыкальной деятельности, обогащать музыкальные впечатления и двигательный опыт. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Формировать начало основы музыкальной культуры.
Слушание (восприятие) музыки
-Знакомить с многообразием музыкальных форм и жанров.
-Совершенствовать навыки культурного слушания музыки, умение дослушивать произведение до конца, узнавать и запоминать его, рассказывать с помощью педагога, о чем это произведение.
-Совершенствовать умение различать громкую и тихую музыку, звучание детских музыкальных инструментов. Помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них тембровый и динамический слух, чувство ритма.
Пение
-Учить детей получать радость от занятия пением.
-Развивать умение петь выразительно, без напряжения в голосе, протяжно, согласованно, чисто интонируя мелодию, в едином темпе, четко произнося слова.
-Практиковать коллективное и индивидуальное пение, с аккомпанементом и без него.
-Учить детей самостоятельно отвечать на музыкальные вопросы: «Как тебя зовут?», «Кто как поет?» (кошка, петушок, корова, щенок).
Музыкально-ритмические движения
-Формировать умение передавать характер музыки в движениях, отражать в движении развитие музыкального образа.
-Учить детей двигаться ритмично, в умеренном и быстром темпе, менять движения в соответствии с двухчастной и трехчастной формой музыкального произведения.
-Учить освоению танцевальных движений: прямой галоп, поскоки, пружинка, притопы; выставление ноги на носок, на пятку; кружение по одному, в парах.
-Учить хлопать в ладоши, перестраиваться из круга врассыпную и обратно; двигаться в и хороводах и парами по кругу
в танцах; выполнять различные плавные движения руками.
-Учить выполнять действия с предметами (флажками, шарами, ложками, кубиками, ленточками, султанчиками,
платочками, погремушками, куклами) в соответствии с музыкальным сопровождением.
-Учить детей инсценировать песни, выполнять образные движения в музыкальных играх и спектаклях.
Игра на детских музыкальных инструментах
-Обучать детей правильным приемам игры на детских музыкальных инструментах
(ложках, погремушках, треугольнике, колокольчиках, барабане, бубне, металлофоне).
Содержание программы
Средняя группа
Музыкально-ритмические упражнения и игры.
1. Формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.
2. Учить менять движения в соответствии с двухчастной и трёхчастной формой музыки.
3. Совершенствовать навыки основных движений (ходьбы, бега).
4. Учить ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно).
5. Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений, используя мимику.
Артикуляционная (логопедическая) гимнастика.
1.Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность.
2. Растягивать подъязычную связку (уздечку).
3. Обучать равномерному и продолжительному выдоху.
4. Отрабатывать движение верхней губы вверх и вниз.
5. Учить удерживать губы и язык в заданном положении.
6. Развивать силу выдоха.
7. Укреплять мускулатуру языка и щёк.
8. Укреплять жевательно-артикуляторные мышцы.
Пальчиковая гимнастика.
Развивать моторику кистей и пальчиков рук.
Фонопедические упражнения.
1. Укреплять гортань.
2. Прививать навыки речевого дыхания.
Пение.
1. Формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно.
2. Формировать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами.
3. Учить смягчать концы фраз, чётко произносить слова.
4. Учить петь мелодию, передавая характер музыки.
5. Учить петь с инструментальным сопровождением и с помощью музыкального руководителя (воспитателя).
Игра на детских музыкальных инструментах.
Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на ложках, погремушках, барабане, металлофоне.
Коммуникативные игры и танцы.
Развивать эмоциональность и позитивное самоощущение.
Упражнения на релаксацию.
Снимать эмоциональное и физическое напряжение.
Перспективный план музыкально-логоритмических занятий
Средняя группа
Месяц
Неделя
Тема
Сопутствующие формы работы, программное содержание
Сентябрь
1 - 4
Диагностика
Октябрь
1
2
3
4
В гости к зайчику
Как растили капусту
Яблонька
Чудеса в лесу
Осенний праздник
Ноябрь
1
2
3
4
Шишки для мишки, Веселый оркестр
Волшебный лучик
Песенки для мамочки
Теремок
Музыкальная открытка ко Дню Матери
Логоритмическая гимнастика, игра на ДМИ
Игры на развитие музыкально-ритмического слуха, определение характера музыки
Упражнения для развития фонематического и интонационного слуха
Коммуникативная игра с пением, развитие дыхательного аппарата
Праздник День Матери.
Декабрь
1
2
3
4
«Встречаем Зиму!»
Орешки, «Передай колокольчик!»
Снежки, санки.
Кто рукавичку потерял?
Укрепление кистей рук; закрепление навыков речевого дыхания.
Логоритмика, коммуникативная игра.
Музыкально-ритмические игры с пением. Развитие вокально-речевых навыков
Новогодний праздник.
Январь
1
2
3
4
Каникулы
Рисование на манной крупе с пением. «Мы с тобой подносы взяли»
“Медвежонок Мишутка” по мотивам сказки Л.Лебедевой
«Зимние забавы»
НОД по музыке на развитие мелкой моторики и вокально-речевого аппарата
Коммуникативная игра – инсценировка с музыкально-ритмичекими движениями
Развлечение с элементами логоритмики
Февраль
1 – 2
3 - 4
Веселый метеллофон. Солнечные зайчики. Песенки о маме и бабушке
Раз-два, мы идем.
День защитника Отечества
Игры на развитие музыкально-ритмического слуха. Танцевальные движения под музыку.
Музыкальные игры на развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата.
Музыкально-спортивное развлечение.
Март
1
2
3 - 4
Приключения Ёжика.
Мама для козлёнка
“Паровозик из Ромашково” по мотивам сказки Г.Цыферова
Мамин праздник.
Коммуникативные игры с пением и танцевальными движениями на развитие вокально-интонационных навыков.
Развлечение с применением логоритмики и вокальных упражнений, песен-миниатюрок.
Апрель
1
2
3 - 4
Заюшкина избушка.
Как Петушок проспал
Фантики.
День Земли.
Развлечение с применением игры на ДМИ. Развитие речевого и дыхательного аппарата.
Пальчиковая гимнастика с пением для развития мелкой моторики
Музыкальные игры на развитие мелкой моторики, вокально-речевого навыка.
Весенний праздник с элементами народного творчества по программе «Социокультурные истоки»
Май
1
2
3
4
Рыбки в аквариуме
У Бабушки –Забавушки.
Звук-волшебник.
Диагностика
Упражнения на развитие дыхательного аппарата, вокально-речевых навыков.
Развлечение с применением коммуникативных игр и упражнений.
НОД с элементами исследования природы звуков.
Требования к уровню подготовки воспитанников:
Ритмично двигается в соответствии с характером музыки.
2. Координирует свои движения с партнёром.
3. Двигается, не напрягая руки и ноги.
4. Поёт протяжно, подвижно, передавая характер музыки
5. Поёт с инструментальным сопровождением и с помощью взрослого.
6. Берёт дыхание между короткими музыкальными фразами
7. Умеет подыгрывать простейшие мелодии на ложках, погремушках, барабане
Способы проверки знаний, умений и навыков воспитанников
1. Вводная диагностика – сентябрь.
2. Итоговая диагностика – май.
Тесты для проведения диагностического обследования
Обследование музыкальных способностей.
1. Выявление качества певческих умений: исполнить хорошо знакомую песню в сопровождении фо-но.
2. Выявление качества музыкально-ритмических движений: исполнить небольшой группой притопы одной ногой, хлопки в ладоши, кружение по одному; передать в движении образ кошки (“вся мохнатенька”). подыграть на ложках, погремушках, бубне, барабане; прослушать ритмический рисунок из четвертных и восьмых длительностей и воспроизвести его на барабане (двухтактное построение).
3. Выявление уровня звуковысотного слуха: определить высокий и низкий звуки в пределах сексты – “до”-“ля”.
Обследование неречевых психических функций.
1. Обследование слухового восприятия:
- дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек;
- определение направления звука;
- восприятие и воспроизведение ритма.
2. Обследование восприятия пространственных представлений и наглядно-образного мышления:
- ориентировка в пространстве;
- ориентировка в схеме собственного тела.
Обследование состояния моторной сферы.
1. Состояние общей моторики (объём выполнения движений, темп, активность, координация движений).
2. Состояние ручной моторики (объём движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости).
3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, замедленность движений глазных яблок).
4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объём, способность к переключению, замены):
- движения нижней челюсти;
- движения губ;
- движения языка.
Обследование состояния экспрессивной речи.
1. Состояние дыхательной и голосовой функций:
- объём дыхания;
- продолжительность речевого выдоха;
- сила голоса;
- модуляция голоса.
2. Особенности динамической стороны речи:
- темп;
- ритм;
- паузация;
- употребление основных видов интонации.
Используемая литература.
1. Нищева Н.В. “Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)” - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
2. Лопатина Л.В. «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
3. Зацепина М.Б. “Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации” - М.: Мозаика-Синтез, 2006
4. Воронова А.Е. “Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 4-7 лет. Методическое пособие” - М.: ТЦ Сфера, 2006
5. Сергиенко Г.Н. “Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ” - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.