Программа по развитию пространственного мышления "Волшебный мир пространства" | Игнатьева Ангелина Александровна. Работа №350029. Номер работы: №350029
Представленна авторская программа по развитию пространственного мышления младших школьников во внеурочной деятельности. Данная программа направлена на:
- Развитие моделирование пространственных связей между предметами, что способствует распознанию прообразов фигур в реальности, окружающей младшего школьника, при работе со схемами, чертежами; (Обучение восприятию пространственных отношений между предметами - формирование у детей элементарного понимания пространственных отношений между предметами, а также изменчивости и относительности пространственных отношений.)
- Развитие навыка создавать образ в соответствии с его прообразом (Обучение восприятию местоположения и удаленности предмета в пространстве – научить ребенка ориентироваться во внешнем пространстве; обучить ориентироваться в пространственных направлениях, как верх – низ, вперед – назад, право – лево, далеко – близко)
- Развитие навыка восстанавливать прообразы, определять его определенные свойства (Обучение ориентировке на плоскости - формирование умения определять верхний и нижний край плоскости, его правую и левую стороны, находить середину плоскости).
Программа «Волшебный мир пространства»
После анализа диагностических методик, составлена программа «Волшебный мир пространства», целью которой стало – развитие пространственного мышления младших школьников во внеурочной деятельности. Данная программа направлена на:
- Развитие моделирование пространственных связей между предметами, что способствует распознанию прообразов фигур в реальности, окружающей младшего школьника, при работе со схемами, чертежами; (Обучение восприятию пространственных отношений между предметами - формирование у детей элементарного понимания пространственных отношений между предметами, а также изменчивости и относительности пространственных отношений.)
- Развитие навыка создавать образ в соответствии с его прообразом (Обучение восприятию местоположения и удаленности предмета в пространстве – научить ребенка ориентироваться во внешнем пространстве; обучить ориентироваться в пространственных направлениях, как верх – низ, вперед – назад, право – лево, далеко – близко)
- Развитие навыка восстанавливать прообразы, определять его определенные свойства (Обучение ориентировке на плоскости - формирование умения определять верхний и нижний край плоскости, его правую и левую стороны, находить середину плоскости)
Задачи программы:
- развитие пространственных представлений о местоположении собственного тела в пространстве;
- развитие пространственных представлений о расположении и взаимосвязи окружающих предметов между собой;
- восприятие пространственных взаимосвязей между окружающими предметами и телом учащегося;
Ожидаемые результаты: младший школьник имеет понимание о пространственных отношениях предметов, их расположения на плоскости; не допускает ошибок в ориентировании пространственными направлениями: вверх-вниз-влево-вправо и др.; умеет находить границы листа, середину.
Актуальность программы: оказание помощи первоклассникам, в развитии пространственного мышления во внеурочной деятельности, в сенситивный период для его формирования, что приведет к повышению успеваемости младших школьников.
Содержание внеурочной деятельности
Программа состоит из трех этапов, взаимосвязанных между собой. Каждый этап (блок) «я и пространство; предметы вокруг меня; ориентация на плоскости листа», представляет собой самостоятельную часть в развитии пространственного мышления младшего школьника, каждая из которых представляет собой работу на различных «уровнях» с обязательной соответствующей вербализацией всех представлений.
Такими уровнями являются:
— уровень пространства собственного тела;
— уровень расположения объектов по отношению к собственному телу;
— взаимоотношения внешних объектов между собой;
Форма работы: индивидуальная и групповая
План работы на внеурочных занятиях:
Первый блок: «Я и пространство»
1
Схема моего тела (знакомство с пространственными направлениями: слева, справа, сверху, снизу)
2
Ты моё зеркало
3
Пустая комната
4
Путаница
5
РингЛдинг
6
Повтори за мной обратные действия
Второй блок: «Предметы вокруг меня»
1
Расположи по местам
2
найди меня если сможешь
3
Построй по образцу фигуру
4
ТЫ капитан
5
Разбросанные элементы
6
Кто где живет?
7
Узнай, кто спрятался за образом
Третий блок: «Ориентировка на плоскости листа»
1
Расположи правильно предметы
2
Лабиринт
3
Что поменялось?
4
Найди пару
5
Запомнил? Попробуй повторить
6
Слушай и повторяй
7
Ориентиры - помощники
8
Зашифруй
Первая часть программы направлена на: актуализацию знаний о свойствах и пространственных отношениях фигур, первоклассник указывает направления «слева, справа, снизу, сверху и т. п.», учится распознавать и воспроизводить направления в зеркальном положении, такие виды занятий, способствуют развитию внимания, ученик учится устанавливать причинно-следственные связи. Конечным результатом станет целостная картинка мира у первоклассника в понимании расположения собственного тела (схемы тела в пространстве).
Второй блок программы направлен на: восприятие ребенком взаимоотношения между ним и окружающими его предметами в пространстве. Ребенок имеет целостную картину мира, относящуюся к восприятию себя и окружающих предметов в окружающем мире, восприятию местоположения и удаленности предмета в пространстве. Внеурочные занятия этого блока позволяют развивать восприятие пространственного образа объекта по его двухмерному изображению (формы, величины, пространственного положения отдельных деталей в части модели и в модели в целом), представления образа, его мысленной переработки и создания на этой основе новых пространственных образов.
Третий блок программы направлен на: поиск и распознавание предметов среди других, определение свойств предметов, характеризирующих определенный предмет, умение определить и объяснить расположение предметов, направление движения другим, развиваться навыки создания новых образов и оперирование ими, способствуют отработке умений осознанного и произвольного построения речевых высказываний в устной форме в процессе оперирования словами, обозначающими объекты и их пространственное положение относительно друг друга.
Для определения эффективности разработанной и реализованной программы «Волшебный мир пространства» по развитию пространственного мышления первоклассников, мы провели повторное обследование уровня сформированности пространственного мышления детей на контрольном этапе исследования. Применение методик и диагностических заданий проходило аналогично программе констатирующего этапа эксперимента.
В контрольной группе 22% показали высокий уровень сформированности пространственного мышления, средний уровень – 48%, низкий уровень – 30%. Наблюдается незначительное увеличение процента числа учеников с достаточно сформированным пространственным мышлением, по сравнению с констатирующим исследованием. В экспериментальной группе высокий уровень показали 20%, средний уровень – 59%, низкий уровень – 21%, полученные данные выше предыдущих значений.
Ученики с контрольной группы все равно испытывали трудности в заданиях на оперирование пространственными фигурами в трехмерном и двухмерном пространстве, также возникали сложности в словесном обсуждении действий и самого процесса преобразования фигур, элементов. Некоторые учащиеся с трудом строили фигуры, располагали их на плоскости листа.
В экспериментальной группе, после проведения внеурочных занятий наблюдалась положительная динамика уровня сформированности пространственного мышления. Младшие школьники значительно лучше справлялись с заданиями на оперирование объектами и в трехмерном, и в двухмерном пространстве. При этом ученики могли активно вести процесс обсуждения процесса, и предполагать результат действий. Меньший процент учеников затруднялись в определении местоположения предметов относительно друг друга.
Таким образом, у них развивается способность пространственно ориентироваться, воспринимая пространство и обозначать пространственные отношения словами. Многие из учеников с радостью и интересом различали пространственные фигуры друг от друга, применяя их характеристики и пространственные признаки.