Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Программа по развитию речи детей с ОНР путём использования народного фольклора | Великова Светлана Петровна. Работа №316141

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Представленная программа позволяет включить в логопедическую работу малые фольклорные формы. Устное народное  творчество  способствует развитию у детей образного мышления, формирует нравственные мотивы поведения. Произведения народного фольклора обогащают представления детей о прошлом и настоящем нашей Родины,  помогают усвоить высокие нравственные  принципы  народа. Они  воспитывают любовь и уважение не только к своему народу, но и другим народам мира, вселяют уверенность в торжестве справедливости, укрепляют веру в счастливое будущее. Использование русского народного фольклора благоприятно сказывается на всём развитии ребёнка, а особенно на развитии устной речи дошкольников, раскрепощает их речевую активность, приучает мыслить образно и высказывать свои мысли точно и ясно. в рограмме представлено плаирование по месяцам и даны некоторые практические материалы, позволяющие включать малые фольклорные формы в повседневную коррекционную и воспитательную работу.

 

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону Детский сад № 118
Программа
по развитию устной речи детей 6-7 лет с ОНР путём изучения и использования малых
форм народного фольклора
Веселый фольклор
Составитель: учитель-логопед Великова С.П.
Пояснительная записка
В современном дошкольном образовании большое внимание уделяется познавательно-речевому развитию дошкольников.
Огромный пласт духовных ценностей отражён в традициях и обычаях русского народа. Накопленный опыт постижения мира трепетно передаётся из поколения в поколение. Приобщение к этому богатству является основой познавательного развития человека. Именно речь является основой успешного обучения детей в школе, умения общаться с людьми и общего интеллектуального развития.
Овладение языком, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Это его национальное богатство. Именно в дошкольном возрасте активно усваивается речь, идет погружение в истоки национальной культуры. Устное народное творчество является основой детской литературы. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и, наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников, можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
В конце ХХ века в нашу жизнь начало вливаться огромное количество заимствованных терминов и иностранных слов, что угрожает языку, а значит и культуре. Родители, из-за нехватки времени, не могут своему ребенку преподнести “школу бабушек и дедушек”, которая играла огромную роль в воспитании любви к родному языку, истории, традициям, своими пословицами и поговорками, колыбельными и народными сказками. А большинство фильмов и мультфильмов пагубно влияют на речь ребенка. В возрасте до 5 лет, дети часто пользуются нелитературными словами. Это закрепляется и входит в их привычку.
Отсюда вытекает важная проблема: как сохранить родной язык, приобщая ребенка к культурному наследию, духовным ценностям народа? Как помочь детям использовать словесное народное творчество в повседневной жизни, проявляя при этом интерес; как привлечь родителей к данной проблеме?
Цель:
Развитие устной речи детей 6-7 лет с ОНР путём изучения и использования малых форм народного фольклора -загадок, пословиц и поговорок.
Задачи:
Воспитывать интерес и вызвать эмоционально – положительное отношение к фольклору русского народа.
Развивать умение понимать содержание произведений устного народного творчества.
Обогащать, уточнять и активизировать словарь ребенка.
Формировать выразительность речи.
Способствовать переносу накопленного художественного образа в творческую деятельность. Развивать творческий потенциал ребенка.
Прививать интерес родителей к использованию фольклора в семье.
Развивать словесно-логическое мышление, умение сопоставлять и сравнивать.
Развивать нравственные мотивы поведения.
Предполагаемый результат:
Дети:
Знакомы с произведениями народного фольклора.
Понимают, умеют отгадывать и загадывать народные загадки.
Активно употребляют малые формы фольклора (пословицы и поговорки) в повседневной жизни.
Умеют инсценировать /совместно с педагогом/ русские народные потешки, прибаутки, хороводы.
Родители:
Активно участвуют в коррекционно-образовательном процессе с позиции сотрудничества и взаимопомощи;
Повышены языковые компетенции;
Вовлечены в творческую и продуктивную деятельность детей, участвуют вместе с детьми в подборе материала и художественной деятельности.
Педагоги:
Определены основные направления и содержание работы по развитию словарного запаса и формированию устной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием народного фольклора;
Знакомы с методами и приёмами работы по ознакомлению детей с произведениями русского народного фольклора;
Разработан методический и практический материал по проекту (пальчиковые игры с использованием русского фольклора, подвижные народные игры для автоматизации звуков и т.д.).
Значительно пополнены копилки народных загадок, пословиц и поговорок.
Прогноз возможных негативных последствий:
Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:1. Слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности.Пути коррекции: внедрение дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм и приёмов работы и знакомство с ними всех участников коррекционного процесса.2. Высокая заболеваемость детей, низкая посещаемость детского сада.Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.3. Низкий уровень компетентности родителей в вопросах знакомства с произведениями русского народного фольклора.
Пути коррекции: повышение уровня знаний родителей о русском народном фольклоре и его применении в повседневной жизни путём подбора фольклорных произведений по изучаемым темам и проведения консультаций, способствующих достижению намеченной цели и реализации поставленных задач.
В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса.
Перспективный план реализации задач программы
Формы работы
Срок реализации
1. Цикл бесед, НОД, дидактических, интеллектуальных игр для детей по ознакомлению с народным фольклором (загадками, пословицами и поговорками). Включение фольклорного материала в коррекционную работу по автоматизации звуков (приложение 1)
2.Проведение консультаций для педагогов по темам:
1) Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста; (приложение 2)
2) Пальчиковые игры с использованием фольклорных произведений (приложение 3)
3. Знакомство детей и родителей с загадками, пословицами и поговорками по изучаемым лексическим темам.
4. Оформление материала для родителей в Логопедическом уголке по заявленной теме (приложение 4)
5. Проведение индивидуальных консультаций для родителей и педагогов
6. Распределение поисковых заданий с привлечением родителей по темам:
Моя любимая загадка;
На всякого Егорку живёт поговорка.
7. Конкурс загадок с использованием рисунков детей На каждую загадку есть своя отгадка
8. Семейный конкурс рисунков Иллюстрируем пословицы и поговорки -
В течение учебного года
Ноябрь
Январь
Февраль
Февраль
В течение года
В течение года
Март
Апрель
Май
1. Подведение итогов конкурсов. Награждение участников.
2. Организация выставки рисунков детей по материалам народного фольклора.
4. Презентация материалов по итогам реализации программы для педагогов ДОУ
По окончанию конкурсов
Май
Май
Используя в своей речи народные загадки, пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать свою речь; развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Изучая народный фольклор, дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.
Вывод: После разносторонней работы по обогащению словарного запаса дошкольников с использованием произведений народного фольклора речь детей становится более осмысленной, разнообразной, точной и выразительной.
Устное народное творчество способствует развитию у детей образного мышления, формирует нравственные мотивы поведения. Произведения народного фольклора обогащают представления детей о прошлом и настоящем нашей Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы народа. Они воспитывают любовь и уважение не только к своему народу, но и другим народам мира, вселяют уверенность в торжестве справедливости, укрепляют веру в счастливое будущее.
Таким образом, использование русского народного фольклора благоприятно сказывается на всём развитии ребёнка, а особенно на развитии устной речи дошкольников, раскрепощает их речевую активность, приучает мыслить образно и высказывать свои мысли точно и ясно.
Список используемой и рекомендуемой литературы:
1. Даль В.И. Пословицы русского народа М.: 1984
2. Народная педагогика и здоровьесбережение в практике учителя-логопеда Лёзина Е.А. (Ж-л Логопед № 7 2013)
3. Пословицы. Поговорки. Загадки Сост. А.Н. Мартынова, В.В. Митрофанова М., 2006
4. Русские народные загадки, пословицы, поговорки сост. Ю.Г.Круглов М.: Просвещение, 1990
5. Русские пословицы и поговорки Сост. А.И. Соболев, - М., 1983
6. Садовников Д.Н. Загадки русского народа - М., 1959
7. Старинные русские пословицы и поговорки сост. В.П.Аникина. ( М. Дет. Лит. 1983)
8. Фоминых Е.Н. На каждую загадку есть своя отгадка (Ж-л Логопед № 7 2014)
Электронные ресурсы - материалы сайтов:
http://nsportal.ru/;
http://rebenok16.ru/razvitie/razvitie-rechi-doshkolnikov.html
Приложение 1
Народные подвижные игры для автоматизации звуков.
Игра Бараны для автоматизации звука Р.
Несколько пар детей стоят друг против друга, образуя ворота.
Остальные дети – бараны подходят к воротам и топают ногами.
Бараны: Тра-тра-тра, тра-тра-тра,
Открывайте ворота!
Ворота: Рано, рано, вы бараны,
Застучали в ворота!
Бараны: Тра-тра-тра, тра-тра-тра,
Пропустите в ворота!
Ворота: Вам куда? Вам куда?
Не откроем ворота!
Бараны: На луга, где трава,
А на травушке роса!
Ворота:Ещё рано вам туда,
Не окроем ворота!
Бараны: Тра-тра-тра, тра-тра-тра,
До свиданья, ворота.
Мы придём сюда тогда.
Когда высохнет трава!
Игра Бабка Ёжка на автоматизацию звуков Ш, Ж.
Дети образуют круг. Водящий-бабка Ёжка с метлой находится внутри круга.
После слов детей водящий догоняет детей. Тот, кого задели метлой выходит из игры.
Бабка Ёжка- костяная ножка,
На лягушку упала,
Ножку сломала.
А потом и говорит:
-У меня живот болит.
Пошла с кошкой на базар,
Раздавила самовар.
Пошла она на улицу ,
Раздавила курицу.
Игра Колосок на дифференциацию звуков С, Ш.
Дети образуют круг. Водящий со скакалкой находится внутри круга. После слов детей водящий начинает крутить скакалку, а дети подпрыгивают вверх. Тот, кого задела скакалка выходит из игры.
Чтоб был долог колосок,
Чтоб овёс наш был высок.
Прыгайте как можно выше,
Прыгать нужно выше крыши.
Приложение 2
Консультация для педагогов
Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста
Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание :Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре.Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс.
Известно, что ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в преданья старины глубокой?
Тем не менее, детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.
В работе с детьми , как правило, используются следующие виды фольклора:
Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки - игры взрослого с ребенком(с его пальчиками, ручками).
Заклички - обращения к явлениям природы(к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и частоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
Детский фольклор используется в разных видах деятельности:
- в обучении правильному произношению;
- в приобщении детей к русской национальной культуре;
- в непосредственно образовательной деятельности;
- в беседах;
- в наблюдениях
- в народных подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности;
- в инсценировках.
Наиболее часто используется фольклор в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так, например, в игре Стадо мы используем закличку:
Пастушок, пастушок,
Заиграй во рожок!
Травка мягкая, роса гладкая,
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки(например, игра Молчанка в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками). В игре мы используем попевочку:
Первенчики, червенчики,
Летели голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок -
Молчок!
Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. Такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.
Следующий вид игр, в которых используется детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:
Самомассаж.
Шевеление пальчиков.
Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.
Разведение пальцев и их сведение.
Хлопки.
Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
Помахивание кистями - сверху вниз.
Помахивание кистями к себе и от себя.
Вращение кистей - фонарики.
Вместе с движениями произносим слова:
У бабы Фроси пяток внучат,
У бабы Фроси пяток внучат,
(Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую).
Все каши просят,
Все криком кричат:
(Вспеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).
Акулька - в люльке,
Аленка - в пеленке,
Аринка - на перинке,
Степан - на печке,
Иван - на крылечке.
(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).
Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, на материале фольклора с помощью игры дети учатся и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки
Я рыжая лисица
Я бегать мастерица,
я по лесу бежала,
я зайку догоняла.
И в ямку - бух!
Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.
Большое место в работе отводится шутке, веселью. Для этого применяются докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги. Например, такой диалог:
- Где ты, брат Иван?
- В горнице.
- А что делаешь?
- Помогаю Петру.
- А Петр что делает?
- Да на печи лежит.
Планируя игры, детский фольклор необходимо подбтрать не только по жанрам, но и по тематике(это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).
Детский фольклор используется и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь мне приходят скороговорки:
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.
Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используются с детьми инсценировки разных видов. Например, дети в игре, проговаривая прибаутки, потешки, передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина.
Сидит кот у ворот,
К себе кошечку ждет,
На балалаечке поигрывает,
Мышкам глупеньким подмигивает.
На материале детского фольклора обычно составляются тематические игры-инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему. Такие инсценировки можно разыгрывать по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая - зрители, а потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей. Бывают и промахи в показе. В таких случаях, важно научить детей доброжелательно относится друг к другу.
Детский фольклор помогает в работе не только воспитателям. Логопеды могут использовать фольклор в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи, автоматизации звуков.
Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.
А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.
Приложение 3
Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора.
1Идут четыре брата. Показать четыре пальца, большой прижат к ладони.
Навстречу им старшой. Показать большой палец .
-Здорово, большак!
-Здорово, Васька-указка, Большой палец соединяется с указательным в колечко.
Мишка-серёдка, Большой палец соединяется со средним пальцем.
Гришка – сиротка Большой палец соединяется с безымянным пальцем.
И крошка - Тимошка. Большой палец соединяется с мизинцем.
2Дождик-дождик, лей-лей-лей! Барабанить кончиками пальцев по столу, всё сильнее
и сильнее.
На меня и на людей!
Дождик-дождик, припусти, Большой, безымянный пальцы и мизинец каждой
Мы попрячемся в кусты. руки поджаты к ладони.
Указательный и средний бегут к краю стола,
руки прячутся под стол.
Дождик-дождик, Снова барабанить пальцами, всё тише и тише.
Хватит лить, Постепенно перестать.
Малых детушек мочить!
3-Пальчик-мальчик, где ты был? Все пальцы ,кроме большого, сжаты в кулак.
-С этим братцем – в лес ходил. Показать указательный палец.
С этим братцем - щи варил. Показать средний палец.
С этим братцем - кашу ел. Показать безымянный палец.
С этим братцем - песни пел! Показать мизинец.
4Стала Маша гостей звать, Хлопать в ладоши.
На блиночки созывать:
-И ,Иван, приди, Поочередно загибать пальцы руки, начиная
И ,Степан, приди, с большого.
Да ,Андрей, приди,
Да ,Матвей, приди,
А ,Митрошечка, ну, пожалуйста!
Гости посидели,
блиночков поели. Постучать кулачками друг об друга.
Стал Маша гостей провожать,
В путь-дорогу собирать: Поочерёдно разгибать пальцы руки, начиная
-Прощевай, Иван! с большого.
Прощевай , Степан!
Прощевай, Андрей!
Прощевай, Матвей!
А ты, Митрошечка, Погладить мизинец другими пальцами.
моя крошечка,Побудь со мной ещё немножечко!
Приложение 4
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз