Программа по ритмике (начальные классы) | Дороничева Оксана Анатольевна. Работа №350046
Практическое значение программы вытекает непосредственно из ее содержания. Это достаточно обширный и систематизированный материал. Поскольку тяжелые нарушения речи чаще всего сочетаются с разнообразной патологией неречевых функций, весь комплекс игрового материала и упражнений , предложенных в программе, подобран таким образом, чтобы решать важные задачи, стоящие перед учителем в работе с детьми младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи, а именно: активизировать высшую психическую деятельность через развитие всех видов внимания (зрительного, слухового);увеличить объем памяти; развивать зрительное и слуховое восприятие; развивать тактильно-кинестетическое и костно-мышечное чувство собственного тела у ребенка; помочь формированию у ребенка двигательных навыков ходьбы, прыжков, поворотов, знакомить учащихся с элементами танцевальных движений.
Особое внимание уделено развитию чувства музыкального ритма и слухо-моторных координаций. Предлагаемые упражнения ориентированы на те двигательные и музыкальные умения и навыки, которыми должны овладеть каждый учащийся по программе. Не маловажным моментом программы является подбор такого материала, который способствует созданию положительного и эмоционально окрашенного настроения на общение.
Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и с учетом межпредметных и внутрипредметных связей и логики учебного процесса. При создании данной программы были использованы материалы работ О. Новиковской,Г. Волковой, О.Овчинниковой, Е. Котышевой, Т.М. Власовой, Е.Г. Сайкиной, Ж.Е.Фирилевой, Е.З. Яхниной. Теоретико-методологические основы комплексного подхода в работе учителя наряду с традиционными программами предполагает разработку инновационных форм и модулей вариативных программ обучения и воспитания. Это предполагает поиск и внедрение в практику работы учителей-логопедов коррекционно-образовательных учреждений оптимальных методических систем профилактики и коррекции речевых нарушений.
Контингент учащихся коррекционной школы отличается сложностью диагнозов:
д
изартрия
;
ОНР;
ринолалия;
алалия.
У данной группы учащихся коррекционной школы отмечается целый комплекс речевых нарушений: Дефекты произношения (недостаточность звукопроизношения выражается в не совсем четком произношении звуков в потоке речи ,в общей вялости артикуляции; наиболее часто встречаются дефекты шипящих, свистящих, сонорных звуков).
Трудности восприятия звуков родного языка (ошибки при последовательном выделении звуков ,не умеют выделять слова в предложении ,предложении из текста наблюдается смешивание звуков : звонких -глухих ,твердых –мягких).
Словарный запас учащихся с проблемами в развитии отличается бедностью и недифференцированностью, грамматический строй недостаточно сформирован,
уровень связной речи примитивный.
Поэтому актуальным является курс ритмических и логоритмических занятий данной программы, который разработан для коррекции и профилактики речевых нарушений в сочетании со словом, музыкой и специально подобранного речевого материала.
Целью программы является развитие всех сторон речи, эмоционально-волевую сферу, интеллектуальные и творческие способности детей с проблемами в развитии средствами логопедической ритмики и другими коррекционными технологиями в условиях коррекционной школы.
Главный принцип, заложенный в Программу – преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Планирование Программы опирается в свою очередь на дидактические и специфические принципы логоритмики:
Общедидактические принципы.
-принцип систематичности (материал всего курса логопедической ритмики излагается последовательно, соотносятся теоретические положения и их практическая разработанность, использую вариативность упражнений, постепенность и упражняемость);
-принцип сознательности и активности (опираюсь на сознательное и активное отношение ребенка к своей деятельности; активность детей стимулируется моей эмоциональностью, образностью музыки, различными играми или игровыми приемами и упражнениями);
-принцип наглядности (осуществляю путем показа движения, зрительной наглядности, применения образного слова, которое связано с двигательными представлениями и вызывает конкретный образ движения);
-принцип доступности и индивидуализации (учитываю возрастные особенности и возможности детей).
Специфические принципы.
-принцип развития (учитываю развитие личности ребенка с речевой патологией; самого патологического неречевого и речевого процессов; сохранных функциональных систем и тех изменений, которые наступают в организме, двигательной сфере и речи ребенка; принцип развития обусловливает одновременное осуществление в процессе двигательной деятельности умственного, нравственного, эстетического и сенсорного воспитания);
-принцип всестороннего воздействия (логоритмические средства повышают общую тренированность организма, совершенствуют нервнорефлекторные механизмы регуляции, создавая новые взаимоотношения между функциональными системами организма);
-этиопатогенетический принцип (логоритмические занятия строятся в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства);
-принцип учета симптоматики (определяет физические возможности людей с речевой патологией);
-принцип комплексности (предполагает связь логопедической ритмики с медико-психолого-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности).
Исходя из общих задач логоритмики и с учетом определенного контингента детей с речевой патологией (для меня – это дети с общим недоразвитием речи), на каждом занятии преследуется решение конкретных задач, которые различаются в зависимости от возраста детей, характера речевого нарушения, этапа коррекционного воздействия.
В процессе обучения в программе определены и решаются следующие задачи:
- образовательные (формирование двигательных навыков и умений, моторно-двигательной памяти, пространственных представлений, усвоение теоретических знаний в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности);
- воспитательные (воспитание и развитие чувства ритма, способности воспринимать музыкальную образность, воспитание положительных личностных качеств, чувства коллективизма, обучение правилам в различных видах деятельности, организаторских способностей);
коррекционные (коррекция определенного нарушения в зависимости от возрастных и личностных особенностей, структуры речевого нарушения, характера и степени нарушений речевых и неречевых процессов, состояния двигательной системы
,
оказание помощи учащемуся в
адаптации е
го в современных условиях жизни).
Программа ориентирована на интересы и потребности ребенка, направлена на формирование его мыслительного потенциала, на становление творческой личности.
На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.
Программа предполагает постепенное расширение и углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся путем последовательного прохождения по годам обучения за четыре курса с учетом возрастных и психических особенностей детей 6-11-летнего возраста.
Основной формой реализации Программы является занятие с группой детей не более 15 человек. Групповая форма позволяет педагогу внимательней наблюдать за качественным преобразованием двигательной активности учащегося.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Содержание курса направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности
Данный курс ориентирован на формирование гармонически развитой личности средствами курса «Ритмика».
К числу планируемых результатов освоения курса основной образовательной программы отнесены:
личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей
;
метапредметные результаты - обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий
предметные результаты - выполнение ритмических комбинаций на высоком уровне
в сочетании со словом
, формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки
, развитие чувства ритма,
согласовывать музыку и движение.
Содержание учебного предмета (курса)
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам учебных предметов:
«Музыка», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями.
«Литературное чтение», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки ритмопластического действия.
«Окружающий мир», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание ритмических игр и упражнений.
Самая тесная взаимосвязь прослеживается между ритмикой и физкультурой: и по строению урока, и по его насыщенности. Начинаясь с разминки, имея кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к концу, каждый урок имеет конкретную цель - тренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений.
Программа по предмету «Ритмика с элементами логоритмики» рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Максимальная продолжительность занятия – 40 минут.
Форма одежды определяется педагогом исходя из специфики занятий.
Период
обучения
Содержание
Кол-во
часов (год)
1 год
Формирование чувства темпа – восприятия равномерной последовательности одинаковой длительности.
Развитие ощущения ритмического стиля – чувства акцента, чередующихся ударений.
Формирование навыка осознанного восприятия пространства.
Развитие мышечного ощущения направления движения.
Формирование предпосылок исполнительской деятельности на основе элементарного подражания с постепенным отделением исполнительства от подражания.
Формирование простейших элементов творчества, слитых с подражанием.
Расширение пассивного словарного запаса понимания грамматических форм слов, формирование фразовой речи, развитие речевой и артикуляционной моторики, создание артикуляционной базы звуков, формирование фразовой речи.
33 часа
2 год
Ориентация в ритмических структурах, соизмерение и различение звуков по их длительности.
Стимуляция творческой активности.
Развитие музыкально-пластических способностей.
Воспитание у детей точности и выразительности исполнения.
Выделение творческой функции в самостоятельный вид деятельности.
Обогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов, совершенствование речевой моторики.
34 часа
3 год
Формирование музыкально-ритмических способностей, развитие музыкально-ритмического мышления.
Развитие способностей пластической интерпретации музыкального произведения и овладение свободой движений.
Преобразование исполнения в многоуровневый акт деятельности.
Обучение творческому использованию накопленного арсенала средств взаимодействия с окружающим миром.
Совершенствование навыков связной речи, правильного грамматического и звукового оформления речевых высказываний во всех ситуациях общения.
34 часа
4 год
Совершенствование музыкально-ритмических способностей, развитие музыкально-ритмического мышления.
Совершенствование способностей пластической интерпретации музыкального произведения и овладения свободой движений.
Преобразование исполнения в многоуровневый акт деятельности.
Самостоятельное творческое использование накопленного арсенала средств взаимодействия с окружающим миром.
Совершенствование навыков связной речи, правильного грамматического и звукового оформления речевых высказываний во всех ситуациях общения.
34 часа
Занятия организуются 1 раз в неделю в соответствии с перспективным планом. На занятиях используются индивидуальные и групповые формы работы.
Структура занятия включает три части:
П
одготовительную
. В
водная часть составляет 5-7 минут. Сюда входят различные виды упражнений подготавливающие организм к основной двигательной и речевой нагрузке. Это различные виды ходьбы и бега.
Основную,
которая длится 15 минут.
Сюда входят упражнения на развитие зрительной, двигательной, слуховой или слухоречевой памяти и внимания; музыкально-двигательные и музыкально-ритмические упражнения с предметами и без предметов; упражнения, развивающие координацию речи и движения с музыкальным сопровождением и без него; упражнения на развитие продолжительного речевого выдоха и силы звучания голоса, пение песен, распевок, подвижные игры, игры-драматизации с речевым сопровождением, музыкальные игры-драматизации. Основная часть включает как общие, так и специфические виды заданий. В основной части занятия возрастает доля заданий, связанных с развитием чувства ритма, метра и темпа в сочетании с разнообразными движениями, развитием общих речевых навыков, фонематического восприятия, артикуляционной моторики, дикции. Значительно увеличивается число игр по расширению словарного запаса детей, уточнению значения слов, формированию обобщающих понятий, развитию грамматического строя речи, связной речи.
Заключительную
,
на которую
о
тводится 5-7 минут. Сюда входят упражнения на восстановление дыхания, релаксацию, различные виды спо
койной ходьбы, рефлексию
.
Опираясь на предложенный Бабушкиной Р.Л. инновационный подход к организации занятий по логоритмике, структура занятий данной программы включает следующие формы работы:
Пункты структуры урока
Применяемые формы
Содержание
Вступительная часть.
Музыкальное приветствие.
Эмоционально-волевой тренинг.
Игры и игровые упражнения, имеющие своей целью невербальное и вербальное выражение основных эмоций (радости, печали, удивления, страха, злости, интереса, горя, спокойствия). Этюды на развитие мимики, пантомимики, вокальной мимики пополняют опыт экспрессивного реагирования. Релаксационные упражнения снимают мышечное напряжение и позволяют контролировать деструктивные эмоции и действия, овладеть навыками саморегуляции.
Параллельно развиваются коммуникативная и регулирующая функции речи.
Основная часть урока.
Танцевально-ритмические упражнения
Способствующие развитию чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры (в том числе, подвижные). Осознание возможностей своего тела в выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств. Способность активно переживать музыку и тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода (ритма) музыкального произведения – понятие динамическое, следовательно, развиваема при «стороннем» воздействии.
Игро-гимнастика
позволяет чувствовать и развивать определенные группы мышц, регулировать мышечный тонус, а также включает необходимые игры и упражнения для развития координации, пространственной ориентировки, осознания схемы собственного тела.
Игро-ритмика
двигательные и ритмические комплексы, выполняемые под специально подобранную музыку. Каждая танцевально-ритмическая композиция имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. В танцевальных композициях передается характеристика музыкального произведения при помощи движений рук, пластических жестов и выразительных поз. При исполнении ритмических комплексов используются звуковые жесты тела (хлопки, шлепки, щелчки пальцами, притопывания). Временная организация игр и упражнений поддерживается счетом, музыкой, стихотворными текстами. Для игрового оформления заданий часто используются погремушки, трещотки, камешки, ракушки, «радуги», кубики.
Речедвигательные игры и ролевые стихи
упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизаций. Характерным моментом в играх подобного рода является переход от общих, порой недостаточно управляемых движений, к тонким, дифференцированным движениям, что, несомненно, свидетельствует о появлении выразительности и способностей к пластической интерпретации произведений.
являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи. Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу.
Музыцирование:
Вокальное музы
цирование
предполагает приведение голосового аппарата в рабочее состояние, настройку слуха и внимания, знакомство с возможностями человеческого голоса. В этот раздел вошли игры с голосовым аппаратом, звукоподражательные игры с пением, фонопедические упражнения, песенный
фольклор, пение с движением и тональным аккомпанементом.
Инструментальное музы
цирование
является основой формирования ритмических навыков игры на различных музыкальных инструментах и их заместителях. Это развивает умение использовать характерное звучание инструментов при создании музыкальных картин. В раздел включены игры с инструментами, звучащими предметами, ритмодекламации с инструментами, озвучивание текста по графическим знакам, партитуре, ритмическое и мелодическое сопровождение литературных текстов.
Креативный тренинг
способствует развитию скорости, гибкости и оригинальности мышления, умению планировать и организовывать свою деятельность, переходу от наглядно-действенного к наглядно–образному мышлению, формированию конструктивных представлений. Опираясь на музыкальные впечатления, дети создают пластические, графические и словесные образы. В раздел вошли задания на замещение предметов, создание музыкальных-речевых сказок при помощи звучащих жестов, графических рисунков, выразительных двигательных, вокальных и инструментальных импровизаций. В ходе креативных игр формируются навыки конструктивного выражения эмоций, развиваются познавательная деятельность, способности к естественной коммуникации, что играет большую роль в общем психическом развитии ребенка.
Заключительная часть урока.
Рефлексия.
Игровой массаж и пальчиковая гимнастика
Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Раздел включает игры и игровые упражнения, выполняемые руками, а также с использованием различных предметов в образно-игровой форме.
Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру.
Дыхательно-артикуляторный тренинг.
Игры и игровые упражнения этого раздела используются на каждом занятии и являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Дыхательно-артикуляционный тренинг проводится сначала изолированно, затем включается в ролевые ситуации. Упражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога.
За период обучения по данной программе учащиеся получают определенный объем знаний и умений, качество которых ежегодно проверяется.
Зачеты проводятся по изученной дисциплине по практическим умениям.
Учитель подводит итоги учебного года, дает оценку творческих достижений учащихся, определяет задачи на будущие годы обучения.
На начало учебного курса с учащимися проводится обследование состояния психомоторики каждого учащегося по следующим параметрам:
Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самокотроля
при выполнении двигательных проб.
Исследование произвольного торможения движений.
Исследование статической координации движений.
Исследование внимания.
Исследование координации и переключаемости движения.
Исследование пространственной организации движения.
Исследование произвольной моторики пальцев рук.
Исследование
орального праксиса. Исследование объема и качества движений губ.
Исследование объема и качества мышц щек и движений языка.
Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз.
Исследование слухового внимания и музыкального слуха.
Исследование звуковысотного слуха.
Исследование тембрового слуха.
Исследование ритмического чувства.
Методические аспекты освоения программы
Основными в освоении Программы данного курса являются принципы: “от простого к сложному”, “от медленного к быстрому”, “посмотри и повтори”, “осмысли и выполни”, “от эмоций к логике”, “от логики к ощущению”.
Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие методы:
1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения - образы.
2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др.
3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.
4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.
Приемы:
• комментирование;
• инструктирование;
• корректирование.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для успешной реализации Программы необходимы следующие средства обучения:
необходимое число учебных часов;
светлый и просторный зал;
деревянный настил пола в зале;
зеркальная стена;
аудиоаппаратура;
осветительная аппаратура;
специальная тренировочная одежда и обувь для учащихся.
Планирование занятий по ритмике
Сетка часов занятий (1 час в неделю)
№
п/п
Разделы программы
Год обучения
1 класс
2класс
3 класс
4 класс
1.
Пальчиковая гимнастика
В течение года (34 часа)
2.
Игрогимнастика
(креативная гимнастика)
32 часов
32 часов
30 часов
30 часов
3.
Музыкально-ритмические движения, композиции (также с предметами)
В течение года (34 часа)
4.
Игроритмика. Музыкально-подвижные игры.
25 часов
21 час
26 часов
26 часов
5.
Игровой самомассаж
В течение года (34 часа)
6.
Танцевально-ритмические композиции
29 часов
29 часов
15 часов
15 часов
7.
Музыкально-инструментальное исполнение (музыцирование)
16 часов
16 часов
21 час
21 час
8.
Музыкально-певческий практикум, упражнения на развитие дикции и артикуляции
В течение года (34 часа)
Тематика занятий (по классам) по предмету «Ритмика»
№
п/п
Класс
Тема четверти
Кол-во часов
1.
1 класс
I четверть. Осень-шалунья.
9
33 часа
II четверть. В мире сказок и игрушек.
7
III четверть. Зима-Зимушка.
9
IVчетверть. Весна.
8
2.
2 класс
I четверть. Осенняя карусель.
9
34 часа
II четверть. Живая сказка.
7
III четверть. Зимняя сказка.
10
IVчетверть. Весна в лесу.
8
3.
3 класс
I четверть. Осень, осень в гости просим.
9
34 часа
II четверть. Волшебные путешествия.
7
III четверть. Вот зима, кругом бело.
10
IVчетверть. Кружева весенних чудес.
8
4.
4 класс
I четверть. В хороводе осеннего листопада.
9
34 часа
II четверть. Волшебные путешествия.
7
III четверть. Зимние забавы.
10
IVчетверть. Музыка весны.
8
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 2.
Игроритмические упражнения.
Выполнение простых движений, сплетение рук в различном темпе.
1 – 4 – шаг вперед, руки в сплетении вверх.
5 – 8 - шаг вперед, руки в сплетении вниз.
Ходьба (с речевым сопровождением) на каждый счет и через счет с хлопком в ладоши.
Медвежонок плюшевый
Ничего не кушает:
Ни конфет, ни шоколада –
Ничего ему не надо!
Целый день в углу сидит,
У него живот болит.
Хлопки и удары ногой на сильные и слабые доли такта (с речевым сопровождением).
Что за крики у пруда:
«Квасу, квасу нам сюда!
Ква-ква-квасу, простокваши,
Надоела нам вода».
Гимнастическое дирижирование – тактирование на музыкальный размер 2/4.
И.П.- стойка руки вверх.
1 – руки с акцентом вниз.
2 – руки вверх.
Слушай, слушай, различай
Звук короткий и протяжный.
Чувство ритма развивай
Это очень, очень важно!
Приложение 3.
Музыкально-подвижные игры.
Определение динамики музыкального произведения.
Подбирается музыкальный отрывок, где есть громкое (форте) и тихое (пиано) звучание музыки. На громкое звучание дети идут с высоким подниманием бедра. На тихое звучание хлопают в ладоши. На громкое звучание – ходьба вперед, на тихое звучание – ходьба назад.
На громкое звучание – прыжки, на тихое звучание – ходьба в упоре присев.
Игра «Усни- трава».
На площадке свободно расставлены маленькие стулья по количеству играющих. Около них стоят дети. Лицом к детям на большом стуле сидит сова. Под стулом лежит пучок «травы» - вырезанные из бумаги и скрепленные вместе зеленые ленты. После того как дети (или педагог) негромко т несколько таинственно произнесут текст стихотворения, сова встает и, взяв пучок травы, встряхивает им, произнося «сонные слова: Все в лесу усни, голову склони».
После этих слов все садятся на стулья и засыпают, а сова, взяв лежащую рядом со стулом палку, проходит между играющими. Как только она стукнет об пол возле какого-либо стула, сидящий на нем просыпается и идет за совой. Так постепенно образуется цепочка, которая движется между стульями, пока все играющие не встанут в нее. Неожиданно сова два раза ударяет по полу. Все дети должны быстро занять стулья. Сова также садится на свободный стул. Оставшийся без места игрок становится совой.
Игра «Лесные автомобилисты».
Перемещаться свободно по залу можно по знакам светофора. Дети, выполняя бег по залу, смотрят на педагога, у которого в руках карточки: красная – «Вот зажегся красный свет, стой, дороги дальше нет» (дети стоят на месте); желтая – «Ты на желтый не ходи, а на месте подожди. Раз,два,три!» (дети маршируют на месте); зеленая – «Свет зеленый впереди, путь свободный – проходи!» (дети передвигаются по всему залу в любом направлении).
Приложение 4.
Креативная гимнастика.
Игровое задание «Магазин игрушек».
Дети идут по кругу со словами:
Динь-динь-динь, динь-динь-динь,
Открываем магазин!
Заходите, заходите,
Выбирайте, что хотите.
Руководитель (продавец) спрашивает покупателя (ребенка), что он хочет купить. Покупатель отвечает: «Куклу». Продавец говорит: «Заходите, заходите, выбирайте, что хотите!» В это время все дети изображают кукол. Покупатель выбирает ту куклу, которая ему больше всех понравилась. Кого выбрали, тот становится покупателем, а прежний покупатель встает в круг. Игра продолжается.
Проигрывание креативной сказки.
«Красная шапочка и вертолет».
Детям дают слова, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Например, пять слов, подсказывающих сюжет Красной Шапочки: девочка, лес, цветы, волк, бабушка плюс шестое слово, постороннее, например, вертолет…
Получилась прекрасная многоголосная история, в которой волка в момент, когда он стучится к бабушке, приметил вертолет дорожной полиции. «Что оно там делает? Чего ему надо?» - недоумевали полицейские. Вертолет ринулся вниз, а волк – наутек, прямо навстречу охотнику».
Условия игры ясны, пример приведен. Осталось найти несколько подходящих слов и одно неподходящее. В большой группе детей игру можно несколько видоизменить: пусть количество слов соответствует количеству играющих, слова распределяются по жребию, каждый по очереди придумывает фразу.
В такой игре нет выигравших и проигравших, в ней привлекает сам процесс коллективного творчества.
Приложение 5.
Ритмический танцы.
«В ритме польки».
(Музыка – любая современная – в стиле диско)
И.П. – дети стоят в парах в закрытой позиции (взявшись за руки) лицом друг к другу. Мальчик левым боком, девочка правым боком по линии танца.
А. «Приставные шаги»
1-4 – два приставных шага; мальчик влево, девочка вправо.
5-8 – два приставных шага в другую сторону.
Б. «Поворот».
Мальчики повторяют движения части А, левой рукой помогают выполнить поворот девочке. Девочки –
1-4 – выполняют поворот на 360* под правой рукой.
5-8 – то же, поворот в другую сторону.
В. «Кик»
И.П. – закрытая позиция.
1 – «кик» (согнуть и разогнуть ногу) левой скрестно.
2 – приставить ногу.
3 – «кик» правой скрестно.
4 – приставить правую.
5-8 – повторить счет 1-4.
Г. «Расхождение»
И.П. – закрытая позиция
1 – по диагонали шаг правой назад (друг от друга расходятся).
2 – шаг левой скрестно впереди.
3 – шаг правой по диагонали назад с поворотом направо.
4 – «кик» левой с хлопком рук справа.
5 – шаг левой в сторону (сходятся друг с другом).
6 – шаг с правой скрестно впереди.
7 – шаг левой.
8 – приставить праву, и встать в И.П.
Приложение 7.
Примеры игрового самомассажа.
Поглаживание рук и ног в образно – игровой форме.
«Ладошки-мочалка»
Ладошки наши моют трут,
Мочалку заменяя.
Чтоб чистым быть, опрятным быть,
Всю грязь скорей смывая.
«Смываем водичкой руки и ноги».
Смоем тело мы водицей,
Ручки вымоем и лица.
Ножки быстро оботрем
И опять играть пойдем.
Самомассаж лица
«Труба».
БА-БА-БА, НА КРЫШЕ ЕСТЬ ТРУБА. (дети кулачками проглаживают лицо вдоль переносицы)
БЫ-БЫ-БЫ, ВАЛИТ ДЫМ НАШ ИЗ ТРУБЫ. (сделав пальцами «вилочки » дети продолжают поглаживание от ушной раковины до шеи)
БУ-БУ-БУ, НАДО ЧИСТИТЬ НАМ ТРУБУ. (раскрытыми ладошками дети поглаживают участок от подбородка по шее)
«Оса»
УКУСИЛА В НОС ОСА – СА-СА-СА-СА. (дети приставляют ребро ладоней ко лбу и начинают разглаживание в противоположные стороны)
СТАЛ МОЙ НОС КАК КОЛЕСР – СО-СО-СО-СО. (дети кулачками проглаживают лицо вдоль переносицы)
НЕ БОЮСЬ Я ЗЛОЙ ОСЫ – СЫ-СЫ-СЫ-СЫ.
(сделав пальцами «вилочки » дети продолжают поглаживание от ушной раковины до шеи)
Я ОСУ В РУКЕ НЕСУ – СУ-СУ-СУ-СУ. (раскрытыми ладошками дети поглаживают участок от подбородка по шее)
Приложение 8.
Планирование выполнения основных разделов программы
(1 класс)
Раздел
Сроки
Ритмика
Логоритмика
I
четверть
Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов: мяч, флажки, ленты.
Подготовительные упражнения на выработку осанки в заданном темпе. Различные виды ходьбы, бег с подскоком, боковой галоп.
Вводные упражнения для формирования навыка – устанавливать разнообразный темп движения и речи.
Раздельное выполнение речевых упражнений и действий.
Работа над мелкой моторикой рук.
II
четверть
Освоение приемов движения:
Пружинящие движения с ярко метрической музыкой, главное движение рук. Хороводный шаг, совершенствование упражнений с предметами.
Речевые упражнения с одновременным движением без музыкального сопровождения.
III
четверть
Освоение основных движений и элементов танца.
Совершенствование подпрыгивания, подскоков. Развитие умения предавать движению нужную динамическую выразительность6 пружинящие подскоки, приставные шаги в сторону. Вперед-назад, боковой галоп.
Речевые упражнения с одновременным движением и с музыкальным сопровождением.
IV
четверть
Музыкально-пространственные композиции с предметами и элементами танца (бубны и др.шумовые инструменты).
Совершенствование речевых упражнений во взаимодействии певческой интонации со слуховым, ритмическим и мышечным ощущением.
Приложение 9.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РИТМИКЕ (2 КЛАСС)
I четверть.
Уроки 1-2.
I
Строевые упражнения. Построение в шеренгу и колонну. Ходьба на носочках («кошечка») и с высоким подниманием бедра («цапля»). Построение в круг.
Игроритмика. Хлопки на каждый счет и через счет.
Со словами на каждую долю в 4-ох дольном размере.
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
II
Общеразвивающие упражнения. Сочетание основных движений прямыми и согнутыми руками (за голову, к плечам, на пояс).
Танцевальные шаги: приставной и скрестный шаг в сторону.
Ритмический танец «Полька» (музыка польки)
И.П. – построение; партнеры стоят навстречу друг другу. Девочка кладет свои ладони на ладони мальчика.
А. 1-4 – девочка прыгает четыре раза, ударяет мальчика о ладони.
5-8 – смена положения рук, мальчик прыгает четыре раза, ударяет девочку о ладони.
Б. – повторить движение части А.
В. 1-8 – берутся за руки и выполняют четыре приставных шага по линии танца.
Г. 1 – опускают руки и хлопают в ладоши перед собой.
2 – хлопают в ладоши друг друга правыми руками.
3 – повторить счет 1.
4 - хлопают в ладоши друг друга левыми руками.
5-8 – повторить счет 1-4.
Музыкально-вокальный практикум.
Гласные тянутся песенкой звонкой:
и-и-и-и,
Могут заплакать и застонать:
о-о-о-у-у-у,
Могут качать в колыбели Аленку:
а-а-а-а,
Могут кА эхо в лесу закричать:
«Ау! Ау! Ау!»
Могут летать высоко в синеву:
у-а-и-у!
Музыкально-подвижная игра «Музыкальное эхо в осеннем лесу». Звучит музыкальная фраза или часть музыки. По ее окончании учащиеся повторяют сильные доли хлопком.
III
Упражнения на расслабление мышц и дыхания.
На пожелтевшую траву, (Наклоны головы вправо-влево)
Бросает лес свою листву. (Поворот вокруг себя)
Листочек падает, кружит (Наклоны туловища в сторону)
О дружбе с нами говорит. (Приседания с разведением рук в стороны)
В букет листочки соберем, (Разведение рук в стороны и в исходную позицию на пояс)
Веночек к празднику сплетем. (Вращение руками круга над головой)
Уроки 3-4 .
I
Строевые упражнения. Движение в обход зала в колонне по оюному под тихую музыку на носочках, под громкую музыку полуприседом, руки на поясе.
Чередование медленной и быстрой ходьбы парами, бег – боковым голопом.
Игроритмика. Хлопки на каждый счет и через счет.
Со словами на каждую 1 и 3 долю в 4-ох дольном размере.
Вьется в воздухе листва,
В желтых листьях города.
У окошка мы сидим
И наружу все глядим.
Шепчут листья:
- Улетим! -
И ныряют в лужу. Плим.
II
Общеразвивающие упражнения. Сочетание основных движений прямыми и согнутыми руками с флажками в виде осенних листочков.
Психогимнастика. Изобразить утят, шагающих на пруд, утенок поранил ножку. Выражают эмоцию боли и страдания. Утята увидели огромного пса. Показать как испугались. Изобразить, как мама-утка защищала утят, а потом – как учила их плавать
Танцевальные шаги: приставной и скрестный шаг в сторону, «ковырялочка».
Ритмический танец. Хоровод « Листопад».
И.П. – стойка руки в стороны – книзу, кисть на себя.
А. 1-4 –четыре пружинящих шага вперед.
5-6 – два пружинистых полуприседа с поворотом туловища направо и двумя движениями согнутыми руками вниз.
7-8 – повторить счет 5-6 в другую сторону.
Б. – повторить движение части А.
Первый куплет.
А. 1-3 – три шага вперед, постепенно раскрывая руки в стороны.
4 – приставить с акцентом ногу, руки в стороны.
5-7 – три шага назад, руки через вторую позицию на пояс («закрыть»).
8 – с акцентом приставить ногу.
Б. – повторить движения части А счет 1-7, счет 8 – руки перед собой.
В. 1-2 – приставной шаг вправо.
3 – шаг вправо.
4 – левую на пятку в сторону с наклоном туловища влево.
5-8 – повторить счет 1-4 в другую сторону, приставные шаги.
Г. – повторить движения части В.
Припев.
А. 1 – правую ногу вперед на пятку, руки на пояс.
2 – приставить правую ногу с акцентом.
3-4 – «тройной притоп».
5-6 – три раза (5-и-6) опустить и поднять плечи, руки в стороны – книзу, кисть на себя.
7-8 – повторить счет 5-6.
Б. – повторить движения части А с другой ноги.
В. 1-2 – на шаг правую ногу в сторону, правую руку в сторону – кверху.
3-4 – приставить левую ногу, правую руку согнуть к левому плечу, локоть вперед.
5-8 – «русский поклон».
Г. – повторить движения части В в другую сторону.
Музыкально-вокальный практикум.
Послоговое пение (МА-МИ-МЭ-МО-МУ, ДА-ДИ-ДЭ-ДО-ДУ). Исполнение попевки с движением «Мышки».
Музыкально-подвижная игра «Музыкальное эхо в осеннем лесу». Звучит музыкальная фраза или часть музыки. По ее окончании учащиеся повторяют сильные доли воспроизведением притопом.
III
Упражнения на расслабление мышц и дыхания.
Тик-так, тик-так, часы стучат. (руки перед корпусом, поднимается правая рука, имитируя стрелки часов)
И нам с тобой о многом говорят.
Что день прошел и спать пора, (меняем правую руку на левую, имитируя стрелки часов)
Устала наша детвора.
Пальчиковая гимнастика. «Здравствуй!»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую! (Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.)
Уроки 5-6 .
I
Строевые упражнения. Движение в обход зала маршем и бегом с хлопком на 1-ую долю. Чередование медленной и быстрой ходьбы парами, бег – боковым голопом в парах лицом друг к другу и спиной.
Игроритмика. Шаги на каждый счет и через счет:
1 – шаг вперед с левой;
2 – держать;
3 – шаг вперед с правой;
4 – держать.
Посмотри, какие дети!
Дети лучше всех на свете,
Надо вам, ребята знать,
Будем мы сейчас играть!
Игра «Тихо-громко» (На громкую музыку – увеличение круга в движении шагами назад из центра, на тихую музыку – уменьшение круга шагами вперед к центру)
II
Общеразвивающие упражнения. Повторение уроков 3-4.
Психогимнастика. Изобразить утят, шагающих на пруд, утенок поранил ножку. Выражают эмоцию боли и страдания. Утята увидели огромного пса. Показать как испугались. Изобразить, как мама-утка защищала утят, а потом – как учила их плавать
Танцевальные шаги: приставной шаг в движении вперед, «ковырялочка» с притопом.
Ритмический танец. Хоровод « Листопад».
Музыкально-вокальный практикум.
Послоговое пение (МА-МИ-МЭ-МО-МУ, ДА-ДИ-ДЭ-ДО-ДУ). Исполнение песенки с движением «Падают листья».
Упражнения на развитие дикции (проговаривание последнего слога с имитацией движений рукой, как при игре в бадминтон).
Укусила в нос оса – са-са-са-са.
Стал мой нос как колесо – со-со-со-со.
Не боюсь я злой осы – сы-сы-сы-сы.
Я осу в руке несу – су-су-су-су.
Музыкально-подвижная игра «Птицы». (упражнение с мячом и речевым сопровождением. Дети стоят в кругу, учитель в центре круга. Бросая мяч по кругу, называет птиц. Учащийся, поймав мяч и повторив название птицы говорит – улетает эта птица в теплые края или нет).
III
Упражнения на расслабление мышц и дыхания.
Скок – поскок, скок – поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет,
В чехарду играть зовет.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках, подтянись!
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок,
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки. (чтение сопровождается имитацией движений)
Пальчиковая гимнастика. «Колокольчик»
Колокольчик всех зовет,
Он нам песенку поет,
Тонким, звонким язычком,
Говорит нам: бим-бам-бом.
Осень, осень наступает,
Расцветать нам запрещает.
Мы немножко отдохнем
И весною расцветем. (Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.)
Уроки 7-8 .
I
Строевые упражнения. Движение в обход зала маршем и бегом с хлопком на 1 и 4-ую долю. Чередование медленной и быстрой ходьбы парами, бег с подскоком.
Игроритмика. Хлопки в ладоши в парах.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор весь в солнечных лучах –
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
II
Общеразвивающие упражнения. Повторение уроков 3-4.
Психогимнастика. Изобразить утят, шагающих на пруд, утенок поранил ножку. Выражают эмоцию боли и страдания. Утята увидели огромного пса. Показать как испугались. Изобразить, как мама-утка защищала утят, а потом – как учила их плавать
Танцевальные шаги: приставной шаг в движении вперед, «ковырялочка» с притопом.
Ритмический танец. Хоровод « Листопад».
Музыкально-вокальный практикум.
Послоговое пение (МА-МИ-МЭ-МО-МУ, ДА-ДИ-ДЭ-ДО-ДУ). Исполнение песенки с движением «Лес».
Упражнения на развитие дикции (проговаривание последнего слова с имитацией движений рукой, как при игре в бадминтон).
На окошке крошку мошку
Ловко ловит лапой кошка.
Музыкально-подвижная игра «Погода». (дети стоят в две шеренги напротив друг друга на разных сторонах зала. Команда «Ветер» - дети помахивают кистями рук. «Сильный ветер»- машут руками;
«дождь» - хлопают в ладоши; «сильный дождь» - топают ногами; «буря» - перебегают на другую сторону зала. Игра проходит под муз.сопровождение).
III
Упражнения на расслабление мышц и дыхания.
У меня спина прямая,
Я наклонов не боюсь:
Выпрямляюсь, прогибаюсь,
Поворачиваюсь.
Раз, два, три, четыре,
Три, четыре, раз, два.
Я хожу с осанкой гордой,
Прямо голову держу,
Никуда я не спешу.
Раз, два, три, четыре.
Три, четыре, раз, два.
Я смогу и поклониться,
И присесть, и наклониться.
Повернусь туда-сюда!
Ох, прямешенька спина!
Раз, два, три, четыре,
Три, четыре, раз и два.
Пальчиковая гимнастика.
Во лесу лозу вяжу,
На возу лозу везу.
Коза, лозу не лижи – накажу!
(Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.)
СЮЖЕТНЫЙ УРОК 9.
«Времена года. Осень»
Задачи. Обобщить с детьми знания о временах года, признаках осени. Способствовать развитию выразительности и двигательной раскрепощенности в изученных танцевальных композициях. Содействовать развитию внимания, двигательной памяти и умению слушать музыку.
ХОД УРОКА.
Построение в шеренгу
, сообщение задач урока. Учитель говорит, что сегодня на уроке ребята будут вспоминать о временах года.
Все знают, что в году четыре сезона: зима, весна, лето, осень. Год начинается с зимы и поэтому мы наше путешествие по временам года начнем с зимы.
Чтобы не замерзнуть зимой, дети должны бегать и прыгать, согреваясь. Вот и мы с вами начнем наше занятие с выполнения различных двигательных и общеразвивающих упражнений. Комплекс ОРУ выполняется под музыку «Три белых коня» Е.Крылатова.
Бег и прыжки.
«Вьюга зимой метет, все дорожки замело» - бег змейкой; «бег по глубокому снегу» - с высоким подъемом колена и хлопком по линии бедра. Прыжки с сугроба в сугроб. Вдруг увидели зайца – выполняется упражнение:
Зайчик беленький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх. Лапки вниз.
На носочки поднимись.
Лапки ставим на бочок.
На носочках скок. Скок, скок,
А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки.
Психогимнастика.
Задание – изобразить озябших и голодных птиц. Показать, как они обрадовались, когда им насыпали крошек.
4.Учитель говорит:
Прошла пора вьюг и метелей,
Прошла пора вьюг и метелей
Начинаются капели.
Солнце больше греет.
Деревья зеленеют. (о каком времени года стихотворение?)
Весна, ну конечно же весна!
Отгадайте загадки:
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его … (скворец)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет
Крошки собирает … (воробей)
Речедвигательная игра «Птицы» (дети имитируют голоса птиц).
Учитель:
Что такое лето?
Это – голубое море света!
Усли солнце – зной и сушь,
Если дождик – звонкий душ,
Сколько утреннего света
За распахнутым окном.
По земле гуляет лето,
Ходит лето босиком.
Пальчиковая гимнастика. «Утро»
Утро ясное придет,
Солнце красное взойдет,
Станут птички распевать,
Станут пальчики вставать. (пальцы в «замке» поднимаются и опускаются в ритм слов)
Танец «Полька» в парах.
Учитель:
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор весь в солнечных лучах –
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем.
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Что это за время года? (осень)
Музыкально-певческий практикум. Исполнение песни «Падают листья».
Музыкально-подвижная игра. «Усни-трава».
Дальний лес стоит стеной,
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова,
Там растет усни-трава.
Говорят, что та сова
Знает сонные слова.
Как шепнет свои слова,
Сразу никнет голова. (в зале свободно расставлены стулья по количеству играющих. Около них стоят дети. Лицом к детям на большом стуле сидит сова. Под стулом лежит пучок «травы» - вырезанные из бумаги и скрепленные вместе зеленые ленты. После того как дети негромко и несколько таинственно произнесут слова стиха, сова встает и, взяв пучок травы, встряхивает им, произнося «сонные слова» - Все в лесу усните, голову склоните! После этих слов все садятся на стулья и засыпают, а сова, взяв лежащую рядом со стулом палку. Проходит между играющими. Как только она стукнет об пол возле какого-либо стула, сидящий на нем просыпается и идет за совой. Так постепенно образуется цепочка из играющих, которая двигается между стульями, пока все не встанут в нее. Неожиданно сова два раза ударяет по полу. Все дети должны быстро занять стулья. Сова также садится на свободный стул. Оставшийся без места становится совой.)
Дыхательные упражнения. «Сдуваем листочки с ладошки».
Самомассаж спины:
Надо нам, надо нам расходиться по домам.
(выполняются хлопки)
Гром, гром как из пушек – нынче праздник у лягушек.
(кулачки похлопывают по все спине впереди стоящего ребенка)
Град, град, слышен град, все под крышами сидят.
(пальцами имитируют град по всей спине)
Только наш братишка в луже ловит рыбу нам на ужин.
(поглаживание по спине ладонями сверху вниз)
Учитель: Вот подошло к концу наше путешествие по временам года.
Вереницею недель,
Как велит природа,
Кружит время-карусель
Временами года.
По листкам календаря
Ходят друг за другом
С января до декабря
Месяцы по кругу.
Вслед за осенью – зима,
За весною – лето.
Там уж осень, чтоб опять
Зимушка настала...
Карусель свою вращать
Время не устало.
В календарном том ряду
Сменит братец братца.
Сколько месяцев в году?
Правильно, двенадцать.
(Л. Завальнюк)
Список использованной литературы
Бекина С.И. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет / Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковина Е.Н. – М.: Просвещение, 1983.
Ковалько, В. И. Школа физкультминуток: 1-4 классы [Текс] / В.И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2009. – 272с.
Лифиц И.В. Ритмика: учеб.пособие для студентов сред. и высш. Пед.заве./ И.В. Лифиц – М.: Академия, 1999г.
Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать [Текст] / Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная: учеб.пособ. для студ. учреждений сред. проф. обр. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 256 с.: ил.
Пустовойтова, М.Б. Ритмика для детей [Текст]: учебно-методическое пособие / М.Б. Пустовойтова. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 184с.
Зимина А.Н. Музыкально-ритмические движения // Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учебник для вузов / А.Н. Зимина.- М.: 2000.
Волкова Г.А. Логоритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 272 с.
Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М.
Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ Под ред. Г.А. Волковой. – СПб.: КАРО, 2005. – 176 с.
Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Инновационный подход к организации занятий по логопедической ритмике с младшими дошкольниками с ОНР. // Логопед. 2012. №6.
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Картушина М.Ю.
Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. — М.: ТЦ СФЕРА, 2007.
Новиковская О.А.
Логоритмика. Практическое пособие для педагогов и родителей. — Изд-во Корона Принт, 2005.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Пособие для логопедов.- М., Владос, 2002 г.