Программа по трудовому воспитанию «Образ жизни» | Петрова Лариса Николаевна. Работа №352643
Трудовое воспитание рассматривается как совокупность мероприятий, направленных на формирование положительного отношения к труду, развитию трудовых умений и навыков, формирования уважительного отношения к людям труда.
Система трудового воспитания способствует развитию нравственных качеств: трудолюбие, ответственное отношение к трудовым заданиям, бережное отношение к имуществу детского дома. Формирует нравственные, этические представления и оценки деятельности людей, развивает способности трудиться в коллективе, включаться в доступные формы общественно-трудовой деятельности. Конкретизирует знания и представления об окружающем мире. Трудовое воспитание способствует физическому развитию, развитию двигательных качеств, снятию эмоционального напряжения, повышению эффективности процессов социализации и адаптации.
Важной частью трудового воспитания является профориентационная работа. Воспитанники знакомятся с различными видами доступных им профессий, трудовыми требованиями, условиями работы, нормативно-правовыми документами.
Труд является самой большой нравственной ценностью и способом самореализации воспитанников.
Программа по трудовому воспитанию рассчитана на детей, находящихся на государственном обеспечении и не имеющих возможности непосредственно получать социальный опыт по овладению элементарными трудовыми знаниями и навыками.
Программа по трудовому воспитанию «Образ жизни»,
для воспитанников БУ ЧР «Чебоксарский центр для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Составитель:
Воспитатель:
Петрова Лариса Николаевна
1 категория
1Актуальность разработки программы «Образ жизни».
Многие выпускники детских домов и школ-интернатов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути.
Трудности перехода воспитанника детского дома в самостоятельную жизнь объективно обусловлены. В течение всего периода пребывания ребёнка в государственном учреждении, его персонал отвечает за жизнь, здоровье своих воспитанников, их материальное благополучие и поведение. Одной из причин социальной дезадаптации является несформированность потребности и способности трудится, отсутствие навыков самостоятельной жизни, отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье и многое другое. Искусственное благополучное пребывание в привычном замкнутом пространстве затрудняет переход выпускника в неустойчивый и сложный современный мир, что позволяет сделать вывод о необходимости профилактической адаптационной работы.
Привыкнув к тому, что о них постоянно заботятся, после выпуска из учреждений эти дети часто теряются в жестких жизненных условиях. Они чаще всего направляются в ПТУ, где обучаются случайно выбранной профессии без учета своих способностей и желаний. Как правило, это приводит к тому, что они бросают учебу или же, получив низкую профессиональную подготовку по нежеланной специальности, не хотят или не могут устроиться на работу.
В международной Конвенцией ООН о правах ребенка для детей, временно или постоянно лишенных семейного окружения, утверждено право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (ст.20, разд.1). Там же подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его свободного развития, гарантий личностно значимых и общественно приемлемых, самоопределения, самореализации и самоутверждения.
В изменяющихся условиях современной общественной жизни трудовое, экономическое воспитание необходимо начинать с раннего детства. Одним из обязательных условий успешной самостоятельной жизнедеятельности наших воспитанников является их трудовая подготовка.
Поэтому сегодня особенно актуальным становится формирование у ребёнка трудолюбия - положительного отношения к труду, готовности к трудовой деятельности. В действующих нормативно-правовых документах и программно-методических материалах сформулированы требования к воспитаннику, которыми он должен обладать при выходе в самостоятельную жизнь. Так в нормативном документе «Минимальный объём социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» поставлена задача по формированию трудолюбия, готовности трудиться.
У воспитанников необходимо формировать понимание того, что труд – основа всей жизни, именно трудом созданы все материальные и духовные блага; воспитывать культуру личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культуры труда, экономической, экологической и правовой культуры) Поэтому в детском доме одним из главных направлений воспитательной работы должно стать трудовое воспитание.
2.Основные концептуальные положения программы.
Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие воспитанников в общественно полезном, производительном труде, является действительным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы не сложилась дальнейшая судьба выпускников детского дома, трудовые умение и закалка потребуются им в любой сфере деятельности.
Вопросам трудового обучения и воспитания посвящено большое количество научных исследований. Немало ценных идей по этой проблеме содержится в трудах классиков педагогики – Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А., К.Д. Ушинского и др. Различные аспекты трудового воспитания исследованы П.Р. Болдыревым, Н.К.Гончаровым, К.А.Ивановичем, А.К. Макаренко, В.А. Сухомлинским, А.А.Шибановым, М.У.Пискуновым.
В педагогике детально раскрывается роль трудового воспитания в развитии личности и её нравственном формировании.
2.1. Основные понятия и термины
Труд рассматривается как самая большая нравственная ценность, как способ самореализации воспитанников. Поэтому подготовка воспитанников к самостоятельной трудовой деятельности является одной из основных направлений детского дома.
Труд:
1) целенаправленная деятельность человека направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей;
2) работа, занятие;
3) усилие, направленное на достижение чего–либо;
4) привитие умений и навыков, в какой- либо профессиональной, хозяйственной деятельности.
Трудовое воспитание рассматривается как совокупность мероприятий, направленных на формирование положительного отношения к труду, развитию трудовых умений и навыков, формирования уважительного отношения к людям труда.
Система трудового воспитания способствует развитию нравственных качеств: трудолюбие, ответственное отношение к трудовым заданиям, бережное отношение к имуществу детского дома. Формирует нравственные, этические представления и оценки деятельности людей, развивает способности трудиться в коллективе, включаться в доступные формы общественно-трудовой деятельности. Конкретизирует знания и представления об окружающем мире. Трудовое воспитание способствует физическому развитию, развитию двигательных качеств, снятию эмоционального напряжения, повышению эффективности процессов социализации и адаптации.
Важной частью трудового воспитания является профориентационная работа. Воспитанники знакомятся с различными видами доступных им профессий, трудовыми требованиями, условиями работы, нормативно-правовыми документами.
Труд является самой большой нравственной ценностью и способом самореализации воспитанников.
Программа по трудовому воспитанию рассчитана на детей, находящихся на государственном обеспечении и не имеющих возможности непосредственно получать социальный опыт по овладению элементарными трудовыми знаниями и навыками.
2.2. Цель
Цель программы: разработка комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование социально-адаптированной личности в процессе овладения базовыми трудовыми знаниями и навыками.
2.3. Задачи программы.
-создание условия для развития личности каждого воспитанника путём вовлечения в различные виды трудовой деятельности, сообразно их способностям, интересам, возможностям и потребностям общества; рациональная организация разнообразной трудовой деятельности воспитанников, приобщение их к активному участию в трудовой деятельности,
-воспитание трудолюбия, развитие у воспитанников предприимчивости, самостоятельности, деловитости, ответственности, высоких моральных качеств, долга и целеустремленности;
-развитие системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем; овладение профессиональными элементарными умениями и ознакомление с миром профессий
-формирование у воспитанников положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
-воспитать уважение к членам коллектива, бережного отношения к результатам их труда.
-подготовка выпускников к осознанному выбору профессии, формирование профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности при помощи систематического участия в труде, подготовка к трудовой деятельности в условиях различных форм собственности и конкуренции на рынке труда;
-создание условий для овладения воспитанниками современными экономическими знаниями, формирование экономического мышления;
2.4. Основные принципы
Использование труда как эффективного средства социальной реабилитации и воспитания детей и подростков требует от работников детского дома серьезного и ответственного отношения к отбору видов и содержания труда при организации трудовой деятельности воспитанников, труд должен стать органичной и неотъемлемой частью их жизнедеятельности. Трудовой процесс подчинен воспитательно-реабилитационным задачам учреждения. В этой связи необходимо выявить, и умело реализовать воспитательные и реабилитационные возможности детского труда, а его организация должна отвечать целому ряду общих педагогических принципов:
1.Разнообразие. Прежде всего, труд воспитанников детского дома должен быть разнообразным по своему содержанию, формам, характеру, что дает возможность довольно широкого выбора видов труда в соответствии с индивидуальными интересами, склонностями и способностями. При отборе видов труда и его содержания учитывается специфика контингента детей детского дома.
2. Доступность. Слишком трудные задания не содействуют концентрации внимания, приводят к быстрому физическому утомлению, снижают интерес к работе. Необходима точная дозировка трудовых заданий, как по сложности, так и по времени. Воспитанники детского дома имею ограниченные возможности здоровья, поэтому они быстрее, чем обычные дети, «выдыхаются», чаще снижается их работоспособность и как следствие – теряется интерес к труду.
3.Результативность. Воспитательная и реабилитационная эффективность детского труда во многом зависит от его целенаправленности и результативности. Редко кому безрезультатный труд приносит удовлетворение. Трудовая деятельность должна быть ориентирована на конкретный, приносящий ощутимую пользу результат труда, что имеет для данной категории воспитанников приоритетное значение. Лишь такая работа вызывает их трудовую активность, приносит им удовлетворение, формирует у них положительное отношение к труду. Определяя трудовое задание воспитаннику или группе, педагог должен четко сформулировать конечную цель труда, спланировать его результат, объяснить детям, для чего он нужен и как будет использован. Немаловажно также если этот труд будет иметь общественно полезную направленность, а подросткам на конкретных примерах будет показана общественная польза результатов их труда (хотя бы для детского дома). Это помогает формированию у них чувства долга, ответственности и собственного достоинства, повышает их самооценку.
4.Систематичность и продолжительность. Труд воспитанников детского дома должен быть достаточно длительным и систематическим, а не подменяться разрозненными и эпизодическими трудовыми мероприятиями. Лишь тогда, когда воспитанники систематически упражняются в различных видах трудовой деятельности, имеет место процесс их социальной реабилитации, а труд превращается в привычку.
5.Заинтересованность. Чрезвычайно важными и актуальными в воспитательном плане являются вопросы стимулирования детского труда. Для воспитанников нужны эффективные и постоянно действующие стимулы, представляющие собой разумное сочетание моральных и материальных поощрений за труд. Педагоги обязаны не оставлять без внимания любой даже самый минимальный успех ребенка в труде и хвалить за дело как можно чаще. Другими формами поощрения могут быть: объявление благодарности администрации в приказе по детскому дому; отражение трудовых успехов воспитанников в газетах детского дома и в других органах стенной печати, награждение подарками, организация для особого отличившихся в труде экскурсий, поездок и др. Стимулирующую функцию могут выполнять и трудовые конкурсы с награждением их победителей.
6.Эстетичность и эмоциональная удовлетворенность. Трудовая деятельность располагает большими возможностями для формирования у детей эстетического вкуса, чувства формы, цвета, материала. Нужно добиваться от воспитанников не только и не столько количественных показателей в труде, а качественной работы, эстетической привлекательности ее результатов. Для этого целесообразно использовать в трудовой деятельности элементы игры, раскрывать его смысл, перспективы и социальную значимость, создавать обстановку доброжелательного общения.
7.Наглядность. Воспитанники обязательно должны видеть результаты своего труда, сравнивать качество выполненной работы с работой других детей, чувствовать необходимость и значимость своего труда для других людей. В связи с этим в детском доме должны организовываться выставки детских работ, с приглашением посторонних людей и людей, использующих произведенные детьми и подростками предметы (рамки для картин, отремонтированную мебель, рукоделие, выпечку и др.).
Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации, соблюдения педагогических условий:
- подчинение труда воспитанников воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда;
- сочетание общественной значимости труда с личными интересами воспитанников, их убежденность в целесообразности и полезности предстоящей деятельности для общества, их группы и для себя;
- доступность и посильность трудовой деятельности;
- разумная требовательность в осуществлении трудовой деятельности воспитанников.
3.Направления и пути реализации.
3.1. Основные направления трудового воспитания:
привитие навыков личной гигиены;
организация самообслуживания;
формирование основных трудовых навыков;
развитие представлений об основных видах труда;
организация общественно – полезного и производительного труда;
формирование представлений об основных рабочих профессиях.
привитие любви и уважения к труду, людям труда;
профессиональная ориентация, подготовка к осознанному выбору профессии;
3.2. Виды трудовой деятельности.
Реализация основных направлений трудового воспитания осуществляется через следующие виды трудовой деятельности:
Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд, связанный с уборкой и озеленением территории, уход за насаждениями, ремонт мебели, уход за парками, охрана птиц, поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов, летнюю работу на огороде во время каникул.
Труд по самообслуживанию: соблюдение и выполнение правил личной гигиены поддержание порядка в комнате, постоянная забота о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила.
Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность к ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
3.3. Механизмы реализации программы
Организационно-методическая деятельность по трудовому воспитанию
Мониторинг трудовой деятельности воспитанников, изучение потребности воспитанников в трудовой деятельности, состояния готовности выпускников к трудовой деятельности.
Организация психолого-педагогической помощи воспитанникам.
4. Содержание программы.
4.1 Трудовой блок.
Направление деятельности
Решаемые задачи
Содержание
Цикличность
Соблюдение правил личной гигиены
Сформировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, научить их выполнению
- утренний и вечерний туалет;
- соблюдение гигиены рук;
- соблюдение правил личной гигиены;
- проведение банных дней;
- уход за волосами
ежедневно
ежедневно перед приемом пищи
ежедневно и по физиологическим показателям
1 раз в неделю (воскресенье)
по мере необходимости
Поддержание порядка в спальне, комнате
Сформировать потребность в поддержании чистоты в спальне и комнате, научить правилам выполнения уборки помещения
-уборка личных вещей, заправка кровати;
- дежурство по группе
ежедневно
по графику (не чаще 1 раза в неделю)
Стирка личных вещей
Сформировать потребность ухода за личными вещами, содержании их в чистоте, научить проведению мелкого ремонта одежды
-стирка личных вещей (носки, нательное белье) с1 класса;
- стирка мелких вещей с 1 класса
ежедневно (по мере необходимости)
Проведение мелкого ремонта личных вещей
- ремонт (штопка, пришивание пуговиц и пр.) с 1 класса
По мере необходимости
Основные задачи:
1.Определение содержания трудовой деятельности воспитанников в условиях детского дома.
2. Создание условий для трудовой деятельности воспитанников.
3. Включение всех участников образовательного процесса, социальных партнеров в процесс трудового воспитания детей детского дома.
Самообслуживающий труд
Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:
Младший школьник:
- уметь соблюдать личную гигиену, гигиену рук в течение дня, знать предметы и средства личной гигиены, уметь ухаживать за зубами, ногами, уметь пользоваться щеткой, расческой;
- знать и выполнять правила утреннего и вечернего туалета;
- уметь выполнять стирку мелких вещей в ручную;
- уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать свои вещи.
Младший подросток:
- уметь выполнять ручную стирку и стирку изделий в стиральной машине активаторного типа;
- уметь ухаживать за волосами, своим телом, кожей лица, знать средства ухода за волосами.
Старший подросток:
- уметь выполнять ручную и машинную стирку вещей;
- знать предметы личной гигиены и уметь ими пользоваться.
Общественно полезный труд.
Направление деятельности
Решаемые задачи
Содержание
Цикличность
Организация дежурств воспитанников
Научить соблюдению санитарно – гигиенических правил при сервировке стола и его уборке
-дежурство по столовой
по графику (не чаще 1 раза в неделю)
Сформировать потребность в поддержании порядка в доме, соблюдении чистоты на закрепленном участке, формирование уважительного отношения к труду дворника, уборщицы.
- дежурство по зданию
- дежурство по территории (уборка листьев, снега, мусора на закрепленной территории);
- проведение генеральной уборки в спальне
по графику (каждые 3 дня)
1 раз в неделю (по мере необходимости)
1 раз в неделю (суббота)
Работа на огороде
Дать знания, связанные с выращиванием овощных, плодово-ягодных культур; ведением домашнего хозяйства.
Формировать навыки работы с землёй, ухода за растениями.
- обработка почвы;
-выращивание рассады, высадка в открытый грунт;
- уход за посадками (поливка, прополка, рыхление, подкормка);
- уборка и хранение урожая
ежедневно с мая по сентябрь - младший школьник -30 минут, младший подросток -45 минут старший подросток -1 час
Работа на клумбах
Дать знания о разбивке клумб и выращивании однолетних и многолетних цветов, научить ухаживать за ними
- разбивка клумб;
- посадка однолетних и многолетних растений, уход за ними;
- уборка многолетних растений на хранение
-размножение растений
1 раз в неделю
с мая по сентябрь - младший школьник -30 минут, младший подросток -45 минут старший подросток -1 час
Уход за комнатными растениями
Дать знания об уходе за комнатными растениями, научить способам разведения домашних цветов и уходу за ними
- посадка и пересадка растений;
- уход за комнатными растениями
Весна – лето
по мере необходимости (не реже 1 раза в неделю)
Уборка территории детского дома
Научить правилам уборки территории детского дома, сформировать потребность в поддержании чистоты и порядка на территории
- уборка территории от листьев и мусора;
- уход за зелеными насаждениями;
- благоустройство и озеленение территории;
-операция «Снег», «Снегопад»
1 раз в неделю
в зимний период – по мере необходимости
Озеленение участка детского дома
Привить навыки благоустройства территории детского дома
- высадка зеленых насаждений;
- уход за посадками
Весна - осень
Благоустройство территории посёлка
Привитие уважительного отношения к своей малой Родине, формирование причастности к делам жителей села
- уборка территории;
- уборка мусора;
- посадка деревьев и зеленых насаждений
-операция «Всюду чисто»,
«Листопад»
1 раз
(весна)
Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:
Младший школьник:
- уметь обтирать пыль в шкафу, с подоконников, проводить сухую , спальной, игровой комнаты;
- уметь подготовить столы к подаче пищи, разносить хлеба по столам, убирать и вытирать столы; соблюдать технику безопасности, выполнять санитарные требования и правила этикета при работе в столовой;
- уметь пришивать пуговицы, пришивать вешалки к одежде, работать с утюгом, наводить порядок на полке с одеждой,
- знать хозяйственный инвентарь для работы на огороде;
- уметь правильно посадить лук, убирать огород от остатков (ботва картофеля, помидоров, остатков капусты и др.);
- уметь проводить весенне-осенние работы на клумбах, проводить посадку: настурции и т.д.
сбор семян однолетних цветочных растений, уборку однолетних цветковых растений в цветнике;
- уметь проводить полив комнатных растений: нижний, верхний, погружения; проводить рыхление почвы, знать комнатные цветы группы;
- уметь убирать дорожки от мелкого мусора.
Младший подросток:
- уметь проводить влажную уборку спальной, игровой комнаты;
- знать и уметь пользоваться простыми электроприборами;
- уметь сервировать стол (ужин, обед, завтрак), мыть посуду кухонные и столовые принадлежности, проводить сухую и влажную уборку столовой, стирку салфеток, соблюдать технику безопасности, выполнять санитарные требования и правила этикета при работе в столовой;
- (мальчики) уметь выполнять ремонт одежды (заплата с изнаночной стороны, штопка), работать утюгом (утюжка белья)
- (девочки) уметь выполнять все виды работ, в том числе с использованием швейной машинки, уметь гладить белье;
- уметь ухаживать за мебелью;
- уметь выращивать основные виды овощей в открытом грунте, обрабатывать почву (очистка поверхности, перекопка, мелкое рыхление гряд, выравнивание поверхности гряд), подбирать и готовить посадочный материала, уметь проводить посадку семян овощей в открытый грунт, распознавать всходы культурных растений от сорняков; знать способы борьбы с насекомыми – вредителями; уметь ухаживать за ягодными кустарниками; проводить подкормку растений;
- уметь производить деление и посадку зимующих многолетних растений, рыхление почвы в междурядьях и вокруг растений, подвязывание стеблей к колышкам, прореживание посадок, посадку однолетних цветковых растений семенами, уборку растительных остатков из цветника;
- уметь проводить посадку и пересадку комнатных растений, знать сезонные особенности содержания комнатных растений;
- уметь расчищать дорожки от снега, убирать мусор с участка, собирать опавшую листву и укладка в кучи граблями, подметать дорожки с твёрдым покрытием, собирать мусор в кучи, переносить мусор.
Старший подросток:
- поддерживать чистоту и порядок в комнате, проводить сухую и влажную уборку, уметь создать уют в комнате своими руками;
-уметь мыть посуду с применением моющих средств, сервировать праздничный стол, соблюдать технику безопасности, пришивать пуговицы разными способами в зависимости от вида пуговицы и ниток:
-уметь ремонтировать свою одежду (ставить различные заплаты, зашивать и подшивать изделия);
- уметь выращивать рассаду капусты, помидоров, высаживать ее в открытый грунт, выращивать огурцы под пленочным покрытием, вскапывать почву на грядке, оборудовать парник, уметь ухаживать за растениями от посадки до уборки, закладывать корнеплоды на хранение, ухаживать за плодово-ягодными культурами;
- уметь выращивать рассаду, проводить посадку однолетних и многолетних растений, ухаживать за ними, убирать многолетние растения (георгины) на хранение, уметь проводить посадку и уход за многолетними растениями, уметь разбивать цветник, ухаживать за цветами;
- уметь подгребать опавшие листья, подметать дорожки, собирать и удалять мусор,
расчищать дорожки от снега, проводить обрезку секатором ветвей кустов, подвязку кустов, посадка кустарников, собирать мусор и выносить его в установленное место,
уметь обращаться с метлой, лопатой, граблями, совком, носилками, соблюдать технику безопасности при работе секатором;
- уметь оказать помощь при заготовке сена, перекопке огорода, колке дров.
Трудовая деятельность воспитанников должна быть организована с соблюдением следующих условий:
- объем и специфика трудовой деятельности должна соответствовать возрастно-половым и функциональным особенностям и состоянию здоровья воспитанников;
- трудовая деятельность воспитанников должна осуществляется в благоприятных санитарно-гигиенических условиях, безопасных для их здоровья и жизни. Обязательный общественно полезный производительный труд включается в режим дня. Особое значение имеет равномерность распределения работы по самообслуживанию в течение дня, недели, четверти.
Для организации трудовой деятельности подростков в условиях детского дома неуклонно соблюдаются следующие правила:
- работа должна быть организована с учетом правил установленных ФЗ РФ и трудового законодательства;
- обязательно должно учитываться физическое, психическое и эмоциональное здоровье воспитанников;
- трудовая деятельность должна быть индивидуальной и иметь несложный производственный цикл;
- труд должен быть организован методически правильно, с учетом всех возрастных особенностей, личных интересов и наклонностей;
- работа должна быть разнообразной и интересной;
- показ произведенной продукции должен быть организован не реже 1 раза в квартал;
- труд должен приносить моральное и эстетическое наслаждение;
- в случае отказа подростка от работы предложить смену трудовой деятельности и провести с ним разъяснительную беседу;
- обязательно поощрять каждый продуктивный шаг в трудовой деятельности;
- использовать личностно-деятельностный подход к каждому воспитаннику.
4.2. Просветительский блок
Задачи:
1. Познакомить с миром профессий, готовить к осознанному выбору профессии.
2. Сформировать потребность в труде – как основе жизни.
3. Познакомить с основами ведения домашнего хозяйства (кулинария, хозяйсвенно-бытовой труд).
Программа состоит из разделов:
1)в мире профессий,
2)азбука домашней кухни,
3)сельскохозяйственный труд,
4)хозяйственно-бытовой труд,
5) домовёнок (кружковая работа)
Раздел 4.2.1. Мир профессий, или какую дверь открыть.
Цель: формирование готовности воспитанников к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учётом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребности рынка труда в специалистах.
В ходе занятий по этому курсу решаются следующие задачи:
- обобщить знания воспитанников о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
- сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
- развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
- воспитывать уважение к рабочему человеку.
Ключевые понятия
• профессия;
• многообразие профессий;
• группы профессий
Ожидаемый результат:
Младший школьник:
- знать профессии работников детского дома, основные профессии жителей села;
- уметь выполнять обязанности дежурного.
Младший подросток:
- знать профессии, которые можно освоить после выхода из детского дома, профессии нужные в Рубцовском районе.
Старший подросток:
- знать группы профессий, требования к выбору профессии, какую помощь оказывает центр занятости населения;
- уметь правильно оценивать свои желания, способности и возможности при выборе профессии.
Расписание составляется из расчёта одного занятия в неделю. Объём в год составляет 24 занятия по 30 минут.
Раздел 4.2.2. Азбука домашней кухни.
Цель: Содействие успешной адаптации к жизненной среде и приобретению практических умений по кулинарии.
Задачи:
1. Научить способам приготовления пищи, расчету стоимости готового блюда; сформировать начальные представления о ведении домашнего хозяйства, способствующих подготовке воспитанников к самостоятельной жизни.
2. Развить конструктивные способности детей, практические навыки и ориентировки, сформировать интерес к работе, готовность справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
3. Привить санитарно-гигиенические навыки содержания домашнего хозяйства, ухода за домашней утварью, посудой, бытовой техникой.
Направления работы:
1.Коррекционно – развивающая деятельность.
Разделы:
- технология приготовления пищи;
- заготовка продуктов на зиму;
- сервировка стола;
- санитарно – гигиенические требования к организации питания;
- уход за кухонной посудой и оборудованием;
- расчет энергетической ценности питания;
- экономический расчет стоимости готовых блюд.
Раздел включает:
1. Организация питания в семье, кулинарные рецепты, домашние заготовки.
2. Правила этики и этичных отношений в семье и с окружающими людьми.
3. Продукты, технология приготовления, хранения.
4. Выпечка.
Ключевые понятия
• этикет;
• нормы рационального потребления;
• семейный бюджет;
• рецепты;
• меню;
• консервы;
• продукты;
• кухня.
Ожидаемый результат:
Младший школьник (1-4 класс):
знать правила сервировки стола:
уметь правильно вести себя за столом;
уметь приготовить завтрак;
уметь мыть посуду с применением моющих средств;
Младший подросток (5-7 класс):
уметь приготовить салаты, супы;
знать правила заготовки ягод на зиму;
уметь правильно сервировать стол;
знать санитарно – гигиенические требования к организации питания;
уметь пользоваться кухонным приборами, ухаживать за ними;
Старший подросток (8-9 класс):
уметь приготовить второе блюдо, напитки;
уметь выполнять заготовку овощей на зиму;
уметь провести расчет энергетической ценности готового блюда;
уметь провести экономический расчет стоимости готового блюда, дневного меню.
Раздел 4.2.3.Сельскохозяйственный труд.
Цель: формирование у воспитанников базовых знаний и умений в области выращивания и ухода за сельскохозяйственными, комнатными, плодово-ягодными культурами; научить способам эффективного ведения подсобного хозяйства.
Раздел включает:
1 Работа на огороде. Выращивание овощных, ягодных и плодовых растений
2. Цветоводство (садовое и комнатное)
Ключевые понятия
• многообразие овощных культур;
• виды фруктово-ягодных культур;
• подкормка сельскохозяйственных культур;
• сорт растений;
• урожай и урожайность;
• плодородие;
• севооборот;
• многообразие цветковых растений;
• болезни и вредители комнатных растений;
Ожидаемый результат:
Младший школьник:
- должен знать хозяйственный инвентарь для работы на огороде, уметь правильно посадить лук, проводить уборку послеурожайных остатков (ботва картофеля, помидоров, остатков капусты и др.);
- уметь проводить весенне-осенние работы в цветнике, проводить посадку: настурции, лука и чеснока, земляники садовой, сбор семян однолетних цветочных растений, уборку однолетних цветковых растений в цветнике;
- уметь проводить полив растений: нижний, верхний, погружения; проводить рыхление почвы, знать комнатные цветы группы;
-Младший подросток:
- должен уметь выращивать основные виды овощей в открытом грунте, обрабатывать почву (очистка поверхности, перекопка, мелкое рыхление гряд, выравнивание поверхности гряд), подбирать и готовить посадочный материала, уметь проводить посадку семян овощей в открытый грунт, распознавать всходы культурных растений от сорняков; знать способы борьбы с насекомыми – вредителями; уметь ухаживать за ягодными кустарниками;
- уметь производить деление и посадку зимующих многолетних растений, рыхление почвы в междурядьях и вокруг растений, подвязывание стеблей к колышкам, прореживание посадок, посадку однолетних цветковых растений семенами, уборку растительных остатков из цветника;
- уметь проводить посадку и пересадку комнатных растений, знать сезонные особенности содержания комнатных растений;
Старший подросток
- должен уметь выращивать рассаду капусты, помидоров, высаживать ее в открытый грунт, выращивать огурцы под пленочным покрытием, вскапывать почву на грядке, оборудовать парник, уметь ухаживать за растениями от посадки до уборки, закладывать корнеплоды на хранение, ухаживать за ягодными кустарниками;
- уметь выращивать рассаду, проводить посадку однолетних и многолетних растений, ухаживать за ними, убирать многолетние растения (георгины) на хранение, уметь проводить посадку и уход за многолетними растениями, уметь разбивать цветник, ухаживать за цветами.
Раздел 4.2.4. Хозяйственно-бытовой труд
Цель: дать воспитанникам базовые знания по соблюдению санитарно – гигиенических требования к содержанию жилища, предметов обихода, личных вещей; научить способам эффективного ведения домашнего хозяйства.
Раздел включает:
1 Уходу за жилищем, одеждой и обувью
2. Техника в доме.
3. Интерьер дома
Ключевые понятия
• сухая, влажная уборка;
• виды моющих и чистящих средств;
• бытовые приборы;
• интерьер;
• косметический ремонт.
Ожидаемый результат:
Младший школьник:
- знать технику безопасности при генеральной уборке, правила хранения белья и одежды, приемы глажения одежды, способы борьбы с вредителями одежды, правила обращения с электрическими приборами;
- уметь правильно заправлять свою кровать, проводить мелкий ремонт одежды, ухаживать за обувью, проводить влажную и сухую уборку помещения,
Младший подросток:
- знать правила ручной стирки, средства для чистки ковров и паласов, способы оформления интерьера, правила хранения зимних вещей;
- уметь обращаться с бытовыми электрическим приборами, проводить влажную уборку мебели.
Старший подросток:
- знать способы борьбы с вредными насекомыми и грызунами, правила эксплуатации стиральных машин всех типов; способы выведения пятен;
- уметь пользоваться стиральной машиной всех типов, проводить уборку санитарно – гигиенического оборудования, провидеть косметический ремонт.
Организация и проведение общих воспитательных мероприятий
Месячник труда (уборка территории, благоустройств) - апрель
Праздник труда - ежемесячно
«Парад профессий» - познавательная игра – январь
«Хозяюшки» - викторина– февраль
«Откуда родом комнатные растения» – март
«Выбор, определяющий судьбу» - апрель
Операция «Чистый двор»- май
«Дары осени»- сентябрь
«Профессиоведческий турнир» - октябрь
Конкурс «Домашний умелец» - ноябрь
«Сувенир года»- декабрь
8 Критерии эффективности программы.
Сформированность у воспитанников привычки к систематическому, осознанному труду.
Сформированность у воспитанников общетрудовые умений и навыков.
Сформированность у воспитанников знаний, умений и навыков ведения подсобного хозяйства.
Сформированность основ экономических знаний, владение способами рационального ведения домашнего хозяйства.
Создание сплоченного детского коллектива, через включение воспитанников в активную трудовую деятельность.
Готовность воспитанника к осознанному выбору профессии и целей в жизни.
Заключение
Данная программа «Стиль жизни» рассчитана на весь период пребывания воспитанников в детском доме и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию.
Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включенности педагогического коллектива в процесс реализации программы, осознанного понимания каждым сотрудником значимости стоящих перед ним задач.
Библиографический список
Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1980. - 479 c.
Батышев, С.Я. Трудовая подготовка школьников: вопросы теории и методики / С.Я. Батышев. - М.: Педагогика, 1981. - 192 с.
Воронова, Е. Социальная работа с уличными детьми / Е. Воронова Социальная педагогика. - 2004. - № 3. - С. 91-96.
Гладкая, В.В. Подготовка учащихся младших классов школ-интернатов к бытовому труду / В.В. Гладкая Дефектология. - 1998. - № 3. - С. 8-34.
Гладкая, В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8-го вида: методическое пособие / В.В. Гладкая. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. - 5-39 с. - ISBN 5-93196-045-7.