Программа по внеурочной деятельности "Мир лекарственных растений" | Калугина Наталья. Работа №209630
Автор: Калугина Наталья
Программа по внеурочной деятельности "Мир лекарственных растений" разработана для обучающихся 6-7 классов.
Цель программы внеурочной деятельности: активизация мыслительной деятельнразвитие интереса к предмету, расширение общего экологического кругозора.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
Прохоровского района Белгородской области
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Мир лекарственных растений»
6-7 классы
Разработал: методист МБУ ДО «ДЮЦ»
Калугина Наталья Сергеевна
Прохоровка 2019г.
Пояснительная записка
Бурное развитие биологии, свидетелями которого мы являемся, привлекает внимание людей самых разных специальностей. Это обусловлено тем, что именно от этой науки человечество ждет решения многих важнейших проблем, связанных с сохранением окружающей среды, питанием и здоровьем человека. Вовлечь школьников в процесс познания природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценоза, научить высказывать свои мысли и отстаивать их – это основа организации внеурочной деятельности «Мир лекарственных растений» Важно познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, выявить наиболее способных к творчеству учащихся.
Цель программы внеурочной деятельности: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего экологического кругозора.
Основные задачи программы:
Образовательные
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
Способствовать популяризац
ии у у
чащихся биологических и экологических знаний.
Ознакомление с видовым составом лекарственных растений окрестностей; с редкими и исчезающими растениями
;
с правилами поведения в природе;
Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
Развитие навыков общение и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
Воспитывать интерес к миру живых существ.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Мир лекарственных растений» носит развивающий характер, целью которой является формирование поисково –исследовательских, коммуникативных умений школьников, интеллекта учащихся.
Важнейшим приоритетом общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые определяют сущность всего последующего обучения ребенка. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли.
Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся.
Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах. Так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Формы занятий внеурочной деятельности: бесед, игра, коллективные и индивидуальные исследования. доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах.
Место данного курса в учебном плане.
Программа внеурочной деятельности имеет деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Рассчитана программа на 68 часов. 34 часа в 6 классе и 34 часа в 7 классе , 1 час в неделю. Занятия проводятся во внеурочное время.
Метапредметные результаты обучения характеризуют уровень сформированности УУД
Учащиеся должны уметь:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
Предметные результаты
- знать видовые принадлежности лекарственных растений;
— пользоваться простыми приборами, инструментами и оборудованием;
— знать отличия дикорастущих лекарственных растений от культурных;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного материала.
- учебно-позновательный интерес к новому предмету;
Способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности
Мир лекарственных растений
Учебно-тематический план
№ п/п
Темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
4
2
2
2
Дикорастущие лекарственные растения
18
4
14
3
Культурные лекарственные растения
14
4
10
4
Сбор и хранение лекарственного сырья
8
2
6
5
Использование лекарственного сырья
12
4
8
6
Подготовка итоговых работ. Консультации
10
2
8
7
Итоговая конференция и выставка
2
1
1
Итого
68
19
51
Содержание курса
СССС
1. Вводное занятие
История использования лекарственных растений в медицине, ветеринарии, в пищевой и парфюмерно-косметической промышленности. Группы лекарственных растений: дикорастущие и культурные. Биологические формы лекарственных растений: травянистые лекарственные растения (наперстянка, валериана, белладонна); полукустарники (черника, брусника); кустарники (облепиха, боярышник, шиповник); деревья (берёза, липа, орешник, сосна); лианы (лимонник, актинидия, пассифлора). Словари и справочники по лекарственным растениям.
Биологически активные вещества лекарственных растений: алкалоиды, гликозиды, сапонины, флавоноиды, кумарины, эфирные масла, дубильные вещества и др. (в ознакомительном плане, без запоминания терминов). Значение биологически активных веществ. Лекарственные растения, содержащие витамины (шиповник, земляника и др.).
Части растений, содержащие биологически активные вещества: корни (валериана, алтей); побеги (мята); почки (берёза, сосна); соцветия (ромашка, кипрей); плоды (черёмуха, малина); семена (тыква); кора (дуб, облепиха).
Практическая работа: составление гербария; заполнение сопроводительной карточки на каждое растение.
2. Дикорастущие лекарственные растения
Лекарственные растения различных экосистем. Лекарственные растения леса: берёза, дуб, черёмуха, черника, брусника, клюква, вереск, толокнянка, синюха, ландыш майский,медуница, кипрей и т. д.
Лекарственные растения луга: тысячелистник обыкновенный, ромашка лекарственная, полынь горькая, полынь цитварная, одуванчик лекарственный, пижма, череда, девясил, мать-и-мачеха (сложноцветные); зверобой (зверобойные); душица обыкновенная, шалфей, чабрец (губоцветные).
Растения у нас под ногами (рудеральные растения): горец (гречишные); подорожник большой (подорожниковые); лопух (сложноцветные); пастушья сумка (крестоцветные).
Практическая работа: экскурсии: в лес для сбора почек берёзы, осины; на луг для сбора цветков и листьев одуванчика, листьев мать-и-мачехи; на пустырь или вдоль просёлочной дороги для выявления рудеральных растений; сбор и составление гербария лекарственных растений, выявление характерных признаков лекарственного растения.
3. Культурные лекарственные растения
Культурные растения, имеющие лекарственные свойства:
овощные культуры (морковь, капуста белокочанная, свёкла столовая, редька чёрная, картофель, салат, укроп, лук, чеснок, тыква, репа, стахис, топинамбур, ревень и др.); плодовые культуры (чёрная смородина, малина, шиповник, земляника, крыжовник, рябина красноплодная, облепиха, арония); полевые культуры (овёс, кукуруза, ячмень); эфиромасличные культуры (кориандр, мелисса и др.). Цветочно-декоративные растения (календула, сирень, боярышник). Комнатные растения (алоэ древовидное, герань душистая, каланхоэ и т. д.).
Лекарственные растения, размножаемые семенами: валериана, женьшень, ромашка лекарственная, наперстянка и др.
Лекарственные растения, размножаемые в культуре вегетативным способом (мята, лимонник, мелисса и др.).
Однолетние лекарственные растения (ромашка лекарственная, паслён), двулетники (тмин, коровяк, фиалка трёхцветная), многолетники (мята перечная, мелисса, шалфей, чабрец, вербена, шиповник, облепиха и др.).
Общее представление об интенсивных технологиях возделывания и защиты лекарственных растений от вредителей, болезней, сорняков; внедрение форм и сортов с повышенным содержанием биологически активных веществ.
Практическая работа: экскурсии в хозяйство с целью сбора лекарственного сырья, приготовление свежего сока капусты белокочанной, картофеля, свёклы, тыквы, а также сока редьки чёрной с мёдом.
4. Сбор и хранение лекарственного сырья
Сроки сбора лекарственного сырья (корней, побегов, почек, цветков, коры). Правила сбора лекарственных растений. Время суток: утро (8—10 ч); место: кроме угодий, прилегающих к крупным автомагистралям, промышленным предприятиям, фермам; выборочный сбор: часть растения оставляют для воспроизводства. Правила сбора почек, побегов, цветков, корней, коры.
Обработка лекарственного сырья: корней, побегов, листьев, почек. Сушка, её условия. Определение готовности сырья к хранению. Условия и сроки хранения сырья.
Практическая работа: обработка собранного лекарственного сырья; определение готовности сырья к хранению; упаковка лекарственного сырья для хранения.
5. Использование лекарственного сырья
Сборы лекарственных трав. Состав пяти-шести сборов. Правила приготовления соков, настоев и отваров.
Практическая работа: приготовление одного-двух настоев лекарственных трав; составление сбора трав в указанной пропорции.
6. Подготовка итоговых работ.
Консультации.
Понятие о классификации лекарственных препаратов, изготовленных из растений. Правила расфасовки, упаковки и
хранения готовой продукции в промышленных условиях и дома. Действующее законодательство, нормирующее изготовление, хранение и сбыт лекарственных препаратов.
Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки.
7. Итоговая конференция и выставка
Подготовка материалов по итогам летней работы по сбору и изучению лекарственных растений. Подготовка выставки образцов, компьютерной презентации результатов работы.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Георгиевский В. П. Биологически активные вещества лекарственных растений / В. П. Георгиевский, Н. Ф. Комиса-ренко. — Новосибирск, 1990.
Грау Ю. Дикорастущие лекарственные растения / Ю. Грау, Р. Юнг, Б. Мюнкер. -- М., 2003.
Гулимова В. И. Эфирные масла в косметике и медицине// Медицина и косметика. — М., 2005.
Экология: энциклопедия. — М., 2008.
Энциклопедия лекарственных растений народной медицины. — СПб., 2006.
Интернет-сайт http://www.floranimal.ru
Календарно- тематическое планирование 6 класс
№
Тема занятия
Дата план.
Дата факт
примечание
1
Введение.История использования лекарственных растений в медицине, и других отраслях. Группы лекарственных растений.
2
Биологически активные вещества лекарственных растений. Части растений содержащие БАВ
3 -4
Практическая работа» Составление гербария лекарственных растений
5- 6
Лекарственные растения различных экосистем. Лекарственные растения леса: древесные, кустарниковые, травянистые растения
Изучение на примере лекарственных растений Белгородской области
7-8
Экскурсия : древесные и кустарниковые лекарственные растения
9-10
Практическая работа «Выявление характерных признаков лекарственных растений» на примере гербарных материалов
11- 15
Лекарственные растения луга: тысячелистник, ромашка лекарственная, одуваньчик, полын горькая, пижма и т.д
Изучение на примере лекарственных растений Белгородской области
16- 18
Растения у нас под ногами: подорожник большой, пастушья сумка, лопух идр.
19- 20.
Культурные растения имеющие лекарственные свойства на примере овощных культур.
Изучение на примере лекарственных растений Белгородской области
21
П.Р. «Правила приготовления сока из овощных растений
22-23
Плодовые культуры обладающие лекарственными свойствами.
24
Эфиро-масличные культуры
25
Комнатные растения
26
Лекарственные растения размножаемые семенами
27
Лекарственные растения размножающиеся вегетативно
28
Однолетние и многолетние лекарственные растения
Изучение на примере лекарственных растений Белгородской области
29
Интенсивные технологии выращивания и защиты лекарственных растений
30-31
Экскурсия: сбор гербарного материала раннецветущих лекарственных растений
32-33
П.Р. Составление гербария лекарственных растений
34
Итоговое занятие
Календарно- тематическое планирование 7 класс
№
Тема занятия
Дата план.
Дата факт
примечание
1-2
. Сроки сбора лекарственного сырья (корней, побегов, почек, цветков, коры). Правила сбора лекарственных растений.
3-4
Обработка лекарственного сырья: корней, побегов, листьев, почек
5-6
Практическая работа «Обработка собранного лекарственного сырья; определение готовности сырья к хранению»
7
Условия и сроки хранения сырья.
8
П.Р «Упаковка лекарственного сырья для хранения.»
9
Сборы лекарственных трав.
10-11
Состав пяти-шести сборов
12-13
П.Р «Составление сбора трав в указанной пропорции»
14-15
Правила приготовления соков, настоев и отваров.
16-18
П.Р «Приготовление настоев и сока»
19
Итоговое занятие
20-22
Консультации.Понятие о классификации лекарственных препаратов, изготовленных из растений
23-24
Правила расфасовки, упаковки и
хранения готовой продукции в промышленных условиях и до
ма.
25-26
Действующее законодательство, нормирующее изготовле
ние, хранение и сбыт лекарственных препаратов
27-30
Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки
31-32
Подготовка выставки образцов, компьютерной презентации результатов работы.
33
Итоговое занятие