Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Программа предшкольной подготовки "Первые ступени" | Балданова Соелма Бимбадоржиевна. Работа №352610

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Изменяется образ жизни ребенка, устанавливается  новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе?  Однако  исследования психологов и  многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований.

 

 

Программа предшкольной подготовки

«Первые ступени»

 

 

 

2024 г.

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

От дошкольного детства к школьномуэтот переход один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма. 

В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе. 

Изменяется образ жизни ребенка, устанавливается  новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе?  Однако  исследования психологов и  многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе  находит свое выражение в:

- наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;

- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;

- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.

Начинает формироваться «Внутренняя позиция школьника»  благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая решает две основные задачи:

- всестороннее воспитание ребенка;

- специальная подготовка  к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать

в школе.

 Для формирования  «внутренней позиции школьника» надо  создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл  настоящим учеником: посидел за партой, пообщался  с учителем, привык к нему и его требования.  Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения  требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.

В настоящее время не разработаны программы по подготовке дошкольников к обучению в школе в контексте федерального образовательного стандарта начального общего образования. Данная рабочая программа  является комплексной, разработана на основе двух образовательных курсов для дошкольников, обеспечивает полноценную подготовку старших дошкольников к обучению в школе, не дублируя программу 1 класса.

 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика;

создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника;

формирование положительного отношения к школе.

 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

формировать чёткие представления о школе

и формах школьного поведения;

сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;

развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников;

воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству;

укреплять и развивать эмоционально – положительное отношение ребёнка к школе, желание учиться;  

воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям;

необходимые условия, способствующие формированию предпосылок

общеучебных

умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:

Данный курс содержит два комплексных блока:

Обучение грамоте, развитие речи

Развитие мелкой моторики

 

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗДЕЛОВ

Обучение элементам грамоты, первоначальному чтению

Основная задача - развитие фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа, подготовка руки к письму.

На занятиях дети учатся произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи. Различают короткие, длинные слова, звуки родного языка, учатся делить слова на слоги, определять место звука в слове.

Дети знакомятся с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", "буква". Учатся составлять и записывать условными обозначениями слова и предложения, учатся писать буквы и слова.

 

Развитие мелкой моторики (подготовка руки к письму)

Основная задача - развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, формирование базовых графических навыков.

Тема занятия связана с изучением материала на уроках обучения грамоте. Значит, если на уроке мы изучали букву г, то для работы кружка отбираем соответствующий фонетический и словарный языковой материал.

Каждое занятие включает ряд речевых упражнений и создание рисунка, объединенных какой-то темой («Природа», «Люди», «Деревья» и т.д.)

На занятиях используются:

обводки по трафарету или шаблону;

печатание букв, слогов, слов, цифр.

веселые подвижные игры (речь + движения);

штриховка фигур в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш;

пальчиковая гимнастика;

 

Средства, необходимые для реализации программы:

у

чебно-тематическое планирование;

р

абочие тетради, альбом

;

с

логовые таблицы

;

д

емонстрационный материал

;

п

резентации к занятиям

.

 

ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ:

Программа курса «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использовани

ем математического материала»,

- СПб, 1997 г

Максимова Ю., Кружок

«Штриховка и развитие речи»

1 класс//

"Первое сентября

. Начальная школа"- 2008 № 8,12,19

,23;

2010 № 1,2,4


Дидактические игры, используемые в процессе обучения дошкольников

Игра 1. «Я знаю»

Цели: Развитие речи обучающихся, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания.

Содержание: Учитель (ребенок), используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол:

- Я знаю пять имен мальчиков и девочек:

Коля - раз,

Света - два,

Миша - три,

Степа - четыре,

Ирина - пять.

Далее мяч передается следующему игроку. Он называет следующие пять предметов. Это могут быть любые предметы (игрушки, цветы, деревья и т.д.) .

Игра 2. « Опиши предмет»

Цель: Знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов», формирование умения угадывать предмет по его признакам.

Содержание: Учитель или обучающийся задумывает предмет, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.

Игра 3. «Расшифруй письмо»

Цель: Развитие наблюдательности, внимания, умения сосредоточиться на поиске необходимой буквы или слога.

Содержание: Учитель зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя эти обозначения, «записывает» слово. Дети пытаются разгадать слово, находя значки с обозначаемыми ими буквами.

Игра 4. «Кто лучше»

Игра организуется на основе игры 4, где дети уже сами зашифровывают слова, используя значки, предложенные учителем. Разгадываем слова вместе, выясняя кто лучше сумел зашифровать слово.

Игра 5. «День - ночь»

Цель: Развитие речи учащихся, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия.

Содержание: Учитель называет слово, дети - противоположное ему по значению: «тяжелый - легкий, быстрый - медленный» и др.

 

Игра 6.«Кто наблюдательнее»

Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте, развитие внимания и наблюдательности.

Содержание: Учитель предлагает детям текст, где обучающиеся находят выбранную учителем букву.

 

Игра 7. «Сочини сказку о предмете».

Цель: Развитие речи учащихся, пополнение словарного запаса.

Содержание: Учитель или дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета.

 

Игра 8. «Подружи букву»

Дети соединяют звуки в слоги устно, а на письме - записывают пары букв (слоги - слияния)

 

Игра 9. «Составь слово»

Дети составляют слова из предложенных учителем слогов. Слоги могут быть ярко и красочно иллюстрированы. Например, в виде лучей солнца, которые надо собрать в одно целое.

Игра 10. «Идем в гости»

Дети делятся на группы: хозяева и гости. «Хозяева» должны встретить «гостей», используя «волшебные слова». «Гости отвечают тем же».

Игра 11. «Разложи по-порядку»

Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже, т.е. разложить по-порядку.

Игра 12. « Буква заблудилась»

Дети должны «исправить» слова, где перепутались буквы, поставив их на свое место.

Игра способствует развитию внимания, наблюдательности, а так же развитию фонематического слуха.

Игра 13. «Когда это бывает»

Дети отгадывают время года (весна, лето, зима, осень) по изменениям в природе, указанным учителем. В ходе игры повторяются временные категории. Возможно использование иллюстраций.

Игра 14. «Исправь ошибки»

Смысл игры заключается в поиске звуков или букв, которые были неверно указаны сказочным гостем (Айболит, Буратино). Игра иллюстрируется.

Игра 15. «Узелки на память»

Дети завязывают узелки каждый на своей веревочке, вспоминая правила, вопросы, звуки и буквы. Все комментируется вслух. Материал подбирается преподавателем.

 

 

Слоговая таблица

А

ЛА

МА

СА

КА

РА

ДА

ЗА

ВА

ТА

О

ЛО

МО

СО

КО

РО

ДО

ЗО

ВО

ТО

У

ЛУ

МУ

СУ

КУ

РУ

ДУ

ЗУ

ВУ

ТУ

Ы

ЛЫ

МЫ

СЫ

КЫ

РЫ

ДЫ

ЗЫ

ВЫ

ТЫ

Е

ЛЕ

МЕ

СЕ

КЕ

РЕ

ДЕ

ЗЕ

ВЕ

ТЕ

И

ЛИ

МИ

СИ

КИ

РИ

ДИ

ЗИ

ВИ

ТИ

Я

ЛЯ

МЯ

СЯ

КЯ

РЯ

ДЯ

ЗЯ

ВЯ

ТЯ

Э

ЛЭ

МЭ

СЭ

КЭ

РЭ

ДЭ

ЗЭ

ВЭ

ТЭ

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КУРСА

 

Обучение грамоте, подготовка руки к письму (33 ч)

Тема обучения грамоте

Тема занятия

Тема по развитию речи

Дата

Буквы а и о

Цветы на клумбе

Дифференциация звуков, составление словосочетаний

 

Буква и

Лес

Лексика и словообразование

 

Буква у

День

Развитие мышления,
устное сочинение

 

Буква ы

Шары

Образование множественного числа

 

Буква н

Порядок

Предлог на

 

Буквы к и т

Кактусы

Решение логической задачи,
аргументация

 

Буквы з с

Снеговик

Дифференциация звуков [с] – [з], работа над дикцией

 

Буква л

Лягушата

Звук [л]. Автоматизация звука

 

Буква р

Краски.
Цвета и оттенки

Лексика по теме, словообразование

 

Буква в

Виноград

Использование предлогов, лексика

 

Буква е, ё

Елка

Составление пересказа

 

Буквы бп

Бабочка

Сочинение-описание

 

Буква м

Транспорт

Лексика по теме, словообразование

 

Буквы дт

Роботы

Дифференциация звуков [д] – [т], работа над дикцией

 

Буква г

Птичий двор

Использование предлогов, словообразование

 

Буква ч

Черепаха

Развитие мышления,
устное сочинение

 

Звук ш

Шмель

Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией

 

Буква ж

Жук

Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией

 

Буква х

Праздничный стол

Составление рассказа

 

Буква ю

Клюква

Составление пересказа

 

Буква ц

Цыпленок

Составление пересказа

 

Буква щ

Щенок и щетка

Развитие мышления, устное сочинение

 

Буквы фв

Фонтан и вода

Дифференциация звуков [ф] – [в], работа над дикцией

 

Буква я

Ягоды и львенок

Развитие мышления,
устное сочинение

 

Слоги

Часы

Дифференциация звуков [ц] – [ч], работа над дикцией

 

Слоги

Мыши

Дифференциация звуков [с] – [ш], работа над дикцией

 

Слова-предметы

Кухня. Игровой материал

Лексика по теме, словообразование

 

Слова

Листья.
Времена года

Лексика по теме, словообразование

 

Деление слов на слоги

Камень и львенок

Развитие мышления, устное сочинение

 

Деление слов на слоги

Космос, ракета

Развитие мышления,
устное сочинение

 

Слова-предметы

Колобок

Составление пересказа

 

Предложение. Составление предложений из слов

Репка

Составление пересказа

 

Виды предложений (повествовательное, вопросительное, восклицательное)

Лето

Развитие мышления, устное сочинение

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×