Программа "Профилактика асоциальных явлений в молодежной среде" | Миронова Ольга Валентиновна. Работа №268715
Автор: Миронова Ольга Валентиновна
Программа по воспитательной работе в колледже
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Кадуйский энергетический колледж
Рассмотрено на заседании МЦК
«Утверждаю»
Протокол №
Председатель_______________
С.М.Кобрина
Зам.директора по УНИР_______________________
Г.А.Веркина
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ПРОФИЛАКТИКА АССОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»
(программа профилактики терроризма, экстремизма и наркомании в молодежной среде)
Разработчик: Миронова Ольга Валентиновна
Кадуй 2020
Паспорт программы
Наименование Программы
Программа воспитательной деятельности на цикл обучения
Основание для разработки программы
1.Федеральные Законы от 06.03.2006:
№ 35-ФЗ «О противодействии терроризму»,
№ 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»,
2.Указ Президента Российской Федерации от 15.06. 2006. № 116 «О мерах по противодействию терроризму»
3.Закон РФ «Об Образовании»
4.Федеральный закон от 08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
5.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
6.Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995 года.
Концептуальные
основы развития
Программа основывается на следующих принципах:
дифференцированность
аксиологичность
многоаспектность
последовательность:
законность
партнерство
целостность
саморазвитие
Основной разработчик
Быстрова Елена Геннадьевна, воспитатель общежития
Миронова Ольга Валентиновна, воспитатель общежития, педагог дополнительного образования
Основные участники программы
Студенты, преподаватели, педагог дополнительного образования, социальный педагог, преподаватель-организатор ОБЖ, руководитель физического воспитания, воспитатели общежития, родители
Цель программы
Создание условий для совершенствования существующей в колледже системы профилактики негативных явлений;
формирование негативного отношения молодежи к асоциальным явлениям;
формирование в молодежной среде принципов и духа толерантности и взаимопонимания;
Задачи программы
Формировать у студентов компетентное представление о проблемах асоциальных явлений в современном обществе
Способствовать развитию навыков взаимодействия, взаимной поддержки и самопомощи.
Способствовать мотивации к гражданскому участию в решении проблемы
Ф
ормировать навыки здорового образа жизни, отрицательное отношение к потреблению ПАВ
- распространять знания об опасности наркомании, токсикомании для жизни и здоровья
Сроки, этапы
реализации
программы
2019-2023 г.г.
1 этап – организационный (мероприятия проводятся ежегодно)
2 этап – деятельностный.
Работа ведется одновременно с организационным этапом и реализуется в системе мероприятий по следующим блокам:
работа со студентами (по направлениям программы);
методическая работа с преподавателями, руководителями групп, воспитателями общежитий;
социально-педагогическое сопровождение;
работа с родителями;
социальное партнерство.
3 этап – аналитический, предполагает анализ реализации задач, обозначенных в программе, определение проблем, их осмысление. Выводы, предложения, рекомендации.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Формирование единого информационного пространства для пропаганды и распространения идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к другим культурам в молодежной среде
Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, токсикомании; пропаганду здорового образа жизни.
Достижение позитивных тенденций в студенческой среде, снижение показателей различных негативных тенденций;
Выпускник – социально-адаптированная, амбициозная личность, готовая к выполнению социальных ролей гражданина, профессионала, семьянина, обладающая социально-профессиональными чертами, с активной жизненной гражданской позицией, с ценностным отношением к своему здоровью и здоровью окружающих
Система организации контроля за исполнением программы
Контроль за исполнением программы осуществляет администрация колледжа.
Координацию деятельности исполнителей осуществляет зам. директора по УР.
Анализ и оценку эффективности исполнения программы, подготовку материалов для выступления на заседаниях совета колледжа, педагогического совета, производит воспитательная служба под руководством зам. директора по УР.
Источники финансирования
Бюджетные и внебюджетные средства
Пояснительная записка
В настоящее время проявление терроризма, экстремизма и наркомании в молодежной среде стало одной из серьёзных проблем нашего общества. Особую тревогу вызывает увеличение числа потребителей психоактивных веществ среди подростков и молодёжи. Проблема распространения экстремизма в Российской Федерации является одним из факторов, угрожающих национальной безопасности и целостности государства.
Актуальность данной проблемы, анализ внутренней и внешней среды колледжа, изучение Федеральных законов и программ стали основанием для создания данной программы.
Студент, обучающийся в системе среднего профессионального образования, претерпевает некоторые психологические изменения, ведущие к изменению его эмоциональной жизни: изменение жизненной позиции (был школьником, стал студентом); перестройка его уровня притязаний и формирование адекватной самооценки (получив первую стипендию, считает себя независимым от родителей, растратив ее за 1-2 дня, понимает свое место в жизни); изменение жизненной перспективы.
Существуют определенные трудности в воспитательной работе учреждения, так как в колледж приходят ребята из разных школ района, области и из других регионов. Первый курс обучения является важным для адаптации студентов, вовлечения их в учебный процесс, определения приоритетных направлений в дальнейшем их развитии и воспитании. Необходимо заинтересовать ребят, пробудить интерес к учебным дисциплинам, создать внутреннюю мотивацию учебной деятельности, прививать навыки здорового образа жизни, сформировать их негативное отношение к асоциальным явлениям.
В колледже учатся 15 – 19-летние студенты. В силу своего возраста, молодые люди характеризуются такими психологическими особенностями, как максимализм и нигилизм, радикализм и нетерпимость, безоглядность и непримиримость, склонность к групповщине, мировоззренческая неустойчивость и неудачи в поиске самоидентичности, которые при определенных жизненных условиях и наличии питательной среды могут выступить пусковым механизмом их антисоциальной активности.
В связи с вышесказанным возникла острая необходимость в создании и принятии профилактических мер по предупреждению экстремизма и наркомании, профилактики терроризма в молодежной среде.
Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений.
Цель программы:
создание условий для совершенствования существующей в колледже системы профилактики негативных явлений;
формирование негативного отношения молодежи к асоциальным явлениям;
формирование в молодежной среде принципов и духа толерантности и взаимопонимания, негативного отношения к терроризму, экстремизму и наркомании.
Задачи:
формировать у студентов компетентное представление о проблемах асоциальных явлений в современном обществе;
способствовать развитию навыков взаимодействия, взаимной поддержки и самопомощи;
способствовать мотивации к гражданскому участию в решении проблемы;
формировать навыки здорового образа жизни, отрицательное отношение к потреблению ПАВ;
распространять знания об опасности наркомании, токсикомании для жизни и здоровья.
Направления деятельности:
Воспитательная программа реализуется через направления деятельности:
воспитание профессионально-личностных качеств;
гражданско-патриотическое воспитание;
нравственное и духовное, здоровьесберегающее воспитание;
развитие студенческого самоуправления;
социальное партнерство;
информационно-пропагандистское противодействие экстремизму.
Принципы:
Дифференцированность: учет возрастных особенностей и специфики работы со студентами «группы риска»
Аксиологичность: формирование у подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, уважении к человеку, которые являются регуляторами их поведения, что является одним из основных морально-эстетических барьеров формирования асоциальных форм поведения
Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы, где ведущими аспектами являются образовательный, воспитательный, социальный, психологический.
Последовательность: (этапность).
Законность: первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов студентов в области безопасности и законодательства.
Партнерство: консолидация возможностей социальных групп, общественных и межведомственных организаций.
Целостность: единство стратегии скоординированного развития всех частей программы.
Саморазвитие: уровень самодостаточности программы, наличие внутренних источников совершенствования, способных адаптировать ее к изменениям в обществе.
Субъекты реализации программы;
студенты, осуществляющие активную деятельность по усвоению и индивидуальной переработке социального опыта;
педагогический коллектив, выступающий в роли организатора и создателя социально-педагогической среды;
социально-педагогическая служба, реализующая сопровождение воспитательного процесса;
методическая служба, обеспечивающая воспитательный процесс методическим инструментарием;
администрация, осуществляющая нормативно-правовое и управленческое регулирование данного процесса;
родители обучающихся, осуществляющие воспитание с учетом индивидуальных особенностей развития и воспитания подростка в семье;
социальные партнеры, осуществляющие деятельность, направленную на формирование воспитательной среды, активную социализацию студентов в обществе.
Этапы реализации программы:
организационный (мероприятия проводятся ежегодно)
деятельностный: работа ведется одновременно с организационным этапом и реализуется в системе мероприятий по следующим блокам:
работа со студентами (по направлениям программы);
социально-педагогическое сопровождение;
работа с родителями;
социальное партнерство.
Аналитический: предполагает анализ реализации задач, обозначенных в программе, определение проблем, их осмысление; выводы, предложения, рекомендации.
Методы работы:
•лекции
•беседы
•тренинги
•ролевые игры
•анкетирование
•групповые и индивидуальные занятия
•диспуты
•мозговые штурмы
•фоновые мероприятия
Ожидаемые результаты:
формирование единого информационного пространства для пропаганды и распространения идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к другим культурам в молодежной среде;
информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, токсикомании; пропаганду здорового образа жизни;
достижение позитивных тенденций в студенческой среде, снижение показателей различных негативных тенденций;
выпускник – социально-адаптированная, амбициозная личность, готовая к выполнению социальных ролей гражданина, профессионала, семьянина, обладающая социально-профессиональными чертами, с активной жизненной гражданской позицией, с ценностным отношением к своему здоровью и здоровью окружающих
сентябрь
РАЗДЕЛЫ, НАПРАВЛЕНИЯ
Мероприятия
Организационно-массовая работа, оздоровительная работа
Анализ и диагностика (анкетирование)
Работа с родителями
В рамках Недели первокурсника:
«Наркотики и закон»
Цель: сформировать представления об ответственности за хранение, распространение и употребление наркотиков.
Общее собрание проживающих в общежитии «Наше общежитие: нормы и правила проживания».
Встречи с работниками полиции по теме «Профилактика негативных явлений».
Вовлечение студентов в работу кружков и спортивных секций.
Социально-педагогическая диагностика контингента студентов 1курса;
совместно с ПДН выявление студентов «групп риска»
.
Выступление на общем родительском собрании колледжа с включением вопроса:
«Рекомендации гражданам по действиям при угрозе терроризма».
Октябрь
Ознакомление студентов, педагогов и родителей с инструкцией по алгоритму действий в случае обнаружения
подозрительных предметов, содержащих опасность для жизни и здоровья
окружающих.
Круглый стол для I курса « Мораль и право», совместно с полицией и работниками ЦРБ
Тренинг
Цель тренинга: выделить проблемы, связанные с риском формирования зависимости от ПАВ;
Задачи тренинга: изменение отношения студентов к зависимости от наркотика.
Анкетирование студентов 1 курса по адаптации проживания в общежитии
Индивидуальные беседы с родителями студентов , состоящих на учете, распознание проблемных ситуаций, затрагивающих интересы подростка (с привлечение к работе родителей).
ноябрь
Участие во Всероссийской антинаркотической профилактической акции; мероприятие,
посвященное Дню народного единства. Тренинг с приглашением социально-психологической службы района «Международный день толерантности»
Мероприятия в рамках Дня отказа от курения: «Суд над сигаретой»;
первенство колледжа по волейболу, шашечный турнир
Диагностическое исследование на склонность подростков к злоупотреблению ПАВ.
Консультирование родителей по вопросам социальной защиты и оказания социальной помощи неблагополучным семьям.
декабрь
Беседы с приглашением нарколога ЦРБ «По вопросам противодействия распространения наркотических средств, психотропных веществ»;
мероприятие,
посвященное Дню Героев отечества: воспитание патриотизма; чувства гражданственности
и ответственности.
Акция «Белая лента» (против насилия);
первенство колледжа по волейболу
участие в районных спортивных соревнованиях, турнир по шахматам
Занятость студентов «группы риска» в системе дополнительного образования.
Консультации для родителей (помощь семье в проблемах, связанных с воспитанием подростков).
Лекция: «Устрашающая профилактика»
В результате проведения лекции раскрыть физиологические механизмы деструктивного влияния наркотических веществ на организм человека и на его психику.
февраль
Месячник
патриотического воспитания: воспитание
патриотизма, пропаганда воинской службы
Встреча с ветеранами военных действий, посвященная Дню вывода войск из Афганистана
Экскурсия в краеведческий музей п. Кадуй «Мы – великой России частица»
Неделя здоровья
Спортивное мероприятие «Зимние забавы»;
конкурс открыток, посвященных Дню защитника отечества;
акция «Подарок солдату»
Выявление детей, склонных к правонарушениям. Изучение их интересов.
Консультации для родителей (помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием подростков).
март
Областная патриотическая акция «Вахта памяти»;
Акция «Безопасная дорога» совместно с сотрудниками ОВД.
Организация встреч со студентами по вопросам профилактики асоциальных явлений с участием представителей
ОВД, ЦРБ.
Изучение психолого- педагогических особенностей студентов, анкетирование на знание ПДД
Индивидуальные беседы с родителями студентов, нарушающих ПДД
Апрель
Акция «Весенняя неделя добра»;
подготовка к всероссийской акции
«Бессмертный полк»;
тематический вечер «Умей сказать нет»;
круглый стол на тему «ЗОЖ» с приглашением нарколога ЦРБ и руководителя молодежной организации «Ассоциация лидеров»
Конкурс плакатов «За здоровый образ жизни»;
первенство колледжа по многоборью;
первенство колледжа по волейболу;
районные соревнования по волейболу среди КФК.
Диагностика микросоциума семей, состоящих на учете, распознание проблемных ситуаций, затрагивающих интересы студента.
Консультирование родителей по вопросам социальной защиты и оказания социальной помощи неблагополучным семьям: «Чему должны научить детей родители в случаях возникновения опасных
ситуациях»
май
Всероссийская акция «Георгиевская лента»;
беседа « Правила поведения в местах скопления людей»;
праздничный концерт,
посвященный Дню Победы;
участие в митинге к Дню Победы;
акция «Ветераны живут рядом»;
флэш-моб «Мы за чистые легкие»
Подготовка команды для участия в районных военно-спортивных соревнованиях и Параде Победы 9 мая;
легкоатлетический пробег, посвященный Дню Победы.
Анализ реализации задач, обозначенных в программе, определение проблем, их осмысление. Выводы, предложения, рекомендации.
Благодарственные письма родителям за хорошее воспитание детей
Литература:
1.Федеральные Законы от 06.03.2006:№ 35-ФЗ «О противодействии терроризму», № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»
2.Указ Президента Российской Федерации от 15.06. 2006. № 116 «О мерах по противодействию терроризму»
3.Закон РФ «Об Образовании»
4.Федеральный закон от 08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"
5.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3
6.Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995 года
7. Долгова А.И. Экстремизм и терроризм, террористические и иные экстремистские преступления: понятие, анализ, динамика // Экстремизм и другие криминальные явления. М., 2008.
8.Министерство образования РФ. Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации. В помощь общеобразовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами». - М. 2003.
9.Макеева А.Г. Не допустить беды: Пед. профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя: В помощь образоват. учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами»/А.Г. Макеева; Под редакцией М.М. Безруких; М-во образования Рос. Федерации.-М.: Просвещение, 2003.