Программа профильной смены в лагере дневного пребывания | Зайцева Раузалия Наильевна. Работа №316534
Программа рассчитана для организации работы в ЛДП
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания, что способствует превращению эмоционально-духовной сущности ребенка во вторичную ценность. Современные дети все чаще проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Многие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Порой кажется, что все испытанные педагогические средства не столь эффективны в разрешении возникающих противоречий.
Самый короткий путь — это путь через игру, фантазирование. Использование игровых форм в организации досуга детей поднимает настроение, снимает напряжение, снижает количество отрицательных поступков со стороны ребят, формирует нравственные оценки.
В целях организации содержательного и позитивного досуга несовершеннолетних в период летних каникул реализуется комплексная программа летнего оздоровительного отдыха, для детей в условиях дневного пребывания «Страна открытий», по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления: имитационно-деятельностная экономическая игра, организационное самоуправление и командообразование, проектно-творческая и культурно-досуговая деятельности, а также психолого-педагогическое сопровождение и воспитание детей в условиях летнего пришкольного оздоровительного лагеря.
Содержание программы:
• Информационная карта программы
• Пояснительная записка.
• Актуальность и педагогическая целесообразность программы
• Цели и задачи программы
• Базовые принципы программы
• Основные направления программы
• Ожидаемые результаты программы
• План-сетка работы ЛДП «Алые паруса»
• Приложения
2
Пояснительная записка
Лето – время открытий!
Лето – прекрасная пора отдыха детей. В условиях летнего пришкольного лагеря отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Следует, однако, помнить, что лагерь – это не продолжение образовательного процесса. Это другой период жизни ребёнка. Это отдых, наполненный яркими впечатлениями и только хорошим настроением. В системе непрерывного образования летние каникулы играют важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков.
Лагерь играет важную роль в оздоровлении и воспитании детей тогда, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и возможности творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, формированию коммуникативных навыков и духа коллективизма.
Ежегодно для обучающихся проводится смена в лагере дневного пребывания на базе МБОУ Школа «Дневной пансион-84» г.о. Самара. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей. Эта система организации отдыха и занятости детей школьного возраста в каникулярный период формировалась на протяжении многих лет.
Чтобы сделать отдых полноценным была разработана данная программа. Воспитательная ценность этой программы состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного отдыха школьников, удовлетворяет потребность в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы самоопределения. Данная программа универсальна, так как ее можно использовать для работы с детьми из разных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Программа лагеря дневного пребывания насыщена разными творческими, патриотическими, спортивно-познавательными развивающими мероприятиями и играми, которые способствуют активному отдыху, а главное формируют здоровую, духовно-нравственную, творческую личность.
В лагере дневного пребывания «Алые паруса» смену связывает единый сюжет – приобщение детей к новым открытиям и познаниям. Каждому человеку необходимо знать о прошлом своей страны, народа, ведь знание прошлого – это ключ к пониманию настоящего.
Направления программы включают в себя духовно-нравственное воспитание, приобщение детей к национальной культуре, развитие физических, интеллектуальных, творческих способностей, обучение детей корректным способам и формам толерантного взаимодействия со сверстниками.
3
Актуальность и педагогическая целесообразность
программы:
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания, что способствует превращению эмоционально-духовной сущности ребенка во вторичную ценность. Современные дети все чаще проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Многие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Порой кажется, что все испытанные педагогические средства не столь эффективны в разрешении возникающих противоречий.
Самый короткий путь — это путь через игру, фантазирование. Использование игровых форм в организации досуга детей поднимает настроение, снимает напряжение, снижает количество отрицательных поступков со стороны ребят, формирует нравственные оценки.
В целях организации содержательного и позитивного досуга несовершеннолетних в период летних каникул реализуется комплексная программа летнего оздоровительного отдыха, для детей в условиях дневного пребывания «Страна открытий», по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления: имитационно-деятельностная экономическая игра, организационное самоуправление и командообразование, проектно-творческая и культурно-досуговая деятельности, а также психолого-педагогическое сопровождение и воспитание детей в условиях летнего пришкольного оздоровительного лагеря.
Актуальность программы состоит в том, что ее содержание включает направления деятельности, отвечающие современным требованиям и условиям образования. Сегодня деловой мир нуждается в людях, способных принимать экономически грамотные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь. Поэтому для детей особенно важно определить свои профессиональные возможности, почувствовать себя в роли лидера и исполнителя.
Реализация комплексной программы летнего оздоровительного отдыха, для детей в условиях дневного пребывания «Страна открытий» запланирована на одну тематическую смену.
Участники смены разных возрастных категорий и интересов, но жить они будут одной идеей. Девиз летней оздоровительной смены: «НИ КОГДА НЕ УНЫВАТЬ! ВСЁ ПРОЙТИ И ВСЁ УЗНАТЬ!».
4
Цели и задачи программы
Цели:
• Обеспечение положительного эмоционального самочувствия личности, поставленной в новые условия, резко отличающиеся в сравнение с привычным семейным и школьным режимом. Ведь только в состоянии эмоционального и психологического комфорта ребёнок готов к самораскрытию и самореализации.
• Развитие интересов и творческих возможностей ребёнка через организацию активной досуговой деятельности.
• Развития социально-коммуникативных качеств ребенка, способности быть в группе и сопоставлять личные интересы с интересами коллективными.
• Обогащение нравственного опыта ребёнка при помощи проблемных ситуаций
(индивидуальных бесед, отрядных дел и других).
• Создание условий для формирования адекватного образа своего ‘’Я‘’, понимания своей индивидуальности на основе самопознания личных возможностей, проявившихся в новой для него жизненной ситуации, новом коллективе.
• Воспитание духовно-нравственной личности и патриота, посредством приобщения к традициям и культурам народов России.
Задачи:
регулирующая
находить конструктивный выход из конфликтных ситуаций;
ориентировать отношения на соблюдение принципов: равноправия, уважения, свободы;
формировать у ребят навыки общения и толерантности;
психологическая
формировать и развивать этническое самосознание;
поддерживать и развивать самооценку личности;
воспитательная
способствовать формированию нравственных навыков: понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать свои поступки и поступки других;
способствовать формированию личности, как гражданина и патриота;
коммуникативная
развивать готовность понимать, общаться, и сотрудничать с представителями различных групп;
культуросохраняющая
обеспечивает сохранение и увеличение культурного опыта группы, этноса, общества;
воспитывать в сознании и чувствах ребят уважение к традициям, культурному и историческому прошлому своего народа;
5
способствовать развитию интереса у молодого поколения к изучению истории своей Родины;
креативная
создавать условия для проявления творческой активности;
создавать условия для творческого самоутверждения;
здоровьесберегающая
способствовать изменению ценностного отношения детей к своему здоровью;
создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей;
способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
6
Основные направления программы
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в активную деятельность и межличностное общение со сверстниками.
Процесс реализации программы представляет собой систему познавательных лекториев, подвижных игр и практическую творческую деятельность детей.
Содержание программы рассчитано на активное творческое участие ребенка. Мероприятия характеризуются эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь результата через творчество. Занятия проводятся в занимательной, интересной детям форме.
Педагогической основой программы является игра. Игра становится фактором социального развития личности. В качестве игровой модели избрана сюжетно-ролевая игра-путешествие. Особенности временного детского коллектива обеспечивают довольно быстрое развитие коллектива, что, в свою очередь, способствует динамике сюжетно-ролевой игры. Игра включает в себя поиск, труд, наблюдение, спорт, овладение навыками. Она, как добрый друг, знакомит ребят с интересными людьми, с окружающей миром.
Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие сюжета и следование ему всех участников лагеря. Каждый имеет в ней свою роль, но следует по своему усмотрению, а не по строгому сценарию. Участники программы «Мир открытий» путешествуют по своему родному краю, по своей стране. Наша страна имеет многовековую историю, богатое культурное наследие. Не зная прошлого, невозможно осмыслить и понять настоящее, заглянуть в будущее. Мы должны относиться с благодарностью к тем, кто искренне служил Отечеству, кто хранил веру, развивал науку и искусство, поэтому в течение одной лагерной смены ребята побывают в разных «городах»: «Город Героя», « Город Театра», «Город Олимпии», «Город Онлайн» и т.д.
Путешествуя, они проходят по маршрутам, которые связаны с основной тематикой программы:
маршрут № 1 Общекультурный: «Прогулки по стране»;
маршрут № 2 Духовно-нравственный: «Под мирным небом родного края»; маршрут № 3 Спортивно-оздоровительный: «Здоровье в жизнь!»;
маршрут № 4 Гражданско-патриотический: «Мы - потомки героев»; маршрут № 5 Эколого - краеведческое: «Земля – наш общий дом»
В конце смены проводится подведение итогов работы всей Страны.
В основе игры – маршруты (карта) по Стране, где каждый пункт – определенный вид деятельности. На карте – 19 «Городов» (пунктов назначения, каждый день смены – новый пункт, исключая день открытия и закрытия лагеря).
7
Ожидаемые результаты программы
Реализация программы будет содействовать:
выработке положительной мотивации к здоровому образу жизни;
улучшению эмоционально-чувственного состояния;
формированию умения жить в коллективе, самодисциплине;
созданию положительного образа крепкой семьи;
владению алгоритмами основных досуговых форм;
развитию коммуникативных способностей ребенка.
Дети по итогам участия в программе получают
знания:
- способов сохранения, укрепления физического и психического здоровья;
- способов и приемов общения со сверстниками и взрослыми на основе культурных норм проживания и деятельности;
- организаторских знаний и умений.
умения:
- работать с информацией;
- взаимодействовать в команде, находить выход из конфликтных ситуаций;
- выслушать и принять чужое мнение.
Формируются и совершенствуются индивидуальные способности детей.
нравственные:
- ответственность за порученное дело, собственные поступки;
- соотнесение своих желаний, целей с желаниями и целями других;
- уважение к чужому мнению;
- потребность в самосовершенствовании (самоанализ характера).
коммуникативные:
- уверенность, открытость, доброжелательность;
- инициативность в общении и отзывчивость;
- находчивость и мобильность.
интеллектуальные:
- потребность в культурном и интеллектуальном развитии;
- открытость в восприятии новой информации, опыта других людей.
эмоционально-волевые:
- увлечённость и заинтересованность в достижении поставленной цели;
- самостоятельность, уверенность в себе;
- умение владеть собой в разных ситуациях;
- психологическая готовность подростка к оказанию помощи окружающим.
8
Календарно - тематическое планирование работы ЛДП «Алые паруса» при МБОУ Школе «Дневной пансион-84» г.о. Самара
Мероприятие
1 июня
День защиты детей
Открытие лагеря.
Оформление отрядного уголка.
«Творческое лето» - Конкурс рисунков на асфальте « Мы за мир».
Инструктаж по ТБ и ПБ.
Просмотр фильма «Страна детства» в д/к «Победа»
Исполнение песен о детях.
Игры на улице «Здравствуй, лето
!
»
Работа кружков: «Яркая
па
литра»
, «Фантазёры», «Весёлые нотки».
2 июня
День правил дорожного движения
Познавательно-игровая
викторина
«В стране дорожных знаков»
.
Беседа об охране окружающей среды. Выпуск стенгазеты. Оформление отрядного уголка.
Беседа «Минутка здоровья -
Правила личной гигиены».
Игры на улице «Здравствуй, лето
!
»
Работа кружков: «Яркая палитра»
, «Фантазёры», «Весёлые нотки», «Мир вокруг нас».
5 июня
День воды
Викторина «Хочу все знать о
воде
»
Беседа о безопасном
поведении на воде.
Просмотр мультфильмов
.
Спортивное мероприятие: «Кругом вода!»
« Музыкальный калейдоскоп» (песни о воде).
Работа кружков: «Яркая палитра», «Фантазёры», «Весёлые нотки», «Мир вокруг нас», «Почитай-ка».
Минутка здоровья «Как правильно ухаживать за зубами».
6 июня
День А.С.Пушкина
День
А.С.
Пушкина.
« Почитай-ка»
-
«По сказкам Пушкина»
Конкурс рисунков «Сказки
А.С.
Пушкина».
Викторина « Знаете ли вы Пушкина?
Минутка здоровья «О закаливании»
Работа кружков
:
«Яркая палитра», «Фантазёры», «Весёлые нотки», «Мир вокруг нас», «Почитай-ка».
7 июня
День семьи
Беседа: - «Мама, папа, брат и я - вот
и вся моя семья».
Фотоконкурс «Моя семья - счастливые моменты»
.
Час интересных сообщений «
Здоро
вое поколение- будущее России
»
.
Игра-викторина «Семья и семейные ценности»
Инструктаж по ТБ и по ПДД «Красный, желтый, зеленый».
Посещение кинотеатра «Пять звёзд»
Минутка здоровья «Гигиена в доме»
Игры на улице «Здравствуй, лето
!
»
8 июня
День экологии
Конкурс плакатов,
рисунков «Сохраним
планету»
Беседа по презентации "Удивительные факты о природе».
Беседа «Правила поведения в лесу».
Минутка здоровья «Электроприборы в доме».
Просмотр спектакля «Незнайка» в д/к «Победа».
Игры на улице «Здравствуй, лето!»
9 июня
Мы будущее России
Торжественная линейка.
Исполнение песен и чтение стихов о России.
Конкурс рисунков на асфальте «Россия - Родина моя!»
К
вест-игра «Спортивные патриоты»
Минутка здоровья « «Укус насекомых. Первая помощь».
Игры на улице «Здравствуй, лето
!
»
Работа кружков: «Яркая палитра»,
«Фантазёры», «Весёлые нотки»,
«Почитай-ка».
13 июня
День Народных игр
«
Игра-путешествие по
праздникам «Русская
забава»
.
Учебное занятие «Эвакуация».
Минутка здоровья «Режим дня
»
Проведение народных
игр на свежем воздухе.
Работа кружков: «Яркая палитра», «Фантазёры», «Весёлые нотки», «Мир вокруг нас», «Почитай-ка».
14 июня
День юмора
Бес
еда «Смех – лучшее лекарство».
Игра
– презентация
«Умники и умницы»
Мероприяти
е -п
арад пародий «Яркие
мы!»
Минутка здоровья «Солнце-друг или враг?»
Работа кружков
:
«Яркая палитра»
, «Мир вокруг нас», «Почитай-ка»
,
«Фантазёры», «Весёлые нотки»
.
15 июня
День толлерантности
Беседа «
Путешествие в страну толлерантности
»
Беседа «Не дразните собак!»
.
Просмотр спектакля «Принцесса и трубодур» в д/к «Победа».
Минутка здоровья «Правильное питание».
Игры на улице «Здравствуй, лето!»
.
16 июня
Радуга талантов
Радуга талантов.
Викторина
Знатоки ПДД.
Посещение ЦДТ «Ирбис»
Интерактивная игра «Вся жизнь театр».
Работа кружков: «Яркая палитра», «Почитай-ка»,
«Фантазёры», «Весёлые нотки»
.
19 июня
День музыки
Караоке
«Песни нашего двора»
.
Просмотр спектакля «Весёлая неделя» в д/к «Победа».
Минутка здоровья «Друзья МОЙДОДЫРА»
.
Музыкальная гостиная. Разучивание песен о лете.
Воздушные ванны
.
Работа кружков: «Яркая палитра», «Мир вокруг нас», «Почитай-ка»,
«Фантазёры», «Весёлые нотки»
.
20 июня
День путешествий
Минутка здоровья «Почему нужно делать зарядку».
Викторина «Школа светофорных наук»
.
Просмотр спектакля «
За Родину
» в д/к «Победа».
Интерактивная игра: «Всё на свете интересно»
.
Воздушные ванны
.
Работа кружков
:
«Мир вокруг нас», «Фантазёры», «Весёлые нотки».
21 июня
День спорта и ЗОЖ
Спортивно-развлекательная игра
«Мы можем все!»
«Скажем НЕТ вредным привычкам!» (беседа
)
,
Р
исунки на асфальте
«Я выбираю жизнь».
Просмотр мультфильма «Азбука здоровья».
Работа кружков:
«Мир вокруг нас», «Почитай-ка», «Фантазёры», «Весёлые нотки».
Воздушные ванны
.
22 июня
День памяти и скорби
Начало ВОВ. Мы помним, мы скорбим.
Конкурс военных песен, стихов, рисунков.
Всероссийская акция «Свеча памяти»
.
Возложение цветов к вечному огню.
Просмотр фильма
«
День памяти
» в д/к «Победа».
Воздушные ванны.
23 июня
День мечты
Беседа о вежливости
.
Викторина
«Город, в котором
хотел бы я жить»
.
Рисунки на тему: « О чём я мечтаю?»
Работа кружков: «Мир вокруг нас», «Почитай-ка», «Фантазёры», «Весёлые нотки».
Воздушные ванны
.
26 июня
День друзей
Беседа по профилактике негативных ситуаций во дворе, на улице, дома, в общественных местах.
Конкурс рисунков «Когда мои друзья со мной!»
Поём песни о дружбе.
Просмотр ролика: « 10 интересных фактов о дружбе».
Викторина « Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей!»
Просмотр мультфильмов о дружбе.
Работа кружков
: «Почитай-ка»,
«Мир вокруг нас»,
«Фантазёры», «Весёлые нотки».
27 июня
Закрытие смены
Беседа «Велосипед-мой друг». Инструктаж по правилам пользования велосипедом
.
Минутка здоровья «Чем опасны клещи?»
Работа кружков:
«Фантазёры», «Весёлые нотки».
Беседа «Один дома»
.
Закрытие лагеря «Флешмоб
«
Да здравствует Л
ето
!
»
Праздничная дискотека.
12
Программа смены «Содружество Орлят России»
для проведения в лагере
с дневным пребыванием детей
«АЛЫЕ ПАРУСА»
при МБОУ Школе «Дневной пансион-84» г.о. Самара
13
Введение
В современной России воспитание подрастающего поколения
находится в зоне особого внимания государства. Формирование поколения,
разделяющего духовно-нравственные ценности российского общества,
является стратегической задачей на современном этапе, что отражено в
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации .
В младшем школьном возрасте ребенок не только осваивает новые
социальные роли и виды деятельности – это благоприятный период для
усвоения знаний о духовных и культурных традициях народов родной
страны, традиционных ценностей, правил, норм поведения, принятых в
обществе. «Знание младшим школьником социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение... поскольку
облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему
систему общественных отношений»
Формирование социально-активной личности младшего школьника в
рамках данной программы основывается на духовно-нравственных
ценностях, значимых для его личностного развития и доступных для
понимания: Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье.
Смена в детском лагере является логическим завершением участия
младших школьников в годовом цикле Программы развития социальной
активности «Орлята России» и реализуется в период летних каникул. В
рамках смены происходит обобщение социального опыта ребят по итогам их
участия в годовом цикле Программы «Орлята России». Игровая модель и
основные события смены направлены на закрепление социальных навыков и
дальнейшее формирование социально-значимых ценностей, укрепление
смыслового и эмоционального взаимодействия между взрослыми и детьми,
подведение итогов и выстраивание перспектив дальнейшего участия в
Программе «Орлята России» или проектах Российского движения
школьников на следующий учебный год.
Организованное педагогическое пространство летнего лагеря является
благоприятным для становления личности младшего школьника и
формирования детского коллектива благодаря следующим факторам:
интенсивности всех процессов, позволяющих ребёнку проявить
свои индивидуальные особенности;
эмоциональной насыщенности деятельности;
комфортно организованному взаимодействию в уже сложившемся
коллективе или новом для ребёнка временном детском коллективе;
возможности для проявления ребёнком самостоятельной позиции.
14
Целевой блок
Цель – развитие социально-активной личности ребёнка на основе
духовно-нравственных ценностей и культурных традиций
многонационального народа Российской Федерации.
Задачи:
содействовать развитию у ребёнка навыков социализации,
выстраивания взаимодействия внутри коллектива и с окружающими людьми
посредством познавательной, игровой и коллективной творческой
деятельности;
познакомить детей с культурными традициями
многонационального народа Российской Федерации;
формировать положительное отношение ребёнка и детского
коллектива к духовно-нравственным ценностям: Родина, семья, команда,
природа, познание, здоровье;
способствовать развитию у ребёнка навыков самостоятельности:
самообслуживания и безопасной жизнедеятельности;
формировать интерес ребёнка к дальнейшему участию в программе
социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России» и
проектах Российского движения школьников.
Предполагаемые результаты программы:
положительное отношение ребёнка к духовно-нравственным
ценностям: Родина, семья, команда, природа, познание, спорт и здоровье;
получение ребёнком положительного опыта взаимодействия друг с
другом и внутри коллектива;
проявление ребёнком интереса к различным видам деятельности
(творческой, игровой, физкультурно-оздоровительной, познавательной);
проявление ребёнком базовых умений самостоятельной
жизнедеятельности: самообслуживание, бережное отношение к своей жизни
и здоровью, безопасное поведение.
15
Пояснительная записка смены
Программа смены предполагает подготовку и реализацию
коллективного творческого дела, совместное создание взрослыми и детьми большого общего Праздника в рамках игровой модели смены. Данный подход позволяет соблюсти оптимальное соотношение видов деятельности, заранее
придуманных и структурированных взрослыми, и произвольных активностей, что обеспечивает реализацию детских инициатив, творчества, идей и замыслов.
Смена в пришкольном лагере для каждого класса, участвующего в семи треках программы «Орлята России», становится своеобразным итогом учебного года, праздником лета. В рамках смены дети закрепляют полученный в течение учебного года опыт совместной деятельности.
Содержание данной смены может быть реализовано как в одном конкретно взятом классе-отряде, так и во всех отрядах, находящихся в пришкольном лагере. Поскольку ребята являются участниками программы «Орлята России», предполагается, что они стремятся жить по законам и традициям содружества «орлят», исполняют «орлятские» песни и стремятся к проявлению качеств настоящего «орлёнка».
Смена в пришкольном лагере основывается на игровой модели
«Путешествие в Страну Маленьких и Великих Открытий».
Данная игровая модель обусловлена возрастной категорией детей-участников смены — 7-11 лет — и временными рамками (дети находятся в лагере не полный день).
Для каждого дня придумывается целостный игровой сюжет, в соответствии с которым в каждом дне определены два ключевых дела — одно на уровне отряда и одно на уровне лагеря. Всё остальное время расписано с учётом режима, обязательно включает в себя утреннюю зарядку, подвижные игры и прогулки на свежем воздухе. При наличии свободного времени в программу можно добавлять экскурсии, посещение творческих студий, кванториумов, технопарков, музеев, библиотек, городских парков, кинотеатров, а также мероприятия, связанные с региональными компонентами и тематикой дня.
Игровая модель смены
Описание игровой модели смены
В основе игровой модели смены лежит путешествие ребят в неизвестную Страну Маленьких и Великих Открытий (далее – Страна Открытий, Страна). Путешествовать по неизвестным местам возможно только сплочённой командой, поскольку жителям этой Страны требуется помощь. Поэтому задача ребят – создать такую команду, успешно пройти все испытания, составить карту Страны и таким образом помочь жителям сохранить их главные сокровища.
Каждый день начинается с нового открытия – новой локации Страны
Открытий. Путешествовать по Стране и открывать тайны помогают её
невидимые жители, которые общаются с ребятами при помощи книги. Для
педагога книга является инструментом поддержки игрового сюжета.
16
От лица невидимых жителей педагог предлагает ребятам поучаствовать в том или
ином событии, отвечает на их вопросы, даёт подсказки в виде элементов
карты Страны, по которой ребята путешествуют.
Погружение в игровую модель начинается с первых дней смены.
Ребята получают информацию о лагере, его территории, а также своей командой путешественников представляют творческую «визитку» и знакомятся с другими ребятами. По итогам первых двух дней смены ребята находят волшебную книгу, которая становится их гидом в путешествии. На первой странице книги они видят послание от жителей Страны, в котором ребят просят о помощи: «...для того, чтобы страна Маленьких и Великих Открытий существовала долго и о ней никто не забыл, а жители и их друзья были счастливы, необходимо раскрыть все её тайны». Остальные страницы –чистые. Однако «волшебным образом» книга будет помогать ребятам общаться с жителями Страны. Этой книге можно задать вопрос, и она ответит, а может наоборот, сама дать небольшое задание или поручение, пригласить ребят в игру или на экскурсию, дать подсказки, которые направят ребят к разгадкам тайн. Чтобы путешествие было успешным, необходимо всем вместе договориться о правилах, которые нужно выполнять, и познакомиться с традициями Страны.
Содержание программы смены по периодам
Содержание программы предполагает описание ключевых дел смены, которые рекомендованы к реализации, так как именно они поддерживают игровую модель. Педагогический коллектив лагеря может добавлять или разнообразить формы проводимых дел любого тематического дня при условии, что они будут представлены и реализованы в единой логике содержания всей программы и смысла игрового сюжета.
Обязательным условием является неведение участников относительно ожидающих их событий: каждое утро, открывая новые страницы волшебной книги, ребята вместе со своим вожатым/учителем находят новые задания, подсказки и приглашение к продолжению путешествия в следующий тематический день.
Формы ключевых
событий и дел
Краткое описание
Погружение в игровой сюжет смены.
Творческая встреча
орлят «Знакомьтесь,
это – мы!»
Знакомство отрядов друг с другом, творческая презентация визиток, названий и девизов; знакомство с творческой визиткой «вожатского» отряда – коллективом учителей, педагогов, наставников-старшеклассников.
Тематический день «Устное народное творчество»
Конкурс знатоков
«Ларец народной
мудрости»
Конкурс направлен на знакомство детей с устным
народным творчеством России/региона Российской Федерации. Это могут быть сказы и сказки, рассказы, былины, повести, песни, пословицы и поговорки.
Тематический день «Природное богатство и полезные ископаемые»
Экскурсия в
дендропарк
«Кладовая природы»
Знакомство детей с природным богатством и
полезными ископаемыми России/региона Российской Федерации. Экскурсия строится по принципупоисковой исследовательской деятельности.
Тематический день «Я и моя семьЯ»
Творческая
мастерская «Подарок
своей семье»
Создание небольшого подарка своими руками для
родных и близких.
Тематический день «Я и моя РоссиЯ»
Подготовка к празднику
«Создаём праздник
вместе»
Деление отряда на микрогруппы для выполнения
поручения; работа групп по проработке своей
части общего поручения отряда.
При необходимости ребята репетируют или
специально подготавливают элементы дела
(например, творческий номер или сценарий).
18
Приложение 1
РЕЧЁВКИ:
Спортивная речевка
- Мы идем на стадион.
-Отряд наш будет чемпион.
- Мускулы сильные. (говорят мальчики).
- А сами мы красивые (говорят девочки).
- Кто задору, солнцу рад?
- Эй, спортсмены, стройтесь в ряд!
- А команда есть?
- Есть!
- Капитаны здесь?
- Здесь!
- Выходи скорей на поле
Поддержать отряд и честь!
На зарядку!
- На зарядку выходи!
- На зарядку всех буди.
- Все ребята говорят:
- Физзарядка – друг ребят!
- Физкультурничек – ребенок,
- Набирайся-ка силенок!
- Физзарядка по утрам
Не во вред – на пользу нам.
Левая, правая, бегая, плавая.
Вырастем смелыми,
На солнце загорелыми.
В столовую
Открывайте настеж двери!
Мы голодные, как звери…
очень кушать мы хотим
Даже повара съедим!
Руки — чисты,
Лицо — умыто!
Всем, всем: Приятного аппетита!
19
Приложение 2
Анкета личностного роста
1. Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь? ___________________
2. Если тебе интересно в лагере, то что больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или что-то ещё?__________________________________________________________
3. Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, шахматы и др.?__________________________________________
4. Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?
_______________________________________________________________
5. Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
_______________________________________________________________
6. Ты пойдёшь на следующий год в лагерь? Если не пойдёшь, то почему?
________________________________________________________________
7. Тебе хотелось бы продолжить пребывание в лагере?
________________________________________________________________
8. Что ты рассказываешь дома о лагере?
_________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
9. Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).
______________________________________
10. Хочется ли тебе идти домой после лагеря?
_________________________________________
12. Кто твой друг среди ребят?
_______________________________________________________________
13. Что особенно понравилось в лагере (спортивные мероприятия, эстафеты,
игры, праздники, экскурсии, походы, викторины)?
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
20
Приложение 3
Сценарий закрытия лагеря дневного пребывания «Алые паруса»
Цель: подвести итоги лагерной смены.
Задачи:
1. Развивать творческие способности детей.
2. Показать ценность и важность дружбы между людьми.
3. Воспитывать коллективизм, умение слушать, видеть способности у другого человека, учить положительно реагировать на успехи других.
(Звучат фанфары)
Ведущий 1: Вот и подходит к завершению смена в нашем любимом лагере «Алые паруса».
Ребенок: Здесь мы жили, здесь мы были
И, конечно, не тужили:
Отдыхали и шалили,
улыбались, веселились,
а еще и подружились!
Ребенок: Летом в лагерь мы пришли,
И друзей себе нашли!
Здесь мы много отдыхали,
Веселились и играли.
Ансамбль: Песня-переделка для лагеря на мотив "Бременские музыканты"
Ничего на свете лучше нету,
Чем ходить с друзьями в лагерь летом.
Там вожатые с душой встречают,
На зарядку дружно провожают
А в лагерь мы ходим всем отрядом,
В нем всегда находимся мы рядом.
Добрых слов друг другу пожелаем,
В игры интересные играем
А в столовой кормят очень классно.
В общем, жизнь всегда у нас прекрасна.
В лагерь дружно снова соберемся
И на всю катушку оторвемся!
Ведущий 1: Игра «Аплодисменты».
- Громко аплодируем, отвечая на мои вопросы. Будьте внимательны!
- Кто похож на папу? Аплодисменты.
- Кто похож на маму? Аплодисменты.
- Кто скучает по родителям, уезжая из дома? Аплодисменты.
- В чьей семье занимаются спортом? Аплодисменты.
- У кого нет секретов от родителей? Аплодисменты.
21
- К кому приходят друзья в гости? Аплодисменты
- Кто помогает родителям по дому? Аплодисменты.
- Кто любит свою семью, дорожит ею! Аплодисменты.
- Кто любит слушать весёлые песни? Аплодисменты.
Ведущий 2: А знаешь ли ты, что за этот месяц ребята принесли в нашу школу «САМОЕ БОЛЬШОЕ СОКРОВИЩЕ»
Вносят сундук
Звучит музыка из к/ф «Пираты Карибского моря»
Ведущий 1: Ребята, как вы думаете, что здесь? (дети отвечают)
Ведущий 2: Мы вам подскажем, это нельзя потрогать, попробовать на вкус, но для всех нас это сокровище очень дорого!
Ведущий 1: Ведь это…
В класс забегают пираты, ведущие прячут сундук
Пират 1: Скорее сюда! Вот это место что отмечено на карте!
Пират 2: Почему здесь так много детей, каникулы ведь? Ребята, что вы здесь делаете?
(дети отвечают, помогают ведущие)
Ведущий 2: Ребята посещают летний пришкольный лагерь
Пират 1: Лагерь? Что это за место такое «лагерь»? (дети отвечают)
Ведущий 1: Лагерь - это место, где ребята отдыхают, играют, танцуют, поют песенки и весело проводят время с друзьями.
Ведущий 2: А вы кто такие и по какому вопросу?
Пират 2: Чуть не забыли! Мы пираты! Ищем золото!
Ведущий 1: Но у нас нет никакого золота! Вы, наверное, ошиблись!
Пират 1: Как нет? А ну-ка дайте мне карту!!! (разворачивают карту)
Пират 2: Дайте проверим, это школа? … № 84? ….. Самая лучшая школа?....Ну значит все правильно!
Пират 1: Тут так и написано: в самой лучшей школе - средней школе № 84 спрятано самое большое сокровище!
Ведущий 2: И вы думаете, что это золото?
Пират 2: Конечно, что же еще?!
Ведущий 1: Эх пираты, разве вы не знаете, что на свете есть множество вещей, которые намного дороже золота…
Пират 1: И что же это?
Ведущий 2: Ну что ребята, расскажем пиратам о нашем сокровище?
Ведущий 1: Только сначала вам придется потрудиться!
Пират 2: Что же нам делать?
Ведущий 2: Сначала вам надо найти сундук в котором спрятано «Самое большое сокровище»
Пират 1: А вы нам поможете его найти?
Ведущий 1: Конечно, поможем, когда вы будете искать сундук, мы с ребятами будем говорить «горячо» или «холодно» (Пираты ищут сундук, а дети помогают фразами «горячо» или «холодно»
Пират 2: Ура! Нашли!
Ведущий 2: Молодцы, но что бы открыть сундук вам надо отгадать загадки…
Пират 1: Но мы не умеем! Ребята, поможете нам отгадать загадки?
22
Ведущий 1: Первая загадка: Говорят, что мы похожи.
Отвечаем: «Ну и что же?».
Говорят, что неразлучны.
Друг без друга вправду скучно.
Говорят, что мы болтушки...
Ну и что! Ведь мы... (подружки)
Ведущий 2: Вторая загадка: Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный... (друг)
Пираты открывают сундук, достают буквы: Д, Р, У, Ж, Б, А)
Пират 2: Что же это? Ничего не понимаю!
Ведущий 1: Все очень просто, из этих букв надо сложить слово, тогда вы узнаете, что является самым большим сокровищем на свете, ребята помогите нашим гостям!
Пираты вместе с детьми складывают из букв слово «ДРУЖБА»
Пират 1: Дружба? А что такое дружба?
Ведущий 2: Сейчас наши ребята расскажут, что такое дружба!
Ребенок: Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет...
Ребенок: Дружба — это тёплый ветер,
Дружба — это светлый мир,
Дружба — солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Ребенок: Дружба — это только счастье,
Дружба — у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой — жизнь весной полна.
Ребенок: Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом — даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Ребенок: Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба — это ценный дар!
Пират 2: Так это что получается, вы все друзья?
Пират 1: И это ваше общее сокровище?
Пират 2: Мы тоже хотим быть вашими друзьями. Тогда и у нас будет сокровище!
Пират 1: Давайте вы будете с нами дружить!
Ведущий 1: Ну что ребята, будем дружить?
Пират 2: Здорово, что и у нас теперь тоже есть друзья!
Пират 1: Давайте дружить и дружбой нашей дорожить!
Пират 2: Мы очень рады, что с вами подружились!
Ведущий 1: И мы очень рады, правда, ребята? (дети отвечают)
Звучит музыка из к/ф «Пираты Карибского моря»
23
Ведущий 2: Вот и подходит к концу наш праздник. Дружба действительно творит чудеса. Здесь в лагере вы подружились с теми ребятами, которых совсем не замечали в школе. Оставайтесь друзьями, от этого жизнь становится прекрасней.
Ребенок: Мы жаркое солнце и звёздное небо
Поделим с тобой, как друзья.
Как жалко, что лето продлить бесконечно,
Продлить бесконечно нельзя!
Ребенок: Мы в лагере этом и будущим летом,
Надеюсь, увидимся вновь.
И снова нас встретят, и снова нас встретят
Здесь дружба, добро и любовь!
Ведущий 1: Мы все желаем вам хорошо отдохнуть за лето, набраться сил, а 1-го сентября снова встретиться.
В завершение праздника проводится дискотека.
24
Список используемых источников:
https://yandex.ru/video/preview/9079651177256829563
https://ppt-online.org/767684
aae8c0cdbf23aa4a52130457a22567c4.ppt
https://multiurok.ru/files/viktorina-shkola-svetofornykh-nauk.html
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2020/05/18/umniki-i-umnitsy
https://www.youtube.com/playlist?list=PLaQRtfvbsk7Zq10ZQn3nbdSDliDnJC07Z
https://ppt-online.org/910962
https://www.youtube.com/watch?v=m7NVtQ-y10s
25