Программа просвещения родителей | Анна Дмитриевна Федонова. Работа №349930
Программа просвещения родителей МДОУ Детский сад № 33 "Звездочка"
Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, развития и воспитания.
Задачи:
- организовать работу в ДОО по психолого – педагогическому сопровождению и просвещению родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья, образования, развития и воспитания детей;
- создать условия для вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный
- процесс;
- способствовать развитию ответственного и осознанного родительства, как базовой основы благополучия семьи;
- организовать конструктивное взаимодействие в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями(законными представителями) в различных формах деятельности для решения образовательных задач;
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №33 «Звёздочка» с. Александровского Александровского муниципального округа.
Ставропольский край Александровский район с. Александровское, ул. Пушкина 81, тел. 8 (865 57) 2 -11-76, сайт: https://ds-zvyozdochka-aleksandrovskoe-r07.gosweb.gosuslugi.ru е-mail: galya.kozlova.1967@mail.ru
ОДОБРЕНА
педагогическим советом
МДОУ Детский сад № 33 «Звёздочка»
Протокол № 1 от
«29» августа 2024 г.
ОДОБРЕНА
Советом родителей
Детский сад № 33 «Звездочка»
Протокол №1
от «30» августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНА
Заведующим МДОУ
Детский сад № 33 «Звездочка»
________ Г.Н. Козлова
Приказ № 90-о
от «29» августа 2024 г.
ПРОГРАММА
просвещения родителей
«Детский сад и семья навстречу друг другу»
муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад общеразвивающего вида
№ 33 «Звёздочка»
на 2024 - 2025 учебный год.
Содержание
Стр.
Паспорт программы
3-5
1. Пояснительная записка
5-7
1.1 Цель и задачи
7
1.2 Принципы
8
1.3 Планируемые результаты
9
2. Направления работы
9-10
2.1 Основные формы работы
10-11
2.2 Технологии
11
2.3 Сферы ответственности, основные права и обязанности участников программы
11-13
3. Ресурсы
13
3.1 Электронные ресурсы
13-16
3.2 Список литературы
16
Паспорт программы
Информация о разработчике
Рабочая группа в составе:
Заведующий - Козлова Галина Николаевна,
старший воспитатель - Федонова Анна Дмитриевна,
педагог-психолог – Гладкова Ирина Александровна,
социальный педагог – Быстрова Сабият Султановна,
воспитатель – Котлярова Галина Александровна,
председатель Совета родителей – Найман Анна Ивановна.
Целевая аудитория и место реализации программы
Участники образовательных отношений - воспитанники (в том числе дети с ОВЗ и дети – инвалиды), родители (законные представители),
педагоги МДОУ «Детский сад № 33 «Звездочка»
Электронная почта - galya.kozlova.1967@mail.ru
Сайт:https://ds-zvyozdochka-aleksandrovskoe-r07.gosweb.gosuslugi.ru
Нормативно – правовые документы
«Семейный
кодекс Российской Федерации»
от
29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред.
от 06.02.2020)
-Декларация прав ребенка (1959)
Конвенция
ООН
о
правах
ребенка
(1989)
Всемирная декларация об обеспечении выживания,
защиты
и
развития детей (1990)
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в
Российской Федерации».
Федеральный
закон
от
29.12.2012
N
273-ФЗ
"Об
образовании
в
Российской Федерации"
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
(утвержденный
приказом
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
от
17 октября
2013
г.
№
1155)
Распоряжение
Правительства
РФ
от
25.08.2014
N
1618-р «Об утверждении Концепции государственной
семейной
политики
в
Российской
Федерации
на
период
до 2025 года»
- Пункт
3 перечня поручений
Президента Российской Федерации от 14 июня 2022 г. № Пр-1049ГС
по
итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской
Федерации 25 мая 2022 г.
Аннотация программы
Предлагаемая программа представляет собой цикл мероприятий по организации работы с родителями (законными представителями) и позволяет расширить, обобщить и углубить возможности родителей в вопросах образования, развития и воспитания детей совместно с педагогами и специалистами ДОО.
Отличительные особенности программы направлены
на активное вовлечение семьи в воспитательно - образовательный процесс через различные направления работы
Цели и задачи
Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, развития и воспитания.
Задачи:
организовать работу в ДОО по
психолого
– педагогическому
сопровождению
и просвещению
родителей (законных представителей)
в вопросах охраны и укрепления здоровья,
образования,
развития
и воспитания
детей;
создать условия для вовлечения родителей
(законных
представителей)
в
образовательный
проце
сс;
способствовать развитию ответственного и
осознанного
родительства
,
как
базовой
основы
благополучия
семьи;
организовать конструктивное взаимодействие в
форме сотрудничества и установления партнёрских
отношений с родителям
и
(
законными
представителями)
в различных формах деятельности
для решения образовательных
задач;
Планируемые результаты
Планируемые результаты реализации программы родительского просвещения носят отсроченный характер, но деятельность педагогов нацелена на перспективу развития и становления партнерских отношений между семьей и ДОО.
Предполагается, что в процессе реализации программы:
повысится родительская компетентность в вопросах
образования,
развития
и
воспитания
своего
ребенка;
родители будут ответственно относиться к
вопросам
образования,
воспитания
и развития
детей;
родители станут активными
участниками
воспитательн
о-
образовательного
процесса в ДОО;
родители будут
у
довлетворены
качеством образовательного процесса.
Сроки, этапы реализации программы
Программа реализуется в 2024 – 2025 учебном году. Этапы реализации программы:
I этап – подготовительный
Цели: сбор, анализ информации о разработке модели партнерского взаимодействия ДОО с родителями воспитанников, изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями, анализ воспитательного процесса с точки зрения современных требований;
подбор методической литературы.
II
этап
–
практический
Цели: организация партнерского взаимодействия ДОО с родительской общественностью, реализация плана работы с родителями
психолог
о-
педагогический мониторинг,
позволяющий выявить возможности участия
каждого
родителя
в
педагогическом
процессе
ДОО
(анкетирование
родителей
);
психолого
-
педагогическая
поддержка
родителей;
просвещение
родителей;
совместная деятельность детей, родителей и
педагогов.
III этап – заключительный
Цели: определение результативности внедрения программы родительского просвещения;
- анкетирование по удовлетворенности качеством образования в ДОО.
Система организации внутреннего контроля за реализацией программы
Общий контроль по реализации Программы осуществляет заведующий путем оценки достижения цели Программы через анализ работы и инструментарий оценивания повышения родительской психолого - педагогической грамотности по итогам 2024 - 2025 учебного года.
Пояснительная
записка
Актуальность родительского просвещения в современных условиях подчеркивается в Концепции государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года, где в качестве приоритетов государственной семейной политики определены утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно - нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи. В проведении государственной семейной политики предусматривается активное участие семьи в своем жизнеобеспечении, обучении и воспитании детей, охране здоровья ее членов, обеспечении заботы о пожилых и нетрудоспособных членах семьи и создании условий для их долголетия.
Просвещение родителей обусловлено и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека.
Качество обучения и воспитания в семье, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования.
Семьи, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, сталкиваются со специфическими проблемами, испытывают затруднения в их разрешении: некомпетентность по вопросам обучения, воспитания и развития аномального ребенка, незнание родителями элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате; искажение контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны социума и т.д. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям (которое, как правило, ухудшается). Следовательно, им также, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.
Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждой ДОО, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Поэтому воспитателям необходимо проявлять инициативу для взаимодействия с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей, помочь родителям использовать полученные знания, самостоятельно их добывать, анализировать собственную воспитательную деятельность. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов дошкольного образования и родителей можно добиться высоких результатов. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи.
Реализация программы направлена на создание позитивных детско-родительских отношений, ответственного родительства. Качественное, осознанное исполнение родительской роли и определяет состояние общества, института семьи и психологическое здоровье последующих поколений.
Программа определяет содержание и организацию работы с родителями (законными представителями). В основе процесса организации работы с родителями в ДОО лежат конституционные и национальные ценности российского общества (ценности семьи, гражданские ценности, нравственные ценности, ценности труда, ценности культуры, ценности истории, экологические ценности).
Главная идея программы заключается в реализации первоочередных задач по повышению психолого-педагогической компетенции родителей, с учётом процесса синхронизации обучения родителя в соответствии с актуальным уровнем психофизического и возрастного развития его ребёнка. Программа направлена в том числе и на обеспечение права семьи, на получение помощи в воспитании детей дошкольного возраста, на охрану и укрепление их физического и психического здоровья, на развитие их индивидуальных способностей и необходимую коррекцию нарушений развития, консультационно-методической поддержки в организации воспитания и обучения ребенка, его социализации и адаптации.
К Программе прилагается перспективный план работы с родителями, разрабатываемый ежегодно (на новый учебный год).
Цели
и
задачи
программы
Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, развития и воспитания, установление доверительных и партнерских отношений с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи:
- обеспечить преемственность воспитания в семье и в дошкольном образовательном учреждении;
организовать
психолого
–
педагогическое
сопровождение
родителей
(законных
представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья, образования, развития и воспитания детей;
способствовать развитию ответственного и осознанного
родительства
как базовой
основы
благополучия семьи;
организовать
конструктивное
взаимодействие
в
форме
сотрудничества
и
установления
партнёрских
отношений
с
родителями
(законными
представителями)
для
решения
образовательных задач;
создать
условия
для
вовлечения
родителей
(законных
представителей)
в
воспитательно -
образовательный процесс.
- содействовать возрождению и сохранению традиций народной педагогики.
Основные
принципы
программы:
принцип
гуманизации
(взаимодействие
с
семьей
осуществляется
на
основе
ценностного и личностного ориентированного отношения к семье, опоры на положительный
опыт семейного воспитания, учитываются особые потребности каждого конкретного ребенка
и
его
семьи);
принцип модульности
(процесс обучения реализуется через тематические модули,
раскрывающие
психолого-педагогические
особенности
обучения
и
воспитания
ребенка);
принцип
комплексности
(ориентирован
на
взаимодействие
специалистов
образовательной организации (учитель - дефектолог, учитель - логопед, педагог – психолог,
музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели), родителей
(законных
представителей)
в
вопросах
повышения
психолого-педагогической
компетентности
родителей);
принцип открытости и доверия
(создание атмосферы взаимопомощи и поддержки
семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива
ДОО разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь, предоставление каждому
родителю
возможности
знать
и
видеть,
как
развиваются
и
живут
дети
в
детском
саду);
принцип
интерактивности
и
динамичности
(реализуется
через
продуктивное
взаимодействие
и
сотрудничество
всех
субъектов
на
различных
этапах
совместной
деятельности,
осуществляется
в
режиме
развития,
а
также
быстром
реагировании
на
изменения
социального
состава
родителей,
их
образовательные
потребности
и
воспитательные
запросы);
- принцип систематичности и последовательности (взаимодействие с семьей требует системного подхода к теоретико-практическому изучению основ психолого-педагогических знаний);
принцип согласованного взаимодействия
(возможность высказывать друг другу свои
мнения
о
тех
или
иных
проблемах
воспитания
с
ними
просто
невозможно
без
учета
интересов
и
запросов семьи,
общение
«на
равных»).
Планируемые
результаты
Планируемые результаты реализации программы родительского просвещения носят отсроченный характер, но деятельность педагогов нацелена на перспективу развития и становления партнерских отношений между семьей и ДОО.
Результатами реализации программы могут стать:
повысится
родительская
компетентность
в
вопросах
образования,
развития
и
воспитания
своего
ребенка;
- повысится ответственность родителей в вопросах образования, воспитания и развития
- родители участвуют в воспитательно-образовательном процессе, как субъекты этого
процесса;
- объединятся интересы семьи и педагогов в вопросах образования, воспитания и развития детей;
-удовлетворенность родителей качеством образования в ДОО.
2. Направления деятельности.
Направления деятельности педагогов реализуются в разных формах (групповых, подгрупповых и индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия с родителями (законными представителями) в трёх направлениях.
1) Диагностико - аналитическое направление включает получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); а также планирование работы с семьей с учетом результатов проведенного анализа; согласование воспитательных задач. Процесс взаимодействия с родителями нуждается в диагностическом подходе, так как в каждой семье своя воспитательная практика. Среди родителей воспитанников всегда найдутся зрелые, осознанные, компетентные и ответственные. Встречаются и такие семьи, которые выстраивают процесс воспитания ребенка ситуативно и интуитивно. Им не хватает информации, опыта, готовности быть ответственным и осознанным родителем. Могут быть в группе и негативно настроенные родители, и чрезмерно профессионально занятые, и семьи с устойчивой и не всегда верной позицией воспитания. Информация о каждой семье, понимание ее взглядов на воспитание и установок поможет педагогу выстроить взаимодействие, оказать адресную помощь и поддержку родителям. Диагностико-аналитическое направление позволяет всегда иметь обратную связь от родителей. Способы получить информацию могут быть разные. В начале года педагоги должны продумать, какие опросы и анкетирование они проведут, составить удобные для ответов и обработки вопросники. Важно выбрать оптимальное количество опросных форм, чтобы не вызвать раздражение у родителей. Всегда следует помнить, что опрос проводится не ради самого опроса. Его цель – повысить эффективность взаимодействия с родителями. После сбора информации необходимо показать родителям, что изменилось в лучшую сторону.
2) Просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы; условиях пребывания ребёнка в группе ДОО; содержании и методах образовательной работы с детьми. Идея просвещения родителей насчитывает более ста лет, а педагог всегда был наделен просветительской функцией. Его воспринимали как носителя достоверных знаний – того, кто поможет разобраться в сложных вопросах. Сегодня просвещение – уже не просто трансляция информации от педагога к родителю. Это эффективное средство государственной поддержи семьи, помощи в становлении осознанного и компетентного родительства. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ определяет просветительскую деятельность как «деятельность вне рамок образовательных программ, деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Регулирует ее постановление Правительства от 01.07.2022 № 1195 «Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности». Педагоги вправе сами выбирать формы просветительской деятельности. Они зависят от содержания, готовности педагога и родителей к интерактивному взаимодействию, индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, их потребностей и интересов, образовательных задач, возможностей. Самые востребованные среди родителей – краткие форматы общения. Они предпочитают получать информацию с помощью цифровых технологий, сети Интернет, соцсетей. Педагоги при этом должны уделять большое внимание «обратной связи», учитывать образовательные потребности родителей, анализировать их воспитательную деятельность, вовлекать в диалог. Общение должно быть персонифицировано, иначе просветительская деятельность будет формальной. Педагоги должны понимать, что информирование родителей по различным вопросам здоровья, воспитания, образования детей – только одна составляющая просветительской деятельности. Гораздо важнее помочь им осознать собственную воспитательную практику, увидеть ее сильные и слабые стороны, получить «банк» методов и приемов решения задач воспитания в семье, приобрести положительный опыт и обратную связь.
3) консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей; особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми; способам организации и участия в воспитательно – образовательном процессе. Консультирование – один из традиционных инструментов профессиональной деятельности педагогов, психологов, логопедов, социальных педагогов и других специалистов. Педагоги ближе узнавая семьи, оказывают помощь там, где она больше всего нужна. Родители начинают серьезно присматриваться к детям, задумываться над их воспитанием, а главное – убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
2.1 Основные формы работы.
1) диагностико - аналитическое направление реализуется через опросы, анкетирование, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик», педагогические беседы с родителями (законными представителями); дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей;
2) просветительское и консультационное направления реализуются через групповые родительские собрания, консультации, круглые столы, семинары - практикумы, тренинги ролевые игры, педагогические часы, мастер-классы, педагогические гостиные, родительские клубы и другое; информационные проспекты, стенды, ширмы, папки - передвижки для родителей (законных представителей); сайт ДОО и социальные группы в сети Интернет; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей. Включают также и досуговую форму - совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.
3) Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей и ДОО является диалог педагога и родителей (законных представителей). Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребёнка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности, ресурсы семьи и пути их решения. В диалоге проходит просвещение родителей (законных представителей), их консультирование по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного ребёнка, а также согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны ДОО и семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребёнка в освоении образовательной программы.
2.2 Технологии
технологии
раннего
вмешательства,
направленные
на
раннее
предотвращение
неблагополучия
как в
контексте развития
ребенка, так
и
в
семейном
контексте;
технологии мотивирования, использующие различные модели интервьюирования,
направленные
на
формирование
готовности
и
мотивации
к
изменениям
поведения,
участию
в
программах
помощи;
технологии, ориентированные на работу с семьей, которые предполагают различные
тренинги родительской компетентности и семейных навыков, семейное консультирование, а
также
программы по созданию
семейных групп взаимопомощи;
технологии информирования, т.е. просвещения через использование таких форм как
лекции,
семинары,
консультации,
беседы,
распространение
специальной
литературы
и
видеоматериалы;
технологии,
основанные
на
использовании
методов
активного
социального
обучения,
целью
которых является формирование
социально важных навыков;
технологии создания групп социальной поддержки, направленные на формирование
групп
само -
и взаимопомощи среди
родителей.
2.3 Сферы ответственности, основные права и обязанности участников программы (специалистов, детей, родителей, педагогов)
Права и обязанности родителей
«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) СК РФ Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей:
родители
имеют
право
и
обязаны
воспитывать своих
детей;
родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны
заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих
детей;
родители
имеют
преимущественное
право
на
обучение
и воспитание
своих
детей
перед
всеми другими лицами.
Права и обязанности родителей в Семейном кодексе
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/deti-i-roditeli-prava-i-obyazannosti-v- semeynom-kodekse/
Ст. 38 Конституции РФ устанавливает обязанность родителей заботиться о детях и воспитывать их - https://konstitutsiia.ru/38
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся - https://fzrf.su/zakon/ob- obrazovanii-273-fz/st-44.php
Ответственность родителей
Уголовный кодекс Российской Федерации статья 156 – неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних -
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/48132b89ef9920ae94d8d48c6 58ebf60d3c66ca9/
Права и обязанности детей
Права
несовершеннолетних
детей
зафиксированы
в
Главе
11
Семейного
кодекса
РФ:
Ст.
54. Право
ребенка
жить
и
воспитываться в семье.
Ст. 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Ст. 56. Право ребенка на защиту:
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/deti-i-roditeli-prava-i-obyazannosti-v- semeynom-kodekse/
Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/
Федеральный
закон
от
29.12.2012
№
273-ФЗ
«Об
образовании
в
РФ»
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования - https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-34.php
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся - https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-
41.php
Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь
обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации - https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st- 42.php
Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся - https://fzrf.su/zakon/ob- obrazovanii-273-fz/st-43.php
Декларация прав ребенка
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml
Конвенция ООН о правах ребенка
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
Всемирная
декларация
об
обеспечении
выживания,
защиты
и
развития
детей
-
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_child90.shtml
Права, обязанности и ответственность педагогов
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации - https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273- fz/st-47.php
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников - https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-48.php
3. Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы:
Кадровые ресурсы
Воспитатели систематически знакомят родителей с целями и задачами, формами и методами воспитания детей, в том числе и детей с ОВЗ, детей-инвалидов, посещающих группы общеразвивающей направленности.
Учитель-логопед помогает определить уровень развития ребенка, знакомит родителей с методами и приёмами, направленными на коррекцию недостатков (нарушений) развития.
Педагог-психолог анализирует детско-родительские отношения, организует совместные (групповые и индивидуальные) мероприятия на развитие психолого- педагогической компетентности родителей при организации конструктивного взаимодействия с ребенком.
Материально-технические ресурсы. Реализация программы осуществляется в помещениях ДОО (музыкальный зал, групповые комнаты, кабинеты специалистов) с использованием имеющегося оборудования и технических средств (персональный компьютер, мультимедийное оборудование, принтер и др.).
Методические ресурсы. Диагностические методики, методические рекомендации и разработки (анкеты, конспекты мероприятий, сценарии тренингов, лекций), подборка и разработка наглядных материалов (презентации, видеофильмы, видеоролики и т.д.)
Информационные ресурсы. Размещение информации на сайте образовательной организации, подготовка и распространение информационных и консультационных материалов посредством оформления буклетов, памяток, флайеров (рекламных листов), постеров (агитационных плакатов).
3.1 Электронные ресурсы
Адрес ресурса
Название ресурса
Аннотация
Официальные ресурсы системы образования Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru
Министерства образования и науки Российской Федерации
Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации.
http://www.edu.ru
Федеральный портал «Российское образование»
Каталог Интернет-ресурсов для выпускников школ и абитуриентов: нормативные документы, ЕГЭ, вузы, рейтинги, тестирование, профориентация. Правовая БД «Гарант»: законодательные и нормативные акты. Электронный архив распорядительных документов: приказы и информационные письма Минобрнауки России, Рособразования, Рособрнадзора.
Список электронных образовательных ресурсов для родителей и обучающихся (воспитанников)
http://www.1umka.ru
«Умка - детский развивающий сайт»
На сайте Вы можете посмотреть, как развлекательные, так обучающие детские мультфильмы, скачать сборники, а также прослушать и скачать плюсовки и минусовки детских песен, раскрасить вместе с вашими детьми онлайн раскраски, выбрать понравившиеся вам сценарии праздников, прослушать детские сказки и еще многое другое!
http://www.detkiuch.ru
«Обучалки и развивалки для детей»
Здесь вы найдете статьи о детях, обучающие и развивающие программы для малышей и школьников, которые можно скачать бесплатно, а ребенок непременно захочет посмотреть детское обучающее видео, мультфильмы, сказки и книги, игры для развития, раскраски, картинки, песенки караоке и многое другое.
http://www.baby-news.net
«Baby news»
Огромное количество развивающих материалов для детей. Сайт будет интересен и родителям и детям.
http://www.zonar.info
«Оригами - Мир своими руками»
Сайт посвящён древнему искусству складывания фигурок из бумаги. Здесь вы найдете схемы и видео с пояснениями складывания оригами.
http://packpacku.com
«Раскраски»
Детские раскраски, раскраски онлайн, раскраски из цифр, картинки из цифр, детские лабиринты, умелые ручки, развивающие детские онлайн игры, бесплатные онлайн игры для мальчиков и девочек и многое другое для Вашего ребёнка.
www.solnet.ee/
Детский портал "СОЛНЫШКО"
Интернет - журнал, посвящённый детскому творчеству: викторины, песни ( минус, тексты), конкурсы, игры и много ещё интересного.
http://razigrushki.ru
«РазИгрушки»
Для детей и их родителей, которые заботятся о гармоничном развитии и воспитании своих детей.
http://bukashka.org
«Букашка»
Уроки рисования и музыки, развивающие игры, детские флеш игры и раскраски, потешки, колыбельные, тесты, скороговорки и потешки.
http://teramult.org.ua/
"Старые мультфильмы"
Всеми любимые советские и зарубежные детские мультики можно скачать бесплатно без регистрации на нашем сайте. Кроме мультиков у нас вы найдете множество...
http://teremoc.ru/
Детский портал "Теремок"
Летские игры, раскраски онлайн, английский для детей, таблица умножения. В Теремке множество развивающих игр для детей.
http://pochemu4ka.ru/
Детский портал "Почемучка"
Сайт для детей и их родителей
http://internetenok.narod.ru/
Детский портал "Интернетёнок"
Конкурсы. Галерея рисунков. Мультики. Комиксы. Интерактивные загадки. Кроссворды онлайн. Сканворды online. Игры. Детский сайт. Библиотека сказок. Поделки и рисунки детей. Детям. Моему ребёнку.
http://rebzi.ru/
Детский сайт «Ребзики»
Раскраски, пазлы, мультфильмы и др.
http://detsad-kitty.ru/
ДЕТСАД сайт для детей и взрослых
На данном сайте вы сможете найти «Картинки», «Раскраски», «Мультфильмы», «Детская литература», «Аудиосказки» и др.
Список электронных образовательных ресурсов для педагогов
http://nsportal.ru
Социальная сеть работников образования
Возможность создать свой персональный мини-сайт. Зарегистрированные пользователи могут создавать сайты образовательных учреждений, где можно рассказать о своей работе, добавлять новости и объявления, создавать обсуждения и фотоальбомы.
Можно создать блог - интернет-дневник, где автор публикует свои размышления о важных для автора событиях или темах. Читатели могут комментировать и обсуждать эти статьи, высказывать свои мысли.
Создаются группы по интересам (сообщества) - основа социальных сетей, создаются для тесного общения на общие темы. Это хорошая возможность построить свой круг общения.
http://www.det-sad.com/sovremenni_det_sad
"Современный детский сад"
Упорядочивает и тематически систематизирует информационную среду, обеспечивающую качественное развитие дошкольного образования. Общие сведения об издании, состав редакционной группы, сведения о подписке, архив с содержаниями номеров, контактные данные.
http://www.detskiysad.ru
Детский сад. Ру.
Статьи, конспекты, консультации и для воспитателей и для родителей, масса полезной информации для самообразования педагогов.
http://doshkolnik.ru
"Воспитатель ДОУ"
Ценнейший опыт лучших ДОУ; четкая структура, построенная в логике дня воспитателя и ребенка (утро, день, вечер, ночь); не только проверенные временем и новейшие методические рекомендации, разработки игр, занятий и т.д., но и материалы, посвященные развитию личности воспитателя и ребенка.
http://www.firo.ru/
Министерства образования и науки Российской
Федерации
Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»
Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации.
3.2 Список используемой литературы
М.Д. Маханёва «Мы вместе» - программа социально коммуникативного развития дошкольников «Сфера» 2016 г.
В.А. Деркунская «Социальные акции и волонтёрское движение дошкольников в детском саду» - М., 2018г.
Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. М.: Линка – Пресс, 2004 г.
Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 г.
Давыдова О.И, Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ/ Этнопедагогический подход. М.: Творческий Центр, 2005 г.
Доронова Т.Н., Соловьева, Е.В., Жичкина А.Е. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ». М.: Линка – Пресс, 2001 г.
Евдокимова Е.С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника». М.: Творческий Центр, 2005 г.
Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М.: Творческий Центр, 2004 г.
Свирская Л. «Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ».М.: Линка – Пресс, 2007 г.
журнал «Ребенок в детском саду» № 4 (2006 г.) Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьей: вопросы планирования с. 41.
журнал «Ребенок в детском саду» № 3 (2006 г.) Дорохина Н. «Школа для заботливых родителей» с.59.
журнал «Ребенок в детском саду» № 3 (2006 г.) Анисимова Н. Родительское собрание отцов с. 62.
журнал «Ребенок в детском саду» № 5 (2005 г.) Миленко В., Бутырина Н., Лысенко Г. Учимся работать с родителями с. 2.
журнал «Дошкольное воспитание» № 5 (2006 г.) Пастухова И. Семейный клуб в детском саду с.31.
журнал «Управление ДОУ» № 4 (2006) Родители и ДОУ /тема номера/
журнал «Управление ДОУ» № 5 (2006) Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении с.40.