Программа психологического сопровождения по теме "Наставничество" | Анастасия Юрьевна Огнивова. Работа №328834
В 2023-2024 учебном году в школу пришло восемь молодых педагогов, поэтому программа наставничества была актуальна в условиях МБОУ СКОШ №122 г.Снежинска.
Для успешной реализации наставничества в образовательной организации, целесообразно осуществление не только методического сопровождения педагогов, но и психолого-педагогического со стороны психологов.
Педагог-психолог школы составила план своих мероприятий как специалиста. Представила материал по программе "Наставничество" в блоке психологического сопровождения педагогов вусловиях коррекционной школы.
В программе представлен опыт работы по программе "Наставничества" учитель-учитель. психологом разработаны конспекты занятий с педагогами.
Программа психологического сопровождения
По программе Наставничество
(учитель-учитель)
Подготовил
Педагог-психолог
Огнивова Анастасия Юрьевна
г.Снежинск 2023
Психологический компонент программы Наставничество
на 2023-2024 уч.год
Пояснительная записка
Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом Образование на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству. … Это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков, как отмечал президент В.В. Путин.
Актуальность
Создание программы наставничества продиктовано велением времени.
На сегодняшний день не только национальный проект Образование ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей.
В 2023-2024 учебном году в школу пришло восемь молодых педагогов. Поэтому программа наставничества была актуальна в условиях МБОУ СКОШ №122.
Наблюдая и изучая трудности молодых педагогов, выделяется ряд основных проблем, возникающих в процессе их педагогической деятельности. Зачастую эти проблемы обусловлены не только отсутствием практического опыта у педагога, только начинающих свою педагогическую деятельность, но и с их личностными особенностями. Также порой им просто не хватает уверенности в своих силах и авторитета в глазах детей и родителей. В том числе необходимо добиваться психологической готовности педагогов к свободному и ответственному общению с детьми.
Для успешной реализации наставничества в образовательной организации, целесообразно осуществление не только методического сопровождения педагогов, но и психолого-педагогического со стороны психологов.
Цель работы психологической службы:
актуализация знаний и совершенствование навыков наставников в области формирования эффективного механизма обучения работников путем налаживания коммуникативной связи для передачи практического опыта;
повышения профессионального уровня новых работников;
создания благоприятной психологической атмосферы в трудовом коллективе.
Психологическое сопровождение по программе Наставничество я выстроила в несколько этапов:
1 этап- диагностический
Для наставников я выбрала - Методику "Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности" В.А Сластенин
Для наставляемых -Методику Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности В.Симонов, Ю.Дементьева
Исходя из результатов выявленных дефицитов на диагностическом этапе, определяются направления психолого-педагогического сопровождения.
Как правило, в первый год работы молодой специалист имеет низкий статус в коллективе. Это связано с тем, что он не успел установить дружеские связи.
2 этап- практический
В основе психологического сопровождения лежит практическая работа с наставниками и наставляемыми. С целью сплочения коллектива педагогом-психологом проводятся тренинговые занятия. В непринужденной обстановке, выполняя игровые упражнения участники лучше узнают друг друга.
Тренинговые занятия планируются и проводятся один раз в месяц в течение года, они обеспечивают форсированное знакомство с коллективом, ускоряют освоение должностных обязанностей, развивают сотрудников.
Семинарские занятия призваны обсудить опыт наставнической деятельности, существующие проблемы и пути их решения.
Консультативная работа проводится для выявления особенностей психических функций молодого специалиста, выявления его потребностей, ожиданий и затруднений в работе, а так же для анализа эффективности обучения наставляемого.
В работе с молодыми педагогами используются и другие различные формы: обмен опытом, практикум, посещение открытых занятий, методические консультации, участие в методических объединений и тд.
В рамках школы на этом тапе я провела (Приложение):
- семинар-практикум по теме Кто такой наставник
- занятие –практикум для наставляемых по теме Работа моей мечты
- занятие –практикум Мы одна команда (совместное участие наставников и наставляемых).
3 этап- рефлексивный
Для определения динамики затруднений возможно повторное проведение анкетирования, самоанализа, сравнение результатов деятельности и т. п.
Эффективность психолого-педагогического сопровождения молодого педагога можно определить по следующим показателям:
– снижение количества затруднений в сравнении с периодом принятия на работу, изменение их качественных критериев (определяется индивидуально): удовлетворенность работой и взаимоотношениями в коллективе;
– успешное взаимодействие со всеми субъектами педагогической системы: воспитанники, коллеги, родители, администрация;
– приобретение уверенности в себе как в профессионале, появление профессиональных достижений, ощущение себя полноправным членом коллектива;
– позитивное отношение к педагогической деятельности, уверенность в правильности своего профессионального выбора.
План работы педагога-психолога на учебный год
№
Срок
Мероприятия
Цель
Результат
1
ноябрь
Анкетирование наставников – готовность к инновационной деятельности;
Наставляемых- уровень адаптированности молодых педагогов.
Психодиагностика мотивационной и психологической готовности наставников к работе с молодыми педагогами;
оценка готовности и адаптированности наставляемых
Проведен анализ анкет; получены результаты анкетирования; составлена программа по направлениям работы, выявленных в результате мониторинга.
2
ноябрь
Занятие –практикум Кто такой наставник
Формирование мотивационно-психологической готовности педагога-наставника к участию в программе наставничества
Педагоги-наставники повысили уровень мотивационно-психологической готовности
3
Декабрь
Занятие -практикум
Работа моей мечты
Ориентировать педагога на выбор эффективных форм и методов общения.
Молодые педагоги получили практические знаниями и умения по теме.
4
Январь
Тренинг Мы одна команда (совместное в парах)
Актуализация и развитие коммуникативных навыков у педагогов-наставников и наставляемых
Педагоги актуализировали и получили знания и навыки об эффективных формах, методах и приемах эффективной коммуникации.
5
Апрель
Тренинг Творческий потенциал педагога
Создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию креативности; активизировать индивидуальные и творческие способности; профилактика эмоционального выгорания
Активизирован творческий потенциал педагогов; проведена профилактика эмоционального выгорания.
7
В течение года
Индивидуальные консультации
По запросу педагогов
Педагоги проконсультированы индивидуально.
8
Май
Групповое консультирование
Изучение уровня адаптированности наставляемых
Аналитическая справка по программе
Литература:
1.Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика её диагностики // Психологический журнал. – 2003. – Т.24. – № 5. – С. 45-57.
2.Клюева Н. В. Технологии работы психолога с учителем // Практическая психология. – М.: ТЦ Сфера, 2000. – 192с.
3.Королёва С.А. Как помочь молодому специалисту на пути профессионального становления // Психология образования в XXI веке: теория и практика. – C. 339-340
4.Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М. : МГПУ, 2009.
Приложение
Конспекты тренинговых занятий
Занятие-практикум №1
Кто такой наставник
Цель :
Получение наставниками необходимых знаний, умений, навыков в области общения с наставляемыми; формирование психологических установок, необходимых для выстраивания осмысленных и продуктивных отношений с ними.
Задачи:
Погружение будущих наставников в проблему; знакомство с условиями наставнической деятельности; формирование установок; разработка стратегий взаимодействия по реализации задач наставничества.
Предлагаем сценарий занятия для наставников.
На занятии участники познакомятся с условиями наставнической деятельности. Получат необходимые знания, умения и навыки для общения с наставляемыми.
Ход занятия
Введение
Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы не просто пообщаться, а разобраться, какое место в нашей жизни занимает профессиональная деятельность.
Тренер
Наша работа сегодня предполагает некоторые правила, а именно:
•Выражаем свое мнение. Даем обратную связь
• Все активны.
•Правила Здесь и сейчас.
•Конфиденциальность.
Тренер:
Уважаемые коллеги! Я думаю, что нас с вами можно в полной мере считать коллегами, потому что мы все – участники программы наставничества, будущие наставники.
У каждого из нас свои интересы, у каждого, конечно, есть навыки, умения и опыт в какой-либо деятельности. Я предлагаю сейчас подробней узнать об этом. Для этого проведем небольшую разминку.
Разминка
Передавая мяч по кругу, на первую букву своего имени назовите качество человека.
Упр. Поменяемся местами. Например, я говорю: поменяйтесь местами те, кто умеет плавать. Завершает упражнение тренер, который говорит Поменяются местами те, у кого есть опыт передачи своих знаний и умений другому человеку.
Тренер:
Как вы себя чувствуете? Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения? Возможные ответы участников: у нас много общего, во многом мы похожи друг на друга, но у каждого есть и отличительные черты.
Тренер:
Это упражнение подтверждает, что люди, которые здесь собрались, многое умеют и многое знают и, конечно, из них выйдут прекрасные наставники. Думаю, что вы согласитесь со мной, что так как вы являетесь потенциальными наставниками, то вы должны знать и понимать ряд вещей.
И в первую очередь четко знать: кто же такой наставник? Поэтому тема нашего занятия Кто такой наставник.
Мозговой штурм
Скажите, пожалуйста, как вы понимаете значение слова наставничество? Сейчас каждый по кругу скажет одно слово, которое ассоциируется у него с этим словом.
Участники дают возможные ответы: учитель, знания, навыки, обучение и т. д. После этого куратор представляет определение Наставничество – это партнерство между двумя людьми, основанное на доверии
Вводная часть
Куратор
Опыт старших и целеустремленность, энергичность новых сотрудников – вот тот тандем, который способен привести к успеху. Система наставничества доказывает свою эффективность на протяжении десятков лет применения во многих компаниях. Быть наставником для своих менее опытных коллег – такую роль играют сотрудники, зарекомендовавшие себя в качестве первоклассных специалистов. Они передают свой опыт, знания, навыки новичкам, вместе с тем прививая им устоявшиеся в организации ценности и традиции. Таким образом адаптация и обучение новичков в школе происходит быстрее и эффективнее.
Наставничество существовало всегда. В любом коллективе есть сотрудник, который больше других готов поддержать новичка, подсказать ему, подставить плечо. Именно такие сотрудники становятся фактическими наставниками, даже если их на эту должность никто не назначал.
Помните фильм Афоня? Там есть эпизод, когда мастер ЖЭКа Людмила Ивановна приводит на участок молодых ребят-стажеров и закрепляет их для обучения на рабочем месте за более опытными сотрудниками. А что она говорит? (Видеоролик: Из кинофильма) Наши слесаря научат вас практически тому, что вы изучали теоретически - говорит она.
Это как раз и есть наставничество. Теперь мы можем сформулировать научное определение: Наставник – опытный педагогический работник, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики обучения и воспитания, а также опытом работы в определённой области.
Наставничество – разновидность индивидуальной методической работы с педагогическими работниками, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных организациях или не имеющими опыта работы в одном из инновационных направлений педагогической деятельности (дистанционное обучение, ведение электронного журнала и др.).
Куратор: Кто такой молодой специалист
В каждой фразе мы встречаем сочетание слов – МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ. Молодой специалист – начинающий педагогический работник, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе ВУЗа, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений, повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления. Он молод, наивен, неопытен… Он испытывает дискомфорт, ему трудно…
Куратор
Следовательно возникает вопрос вам: как вы думаете- Что делают НАСТАВНИКИ?
Ведущий, внимательно выслушав ответы, комментирует их и предлагает свой вариант, учитывающий мнение собравшихся: (слайд-задачи наставника)
- Последовательно вводят в курс дела молодых специалистов, знакомят с колледжем и рабочим местом;
- Передают свой опыт и знания, прививая своим подопечным профессиональное отношение к делу;
- Проявляют искренний интерес к личности молодого специалиста, способствуют раскрытию его потенциала;
- Ставят задачи новичкам по силам и контролируют их выполнение поэтапно;
- Дают развивающую обратную связь, помогая осваивать новые навыки;
- Отмечают успехи молодого специалиста, поддерживают и хвалят его Согласны? Не совсем! Конечно же, нужно и пожурить… в меру!
Тренер
Предлагаю упражнение, чтоб образно представить работу наставника.
Упр. Дрессировщик
ОДин человек выступает в роли наставляемого и выходит из кабинета. Другой человек в роли наставника- придумывает задание (например зайти и сесть за стол). Каждое действие наставляемого можно сопровождать лишь аплодисментами.
Куратор :
Решение проблемы по привлечению молодых преподавателей, формирования их положительного образа в современных условиях, на наш взгляд, лежит не столько в модернизации системы образования, сколько в решении фундаментальной проблемы - повышения имиджа профессии преподавателя. И в этом, несомненно, значимом и полезном деле, важна ваша роль НАСТАВНИКА.
Стажиквалификациясотрудника
стаж-от10лет;
учительпервойиливысшейквалификационнойкатегории.
Профессиональныезнанияинавыки
глубокоезнаниепреподаваемогопредмета;
высокийуровенькоммуникативнойкультуры.
Показателирезультативности
стабильныерезультатыобразовательнойдеятельности;
отсутствиеобоснованныхжалобсостороныродителейиобучающихся.
Профессиональноважныекачестваличности
умениеслушать;
командныйстильработы;
аккуратность,дисциплинированность;
ответственностьиориентациянарезультат;
Личныемотивыкнаставничеству
потребностьвпередачеопытапедагогическойдеятельности;
потребностьвприобретенииновогостатусакакподтверждениесвоейпрофессиональнойквалификации.
Многим кажется, что наставником может стать каждый. Однако на самом деле это не так. Им может стать лишь человек, отвечающий определенным критериям. (слайд)
Тренер (Результаты анкетирования.)слайд
Куратор:
Наставничество как метод обучения персонала осуществляется по модели Расскажи - покажи- сделай. Эта модель содержит в себе 3 основных шага:
Шаг 1 - Расскажи.
Наставник поэтапно объясняет обучаемому задание, основные его моменты и особенности. С помощью вопросов выясняет, насколько наставляемый понимает, что ему требуется делать. Поэтому очень важно правильно ставить вопросы и доносить свою информацию
Тренер:
Коммуникативное упражнение Испорченный телефон
Цель: показать участникам важность активного слушания, важность задавания уточняющих вопросов. Время: 10 мин.
Описание. Тренер просит выйти нескольким участникам добровольцев, которые будут принимать участие в упражнении, после объясняет правила: 3-4 человека выходят за двери, одному (тот, кто остался) тренер зачитывает текст.
Задача слушавшего: передать то, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди - слушают и передают полученную информацию следующему участнику.
Вариант
Татьяна Сергеевна вас ждала и не дождалась. Она ушла на совещание в управление образование. Вам просила передать, что сегодня нужно прийти на вебинар в кабинет 118. Потом вечером будет собрание для родителей класса, проходить будет в актовом зале, где нужно выступить вам, а если не придет сотрудник полиции на собрание, то вы идете в кабинет 321 и там оформляете все бланки, которые должны сдать директору до 19.00 этого же дня. А самое главное, передайте всем коллегам, что все классные руководители основного звена должны пройти тестирование в 3й комнате в управлении образования , в любое удобное время, но до 20-го декабря.
Это упражнение показывает- сколько информации выливается на молодого специалиста и как важно наставнику- передать точно необходимую информацию.
Шаг 2 - Покажи. (Наставник показывает, что и как нужно делать. Подробно поясняет весь алгоритм выполнения поручения).
тренер
Коммуникативное упражнение Передать одним словом
Цель: упражнение помогает подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.
Необходимые материалы: карточки размером с визитную карточку с напечатанными на них названиями эмоций.
Тренер раздает группе карточки, на которых написаны названия эмоций, и просит не показывать их другим участникам. Далее тренер просит каждого по очереди произнести только одно слово: Ага, Алло или Здравствуйте! с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке участника. Вся группа отгадывает, какую эмоцию пытался изобразить участник.
Вопросы для обсуждения: 1. Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям? 2. В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник? 3. Было ли так, что, позвонив в организацию, вы по интонации первых слов понимали, что вам здесь не рады? 4. Насколько безупречно ваше собственное телефонное общение?
Список эмоций: - радость - удивление - сожаление - разочарование - подозрительность - грусть - веселье - холодное равнодушие - спокойствие - заинтересованность - уверенность - желание помочь - усталость - волнение - энтузиазм
Шаг 3 - Сделай. (наставляемый выполняет задание. Наставник контролирует, выявляет ошибки, попутно поясняя их причины, просит переделать некачественные этапы).
Поэтому важные области поддержки для молодых специалистов. (слайд) и ошибки (слайд)
Тренер:
Большинство из нас на определенных этапах жизни окружали значимые для нас люди: учителя, тренеры, руководители.
Эти люди повлияли на наш выбор ценностей, жизненные принципы, поступки. Они были для нас примерами, защитниками, советчиками и просто друзьями. Роль же Наставника гораздо важнее, потому что объединяет все эти функции.
Эзоп, который имел наставника, говорил: Наставник, люби своего подопечного наравне с его родителями: родителей ему дала природа, подопечного же люби по доброй воле, и за это тебе он будет вдвойне благодарен.
Тренер благодарит участников за активную работу и желает успехов в роли наставника.
Куратор
Подведение итогов 3 минуты
Уважаемые наставники, подошло к концу наше занятие на тему Кто такой наставник?.
Давайте представим, что в центре нашего круга стоит котелок, в котором кипит и бурлит ваша предполагаемая деятельность в статусе наставника. Представили?
А теперь я попрошу каждого из вас по очереди кинуть в этот бурлящий котел качество или навык, который, по вашему мнению, придаст будущему готовому блюду необычайный вкус… (Возможные ответы: доброта, нацеленность на результат, профессионализм и т. д. )
Мы благодарим вас, за эти важные качества и хочется завершить нашу встречу словами: Ш. Амонашвили
Настоящий учитель тот, кто может спуститься с вершины своего знания до незнания ученика и, взяв его за руку, снова совершить восхождение.
Тренинг для молодых педагогов №2
Работа моей мечты
Цель: способствовать снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
1. Создать условия для преодоления трудностей начинающих педагогов в общении и взаимодействии с детьми, педагогами и родителями.
2.Содействовать повышению у педагогов уверенности в себе.
3.Оказать практическую помощь в построении эффективного общения с участниками образовательного процесса.
Методическое обеспечение: ручки на каждого участника, листы бумаги А4 по числу участников, белая доска, маркер.
Ход тренинга
введение
Педагог-психолог: Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге! Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться и имеем возможность немного переключить от уроков, отдохнуть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное,- немного пообщаться, чтобы разобраться, какое место в нашей жизни занимает профессиональная деятельность и личные качества.
Наша работа сегодня предполагает некоторые правила, а именно:
Говорить отсвоего лица.
Все активны.
Слушать, неперебивая.
Конфиденциальность.
Право наличное мнение.
Ковсем обращаться поимени.
2. Упражнение Никто не знает, что я…. ( каждый в круге произносит фразу Никто не знает, что я… передавая мяч, затем фраза меняется в обратном порядке Все знают, что я…
Основная часть
"Со мной работали десятки молодых педагогов
Я убедился, что как бы человек успешно
не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,
а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов…"
А.С. Макаренко
Первые годы работы для молодого специалиста - самые трудные. Кроме готовности применить теоретические знания на практике, педагогу важно суметь адаптироваться в коллективе.
Каждый из вас недавно переступил порог нашей школы. Каждый имеет свои тревоги, ожидания, цели и мечты…
Сейчас я предлагаю вам всё это положить в импровизированный чемодан (на доске карманы чемодана).- обсуждаем, делимся.
1 карман- ожидания (учителя пишут свои ожидания перед приходом в школу) -ожидания утверждения Я умею
2- карман тревоги (свои тревоги или страхи)- формулировка Я тревожусь…
3 карман- мои цели и мечты
Проработка 1 кармана- чемодан ожиданий
Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому процесс адаптации можно определить как взаимное приспособление сотрудника к организации, и организации к сотруднику. И возможность долгосрочного сотрудничества зависит от того, насколько успешно пройдет это приспособление.
Игра - интервью Узнай все за 3 минуты
Педагогам предлагается разделиться по парам. За 3 минуты они должны узнать друг у друга ответы на следующие вопросы
1. Как педагога называют дома, на работе, среди друзей.
2. Любимый и нелюбимый продукт/блюдо.
3. Какой тип отдыха предпочитает.
4. Какие есть увлечения, хобби.
5. Какими положительными чертами характера обладает (какие есть навыки и достоинства).
После окончания отведенного времени педагоги должны по цепочке рассказать о своем напарнике все полученную информацию.
Психолог: ну вот мы и познакомились со всеми сотрудниками-участниками.
Проработка 2 кармана- чемодан тревог
Профессиональная адаптация - это приспособление работника к выполняемой работе. Она заключается в ознакомлении и активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, приобретении профессиональных навыков, достаточных для качественного выполнения обязанностей, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии.
Вы участвовали в анкетировании , какие же получились результаты.
Анализ анкет наставляемых
Цель: оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности.
В исследовании приняло - 7 педагогов (1- болеет)
Из них 4 – работают в организации 3 месяца, 2- более 1 года, 2- более 2 лет.
Были рассмотрена такие показатели
Критерий
Уровень
Количество педагогов
слабо
хорошо
сильно
Способность к творчеству
1
6
Работоспособность
1
3
3
Исполнительность
5
2
Коммуникабельность
2
5
Адаптированность
-
3
4
Уверенность в своих силах
1
4
2
Уровень самоуправления
5
2
В профессиональной карьере педагога первые годы его работы – этап его профессионального становления и роста, это очень важный период. В это время формируются его позиции в окружающей и профессиональной среде.
Так критерий адаптированности показывает, что все молодые педагоги имеют достаточный уровень адаптации- хорошее благополучное самоощущение в коллективе.
Трудности в период адаптации могут обусловливаться и особенностями складывающегося у педагога-новичка при контакте с коллегами. Например, замкнутость, проявление недоверия или боязни быть осужденным.
У наших педагогов мы отмечаем, что уровень коммуникабельности достаточный, молодые специалисты открыты к любым видам общения. Молодые педагоги настроены на активную коммуникацию, достаточно работоспособные и исполнительны.
В целом уровень работоспособности у 1 педагога- слабая, 3 – высокая и у 3- средняя. Скорее всего на этот показатель повлиял уровень уверенности в себе, так как лишь 2 педагогов отмечают у себя высокую уверенность в своих силах, остальные сомневаются в себе.
Также не очень высокий показатель выявлен по творческому подходу в своей работе, это обуславливается слабым профессиональным опытом, молодые педагоги готовы пока работать по конкретным схемам, перенимать опыт Поэтому в трудовой сфере- отмечается, что у 2 педагогов имеют высокую исполнительскую черту, готовы слушать и выполнять все трудовые поручения, остальные имеют- хороший уровень исполнительности.
Таким образом, можно сказать в целом периода адаптации проходит благополучно.
Тревоги возникают из-за незнания, что нас ожидает и это нормально. Но если тревога вас преследует , с ней можно бороться.
Техника снятия напряжения (помощь себе)
Дыхание 7 свечей
Глубокий вдох, задержка и на выдохе тушим по очереди 7 свечей.
Визуализация Лепим из глины
Вот такие приемы снятия напряжения и тревоги можно использовать.
Снятию напряжение и раскрытию творческого потенциала молодого педагога может способствовать осознание своей позиции, которую они занимают по отношению к детям.
В педагогике существует разные виды взаимодействия педагогов и детей, есть лучшие, есть худшие, при этом абсолютно все работают, только оказывают разное влияние на формирование личности детей. И сегодня мы попробуем более тонко прочувствовать особенности педагогов, занимающих ту или иную позицию, выделяя способы воздействия на ребенка.
Существует 6 воспитательских позиций, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций. Все позиции представлены через образы, что позволяет легче понять каждую из них, а также способы, которыми осуществляются воздействия на ребенка.
Первая позиция: Карабас-Барабас.
Карабасу-Барабасу нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление.Карабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха: куклы овладевают тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны для спектаклей Барабаса.
Вторая позиция: Мальвина
Мальвина - благовоспитанная девочка. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т.д. Она искренне считает, что все должны следовать этим правилам. Когда же поведение ребенка не укладывается в те нормы, которые она считает единственно правильными, Мальвина сажает непослушного малыша в чулан.Позиция воспитателя - Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания
Третья позиция: Красная шапочка
Красная Шапочка беспечна, надеется на то, что все как-нибудь обойдется.Позиция воспитателя - Красной Шапочки приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий.
Четвёртая позиция: Спящая красавица
Окружающая действительность для нее не существует: она к ней либо безразлична, либо воспринимает как помеху своим снам (грезам наяву).Воспитатель, занимающий позицию Спящей красавицы, фактически находится вне ситуации взаимодействия с детьми. Он предоставляет их самим себе.
Пятая позиция: Наседка
Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, неустанно ухаживает, показывая, где и как следует добывать червячков и зернышки. Она постоянно тревожится о своем потомстве, кудахчет, скликая цыплят под свое крыло, под свой неусыпный контроль.Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности.
Шестая позиция: Снежная Королева
Цель Снежной королевы - власть над миром, и в частности над Каем. Снежная королева искусно воспитывает подчиненных, дети становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному желанию.
Седьмая позиция: Мери Поппинс
Мери Поппинс весьма образованная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях (как в сказочных, так и в реальных). С ругой стороны, Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т.е. она знает детей как бы изнутри. Воспитатель - Мери Поппинс преследует одну - единственную цель - развитие ребенка.
У каждого из присутствующих педагогов своя позиция воспитания, но из услышанного, мы можем сделать вывод: что самая оптимальная позиция для педагога – позиция № 7.
Естественно, мы должны понимать о том, чистом виде, как показывает практика, каждый из этих стилей общения встречается редко. Бывает, что педагог проявляет смешанный стиль взаимодействия c детьми.
Смешанный стиль характеризуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического (Карабаса-Барабаса и Мэри-Поппинс, Снежной Королевы и Мэри Поппинс), а демократический стиль c либеральным (Мэри-Поппинс и Красной Шапочки, Мэри-Поппинс и Наседки, Мальвина и Мэри Поппинс) и т. далее
Редко сочетаются друг c другом черты авторитарного и либерального стиля (например Карабас-Барабас не сможет иметь черты Наседки или Красной Шапочки по объективным причинам (хотя в рамках другой обстановки это имеет место быть (педагог на работе -деспот, по отношению к своим детям родным не в силах даже сделать замечание)
Каждый из вас, думаю, проанализировал и определил- какая позиция у него. Выдать памятки для учителей
В своей работе вам придется взаимодействовать не только с детьми, но и с родителями. Это еще один дополнительный пласт тревоги для учителя.
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через минное поле этих первых секунд, необходимо применить Правило трех плюсов (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
Улыбка,
Имя собеседника,
Комплимент.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: Здрась-те!, а Здравствуйте, Мария Николаевна!.
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Отработка 3 кармана- цели, мечты.
Каждый участник вместе с группой имеет возможность поразмышлять над тем, чего он ожидает от своей профессиональной жизни, каковы его устремления, какие ценности для него значимы.
5.Упражнение Мои профессиональные планы. (раздать листы)
Начать процедуру можно следующим образом:
Прошлое, настоящее и будущее. (практическое упражнение)
Каждому участнику предлагается на листе бумаги нарисовать цветными карандашами три круга, символизирующих профессиональное прошлое, настоящее и будущее. Расположение, размеры и цвет кругов участники выбирают сами в соответствии со своими ощущениями.
После выполнения задания группе предлагается обсудить представленные рисунки.
Вопросы, которые могут задаваться:
•Какого цвета каждый круг?
•Какого размера?
•Как соотносятся между собой прошлое, настоящее и будущее?
•Какая между ними связь?
•Чем отличаются рисунки участников? и т.д.
Если круги связаны друг с другом, то цели и мечты поэтапно вытекают одна из другой. Если использованы яркие, светлые цвета- это значит мечты и цели в позитивном, оптимистичном ключе.
А сейчас вернемся в настоящее.
4. Упражнение Хвасталки
Несмотря на то, что вы молодые специалисты, у каждого из вас найдется чем похвастаться.
—Я хочу поговорить о ваших успехах. Жизнь так разнообразна, что вней всегда найдётся сфера, в которой вы успешны. Вспомните, пожалуйста какое-либо достижение, которое произошло за последнее время, при этом неимеет значение, большое оно или маленькое, главное, чтобы это было важно для вас. Подумайте об этом 1-2 минуты.
—Сейчас вам необходимо сообщить о своих достижениях как можно большему количеству людей. Постарайтесь показать, насколько вас это порадовало. Человек, которому вы скажите об успехе, отвечает: Я рад за тебя!.
Вопросы:
легколи было говорить освоих успехах;
узналили вычто-то новое оком-нибудь;
легколи было радоваться вместе сдругими;
как чувствовали себя, когда говорили освоих достижениях.
6. Игра Подарок (5мин.) – листочки для записи
Напишите, пожалуйста, на бумаге 3 качества, за которые ценят, любят, уважают дети в педагоге. Ведущий собирает записки и выдает каждому, перемешав их.
А сейчас, вручите, пожалуйста, написанные качества тому, кому они больше всего подходят из присутствующих. Спасибо за общую и интересную работу.
7. Упражнение: Ресурсный мешочек (3 мин.)
Мне хочется, чтобы вы всегда помнили, что у каждого человека есть его собственный внутренний ресурс. Он помогает нам выстоять в трудную минуту, найти силы, когда кажется, что уже ничего не получится.
Подумайте каждый для себя: что это может быть?
Чтобы не забыть, что этот ресурс действительно существует, я приготовила для вас ресурсный мешочек.
Пусть этот талисман напоминает вам о вашем внутреннем человеческом потенциале.
По кругу передается мешочек с мелкими бусинками и ракушками. Каждый по очереди вынимает из мешочка талисман на память.
Итог занятия. Рефлексия:
Что нового вы узнали?
Какие выводы вы сделали для себя?
Что было самым трудным?
Обратная связь
Завершением каждого занятия становится рефлексия. Группам выдаётся лист с незаконченной фразой. Задача участников – закончить предложение.
Например:
Во время встречи мне удалось…;
Мои мысли после занятия о себе…, о группе…;
Мне хотелось бы….
В конце педагог-психолог желает участникам творческих успехов и прощается до новых встреч.
Тренинг для педагогов на сплочение коллектива №3
Мы одна команда!"
Тренинг направлен на развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.
Цель тренинга - сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи тренинга:
- формирование благоприятного психологического климата
- развитие умения работать в команде
- сплочение группы
- осознание каждым участником своей роли, функции в группе
- повысить коммуникативные навыки педагогов
- повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.
Ход тренинга:
Уважаемые коллеги!
Для того, чтобы включиться в любую работу необходимо желание и эмоциональный настрой. Для успешной работы на тренинге я предлагаю выполнить упражнение “Улыбка”. (Слайд №2)
Сегодня редко можно встретить человека, который просто улыбается навстречу людям. Мы привыкли видеть строгие, хмурые лица вокруг и что важно – сами перестаем улыбаться.
Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и, улыбаясь, скажите несколько приятных слов своим коллегам.
После того, как участники тренинга сказали друг-другу приятные слова, следует обсуждение.
Обратите внимание на свои ощущения. Что вы почувствовали?
Настроение приподнялось?
Мини-тест: Ладошка. Кулачок. Замок”. (Слайд № 3)
Психолог. - Замечательно! А сейчас на счет три покажите одну из трех фигур:
1. Ладошки
2. Кулачки
3. Замок.
Анализ этого простого теста показывает: (Слайд №4)
Кулачки. – Вы скептически настроены на работу в тренинге;
Сложили руки в замок – Вам нужно немного времени, чтобы включиться и начать работать.
Ладошки. – Вы с интересом и желанием настроены на работу нашего занятия.
Я желаю вам удачи. И мы начинаем.
1 этап.
Приветствие.
- А сейчас давайте выполним упражнение
"Знакомство"
Каждый участник тренинга, по очереди называет свои имя и положительное личностное качество, и деловое качество (деловые: проф. мастерство, инициативность, пунктуальность, организованность, осведомленность, преданность работе, личностные: интеллигентность, трудолюбие, скромность, отзывчивость, аккуратность и др.
Упражнение Мы с тобой похожи тем, что…
Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, чтобы уже найти приятелей по интересам.
Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: Мы с тобой похожи тем, что…. Например: что живем на планете Земля, работаем в одной школе и тд.
Участники внутреннего круга отвечают: Мы с тобой отличаемся тем, что. Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т. д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Обсуждение:
• Какие эмоции испытывали во время упражнения?
• Что нового узнали о других?
• Что интересное узнали?
Теоретическая часть:
Упражнение: “Ключевое слово”. (Слайд № 5)
Возьмите каждый себе квадратик из бумаги понравившегося цвета. и образуйте свою команду по цвету (зеленые, желтые, красные).
А теперь, пожалуйста, все встаньте. Посмотрите в потолок.
Какая ассоциация приходит на ум, когда вы слышите словосочетание “Работа в команде”?
Подберите для этого ключевое слово и кто готов, садитесь и запишите его на своем листочке.
Задание – составьте предложение, которое включало бы все эти ключевые слова. Запишите его на листе. Представитель команды зачитает получившиеся предложение.
- Уважаемые коллеги как вы думаете, что обозначает слово сплочение?
Сплочение – это возможность стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, хорошо услышать и помочь, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.
слайд - Сплочённость – это: совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников коллектива;
-атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;
-активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников.
Основная часть
Начать наш тренинг я хочу с притчи:
Древняя притча Веник. Слайд6
У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.
Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.
Тогда отец сказал:
— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.
Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько нам удастся действовать вместе, будем учиться работать одной командой. и что нужно для этого, чтобы стать сплоченным колективом.
Упражнение Карета слайд 7
Группе необходимо построить карету из присутствующих людей. Посторонние предметы использованы быть не могут. (наводящие вопросы из чего состоит карета). Во время выполнения задания психологу необходимо наблюдать за поведением участников: кто организовывает работу, к кому прислушиваются другие, кто какие роли в карете себе выбирает. Дело в том, что каждая роль говорит об определенных качествах человека:
• крыша – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации;
• двери – ими обычно становятся люди, имеющие хорошие коммуникативные способности (умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими);
• сиденья – это люди не очень активные, спокойные;
• седоки – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолюбивые и ответственные;
• лошади – это трудяги, готовые везти на себе любую работу;
• кучер – это обычно лидер, умеющий вести за собой.
Если выбирает себе роль слуги, который открывает дверь или едет сзади кареты, такие люди также имеют лидерские качества, но не хотят (не умеют) их проявлять, готовы больше к обеспечению тыла (либо это так называемые серые кардиналы).
После того как карета готова, все садятся в круг, обсуждают произошедшее, а ведущий объясняет им значение тех ролей, которые они выбрали.
Примечание: если группой руководит и распределяет роли один человек, то значения, названные выше, не будут отражать качеств данных людей.
Вывод, чтобы стать командой – надо уметь распределять обязанности, выполнять каждый свою часть , но и стать вместе.
Упражнение Вавилонская башня (разделить на 2 команды) Время: 15 минут. Ресурсы: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.
Ход упражнения: Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника.
Например, Башня должна иметь 10 этажей – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: Вся башня имеет коричневый контур – это задание для следующего участника. Над башней развивается синий флаг, В башне всего 6 окон и т. д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос. Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).
На втором этаже башни – два окна.
У башни обязательно должен быть вход.
Башня должна быть пятиэтажной.
На третьем этаже башни – окно овальной формы.
На последнем этаже башни – нарисован флаг.
Стены первого этажа башни украшены цветком.
На четвертом этаже башни – решетка на окне.
На пятом этаже башни – одно окно квадратной формы.
Психологический смысл упражнения: В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.
Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?
Таким образом после обсуждения делается вывод, чтобы быть командой- надо уметь чувствововать друг друга
Упражнение: “Коллективный счет”. (Слайд №7)
Участники ведут счет от одного до шести, по очереди произнося цифры, не сговариваясь, не зная – кто будет следующий; если цифру назовут одновременно два участника, счет заканчивается и начинается заново.
Обсуждение задания:
- Что было трудно/легко?
- Почему было трудно?
Что помогало?
Ведущий подводит участников тренинга к мысли о том, что для успешного выполнения задания – надо уметь настраиваться и предчувствовать действия других.
Упражнение Сердце коллектива
Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. (Из ватмана вырезано большое сердце). Оно пока не живое, не бьется и не трепещет. Но мы сейчас оживим его и вдохнем в него жизнь! Для этого надо немного. Возьмите маленькое сердечко и напишите на нем позитивные пожелания своим коллегам. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.
Посмотрите, как оно на ваших глазах оживает! Теперь сердце коллектива заполнено, и может биться в унисон с вашим.
Заключение
Наш тренинг подошел к завершению.
Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Мы – единое целое, каждый из Нас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого.
Мы одна команда!
Спасибо всем за участие!
Рефлексия:
Какие чувства испытывали при участии в тренинге?
Что нового узнали о себе, о коллективе?
Чему научились?
Как это пригодиться в будущем?
Что было важным?
Над чем вы задумались?
Что происходило с вами?
Что нужно развивать на будущее?