программа психолого-педагогической деятельности «Узнай себя, прими себя, полюби себя!» с элементами практических упражнений | Вахтомина Анастасия Николаевна. Работа №352767
Рабочая программа психолого-педагогической внеурочной деятельности «Узнай себя, прими себя, полюби себя!» с элементами практических упражнений телесно-ориентированного направления, разработана для детей и подростков, уже столкнувшихся в своей жизни со стрессом, отличающихся повышенной тревожностью, возбудимостью, плаксивостью, застенчивостью, агрессивностью, не умеющих контролировать свои эмоции и поступки, испытывающие трудности с общением. Психолога - педагогическая программа «Узнай себя, прими себя, полюби себя!» с элементами практических упражнений телесно-ориентированной терапии позволяет нормализовать психическое состояние учащихся, стабилизировать эмоционально-волевую сферу, снизить уровень тревожности и беспокойства, безболезненно выйти из стрессового и депрессивного состояния, избавиться от страхов чувства неудовлетворенности, снять хроническую усталость и повысить самооценку.
Основной целью психологической работы является сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся, способствующих социализации личности и успешному обучению, с применением техник телесно-ориентированной терапии. Предполагаемая программа позволяет стабилизировать и улучшить эмоциональную, волевую, поведенческую и двигательную сферы несовершеннолетних.
Применение элементов техник телесно-ориентированного – подхода является актуальным приемом при работе с телом и эмоциональным состоянием. Благодаря упражнениям телесно-ориентированной терапии учащиеся смогут научиться коммуницировать с окружающим миром, управлять эмоциональной, поведенческой и двигательной сферой.
Программа построена на основе целостного подхода к личности обучающегося, принципа единства и гармоничного развития всех сфер его жизнедеятельности, с учетом естественной динамики развития, с основным акцентом
оказание своевременной психологической помощи в процессе психического, психофизиологического и личностного развития учащихся на всех возрастных ступенях обучения.
Задачами программы являются:
ü Обучающие:
- формирование навыков саморегуляции и самоконтроля психического состояния, создание положительного эмоционального настроя;
- формирование навыков телесного и чувственного сознания;
- формирование практических умений и навыков снятия блоков в теле и мышечных зажимов;
- формирование у обучающихся понимания эмоционального состояния, умение позитивно выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
ü Развивающие:
- развитие коммуникативных навыков межличностного и группового общения посредством использования образов;
- развитие эмоциональной, поведенческой и двигательной сферы (координации, равновесия, зрительного анализатора, мелкой и крупной моторики, дыхательной системы);
- развитие сенсорной и моторной чувствительности;
- развитие способности к осознанию себя и своих возможностей, преодоление неуверенности в себе;
ü Воспитательные:
- Развить эстетическую способность восприятия человеческого тела;
- Сформировать адекватную самооценочную систему по отношению к себе и окружающим;
- Развить эмоционально-волевую сферу (способность узнавать и контролировать свои эмоции, регулировать свое поведение адекватно ситуации).
Рабочая программа разработана на основе:
• ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12.2012 № 273- ФЗ (последняя редакция) статья 42 «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации»;
• Федерального государственного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
• Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №2/16-з);
• Программа разработана на основе программ:
Загоскина Т.В., Малетина Т.А., Морозова Е.О., г. Вологда. Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по нормализации психоэмоционального состояния с использованием интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты
Результатами реализации курса психолого-педагогической внеурочной деятельности «Узнай себя, прими себя, полюби себя!» с элементами практических упражнений телесно-ориентированной терапии являются:
1. Развитие стрессоустойчивости и формирование необходимых умений и навыков по самоконтролю и саморегуляции психического состояния и поведения обучающихся;
2. Стабилизация психоэмоционального состояния, (снижение уровня тревожности, агрессивности, гиперактивности, эмоциональной возбудимости, проработка психрологической травмы)
3. Формирование умения позитивной коммуникации с окружающими (повысить самооценку, уверенность в себе, в своих силах, возможностях, умение проявить себя в коллективе, социуме);
4. Развитие и расширение границ позитивного мировосприятия, умение слушать и понимать свое тело.
5. Осознание новых внутренних ориентиров. Устранение негативных привычек, устаревших стратегий и поведенческих паттернов.
МАОУ Упоровская средняя школа
Психолого-педагогическая рабочая программа
«Узнай себя, прими себя, полюби себя!»
с элементами практических упражнений телесно-ориентированной терапии для обучающихся 6 класса
Составитель: педагог-психолог
Анастасия Николаевна Вахтомина
2023-2024уч.г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа психолого-педагогической внеурочной деятельности «Узнай себя, прими себя, полюби себя!» с элементами практических упражнений телесно-ориентированной направления, разработана для детей и подростков, уже столкнувшихся в своей жизни со стрессом, отличающихся повышенной тревожностью, возбудимостью, плаксивостью, застенчивостью, агрессивностью, не умеющих контролировать свои эмоции и поступки, испытывающие трудности с общением. Психолога - педагогическая программа «Узнай себя, прими себя, полюби себя!» с элементами практических упражнений телесно-ориентированной терапии позволяет нормализовать психическое состояние учащихся, стабилизировать эмоционально-волевую сферу, снизить уровень тревожности и беспокойства, безболезненно выйти из стрессового и депрессивного состояния, избавиться от страхов чувства неудовлетворенности, снять хроническую усталость и повысить самооценку.
Основной целью психологической работы является сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся, способствующих социализации личности и успешному обучению, с применением техник телесно-ориентированной терапии. Предполагаемая программа позволяет стабилизировать и улучшить эмоциональную, волевую, поведенческую и двигательную сферы несовершеннолетних.
Применение элементов техник телесно-ориентированного – подхода является актуальным приемом при работе с телом и эмоциональным состоянием. Благодаря упражнениям телесно-ориентированной терапии учащиеся смогут научиться коммуницировать с окружающим миром, управлять эмоциональной, поведенческой и двигательной сферой.
Программа построена на основе целостного подхода к личности обучающегося, принципа единства и гармоничного развития всех сфер его жизнедеятельности, с учетом естественной динамики развития, с основным акцентом
оказание своевременной психологической помощи в процессе психического, психофизиологического и личностного развития учащихся на всех возрастных ступенях обучения.
Задачами программы являются:
Обучающие:
- формирование навыков саморегуляции и самоконтроля психического состояния, создание положительного эмоционального настроя;
- формирование навыков телесного и чувственного сознания;
- формирование практических умений и навыков снятия блоков в теле и мышечных зажимов;
- формирование у обучающихся понимания эмоционального состояния, умение позитивно выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
Развивающие:
- развитие коммуникативных навыков межличностного и группового общения посредством использования образов;
- развитие эмоциональной, поведенческой и двигательной сферы (координации, равновесия, зрительного анализатора, мелкой и крупной моторики, дыхательной системы);
- развитие сенсорной и моторной чувствительности;
- развитие способности к осознанию себя и своих возможностей, преодоление неуверенности в себе;
Воспитательные:
- Развить эстетическую способность восприятия человеческого тела;
- Сформировать адекватную самооценочную систему по отношению к себе и окружающим;
- Развить эмоционально-волевую сферу (способность узнавать и контролировать свои эмоции, регулировать свое поведение адекватно ситуации).
Рабочая программа разработана на основе:
• ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12.2012 № 273- ФЗ (последняя редакция) статья 42 «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации»;
• Федерального государственного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
• Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №2/16-з);
• Программа разработана на основе программ:
Загоскина Т.В., Малетина Т.А., Морозова Е.О., г. Вологда. Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по нормализации психоэмоционального состояния с использованием интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты
Результатами реализации курса психолого-педагогической внеурочной деятельности «Узнай себя, прими себя, полюби себя!» с элементами практических упражнений телесно-ориентированной терапии являются:
1. Развитие стрессоустойчивости и формирование необходимых умений и навыков по самоконтролю и саморегуляции психического состояния и поведения обучающихся;
2. Стабилизация психоэмоционального состояния, (снижение уровня тревожности, агрессивности, гиперактивности, эмоциональной возбудимости, проработка психрологической травмы)
3. Формирование умения позитивной коммуникации с окружающими (повысить самооценку, уверенность в себе, в своих силах, возможностях, умение проявить себя в коллективе, социуме);
4. Развитие и расширение границ позитивного мировосприятия, умение слушать и понимать свое тело.
5. Осознание новых внутренних ориентиров. Устранение негативных привычек, устаревших стратегий и поведенческих паттернов.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Программа курса психолого-педагогической внеурочной деятельности «Узнай себя, прими себя, полюби себя!» с элементами практических упражнений телесно-ориентированной терапии является источником сохранения и укрепления психического здоровья обучающихся. Коррекционная работа с элементами практических упражнений телесно-ориентированной терапии позволит стабилизировать эмоционально- волевую, поведенческую, двигательную сферы, повысить уровень коммуникативного взаимодействия обучающихся.
Психологическое диагностирование, с применением широкого спектра специализированных методик, позволяет комплексно исследовать личность обучающего: лучше узнать и оценить его сильные и слабые стороны. Сделает психолого-педагогическую работу более интересной для учащихся и, соответственно, позволит получить более высокие результаты; позволит школьнику обучиться навыкам саморегуляции и самоконтроля эмоционального состояния, развить коммуникативные навыки, развить способности к осознанию себя и своих возможностей, преодолеть неуверенности в себе, сформировать адекватную самооценочную систему по отношению к себе и окружающим.
Этот курс поможет снять блоки в теле и мышечные зажимы, развить сенсорно- моторную чувствительность, стабилизировать психоэмоциональное состояние и проработать психологической травмы.
Содержание программы обеспечивает сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся. Практические упражнения Телесно-ориентированной терапии помогают повысить у обучающихся сенсорную чувствительность, снять психомоторное напряжение, обучить их основам саморегуляции, развить эмоциональную, поведенческую и двигательную сферу. Изменение телесного ощущения приводит в свою очередь к изменению психического состояния. Приемы телесно-ориентированное психотерапии основаны на знании того, что определенные проблемы психики, связанны с конкретными зонами человеческого тела. Воздействуя на эти зоны, педагог-психолог снимает телесное напряжение, а при более глубокой и детальной работе – причины и последствия глубоких психологических травм. Согласно законам временной динамики, исчезают неврозы, раздражительность, повышенная утомляемость, вспыльчивость, нарушение сна и головные боли и т.д.
Курс рассматривает взаимосвязь различных направлений телесно-ориентированной терапии: техники мышечной релаксации и саморегуляции, дыхательная саморегуляция, ароматерапия, работа с образами и символами, танцетерапия, чувства и эмоции, театротерапия, которое позволяет расширить границы мировосприятия, научиться слушать и понимать свое тело и сформировать умения позитивной коммуникации с окружающими.
Рабочая программа психолого-педагогической внеурочной деятельности «Узнай себя, прими себя, полюби себя!» с элементами практических упражнений телесно-ориентированной терапии включает разделы «Работа с сегментами тела», « Эмоции и чувства», «Танцетерапия», «Основы саморегуляции». Каждый модуль содержит внеуадиторные, тренинговые (коррекционные занятия), практические занятия и диагностические исследования.
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), из них:
внеаудиторных занятий (внеаудиторных:70);
тренинговых занятий: 55часов (внеаудиторных:55);
практических работ: 8 часов (внеаудиторных:8);
диагностических исследований 7 часов (внеаудиторных:7);
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Реализация программы телесно-ориентированной психотерапии «Узнай себя, прими себя, полюби себя!» предусматривает различные формы работы: индивидуальную, парную, групповую, подгрупповую.
Внеаудиторные занятия будут проходить в виде тренингов, психологических игр, практических упражнений, диагностических исследований .
Методы определяются целями и задачами данного курса, направленного на сохранение и укрепление психического здоровья учащихся с применением практических упражнений телесно-ориентированной психотерапии.
Психологические методы:
- сравнительно-генетический: сопоставление разных видов групп по определенным психологическим критериям;
- метод поперечных срезов являет собой сравнивание интересующих признаков разных групп (например, исследование психологических характеристик учащихся разного возраста, их с разным уровнем развития, разными личностными свойствами и клиническими реакциями);
- лонгитюдный – повторение исследования одних и тех самых испытуемых в течение продолжительного времени;
- комплексный – в проведение исследования участвуют представители ОУ;
Метод поперечных срезов. Преимуществом поперечных срезов является быстрота проведения исследования;
Лонгитюдный способ исследования помогает осуществлять обработку данных в отдельных возрастных периодах, группах, классах, с его помощью можно установить динамику индивидуального развития учащихся;
Эмпирический способ:
- объективное наблюдение (внешнее) и самонаблюдение (внутреннее);
- анализ продуктов деятельности;
- экспериментальные (естественный, формирующий, лабораторный) и психодиагностические (анкеты, тесты, опросники, интервью, социометрия, беседа) способы.
Метод наблюдения используется при необходимости наименьшего вмешательства в естественное поведение.
Методы коррекции: аутотренинг и групповой тренинг.
Методы обработки данных: статистический (количественный) и дифференциация материала по группам (качественный);
• по способу передачи и усвоения информации: словесные, наглядные, практические;
• по уровню познавательной активности: проблемные, частично- поисковые, объяснительно - иллюстративные;
• по логике построения материала: аналитические, сравнительные, обобщающие, классификационные;
• по технологиям : индивидуально-ориентированные, разноуровневые, самостоятель ;
Значительная роль отводится тренинговой работе, направленной на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.
Групповая тренинговая работа используется, как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем,
применение полученных знаний на практике.
Кроме этого, активно используются современные психологические приемы: простое предложение, парадоксальная инструкция, открытые и закрытые вопросы, механизм «обратной связи», логическая цепочка, вытекающее и эмоциональное резюме, приглашение учащегося к новому виденью ситуации, активное слушанье, постройка, методы НЛП ( нейролингвистического программирования)
Технологические возможности: моделирование и виртуальный эксперимент, компьютерные обучающие программы.
Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей работы проводится качественно и количественно.
Количественная оценка эффективности психокоррекционных занятий может проводиться по предложенной схеме.
Показатели оценки эффективности психокоррекции.
· Основные параметры соответствуют основным целям и задачам психокоррекционной работы. Данные параметры отражают изменения, происходящие в основной (преимущественной) сфере коррекции.
Дополнительные параметры соответствуют вспомогательным целям и задачам коррекции, обеспечивающим комплексный и системный подход в психокоррекционной работе. Эти параметры помогают оценить изменения, сопутствующие основным.
Сочетание основных и дополнительных параметров обеспечивает оценку психологических изменений в состоянии клиента в целом за время психокоррекционной работы.
Количественная оценка предполагает определение количественных показателей, соответствующих динамике психологических (психических) изменений на различных этапах психокоррекционной работы.
Положительная динамика оценивается в 1 балл.
Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции. Например:
- полное усвоение нового опыта, полученного клиентом в ходе коррекционных занятий;
- применение данного опыта в новых психокоррекционных ситуациях;
- применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.
Частично положительная динамика оценивается в 0,5 балла.
Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т.е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии клиента. Например,
- частичное усвоение нового опыта;
- частичное применение данного опыта в новых учебных и психокоррекционных ситуациях;
- затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.
Возможны различные сочетания факторов, сдерживающих положительную динамику. Например:
- полное усвоение нового опыта, но серьезные затруднения с применением этого опыта в незнакомых ситуациях:
усвоение нового опыта, но частичная потеря его к следующему заданию.
Если у обучающегося выявляются показатели нейтральной динамики в ходе психокоррекционной работы, необходимо тщательно проанализировать ситуацию с целью определения:
а) прогноза психокоррекционной динамики;
б) факторов, сдерживающих психокоррекционные изменения;
в) факторов, свидетельствующих о позитивных психокоррекционных изменениях;
г) правильности психокоррекционной тактики и стратегии;
д) социально-педагогических факторов, сдерживающих психокоррекционную динамику; и факторов, способствующих положительной психокоррекционной динамике.
Отсутствие динамики оценивается в 0 баллов.
Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения психокоррекционный целей и задач. Например:
- нечувствительность обучающего к новому опыту;
- невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;
- невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.
По окончании психокоррекционной работы подводится итог: суммируются баллы и высчитывается процент индивидуальной эффективности ученика.
4. МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа курса психолого-педагогической внеурочной деятельности «Узнай себя, прими себя, полюби себя!» с элементами практических упражнений телесно-ориентированной терапии, рассчитана на проведение психологической работы в 6 классах в объеме 2 часа в неделю на 35 недель (всего 70 часов в год).
Программа курса построена с учетом реализации занятий телесно-ориентированной терапии, включающей разделы: « Эмоции и чувства», «работа с сегментами тела», «танцетевально-двигательная терапия», «Основы саморегуляции»
Каждый модуль содержит внеуадиторные, тренинговые, практические занятия.
5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты
Обучающийся научится:
• осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве и времени);
• социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
• владение навыками адаптации, социализации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;
• оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;
• владение правилами поведения в учебной ситуации;
• уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;
• доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим, понимание и сопереживание чувствам других;
• владение навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;
• устанавливать целевые приоритеты;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на
пути достижения целей.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
• использовать практические приемы ароматерапии, музыкатерапии и образной терапии для саморегуляции психического состояния;
• использовать танцевально-двигательные упражнения для устранения мышечных зажимов и психологических блоков;
• использовать практические приемы и методы дыхательных упражнений для формирования стрессоустойчивости, снижения уровня тревожности, возбудимости, эмоциональной нестабильности;
• использовать в повседневной жизнедеятельности практические примы аутогенных тренировок для формирования адекватной самооценочной системы;
• выбирать и использовать психологические методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых психологических книг;
• планировать, распределять свое время, ставить жизненные цели и добиваться их в перспективе;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства общения;
• осознавать свою ответственность за свои действия и поступки;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, спокойно, адекватно относиться к суждениям, мнениям, оценкам окружающих;
• спокойно, лаконично выступать перед любой аудиторией, адекватно оценивать себя и окружающих;
• участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
Предметные результаты
Обучающийся научится:
повысить уверенность в себе, в своих силах и возможностях, уметь слушать и понимать свое тело;
развить стрессоустойчивость
и сформировать необходимые умения и навыки по самоконтролю и саморегуляции психического состояния;
уметь
самосотятельно
стабилизировать психоэмоциональное состояние
(снижение
уровнь
тревожности, агрессивности, гиперактивности, эмоциональной возбудимости)
уметь интегрировать разнообразные сильные эмоции и переживания;
находить
позитивный выход
своим чувствам и эмоциям, приемлемым для самой личности и для социума;
уметь взаимодействовать
с окружающим миром в позитиве и благополучии;
уметь позитивно
коммуницировать с
окружающими;
самостоятельно
осознать и
отказаться от негативных привычек и
дезадоптированных
стратегий поведения.
6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№
Тема занятия
Оборудование
Основные понятия занятия
Введение (2 часа)
1.
Введение в курс внеурочной деятельности.
Правила групповой психолого-педагогической работы, работа в тренинговой группе.
Правила техники безопасности на занятии.
Мультимедийный проектор.
Персональный компьютер.
Презентация по теме занятия.
STEM- подход. Телесно-ориентированной терапия.
Связь телесно-ориентированной терапии с другими направлениями.
Межпредметные связи: Арт-терапия, танцевально-двигательная терапия, ароматерапия, аутогенная, образная терапия, психогимнастика.
2.
Введение в курс внеурочной деятельности. Правила техники безопасности на занятии.
Инструкция по технике безопасности.
Маршрутная карта занятия.
Правила техники безопасности.
Трениг коммуникативного общения.
Межпредметные связи: безопасность жизнедеятельности, ароматерапия, аутогенная, образная терапия (ОТ).
Модуль 1. « Эмоции и чувства» (16 часов)
3.
Ознакомление с эмоциями и органами чувств.
Мультимедийный проектор, персональный компьютер, презентация по теме занятия.
Общая характеристика эмоций и органов чувств.
Групповая тренинговая работа
Межпредметные связи: психогимнастика, арт-терапия.
4.
Диагностика эмоциональной сферы.
Персональный компьютер. Компьютерная диагностика эмоционально-волевой сферы по цветовому тесту Люшера.
Компьютерная диагностика.
Межпредметные связи: технологии ПК.
5.
Уныние и Радость.
Мультимедийный проектор, сенсорное оборудование, презентация по теме занятия.
Маршрутная карта занятия.
Общая характеристика эмоций уныния и радости.
Групповая тренинговая работа.
Коррекционная работа по проживанию уныния.
Межпредметные связи: музыкатерапия, ароматерапия, сенсорное оборудование, образная терапия (ОТ),
аутогеннаятренировка
.
6.
Смех и слезы.
Мультимедийный проектор, сенсорное оборудование, презентация по теме занятия.
Маршрутная карта занятия.
Общая характеристика эмоций радости и печали.
Групповая тренинговая работа.
Коррекционная работа по проживанию душевной боли, снижению уровня тревожности.
Межпредметные связи:
музыкатерапия, ароматерапия, технологии сенсорного оборудования,телесно-ориентировання терапия (ТОТ), пластилинография.
7.
Злость и доброта.
Мультимедийный проектор, сенсорное оборудование, презентация по теме занятия.
Маршрутная карта занятия.
Общая характеристика эмоций злости и доброты.
Групповая тренинговая работа.
Коррекционная работа по снижению уровня агрессивности, возбудимости, злости.
Межпредметные связи:
музыкатерапия, ароматерапия, технологии сенсорного оборудования
8.
Грубость и вежливость.
Мультимедийный проектор, сенсорное оборудование, презентация по теме занятия.
Маршрутная карта занятия.
Общая характеристика эмоций злости и доброты.
Групповая тренинговая работа.
Коррекционная работа по снижению уровня грубости и неформативной лексики.
Межпредметные связи: музыкатерапия, ароматерапия, технологии сенсорного
оборудования,телесно
-ориентировання
терапия (ТОТ), пластилинография.
9.
Страх и смелость.
Мультимедийный проектор, сенсорное оборудование, презентация по теме занятия.
Маршрутная карта занятия.
Общая характеристика эмоций злости и доброты.
Групповая тренинговая работа.
Коррекционная работа по снижению уровня страха и тревоги.
Межпредметные связи: музыкатерапия, ароматерапия,
технологии сенсорного
оборудования,телесно
-ориентировання
терапия (ТОТ), арт-терапия.
10.
Веселье и грусть.
Мультимедийный проектор, сенсорное оборудование, презентация по теме занятия.
Маршрутная карта занятия.
Общая характеристика эмоций радости и грусти.
Групповая тренинговая работа.
Коррекционная работа по снижению уровня грусти, тоски, скорби, отчаянья.
Межпредметные связи: музыкатерапия, ароматерапия, технологии сенсорного
оборудования,телесно
-ориентировання
терапия (ТОТ), арт-терапия.
11.
Тревога и спокойствие.
Мультимедийный проектор, сенсорное оборудование, презентация по теме занятия.
Маршрутная карта занятия.
Общая характеристика эмоций тревоги и спокойствия.
Групповая тренинговая работа.
Коррекционная работа по снижению уровня тревоги, страха, опасения, беспокойства.
Межпредметные связи: музыкатерапия, ароматерапия, технологии сенсорного
оборудования,телесно
-
ориентировання
терапия (ТОТ), песочная терапия.
12.
Вина и правота.
Мультимедийный проектор, сенсорное оборудование, презентация по теме занятия.
Маршрутная карта занятия.
Общая характеристика эмоций вины и правды.
Групповая тренинговая работа.
Коррекционная работа по снижению уровня вины, стыда,смущения.
Межпредметные связи: музыкатерапия, ароматерапия, технологии сенсорного
оборудования,телесно
-ориентировання
терапия (ТОТ),аутогенная тренировка.
13-
14.
Любовь и ненависть
Счастье и огорчение.
Мультимедийный проектор, сенсорное оборудование, презентация по теме занятия.
Маршрутная карта занятия.
Общая характеристика эмоций любви и ненависти.
Групповая тренинговая работа.
Коррекционная работа по снижению уровня ненависти и огорчения.
Межпредметные связи: музыкатерапия, ароматерапия, технологии сенсорного
оборудования,телесно-ориентировання
терапия (ТОТ),арт-терапия
15-18.
Практическая работа № 1 «Роль эмоции в межличностных отношениях»
Мультимедийный проектор. Сенсорное оборудование. Персональный компьютер.
Литература по теме.
Принтер.
Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия.
Подгрупповая работа.
Лучший - коммуникатор.
Межпредметные связи: музыкатерапия, ароматерапия, технологии сенсорного
оборудования,телесно-ориентировання
терапия (ТОТ),арт-терапия
Модуль 2. Работа с сегментами тела (18 часов)
19.
«Я и мое тело».
Сенсорное оборудование.
Маршрутная карта занятия.
Тренинговая работа.
Осознание напряжения в теле и ознакомление с навыками релаксации.
Расширение контактов в группе.
Межпредметные связи: музыкатерапия, ароматерапия, технологии сенсорного оборудования,телесно-ориентированная терапия , работа с сегментами тела, психогимнастика, дыхательная, мимическая гимнастики.
20.
«Диагностика мышечных зажимов».
Персональный компьютер. Компьютерная диагностика. Маршрутная карта занятия.
Компьютерная диагностика.
Межпредметные связи: технологии ПК.
21.
«Я и мои помощники».
Сенсорное оборудование.
Маршрутная карта занятия.
Тренинговая работа.
Формирование навыков концентрации внимания на ощущениях своего тела.
Межпредметные связи: музыкатерапия, ароматерапия, технологии сенсорного оборудования,телесно-ориентированная терапия , работа с сегментами тела, психогимнастика, дыхательная, мимическая гимнастики.
22.
Ориентирование в схеме тела. Контакт с телом.
Сенсорное оборудование.
Маршрутная карта занятия.
Тренинговая работа. Получение нового сенсорного опыта.
Межпредметные связи: музыкатерапия, ароматерапия, технологии сенсорного оборудования,телесно-ориентированная терапия , работа с сегментами тела, психогимнастика, дыхательная, мимическая гимнастики.
23-24.
Развитие зрительного анализатора. Профилактика и коррекция зрительных нарушений.
.
Сенсорное оборудование.
Маршрутная карта занятия.
Тренинговая работа.
Устранения мышечных зажимов и психологических блоков. Развитие зрительного анализатора.
Межпредметные связи: музыкатерапия, ароматерапия, технологии сенсорного оборудования,телесно-ориентированная терапия , работа с сегментами тела, психогимнастика, дыхательная, мимическая гимнастики.
25.
«Сознавание тела». Последовательная проработка сегментов тела ( голова, шея, плечи, диафрагма, и т.д.).
Сенсорное оборудование.
Маршрутная карта занятия.
Тренинговая работа.
Осознание напряжения и раслабления в теле. Устранения мышечных зажимов и психологических блоков.
Расширение контактов в группе.
Межпредметные связи: музыкатерапия, ароматерапия, технологии сенсорного оборудования,телесно-ориентированная терапия , работа с сегментами тела, психогимнастика, дыхательная, мимическая гимнастики.
26.
Развитие крупной моторики (макроуровень) Развитие координации, равновесия.
Сенсорное оборудование.
Маршрутная карта занятия.
Тренинговая работа.
Развитие навыков крупной моторики тела.
Устранения мышечных зажимов и психологических блоков.
Межпредметные связи: музыкатерапия, ароматерапия, технологии сенсорного оборудования,телесно-ориентированная терапия , работа с сегментами тела, психогимнастика, дыхательная, мимическая гимнастики.
27.
Развитие моторики (средний уровень) «Точность движений». Парные упражнения.
Сенсорное оборудование.
Маршрутная карта занятия.
Тренинговая работа.
Развитие навыков (средний уровень) моторики тела.
Устранения мышечных зажимов и психологических блоков в теле.
Межпредметные связи: музыкатерапия, ароматерапия, технологии сенсорного оборудования,телесно-ориентированная терапия , работа с сегментами тела, психогимнастика, дыхательная, мимическая гимнастики.
28.
Развитие мелкой моторики (микроуровень). Пальчиковая гимнастика и массаж.
Сенсорное оборудование.
Маршрутная карта занятия.
Тренинговая работа.
Развитие навыков мелкой моторики тела.
Устранения мышечных зажимов и психологических блоков.
Межпредметные связи: музыкатерапия, ароматерапия, технологии сенсорного оборудования,телесно-ориентированная терапия , работа с сегментами тела, психогимнастика, дыхательная, мимическая гимнастики.
29- 30.
Работа с мелкими предметами. Мудры. Штриховка.
Сенсорное оборудование.
Маршрутная карта занятия.
Тренинговая работа.
Развитие навыков мелкой моторики тела.
Устранения мышечных зажимов и психологических блоков.
Межпредметные связи: музыкатерапия, ароматерапия, технологии сенсорного оборудования,телесно-ориентированная терапия , работа с сегментами тела, психогимнастика, дыхательная, мимическая гимнастики.
31-34.
Контакт с телом. Психогимнастика.
Мимическая гимнастика.
Сенсорное оборудование.
Маршрутная карта занятия.
Тренинговая работа.
Развитие мышц мимики и пантомимики.
Устранения мышечных зажимов и психологических блоков.
Межпредметные связи: музыкатерапия, ароматерапия, технологии сенсорного оборудования,телесно-ориентированная терапия , работа с сегментами тела, психогимнастика, дыхательная, мимическая гимнастики.
35-36
Практическая работа № 1 « Разговор на языке тела»
Мультимедийный проектор. Персональный компьютер.
Литература по теме.
Принтер.
Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия.
Подгрупповая работа.
Развитие коммуникативных навыков общения в сценических упражнениях.
Межпредметные связи: музыкатерапия, ароматерапия, технологии сенсорного оборудования,телесно-ориентированная терапия , работа с сегментами тела, психогимнастика, дыхательная, мимическая гимнастики.
Модуль 3. Танцевально –двигательное направление
37.
Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей.
Мультимедийный проектор.
Персональный компьютер.
Литература по теме.
Принтер.
Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия.
Межпредметные связи: музыкатерапия, технологии сенсорного оборудования, танцевально-двигательная терапия.
38.
Азбука музыкального движения.
Сенсорное оборудование.
Музыкальный центр.
Маршрутная карта занятия.
Общая характеристика музыкальных исполнений. Формы и виды сценического искусства.
Групповая тренинговая работа.
Межпредметные связи: музыкатерапия, технологии сенсорного оборудования, танцевально-двигательная терапия.
39.
Танцевальные элементы для развития техники танца. Общие танцы. Парные танцы.
Сенсорное оборудование.
Маршрутная карта занятия.
Музыкальный центр.
Общая характеристика танцевальных элементов.
Групповая тренинговая работа.
Устранения мышечных зажимов и психологических блоков в танце.
Межпредметные связи: музыкатерапия, технологии сенсорного оборудования, танцевально-двигательная терапия.
40.
Танцевальные шаги. Танцы с атрибутами.
Сенсорное оборудование.
Маршрутная карта занятия.
Музыкальный центр.
Общая характеристика танцевальных шагов и атрибутов.
Групповая тренинговая работа.
Устранения мышечных зажимов и психологических блоков в танце.
Межпредметные связи: музыкатерапия, технологии сенсорного оборудования, танцевально-двигательная терапия.
41-42.
Музыкально-ритмические композиции. «Танец отдельных частей тела».
Сенсорное оборудование.
Маршрутная карта занятия.
Музыкальный центр.
Общая характеристика музыкальных композиций.
Групповая тренинговая работа.
Устранения мышечных зажимов и психологических блоков в танце.
Межпредметные связи: музыкатерапия, технологии сенсорного оборудования,
танцевально-двигательная терапия.
43-44.
Музыкально-подвижные игры «Танец погоды», «Танец эмоций».
Музыкально-подвижные игры «Танец предметов».
Сенсорное оборудование.
Маршрутная карта занятия.
Музыкальный центр.
Общая характеристика музыкально-подвижных игр.
Групповая тренинговая работа.
Устранения мышечных зажимов и психологических блоков в танце.
Межпредметные связи: музыкатерапия, технологии сенсорного оборудования, танцевально-двигательная терапия.
45- 48.
Музыкально-подвижные игры на координацию движения. Музыкальные сказки.
Музыкальная релаксация.
Сенсорное оборудование.
Маршрутная карта занятия.
Музыкальный центр.
Общая характеристика музыкальных сказок. Виды музыкальных релаксаций.
Групповая тренинговая работа.
Устранения мышечных зажимов и психологических блоков в танце.
Межпредметные связи: музыкатерапия, технологии сенсорного оборудования, танцевально-двигательная терапия.
49-52.
Сюжетно- ролевые игры.
«Танцевально двигательный язык жестов».
«Язык и телодвижений».
Сенсорное оборудование.
Маршрутная карта занятия.
Музыкальный центр.
Общая характеристика сюжетно ролеых музыкальных игр.
Групповая тренинговая работа.
Устранения мышечных зажимов и психологических блоков в танце.
Межпредметные связи: музыкатерапия, технологии сенсорного оборудования, танцевально-двигательная терапия.
53-54.
Практическая работа № 3
Свободные танцы «Восход солнца»
Мультимедийный проектор. Персональный компьютер.
Литература по теме.
Принтер.
Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия. Музыкальный центр.
Подгрупповая работа.
Устранения мышечных зажимов и психологических блоков в танце. Позитивный жизненный настрой через движение и музыкальные композиции.
Межпредметные связи: музыкатерапия, технологии сенсорного оборудования, танцевально-двигательная терапия.
Модуль 4. Основы саморегуляции (16 часов)
55-56.
Введение в курс- основы саморегуляции. Методы саморегуляции и самоконтроля.
Диагностика уровня самоконтроля.
Сенсорное оборудование.
Маршрутная карта занятия.
Музыкальный центр.
Общая характеристика видов и методов саморегуляции и самоконтроля.
Компьюторная диагностика.
Межпредметные связи: техника ПК
57-58
Дыхательные практики для стабилизации эмоционального состояния.
Сенсорное оборудование.
Маршрутная карта занятия.
Музыкальный центр.
Общая характеристика видов и методов дыхательных упражнений.
Коррекционная работа по стабилизации эмоционального состояния.
Групповая тренинговая работа.
Межпредметные связи: музыкатерапия, ароматерапия, технологии сенсорного оборудования, дыхательная гимнастика.
59-60.
Виды релаксации. Правила релаксации. Рефлексия. Релаксационные упражнения.
Сенсорное оборудование.
Маршрутная карта занятия.
Музыкальный центр.
Общая характеристика видов и методов релаксации.
Коррекционная работа по стабилизации эмоционального состояния.
Групповая тренинговая работа.
Межпредметные связи: музыкатерапия, ароматерапия, технологии сенсорного оборудования, дыхательная гимнастика, образная терапия
63-64.
Аутогенная тренировка, как способ формирования жизненного ауто - настроя.
Запахи и настроение. Ароматерапия.
Сенсорное оборудование.
Маршрутная карта занятия.
Музыкальный центр.
Общая характеристика видов и методов аутогенной тренировки.
Коррекционная работа по стабилизации эмоционального состояния. Формирование адекватной самооценочной системы.
Групповая тренинговая работа.
Межпредметные связи: музыкатерапия, ароматерапия, технологии сенсорного оборудования, дыхательная гимнастика, аутогенная тренировка.
65-68.
Практическая работа № 4 Игровой самомассаж. Антистрессовый самомассаж.
Мультимедийный проектор. Персональный компьютер.
Маршрутная карта занятия.
Сенсорное оборудование.
Общая характеристика видов и методов самомассажа, антистрессового массажа.
Коррекционная работа по стабилизации эмоционального состояния.
Формирование адекватной самооценочной системы.
Групповая тренинговая работа.
Межпредметные связи: музыкатерапия, ароматерапия, технологии сенсорного оборудования, дыхательная гимнастика, антистрессовый массаж
69-70
Подведение итогов курса. Рефлексия. Итоговая диагностика эмоционального состояния.
Маршрутная карта занятия.
Сенсорное оборудование.
Компьютерная диагностика.
Рефлексия занятия.
*Темы исследовательский проектов могут меняться в зависимости от интересов обучающихся и общественного заказа (школы, родителей, организаций – социальных партнеров).
** Возможно изменение сроков проведения.
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема занятия
Количество часов
Аудиторное/внеаудиторное занятие
1-2.
Введение в курс внеурочной деятельности.
Правила групповой психолого-педагогической работы, с элементами практических упражнений телесно-ориентированной терпии.
1/1
внеаудиторное
Модуль 1. « Эмоции и чувства» (16 часов)
3-4.
Ознакомление с эмоциями и органами чувств. Диагностика эмоциональной сферы.
1 / 1
внеаудиторное / аудиторное
5-6.
Уныние и Радость. Смех и слезы.
1/1
внеаудиторное
7-8.
Злость и доброта. Грубость и вежливость.
2
внеаудиторное
9-10.
Страх и смелость. Веселье и грусть.
2
внеаудиторное
11-12.
Тревога и спокойствие. Вина и правота.
2
внеаудиторное
13-14.
Любовь и ненависть. Счастье и огорчение.
2
внеаудиторное
15-18.
Практическая работа № 1 «Роль эмоции в межличностных отношениях»
2/2
внеаудиторное
Модуль 2. Работа с сегментами тела (18 часов)
19-20.
«Я и мое тело». «Диагностика мышечных зажимов».
1/1
аудиторное/ внеаудиторное
21-22.
«Я и мои помощники». Ориентирование в схеме тела. Контакт с телом.
1/1
внеаудиторное
23-24.
Развитие зрительного анализатора. Профилактика и коррекция зрительных нарушений.
2
внеаудиторное
25-26.
«Сознавание тела». Последовательная проработка сегментов тела ( голова, шея, плечи, диафрагма, и т.д.).
2
внеаудиторное
27-28.
Развитие крупной моторики (макроуровень).
Развитие координации, равновесия.
2/1
внеаудиторное
29-30.
Развитие моторики (средний уровень) «Точность движений». Парные упражнения.
2
внеаудиторное
31- 34.
Развитие мелкой моторики (микроуровень). Пальчиковая гимнастика и массаж. Работа с мелкими предметами. Мудры. Штриховка.
2/2
внеаудиторное
35-36.
Практическая работа № 1 « Разговор на языке тела»
2
внеаудиторное
Модуль 3. Танцевально –двигательное направление
37-38.
Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей. Азбука музыкального движения.
2
внеаудиторное
39-40.
Танцевальные элементы для развития техники танца. Общие танцы. Парные танцы. Танцевальные шаги. Танцы с атрибутами.
1/1
внеаудиторное
41-42.
Музыкально-ритмические композиции. «Танец отдельных частей тела»
2
внеаудиторное
43-44.
Музыкально-подвижные игры «Танец погоды», «Танец эмоций», «Танец предметов»
2
внеаудиторное
45-48.
Сюжетно- ролевые игры и сказки под музыку.
4
внеаудиторное
49-52.
«Танцевально двигательный язык жестов и телодвижений»
1/3
внеаудиторное
53-54.
Практическая работа № 3 Свободные танцы «Восход солнца»
2
внеаудиторное
Модуль 4. Основы саморегуляции (16 часов)
55-56.
Введение в курс основы саморегуляции. Методы саморегуляции и самоконтроля. Диагностика уровня самоконтроля.
1/1
Внеаудиторное
/ аудиторное
57-58.
Дыхательные практики для стабилизации эмоционального состояния.
2
внеаудиторное
59-60.
Виды релаксации. Правила релаксации. Рефлексия. Релаксационные упражнения.
1/1
внеаудиторное
61-62.
Аутогенная тренировка, как способ формирования жизненного автонастроя.
2
внеаудиторное
63-64.
Запахи и настроение. Ароматерапия .
1/1
внеаудиторное
65-68.
Практическая работа № 4 Игровой самомассаж. Антистрессовый самомассаж.
2/2
внеаудиторное
69-70
Подведение итогов курса. Рефлексия. Итоговая диагностика эмоционального состояния.
2/2
внеаудиторное /аудиторное
*Темы практических работ могут меняться в зависимости от интересов обучающихся и общественного заказа (школы, родителей, организаций - социальных партнеров).
** Возможно изменение сроков проведения.
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Бирдиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу: Психологическое сопровождение естественного развития детей и подростков. – Кишенев; СПб., 2000.
2.Баскаков В.Ю. Хрестоматия по телесно – ориентированной психотерапии и психотехнике. – М., 1992.
3.Гиппиус С.Ы. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. – СПб., 2001.
4.Грек В.А. Рисую штрихом. – Минск,, 1992. Зуев Е.А. Волшебная сила растяжки. – М., 1993.
5.Катаева Л.И. Коррекционно – развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий. - М., 2004. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.,2004.
6.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996.
7.Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 15 лет . – М., 1998.
8.Лазарев М.Л. Программа «Познай себя». – М.,1993.
9.ЛоуэнА. Психология тела: Телесно – ориентированный биоэнергитический психоанализ. – М., 1997.
10.Лоуэн А. Язык тела. – СПб., 1997. Латохина Л.И. Хаткха – йога для детей. – М., 1993.
11.Матюгин И.Ю. Тактильная память. – М., 1991.
12.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. – М., 1999.
13.Оклендер В. Окна в мир ребенка. – М., 1997.
14.Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М., 1995.
15.Потапова Е.Н. Радость познания. – М., 1990.
16.Романенко О.К. Практическая гештальттерапия. – М., 1995.
17.Рудестам К. Групповая психотерапия / Рудестам К. СПб. : – Питер, 2005. – С. 278-279
18.Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995.
19.Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг / Шкурко Т.А. – СПб. : Речь, 2003. – 192 с.