Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Программа развития как инструмент управления ДОУ | Чучалина Елена Владимировна. Работа №352591. Номер работы: №352591

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Программа развития ДОУ - это система действий для достижения желаемого результата развития учреждения.

Данная Программа направлена на повышение качества воспитания и обучения в МБ ДОУ «Детский сад № 247» г. Новокузнецка и предполагает активное участие всех участников педагогического процесса в ее реализации – администрации образовательной организации, педагогов, детей и их родителей. Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина остается неизменной на повестке дня. Для успешного существования и развития в современном информационном обществе необходимо совершенствовать подход к образовательной деятельности.

Программа развития как инструмент управления ДОУ

 

 

Актуальность проблемы управления дошкольным образованием возрастает с каждым днем.

Перед руководителем и работниками ДОУ стоит непрерывная задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Каждое дошкольное учреждение должно сегодня постоянно доказывать свою привлекательность, необходимость. А это достигается, в первую очередь, высоким качеством образовательной деятельности в детском саду. [Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, www].

Руководитель должен быть экспертом и стратегом в области управления деятельностью дошкольной организации, человеком, способным обеспечить постановку, прогнозирование и оценку степени соответствия целей и результатов образования ребенка, деятельности сотрудников и всей ДОО как социальной единицы, то есть управлять качеством образовательной деятельности.

 

В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) руководитель является ключевым звеном его эффективного функционирования и результативности образовательной работы. Уровень контроля за качеством управления дошкольным образовательным учреждением обуславливает возможности для профессионального роста руководителя, совершенствовании его знаний, умений и личностных качеств в соответствии с государственными требованиями. В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовательных учреждений происходят значительно быстрее, особая роль уделяется управленческому мастерству. От профессиональных умений руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития учреждения, его социальный статус.

Система управленческой деятельности, которую руководитель ДОУ составляет для себя, может включать:

1) Прогнозирование целей как предположительных результатов деятельности – количественных и качественных характеристик по срокам: краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных.

2) Описание субъектной модели значимых педагогических условий, таких как содержание, технологии, среда, средства, методы.

3) Представление алгоритма исполнительских действий на определенный временной период, например, план, управленческие решения, методы.

4) Описание системы критериев и показателей достижения цели, то есть стандартизированных или региональных характеристик.

5) Представление форм и методов контроля и оценка результатов: измерители, степень отклонения от нормы.

6) Методы коррекции образовательной и управленческой системы учреждения, то есть, кто будет реализовывать решения, какая деятельность станет приоритетной, каковы внешняя среда, потенциальные возможности организации. Также важны, соотношение организации к целям, требованиям, услугам, конкурентоспособность, каналы продвижения рекламы образовательных услуг, выбор оптимального варианта организационно-правовой формы и типа образовательного учреждения, диагноз и прогноз ситуации на рынке, выбор оптимального варианта решения.

Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, дошкольная организация представляет собой открытую и развивающуюся систему.

Развитие - это целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующееся организацией, с инновационной направленностью и постоянно увеличивающимся потенциалом роста. Этот процесс сложный и длительный, требующий от организации согласованности действий всех сотрудников учреждения, контроля над промежуточными результатами.

Программа развития ДОУ - это система действий для достижения желаемого результата развития учреждения.

Данная Программа направлена на повышение качества воспитания и обучения в МБ ДОУ «Детский сад № 247» г. Новокузнецка и предполагает активное участие всех участников педагогического процесса в ее реализации – администрации образовательной организации, педагогов, детей и их родителей. Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина остается неизменной на повестке дня. Для успешного существования и развития в современном информационном обществе необходимо совершенствовать подход к образовательной деятельности.

Для этого требуется:

- расширение комплекса технических средств, представляющих многокомпонентную информационно-педагогическую среду;

- разработка и внедрение инновационных педагогических технологий, в том числе здоровье сберегающих технологий в образовательную работу ДОУ;

- сохранение и укрепление здоровья воспитанников, с учётом их индивидуальных возможностей, в том числе детей инвалидов, детей с ОВЗ.

Таким образом, проблему, стоящую перед ДОУ, можно сформулировать как необходимость повышения качества образования, динамики инновационного развития за счет актуализации внутреннего потенциала ДОУ.

Основное предназначение программы

- Определение факторов, затрудняющих реализацию образовательной деятельности ДОУ, и факторов, представляющих большие возможности для достижения поставленных целей развития ДОУ.

- Построение целостной концептуальной модели будущего дошкольного учреждения, ориентированного на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства в образовании, развитии, поддержании и укреплении здоровья, а так же на оказание качественной психолого- педагогической помощи детям с ОВЗ.

- Определение направлений и содержания инновационной деятельности учреждения.

- Формирование сбалансированного ресурсного (нормативно-правового, научно-методического, кадрового и финансового) обеспечения, сопряжение его с целями и действиями деятельности ДОУ.

- Обеспечение условий для непрерывного повышения профессионального образования педагогов ДОУ.

Качественные характеристики программы

- Актуальность - программа ориентирована на решение наиболее значимых проблем для будущей (перспективной) системы образовательного процесса детского сада.

- Прогностичность - данная программа отражает в своих целях и планируемых действиях не только настоящие, но и будущие требования к дошкольному учреждению. Наряду с этим просчитываются и риски, возникновение которых возможно при реализации программы, намечается соответствие программы изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализоваться.

- Рациональность - программой определены цели и способы получения максимально возможных результатов.

-Реалистичность - программа призвана обеспечить соответствие между желаемым и возможным, т.е. между целями программы и средствами их достижений.

- Целостность - наличие в программе всех структурных частей, обеспечивающих полноту состава действий, необходимых для достижения цели (проблемный анализ, концептуальные положения и стратегия развития, план действий и предполагаемые результаты).

- Контролируемость - в программе определены конечные и промежуточные цели и задачи, которые являются измеримыми, сформулированы критерии оценки результатов развития ДОУ.

-Нормативно-правовая адекватность - соотнесение целей программы и планируемых способов их достижения с законодательством федерального, регионального и местного уровней.

-Индивидуальность - программа нацелена на решение специфических (не глобальных) проблем ДОУ при максимальном учете и отражении особенностей детского сада, запросов и потенциальных возможностей педагогического коллектива, социума и родителей.

Работа над Программой развития состояла из нескольких этапов:

- анализ внешней среды (тенденций социально-экономического развития общества, образовательной политики федерального и регионального уровня, социального заказа микросоциума), формулирование консолидированного социального заказа дошкольному образованию;

- анализ внутренней среды (соответствие деятельности ДОУ социальному заказу, т.е. выявление сильных и слабых сторон);

-разработка концепции образовательного учреждения (миссии и философии ДОУ, образ педагога, образ выпускника ДОУ);

-определение стратегических целей и задач;

- разработка социально-педагогических проектов.

Исходя из этого, Программа развития предполагает в будущем достижение следующих результатов:

- создание гибкой управленческой системы, соответствующей требованиям современности современности;

- кадровое обеспечение, соответствующее современным требованиям;

- повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с современными требованиями;

-обновление структуры и содержания образования через реализацию современных образовательных технологий, в том числе здоровьесберегающих технологий;

- улучшение материально-технического обеспечения для реализации программы дошкольного образования;

- стабильная работа системы раннего развития, психолого - педагогическая помощь детям раннего возраста;

- сформированность ключевых компетенций дошкольников, в соответствии с целевыми ориентирами ФОП ДО и ФГОСДО;

- расширение и доступность системы дополнительного образования;

- расширение образовательного пространства в рамках сетевого взаимодействия и сотрудничества с социокультурными учреждениями города;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Координатором Программы развития является Педагогический совет ДОУ, в лице заведующего и администрации ДОУ который:

- разрабатывает и утверждает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы развития;

- разрабатывает и утверждает ежегодно публичный доклад о ходе реализации и результатах Программы развития;

- разрабатывает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы развития;

- разрабатывает перечень целевых показателей для контроля хода реализации Программы развития;

- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы развития, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;

- организует информационное сопровождение в целях управления реализацией Программы развития и контроля хода программных мероприятий;

- осуществляет координацию деятельности исполнителей по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств бюджета и средств внебюджетных источников;

- утверждает механизм управления Программой развития.

Для текущего управления реализацией Программы развития создана творческая группа по разработке и реализации Программы развития и целевых проектов.

Основными задачами творческой группы в ходе реализации Программы развития являются:

- подготовка предложений по направлениям работы, по формированию перечня программных мероприятий на каждый год;

- подготовка предложений по вопросам реализации Программы развития для рассмотрения на Педагогическом совете и общем родительском собрании;

- выявление содержательных и организационных проблем в ходе реализации Программы развития и разработка предложений по их решению;

- разработка и апробация предложений по механизмам и схемам финансового обеспечения реализации Программы развития;

- организация и проведение мониторинга результатов реализации программных мероприятий по каждому направлению работы;

- организация и проведение оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий;

- принятие решения об участии в презентациях, конкурсах, экспертизе и т.п.

- ведение отчетности о реализации Программы развития;

- организация размещения в электронном виде на сайте информации о ходе и результатах реализации Программы развития, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных средств, проведении экспертиз и конкурсов.

Ключевые принципы Управления процессом реализации Программы развития:

- обеспечение нормативного, методического и информационного единства;

- соответствие целей и задач ресурсному обеспечению;

- наличие системы критериев и показателей, их непрерывного мониторинга;

- принятие управленческих решений на основе объективной и исчерпывающей информации;

- сочетание административных механизмов, моральных и материальных стимулов для эффективной реализации работ на всех уровнях.

Таким образом, основная стратегия развития дошкольного учреждения заключается в создании единой образовательной среды, отвечающей современным требованиям образовательной работы с детьми. Она должна обеспечивать право каждого ребёнка на качественное и доступное образование, а также равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей.

Разработанная нами программа развития поможет в дальнейшем успешной реализации деятельности дошкольного учреждения, будет способствовать качественному и эффективному управлению ДОУ.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×