Программа саморазвития по патриотическому воспитанию старших дошкольников | Белова Светлана Владимировна. Работа №304373
Программа профессионального саморазвития «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей, традициями и достопримечательностями малой Родины»
Цель: Совершенствование профессионального мастерства по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
1.Изучить и систематизировать достижения педагогической науки по теме.
2.Повысить собственный уровень знаний путем изучения методической литературы, новинок программно–методического обеспечения, интернет - ресурсов по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
3. Расширить представления о родном крае. Познакомиться с историей родного города, его месторасположением, районами, достопримечательностями, культурой, традициями.
4. Создать условия для воспитания патриотических чувств у дошкольников: пополнить РППС группы дидактическим и иллюстративным материалом, художественной литературой по теме.
5. Поиск и внедрение инновационных форм работы с родителями с целью формирования их компетентности по воспитанию патриотизма у детей.
6. Привлечь родителей к совместным мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в нравственно-патриотическом воспитании детей.
7 Изучение периодической печати, знакомство со средствами массовой информации по данной теме.
Программа профессионального саморазвития «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей, традициями и достопримечательностями малой Родины»
Цель: Совершенствование профессионального мастерства по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
1.Изучить и систематизировать достижения педагогической науки по теме.
2.Повысить собственный уровень знаний путем изучения методической литературы, новинок программно–методического обеспечения, интернет - ресурсов по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
3. Расширить представления о родном крае. Познакомиться с историей родного города, его месторасположением, районами, достопримечательностями, культурой, традициями.
4. Создать условия для воспитания патриотических чувств у дошкольников: пополнить РППС группы дидактическим и иллюстративным материалом, художественной литературой по теме.
5. Поиск и внедрение инновационных форм работы с родителями с целью формирования их компетентности по воспитанию патриотизма у детей.
6. Привлечь родителей к совместным мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в нравственно-патриотическом воспитании детей.
7 Изучение периодической печати, знакомство со средствами массовой информации по данной теме.
Актуальность.
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием своего региона.Знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили город, имеет большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста. К сожалению, родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не всегда уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине
Старшим дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании и формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Этапы изучения темы:
1. Информационный блок – переработка теоретических материалов.
2. Организационный блок – создание предметно-развивающей среды.
3. Технологический блок – разработка образовательных проектов по темам:
«Улица, на которой я живу», «Мой родной Приокский район», «Мы- Нижегородцы!»
Основные направления реализации программы.
1. Расширение образованности.
2. Повышение педагогической и психологической компетентности.
3.Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков).
4. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
5. Участие в конкурсах, районных методических объединениях.
6. Транслирование опыта практических результатов по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста в педагогическом сообществе.
7. Самостоятельный поиск педагогической информации по банкам, в системе Интернет.
8. Посещение музеев, выставок, театров, клубов с целью саморазвития и расширения кругозора, роста педагогической компетентности.
Ожидаемые результаты.
1. Оформление собственных методических наработок.
2. Повышение собственной творческой самооценки.
3. Реализация системы работы по нравственно – патриотическому воспитанию.
4.Повышение квалификации.
5. Систематизация и представление в педагогическом сообществе опыта работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников.
Этапы реализации программы
Организационно-ознакомительный-2019-2020гг.
Изучение методической литературы по проблеме патриотического воспитания детей-в течении года.
Подбор художественной литературы, иллюстрированного материала-
сентябрь, декабрь
.
Поиск форм и методов работы с детьми по формированию у детей знаний о родном городе
-в течении года.
Составление перспективного плана работы-октябрь.
Разработка программы социального партнерства с семьей по проблеме патриотического воспитания детей-октябрь –апрель.
Основной этап2020-2021гг.
1. Диагностика детей по выбранной теме-сентябрь.
2.Анкетирование родителей по вопросам воспитания патриотических чувств у детей-сентябрь.
3. Реализация проекта, подбор новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами по формированию у детей знаний о малой Родине –в течении года.
4. Проведение родительских собраний, круглых столов-октябрь, февраль, май.
5. Пополнение развивающей предметно – пространственной среды продуктами совместного творчества детей и их родителей-в течении года.
6. Участие в районных, областных, Всероссийских конкурсах-в течении года.
Заключительный этап 2021-2022гг.
Обобщение и систематизация материалов по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников –сентябрь, ноябрь.
Распространение педагогического опыта по нравственно - патриотическому воспитанию детей в сетевом педагогическом сообществе и в сети Интернет-сентябрь-ноябрь.
Распространение педагогического опыта по нравственно - патриотическому воспитанию детей на педагогических советах и методических объединениях
-сентябрь-ноябрь
Перспективное планирование работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств и формированию представлений о малой Родине
Сроки реализации проекта
Тема проекта
Цель и задачи
Совместная деятельность воспитателя и детей
Продуктивная деятельность детей
Сентябрь
-
Ноябрь
Проект «Приокский район – моя малая Родина»
Цель проекта:
Формирование у детей представлений о родном районе, как частичке малой Родины.
Задачи проекта:
Расширять знания детей об истории Приокского района.
Развивать интерес к самостоятельному поиску необходимой информации о достопримечательностях Приокского района.
Развивать умение представлять результаты своей проектной деятельности.
Воспитывать у детей чувство гордости за свой район, за людей, прославивших Приокский район
Рассматривание иллюстраций, фотографий, компьютерных презентаций, карты-схемы Приокского района.
Беседы по темам: «Чем славится Приокский район», «Люди, прославившие Приокский район», «Достопримечательности Приокского района»».
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Приокскому району»
ООД: «Приокский район – моя малая Родина»
Рисование: «Символ Приокского района», «85-лет Приокскому району»
Аппликация: «Дорога»
Создание совместно с родителями виртуальной экскурсии по Приокскому району; Оформление тематических альбомов «Достопримечательности Приокского района», «Люди, прославившие Приокский район»; Музеи Приокского района; «Улица, на которой я живу»
Сообщения детей: «Знакомые места Приокского района» подготовленные и оформленные совместно с родителями
Декабрь - Февраль
Проект «Родной мой край-земля Нижегородская»
Цель проекта:
Формирование у детей интереса к истории возникновения Нижнего Новгорода, месте расположения, символике города.
Задачи проекта:
Закреплять представление об истории возникновения Нижнего Новгорода;
Дать понятие «нижегородец», сформировать ощущение принадлежности детей к городу, в котором они живут.
Познакомить с историей происхождения символа города- оленя.
Воспитывать любовь к родному городу, своей «малой Родине».
Рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток, календарей, компьютерных презентаций о Нижнем Новгороде в прошлом, календарей, карты-схемы, презентаций о Нижнем Новгороде в прошлом. Нижегородском кремле и его постройках.
Чтение художественной литературы исторического характера, изучение легенд и преданий об исторические прошлые города (его возникновение).
«Козьма Минин и Дмитрий Пожарский – защитники Отечества», исторической сказки Т.Черепановой «Георгий Всеволодович Нижнего Новгорода основатель».
Беседы с детьми: «Город находится на слиянии Оки и Волги. Почему на этом месте построили город?
«Что я знаю о своём городе?», «Что можно увидеть на улицах нашего города», «Вот моя улица, вот мой дом».
Составление творческих рассказов «Герб моей семьи», «Путешествие по Нижнему Новгороду».
Разучивание стихов, песен о родном городе. «Нижний Новгород – мой край, моя земля» А,Чеменевой
Слушание музыкальных произведений: А.Морозов «Нижегородская лирическая», В.Шамшурина «Гимн Нижегородской области».
ООД: "Как возник наш город", «Главные достопримечательности Н.Н», "Символика города",
Д/и «Кто больше увидит», «Что с чем связано», «Живая картинка», «Найди на карте», «Хорошо-плохо», «Угадай, где я была», «Найди отличия».
Дидактические игры: "Узнай, где я нахожусь", «Узнай и назови» (архитектурные памятники) «Какие бывают здания», «Домашний адрес», "Собери картинку", "Карта нашего города", «Сложи герб из фрагментов»
Словесная игра «Как это было?»(история возникновения Нижнего Новгорода)
Настольно-печатные игры -лото «История Н. Новгорода», «Узнай герб Нижнего Новгорода»
Игры со строителем «Город будущего»
Игра в куб- трансформер «Назови достопримечательности города»
Сюжетно-ролевая игра «Мы плывем по реке Волге и Оке», "Путешествие на автобусе в город Нижний Новгород», «День города».
Решение творческих задач: «Если бы я был архитектором»,
«Если бы я был экскурсоводом»
Игра-викторина «Знатоки Нижнего Новгорода»
Рисование:
"Визитная карточка нашего города - герб", «На слиянии Волги с Окой», «Легенды и предания Нижнего Новгорода».
Лепка: "Олень-символ нашего города",
Аппликация: "Новые дома на нашей улице", «Олень»
Конструирование: «Здания», «Мой город»
Выставка детских рисунков "Нижний Новгород глазами детей"
Составление альбома с творческими работами детей: «Достопримечательности нашего города», «Мой любимый город» (творческие рассказы детей о городе, любимых местах отдыха (прогулок))
Создание совместно с родителями фотоколлажа «Как мы с семьей посетили исторические места Нижнего Новгорода
Фотокнига «Нижний Новгород в прошлом»
Март
-
Май
Проект «Сердце Нижнего Новгорода- Нижегородский Кремль»
Цель проекта:
Формирование у детей интереса к истории культуры Нижнего Новгорода.
Задачи проекта:
Расширять знания детей об истории Нижегородского кремля.
Развивать интерес к самостоятельному поиску необходимой информации о башнях Нижегородского кремля.
Развивать умение представлять результаты своей проектной деятельности.
Воспитывать у детей чувство гордости за свой город, его достижения и культуру, основы гражданских и патриотических чувств.
Рассматривание иллюстраций, фотографий, компьютерных презентаций, карты-схемы, о Нижегородском кремле и его постройках.
Беседы по темам: «Что находится на территории Кремля», «Военная техника в Нижегородском Кремле», «Кремль в прошлом», «Из чего сделаны стены Нижегородского кремля», «Знакомство с картой Кремля» (по ориентировке в пространстве), «Мы – экскурсоводы».
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Нижегородскому Кремлю»
ООД: «Сердце Нижнего Новгорода - Нижегородский Кремль», «Легенды Башен»
Д/и «Что сначала, что потом» (старый и новый Кремль), «Лото достопримечательности Кремля»
Подвижная игра «Стрелок».
Рисование: «Башни Нижегородского Кремля», «Нижегородский Кремль-Сердце Нижнего Новгорода» «Великая Крепость»
Лепка: изготовление из соленого теста, бросового материала макета Кремля, Арсенала.
Аппликация: «Башни Кремля»
Конструирование: Интерактивный макет Кремля.
Создание совместно с родителями картотеки пословиц, поговорок и крылатых выражений о Нижнем Новгороде и Нижегородском Кремле.
Презентация : Башни Кремля.
Литература:
Антонов Ю.Е, Левина Л.В. «Как научить детей любить Родину» М., 2003
Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками»: М., 2004
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008
Доможакова Т.И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: Управление ДОУ, 2006
Маханева, М. Д. Самообразование педагогов/М. Д. Маханева//Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, № 1.
Кобзева Т.Г. Развитие у детей 5-7 лет интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности: канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Кобзева Т.Г. – Волгоград, 2008 // Библиотека диссертаций [Электронный ресурс].
Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»: Управление ДОУ, 2006