Программа саморазвития"Сенсорное воспитание детей раннего возраста через разные виды детской деятельности" | Назаренкова Ирина Васильевна. Работа №234362
Автор: Назаренкова Ирина Васильевна
Программа саморазвития
Принято
на Совете педагогов МБДОУ
«Детский сад №139»
от 29.08.2018 г.
протокол № 1
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад №139»
_______________ Ю.Е.Порхунова
Программа саморазвития
«Сенсорное воспитание детей раннего возраста
через дидактические игры»
Тема: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи.
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
Ожидаемые результаты:
- закрепление знаний у детей порядкового счета, названия геометрических фигур, временных представлений;
- положительная динамика в математическом развитии детей;
- совершенствование предметно-развивающей среды.
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Этапы работы.
Информационно-педагогический блок
Изучить книгу
Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
Сентябрь
Изучить книгу
Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
Октябрь
Изучить книгу
«Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова
Апрель
Посещение городских методических объединений
В течение года
Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования ns portal.ru)
Февраль
Работа с детьми
создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка среды
В течение года
специальные занятия по сенсорному воспитанию
В течение года
занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.)
В течение года
сенсорное развитие осуществляемое в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию
В течение года
Проведение игр:
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
,,Чудесный мешочек,,
,, Определи на ощупь,, ( найти предметы различающиеся по одному признаку)
,,Платочек для куклы,, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
,,Узнай фигуру,, ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
,, Найди пару,, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)
Сентябрь – ноябрь
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
,, Найди предмет указанной формы,, (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
,,Из каких фигур состоит…?,, (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
,,Найди предмет такой же формы,, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
,,Какая фигура лишняя?,, (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)
Январь
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
,,Сравни предметы по высоте,,
,,Самая длинная, самая короткая,,(предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
,,Разноцветные кружки,,(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
,,В какую коробку?,,(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
,,Дальше - ближе,,(предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)
декабрь- Февраль
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
,,Какого цвета не стало?,,
,,Какого цвета предмет?,,(предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
,,Собери гирлянду,,(предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
,,Какие цвета использованы?,,(показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
,,Уточним цвет,, (учить различать и называть близкие цвета)
Март
Закрепление
пройденногос
детьми
Мониторинг
Апрель-май
Работа с родителями
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и
демонстрационного материала
.
Сентябрь-ноябрь
Проведение индивидуальных
консультаций и
бесед с родителями.
В течение года
Подготовить консультацию для родителей
«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»
Декабрь
Открытый просмотр для родителей «Все мы любим мамочку»
Март
Принято
на Совете педагогов МБДОУ
«Детский сад №139»
от 29.08.2016 г.
протокол № 1
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад №139»
_______________ Ю.Е.Порхунова
Программа саморазвития
«Сенсорное воспитание детей раннего возраста
через разные виды детской деятельности »
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни.
Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка.
В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.
Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.
Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.
Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.
Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез).
Рисование, аппликация и лепка – виды деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой – то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.
Таким образом, актуальность темы заключается в необходимости ее всестороннего изучения, потому чторазвитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Она создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений.
Тема:«Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста через разные виды детской деятельности »
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
Сроки
Форма работы
Практические выходы
Сентябрь
Составление плана работы по самообразованию
Наличие плана работы по самообразованию
Изучение литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по самообразованию
Литература для изучения:
Макарычева Н.В. «Проблемы раннего детства». –АРКТИ, 2014
Высокова Т.П. «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста». – Волгоград, 2011.
Янушко
Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста
» .
- Мозаика-синтез, 2013.
Собран дополнительный материал по сенсорному развитию детей раннего возраста изИнтернет – источников.
Разработаны анкеты и консультации для работы с родителями.
Посещение курсов повышения квалификации на тему: ««Концептуальные основы введения ФГОС ДО»
Получение новых знаний в ходе изучения нормативных документов ФГОС ДО, написание итогового проекта
Проведение наблюдения и выявление уровня сенсорного развития детей в ходе применения специализированных дидактических игр
Заполнение карты наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня сенсорного развития детей на начало учебного года
Анкетирование и консультирование родителей
Получение данных в ходе проведения анкетирования родителей по темам: «Знакомство», «Социально-демографическая анкета» и «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников
по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников».
Проведение консультации для родителей «Адаптация ребенка к условиям ДОУ» и «Сенсорное воспитание детей раннего возраста».
Октябрь
Ноябрь
Продолжать изучение литературы по заданной тематике
Литература для изучения:
Журнал «Домашняя школа
Монтессори
», 2001.
Журнал «Для самых маленьких», 2001.
Работы Марии
Монтессори
по всестороннему развитию детей из различных Интернет – источников.
Подготовка к проведению открытого просмотра НОД «Прогулка в осенний лес»
Проведение открытого просмотра ОД «Прогулка в осенний лес»
Участие в педсовете
Участие в работе педсовета, анализ проведенного открытого просмотра и успехов по реализации подготовительного этапа плана работы по самообразованию
Формирование картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей, изготовление материала для игр
Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним
Подготовка консультации для родителей
Проведение консультации для родителей на тему: «Как провести выходной день с ребенком».
Декабрь
Продолжать изучение литературы по заданной тематике
Литература для изучения: Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников – Мн.: БрГУ, 2007.
Подготовка консультации для родителей
Проведение консультации для родителей на тему: «Какие игрушки необходимы детям».
Формирование картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей, изготовление материала для игр
Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним
Создание развивающего оборудования «Тактильная дорожка», обучение детей работе с ним
Наличие оборудования
Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей»
Наличие папки-передвижки
Январь
Подготовка консультации для родителей
Проведение консультации для родителей на тему: «Первые уроки нравственности для детей раннего дошкольного возраста».
Продолжать формирование картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей, изготовление материала для игр
Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним
Упражнения и игры на развитие сенсорных эталонов обоняния. Создание развивающего центра «Территория запахов»
Проведение упражнений и игр
Продолжать изучение литературы по заданной тематике
Литература для изучения:
Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1988.
Февраль
Подготовка к
проведению открытого просмотра
ОД «Зайка»
Проведение открытого просмотра ОД «Зайка»
Участие в педсовете
Участие в работе педсовета, анализ проведенного открытого просмотра
Экспериментирование с водой.
Опыт «Разноцветная вода». Опыт «Прозрачность воды».
Формирование картотеки дидактических игр, направленных на
на
развитие тактильных ощущений:
«
Чудесный мешочек», «Определи на ощупь»,
«
Платочек для куклы», «Узнай фигуру»
, «
Найди пару».
Наличие дидактических игр в картотеке
Подготовка консультации для родителей
Проведение консультации для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста».
Март
Подготовка консультации для родителей
Проведение консультации для родителей на тему: «Роль развивающих игр для детей».
Формирование картотеки дидактических игр, направленных на
закрепление понятия формы: «
Найди предмет указанной формы», «Из каких фигур состоит…?
», «
Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя?».
Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним
Продолжать изучение литературы по заданной тематике
Литература для изучения:
Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада - М.: 1983
Продолжение оформления папки-передвижки для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей»
Наличие папки-передвижки
Апрель
Подготовка консультации для родителей
Проведение консультации для родителей на тему: «Детские капризы и упрямство».
Продолжать изучение литературы по заданной тематике
Литература для изучения:
Сакулина Н.П., Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду : Методические указания – М.: Просвещение, 1969.
Формирование картотеки дидактических игр, направленных на
закрепление
цвета:
«
Какого цвета не стало?», «Какого цвета предмет?
», «
Собери гирлянду» «Какие цвета использованы?», «Уточним цвет».
Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним
Оформление буклетов для родителей на тему: «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста»
Наличие буклетов
Май
Подготовка к
проведению открытого просмотра
ОД «Бабочки»
Проведение открытого просмотра ОД «Бабочки»
Участие в педсовете
Участие в работе педсовета, анализ проведенного открытого просмотра и успехов по реализации подготовительного этапа плана работы по самообразованию
Анкетирование родителей
Анкетирование, позволяющее оценить уровень удовлетворённости родителей работой дошкольного учреждения.
Формирование картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей, изготовление материала для игр
Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним
Закрепление пройденного с детьми.
Оценка уровня сенсорного развития детей.
Заполнение карты наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня сенсорного развития детей на конец учебного года