Программа «Шаг навстречу» по наставничеству молодого специалиста из числа детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей | Лиховских Рузигуль Гардуллоевна. Работа №273740
Автор: Лиховских Рузигуль Гардуллоевна
Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.
Наставничество молодого специалиста это становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Система наставничества призвана оказывать начинающему специалисту профессиональную помощь в овладении мастерством функциональных обязанностей. Создавать ситуации успешности работы молодого специалиста, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
Программа наставничества призвана помочь организовать деятельность наставников с молодыми специалистами на уровне образовательной организации, обеспечить качественный уровень развития системы наставничества, сформировать эффективные механизмы взаимодействия наставника и начинающего специалиста для обеспечения эффективного вхождения в должность.
Краевое государственное казенное учреждение «Организация, осуществляющая обучение, для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №18» (КГКУ Детский дом 18)
УТВЕРЖДАЮ
Директор КГКУ Детский дом 18
_______________И.В. Авраменко
«___»___________2021 г.
Программа
«Шаг навстречу»
по наставничеству молодого специалиста из числа детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей
Программу составила:
социальный педагог Лиховских Р.Г.
2021 г.
Пояснительная записка
Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.
Наставничество молодого специалиста это становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Система наставничества призвана оказывать начинающему специалисту профессиональную помощь в овладении мастерством функциональных обязанностей. Создавать ситуации успешности работы молодого специалиста, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
Программа наставничества призвана помочь организовать деятельность наставников с молодыми специалистами на уровне образовательной организации, обеспечить качественный уровень развития системы наставничества, сформировать эффективные механизмы взаимодействия наставника и начинающего специалиста для обеспечения эффективного вхождения в должность
Задача программы наставничества объединить потребности выпускников и возможности наставников, найти для подростка значимого взрослого, который поможет войти во взрослую жизнь, избежав ошибок и разочарований.
Наставники подбираются из наиболее подготовленных педагогических работников, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в работе, обладающих коммуникативными навыками и гибкостью в общении.
Задача педагога-наставника – помочь молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности. Предполагаемый педагог-наставник должен пользоваться авторитетом среди коллег, и воспитанников. Немаловажно и обоюдное согласие педагога-наставника и молодого специалиста в совместной работе.
Срок реализации программы: 1 год
Цель и задачи программы
Цель программы:
Подготовить волонтеров к выполнению роли наставников
выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении, вовлечение их в трудовой процесс и общественную жизнь образовательной организации.
Задачи программы:
Сформировать понимание роли наставника.
Обеспечить
успешную
адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддерживать эмоционально, укреплять веру в себя.
Прививать
молодому
специалисту
интерес к трудовой
деятельности.
Использовать
эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.
Развивать
способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на
специалиста,
обязанности по занимаемой должности.
Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности, повышать продуктивность работы.
Способствовать планированию карьеры молодого специалиста
, мотивации к повышению уровня
саморазвития
.
Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре образовательной организации, усвоению лучших традиций коллектива и правил поведени
я в образовательном учреждении.
Этапы реализации программы
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого специалиста носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности. В построении деятельности педагога-наставника можно выделить четыре этапа:
Первый этап.
Подготовка волонтеров к выполнению роли наставников
в «Школе
наставников», по
«П
рограмме тренинговых занятий по обучению наставников выпускников организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
»
.
.
Второй этап.
Анкетирование молодых специалистов в целях выявления первичных затруднений в профессиональном становлении.
С
оставление и реализация
программы наставничества.
Третий этап.
Отслеживание уровня
профессиональной компетентности молодого специалиста, определение степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Четвёртый этап.
Оценка эффективности и
результативности реализации Программы.
Выбор формы работы с молодым специалистом начинается с вводного анкетирования, тестирования или собеседования для определения трудностей и проблем. Затем разрабатывается совместная программа работы начинающего специалиста с педагогом-наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть надзирателем, поучающим молодого и неопытного специалиста или только демонстрирующим свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным.
Совместная работа способствует поддержанию высокой степени мотивации, молодой специалист обсуждает с наставником свои профессиональные проблемы и получает от него реальную помощь.
Педагогический опыт можно почерпнуть из книг, методичек, Интернета и других источников информации, но человечество еще не придумало лучшего способа передачи опыта, чем личный контакт и творческое взаимодействие.
Формы и методы реализации программы
консультирование (индивидуальное, групповое);
активные методы (
семинары, практические занятия,
тренинги, собеседование, творческие мастерс
кие, мастер-классы наставников, совместная деятельность и др.).
Деятельность наставника
1-й этап – подготовительный. Подготовка волонтеров к выполнению роли педагога-наставника выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно плану занятий школы наставников.
2-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет степень его умений и навыков, чтобы выработать программу адаптации.
3-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого специалиста, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
4-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого специалиста, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Обязанности наставника:
знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня
его интеллектуального развития.
изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению
воспитанникам
, коллективу, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
знакомить молодого специалиста
с учреждением
, с расположением
групп
, служебных и бытовых помещений;
вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к
помощнику воспитателя, правилами
внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать
выполняемую работу
; разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении профессией, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в
доме
, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; периодически докладывать руководителю
Службы
постинтернатного сопровождения
о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Обязанности молодого специалиста:
изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, особенности деятельности
детского дома
и функциональные обязанности по занимаемой должности;
выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем
Службы постинтернатного сопровождения
.
Ожидаемые результаты
для молодого специалиста:
включение молодого педагога в
проектную,
организационно-методическую,
творческую деятельность; активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков
в работе
;
участие молодых
специалистов
в
мероприятиях и конкурсах
;
наличие портфолио у каждого молодого
специалиста
;
успешное прохождение
адаптации на рабочем месте
.
для наставника:
эффективный способ самореализации;
повышение квалификации;
достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
для образовательной организации:
успешная адаптация молодых специалистов;
повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в
организации
.
ПРИЛОЖЕНИЕ1 Памятка для молодых специалистов «правила поведения и общения воспитателя в ДОУ»
Старайтесь:
Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.
Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.
Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты – в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.
Помните:
"Терпение – дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.
Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.
Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.
Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.
Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.
Не скупитесь на похвалу.
Не создавайте конфликтных ситуаций.
Следите за внешностью и поведением.
Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания.
Воспитывая детей, стремитесь:
- Любить ребенка таким, каков он есть.
- Уважать в каждом ребенке личность.
- Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
- Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
- Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
- Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.
В детском доме запрещается:
Кричать и наказывать детей.
Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
Приходить к детям с плохим настроением.
Оставлять детей одних.
Унижать ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Анкета молодого специалиста
1. Почему Вы выбрали профессию помощник воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?
2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?
3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?
4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?
5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?
6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?
7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы помощником воспитателя?
8. Что Вас привлекает в работе коллектива:
новизна деятельности;
условия работы;
пример и влияние коллег и руководителя;
организация труда;
доверие;
возможность профессионального роста.
9. Что Вам хотелось бы изменить?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Психологический климат в коллективе. №
В какой степени Вы удовлетворены
(по 5 бальной шкале)
Оценка
1.
Вашей работой в детском доме
2.
Вашими взаимоотношениями с коллегами
3.
Готовностью коллег оказать помощь в работе
4.
Настроением в коллективе (жизнерадостность, оптимизм)
5.
Культурой
6.
Тем, в какой мере сотрудники прислушиваются к Вашим замечаниям, предложениям, касающимся работы детского дома
7.
Культурно-массовыми мероприятиями
8.
Тем, насколько доброжелательно и объективно оценивается Ваша работа
9.
Отношением коллектива к работе
10.
Организованностью и порядком в детском доме
11.
Творческой атмосферой в коллективе
12.
Вашими отношениями с сотрудниками
13.
Тем, насколько рационально используют Ваши силы и время на работе
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Тест «Насколько вы конфликтны?»
вопросы.
1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы предпринимаете:
а) избегаете вмешиваться;
б) можете встать на сторону потерпевшего или того, кто прав;
в) всегда вмешиваетесь и отстаиваете свою точку зрения?
2. На собрании вы критикуете руководство за допущенные ошибки:
а) нет;
б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему;
в) всегда критикуете за ошибки?
3. Ваш непосредственный начальник излагает нерациональный, на ваш взгляд, план работы. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше:
а) если другие вас поддержат, то да;
б) вы обязательно будете поддерживать свой план;
в) боитесь, что за критику вас могут лишить премиальных и т.д.
4. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями:
а) только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят ваших отношений;
б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;
в) вы спорите со всеми и по любому поводу?
5. Кто-то пытается пролезть вперёд вас без очереди. Ваши действия:
а) считая, что и вы не хуже его, пытаетесь обойти очередь;
б) возмущаетесь, но про себя;
в) открыто высказываете негодование.
6. Представьте себе, что рассматривается рационализаторское предложение, экспериментальная работа вашего коллеги, в котором есть и ошибки. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим. Как вы поступите:
а) выскажетесь и о положительных, и об отрицательных сторонах этого проекта;
б) выделите положительные стороны работы и предложите предоставить возможность продолжить её;
в) вы станете критиковать её: чтобы быть новатором. Нельзя допускать ошибок?
7. Представьте: свекровь постоянно говорит вам о необходимости бережливости, экономии, а сама то и дело покупает дорогие вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей скажите:
а) что одобряете покупку, если она доставила ей удовольствие;
б) говорите, что эта вещь безвкусная;
в) постоянно ругаетесь, ссоритесь с ней из-за этого?
8. Вы встретили подростков, которые курят. Как вы реагируете:
а) думаете: «Зачем мне портить себе настроение из-за плохо воспитанных чужих озорников?»;
б) если дети балуются, Вы их отчитываете?
9. В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас:
а) в таком случае вы не даёте ему чаевых, которые заранее приготовили, если бы он поступил честно;
б) просите, чтобы он ещё раз посчитал сумму;
в) это будет поводом для скандала?
10. Вы в доме отдыха. Администратор сам развлекается вместо того, чтобы выполнять свои обязанности, не следит за уборкой в комнатах, разнообразием меню. Возмущает ли вас это:
а) да, но полагаете, что если вы даже и выскажете ему какие-то претензии, вряд ли это что-то изменит;
б) вы находите способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы;
в) вы вымещаете недовольство на младшем персонале?
11. Вы спорите с вашим ребёнком-подростком и убеждаетесь, что он прав. Вы признаете свою ошибку:
а) нет;
б) разумеется. Признаете;
в) какой же у вас авторитет, если вы признаете, что были неправы?
Ключ:
За каждый вариант ответа «а» - 4 балла;
За каждый вариант ответа «б» - 2 балла;
За каждый вариант ответа «в» - 0 баллов.
Результаты.
Сумма от 30 до 44 баллов. Вы тактичны, не любите конфликтов, даже если и можете их сгладить, избегаете критических ситуаций. Когда же вам приходится вступать в спор, то вы учитываете, как это отразится на вашем положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь её оказать. Не думаете ли вы, что тем самым вы теряете уважение к себе и в глазах других?
Сумма от 15 до 29 баллов. О вас говорят, что вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете своё мнение, невзирая на то, как отразится это на вашем положении. И вас за это уважают.
Сумма от 10до 14 баллов. Вы ищете поводов для споров, большая часть которых излишняя, мелочная. Любите критиковать, но только когда это выгодно вам. Вы навязываете своё мнение, даже если неправы. Вы не обидитесь, если вас будут считать любителем поскандалить? Подумайте, не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценности.