Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Программа "Шедевры рукоделия" | Болгова Галина Ивановна. Работа №303227

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шедевры рукоделия» художественной направленности разработана в соответствии с требованиями в образовании.

Программа направлена на формирование навыков самореализации личности, знакомит учащихся с безграничными возможностями для творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у учащихся художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Срок реализации программы 2 года. Программа ориентирована на разновозрастной коллектив учащихся от 7 до 15 лет.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец»

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Шедевры рукоделия»

 

 

 

 

Художественная направленность

Возраст учащихся: 7-15 лет

Срок реализации: 2 года

 

 

 

Автор-составитель:

Болгова Галина Ивановна

педагог дополнительного образования

 

 

Екатеринбург, 2021


СОДЕРЖАНИЕ

1.1. Пояснительная записка 3

1.2. Цели и задачи программы 5

1.3. Содержание программы 6

1.4. Планируемые результаты 7

1.5. Комплекс основных характеристик программы по годам обучения 8

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 19

2.1. Условия реализации программы 20

2.2. Формы контроля / аттестации и оценочные материалы 21

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22


1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шедевры рукоделия» художественной направленности разработана в соответствии с требованиями в образовании, отраженных в следующих документах:

Дополнительное образование является сферой высокого уровня инновационной активности, что позволяет рассматривать ее как одну из приоритетных сфер инновационного развития России и рассматривать в контексте Стратегии инновационного развития Российской Федерации. Особенно отмечается значение сферы дополнительного образования для преодоления неравенства доступа к качественному образованию, предоставляя альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений учащихся.

Актуальность программы заключается в создании условий для развития творческих способностей учащихся. Программа направлена на формирование навыков самореализации личности, знакомит учащихся с безграничными возможностями для творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у учащихся художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. творческие проекты и практические работы, используемые в образовательном процессе, основаны на внимании к развитию индивидуальных способностей у каждого учащегося. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Отличительная особенность программы: данная программа имеет ряд отличительных особенностей, выявленных при анализе аналогичных программ: «Занимательный труд» (автор-составитель О.Ю. Карамышева), «Подарки своими руками» (автор-составитель Н.А. Булгакова), что позволяет учащимся реализовать свои интересы в сфере декоративно-прикладного творчества. Обучение в творческом объединении многопредметное. Учащиеся в течение учебного года осваивают работу с нитями – это не просто доступный вид деятельности, но и труд, который способствует умственному, нравственному и художественному воспитанию и работу в разных техниках декоративно-прикладного творчества, которая формирует такие качества, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, то есть, способствует развитию личности. Все это расширяет уровень грамотности учащихся в области декоративно-прикладного творчества, развивает эстетический вкус, ориентирует на создании оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, духовный мир детей и подростков.

Общение учащихся в непринужденной обстановке и помощь педагога дают возможность влиться в коллектив, приобрести навыки личностного взаимодействия, направленные на достижение общей цели создание выставочной работы и освоение программного материала. Программа отвечает потребностям общества в формировании творческой личности, способствует самоутверждению, самореализации и успешной социализации личности.

Адресат программы: программа ориентирована на разновозрастной коллектив учащихся от 7 до 15 лет.

Возрастные особенности: у учащихся этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки. Набор учащихся свободный, группы – разновозрастные. На первый год обучения возможен прием учащихся разных возрастов в зависимости от их желаний и способностей. Комплектование творческого объединения проводится без предварительного отбора. В процессе обучения предусмотрено проведение добора в группы всех годов обучения. Для вновь поступивших учащихся подбираются задания, позволяющие быстрее приобрести необходимые навыки.

Количество в группе – 10 человек. Комплектование объединения проводится без предварительного отбора. Набор учащихся свободный, состав группы – постоянный, разновозрастной. На период обучения возможен прием учащихся в зависимости от возраста или имеющихся специальных способностей. Образовательный процесс организуется в традиционной форме.

Объем программы: 288 часов.

Срок освоения программы: 2 года обучения.

1 год обучения – 36 недель,

144

часов;

2 год обучения – 36 недель,

144 часов.

Форма обучения – очная, в особых случаях применяется дистанционная.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа.

Уровень освоения программы: программа разноуровневая, предполагает стартовый, базовый уровень освоения.

Стартовый (1 год обучения) – используются и реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

Базовый (2 год обучения) – используются и реализуются такие формы организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно тематического направления программы.

Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуально-групповая.

Виды занятий: беседа, практическое занятие, комбинированное занятие, выставка.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: наблюдение; устный опрос, выставка.

1.2. Цели и задачи программы

Цель программыразвитие художественных и творческих способностей учащихся через декоративно-прикладное творчество.

Задачи программы.

Обучающие:

П

ознакомить с истоками

художественного и

декоративно прикладного искусства

:

изонить

,

декупаж

,

пейп

-арт, макраме, вязание крючком

, его связь с жизнью на примерах разли

чных народных промыслов.

О

бучить технологии вышивки на картоне

и техникам декоративно-прикладного творчества

:

декупаж

,

пейп

-арт, макраме, вязание крючком

.

О

бучить практическим навыкам и умению п

ри работе с ручным инструментом

.

О

бучить творчески использовать полученные умения и практические навыки в повседневной жизни.

Развивающие:

Р

азвить интерес к творческому позн

анию и самовыражению.

Р

азвить мелкую моторику р

ук, образное мышление, фантазию.

Р

а

звить познавательную активность.

Р

азвить умение самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления изделий, сочетать в

работе различные техники.

Воспитательные:

В

оспитать коммуникативные н

авыки в общении со сверстниками.

В

оспитать бережное и экономное отноше

ние к материалам и инструментам.

В

оспитать аккура

тность, терпение, настойчивость.

В

оспитать трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, предприимчивость, самостоятельность.

1.3. Содержание программы

Учебный тематический план

п/п

Наименование разделов

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

 

 

1 год

стартовый

2 год

базовый

 

Изонить. Композиции, панно, открытки

44

-

Наблюдение, опрос

Макраме

44

-

Наблюдение, опрос

Пейп – арт

24

-

Наблюдение, опрос

Декупаж

30

-

Наблюдение, опрос

Знакомство с предметом: вязание крючком

-

2

Наблюдение, опрос

Основные приёмы и техника вязания крючком

-

64

Наблюдение, опрос

Полезные вещицы

-

28

Наблюдение, опрос

Вяжем для дома

-

34

Наблюдение, опрос

Декоративные элементы

-

14

Наблюдение, опрос

Промежуточная (итоговая) аттестация

2

2

Выставка

 

ИТОГО:

288

288

 

Содержание учебного тематического плана

Изонить.

Изонить. Композиции, панно, открытки.

Раздел знакомит учащихся с вышивкой на картоне, алгоритмом выполнения вышивки по шаблонам, подбором ниток подходящего цвета, соблюдением техники безопасности при работе с иглой. Содержание тем позволяет учащимся глубоко и содержательно изучить и применить на практике теоретические знания, что делает их труд значимым. Разнообразие практических заданий, способствует развитию художественного вкуса и творческих способностей и является первой ступенью для перехода на базовый уровень.

Макраме.

Раздел знакомит с историей ремесла, дает учащимся базовые знания об узелковой технике плетения предметов быта, аксессуаров из разноцветных шнуров, учит понимать схему плетения разными способами с применением декоративных элементов (бусины, пайетки).

Пейп

– арт.

Раздел знакомит учащихся с декоративным оформлением ваз, коробочек, тарелок из различных материалов (салфетки, крупа, злаковые, вермишель). С помощью соленого теста, приготовленного руками учащихся, вырезаются вручную или по формам элементы, которыми заполняется пространство на поверхности предмета, дополнением идут жгутики из салфеток.

Декупаж.

Раздел знакомит с историей возникновения техники декупаж, с декоративным оформлением панно, посуды, шкатулок, открыток мотивами из салфеток, декупажных карт, рисовой бумаги. Используется несколько методов наклеивания тончайших элементов на основу.

Знакомство с предметом: вязание крючком

.

Раздел знакомит с истоками возникновения техники вязания крючком.

Содержание построено по дидактическому принципу «от простого к сложному», в зоне ближайшего и актуального развития. Это поэтапный уровень сложности, как техники изготовления, так и изделий.

Основные приёмы и техника вязания крючком

.

Раздел знакомит с правилами работы крючком, пониманием и чтением схем основных элементов.

Полезные вещицы.

В этом разделе учимся

вязать практичные подарки для себя, своих друзей.

Вяжем для дома.

Знакомимся и вяжем разнообразные полезные предметы быта

на основе «бабушкиного квадрата»

.

Декоративные элементы.

Разнообразие практических заданий способствует развитию художественного вкуса и творческих способностей. С помощью мотивов, выполненных крючком, можно украсить любую причёску или наряд, создать неповторимый образ. А также можно использовать в качестве броши, брелоков, подвесок, серёжек, украшать праздничные наряды.

1.4. Планируемые результаты

Предметные результаты:

ознаком

лены

с истоками художественного и декоративно прикладного искусства:

изонить

,

декупаж

,

пейп

-арт, макраме, вязание крючком, его связь

ю

с жизнью на примерах различных народных промыслов

;

о

буч

ены

технологи

ям

вышивки на картоне и техникам декоративно-прикладного творчества:

декупаж

,

пейп

-арт, макраме, вязание крючком

;

о

буч

ены

практическим навыкам и умению при работе с ручным инструментом

;

о

буч

ены

творческ

и

подход

ить

к использованию полученных умений и практических навыков в повседневной жизни.

Метапредметные результаты:

развит интерес к творческому познанию и самовыражению;

развита мелкая моторика рук, образное мышление, фантазия;

проявляют познавательную активность;

умеют самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления изделий, сочетать в работе различные техники.

Личностные результаты:

в

оспита

ны

коммуникативные навыки в общении со сверстниками

;

в

оспита

но

бережное и экономное отношение к материалам и инструментам

;

воспитаны

аккуратность, терпение, настойчивость

;

привиты

трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, предприимчивость, самостоятельность.

1.5. Комплекс основных характеристик программы по годам обучения

Стартовый уровень (1 год обучения)

Цель – развитие индивидуальных творческих способностей через виды декоративно-прикладного творчества: макраме, пейп-арт, декупаж.

Задачи.

Обучающие:

Познакомить с истоками декоративно прикладного искусства: макраме,

пейп

-арт,

декупаж

, его связь с жизнью на примерах различных народных промыслов.

Обучить

навыкам творческого подхода к созданию изделий.

Обучить техникам декоративно-прикладного творчества: макраме,

пейп

-арт,

декупаж

.

Развивающие:

Развить

самостоятельность при подборе материалов для выполнения различных изделий

.

Развить

умение самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления изделий в технике

изонить

,

декупаж

,

пейп

-арт, макраме, сочетать в работе различные техники.

Развить воображение, фантазию.

Сформировать умение анализировать свою работу, делать выводы и реализовывать их на практике.

Воспитательные:

Воспитать коммуникативные навыки в общении в группе, мотивированной на достижение высоких результатов.

Привить

бережное и экономное отношение к материалам и инструментам.

Привить

аккуратность, терпение, настойчивость, потребность к труду для достижения результата.

Содержание учебного тематического плана

1 года обучения

Раздел 1. Изонить. Композиции, панно, открытки

Тема 1.1. Орнаменты (квадраты, окружности)

Теория: способы прошивания дуги, окружности. Простые схемы разметок.

Практика: вышивка. Анализ качества. Исправление ошибок.

Тема 1.2. Композиция «Корзинка с цветами»

Теория: знакомство с новыми техниками.

Практика: продумать цветовую гамму. Прошить рисунок по трафаретам.

Тема 1.3. Композиция «Калейдоскоп»

Теория: знакомство с новыми техниками, начертить сетку с квадратными ячейками, выполнить разметку всех линий. Продумать цветовую гамму.

Практика: подбор ниток по цвету. Заполнить сетку по своему вкусу. Использовать принципы заполнения углов, квадратов, треугольников. украсить бусинами и стразами во время заполнения вышивки.

Тема 1.4. Композиция «Калейдоскоп»

Теория: знакомство с новыми техниками, начертить сетку с квадратными ячейками, выполнить разметку всех линий. Продумать цветовую гамму.

Практика: подбор ниток по цвету. Заполнить сетку по своему вкусу. Использовать принципы заполнения углов, квадратов, треугольников. украсить бусинами и стразами во время заполнения вышивки.

Тема 1.5. Панно, открытки: «Царевна-лебедь», «Перо Жар-птицы», «Чудо-елочка»

Теория: правила прокола по трафарету выбранного рисунка:

Практика: подбор картона, нитей и вышивка, украсить бусинами и стразами.

Раздел 2. Макраме

Тема 2.1. Знакомство с техникой плетения, материалами. Основа. Навешивание нити на основу

Теория: просмотр фотоматериалов. Истоки возникновения техники «макраме».

Практика: правильный выбор нитей и работа с ними. Секреты работы с нитями, из которых плетут в макраме. Способы навешивания нитей на основу.

Тема 2.2. Основные узлы. Узел из одной нити «капуцин»

Теория: разбор схемы плетения узла «капуцин», текстовое оформление, видеоурок + фото.

Практика: плетение узлов на подушке из поролона: простой узел слева, справа.

Тема 2.3. Основные узлы. Узлы из двух нитей

Теория: полуузел, разбор схемы плетения узла, текстовое оформление, фото.

Практика: плетение узора «витая цепочка» из полу узлов (влево, вправо) шнурами на подушке из поролона, из двух шнуров разного цвета; поочередно делать узлы то на левой, то на правой основе вторым шнуром.

Тема 2.4. Основные узлы. Квадратный узел. Правый и левый

Теория: разбор схемы плетения квадратных узлов. Видеоурок + текстовой описание + фото.

Практика: плетение узора «шахматка» шнурами на подушке из поролона.

Тема 2.5. Плетение шнуров. Пико

Теория: разбор схемы плетения узла «пико».

Практика: плетение шнуров с пико для окантовки (рамка) панно, плетения браслетов.

Тема 2.6. Петельный узел: правый и левый.

Теория: узор «змейка», полуузел, разбор схемы плетения узла, текстовое оформление, фото.

Практика: плетение узора «змейка» из полу узлов (влево, вправо) шнурами на подушке из поролона, из шнура, сложенного пополам, середину прикрепляем к подушке, как петельку; поочередно делать узлы то на левой, то на правой основе вторым шнуром, плетение браслета.

Тема 2.7. Плетение браслета «Дружба» из 7 нитей по шаблону

Теория: разбор схемы плетения браслета через просмотр видеоролика или по записи.

Практика: изготовление шаблона из картона, выбор нитей по желанию, плетение браслета по шаблону против часовой стрелки, соблюдая последовательность плетения.

Тема 2.8. Плетение круглого браслета на диске «Кумихимо»

Теория: разбор схемы плетения круглого браслета на диске через просмотр видеоролика.

Практика: плетение из 8 нитей, попарно разного цвета, по кругу, соблюдая алгоритм плетения.

Раздел 3. Пейп - арт

Тема 3.1. Знакомство с техникой. Базовые элементы

Теория: знакомство с техникой «Пейп-арт»: материалы, инструменты. Базовые элементы, просмотр иллюстраций, запись в тетради. Приемы создания изображений. Объемные элементы. Советы. Подготовка материала для работ.

Практика: упражнения по скатыванию жгутиков из салфеток, вырывание мотивов из салфеток и декупажных карт.

Тема 3.2. Украшение бутылки «Маков цвет»

Теория: продумывание композиции, заготовка мотивов из салфеток, элементов из жгутиков и соленого теста.

Практика: покрытие поверхности грунтом, нанесение мотивов и жгутиков на поверхность. Сушка.

Тема 3.3. Браслет

Теория: заготовка базовых элементов из жгутиков, соленого теста, кружева, тесьмы для создания композиции.

Практика: оформление поверхности браслета внутри и снаружи, нанесение дополнительного декора из кружев, страз, бусин, зерен.

Тема 3.4. Панно «Аквариум»

Теория: заготовка базовых элементов из жгутиков, морских животных из соленого теста для создания композиции, мотивов из салфеток с морской тематикой.

Практика: покрытие грунтом поверхности холста, создание композиции, нанесение жгутиков, деталей из соленого теста, покрытие лаком, сушка.

Тема 3.5. Панно «Вкус лета»

Теория: заготовка базовых элементов из жгутиков, соленого теста для создания композиции, вырывание мотивов из салфеток с фруктами, ягодами.

Практика: покрытие грунтом поверхности холста, создание композиции, нанесение жгутиков, деталей из соленого теста, покрытие лаком, сушка.

Раздел 4. Декупаж

Тема 4.1. Декупаж на вазе, бутылке

Теория: история возникновения техники. Основные приемы работы. Материалы и инструменты, поверхности.

Практика: подготовка поверхности, подготовка рисунков из декупажных карт и салфеток, грунтовка, шлифовка, наклеивание изображений на твердую поверхность с помощью файла.

Тема 4.2. Декупаж на керамической тарелке

Теория: подготовка поверхности, подготовка рисунков из декупажных карт и салфеток.

Практика: покрытие грунтом поверхности, шлифовка, наклеивание изображений с помощью файла.

Тема 4.3. Декупаж на разделочной деревянной доске

Теория: подготовка поверхности, подготовка рисунков из карт для декупажа и салфеток.

Практика: покрытие грунтом поверхности, шлифовка, наклеивание изображений с помощью файла, покрытие лаком, просушивание.

Тема 4.4. Декупаж на пластиковом ведре

Теория: подготовка поверхности, подготовка рисунков из декупажных карт и салфеток.

Практика: покрытие грунтом поверхности, шлифовка, наклеивание изображений с помощью файла, покрытие лаком, просушивание.

Тема 4.5. Декупаж на ткани. Салфетка

Теория: подготовка поверхности, подготовка рисунков из декупажных карт и салфеток.

Практика: наклеивание изображений с помощью файла, покрытие клеем для декупажа, лаком, просушивание.

Раздел 5. Промежуточная (итоговая) аттестация

Теория: правила оформления работ для выставки.

Практика: конкурс мастерства: «Творчество без границ». Выставка.

Планируемые результаты

Стартового уровня (1 года обучения)

Предметные результаты:

о

знакомлены с истоками декоративно прикладного искусства: макраме,

пейп

-арт,

декупаж

, его связь с жизнью на пример

ах различных народных промыслов;

о

бучены навыкам творчес

кого подхода к созданию изделий;

о

бучены техникам декоративно-прикладного творчества: макраме,

пейп

-арт,

декупаж

.

Метапредметные результаты:

р

азвита самостоятельность при подборе материалов д

ля выполнения различных изделий;

р

азвиты умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления изделий в технике

изонить

,

декупаж

,

пейп

-арт, макраме, соче

тать в работе различные техники;

развиты воображение, фантазия;

с

формировано умение анализировать свою работу, делать выводы и реализовывать их на практике.

Личностные результаты:

в

оспитаны коммуникативные навыки в общении в группе, мотивированной на

достижение высоких результатов;

п

ривито

бережное и экономное отноше

ние к материалам и инструментам;

п

ривиты аккуратность, терпение, настойчивость, потребность к труду для достижения результата.

Базовый уровень (2 год обучения)

Цель – развитие творческих способностей через обучение техникам вязания, творческое самовыражение и самореализация учащихся.

Задачи.

Обучающие:

1. Познакомить с историей возникновения вязания.

2. Научить выполнять технологические операции с использованием рациональных приемов, обеспечивающих качество вязания.

3. Научить подбирать необходимую информацию для создания изделия, инструменты и материалы и соблюдать технику безопасности.

4. Научить изготавливать изделие на основе различных элементов вязания из доступных материалов по образцу, рисунку, эскизу.

5. Научить оформлять отделку связанных изделий, используя декоративные элементы.

Развивающие:

1. Развить координацию движения кистей руки.

2. Развить внимание, воображение.

3. Развить чувство цвета и пропорций.

4. Сформировать умение анализировать свою работу, делать выводы и реализовывать их на практике.

Воспитательные:

1. Воспитать любознательность, интерес к творческому самопознанию, самовыражению.

2. Воспитать трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, настойчивость, аккуратность при выполнении работы.

3. Воспитать умение общаться в группе, оказывать дружескую взаимопомощь.

Содержание учебного тематического плана

2 год обучения

Раздел 1. Знакомство с предметом: вязание крючком. ТБ, инструктаж

Теория: материал и инструменты для работы. Виды крючков. Правила техники безопасности работы с инструментом.

Практика: просмотр образцов, фотоматериалов, постановка руки.

Раздел 2. Основные приёмы и техника вязания крючком

Тема 2.1. Упражнения из воздушных петель. Условные обозначения

Теория: обучение учащихся основным приемам вязания крючком. Запись в тетради условных обозначений. Подбор ниток. Просмотр видеозаписей.

Практика: упражнения из воздушных петель, простой узор из воздушных петель. Вязание узорного полотна. Постановка рук. Отработка навыков вязания первого ряда. Набор косичкой.

Тема 2.2. Столбики без накида за обе петли: «галочкой», «крестиком». Вяжем образцы

Теория: условные обозначения. Обучение учащихся основным приемам вязания крючком. Запись в тетради условных обозначений. Просмотр видеозаписей.

Практика: упражнения из столбиков без накида, разным способом подхватывая нить крючком. Вязание узорного полотна. Постановка рук. Отработка навыков вязания первого ряда. Набор цепочкой из воздушных петель.

Тема 2.3. Столбики без накида за заднюю полупетлю (резинка) Вяжем образец

Теория: условные обозначения, основные приемы вязания крючком. Запись в тетради условных обозначений. Просмотр видеозаписей.

Практика: столбики без накида, простой узор. Упражнения из столбиков без накида за заднюю стенку поворотными рядами. Постановка рук.

Тема 2.4. Столбики с одним, двумя и тремя накидами. Вяжем образцы

Теория: условные обозначения, основные приемы вязания крючком. Запись в тетради условных обозначений. Просмотр видеозаписей.

Практика: столбики с накидами, простой узор. Упражнения из столбиков. Постановка рук.

Тема 2.5. Выполнение простых образцов, помогающих освоить технику вязания крючком: идеальный круг

Теория: условные обозначения, основные приемы вязания крючком. Запись в тетради условных обозначений. Просмотр видеозаписей.

Практика: столбики без накида, простой узор по кругу без воздушных петель для подъема.

Тема 2.6. Выполнение простых мотивов, помогающих освоить технику вязания крючком: овал

Теория: условные обозначения, основные приемы вязания крючком. Запись в тетради условных обозначений. Просмотр видеозаписей.

Практика: столбики без накида, простой узор по схеме.

Тема 2.7. Выполнение простых образцов, помогающих освоить технику вязания крючком: шестиугольник

Теория: условные обозначения, основные приемы вязания крючком. Запись в тетради условных обозначений. Просмотр видеозаписей.

Практика: столбики без накида, простой узор по схеме. Деление вязания на шесть клиньев. Применение маркеров. Упражнения из столбиков. Постановка рук.

Тема 2.8 Выполнение простых образцов, помогающих освоить технику вязания крючком: сеточки

Теория: условные обозначения, основные приемы вязания крючком. Запись в тетради условных обозначений. Просмотр видеозаписей.

Практика: столбики, воздушные петли, простые узоры, разные варианты вязания сеточек. Упражнения по схемам. Постановка рук.

Раздел 3. Полезные вещицы

Тема 3.1. «Дела сердечные»: вязание сердечек от простых до сложных, с ажуром

Теория: техника выполнения простых изделий, помогающих освоить технику вязания крючком, используем маркеры для отметки начала ряда.

Практика: вяжем по схеме до определенной высоты, затем зеркально в обратном порядке.

Тема 3.2. Бабушкин квадрат. Элемент для пледа, покрывала, накидка на табурет

Теория: техника выполнения простых изделий из центра разными вариантами, используем маркеры для отметки начала ряда.

Практика: вяжем по кругу столбиками с накидом, формируя квадрат, до определенной высоты, обвязываем зубчиками по краю.

Тема 3.3. Простые красивые мотивы

Теория: техника выполнения простых изделий из центра разными вариантами, используем маркеры для отметки начала ряда.

Практика: вяжем по кругу столбиками с накидом, формируя квадрат, до определенной высоты, обвязываем зубчиками по краю.

Тема 3.4. Следки крючком

Теория: техника выполнения по схеме.

Практика: вяжем по кругу столбиками с накидом, из центра до определенной глубины, используем маркеры для отметки начала ряда, далее

Раздел 4. Вяжем для дома

Тема 4.1. Изготовление изделия для кухни: вязание прихватки

Теория: просмотр фотографий с образцами, знакомство со схемой вязания, выбор модели, подбор пряжи.

Практика: вяжем с уголка за заднюю стенку петли все ряды, формируя квадрат, обвязываем зубчиками по краю.

Тема 4.2. Вязание подставки под горячее: «Кленовый лист»

Теория: просмотр видеозаписей, журналов со схемами и моделями. Самостоятельно выбираем форму подставки.

Практика: вязание подставки любым способом, обвязываем зубчиками по краю.

Тема 4.3. Вязание безрукавки из двух полос

Теория: просмотр фотографий с образцами, знакомство со схемой вязания, выбор модели, подбор пряжи.

Практика: определяем длину изделия, выбираем рисунок и вяжем по схеме два одинаковых по величине прямоугольных полотна. Затем сшиваем их по усмотрению.

Тема 4.4. Вязание подставки под горячее: «Кленовый лист»

Теория: просмотр видеозаписей, журналов со схемами и моделями.

Практика: вязание подставки по схеме.

Раздел 5. Декоративные элементы

Тема 5.1. Обвязка изделий «зубчиками», рачьим шагом

Теория: знакомство с декоративными элементами для создания изделий с отделкой, просмотр журналов с образцами, изучение схем вязания, записи в тетрадь.

Практика: вяжем по краям за обе стенки.

Тема 5.2. Простые цветы: ромашка, роза; листья

Теория: просмотр журналов с образцами, изучение схем вязания, записи схем в тетрадь; вязание простейших цветов и листиков.

Практика: отрабатываем аккуратность вязания, оформляем работу декоративными элементами: бусинами, стразами, ленточками. Прикрепляем к застежке в виде броши.

Раздел 6. Промежуточная (итоговая) аттестация

Теория: подготовка работ к выставке: исправление ошибок, оформление декоративными элементами (бусины, пайетки).

Практика: конкурс мастерства: «Вязальные похвастушки». Выставка.

Планируемые результаты

Базового уровня (2 года обучения)

Предметные результаты:

ознакомлены с историей возникновения вязания;

уме

ют

выполнять технологические операции с использованием рациональных приемов, обеспечивающих качество вязания;

уме

ют

подбирать необходимую информацию для создания изделия, инструменты и материалы и соблюдать технику безопасности;

уме

ют

изготавливать изделие на основе различных элементов вязания из доступных материалов по образцу, рисунку, эскизу;

уме

ют

оформлять отделку связанных изделий используя декоративные элементы.

Метапредметные результаты:

развита координация движения кистей руки;

развито внимание, воображение;

развито чувство цвета и пропорций;

сформировано умение анализировать свою работу, делать выводы и реализовывать их на практике.

Личностные результаты:

воспитаны любознательность, интерес к творческому самопознанию, самовыражению;

воспитаны трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, настойчивость, аккуратность при выполнении работы;

воспитано умение общаться в группе, оказывать дружескую взаимопомощь.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение: для создания условий реализации программы занятия проводятся в специально оборудованном кабинете: соответствующее СанПиНам освещение, горячая и холодная вода, выставочные полки. Для организации работы на занятиях в кабинете должны быть: набор материалов и инструментов для вышивки, вязания и занятий декоративно-прикладным творчеством (пейп-арт, декупаж, макраме).

Информационно-методическое обеспечение:

дидактические материалы

:

наглядные пособия

,

художественные

альбомы

,

журналы

,

книги

,

иллюстрации

,

фотографии

,

папки с

рисунками

,

компакт

-

диски

,

методические разработки

:

пособия

,

методическая литература

.

н

а

глядные материалы:

образцы готовых изделий, коллекция образцов

с вязаными мотивами

, пряж

а

,

шаблоны

в достаточном количестве

,

схемы, образцы,

раппорты для вязания, таблицы

Кадровое обеспечение: реализацию программы осуществляют штатные педагогические работники Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец» г. Екатеринбург. Реализовывать программу может педагог дополнительного образования, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое образование, обладающий достаточными знаниями и опытом практической работы с учащимися подросткового возраста, что закреплено Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Министерства Труда России от 05.05.2018 г. 298-н).

2.2. Формы контроля / аттестации и оценочные материалы

Усвоение учащимися программного материала, отслеживаются в ходе проведения следующих форм контроля:

текущий

в течение всего учебного года;

итоговый

в конце учебного года

.

В работе используется методика педагогического наблюдения за прохождением процесса обучения.

Программа предусматривает различные формы подведения итогов:

Постоянно действующая выставка.

Творческие конкурсы.

Отчетная выставка.

Показатели освоения материала определяются как степень самостоятельности, точности, полноты выполнения заданий, которую можно определить тремя уровнями:

низкий уровень

– задания выполняются учащимися с помощью

педагога

;

средний уровень

– занимается самостоятельно, справляется с заданиями,

может ответить

на вопросы;

высокий уровень

проявляет

самостоятельность, креативность, может работать по образцу, понимает инструкции, умеет выразить свою мысль, пояснить то, что делает.

Формы контроля: наблюдение, фронтальный опрос.

Для отслеживания умений и навыков, приобретённых на занятиях, проводится контроль в следующих формах: самостоятельная работа, выставка в конце каждого раздела.

Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в форме выставок творческих работ:

1

год обучения

(стартовый

)

выставк

а

: «Творчество без границ»;

2

год обучения

(базовый)

выставк

а

: «Вязальные похвастушки».

Оценочные материалы:

1. Карта наблюдения развития учащихся (Приложение 1).

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога:

Андреева И.А. «Популярная энциклопедия».

М., 2002

.

Брэдвей

Л.,

Альберс

Б. «Ребенок от 7 до 14 лет»

. –

М., 2000

.

Буршенская

Г.В.

, Слуцкий В.М. «Одаренные дети». –

М.,

2001

.

Волков Б.С.

«Технология младшего школьника». –

М., 2001

.

«Вязание крючком

». Ж

урнал

издательство «

Ниола

-

Пресс»

2005-2008

.

Гильман

Р.А.

«Иголка и нитка в умелых руках». –

М., 2000

.

Дудина М.Н. «Педагогика. Долгий путь к гуманистической этике»

. –

Екатеринбург, 2001

.

Комский

Д.М. «Основы теории творчества»

. –

Екатеринбург, 2000

.

Лешли

Д. «Работать с младшими детьми»

. –

М., 2001

.

Немов

Р.С. «Психология в трех томах»

. –

М., 2001

.

Пинтер

Поли, Джейн

Гринвуд

,

Дайана

Крейн

.

Поздравительные открытки своими руками. Ручная работа.

М: «АТС-Пресс книга», 2010

.

Подласый

И.П. «Педагогика»

. –

М., 2000

.

Расина Е.Г. Декупаж. Полезные мелочи и подарки.

М.: ОЛМА

Медиа групп, 2010. – 22 с.: ил.

Семейная энциклопедия Вязания крючком и спицами «Основы вязания» Изд

ательство семейного досуга 2007

.

Сорокина Т.С. Техника

пейп

-арт.

М.: АСТ

-ПРЕСС КНИГА, 2014

.

Элизабет

Эдер

. Изонить с бисером.

М.: АРТ-РОДНИК, 2014

.

Журналы по вязанию.

Литература для учащихся, родителей (законных представителей):

Белошистая

А.В.,

Сизова

З.Г., Юрченко Н.В. Весёлая паутинка. Волшебная мастерская.

– М.: Просвещение,

2011

.

Белошистая

А.В.,

Сизова

З.Г., Юрченко Н.В. Весёлая паутинка.

Зверя

та: пособие для детей 3-7 лет. – М.: Просвещение,

2012, - (

Вол

шебная мастерская)

.

Белошистая

А.В.,

Сизова

З.Г., Юрченко Н.В. Весёлая паутинка.

Подарок маме: пособие для детей 4-7 лет.

– М.: Просвещение,

2011, - (

Вол

шебная мастерская)

.

Бурундукова

Л.

Волшебная изонить. Ручная работа.

– М.: АТС-Пресс книга

, 2010

.

Вешкина

О.Б.

Декупаж

. Креативная техника для хобби и творчества

М.: ЭКСМО, 2010.-64 с.: ил.- (Азбука рукоделия)

.

Лещинская Ю.С. Волшебная изонить. (Постигаем шаг за шагом).

Минск: ООО «

Харвест

», 2011

.

Пинтер

Поли, Джейн

Гринвуд

,

Дайана

Крейн

.

Поздравительные открытки своими руками. Ручная работа.

– М:

АТС-Пре

сс книга

, 2010

.

Синтерия

Репсон

.

Вышивка по бумаге.

– М.:

АРТ-Родник, 2010

.

Сорокина Т.С. Техника

пейп

-арт. –

М.: АСТ

-ПРЕСС КНИГА, 2014. – 88с.: ил. – (Золотая коллекция увлечений)

.

Торгашова В.Н. Рисуем ни

тью. Занятия для дошкольников.

М.

, 2010.

Элизабет

Эдер

. Изонить с бисером.

М.: АРТ-Р

одник

, 2014

.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X