ПРОГРАММА школьных полевых исследований по теме: «Популяционная биология злаков» | Соломонова Дианна Егоровна. Работа №207188
Автор: Соломонова Дианна Егоровна
Предлагаемая программа по полевым исследованиям предназначена для учащихся среднего звена. На 20 дневный период (1 сезон) и реализуется за счет школьного компонента образовательного учреждения с федеральным базисным учебным планом. На изучение ценопопуляций злаков уделяется 80 часов, из них 11 часов отводится на теоретические занятия, 69 часов на практическую и самостоятельную работу учащихся по выбранным ими темам.
В ходе полевых исследований решается актуализация теоретических знаний курса биологии в ходе изучения объектов исследования – многолетних местных злаков, изучения их общей морфологии, измерения морфологических параметров побегов злаков, изучения биологических особенностей с точки зрения популяционной биологии, онтогенеза, возрастных состояний и т.д.
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
МБОУ «Харбалхская средняя общеобразовательная школа
им.Н.Е.Мординова – Амма Аччыгыйа»
Таттинский улус
ПРОГРАММА
школьных полевых исследований
по теме: «Популяционная биология злаков»
Составила: Соломонова Д.Е., учитель биологии
Харбалах, 2019г.
ПРОГРАММА
школьных полевых исследований
по теме: «Популяционная биология злаков»
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа по полевым исследованиям предназначена для учащихся среднего звена. На 20 дневный период (1 сезон) и реализуется за счет школьного компонента образовательного учреждения с федеральным базисным учебным планом. На изучение ценопопуляций злаков уделяется 80 часов, из них 11 часов отводится на теоретические занятия, 69 часов на практическую и самостоятельную работу учащихся по выбранным ими темам.
В ходе полевых исследований решается актуализация теоретических знаний курса биологии в ходе изучения объектов исследования – многолетних местных злаков, изучения их общей морфологии, измерения морфологических параметров побегов злаков, изучения биологических особенностей с точки зрения популяционной биологии, онтогенеза, возрастных состояний и т.д.
Исследование ценопопуляций злаков обусловлено тем, что методика полевых исследований достаточно несложная, практически не требует средств и большого оборудования при измерении морфологических признаков злака, что способствует повышению качество знаний, укрепляет усвоение школьного курса биологии, проявляется интерес к исследовательской работе, школьники узнают собственное окружение и ориентируются на профессиональное самоопределения;
Цель полевых исследований: Совершенствовать биологические знания, умения и навыки учащихся по организации исследовательской деятельности, ознакомление с такими понятиями, как: онтогенез, стратегия растений, возрастные состояния растений, тактика выживания, жизненность растения, ценопопуляция, сообщество, взаимоотношения злаковых растений между собой и с окружающей средой; сбор данных по ценопопуляциям растений для дальнейшего анализа
Задачи:
Ознакомить учащихся с основными методами и приемами исследовательской работы - сбор, гербаризация, измерение параметров растений, анализ, первичная обработка данных.
Ознакомить с основами морфологии растений, базируясь на свежесобранном материале (различные виды побегов, листьев, соцветий, корней), дать понять, как разделять вегетативные побеги и генеративные побеги злаков.
Пробудить у школьников интерес к изучению живой природы на примере изучения местных видов злаков и других видов различных семейств, научить их наблюдать за живыми растениями в природной обстановке, обобщать эти наблюдения и делать правильные выводы
Научить учащихся
ценопопуляции
данного вида разделять друг от друга, знать границы сообщества.
Воспитывать у учащихся любовь к природе и бережное отношение к ней.
При отборе содержания авторы опирались на общепедадогические принципы: доступности, научности, системности и на специфических методикобиологические принципов обучения: вхождения в природу, краеведения, экологизации, фундаментальности.
Содержание программы
1. Вводная часть
Особенности работы в полевых условиях. Инструктаж по ТБ и ПБ.
Знакомство с методами полевых исследований.
Распределение темы индивидуальных работ по собеседованию.
2. Тема: Морфология растений
Строение злаков: Стебель и листья; корни; цветки; плод. Основные местные виды злаков: Ячмень короткоостый; Кострец безостый; Полевица Триниуса; Тонконог тонкий; мятлик луговой; мятлик степной.
Практические работы: Методика определения злаков. Работа с определителями.
3. Тема: Популяционная биология злаков
Понятие фитоценотической популяции. Сравнение популяций растений и животных. Возрастные состояния злаков. Онтогенетические тактики. Структура признаков по Н.С. Ростовой. Жизненные стратегии. Жизненность (виталитет). Оценка ценопопуляций.
Практические работы: Методика измерения морфологических параметров злака. Заполнение бланков.
4. Тема: Растительное сообщество.
Описание сообществ для исследования ценопопуляций злаков (видовой состав, обилие ит.д.).
Практические работы: Измерительные работы. Заполнение бланков.
5. Тема: Гербарное дело
Методика сбора гербария: сбор, сушка, хранение.
Практические работы: Измерение морфологических параметров изучаемого объекта. Методика обработки данных для анализа.
6. Тема: Методика обработки собранного материала для исследования
Практические работы: Методика обработки данных для анализа.
7. Тема: Подведение итогов по полевым исследованиям:
Оформленный по форме гербарий с этикетками;
Записи об описаниях;
Бланки с данными о морфологических признаках изученного вида злака
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
Морфологию, систематическую группу злаков по признакам;
Значение знаний о размножении, развитии злаков;
Определение понятий
ценопопуляции
, факторы, вызывающие изменение численности
ценопопуляций
;
Определение понятий онтогенетические тактики, жизненность, возрастные состояния.
Значение популяций разных видов злаков в биогеоценозе,
агроценозе
;
Характеристику природного сообщества;
Основные дикорастущие злаки своей местности, мероприятия по их охране;
Учащиеся должны уметь:
Определять систематическую принадлежность злаков по признакам;
Изготавливать гербарий;
Определять местные виды злаков;
Описать сообщества;
Пользоваться определителями;
Написать отчеты, рефераты;
Выступать с подготовленными сообщениями.
Способы проверки ожидаемого результата:
защита индивидуальных исследовательских работ;
отчеты о проведении наблюдений и измерений;
составление коллекций злаковых растений.
Формы проведения итогов:
организация выставки растений:
проведение открытых мероприятий, викторин, участие в олимпиадах, в НПК;
групповые занятия, практическое выполнение опытов, лабораторных работ, проведение экскурсий и массовых мероприятий в школе.
Основное оборудование:
Линейка
Карандаш или ручка
Готовые бланки
Гербарные ножи
Гербарные папки
Тематическое планирование
Дата
Тема занятий
Форма организации учебного процесса
Кол-во часов
1 день
Вводная часть
Особенности работы в полевых условиях.
Знакомство с методами полевых исследований.
Распределение темы индивидуальных работ по собеседованию.
Лекция
1
Снаряжение и общие правила проведения полевых работ в природе
Лекция
1
Тема: Морфология растений
Строение злаков. Основные местные виды злаков.
Лекция
1
Методика определения злаков.
Работа с определителями. Полевые записи и зарисовки. Фотографирование.
Практическая работа
3
2 день
Тема: Популяционная биология злаков
Возрастные состояния злаков.
Лекция
1
Методика измерения морфологических параметров злака. Заполнение бланков.
Практическая работа
3
3 день
Структура признаков по Н.С. Ростовой
Лекция
1
Методика измерения морфологических параметров злака. Заполнение бланков.
Практическая работа
3
4 день
Онтогенетические тактики
Лекция
1
Измерительные работы злаков. Заполнение бланков.
Практическая работа
3
5 день
Жизненные стратегии
Лекция
1
Измерительные работы злаков. Заполнение бланков.
Практическая работа
3
6 день
Жизненность (виталитет).
Лекция
1
Измерительные работы злаков. Заполнение бланков.
Практическая работа
3
7 день
Оценка ценопопуляций
Лекция
1
Измерительные работы злаков. Заполнение бланков.
Практическая работа
3
8 день
Тема: Растительное сообщество.
Описание сообществ для исследования ценопопуляций злаков (видовой состав, обилие ит.д.).
Лекция
1
Измерительные работы. Заполнение бланков.
Практическая работа
3
9 день
Описание сообществ для исследования ценопопуляций злаков (видовой состав, обилие ит.д.).
Практическая работа
2
Измерительные работы. Заполнение бланков.
Практическая работа
2
10 день
Тема: Гербарное дело
Методика сбора гербария.
Лекция
1
Сбор гербария
Практические работы
3
11 день
Сбор гербария. Обработка.
Практические работы
4
12 день
Измерение морфологических параметров изучаемого объекта
Самостоятельные (индивидуальные, групповые) работы
4
13 день
Измерение морфологических параметров изучаемого объекта
Самостоятельные (индивидуальные, групповые) работы
4
14 день
Измерение морфологических параметров изучаемого объекта
Самостоятельные (индивидуальные, групповые) работы
4
15 день
Измерение морфологических параметров изучаемого объекта
Самостоятельные (индивидуальные, групповые) работы
4
16 день
Измерение морфологических параметров изучаемого объекта
Самостоятельные (индивидуальные, групповые) работы
4
17 день
Измерение морфологических параметров изучаемого объекта
Самостоятельные (индивидуальные, групповые) работы
2
18 день
Тема: Методика обработки собранного материала для исследования
Практические работы
2
Методика обработки данных для анализа.
Практические работы
2
19 день
Подготовка отчетов о проделанной работе
Практические работы
2
Методика обработки данных для анализа
Практические работы
2
20 день
Тема: Подведение итогов по полевым исследованиям:
оформленный по форме гербарий с этикетками;
записи об описаниях;
бланки с данными о морфологических признаках изученного вида злака
Защита
4