Статья ПРОГРАММА школьных полевых исследований по теме: «Популяционная биология злаков». Автор: Соломонова Дианна Егоровна

Автор: Соломонова Дианна Егоровна
 

Предлагаемая программа по полевым исследованиям предназначена для учащихся среднего звена. На 20 дневный период (1 сезон) и реализуется за счет школьного компонента образовательного учреждения с федеральным базисным учебным планом. На изучение ценопопуляций злаков уделяется 80 часов, из них 11 часов отводится на теоретические занятия, 69 часов на практическую и самостоятельную работу учащихся по выбранным ими темам.

 

В ходе полевых исследований решается актуализация теоретических знаний курса биологии в ходе изучения объектов исследования – многолетних местных злаков, изучения их общей морфологии, измерения морфологических параметров побегов злаков, изучения биологических особенностей с точки зрения популяционной биологии, онтогенеза, возрастных состояний и т.д.

 


Автор: Соломонова Дианна Егоровна

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

МБОУ «Харбалхская средняя общеобразовательная школа

им.Н.Е.МординоваАмма Аччыгыйа»

Таттинский улус

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

школьных полевых исследований

по теме: «Популяционная биология злаков»

 

 

 

 

 

 

 

Составила: Соломонова Д.Е., учитель биологии

 

 

 

 

 

 

 

Харбалах, 2019г.

ПРОГРАММА

школьных полевых исследований

по теме: «Популяционная биология злаков»

 

Пояснительная записка.

 

Предлагаемая программа по полевым исследованиям предназначена для учащихся среднего звена. На 20 дневный период (1 сезон) и реализуется за счет школьного компонента образовательного учреждения с федеральным базисным учебным планом. На изучение ценопопуляций злаков уделяется 80 часов, из них 11 часов отводится на теоретические занятия, 69 часов на практическую и самостоятельную работу учащихся по выбранным ими темам.

В ходе полевых исследований решается актуализация теоретических знаний курса биологии в ходе изучения объектов исследования – многолетних местных злаков, изучения их общей морфологии, измерения морфологических параметров побегов злаков, изучения биологических особенностей с точки зрения популяционной биологии, онтогенеза, возрастных состояний и т.д.

Исследование ценопопуляций злаков обусловлено тем, что методика полевых исследований достаточно несложная, практически не требует средств и большого оборудования при измерении морфологических признаков злака, что способствует повышению качество знаний, укрепляет усвоение школьного курса биологии, проявляется интерес к исследовательской работе, школьники узнают собственное окружение и ориентируются на профессиональное самоопределения;

Цель полевых исследований: Совершенствовать биологические знания, умения и навыки учащихся по организации исследовательской деятельности, ознакомление с такими понятиями, как: онтогенез, стратегия растений, возрастные состояния растений, тактика выживания, жизненность растения, ценопопуляция, сообщество, взаимоотношения злаковых растений между собой и с окружающей средой; сбор данных по ценопопуляциям растений для дальнейшего анализа

Задачи:

Ознакомить учащихся с основными методами и приемами исследовательской работы - сбор, гербаризация, измерение параметров растений, анализ, первичная обработка данных.

Ознакомить с основами морфологии растений, базируясь на свежесобранном материале (различные виды побегов, листьев, соцветий, корней), дать понять, как разделять вегетативные побеги и генеративные побеги злаков.

Пробудить у школьников интерес к изучению живой природы на примере изучения местных видов злаков и других видов различных семейств, научить их наблюдать за живыми растениями в природной обстановке, обобщать эти наблюдения и делать правильные выводы

Научить учащихся

ценопопуляции

данного вида разделять друг от друга, знать границы сообщества.

Воспитывать у учащихся любовь к природе и бережное отношение к ней.

При отборе содержания авторы опирались на общепедадогические принципы: доступности, научности, системности и на специфических методикобиологические принципов обучения: вхождения в природу, краеведения, экологизации, фундаментальности.

 

 

 

 

Содержание программы

 

1. Вводная часть

Особенности работы в полевых условиях. Инструктаж по ТБ и ПБ.

Знакомство с методами полевых исследований.

Распределение темы индивидуальных работ по собеседованию.

2. Тема: Морфология растений

Строение злаков: Стебель и листья; корни; цветки; плод. Основные местные виды злаков: Ячмень короткоостый; Кострец безостый; Полевица Триниуса; Тонконог тонкий; мятлик луговой; мятлик степной.

Практические работы: Методика определения злаков. Работа с определителями.

3. Тема: Популяционная биология злаков

Понятие фитоценотической популяции. Сравнение популяций растений и животных. Возрастные состояния злаков. Онтогенетические тактики. Структура признаков по Н.С. Ростовой. Жизненные стратегии. Жизненность (виталитет). Оценка ценопопуляций.

Практические работы: Методика измерения морфологических параметров злака. Заполнение бланков.

4. Тема: Растительное сообщество.

Описание сообществ для исследования ценопопуляций злаков (видовой состав, обилие ит.д.).

Практические работы: Измерительные работы. Заполнение бланков.

5. Тема: Гербарное дело

Методика сбора гербария: сбор, сушка, хранение.

Практические работы: Измерение морфологических параметров изучаемого объекта. Методика обработки данных для анализа.

6. Тема: Методика обработки собранного материала для исследования

Практические работы: Методика обработки данных для анализа.

 

7. Тема: Подведение итогов по полевым исследованиям:

Оформленный по форме гербарий с этикетками;

Записи об описаниях;

Бланки с данными о морфологических признаках изученного вида злака

Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать:

Морфологию, систематическую группу злаков по признакам;

Значение знаний о размножении, развитии злаков;

Определение понятий

ценопопуляции

, факторы, вызывающие изменение численности

ценопопуляций

;

Определение понятий онтогенетические тактики, жизненность, возрастные состояния.

Значение популяций разных видов злаков в биогеоценозе,

агроценозе

;

Характеристику природного сообщества;

Основные дикорастущие злаки своей местности, мероприятия по их охране;

Учащиеся должны уметь:

Определять систематическую принадлежность злаков по признакам;

Изготавливать гербарий;

Определять местные виды злаков;

Описать сообщества;

Пользоваться определителями;

Написать отчеты, рефераты;

Выступать с подготовленными сообщениями.

Способы проверки ожидаемого результата:

защита индивидуальных исследовательских работ;

отчеты о проведении наблюдений и измерений;

составление коллекций злаковых растений.

Формы проведения итогов:

организация выставки растений:

проведение открытых мероприятий, викторин, участие в олимпиадах, в НПК;

групповые занятия, практическое выполнение опытов, лабораторных работ, проведение экскурсий и массовых мероприятий в школе.

Основное оборудование:

Линейка

Карандаш или ручка

Готовые бланки

Гербарные ножи

Гербарные папки

 

Тематическое планирование

Дата

Тема занятий

Форма организации учебного процесса

Кол-во часов

1 день

Вводная часть

Особенности работы в полевых условиях.

Знакомство с методами полевых исследований.

Распределение темы индивидуальных работ по собеседованию.

Лекция

1

 

Снаряжение и общие правила проведения полевых работ в природе

Лекция

1

 

Тема: Морфология растений

Строение злаков. Основные местные виды злаков.

Лекция

1

 

Методика определения злаков.

Работа с определителями. Полевые записи и зарисовки. Фотографирование.

Практическая работа

3

2 день

Тема: Популяционная биология злаков

Возрастные состояния злаков.

Лекция

1

 

Методика измерения морфологических параметров злака. Заполнение бланков.

Практическая работа

3

3 день

Структура признаков по Н.С. Ростовой

Лекция

1

 

Методика измерения морфологических параметров злака. Заполнение бланков.

Практическая работа

3

4 день

Онтогенетические тактики

Лекция

1

 

Измерительные работы злаков. Заполнение бланков.

Практическая работа

3

5 день

Жизненные стратегии

Лекция

1

 

Измерительные работы злаков. Заполнение бланков.

Практическая работа

3

6 день

Жизненность (виталитет).

Лекция

1

 

Измерительные работы злаков. Заполнение бланков.

Практическая работа

3

7 день

Оценка ценопопуляций

Лекция

1

 

Измерительные работы злаков. Заполнение бланков.

Практическая работа

3

8 день

Тема: Растительное сообщество.

Описание сообществ для исследования ценопопуляций злаков (видовой состав, обилие ит.д.).

 

Лекция

 

1

 

 

 

Измерительные работы. Заполнение бланков.

 

Практическая работа

3

9 день

Описание сообществ для исследования ценопопуляций злаков (видовой состав, обилие ит.д.).

Практическая работа

2

 

Измерительные работы. Заполнение бланков.

Практическая работа

 

2

10 день

Тема: Гербарное дело

Методика сбора гербария.

Лекция

1

 

Сбор гербария

Практические работы

3

11 день

Сбор гербария. Обработка.

Практические работы

4

12 день

Измерение морфологических параметров изучаемого объекта

Самостоятельные (индивидуальные, групповые) работы

4

13 день

Измерение морфологических параметров изучаемого объекта

Самостоятельные (индивидуальные, групповые) работы

4

14 день

Измерение морфологических параметров изучаемого объекта

Самостоятельные (индивидуальные, групповые) работы

4

15 день

Измерение морфологических параметров изучаемого объекта

Самостоятельные (индивидуальные, групповые) работы

4

16 день

Измерение морфологических параметров изучаемого объекта

Самостоятельные (индивидуальные, групповые) работы

4

17 день

Измерение морфологических параметров изучаемого объекта

Самостоятельные (индивидуальные, групповые) работы

2

18 день

Тема: Методика обработки собранного материала для исследования

Практические работы

2

 

Методика обработки данных для анализа.

Практические работы

2

19 день

Подготовка отчетов о проделанной работе

Практические работы

2

 

Методика обработки данных для анализа

Практические работы

2

20 день

Тема: Подведение итогов по полевым исследованиям:

оформленный по форме гербарий с этикетками;

записи об описаниях;

бланки с данными о морфологических признаках изученного вида злака

Защита

4

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x