Программа "Скоро в школу" для детей 6-7 лет | Юлия Аркадьевна Ершова. Работа №324465
В процессе реализации программы формируется активность ребенка, которая способствует развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения в наиболее естественной для него форме игры, кроме того, использование групповых игр, способствует развитию социальных качеств: общения, установлению взаимопонимания, партнерства, взаимоответственности, формирование самооценки и взаимооценки.
В конечном итоге данные результаты должны оказать влияние на формирование более высокого уровня мотивационной готовности детей к школьному обучению.
Занятия по программе направлены на профилактику школьной дезадаптации, которая проявляется в виде возникающих трудностей у первоклассников, в усвоении и выполнении предъявляемых ему требований, в низкой успеваемости, недисциплинированности.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ДЕТСКИЙ САД №31 »
город Ярославль
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
социально-педагогической направленности
Скоро в школу
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Ершова Юлия Аркадьевна, воспитатель.
Ярославль. 2023.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №31 «Светлячок»
Утверждена:
Приказом № от
Заведующего МДОУ
«Детский сад№31«Свктлячок
Орлова Т. В.______________
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
социально-педагогической направленности
Скоро в школу
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Руководитель: Ершова Ю.А. воспитатель высшей кв. категории
Ярославль 2023г.
Комплекс
основных
характеристик
дополнительной
общеобразовательной
(общеразвивающей)
программы
Пояснительная
записка
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому важно вооружить обучающегося (далее – дошкольника, ребенка, воспитанника, детей) такими универсальными учебными действиями, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Учителей школы волнуют вопросы:
как
обучать
детей
без
принуждения,
как
у
них
развивать
устойчивый
интерес
к
знаниям
и
потребность
к
самостоятельному
поиску,
как
сделать
учение
радостным.
А. С. Макаренко и американский учёный-психолог Блюм утверждали, что основные характерологические черты личности складываются от 5 до 8 лет. Именно в этот период игровая деятельность помогает так организовать учебный процесс, что даёт возможность раскрыть сущностные силы растущего человека, сформировать ядро личности. Всѐ, что осваивает человек в этом возрасте, остается на всю жизнь.
Под общим развитием личности понимается развитие ума, воли, чувств, т.е. фундаментальных сторон психики, составляющих еѐ основу. Развитие ума проявляется не только в усвоении, но и в переработке информации, в которой участвуют различные виды деятельности: логическое мышление, наблюдательность, разные виды памяти, воображение.
Известный психолог Л.С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития. «Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка. Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Развитие, идущее из сотрудничества, помогает раскрыться имеющимся у ребёнка потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы», - писал он.
Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего школьника. Успешное дошкольное образование – залог успешного обучения ребенка в школе. Поэтому так важна преемственность между этими двумя ступенями образования.
На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка, функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни компетенции. Ребёнок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ему переход из детского сада в школу, сохранит и разовьёт интерес к познанию в условиях школьного обучения (ФГОС ДО).
Концептуально-нормативная база
Программа дополнительного образования «Скоро в школу» составлена в соответствии со следующими концептуальными документами:
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено),
утвержденная
Федеральным
координационным
советом
по
общему
образованию
Министерства
образования РФ
17.06.2003г.
Концепция
дошкольного
воспитания
(от
23.02.2016г).
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
в
Алтайском
крае
на
период до 2020г. (
Утверждена
Распоряжением Администрации Алтайского края от
22.09.2015 №
267-р).
Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. №
1726-р).
Концепция
развития
кадрового потенциала системы дополнительного образования
детей
в
Российской
Федерации
для
решения
задач
обновления
его
содержания
и
технологий
(Проект).
Москва – 2016.
нормативными документами:
Закон РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29.12. 2012. № 273 – ФЗ
(ред.
25.12.2018г.
N
497-ФЗ.).
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
РФ
от
15.05.2013г.
№
26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (с изменениями 27 августа 2015г.).
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(Приказ
Министерства
образования
и
науки
РФ
от
17
октября
2013 года,
№ 1155).
Федеральный
закон
от
12.01.1996
№7-ФЗ
«О
некоммерческих
организациях»
(с
изм.
и
дополнениями от
29
августа 2018г.).
Закон
РФ
от
07.02.
1992
№
2300-1 «О
защите
прав
потребителей»
(ред.
29.07.2018г.).
Указ
Президента
Российской
Федерации
от
29
мая
2017
года
№
240
«Об
объявлении
в
Российской Федерации Десятилетия
детства».
Порядок
приема
на
обучение
по
образовательным
программам
дошкольного
образования
№
293 от
08 апреля
2014г
(с
изм.
и
дополнениями
от
21
января
2019г.).
Приказ
Министерства
Просвещения
РФ
от
9
ноября
2018г.
№
196.
«Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам».
«Правила оказания платных образовательных услуг», утвержденные постановлением
Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 (с изменениями и дополнениями от 29 ноября
2018г.).
Письмо
от
18
ноября
2015г.
N
09-3242
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ».
«Приоритетные
направления
дополнительного
образования
в
Алтайском
крае»
(26.04.2017г.).
Постановление
Администрации Алтайского края «Об утверждении государственной
программы
Алтайского
края
«Развитие
образования
и
молодежной
политики
в
Алтайском
крае»
на
2014
-
2020
годы
(с
изменениями на
23
апреля
2018
года).
Основные
направления
реализации
нацпроекта
«Образование»
на
региональном
уровне»
-
24
августа 2018г.
внутренними локальными актами ДОУ:
Устав ДОУ.
Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам и предоставлении
дополнительных социальных услуг на
возмездной
основе.
Положение
об
организации
и
осуществлении
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам
на
безвозмездной
основе.
Положение
о
рабочей
программе
дополнительного
образования.
Учебный
план
и
Программа
дополнительного
образования
МАДОУ
«ЦРР
-
детский
сад
№ 7 «Ярославна» -
«Творческая мозаика».
Рабочая программа «Скоро в школу» предназначена для дополнительной работы, осуществляемой за рамками основного учебного плана, по подготовке детей 6-
7 лет к школе. Ее реализация будет способствовать расширению и дополнению следующих образовательных областей ФГОС ДО:
познавательное
развитие
(восприятие,
мышление,
память,
внимание
и
т.п.),
речевое развитие (умение читать, составлять рассказы, пересказывать короткие
тексты),
социально-коммуникативное
развитие
(общение
с
педагогом
и
со
сверстниками,
умение
работать
в
группе,
умение
помогать
и
просить
помощи,
слушать, слышать
своих
товарищей педагога).
Вид программы – общеобразовательная (общеразвивающая), парциальная.
Направленность программы - социально-педагогическая.
Актуальность
В настоящее время проблема подготовки детей к обучению в школе является особо актуальной. Одна из причин еѐ актуальности – возросшие требования школ к будущим первоклассникам. Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьѐзной подготовки детей к обучению в школе.
Современная школа предъявляет высокие требования к детям. Наша задача создать условия для гармоничного развития детей и подготовки к школьному обучению, для активной деятельности детей и развития у них стремления проявлять настойчивость в достижении результата своих действий, способствовать развитию
творческой активности, целеустремленности, усидчивости, произвольности психических процессов, чувству взаимопомощи, что дает возможность творческой самореализации личности, высокой самооценки.
Программа направлена на то, чтобы посредством развивающих игр подготовить детей к школьному обучению, создать эмоционально - благополучную среду развития ребѐнка.
Отличительные особенности программы
Главное отличие рабочей программы в том, что ее содержание разработано с учетом преемственности в обучении между программами дошкольного образования и начального звена школы (ФГОС ДО).
В процессе реализации программы решается одна из важнейших задач – развитие высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико- пространственное восприятие, воображение, наблюдательность) через совершенствование мелкой моторики рук.
Особенность программы заключается в том, что планирование занятий ведется с учетом индивидуальных возможностей обучающихся, осуществляется в малых подгруппах.
Рабочая программа «Скоро в школу» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит формирование потребности ребёнка в познании, что является необходимым условием полноценного его развития и играет неоценимую роль в формировании детской личности.
По виду программа общеобразовательная (общеразвивающая), парциальная.
Направленность программы – социально-педагогическая.
Программа имеет социально-педагогическую направленность, т.к. позволяет детям более эффективно подготовиться к школе, стать более уверенным в себе человеком.
В процессе реализации программы формируется активность ребенка, которая способствует развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения в наиболее естественной для него форме игры, кроме того, использование групповых игр, способствует развитию социальных качеств: общения,
установлению взаимопонимания, партнерства, взаимоответственности, формирование самооценки и взаимооценки.
В конечном итоге данные результаты должны оказать влияние на формирование более высокого уровня мотивационной готовности детей к школьному обучению.
Занятия по программе направлены на профилактику школьной дезадаптации, которая проявляется в виде возникающих трудностей у первоклассников, в усвоении и выполнении предъявляемых ему требований, в низкой успеваемости, недисциплинированности.
Психологическими причинами этого является недостаточность развития мелкой моторики, скоординированности системы «глаз-рука», следованию образцу в деятельности и поведении. А так же, недостаточное развитие произвольной сферы (неумение слушать и выполнять задания, действовать в соответствии с правилом, развитие произвольного внимания, памяти).
Причины школьной дезадаптации могут корениться и в несформированности дошкольных видов мышления, недостатках речевой сферы и навыков общения и взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый».
Реализация программы предполагает осуществление непрерывного педагогического процесса познавательного развития детей подготовительных к школе групп на общепедагогических и специфических принципах. Соблюдение данных принципов при реализации программы обеспечивает сохранение и поддержку здоровья ребенка, его эмоциональное благополучие, личностное и интеллектуальное развитие. Интеграция, разнообразие форм и методов, учет индивидуальных особенностей детей в освоении содержания программы способствует формированию у них любознательности, познавательной активности, коммуникативности. Эти свойства являются основой успешности дальнейшего обучения детей и важным показателем качества воспитательно-образовательного процесса.
Адресат программы
Программа «Скоро в школу» предназначена для развития и обучения детей седьмого года жизни в условиях групп предшкольной подготовки. Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое развитие, формирование
предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению в школе.
Важнейшей особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность. Во-первых, к усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребѐнка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода и высокая способность к обучению проявляется и в процессе подготовки к освоению грамотой. Необходимо вовремя удовлетворить познавательный интерес ребенка и направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями.
Возрастные особенности детей седьмого года жизни
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается воображение, однако часто приходится констатировать снижение его развития в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей появляется особый интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.
Объѐм программы:
Программа включает в себя 2 раздела:
Развитие
речи
и
обучение
грамоте.
Развитие математических представлений и логики.
Всего
62
часа.
Отбор и компоновка содержания программы обусловлены стремлением представить материал системно. В основу систематизации материала положены и задачи развития личности: ее когнитивной, эмоциональной, нравственно-волевой сфер. В основу реализации программы положен деятельностный подход в решении проблем развития личности дошкольника.
Форма обучения – очная.
Язык образования – русский.
Формы и виды занятий
Форма проведения занятий – подгрупповая, индивидуальная.
Содержание рабочей программы разработано таким образом, чтобы осуществлять преемственность между программами дошкольного образования и начального звена школы. Оно выходит за рамки основной образовательной программы «Детство», по которой работает детский сад.
Планирование ведѐтся в зависимости от возрастных особенностей воспитанников. Занятия проводятся в игровой и занимательной форме. Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольником возрасте является игра, поэтому программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь на обеспечение психологической комфортности при переходе ребенка из ДОО в школу.
Постоянная смена видов деятельности позволяет повысить качество обучения и ограничить нагрузку на детей.
Виды занятий
Для обучающихся дошкольного возраста эффективными будут следующие виды занятий:
игра;
беседа;
викторина;
конкурс;
кроссворд;
путешествие
(
квест
);
сказка;
соревнование;
- КВН;
теоретическое
занятие;
практическое
занятие.
Срок освоения программы
Продолжительность реализации программы – 8 месяцев (с октября по май включительно), по 8 занятий в месяц.
Режим занятий
Продолжительность занятий - 30 минут. Занятия проводятся во второй половине дня, 2 раза в неделю, по расписанию дополнительного образования ДОО.
Цель
и
задачи
программы
Цель:
Обеспечение формирования готовности к обучению в начальной школе будущему первокласснику, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации ребенка, положительного отношения к школе.
Задачи педагога:
Организовать
процесс
освоения
программы,
воспитания
и
развития
на
этапе
предшкольного
образования
с
учетом
потребностей
и
возможностей
ребенка
–
дошкольника.
Отбирать содержание образования детей на ступени
предшкольного
детства,
которое
обеспечит
сохранение
самоценности
этого
периода
развития,
отказ
от
дублирования
содержания
обучения
в
первом классе
школы.
Укреплять
и
развивать
эмоционально-положительное
отношение
ребенка
к
школе,
желание учиться.
Формировать социальные черты личности будущего школьника, необходимые
для
благополучной
адаптации к
школе.
Задачи для обучающихся:
Способствовать
повышению
мотивационной
готовности
дошкольников
к
школьному
обучению,
сформированности
«внутренней
позиции
ученика»,
расширению
знаний
о
"мире
школьников",
рождению
интереса
к
школе,
школьной
атрибутике, возникновению эмоционально – положительного отношения к школе, формированию нового уровня самосознания.
Обогащать
речь
детей
за
счѐт
расширения
и
уточнения
представлений
об
окружающем
мире
в
ходе чтения, рассмотрения
иллюстраций,
бесед
и
др.
Создавать условия для совершенствования аккуратности, целеустремленности,
внимания, наблюдательности, логического мышления,
умения доводить начатое дело
до конца (ФГОС ДО
)
.
Развивать виды речевой деятельности
- умение слушать, говорить, свободно
пользоваться
языком в
различных
ситуациях
общения.
Воспитывать
чувство
толерантности,
взаимоуважения,
умения
сотрудничать.
Частные задачи:
Развивать
фонематический
слух
(умение
выделять
звук
из
ряда
других,
делать
звуко
-буквенный
анализ
слов,
правильно
определять
и
давать
характеристику
звука).
Развивать
умение
правильно
обозначать
звук
на
письме,
составлять
слова
из
букв
и слогов,
читать.
Подготовить
руку
к
письму
(«печатание»
букв,
слов
и
предложений).
Развивать
математические
представления
о
числах
и
цифрах;
умения
решать
и
составлять
арифметические задачи,
знакомить
с
математическими
знаками.
Содержание
программы
Учебный план
№
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Формы контроля
Всего
Теория
Практ
1
Звуки и буквы
31
6
25
1.1.
Звук и буква А. Звук и буква У. Звук и буква О.
1
1
Д/игра
1.2.
Звук и буква М.
1
1
Диагностические задания
Анализ
1.3.
Звук и буква: С.
1
1
Наблюдение
1.4.
Звук и буква: Х.
1
1
Беседа
1.5.
Звук и буква Р.
1
1
Проверка д/з
1.6.
Звук и буква Ш.
1
1
Наблюдение
1.7.
Звуки и буквы Ы, Э.
1
1
Диагностические задания
Анализ
1.8.
Звуки и буква: К, Л – согласные звонкие
1
1
Хронометраж
1.9.
Звук и буква Н.Т
2
2
Игра «Найди звук в слове»
1.10
Звук и буква: Т.
1
1
Диагностические задания
Наблюдение
1.11
Звук и буква И.
1
1
Беседа
1.12
Звук и буква: Г.
2
1
1
Чтение слогов с заданным звуком
1.13
Звук и буква: Й.
1
1
Наблюдение
1.14
Звук и буква: З.
1
1
Беседа
1.15.
Звуки и буквы: В, Ф.
2
2
Фото выставка на Сайте ДОУ
1.16.
Звук и буква: Б.
1
1
Проверка д/з
1.17.
Звук и буква: Ж.
1
1
Диагностические задания
Анализ
1.18.
Буквы Е, Ё обозначают двойной звук.
2
1
1
Хронометраж
1.19.
Буквы: Ю, Я.
2
2
Чтение
1.20.
Звуки и буквы: Ч, Щ.
2
1
1
Д/игры на определение места фонемы в слове.
1.21.
Звук и буква: Ц.
2
2
Наблюдение
1.22.
Буква: Ь.
2
1
1
Коллоквиум
1.23.
Разделительный знак - Ъ .
1
1
Открытое занятие
2
Числа-цифры
31
6
25
2.1.
Признаки предметов
2
1
1
Наст. игра
2.2.
Сравнение предметов
2
2
Анализ
2.3.
Сравнение предметов по массе, количеству
2
1
1
Диагностические задания
Беседа
2.4.
Ориентация на плоскости
1
1
Наблюдение
2.5.
Геометрические фигуры
1
1
Хронометраж
2.6.
Треугольник, четырехугольник.
2
1
1
Д/игра
2.7.
Позже. Раньше; вчера, сегодня, завтра.
1
1
Диагностические задания
Наблюдение
2.8
Времена года их последовательность.
1
1
Беседа
2.9
Сравнение предметов по массе
2
1
1
Наблюдение
2.10
Счѐт предметов в прямом и обратном порядке.
1
1
Анализ
2.11
Знакомство с цифрой и числом «1-5».
1
1
Диагностические задания
Наблюдение
2.12.
Знакомство с цифрой и числом «0»
1
1
Беседа
2.13.
Равенство. Сложение и вычитание.
1
1
Хронометраж
2.14.
Сложение «+». Решение примеров +1. Вычитание «-».
2
2
Проверка д/з
2.15
Решение логических задач.
2
1
1
Решение задач
2.16
Решение стихотворных задач.
2
2
Анализ
2.17.
Знакомство с цифрой и числом «6 - 9».
2
1
1
Беседа
2.18.
Знакомство с цифрой и числом «10».
1
1
Д/игры
2.19.
Работа над составом числа.
1
1
Диагностические задания
Наблюдение
2.20.
Знакомство с понятиями «Единица, десяток, сотня».
1
1
Фото выставка на Сайте ДОУ
2. 21.
Устное составление задач по схематическому рисунку.
1
1
Хронометраж
Анализ
2.22.
Признаки предметов (размер, цвет, форма).
1
1
Открытое занятие
Итого
62
12
50
Содержание учебного плана
Развитие
речи
и
обучение
чтению
Звук
и
буква
А.
Познакомить
с
буквой.
Заучивание
стихотворения
«Арбуз».
Загадки
об
арбузе,
автобусе.
Звук и буква У. Познакомить с буквой. Шарады: уточка, удочка.
Звук и буква О.Знакомство с буквой. Печатаем: О. Составление рассказа по серии картинок.
Звук
и
буква
М.
Знакомство с буквой. Чтение букв, слогов, слов. Составление рассказа по сюжетным картинкам «Мишки за работой». Печатать: М, МА – МА.
Звук
и
буква: С.
Чтение букв, слогов и предложений. Печатаем: С. Загадки. Земля- дом для всего живого.
Звук
и
буква: Х.
Логическое упражнение «Откуда хлеб пришел?» Звук и буква Х, чтение слогов, слов и стихотворения. Печатаем: Х.
Звук
и
буква
Р.
Знакомство с буквой. Чтение букв, слогов, слов. Логическое упражнение «Рыбы. Животные». Заучивание стихотворения «Речка». Печатаем: Р, шар, Рама, Мара, Рома.
Звук
и
буква
Ш.
Знакомство с буквой. Заучивание стихотворения «Шар». Чтение слияний, слогов, слов. Печатаем Ш, ША, ШО, Шар, Ма-ша.
Звуки и
буквы
Ы
,
Э.
Знакомство с буквой. Чтение слияний, слогов, слов. Печатаем Ы, Шары. Загадки о цветах. Звук и буква Э.
Звук
и
буква:
Л
–
согласные
звонкие.
Загадки о лодке, лыжах, ели. Чтение букв, слогов и предложений. Печатаем: Л.
Звук
и
буква
Н.
Познакомить со звуком и буквой. Многозначность слов: нос. Чтение букв, слогов, слов. Предложение. Анаграммы. Печатаем: Н, На.
Звук
и
букв:
К.
Развитие речи, «Кот – герой сказок». Чтение букв, слогов и предложений.
Печатаем: К, сок.
Звук и букв: Т.
Чтение букв, слогов и предложений. Печатаем: Т, Тома.
Звук
и буква:
Д.
Характеристика звука Д. Чтение слогов с буквами, слов и предложений.
Печатаем: Д, Дима, Даша. Роза росла в саду.
Звук
и
буква
И.
Познакомить со звуком и буквой. Многозначность слова: игла. Чтение букв, слогов, слов. Предложение. Анаграммы. Печатаем: И, Ни, Ни-на.
Звук
и
буква:
З.
Беседа «Зубы и уход за ними». Характеристика звука З. Чтение слогов с буквами, слов и предложений. Многозначность слова змей. Печатаем: З, Зина, Роза.
Звук
и
буква: Й.
Звук и буква Й, чтение слов и предложений. Печатаем: Й, зайка.
Звук
и
буква: Г.
Загадки груше. Игра «Ягоды и фрукты. Читаем буквы, слоги, слова и предложения. Печатаем: Г, стог, гуси.
Звуки
и
буквы:
В,
Ф.
Загадки о воде. Чтение букв, слогов и предложений. Беседа о флоте. Звук и буква Ф. Чтение слогов, слов и предложений. Характеристика звука. Печатаем: В, Вова, Ф, Флот.
Звук и буква: Б. Знакомство со звуком и буквой Б. Чтение слогов, слов,
предложений с антонимами. Печатаем:
Б
, БА, БО, БУ, БАБУШКА. У папы собака.
Звук
и
буква:
П.
Знакомство
со
звуком
и
буквой
П.
Чтение
слогов,
слов,
предложений
с
антонимами.
Многозначность
слов: шапка, шляпка.
Печатаем:
П
,
ПА,
ПО,
ПЫ.
Звук и буква: Ж. Знакомство и характеристика звука и буквы Ж, написание
ЖИ, ШИ. Чтение букв, слогов, слов и предложений. Составление рассказа по серии
картинок
«За грибами».
Печатаем:
Ж
,
МОРЖ,
Ж-Ш,
МОРЖИ.
Буквы
Е
,
Ё
обозначают
двойной
звук.
Загадки ели. Чтение букв, слогов и предложений. Печатаем: Е, Ё, Лена, Елена, ѐж, ежи. Несу в руке ромашку. У ѐжика колкие иголки.
Буквы:
Ю
,
Я.
Загадки о яблоке. Игра «Ягоды и фрукты». Беседа: «Почему землянику, чернику, малину так называют?». Читаем буквы, слоги, слова и рассказ « В саду». Анаграммы: Л В Ю К - (клюв), А Ю Л – (юла). Печатаем: Я, Ю, Яша, яблоко, Юля, Юра.
Звуки и
буквы:
Ч,
Щ.
Логическое упражнение «Животные». Звук и буква Ч. Чтение слогов, слов и предложений. Сочетания: ЧА, ЧУ, ЧК, ЧН. Звук и буква Щ. Чтение слогов, слов и предложений. Сочетание ЩА, ЩУ. Печатаем: Ч, Щ, ПОЧКА, ПОЧТА, ЩЕНОК. Щенка зовут Эхо. У Наташи часы.
Звук
и
буква: Ц.
Беседа «Улица «Помогай». Составление рассказа по серии картинок «На семейной ферме». Знакомство с буквой и еѐ характеристика. Чтение слогов, слов с этими буквами. Печатаем: Ц, месяц. Юра растит огурцы.
Буква:
Ь.
Беседа «Изменения в живой и неживой природе весной». Стихотворение
«Пароход обходит мели…» Словарь: мель, моряк, штурман, доблестный. Буква Ь. Чтение слов и предложений. Печатаем: Ь, КОНЬ, КОНЬКИ, ФИЛЬМ, ФИЛЬМЫ.
Разделительный знак - Ъ.
Толкование пословиц. Беседа по иллюстрациям «Семья обедает». Наблюдение за произношением слов: Коля – колья. Чтение слов и предложений. Игра «Хахатания». Семя села обедать. (?)
Печатаем: Ъ, Ь, СЕМЯ, СЕМЬЯ, СЕЛ, СЬЕЛ, СЪЕХАЛ
Числа-цифры
Признаки
предметов
(размер,
цвет,
форма).
Игра «Поскорее мяч кидай - четко признак называй». Логические задания
«Признаки и свойства предметов». Ориентирование на клеточном поле.
Сравнение предметов: большой - маленький, больше - меньше; высокий -
низкий,
выше
– ниже.
Сравнение групп предметов с помощью сопоставления. Составление по картинкам предложений, используя слова больше, меньше, столько же. Взаимное расположение предметов в пространстве.
Сравнение предметов по массе, количеству (больше, меньше, столько же).
Сравнение
массы
разных
предметов
с
помощью
весов
и
запись
эти
сравнения
схематически.
Коробочки
с
песком,
мелом,
ватой и
др.
материалами.
Ориентация
на
плоскости: слева,
справа.
Определяем положение предметов относительно друг друга на плоскости и в пространстве. Используем слова: «вверху», «внизу», «впереди», «сзади», «перед»,
«за», «между», «рядом».
Геометрические
фигуры.
Круг.
Многоугольник.
Отличие многоугольника и круга. Упражнение «Такие разные фигуры».
Группируем фигуры по указанным признакам.
Треугольник,
четырехугольник.
Отрезок - как сторона многоугольника. Точка. Знакомимся с прямыми, кривыми и ломаными линиями. Измеряем длину отрезка.
Позже.
Раньше;
вчера,
сегодня,
завтра.
Неделя.
Дни
недели.
Отсчет дней недели по порядку от любого дня. Д/игра «Неделька». Счѐт предметов до 7, в прямом и обратном порядке. Вопрос: «Который по счѐту…?»
Времена
года
их
последовательность.
Определение времени по часам (по часовой стрелке). Загадки о временах года, задачи о днях недели. Работа в тетрадях по заданию педагога.
Сравнение предметов по массе, количеству (больше, меньше, столько же).
Шуточные
задачи
по
математике,
логические
упражнения
«Определи
на
глаз»
.
и
сравнения
<,
>,
=.
Счѐт
предметов
в
прямом
и
обратном
порядке.
Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10.
Работа в тетрадях, написание цифр по точкам. Вопрос: «Сколько…?»
Знакомство
с
цифрой
и
числом
«1-5».
Игра «Рассеянный художник» (исправить ошибки художника, собери картинку с помощью цифр). Понятия «много», «один». Порядковое значение числа. Следующее и предыдущее.
Знакомство
с
цифрой
и
числом
«0».
Разлиновка тетради в клетку, написание цифры 0. Знакомство с понятием «пустое множество».
Равенство.
Сложение
и
вычитание.
Обозначение
этих
действий.
Игра «Груши и яблоки» (счѐт предметов по порядку, сложение и вычитание в пределах 10). Работа в тетрадях: нарисуй столько же; посчитай, запиши.
Сложение
«+».
Решение
примеров
+1.
Вычитание
«
-»
.
Решение
примеров
-
Счѐт
предметов
в
пределах
10,
учимся
прибавлять
и
вычитать.
Счѐт
парами,
тройками.
Решение задач.
Решение
логических
задач.
Решение
стихотворных
задач.
Решение задач на нахождение суммы. Знакомство с составными задачами: условие, вопрос, решение. Запись решения задачи.
Знакомство
с
цифрой
и
числом
«6
-
9».
Счѐт «Найди себе друга». Работа в тетради: числа натурального ряда, окошко дружных соседей, играем с мячом. Решение примеров с помощью числовой линейки.
Знакомство
с
цифрой
и
числом
«10».
Дидактическая игра «Вкусные конфеты». Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Работа над составом числа. Образование чисел с помощью единицы +1,-1.
Графический
диктант.
Решение
примеров
с 0.
Знакомство
с
понятиями
«Единица,
десяток,
сотня».
Образование чисел 11- 20. Учимся пользоваться линейкой, чертим геометрические фигуры при помощи линейки.
Устное
составление
задач
по
схематическому
рисунку.
Решение задач на нахождение разности. Запись решения задач.
Признаки предметов (размер, цвет, форма). Сравнение предметов: большой -
маленький;
больше
-
меньше;
высокий
-
низкий,
выше
–
ниже.
Сравнение
предметов
по массе, количеству
(больше,
меньше,
столько
же).
2.4. Планируемые результаты
Результатом обучения, развития и воспитания дошкольника по программе «Скоро в школу» в условиях детского сада следует считать такую подготовку к школе, которая позволит ему не только подготовиться к изучению школьных дисциплин, но и осознать самого себя («я есть»), свои возможности и индивидуальные особенности («я такой»), приобрести умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Целевые ориентиры при освоении программы Ребенок воспринял и может различать:
звуки и буквы, гласные и согласные звуки,
твѐрдые
и мягкие согласные звуки
(мягкие,
твѐрдые
);
звук,
слог,
слово;
слово
и
предложение;
ударение;
правую
и
левую
сторону;
состав
чисел
первого
десятка,
состав
чисел
из
двух
меньших,
цифры.
понятия
вчера,
сегодня,
завтра,
называть
месяцы
года;
называть:
числа в прямом и обратном порядке, соотносить цифру и число предметов,
правильно
пользоваться
количественными
и
порядковыми
числительными,
сравнивать
числа в пределах 10 и дальше;
для
каждого
числа
в
пределах
10
предыдущее
и
последующее
числа.
геометрические
фигуры,
различать
их;
части
суток,
последовательность
дней
в
неделе,
последовательность
месяцев
в
году,
время
года,
дни недели;
называть
и
узнавать
квадрат,
круг,
треугольник,
прямоугольник,
цилиндр,
конус,
пирамиду
и
находить
в
окружающей
обстановке
предметы,
сходные
по
форме;
сравнивать:
предметы
разные
по
величине;
опираясь
на
наглядность,
рядом
стоящие
числа
в
пределах
10;
группы
предметов
по
количеству
с
помощью
составления
пар,
уравнивать
их
двумя
способами;
выражать:
словами,
какой
предмет
больше,
длиннее,
выше,
шире,
измерять
длину
предметов
с помощью условной мерки;
местонахождение
предмета
по
отношению
к
себе
и
другим,
ориентироваться
на
листе
бумаги;
словами
местонахождение
предмета,
ориентироваться
на
листе
клетчатой
бумаги (вверху,
внизу,
справа,
слева,
посередине);
различать:
форму
предметов,
чертить
геометрические
фигуры;
части
целого
и
целое
по известным
частям;
пользоваться:
словами:
больше
-
меньше,
уже -
шире,
выше -
ниже, часть
меньше
целого;
графическим
обозначением
звуков
(гласные
–
красный
квадрат,
твердые
согласные
–
синий
квадрат,
мягкие согласные
– зеленый
квадрат);
терминами
«звук»,
«слог»,
«слово»,
«предложение»;
делить
целое
на равные
части;
разбивать
фигуры
на
несколько
частей
и
составлять
целые
фигуры
из
этих
частей.
различать
гласные,
согласные,
твердые
и
мягкие
согласные,
звонкие
и
глухие
согласные
звуки;
соотносить
звук
и букву;
определять
ударный
слог,
ударную
гласную
и
обозначать
соответствующим
значком;
проводить
звуковой
анализ
слов;
читать
слова,
слоги,
предложения;
выделять и
выражать
в
речи признаки
сходства
и
различия
отдельных
предметов
и
совокупностей;
объединять
группы
предметов,
выделять
часть,
устанавливать
взаимосвязь
между
частью
и целым;
считать
в
пределах
10
в
прямом
и
обратном
порядке,
правильно
пользоваться
порядковыми
и
количественными числительными;
определять
состав
чисел
первого десятка
на
основе
предметных
действий;
соотносить
цифру
с
количеством
предметов;
измерять
длину
предметов
непосредственно
и
с
помощью
мерки,
располагать
предметы
в
порядке
увеличения
и
в
порядке
уменьшения
их
длины,
ширины,
высоты;
иметь
умение
писать
буквы
русского алфавита
в
клетке;
понимать
и
использовать
в
речи
термины
«звук»,
«буква»;
определять
место звука в
слове в
начале,
в
середине и
в
конце.
2. Комплекс организационно – педагогических условий
Календарный
учебный
график
№
Дата
Время
К
Тема занятия
Форма
Место
Форм
занятия
о
занятия
проведен
а
л-
ия
контр
в
оля
о
у
ч.
ч
а
с.
1
2
Окт.1 нед
ВторникЧет верг 15.10
– 15.40
2
«Звуки
и
буквы
А
,О
,
У.
Звук
и
буква
У.»
«Признаки
предметов
(размер,
цвет,
форма)».
Игра - знакомств о
Кабинет логопеда
Набл юд
3
4
Окт. 2 нед
Вторник Четверг 15.10 – 15.40
2
«Звук
и
буква
М».
«Сравнение предметов:
большой, маленький, больше,
меньше; высокий - низкий, выше –
ниже».
Познавате льная игра
Кабинет логопеда
Бесед а
5
6
Окт. 3нед
Вторник Четверг 15.10 – 15.40
2
«Звук
и
буква:
С».
«
Сравнение
предметов
по
массе, количеству (больше,
меньше,
столько
же)».
Интегрир ованное занятие
Кабинет логопеда
Д/з
7
8
Окт. 4нед
Вторник Четверг 15.10 – 15.40
2
«Звук
и
буква:
Х».
«Ориентация
на
плоскости:
слева,
справа».
Практиче ская игровая леятельно сть
Кабинет логопеда
Д/з
9
10
Ноябрь 1нед
Вторник Четверг 15.10 – 15.40
2
«Звук
и
буква
Р
».
«Геометрические
фигуры.
Круг.
Многоугольник. Отличие
многоугольника
от
круга».
Занятие - сказка
Кабинет логопеда
Наст ольно
-
печат ные игры
11
12
Ноябрь 2 нед
Вторник Четверг 15.10 – 15.40
2
«Звук
и
буква
Ш
».
«Треугольник,
четырехугольник. Отрезок – как
сторона
многоугольника.
Точка».
Интегрир ованное занятие
Кабинет логопеда
Д/игр ы
13
14
Ноябрь 3нед
Вторник Четверг 15.10 – 15.40
2
«Звуки
и
буквы
Ы
,
Э».
«Позже.
Раньше;
вчера,
сегодня,
завтра. Неделя. Дни недели.
Отсчет дней недели по порядку от
любого
дня».
Беседа
Кабинет логопеда
Д/з
15
16
Ноябрь 4нед
Вторник Четверг 15.10 – 15.40
2
«Звук
и
буква:
Л
–
согласные
звонкие».
«Времена года их
последовательность. Определение
времени по часам (по часовой
стрелке)».
Игра - путешест вие
Кабинет логопеда
Наст ольно
-
печат ные игры
17
18
Декабр ь 1нед
Вторник Четверг 15.10 – 15.40
2
«Звук
и
буква
Н».
«Сравнение
предметов
по
массе, количеству (больше,
меньше,
столько
же)».
Игровое занятие
Кабинет логопеда
Д/з
19
20
Декабр ь 2нед
Вторник Четверг 15.10 – 15.40
2
«Звук
и
букв:
К».
«
Счѐт
предметов в прямом и
обратном порядке. Устная
нумерация:
названия,
обозначение
и последовательность чисел от 0
Беседа
Кабинет логопеда
Д/игр ы
до 10».
21
22
Декабр ь 3нед
Вторник Четверг 15.10 – 15.40
2
«Звук
и
букв:
Т.
Звук
и
буква:
Д».
«Знакомство
с
цифрой
и
числом
«1-5».
Интегрир ованное занятие
Кабинет логопеда
Д/з
23
24
Декабр ь 4нед
Вторник Четверг 15.10 – 15.40
2
«Звук
и
буква:
И».
«Знакомство
с
цифрой
и
числом
«0».
Интегрир ованное занятие
Кабинет логопеда
Слов есны е игры
25
26
Январь 2нед
Вторник Четверг 15.10 – 15.40
2
«Звук
и
буква:
З
».
«Равенство. Сложение и
вычитание. Обозначение этих
действий».
Познавате льное занятие
Кабинет логопеда
27
28
Январь 3нед
Вторник Четверг 15.10 – 15.40
2
«Звук
и
буква:
Й».
«Сложение
«+».
Решение
примеров
+1.
Вычитание « - ». Решение примеров -1»
Занятие - викторин а
Кабинет логопеда
Наст ольно
-
печат ные игры
29
30
Январь 4нед
Вторник Четверг 15.10 – 15.40
2
«Звук
и
буква:
Г».
«Решение логических задач.
Решение
стихотворных
задач».
Интегрир ованное занятие
Кабинет логопеда
Д/з
31
32
Феврал ь
1нед
Вторник Четверг 15.10 – 15.40
2
«Звуки
и
буквы:
В,
Ф».
«Решение
логических
задач.
Решение стихотворных задач»
(повторение).
Ситуатив ная игра
Кабинет логопеда
Д/з
33
34
Феврал ь
2нед
Вторник Четверг 15.10 – 15.40
2
«Звук
и
буква:
Б».
«Решение
логических
задач.
Решение стихотворных задач»
(закрепление).
Практиче ская деятельно сть
Кабинет логопеда
Наст ольно
-
печат ные игры
35
36
Феврал ь
3нед
Вторник Четверг 15.10 – 15.40
2
«Звук
и
буква:
Ж».
«Знакомство
с
цифрой
и
числом
«6 - 9».
Занятие- моделиро вание
Кабинет логопеда
Д/з
37
38
Феврал ь
4нед
Вторник Четверг 15.10 – 15.40
2
«Буквы:
Е,
Ё
обозначают
двойной
звук».
«Знакомство
с
цифрой
и
числом
«10».
Беседа
Кабинет логопеда
Д/и
39
40
Март 1нед
Вторник Четверг 15.10 – 15.40
2
«Буквы:
Ю
,
Я».
«Работа над составом числа.
Образование чисел с помощью
единицы
+1,-1».
Игра- путешест вие
Кабинет логопеда
Д/з
41
42
Март 2нед
Вторник Четверг 15.10 – 15.40
2
«Звуки
и
буквы:
Ч,
Щ
».
«Знакомство
с
понятиями
«Единица, десяток, сотня».
Занятие - игра
Кабинет логопеда
Д/з
43
44
Март 3нед
Вторник Четверг 15.10 – 15.40
2
Повторение.
«Звуки
и
буквы:
Ч,
Щ
».
«Знакомство
с
понятиями
«Единица, десяток, сотня».
Занятие - игра
Кабинет логопеда
Д/игр ы
45
46
Март 4нед
Вторник Четверг 15.10 – 15.40
2
«Буквы: Е, Ё обозначают
двойной
звук»
(закрепление).
«Цифра
и
число
«10».
Линейка
тренажер.
Практиче ское занятие
Кабинет логопеда
Наст- печат ные игры
47
48
Апрель 1нед
Вторник Четверг 15.10 – 15.40
2
«Звук
и
буква:
Ц
».
«Устное
составление
задач
по
схематическому
рисунку».
Моделиро вание
Кабинет логопеда
Д/з
49
50
Апрель 2нед
Вторник Четверг 15.10 – 15.40
2
«Чтение
слогов,
слов
с
буквами
Ц
,
Щ, Ш».
Закрепление. Составление задач
по
рисунку
и схемам.
Практиче ская деятельно сть
Кабинет логопеда
Д/з
51
52
Апрель 3нед
Вторник Четверг 15.10 – 15.40
2
«Буквы:
Ю
,
Я»
(закрепление).
«Читаем
буквы,
слоги,
слова
и
предложения с выученными
буквами».
Занятие - сказка
Кабинет логопеда
Игры
53
54
Апрель 4нед
Вторник Четверг 15.10 – 15.40
2
«Буква:
Ь».
«Графический
диктант».
Занятие - беседа
Кабинет логопеда
Бесед а
55
56
Май 1нед
Вторник Четверг 15.10 – 15.40
2
«Буква:
Ь».
Чтение
слов
и
предложений, печатание
предложений.
«Графический
диктант».
Ситуатив ная игра
Кабинет логопеда
Д/игр ы
57
58
Май 2нед
Вторник Четверг 15.10 – 15.40
2
«Разделительный
знак
–
Ъ».
«Признаки
предметов
(размер,
цвет,
форма)».
Рассказ педагога
Кабинет логопеда
Д/игр ы
59
60
Май 3нед
Вторник Четверг 15.10 – 15.40
2
«Чтение
слов
и
предложений.
Игра «
Хахатания
» (Ъ -
закрепление).
«Сравнение
предметов
по
массе,
количеству (больше, меньше,
столько
же)».
Викторин а
Кабинет логопеда
Наст ольно
-
печат ные игры
61
62
Май 4нед
Вторник Четверг 15.10 – 15.40
2
Итоговое занятие «В страну Грамматику за знаниями».
КВН «До
свидания, д/сад!»
Игра- путешест вие
«Здравств уй, школа».
Кабинет логопеда
Диаг ности ка.
Викт орин а.
2.2 Условия реализации программы
При реализации данной рабочей образовательной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приѐмы, методы взаимодействия взрослого и ребѐнка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти); используется разнообразный дидактический материал (подвижная азбука – наборное полотно и карточки с буквами и цифрами); магнитная доска; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; карточки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий – согласный твѐрдый, зелѐный – согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; рабочие тетради и др.
Занятия проводятся в оборудованном кабинете. Каждый ребѐнок обеспечивается необходимым для занятия местом. Уровень освещенности, воздушно-тепловой режим, санитарное состояние кабинета соответствуют нормам СанПиН. Кабинет оборудован техническими и наглядными пособиями.
Техническое оснащение: столы, стулья, доска; мультимедиа аппаратура, компьютерные развивающие программы.
Дидактический материал: раздаточный материал, настольно-печатные игры, пособия, дидактические карточки, тетради, научная и специальная литература.
Формы
аттестации
Контроль проводится с целью определения степени достижений обучающихся, ориентации их на дальнейшее самостоятельное обучение, корректировки дальнейшей тактики работы с детьми.
Способы проверки освоения программы – мониторинг с использованием игровых заданий. Форма подведения итогов по реализации образовательной программы «Скоро в школу» - диагностика, наблюдение, беседы, анализ, открытое занятие для родителей.
Результативностью работы является достижение целевых ориентиров в освоении обучающимися содержания дополнительной образовательной программы.
Оценочные
материалы
Д
иагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет с использованием
индивидуальной
рабочей тетради,
диагностических
игровых заданий;
Диагностика
успешности
развития
математических
способностей
с
использованием
диагностических
игровых заданий,
бесед;
Диагностика
личностно-социальных
проявлений
ребенка
дошкольника
с
помощью
методики
изучения
личностно-социального
поведения
с
использованием
метода
наблюдения.
Цель диагностики: Выявление качества речевого развития и развития математических представлений ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия), изучение личностно-социального поведения.
Параметры оценки:
По направлению «Подготовка к обучению грамоте»:
Звуковая
сторона
и
выразительность
речи
Фонематический
слух
Уровень
развития
моторики,
графических
навыков
Звукобуквенный
анализ
(место
звука
в
слове,
соотнесение
звука
и
буквы)
Чтение
По направлению «Математическое развитие»:
Общие
понятия
(свойства
предметов,
группы
(совокупности)).
Числа
и
операции
над ними
Пространственно-временные
представления
Геометрические
фигуры
и
величины.
Методические
материалы
Программа «Скоро в школу» составлена на основе программ по подготовке детей к школе:
«От
звука
к
букве».
Е.В.Колесниковой
«Вся
дошкольная
программа.
Математика».
Дидактические принципы, положенные в основу программы:
Создается
образовательная
среда,
обеспечивающая
снятие
всех
стрессообразующих
факторов
учебного
процесса
(
принцип
психологической
комфортности
);
Новое понятие
вводится
не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие»
его детьми (
принцип
деятельности
);
Обеспечивается возможность индивидуального обучения детей,
продвижения
каждого
ребенка своим
темпом (
принцип
минимакса
);
При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с
предметами и
явлениями
окружающего
мира
(
принцип
целостного
представления
о
мире
);
У детей формируется умение осуществлять собственный выбор,
основываясь
некоторым
критерием (
принцип
вариативности
);
Процесс познания сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта
Основные
принципы
работы педагога
при
реализации
программы
:
учѐт
индивидуальных
возможностей
и
способностей
детей;
уважение к
ребѐнку
, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с
разумной
требовательностью;
комплексный
подход
при
разработке
занятий;
систематичность
последовательность
в
преподнесении
материала;
вариативность
содержания
и
форм
проведения
занятий;
наглядность.
Программа «Скоро в школу» для детей старшего дошкольного возраста представлена 2-мя направлениями:
направление – Создание условий
для
подготовка к обучению грамоте.
Данный
раздел
составлен
на
основе
программ
и
пособий:
Колесниковой
Е.В.
«От
звука
к
букве»,
Журовой
Е.Н.,
Варенцовой
Н.С.,
Дуровой
Н.В.,
Невской
Л.Н.
«Обучение
дошкольников
грамоте»,
Филичевой
Л.Н.
«Развитие
графических
навыков»,
направление
-
Создание
условий
для
математического
развития.
Раздел
основан на
программах и пособиях: Л.Г.
Петерсон
, Н.П.
Холиной
«Раз
– ступенька,
два
– ступенька.
Практический курс
математики
для
дошкольников».
Ведущей идеей первого направления является выработка у детей умений ориентироваться в звуко - буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий
«слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольности.
Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми спрашивают, кто это, есть ли у них дети и т.п.
Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счету, чтению, письму. Однако, исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.
Ведущей идеей второго направления программы является развитие познавательного интереса детей к математике через ознакомление с различными областями математической действительности.
У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
Образовательная деятельность предшкольной подготовки богата по содержанию. В ней поставлена задача ознакомления детей с общей картиной окружающего мира, а это естественно, т.к. дети хотят знать больше о том, с чем ежедневно встречаются в жизни.
Данная программа нацелена не только на формирование всех видов готовности к школе. Главным содержанием видов деятельности в рамках программы выступает процесс формирования познавательной активности.
Разнообразие методов, форм и приемов обеспечивает развитие у детей: познавательных, мотивационных, социально - коммуникативных, эмоционально- волевых, творческих способностей детей, развивается речь, формируется позитивный
«Образ – Я», вера в успех.
Методы обучения, применяемые на занятиях, многогранны. Они направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе обучения – это необходимое условие для достижения целевых ориентиров, т.к. пережитые впечатления становятся убеждением.
Дидактический стержень занятия – деятельность самих детей, что побуждает их думать, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выявлять закономерности.
3. Методическая литература для реализации программы.
1. Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников
Элементам грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА, Москва 2017 г.;
2. Колесникова Е. В. «Развитие математического мышления у детей 5-7лет»;
3. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. «Раз - ступенька, два - ступенька»;
4. Соловьева Е. В. «Математика и логика для дошкольников»
5. Яфаева В. Г. «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников»;
6. Яфаева В. Г. «Математика в художественном слове»;
7 .Е. В. Колесникова. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство ЮВЕНТА Москва 2010г;
8. Е.В. Колесникова, Л. В. Игнатьева. «Азбука. Мой первый учебник»Издательство ЮВЕНТА. Москва 2010 г.;
9 .Л.В. Игнатьева «Читаю и пишу». Рабочие тетради №1 т № 2 к книге «АЗБУКА. Мой первый учебник». Издательство ЮВЕНТА. 2010 г .;
10. "Буквы и слоги", "Слова и предложения" - тетрадь дошкольников по обучению грамоте
С. В. Гаврина, Н.Л. Кутявина.
11. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Москва. Издательство Гоном. 2011;
12. Чистякова О.В. «Обучение грамоте» .Учебное пособие для будущих первоклассников. Санкт-Петербург. Издательский дом «Литера». 2014;
13. Серия «Папка для дошколят»: Учимся читать. Чтение. Тренажёр – пропись
«Готовим руку к письму». ЗАО «Росмэн – ПРЕСС».2013;
14. Серия «Папка дошкольника»: Вычитаем и складываем. Счѐт до 20. Знакомимся со временем. ООО ВК «Дакота» 2012.
15. Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Детство-Пресс. Санкт-Петербург. 2015;
16. Сычева Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Москва. Национальный книжный центр. 2014
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Диагностическая карта № 1
Название программы «Скоро в школу»
Содержательная составляющая программы – психологическая подготовка к школе, создание условий для обучения чтению, письму и счѐту.
Направленность – социально-педагогическая. Руководитель -
Учебный год –
№ п/ п
Ф.И.
ребенка, группа
Параметры диагностики
Итого баллов
Значение слова
Подбор обобщаю щих слов
Составле ние предложе ний
Дифферен циация звуков: гл., согл.
Количест во звуков, слогов в слове
Чтение слов и предложен ий
окт
ма й
окт
ма й
окт
ма й
окт
ма й
окт
ма й
окт
май
окт
май
1
2
Выводы (октябрь)…..(текстом) Выводы (май)….. (текстом)
Сроки диагностики: Входная диагностика – октябрь, Итоговая диагностика – май. Условные обозначения диагностики:
(*) – программа освоена.
(+) – программа освоена в полном объеме.
Примерные диагностические задания по каждому параметру
Словарь
Дидактическая
игра «Опиши предмет»
Материал:
различные
предметные
картинки.
Дидактическая
упражнение
«Сервируем
стол».
Материал: чайный сервиз. (Для кукол), предметные картинки с изображением продуктов питания (муляжи).
Беседа
по
вопросам
«Расскажи
о
ручке»
Дидактическая
игра
«Подбери
слово»
Задание
Воспитатель показывает по одной картинке, например: шар, шапку, ведро, цветы.
Просит ответить на вопросы:
Что
это?
(Шар.)
Какой
он?
(Красный,
большой,
воздушный.)
Что с ним можно делать? (Играть, катать по полу, подбрасывать, пинать.)
Задание
К кукле Маше пришли гости. Что нужно поставить на стол? Назови одним словом чашку, кружку, блюдце.
Назови известные предметы посуды.
Задание
У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь? Как ты понимаешь значение слова «ручка»?
Задание
А) Одна тарелка глубокая, а другая - …(мелкая); один стакан высокий, а другой -
… (низкий).
Б) Бежит ручеек, бежит собака, бежит вода из крана. Об одном и том же я сказала по-разному. Как сказать по-другому? Бежит
Грамматика
Дидактическое упражнение
«Один
-м
ного»
Материал:
предметные
картинки.
Дидактическая
игра «
Зайкина
гимнастика»
Материал:
плюшевый заяц.
.
Дидактическая
игра
«Прятки»
Материал: набор мелких игрушек (комар, муха, шмель, пчела, оса) или предметные картинки с изображением животных.
Задания
Воспитатель показывает предметную картинку – кошка. Кто это? Как называют детеныша кошки? (котенок) Один – котенок, а если их много - … (котята).
Задание
Учить детей образовывать формы повелительного наклонения глаголов (беги, скачи, стой, наклонись).
Сегодня заяц будет делать гимнастику. Мы даем команды, а заяц их выполняет. Но говорить надо правильно. Если ошибаешься, заяц не выполнит команду. После зарядки заяц прощается с детьми.
Задание
Активизировать употребление в речи предлогов и наречий с пространственным значением (в, на, за, около, между).
К нам в группу прилетели гости. Посмотрите по сторонам, попробуем найти их. Где спряталась муха? (на подоконнике) А где комар? (за цветком) А где пчела? (в тумбочке).
Связная речь
Дидактическое
упражнение
«Составь
предложение»
Дидактическая
игра
«Расскажи
об
игрушке».
Материал: набор разных игрушек: машинка, мяч, кукла, зайчик и др.
Составление рассказа «Щенок»
по
серии сюжетных картинок.
Материал:
серия
сюжетных
картинок,
игрушки
щенок
и
собака.
Задание
А) Надевать, пальто, девочка.
Б) Бабушка, книжка, читать, внук.
Задание
Воспитатель показывает игрушки и предлагает образец рассказа об одной из
них.
Повторяет его еще раз, обращая внимание на план описательного рассказа. За тем
предлагает описать любую из игрушек по такому же плану.
Задание
Дети сравнивают щенка и взрослую собаку и щенка, выделяя одинаковые и отличительные признаки.
Составь по каждой картинке одно предложение. Вспомни, о чем ты рассказывал. Фонетика
Дидактическое упражнение
«Назови картинку»
Материал:
предметные
картинки.
Задание
«Найди
звук»
Звуковой
анализ
слова
Материал: звуковая модель слова, фишки.
Задание
Посмотри на картинку. Что изображено? (воспитатель отмечает звуки, которые ребенок не произносит)
Задание
Педагог произносит слово и просит определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец).
Задание:
Посчитай количество слогов. Выполни звуковой анализ слова. Материал: касса букв.
Педагог составляет слоги, простые зеркальные слова (3-5). Ребенок должен прочитать.
Мелкая моторика
Дидактическое
упражнение
«Штриховка,
обведение
по
контуру»
Печатание
букв,
слогов,
слов.
Задание
Воспитатель раздает карточки с заданием. Обведи по контуру и заштрихуй по образцу.
Задание
Письмо
букв
под
диктовку.
Копирование
слогов
и
слов.
Приложение 2
Диагностическая карта № 2
Название программы «Скоро в школу»
Содержательная составляющая программы кружка – создание условий для обучения счѐту, математического развития.
Направленность – социально-педагогическая. Руководитель -
Учебный год –
№
п/ п
Ф.И. ребенка, группа
Параметры диагностики
Итого баллов
Устный счет в пределах 10
Соотнес ение цифр и чисел
Ориенти ровка в простран стве
Составлен ие фигур из частей
Установл ение соответст вия между элемента ми двух множеств
Решение логическ их задач
окт
ма й
о кт
ма й
окт
ма й
окт
ма й
окт
ма й
окт
ма й
окт
ма й
1
2
Выводы (октябрь)…..(текстом) Выводы (май)….. (текстом)
Сроки диагностики: Входная диагностика – октябрь, Итоговая диагностика – май. Условные обозначения диагностики:
(*) – программа освоена.
(+) – программа освоена в полном объеме.
Примерные диагностические задания по каждому параметру:
Счѐт до 10
Дидактическая игра «Вкусные конфеты». Дидактическое упражнение «Веселые игрушки». Материал: 10 разных мелких игрушек
Задания:
1. Посчитай в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
2 Задания: разложи (поставь) все игрушки по порядку и посчитай их.
«>».
Посчитай
все
игрушки.
Сколько всего игрушек?
Который
по
счету
мишка?
А мячик? И т. п.
Работа
с
множествами
Дидактическое упражнение: «Посчитай»
Материал:
карточка
с
изображением
предметов.
Дидактическая
игра
«В
огороде»
Материал:
карточки
с
изображением
овощей
Задание:
сосчитай,
сколько
на
картинке
предметов.
Задание:
посчитай
и
сравни
предметы
по
количеству; расставь
знаки
«<»,
«=»,
Задание:
объясни
где
«больше
(меньше)»
и
«
на
сколько
больше
(меньше)».
Представление о числах и цифрах
Дидактическое
упражнение
«Засели
жильцов
в
домик»
Материал: наглядное пособие «Домик с окошками», карточки с числами от 1
до 9, счетные палочки.
Тест
«Цифра
и
число»
Дидактическое
упражнение.
«Математический диктант»
Дидактическое упражнение «Кто и где живет?»
1.Задание: засели домики числами.
Задание:
Зачеркни
столько
предметов,
сколько
указано
цифрой.
Задание: запиши
цифры
под
диктовку
(5,
2,
3, 1,
6,
8,
10,
4,
9).
Задание: Назови соседей числа 3.
Назови число, которое идет за числом 6.
Назови
предыдущее число
2.
Назови соседей числа 8. Назови последующее число 4. Устный счет в пределах 10.
Дидактическое упражнение «Что будет, если...»
Задание: подумай и дай правильный ответ:
Что
будет,
если
к
7
прибавить
1?
(Получится
число
8.)
К
9
прибавить
1?
Как
получить
число
8,
если
есть
число
9?
(Убрать
одну
единицу.)
Что
будет
если
сложить
три
единицы?
(Получится
число 3.)
-А если сложить 5 единиц? (Число 5.)
Работа с геометрическим материалом
Дидактическое упражнение
«Найди геометрическую фигуру»
Материал:
карточка
с
изображением
геометрических фигур
Дидактическая
игра
«День рождения Винни -Пуха».
Материал: 3 круга и 3 квадрата, 1 круг и 1 квадрат разделены на 2 части, а 1 круг и 1 квадрат разделены на четыре части поровну
Дидактическое
упражнение
«Дорожки».
Материал: три дорожки разной длины, полоска бумаги длиной 3 см - условная мерка.
Дидактическое
упражнение
«Продолжи
ряд».
Материал: карточка с изображением геометрических фигур, причем у последующих измены два признака.
Вопросы:
Что
ты
видишь
на
карточке?
Кике
геометрические
фигуры
ты
видишь?
Задание: заштрихуй все круги желтым цветом, все квадраты – синим цветом, треугольники – зеленым, овалы – красным и прямоугольник – черным.
Задание:
Винни-Пух захотел угостить гостей апельсином и пирожным, стал их делить поровну. Помоги Винни-Пуху разделить апельсин и пирожное на 2 (4) равные части. Подумай и ответь: Часть круга, и квадрата больше или меньше целого?
Задание:
рассмотри
дорожки.
Как ты думаешь, какая из этих дорожек самая длинная, а какая самая короткая?
Как
это
проверить?
Задание:
нарисуй
фигуры,
изменяя
два
признака.
Умение ориентироваться на листе бумаги
Игра «Волшебная карандаш».
Материалы: лист бумаги с изображением разных картинок.
Задание: раскрась картинку в левом верхнем углу – в желтый цвет, в левом нижнем – в зеленый цвет, в правом верхнем – в красный цвет, в правом нижнем - в синий цвет, в середине листа – в коричневый цвет.
Решение задач
Дидактическое
упражнение
Материал: цифры от 0 до10, знаки «=», «-», «+»; предметные картинки.
Дидактическое задание «Заполни пустые клеточки»
Материал:
таблица
с
изображением
геометрических
фигур.
Игра
«
Танграм
»
Материал: геометрические фигуры, образцы. 1 Задание:
Рассмотри картинки, реши задачи и
запиши
их
решения и составь задачу. С
помощью
цифр
и знаков
покажи решение
задачи.
Вопросы:
Посмотри внимательно на табличку.
Здесь
много
клеток.
Что
в
них
нарисовано?
Сколько
разных
геометрических
фигур
каждом
ряду?
Назови эти фигуры. Сколько в табличке вопросительных знаков?
Задание:
впиши
вместо
вопросительных
знаков
недостающие
фигуры.
Вопросы:
Из
каких
геометрических
фигур построены образцы?
Задание: из деталей
игры построй
по
образцу.