ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ «ШКОЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА» | Никитина Надежда Викторовна. Работа №355292
Программа сопровождения молодых педагогов является универсальной моделью построения отношений внутри дошкольной организации, осуществляющей образовательную деятельность, как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации. Выделить особую роль наставника в процессе формирования личности представляется возможным потому, что в основе программы наставничества лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной личности. Внедрение программы «Школа молодого специалиста» в ДОУ обеспечит системность и преемственность наставнических отношений и программ.
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №97
«Детский сад присмотра и оздоровления»
ПРОГРАММА
СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ
«ШКОЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА»
Кемерово, 2024
СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ
«ШКОЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА»
Наименование Программы
Сопровождение молодых педагогов МАДОУ №97 «Детский сад присмотра и оздоровления»
«Школа молодого специалиста» (далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы
МБДОУ №97 «Детский сад присмотра и оздоровления» (далее – МАДОУ № 97)
Участники Программы
Молодые специалисты МАДОУ № 97
администрация МАДОУ № 97
педагоги-наставники
Цель Программы
Оказание методической помощи начинающим педагогам в развитии профессиональной компетентности и личностной адаптации в МАДОУ № 97
Задачи Программы
Разработка
системы
мероприятий
по
усилению
ответственности
молодых
педагогов
за
результаты
своей
профессиональной
деятельности;
Диагностика
уровня
профессиональной
компетентности
молодых
педагогов
;
Создание
условий
для
удовлетворения
информационных
учебно-методических,
творческих
потребностей
молодых
педагогов,
в
непрерывном
профессиональном
образовании,
предполагающую
рефлексивный
самоанализ
деятельности,
освоение
способов
самообразования
и
саморазвития;
Оказание
методической
помощи
в
организации
образовательного процесса;
Организация
выявления,
изучения
и
диссеминации
инновационного педагогического опыта;
Создание
системы
оценки
результативности
методического
сопровождения
молодых
педагогов
МАДОУ № 9
7
.
Сроки реализации
Программы
2024 - 2026 годы
Ожидаемые результаты
У
спешная
адаптация
молодых
педагогов
в
МАДОУ № 97;
О
сознанная
потребность
молодых
педагогов
в
непрерывном
профессиональном
образовании;
Р
азвитие
профессиональной
компетентности
и
педагогического
мастерства
молодых
педагогов;
Э
ффективная
модель
методического
сопровождения
развития
профессиональной
компетентности
молодых специалистов
МАДОУ № 9
7
;
П
овышение
эффективности
образовательного
процесса
в
МАДОУ № 9
7
.
Объемы и источники
финансирования
Программы
Не предусмотрены
Пояснительная записка. Введение.
Программа сопровождения молодых педагогов является универсальной моделью построения отношений внутри МАДОУ № 97 организации, осуществляющей образовательную деятельность, как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей.
Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации. Выделить особую роль наставника в процессе формирования личности представляется возможным потому, что в основе программы наставничества лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной личности. Внедрение программы «Школа молодого специалиста» в МАДОУ № 97 обеспечит системность и преемственность наставнических отношений и программ.
Цель - оказание методической помощи начинающим педагогам в развитии профессиональной компетентности и личностной адаптации в МАДОУ № 97.
Разработка
системы
мероприятий
по
усилению
ответственности
молодых
педагогов
за
результаты
своей
профессиональной
деятельности;
Диагностика
уровня
профессиональной
компетентности
молодых педагогов;
Создание
условий
для
удовлетворения
информационных
учебно-методических,
творческих
потребностей
молодых
педагогов,
в
непрерывном
профессиональном
образовании,
предполагающую
рефлексивный
самоанализ
деятельности,
освоение
способов
самообразования
и
саморазвития;
Оказание
методической
помощи
в
организации
образовательного процесса;
Организация
выявления,
изучения
и
диссеминации
инновационного педагогического опыта;
Создание
системы оценки результативности
методического
сопровождения
молодых
педагогов
МАДОУ № 9
7
.
Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на срок 3 года и предусматривает систематическое внесение дополнений, изменений, коррекцию в зависимости от изменяющихся условий деятельности.
Диагностический - выявление уровня профессиональной компетентности молодых педагогов;
Мотивационный - формирование мотивации молодых педагогов для осуществления непрерывного профессионального образования, построение индивидуального образовательного маршрута педагога;
Когнитивный - оказание индивидуальной, адресной методической помощи молодым педагогам;
Регулятивно - оценочный - формирование аналитических умений, выявление роста потенциальных возможностей молодых педагогов, выявление профессиональных затруднений;
Личностно ориентированный - выбор методической темы для самообразования молодых педагогов;
Деятельностный - активная деятельность молодых педагогов по выбранной методической теме (самостоятельный творческий поиск);
Итогово - аналитический - результативность методического сопровождения молодых специалистов по развитию профессиональной компетентности.
разработка
и
реализация
системы
мероприятий
по
развитию
наставничества
и
методическому
сопровождению
(адаптации,
обучению,
развитию) молодых
специалистов;
создание психологически
комфортных условий
для работы
молодых
педагогов;
создание условий для творческой работы и развития профессиональной
компетентности
молодых
специалистов
через
систему
непрерывного
профессионального образования;
разработка
модели
эффективной
системы
методического
сопровождения
в
организации
экспериментальной
и
инновационной
деятельности
молодых
специалистов;
обеспечение
в
системе
методической
поддержки
условий
для
индивидуального методического сопровождения молодых педагогов в
процессе
информатизации
образования.
Программа реализуется на уровне дошкольной образовательной организации и может содержать следующие формы методического сопровождения молодых специалистов:
Оказание
методической
помощи
в
разработке
и
реализации
индивидуального
образовательного
маршрута
молодого
педагога,
который определяется в каждом конкретном случае индивидуально,
исходя из ряда факторов, в том числе характера образовательных
запросов
и
интересов
молодого
специалиста,
уровня
его
профессиональной
компетентности,
конкретных
достижений,
сильных
и
слабых
сторон.
Маршрут
может
иметь
теоретическую
или практическую направленность, реализовываться как в рамках
образовательного
учреждения,
так
и
вне
его
.
Важный
компонент
индивидуального
образовательного
маршрута
-
«контрольные
пункты» его прохождения, обеспечивающие оценку и самооценку
успешности
работы.
Это могут
быть:
консультация
с
наставником
молодого
педагога;
ведение
дневника
индивидуального
образовательного
маршрута;
выступления
на
заседаниях
методических
объединений;
проведение
открытых занятий,
мероприятий и т.п.
;
защита методических или дидактических материалов, подготовка
статей
для
публикации
в
профессиональных
изданиях,
размещение
материалов
на
электронных
образовательных
ресурсах и др.
участие
в
конкурсах
, семинарах, конференциях и т.д.
Организация
консультаций
по
возникающим
вопросам
со
специалистами Управления образования
г
.К
емерово
,
Посещение
и
анализ
(самоанализ)
занятий,
меропри
ятий
.
Методическая
помощь
в
подготовке
к
профессиональным
конкурсам,
фестивалям
педагогического
мастерства,
акциям,
проводимым как на уровне образовательного учреждения, так и на
муниципальном,
областном
уровнях.
Организация
обратной
связи,
которая
может
осуществляться
в
следующих формах:
индивидуальное
и
групповое
собеседование
с
молодыми
специалистами;
предоставление
молодым
педагогам
возможности
выступления
на
семинарах,
«круглых
столах»,
конференциях
и
других
мероприятиях;
анкетирование
молодых
специалистов.
Диагностика профессиональных затруднений молодых педагогов, которые могут быть:
общепедагогическими;
психолого-педагогическими;
методическими;
теоретическими;
организационными.
Диагностика профессиональных затруднений осуществляется по результатам:
собеседования
с
молодым
специалистом;
анкетирования
учащихся;
анализа уроков, планирования, журнала, диагностических работ
учащихся
и т.п.
Процесс реализации программы наставничества предполагает разработку ряда документов и издание ряда распорядительных актов.
Распорядительный акт образовательной организации о внедрении целевой модели наставничества на уровне организации, включающий:
- основания для внедрения целевой модели наставничества в МАДОУ № 97;
- сроки внедрения целевой модели наставничества в МАДОУ № 97;
- назначение ответственных за внедрение и реализацию целевой модели
наставничества в МАДОУ № 97с описанием обязанностей;
- сроки проведения мониторинга эффективности программ
наставничества;
- планируемые результаты внедрения целевой модели
наставничества в образовательной организации (приложение);
- утверждение положения о программе наставничества в МАДОУ № 97 (приложение);
- утверждение дорожной карты внедрения целевой модели наставничества.
Положение о программе наставничества в образовательной организации является организационной основой для внедрения целевой модели наставничества, определяет формы программы наставничества, зоны ответственности, права и обязанности участников, а также функции субъектов программы наставничества.
Типовое положение о программе наставничества может включать в себя:
описание
форм программ
наставничества
;
права,
обязанности
и
задачи
наставников
;
т
ребования, выдвигаемые к
наставникам,
изъявляющим
желание
принять
участие в
программе;
процедуры
отбора
и
обучения
наставников;
процесс
формирования
пар
и
групп
из
наставника
и
наставляемого
(наставляемых);
процесс
закрепления
наставнических
пар;
формы
и
сроки
отчетности наставника
о
процессе
реализации
программы наставничества;
формы
и
условия поощрения
наставника;
критерии
эффективности
работы
наставника;
условия публикации результатов программы
наставничества
на
сайте
образовательной
организации
.
Дорожная карта внедрения целевой модели наставничества включает в себя следующую информацию:
сроки
реализации
этапов
программ
наставничества;
мероприятия
по
информированию
о
проводимых
мероприятиях
по
реализации
программ
ы
наставничества;
мероприятия по привлечению
наставников
к
реализации
программ наставничества.
Внедрение целевой модели наставничества в рамках образовательной деятельности МАДОУ № 97 предусматривает - две основные роли.
Наставляемый
-
участник программы, который через взаимодействие
с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные
задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает
новые
навыки и компетенции.
Наставник
-
участник
программы,
имеющий
успешный
опыт
в
достижении
жизненного,
личностного
и
профессионального
результатов,
способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми
для
поддержки
процессов
самореализации
и
самосовершенствования
наставляемого.
Портрет участников.
Неравнодушный профессионал с большим (от 7 лет) опытом работы, активной жизненной позицией, высокой квалификацией. Имеет стабильно высокие показатели в работе. Способен и готов делиться опытом, лояльный, поддерживающий стандарты и правила организации. Обладает развитыми коммуникативными навыками, гибкостью в общении, умением отнестись к молодому педагогу как к равному в диалоге и потенциально будущему коллеге.
Работник образовательной организации со стажем до 5 лет
с
особыми
образовательными потребностями,
готовый к самосовершенствованию, расширению
круга общения,
развитию
компетенций
и
конкретных
профессиональных
навыков
и умений.
Для организации методического сопровождения молодого педагога целесообразно оформить Карту индивидуального сопровождения молодого педагога (Таблицы 1)
Таблица 1.
Мероприятия
Сроки
Деятельность
Сопровождаемого
Сопровождающего
Совместная
Визитная карточка молодого педагога
Фамилия, имя, отчество
Дата рождения
Должность
Образование:
Образовательное учреждение _ _
Год окончания, специальность
Педагогический стаж работы
Стаж работы в дошкольном учреждении
Уровень квалификации
Прохождение курсов
Приемлемая для Вас форма контроля (взаимоконтроль, административный, индивидуальный)
Ваши трудности в педагогической деятельности
Чья помощь Вам нужна?
Укажите темы занятий, формы организации педагогического процесса, которые Вы отели бы посетить у
коллег:
Планы будущего года:
Принять участие:
Провести:
Также необходимо провести анализ итогов реализации индивидуального образовательного маршрута молодого специалиста (Таблица 2).
Таблица 2
Состояние профессионального
затруднения.
Способ
диагностики результатов
Выводы
До начала
методического сопровождения
После завершения методического
сопровождения
Аналитическая деятельность - мониторинг профессиональных и информационных потребностей молодых специалистов; выявление затруднений дидактического и методического характера; сбор и обработка информации о результатах методического сопровождения; изучение, обобщение и диссеминация инновационного педагогического опыта.
Информационная деятельность - ознакомление молодых специалистов с законодательной, нормативно-правовой, методологической базой образовательного процесса, новинками научной, психолого - педагогической, методической литературы, опытом инновационной деятельности; информирование молодых педагогов о процессах модернизации, происходящих в системе образования, о содержании образовательных программ, новых УМК, методических рекомендациях; осуществление информационно-библиографической деятельности.
Организационно - методическая деятельность - диагностика профессиональных затруднений, методическое сопровождение и адресная практическая помощь молодым педагогам в период подготовки к аттестации, межаттестационный периоды; прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки молодых специалистов, оказание им информационно - методической помощи в системе непрерывного профессионального образования; организация помощи при подготовке выступлений на семинарах, конференциях, «круглых столах», педагогических чтениях и т.п., в том числе виртуальных, подготовке к участию в профессиональных конкурсах, фестивалях и т.д.
Консультационная деятельность - организация консультационной работы для молодых специалистов по различным направлениям профессиональной деятельности; популяризация и разъяснение результатов современных психолого-педагогических исследований; консультирование по вопросам организации образовательного процесса в условиях модернизации образования.
Деятельность в области информатизации образования - мониторинг состояния, результатов и перспектив методического сопровождения молодых специалистов; формирование банка данных о методах и формах методического сопровождения молодых педагогов, их информационных профессиональных потребностях, инновационном педагогическом опыте; анализ сформированности ключевых компетенций молодых педагогов; организация.
успешная
адаптация
молодых
педагогов
в
образовательн
ом
учреждени
и
;
осознанная
потребность
молодых
педагогов
в
непрерывном
профессиональном
образовании;
развитие профессиональной компетентности и педагогического мастерства
молодых
педагогов;
эффективная
модель
методического
сопровождения
развития
профессиональной компетентности молодых специалистов образовательн
ого
учреждени
я
повышение
эффективности
образовательного
процесса
в
ДОО 17
.
В условиях модернизации системы образования, инновационной педагогической практики управление профессиональным развитием молодых специалистов ориентировано на создание условий для ценностно - смыслового самоопределения и профессионально-личностной самореализации молодого педагога.
Методическое руководство становлением молодого педагога как компетентного специалиста будет эффективно только при условии обновления самой методической работы, где функция контроля сменяется функцией оказания методической помощи молодым специалистам, с тем, чтобы сформировать у них самостоятельное творческое поведение. С этой целью необходима новая технология методической работы: оказание практической помощи. Только систематическая методическая работа и администрации образовательного учреждения, самих молодых специалистов, педагогов-наставников, а также непрерывное профессиональное образование может привести к эффективным результатам.
Уверенность в своих силах, стремление к самостоятельному решению профессиональных затруднений, высокая эффективность профессиональной деятельности является показателем успешности молодого педагога, его высокой профессиональной компетентности.
Приложение 1.
Диагностика уровня профессиональной компетентности молодого специалиста
Параметры
Критерии
Показатели
Инструментарий
Мотивационно- ценностный (личностный)
Отношение молодого педагога к усвоению новых знаний, готовность к непрерывному профессиональному развитию.
ценностное
отношение
к
выбранной
профессии;
ценностное отношение к
событиям,
к
окружающим,
к
себе,
к
участникам
образовательного
процесса;
структура
профессиональной
мотивации;
готовность к проявлению
личной
инициативы
и
развития
профессиональной
компетентности.
анкетирование;
беседа;
интервьюирование;
педагогический
эксперимент.
Гносеологический
Осознание молодым педагогом значения
педагогической науки,
общезначимых норм, теорий, методов и схем деятельности.
знание
теоретических
и
методологических
основ
области
образования,
в
которой работает молодой
педагог;
знание
психолого-
педагогических
основ
современного образования
(в том числе, нормативно-
правовой базы, основных
направлений
модернизации
образования);
сформированность
современных
профессиональных
компетенций;
широта
и
глубина
кругозора.
анкетирование;
наблюдение;
изучение
и
обобщение
опыта.
Когнитивно- деятельностный
Результативность деятельности молодого специалиста.
Наличие у него осознанных критериев оценки собственных результатов деятельности, умение применять их на практике.
наличие
устойчивых
результатов,
высокая
эффективность
профессиональной
деятельности;
глубина
и
обоснованность анализа результативности
деятельности молодого педагога. Уровень подготовки обучающихся (воспитанников);
индивидуальные
и
групповые
собеседования;
самоанализ;
ранжирование;
сравнительный
анализ.
глубина,
логичность,
обоснованность выводов о
направлениях повышения
профессиональной
компетентности;
степень самокритичности молодого специалиста.
Уровень теоретических знаний и ключевых компетенций в области базовой науки и методики преподавания
предмета,
проведения занятия, готовность и способность соотнести с ними свою практику, совершенствовать
на их основе профессиональную деятельность.
владение традиционными
методами
решения
профессиональных
задач;
новизна
методических
приёмов,
инновационная
деятельность
молодого
специалиста;
владение
знаниями
в
области
новинок
педагогической
литературы,
цифровых
образовательных
ресурсов;
владение
знаниями
в
области
методики;
умение
анализировать
полученную
информацию
в
области
профессиональной деятельности;
умение
понять
методическую
идею
и
дать
ей
квалифицированную
оценку.
наблюдение;
анкетирование;
сравнительный
анализ;
тренинги.
Уровень включённости в инновационные решения и их обоснованность.
глубина,
научная
обоснованность, практическая
значимость
собственных
инновационных
методических
разработок,
последовательность
изложения
материала;
уровень
осмысления
проблемы (понимание
значимости интеграции, знание её основных типов и направлений, решение проблемы на практическом уровне);
качество
практических
решений актуальных методических проблем (точность в выборе проблемы, глубина, научная обоснованность, практическая
значимость).
изучение
продуктов
профессиональной
деятельности;
изучение
исследовательской деятельности;
беседа;
самоанализ.
Умение профессионально грамотно анализировать свой инновационный опыт и опыт коллег.
уровень
ориентации
в
опыте
коллег;
умение
изучить
и
сопоставить
опыт
по
точно
выбранной
проблеме;
умение выделить общие и
специфические
элементы
деятельности;
умение
убедительно
аргументировать
выводы.
изучение
и
обобщение
опыта;
экспертная
оценка;
внешняя
оценка;
самоанализ;
сравнительный
анализ.
Владение профессионально- речевой культурой, включённость в другие области духовной культуры как показатель богатства личности
педагога.
разносторонность
интересов;
речевая
грамотность.
анкетирование;
наблюдение;
беседа;
тренинги.
Приложение 2.
Уровни проявления критериев профессиональной компетентности молодого специалиста
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Мотивационно-ценностный (личностный) компонент
Показатели:
ценностное
отношение
к
выбранной
профессии;
ценностное
отношение
к
событиям,
к
окружающим,
к
себе,
к участникам
образовательного
процесса;
структура
профессиональной
мотивации;
готовность
к
проявлению
личной
инициативы
и
развития
профессиональной
компетентности.
ценностное
отношение
к
профессии
ярко
выражено;
осознаёт
значимость
проявления собственной личности как профессионала и исследователя, а также значимость других людей, участников образовательного процесса и происходящих событий;
в высокой степени готов к
проявлению
личной
инициативы
и
дальнейшему
профессиональному развитию.
ценностное
отношение
выражено
не
ярко;
интерес
к
проявлению
собственной
личности
как
профессионала
и
исследователя,
а
также
к
другим
людям,
участникам
образовательного
процесса
и
событиям
носит
непостоянный
характер;
в средней степени готов к
проявлению
личной
инициативы
и
дальнейшему
профессиональному развитию.
ценностное
отношение
к
профессии
выражено
слабо
или
не
выражено;
интерес
к
проявлению
собственной
личности
как
профессионала
и
исследователя,
а
также
к
другим
людям,
участникам
образовательного
процесса,
событиям
выражен
слабо;
в низкой степени готов к
проявлению
личной
инициативы
и
дальнейшему
профессиональному развитию.
Гносеологический компонент
Показатели:
знание
теоретических
и
методологических
основ
области
образования,
в
которой
работает
молодой
педагог;
знание
психолого-педагогических
основ
современного
образования
(в
том
числе,
нормативно-правовой
базы,
основных
направлений
модернизации
образования);
сформированность
современных
профессиональных
компетенций;
широта
и
глубина
кругозора.
обладает
знаниями
теоретических
и
методологических
основ
своей
области
образования
в
полном
объёме;
хорошо
осведомлён
о
психолого-педагогических
способах решения проблем в
образовательной
деятельности;
обладает
чётко
соформированными
профессиональными
компетенциями;
проявляет
ярко
выраженную
потребность
в
непрерывном профессиональном
обладает
знаниями
теоретических
и
методологических
основ
своей области образования не
в
полном
объёме;
недостаточно
хорошо
осведомлён
о
психолого-
педагогических
способах
решения
проблем
в
образовательной
деятельности;
обладает
недостаточно
чётко
соформированными
профессиональными
компетенциями;
потребность в непрерывном
профессиональном
образовании
выражена
обладает
знаниями
теоретических
и
методологических
основ
своей
области
образования
слабо;
слабо
осведомлён
о
психолого-педагогических
способах решения проблем в
образовательной
деятельности;
профессиональные
компетенции
не
сформированы
или
сформированы
слабо;
потребность
в
непрерывном
профессиональном
образовании
не
выражена;
обладает
достаточно
узким
образовании;
обладает
достаточно
широким
и
глубоким
кругозором.
недостаточно;
обладает
средним
кругозором.
кругозором.
Когнитивно-деятельностный компонент
Показатели:
наличие
устойчивых
результатов,
высокая
эффективность
профессиональной
деятельности;
глубина
и
обоснованность
анализа
результативности
деятельности
молодого
педагога.
Уровень
подготовки обучающихся (воспитанников);
глубина,
логичность,
обоснованность
выводов
о
направлениях
повышения
профессиональной
компетентности;
степень
самокритичности
молодого
специалиста;
владение
традиционными
методами
решения
профессиональных
задач;
новизна
методических
приёмов,
инновационная
деятельность
молодого
специалиста;
владение
знаниями
в
области
новинок
педагогической
литературы,
цифровых
образовательных ресурсов;
владение
знаниями
в
области
методики;
умение
анализировать
полученную
информацию
в
области
профессиональной
деятельности;
умение
понять
методическую
идею
и
дать
ей
квалифицированную
оценку;
глубина,
научная
обоснованность,
практическая
значимость
собственных
инновационных
методических
разработок
,п
оследовательностьизложенияматериала;
уровеньосмысления
проблем
ы(
пониманиезначимостиинтеграции,
знание
её
основныхтипови
направлений,
решениепроблемы
напрактическом
уровне);
качество
практических
решений
актуальных
методических
проблем
(точность
в
выборе
проблемы,
глубина,
научная
обоснованность,
практическая
значимость);
уровень
ориентации
в
опыте коллег;
умение
изучить
и
сопоставить
опыт
по
точно
выбранной
проблеме;
умение
выделить
общие
и
специфические
элементы
деятельности;
умение
убедительно
аргументировать
выводы;
уровень
владения
комплексом
исследовательских
компетенций
(понимание,
использование
впрофессиональной
деятельности,
обоснованность суждений);
качество
исследовательской
деятельности
(актуальность
выдвинутой
проблемы,
научная
обоснованность,
самостоятельность
в
её
разработке,
новизна,
практическая
значимость);
разносторонность
интересов;
речевая
грамотность.
полностью
осознаёт
значимость владения коммуникативными компетенциями, интеллектуальными качествами;
осуществляет
анализ
профессионального
поведения, ярко выражена потребность в постоянном повышении эффективности профессиональной
деятельности;
владеет
проектной
деятельностью,
методами
педагогического
исследования.
осознаёт
значимость
совершенствования
коммуникативных
компетенций,
однако
они
сформированы недостаточно,
все
коммуникативные
компетенции
требуют
доработки
и
совершенствования;
необходимо
совершенствовать
профессиональную
и
проектную
деятельность,
изучать
методы
педагогического исследования.
слабо
сформированы
коммуникативные
компетенции,
отсутствует
потребность
в
их развитии;
не
владеет
методами
убеждения,
доказательства,
чёткого
выражения
своей
точки
зрения;
не
стремится
к
проектной
деятельности
и
овладению
методами
педагогического
исследования.
Приложение 3.
Материалы мониторинга используются в работе с молодыми педагогами (входящая и итоговая диагностика) в общеобразовательных учреждениях. Наставникам молодых специалистов предлагаются данные диагностические материалы для использования в работе в течение учебного года.
АНКЕТА № 1
Выявление затруднений молодого специалиста
Проводится в начале учебного года с молодыми специалистами, впервые приступившими к педагогической деятельности (со стажем работы 0 лет).
ФИО, должность______________________________________________________________
1. Что в наибольшей степени повлияло на выбор профессии педагога?
1. Собственное желание
2. Совет родителей
3. Мнение друзей
4. Гарантированная оплата труда
5. Престиж профессии педагога
2. Какие мотивы побудили Вас прийти работать в образовательное учреждение?
1. В городе, селе живут мои родители
2. Перспектива профессионального роста
3. Повышенная заработная плата
4. Другое_____________________________________________________________________
3. Что Вам нравится в педагогической работе?
1. Учить и воспитывать детей
2. Творческий характер труда
3. Большой отпуск
4. Другое____________________________________________________________________4. Удовлетворяет ли Вас уровень вашей профессиональной подготовки?
1. Да
2. Нет
3. Частично
5. Укажите, какие педагогические проблемы Вас волнуют?
1. Старение педагогических кадров
2. Большая нагрузка педагогов
3. Уход из ДОО педагогов пенсионного возраста
4. Наличие в детском саду вакансий
5. Безразличное отношение коллег
6. Другое___________________________________________________________________
6. Что Вы испытываете в период адаптации на новом рабочем месте?
1. Тревожность, неуверенность в своих силах
2. Пессимизм, чувство собственной неполноценности
3. Снижение интереса к работе
4. Страх перед воспитанниками
5. Отношения с коллегами
6. Другое____________________________________________________________
7. Обращаетесь ли Вы за помощью к коллегам?
1. Да
2. Нет
8. Как Вы считаете, что главное для Вас в отношении к работе?
1. Делать всѐ точно, аккуратно, добросовестно
2. Не слишком много брать на себя, не очень утомляться
3. Нормально работать, не быть в числе отстающих
4. Работать с интересом, увлечѐнно и с полной отдачей
5. Другое____________________________________________________________________
9. Что Вы считаете наиболее важным в работе?
1. Точное следование правилам, нормам, инструкциям
2. Отточенное мастерство, высокий профессионализм
3. Соответствующее материальное вознаграждение
4. Профессиональное лидерство
5. Высокая оценка со стороны руководства
6. Другое____________________________________________________________________
10. С каким настроением Вы обычно идѐте на работу?
1. С хорошим
2. С плохим
3. Без особых эмоций
4. Когда как, бывает по-разному
11. Какие трудности есть у Вас в подготовке и проведении непрерывной образовательной деятельности:
1. Определение структуры занятия
2. Отбор материала
3. Выбор форм и методов
4. Отсутствие наглядных пособий
5. Другое__________________________________________________________________
12. Необходимы ли, на Ваш взгляд, встречи с коллегами молодыми специалистами:
1. Да
2. Нет
13. Назовите интересную для Вас форму проведения таких встреч; укажите 3 наиболее полезных:
1. Открытые просмотры непрерывной образовательной деятельности коллег - молодых специалистов
2. Практические занятия
3. Консультации
4. Укажите свои варианты______________________________________________________ _____________________________________________________________________________
14. В каких направлениях организации образовательного процесса Вы испытываете трудности? Укажите 2 самых проблемных направления:
1. Составление календарно-тематического планирования
2. Проведение непрерывно образовательной деятельности
3. Общение с коллегами, администрацией
4. Общение с воспитанниками, их родителями
АНКЕТА № 2
для молодого специалиста по определению степени удовлетворенности условиями работы в дошкольной образовательной организации
Проводится в ДОО с молодыми специалистами (со стажем работы от 0 до 1 года) в I полугодии ( декабрь, май) учебного года.
Ответственные – педагоги – наставники, администрация ДОО.
Форма проведения - очная.
Наименование критерия
Да
Нет
Укажите, удовлетворяют ли Вас следующие аспекты Вашей работы (поставьте галочку в соответствующим столбце).
Перешли бы Вы работать в другое дошкольное образовательное учреждение, если бы представилась такая возможность?
Удовлетворены ли Вы своей работой?
Удовлетворены ли Вы тем, как складывается ваша жизнь в последний год?
Понимаете ли Вы, что должны делать на своей работе, чтобы способствовать развитию дошкольного образовательного учреждения?
Хорошо ли планируется и координируется работа в дошкольном образовательном учреждении?
Четко ли Вы понимаете, что от Вас ожидают в работе?
Понимаете ли Вы, чем определяется Ваша зарплата?
Можете ли Вы открыто высказывать администрации дошкольного образовательного учреждения свои идеи и
предложения?
По Вашему мнению, в этом дошкольном образовательном учреждении Вы сможете осуществить свои жизненные планы?
Устраивает ли Вас признание вас как педагога в дошкольном образовательном учреждении?
Устраивают ли Вас условия труда (шум, освещенность, температура, чистота, комфорт и др.)?
Устраивает ли Вас обеспечение рабочего места всем необходимым?
Устраивает ли Вас состояние помещений (кабинетов, рекреаций, музыкального зала, групповых ячеек и т.д.)?
Устраивает ли Вас размер заработной платы?
Даѐт ли уверенность в завтрашнем дне работа в этом дошкольном образовательном учреждении?
2. Что из нижеперечисленного вызывает у Вас озабоченность? (отметьте галочкой)
Уровень оплаты труда
Информирование коллектива
Возможность доведения своего мнения до администрации
Состояние трудовой дисциплины в дошкольном образовательном учреждении
Условия труда
Взаимоотношения в педагогическом коллективе
Организация питания
Материально-техническое обеспечение
Отношение к инициативным педагогам
Система поощрения лучших педагогов
Взаимоотношение с администрацией
Возможность защиты от несправедливости
График работы
3. Как Вы оцениваете систему морального стимулирования в дошкольном образовательном учреждении? (отметьте галочкой)
Морального стимулирования практически нет, никто не скажет «спасибо» за труд
Моральное стимулирование есть, но недостаточно продуманное
Меня вполне устраивает действующая система морального стимулирования
Моральное стимулирование никому не нужно, платили бы деньги
Почетная грамота
Похвала руководителя
Благодарность в приказе с занесением в трудовую книжку
Возможность для обучения, возможность карьеры, рост ответственности и влияния
Более хорошие условия работы
Ощущение своей принадлежности, нужности, уважение, признание со стороны коллег, администрации дошкольного образовательного учреждения
Интересная, усложняющаяся работа, требующая роста мастерства, возрастающая ответственность
5. Какие из аспектов работы являются для Вас самыми важными? (отметьте галочкой)
Интересная работа
Высокий уровень зарплаты
Благоприятные условия труда
Хороший, дружный коллектив
Возможность больше заработать тому, кто больше прикладывает усилий
Возможность проявить инициативу и предприимчивость
Недопущение чрезмерных различий между сотрудниками
Учет мнения педагогического коллектива при принятии решений
Возможность честным трудом заслужить доверие и уважение
Доброжелательное отношение руководителей к педагогическому коллективу
АНКЕТА № 3
Самоанализ успешности проведения ОД с детьми
Проводится в ДОО с молодыми специалистами (со стажем работы от 0 до 1 года) в II полугодии учебного года.
Ответственные – педагоги – наставники, администрация ДОО.
Форма проведения - очная.
1.Запишите, что особенно удается Вам в ОД_
2.Какие элементы НОД недостаточно удаются Вам?
3. Вы нуждаетесь в методической поддержке? Кто, на Ваш взгляд, мог бы помочь Вам?___________________________________________________________________
4.Можете ли Вы показать своим коллегам интересные находки, новые для Вас методики, новые приемы, формы работы (укажите, какие) или рассказать о них? _______________________________________________________________________
5.Сколько времени уходит у Вас на подготовку к ОД?
6.Опишите свою самую успешную НОД _________________________________________________________________________
АНКЕТА ДЛЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ № 4
для молодого специалиста по определению степени эмоциональной комфортности Проводится на муниципальном уровне с молодыми специалистами (со стажем работы от 0 до 1 года) в конце учебного года.
Форма проведения анкетирования – очная (на заседании РМО молодых специалистов) или дистанционно (по электронной почте)
1. Трудно ли Вам было привыкнуть к работе педагога?
1) да, процесс адаптации был трудным и долгим
2) нет, процесс адаптации был не трудным и не долгим
3) никакая адаптация не требовалась, сразу почувствовал себя педагогом
4) затрудняюсь ответить
2. Какова Ваша общая удовлетворенность профессией?
1) полностью удовлетворен
2) скорее удовлетворен, чем нет
3) затрудняюсь ответить
4) скорее не удовлетворен, чем удовлетворен
5) полностью не удовлетворен
3. Какова Ваша удовлетворенность различными сторонами педагогического труда?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Кто или что помогло адаптироваться в новой социальной роли?
1) наставник
2) коллеги
3) руководитель дошкольного образовательного учреждения
4) старший воспитатель дошкольного образовательного учреждения
5) руководитель методического объединения
6) мероприятия, проводимые в дошкольном образовательном учреждении
7) друзья, подруги, знакомые
8) никто и ничто
5. Что вызвало наибольшие проблемы в адаптационный период?
1) недостаток свободного времени
2) перегруженность
3) недостаточный уровень профессиональной подготовки
4) неумение организовать себя
5) особых проблем не было
6) нехватка средств, неумение их расходовать
7) отсутствие привычного круга общения
8) невозможность найти занятие по душе, интересное дело
9) мало внимания со стороны руководства, наставника
10) низкая техническая оснащенность
11) плохие санитарно-гигиенические условия
12) сложно привыкнуть к новой обстановке, сходиться с новыми людьми
6. Как Вы оцениваете отношения к Вам в коллективе?
1) коллектив доброжелателен ко мне
2) всем все равно
3) настороженное отношение
4) отношение враждебное
План-график работы с молодыми педагогами
н/п
Содержание работы, встреч с педагогами
сроки
Ответственный
1.
Собеседование с молодыми (вновь принятыми) педагогами ДОУ для определения направлений работы педагогической гостиной
Сентябрь
2.
3.
Организация наставничества для молодых педагогов, имеющих проблемы в практической педагогической деятельности. Определение педагогов – наставников для молодых специалистов
Индивидуальное консультирование педагогов по запросам
Консультирование педагогов по теме "Изучаем программу воспитания и обучения в детском саду"
Тема "Психологическое развитие дошкольника"
Создание условий для охраны нервной системы ребенка от стрессов и перегрузок. Особенности воспитательно-образовательной, работы по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
Организация двигательного режима в разных возрастных группах
Октябрь
В течение года
ноябрь
4.
Тема "Социальное развитие дошкольника"
Анализ программы по разделу "Социально-личностное развитие ребенка"
Особенности работы по формированию у дошкольников социальных знаний.
Проведение знаний по формированию у дошкольников социальных знаний (разработка конспекта занятия или другой формы работы, его
проведения).
ноябрь
5.
Тема "Развитие личности ребенка в трудовой деятельности"
Оборудование, необходимое для организации трудовой деятельности дошкольника.
Виды труда и их освоение детьми данной возрастной группы.
Самостоятельная организация и руководство трудом дошкольников. Сотворчество воспитателя и детей в продуктивном виде деятельности.
6.
Тема "Игра и развитие личности дошкольника".
Организация и руководство творческими играми детей. Самостоятельная организация и руководство творческими играми детей (во второй половине дня). Организация и руководство игрой-
драматизацией. Особенности проведения дидактических игр
7.
Тема "Я – с семьей, она – со мной, вместе мы с детским садом" Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями (примерная тематика родительских собраний).
Деловая беседа о подготовке к публичному выступлению (с самодиагностикой)
8.
Тема "Эстетическая деятельность по развитию творческих особенностей дошкольника"
Развитие творчества дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности.
Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкальности дошкольников.
"Мамочка милая, мама моя…" (составление план развлечения)
Март
9.
Тема "Социльно-педагогическое направление"
Практический семинар "Радуга общения". Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ
Апрель
10.
Тема "Планирование воспитательно-образовательной работы в
летний оздоровительной период"
Особенности среды развития ребенка в летний период. Практическое
занятие "Введение в педагогическую деятельность
Май
11.
Рефлексия работы "Педагогической гостиной молодого воспитателя"
*План на следующий год составляется с учётом аналитических материалов.
Май