Программа учебной дисциплины "Педагогика дополнительного образования" | Анжелика Евгеньевна Соболева. Работа №338277
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС СПО) и ПОПП по специальности: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования. Цель дисциплины «ОП.08 Педагогика дополнительного образования»: формирование готовности к осуществлению обучения физической культуре школьников, имеющих определенные ограничения здоровья, как в отдельных группах, так и в общем составе коллектива класса, предоставляет возможность вести диагностику и обрабатывать диагностические данные с помощью математических методов.
Государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Читинский педагогический колледж»
«Утверждаю»
Заместитель директора по УР
____________О.С.Сидоренко
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Чита, 2024
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС СПО) и ПОПП по специальности:
44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Организация-разработчик: ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»
Разработчик: Соболева А.Е. - преподаватель педагогики
Рассмотрена на заседании кафедры ДО ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»
Протокол № от « »__________2024 г
Зав кафедрой ДО _________Бакшеева И.А.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.08 Педагогика дополнительного образования»
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
Цель дисциплины «ОП.08 Педагогика дополнительного образования»: формирование готовности к осуществлению обучения физической культуре школьников, имеющих определенные ограничения здоровья, как в отдельных группах, так и в общем составе коллектива класса, предоставляет возможность вести диагностику и обрабатывать диагностические данные с помощью математических методов.
Дисциплина «ОП.08 Педагогика дополнительного образования» включена в обязательную часть общепрофессионального цикла образовательной программы.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК
Дисциплинарные результаты
Умения
Знания
ОК 02
ОК 03
ПК 1.3
ПК 1.7
педагогические средства развития индивидуальности ребенка
принципы психолого-педагогического сопровождения детей, в том числе тьюторского сопросождения
проектировать индивидуальную образовательную деятельность детей
индивидуальная образовательная деятельность ребенка, индивидуальный образовательный маршрут в условиях дополнительного образования детей
создавать креативную среду в системе дополнительного образования
характеристика и основные компоненты творческих способностей; диагностика их развития; технологии и условия развития творческих способностей в условиях дополнительного образования
оказывать педагогическую поддержку социально-профессионального самоопределения детей в системе дополнительного образования
социально-профессиональное самоопределение детей, профориентация; профильная подготовка и профильное обучение
проектировать содержание разделов портфолио
технология педагогического сопровождения формирования ребенком портфолио
проектировать мероприятия по взаимодействию с семьей
педагогические основы взаимодействия педагогов дополнительного образования и семьи
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
аименование составных частей дисциплины
Объем в часах
В т.ч. в форме практ. подготовки
Учебные занятия
80
48
Курсовой проект (работа)1
Самостоятельная работа
4
4
Промежуточная аттестация
Всего
80
48
2.2. Содержание дисциплины
Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
Объем, акад. ч / в том числе
в форме практической подготовки, акад. ч
Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы
1
2
3
4
Тема 1. Общие основы психолого-педагогического сопровождения детей в системе дополнительного образования
Содержание
14/8
ОК 02, ОК 03
ПК 1.3, ПК 1.7
1. Сущность и функции психолого-педагогического сопровождения детей. Принципы психолого-педагогического сопровождения детей.
2
2. Педагогические средства развития индивидуальности ребенка. Этапы психолого-педагогического сопровождения детей. Особенности тьюторского сопровождения ребенка
2
3. Методика разработки программ психолого-педагогического сопровождения детей в системе дополнительного образования
2
В том числе практических занятий и лабораторных работ
8
Практическое занятие 1. Разработка программ психолого-педагогического сопровождения детей в системе дополнительного образования
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2. Проектирование индивидуальной образовательной деятельности ребенка в дополнительном образовании
Содержание
14/8
ОК 02, ОК 03
ПК 1.3, ПК 1.7
1. Индивидуализация как концептуальная основа дополнительного образования детей. Характеристика индивидуальной образовательной деятельности ребенка
2
2. Сущность проектирования индивидуальной образовательной деятельности детей. Виды проектов индивидуальной образовательной деятельности детей. Варианты построения образовательных маршрутов в условиях дополнительного образования детей
2
3. Принципы проектирования индивидуальной образовательной деятельности ребенка. Этапы проектирования индивидуальной образовательной деятельности ребенка
2
В том числе практических занятий и лабораторных работ
8
Практическое занятие 2. Построение индивидуальных образовательных маршрутов ребенка
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3. Развитие творческих способностей детей
Содержание
12/8
ОК 02, ОК 03
ПК 1.3, ПК 1.7
1. Характеристика и основные компоненты творческих способностей. Диагностика развития творческих способностей. Этапы развития творческих способностей детей в дополнительном образовании
2
2. Создание креативной среды в системе дополнительного образования. Технологии развития творческих способностей в условиях дополнительного образования. Условия развития творческих способностей детей в системе дополнительного образования
2
В том числе практических занятий и лабораторных работ
8
Практическое занятие 3. Разработка программ развития творческих способностей детей в системе дополнительного образования
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 4. Педагогическая поддержка социально-профессионального самоопределения детей в системе дополнительного образования
Содержание
12/8
ОК 02, ОК 03
ПК 1.3, ПК 1.7
1. Этапы профессионального пути личности. Классификация профессий.
2
2. Понятие социально-профессионального самоопределения детей. Сущность педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения детей в системе дополнительного образования. Профориентация как условие профессионального самоопределения подростка
3. Содержание дополнительного образования в аспекте профессионального самоопределения детей. Формы и методы педагогической поддержки профессионального самоопределения. Профильная подготовка и профильное обучение.
2
4. Социально-профессиональная практика в системе дополнительного образования. проектная деятельность как средство профессионального самоопределения подростков
В том числе практических занятий и лабораторных работ
8
Практическое занятие 4. Разработка плана профориентационного мероприятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 5. Портфолио в системе дополнительного образования
Содержание
14/8
ОК 02, ОК 03
ПК 1.3, ПК 1.7
1. Портфолио как средство отслеживания результатов деятельности ребенка в дополнительном образовании. Проектирование содержания разделов портфолио
2
2. Технология педагогического сопровождения формирования ребенком портфолио. Педагогические условия использования технологии портфолио в дополнительном образовании
2
3. Методика разработки программ психолого-педагогического сопровождения детей в системе дополнительного образования
2
В том числе практических занятий и лабораторных работ
8
Практическое занятие 5. Проектирование содержания разделов портфолио
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 6. Взаимодействие педагога и семьи
Содержание
14/8
ОК 02, ОК 03
ПК 1.3, ПК 1.7
1. Воспитательные функции семьи. Педагогические основы взаимодействия педагогов дополнительного образования и семьи. Основные направления и способы взаимодействия педагогов и семьи
4
2. Методика первой встречи педагога дополнительного образования с родителями. Этапы деятельности педагога по решению проблем ребенка. Организация коллективной деятельности детей и родителей. Методика подготовки и проведения собрания детей и родителей
2
В том числе практических занятий и лабораторных работ
8
Практическое занятие 6. Проектирование первой встречи педагога дополнительного образования с родителями. Презентация определенной программы дополнительного образования
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация
Всего:
80
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Кабинет(ы) «Общепрофессиональных дисциплин и МДК», оснащенный(е) в соответствии с приложением 3 ПОП-П.
3.2. Учебно-методическое обеспечение
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные и/или электронные издания
1.Байбородова, Л. В. Дополнительное образование детей. Психолого-педагогическое сопровождение : учебник для среднего профессионального образования / Л. В. Байбородова [и др.] ; ответственный редактор Л. В. Байбородова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 363 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07619-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538159
2.Байбородова, Л. В. Дополнительное образование детей. Психолого-педагогическое сопровождение : учебник для среднего профессионального образования / Л. В. Байбородова [и др.] ; ответственный редактор Л. В. Байбородова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 363 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07619-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538159
3.Золотарева, А. В. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Золотарева, Г. М. Криницкая, А. Л. Пикина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 315 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-89561-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513267
4.Байбородова, Л. В. Методика преподавания по программам дополнительного образования в избранной области деятельности : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Байбородова [и др.] ; под редакцией Л. В. Байбородовой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 241 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06828-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540562
5.Блинов, В. И. Профессиональная педагогика : учебник для среднего профессионального образования / В. И. Блинов [и др.]. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 691 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-18318-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/534787
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Знает:
принципы психолого-педагогического сопровождения детей, в том числе тьюторского сопровождения;
индивидуальная образовательная деятельность ребенка, индивидуальный образовательный маршрут в условиях дополнительного образования детей;
характеристика и основные компоненты творческих способностей; диагностика их развития; технологии и условия развития творческих способностей в условиях дополнительного образования;
социально-профессиональное самоопределение детей, профориентация; профильная подготовка и профильное обучение;
технология педагогического сопровождения формирования ребенком портфолио;
педагогические основы взаимодействия педагогов дополнительного образования и семьи
Знание теоретических основ педагогики дополнительного образования, использование на практике полученных знаний при планировании и разработке педагогических мероприятий
Опрос
Тестирование
Контрольные работы
Практические
занятий
Промежуточная аттестация
Умеет:
педагогические средства развития индивидуальности ребенка;
проектировать индивидуальную образовательную деятельность детей;
создавать креативную среду в системе дополнительного образования;
оказывать педагогическую поддержку социально-профессионального самоопределения детей в системе дополнительного образования;
проектировать содержание разделов портфолио;
проектировать мероприятия по взаимодействию с семьей
Демонстрация применения полученных умений знаний при планировании и разработке педагогических мероприятий
Экспертное наблюдение выполнения практических заданий
Промежуточная аттестация