ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ДОРОГОЮ ДОБРА» | Герасимова Ирина Васильевна. Работа №304443
Мы живём в большом и сложном мире, который не всегда бывает добрым и справедливым. К сожалению, очень часто дети сталкиваются с безразличием и жестокостью к ним, к животным, к другим людям, чаще всего пожилым и беспомощным. Актуальность программы «Дорогою добра» подтверждают слова В.А. Сухомлинского “Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь”.
В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается основа личности, необходимые источники добра и красоты, которые всегда спасали человечество. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она не дается нам с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее – Доброту. Нужно оглянуться по сторонам и найти, кому нужна поддержка, кому можно протянуть руку, сказать доброе слово. Мы все – частичка этой жизни. Станем лучше мы – станет лучше жизнь. Говорят, если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.Цель работы: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системой ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося.
МОУ Боговаровская средняя общеобразовательная школа
имени Цымлякова Л.А.
Утверждаю
Директор МОУ Боговаровская СОШ
Смолянинов Ю.А.
Приказ № ________
от 28 августа 2019 г
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ДОРОГОЮ ДОБРА»
Духовно-нравственное направление
для учащихся 5 - 8 класса
Срок реализации – 4 года
Составила: Герасимова И.В.,
классный руководитель
с. Боговарово
1. Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными результатами обучения. Наряду с формированием универсальных учебных действий важной задачей становится необходимость формирования у школьников ценностных, нравственных установок и ориентиров, введение в мир большой духовной культуры. Такое непосредственное взаимодействие выстраивается в процессе внеурочной деятельности.
Мы живём в большом и сложном мире, который не всегда бывает добрым и справедливым. К сожалению, очень часто дети сталкиваются с безразличием и жестокостью к ним, к животным, к другим людям, чаще всего пожилым и беспомощным.
Актуальность программы «Дорогою добра» подтверждают слова В.А. Сухомлинского “Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь”.
В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается основа личности, необходимые источники добра и красоты, которые всегда спасали человечество. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она не дается нам с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее – Доброту. Нужно оглянуться по сторонам и найти, кому нужна поддержка, кому можно протянуть руку, сказать доброе слово. Мы все – частичка этой жизни. Станем лучше мы – станет лучше жизнь. Говорят, если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.
Цель: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося.
Задачи:
развитие и приобретение учащимися социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
приобретение школьниками опыта самостоя
тельного общественного действия;
развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для форм
ирования здорового образа жизни;
создание условий для развития социально-активной личности, обладающей чувством гордости и ответственности за судьбу Отечества и свое будущее;
воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
В условиях нарастающей жестокости и агрессивности в мире, занятости родителей экономическим выживанием, воспитать добрых и отзывчивых, любознательных и коммуникативных, толерантных и активных детей важно научить их видеть и решать проблемы окружающей действительности, подготовить ученика, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и учетом интересов и требований окружающих его людей в целом – это одна из главных педагогических задач моей деятельности. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому и способствует духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников.
2. Общая характеристика курса
Принципы реализации Программы:
- учёт возрастных особенностей;
-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
-связь теории с практикой;
-доступность и наглядность;
-включение в активную жизненную позицию
Ценностные ориентиры программ «Дорогою добра»: любовь к России, своему краю, служение Отечеству, забота, помощь, ответственность, чувство долга, толерантность, стремление к познанию и истине, целеустремлённость, настойчивость, бережливость, трудолюбие, экологическое сознание, красота, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и в искусстве.
Формы работы с учащимися
Беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, творческие конкурсы, викторины, КВНы, интеллектуально-познавательные игры, наблюдения, акции, трудовые десанты, проекты, фестивали, праздники, выставки, концерты, индивидуальная самостоятельная работа. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
В учебно-воспитательный процесс включены следующие формы проведения занятий:
экскурсии по родному краю
просмотр видеофильмов;
защита проектов;
участие в фестивалях и конкурсах
;
исследовательская деятельность;
социальные акции;
волонтёрское
движение
3. Личностные, метапредметные результаты освоения программы
Личностные результаты:
положительное отношение к краеведению;
познавательный интерес к малой родине;
уважительное отношение к окружающим людям;
Метапредметные результаты
адекватно воспринимать окружающую действительность;
применять свои знания по краеведению при изучении предметов начального общего образования;
участвовать в коллективном обсуждении;
отвечать на вопросы и задавать вопросы;
проявлять свою любознательность, инициативность;
выражать собственное эмоциональное отношение к малой родине
Основные направления реализации программы:
1.Знакомство учащихся с принципом уважения человеческого достоинства.
2.Понимание принципа уважения различности между людьми.
3.Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий.
4. Результаты реализации программы:
Воспитательные результаты внеурочной деятельности учащихся «Дорогою добра» распределяются по трём уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека, о принятых в обществе нормах поведения и общения, правилах конструктивной групповой работы.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе, культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
В ходе реализации программы ожидаются следующие результаты:
осознание школьником важности соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения к другим людям;
необходимость учитывать интересы других людей при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
анализ своих речевых привычек, избавление от плохих привычек;
возможность договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
5. Структура программы
Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5-8 классов и ориентирована на формирование социальной компетентности детей, их готовности к саморазвитию, к активной совместной творческой деятельности на благо себе и других. Она актуализирует проблему совершенствования и самосовершенствования личности ребенка на основе принципов гуманизма, формируя общечеловеческие ценности. Содержание учебных занятий, методы работы способствуют воспитанию у обучающихся любви к своей школе, своему краю, к семье, заботы, ответственности, чувства долга, толерантности, а также стремления к познанию и истине, целеустремлённости, настойчивости, бережливости, трудолюбия, экологическое сознания.
Программа разработана с учетом каникулярного времени и предполагает реализацию программы во время осенних, зимних и весенних каникул.
Деятельностный подход программы проявляется в применении следующих методов: практические занятия по определению свойств личности, проблемно-поисковый метод, ролевые игры и упражнения. В ходе занятий создаются особые условия, способствующие формированию готовности к самоопределению через особый тип взаимодействия, в ходе которого ученик не ожидает готовых решений и образцов, а получает информацию благодаря организованному сотрудничеству с участниками занятий.
Для получения наилучшего результата необходимо:
знание особенностей школьников младшего подросткового возраста;
честное сотрудничество с учениками и их родителями;
активное участие детей в проводимых мероприятиях;
создание благоприятной атмосферы;
эффективное использование различных инновационных методов работы с учениками.
Важную роль играет сам педагог. Он выступает как психолог, актёр, сказочник. Данная программа пройдёт более успешно, если деятельность учителя будет строиться на искреннем уважении и понимании учащихся, умении использовать игровую педагогическую деятельность, умении тонко и деликатно обращаться со школьниками, следовать природе ребёнка, обеспечивать их свободное развитие, поощрении в развитии способности учащихся быть самостоятельными, умело организованные мероприятия помогут подарить детям радость, хорошее настроение, добрые взаимопонимания.
Также для успешной работы и обеспечения прогнозируемых результатов необходимы определённые условия:
наличие учебного оборудования (столы, стулья, доска, стенды, шкафы для хранения дидактических материалов);
уютное пространство для занятий (правильное освещение, экран, компьютер и другие технические средства).
Успешность занятий и уровень мотивации к обучению напрямую зависит от стиля отношений между учителем и обучающимися. Доброта и педагогический такт способны поддержать ребёнка, вселить в него уверенность в собственные силы, избавиться от чувства неуверенности. Отражение и учёт результативности идёт через принципы совместной деятельности педагога и ребёнка:
принцип воспитывающего обучения;
принцип доступности;
принцип постепенности, последовательности и систематичности;
принцип наглядности;
принцип эмоциональной насыщенности;
принцип мотивации к обучению;
принцип связи теории с практикой.
Тематическое планирование
5 класс (17 часов)
№
Форма
Тематика
1
Классный час
Обсуждение сборника рассказов Василия Сухомлинского «Все добрые люди - одна семья».
Написание мини-сочинений «Какой след я хочу оставить после себя»
2
Классный час
Вежливые слова
Проект «Вежливые слова», «Памятки добра»
3
КТД
«Ветеран живёт рядом» Встречи с ветеранами
4
Тренинг
Поговорим о нравственности
5
КТД
Акция «Письмо маме»
6
Классный час
Добрый человек в доброте проживет век
7
Дискуссия
Встречают по одёжке, провожают по уму
8
Классный час
Холокост: быть или забыть?..
9
Классный час
Свеча памяти День снятия блокады Ленинграда
10
Беседа
Красивые и некрасивые поступки
11
Дискуссия
Добру путь откроет сердце
12
Игра
Что такое правила хорошего тона?
13
Классный час
Человек среди людей
14
Классный час
Будь справедливым в делах и поступках
15
Практикум
Учимся выигрывать и проигрывать
16
КТД
Акция «Ветеран живёт рядом»
17
КТД
Классная каша
6 класс (17 часов)
№
Форма
Тематика
1
Классный час
«Мои увлечения и таланты»
2
Игра
«Кто любит труд, того люди чтут»
3
Тренинг
Правила поведения на улице. Свой и чужой. Телефон доверия. Как и у кого просить о помощи.
4
Беседа
«Россия начинается с тебя»
5
Классный час
Цымляков Л.А. - имя, которое носит наша школа
6
КТД
Участие в патриотических акциях: «Свеча памяти», «Окна Победы», «Георгиевская ленточка», «Сад памяти»
7
Круглый стол
«Мы в ответе за своё здоровье» "
Правила дорожные знать каждому положено!
8
Классный час
Что такое толерантность? Учимся быть терпимыми
9
Беседа
"С детства дружбой дорожить учат в школе…"
10
Беседа Чтение рассказов
«Маленькие герои войны!»
11
КТД
Расклейка стикеров «Счастье есть –оно рядом»
12
Экскурсия
Твоя малая родина
13
Беседа Чтение рассказов
«Пионеры-герои»
14
Беседа Чтение рассказов
О хороших и плохих привычках. Примеры из книг
15
Классный час
«Мой первый друг, мой друг бесценный».
16
Тренинг
«Скажи спасибо доктору»
17
КТД
«Мы – вместе!»
7 класс (17 часов)
№
Форма
Тематика
1
Классный час
«Человек в обществе: обязанности и права»
2
Игра
«Учись учиться: где же взять время?»;
3
КТД
Акция «Подарок для учителя»
4
КТД
Шефская помощь ветерану
5
Просмотр видеофильма беседа
«Честь имею»
6
КТД
«Дары осени пожилым людям»
7
Круглый стол
Знаменитые люди района, области (библиотека)
8
Игра – дискуссия
Мы все такие разные, но мы все - таки вместе
9
Беседа
Когда мы перестаем делать, мы перестаем жить
10
Классный час
«Будьте добрыми и человечными»
11
КТД
«Акция «День Неизвестного солдата»
12
Беседа Чтение рассказов
«Дети и война» (рассказы о детях войны)
13
Классный час беседа
Эхо человеческой жизни (Обсуждение историй жизни литературных героев и реальных людей)
14
КТД
Акция «Блокадный хлеб»
15
Беседа Чтение рассказов
16
Дискуссия
Что такое справедливость?
17
Поход
«Позади 7 класс»
8 класс (17 часов)
№
Форма
Тематика
1
Дискуссия
Что управляет поступками человека?
2
Классный час беседа
Наши достоинства и недостатки
3
Классный час беседа
Вся правда о пиве
4
Игра
Говорим друг другу добрые слова
5
Дискуссия
Давайте лучше узнавать друг друга!
6
КТД
Делаем добрые дела
7
КТД
Акция по наведению порядка у памятника погибшим воинам Великой Отечественной войны
8
КТД
Встреча с ветеранами труда, тружениками тыла
9
Классный час
«День солидарности в борьбе с терроризмом»
10
Чтение и обсуждение прочитанных книг
Книги, изменившие мою жизнь
11
Тренинг
Быть здоровым – это круто!
12
КТД
«Моя мама – самая лучшая (ко дню Матери)»
13
КТД
Акция «Сохраним дерево» (сбор макулатуры)
14
КТД
Акция «Новый год идет в больницу» (украшение фойе детской поликлиники)
15
Классный час
«Героев помним имена – Зоя Космодемьянская»
16
КТД
Акция «Бессмертный полк»
17
КТД
«Позади 7 класс»
Список используемой литературы:
Аджиева
Е.М.,
Байкова
Л.А.,
Гребёнкина
Л.К. «50 сценариев классных часов». Центр «Педагогический поиск», 2002.
Великие мысли великих женщин. Мысли и афоризмы. – М.:
Рипол
классик, 2010.
Лизинский
В. М. Классный руководитель: Молитва на каждый день. Центр «Педагогический поиск», 2005.
Родионов В.П.,
Ступицкая
М.А.,
Кардашина
О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.
Степанова E.Н, Александрова М.А. "Классному руководителю о классном часе" М., 2002.