Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ДОРОГОЮ ДОБРА» | Герасимова Ирина Васильевна. Работа №304443

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Мы живём в большом и сложном мире, который не всегда бывает добрым и справедливым. К сожалению, очень часто дети сталкиваются с безразличием и жестокостью к ним, к животным, к другим людям, чаще всего пожилым и беспомощным.              Актуальность программы «Дорогою добра» подтверждают слова В.А. Сухомлинского “Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь”.

В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается основа личности, необходимые источники добра и красоты, которые всегда спасали человечество. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она не дается нам с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее – Доброту. Нужно оглянуться по сторонам и найти, кому нужна поддержка, кому можно протянуть руку, сказать доброе слово. Мы все – частичка этой жизни. Станем лучше мы – станет лучше жизнь. Говорят, если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.Цель работы: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системой ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося.

МОУ Боговаровская средняя общеобразовательная школа

имени Цымлякова Л.А.

 

 

Утверждаю

Директор МОУ Боговаровская СОШ

Смолянинов Ю.А.

Приказ № ________

от 28 августа 2019 г

 

 

 

 

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ДОРОГОЮ ДОБРА»

 

Духовно-нравственное направление

для учащихся 5 - 8 класса

Срок реализации – 4 года

 

 

 

 

Составила: Герасимова И.В.,

классный руководитель

 

 

 

 

с. Боговарово

1. Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными результатами обучения. Наряду с формированием универсальных учебных действий важной задачей становится необходимость формирования у школьников ценностных, нравственных установок и ориентиров, введение в мир большой духовной культуры. Такое непосредственное взаимодействие выстраивается в процессе внеурочной деятельности.

Мы живём в большом и сложном мире, который не всегда бывает добрым и справедливым. К сожалению, очень часто дети сталкиваются с безразличием и жестокостью к ним, к животным, к другим людям, чаще всего пожилым и беспомощным. 
Актуальность программы «Дорогою добра» подтверждают слова В.А. Сухомлинского “Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь”.
В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается основа личности, необходимые источники добра и красоты, которые всегда спасали человечество. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она не дается нам с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее – Доброту. Нужно оглянуться по сторонам и найти, кому нужна поддержка, кому можно протянуть руку, сказать доброе слово. Мы все – частичка этой жизни. Станем лучше мы – станет лучше жизнь. Говорят, если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.

Цель: создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося.

Задачи:

развитие и приобретение учащимися социального опыта;

формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

приобретение школьниками опыта самостоя

тельного общественного действия;

развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) -  для форм

ирования здорового образа жизни;

 

создание условий для развития социально-активной личности, обладающей чувством гордости и ответственности за судьбу Отечества и свое будущее;

воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности  и настойчивости в достижении результата.

В условиях нарастающей жестокости и агрессивности в мире, занятости родителей экономическим выживанием, воспитать добрых и отзывчивых, любознательных и коммуникативных, толерантных и активных детей важно научить их видеть и решать проблемы окружающей действительности, подготовить ученика, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и учетом интересов и требований окружающих его людей в целом – это одна из главных педагогических задач моей деятельности. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому и способствует духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников.

 

2. Общая характеристика курса

Принципы реализации Программы:

- учёт возрастных особенностей;

-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

-связь теории с практикой;

-доступность и наглядность;

-включение в активную жизненную позицию

 

Ценностные ориентиры программ «Дорогою добра»: любовь к России, своему краю, служение Отечеству, забота, помощь, ответственность, чувство долга, толерантность, стремление к познанию и истине, целеустремлённость, настойчивость, бережливость, трудолюбие, экологическое сознание, красота, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и в искусстве.

 

Формы работы с учащимися

Беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, творческие конкурсы, викторины, КВНы, интеллектуально-познавательные игры, наблюдения, акции, трудовые десанты, проекты, фестивали, праздники, выставки, концерты, индивидуальная самостоятельная работа. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

В учебно-воспитательный процесс включены следующие формы проведения занятий:

экскурсии по родному краю

просмотр видеофильмов;

защита проектов;

участие в фестивалях и конкурсах

;

исследовательская деятельность;

социальные акции;

волонтёрское

движение

 

3. Личностные, метапредметные результаты освоения программы

Личностные результаты:

положительное отношение к краеведению;

познавательный интерес к малой родине;

уважительное отношение к окружающим людям;

 

Метапредметные результаты

адекватно воспринимать окружающую действительность;

применять свои знания по краеведению при изучении предметов начального общего образования;

участвовать в коллективном обсуждении;

отвечать на вопросы и задавать вопросы;

проявлять свою любознательность, инициативность;

выражать собственное эмоциональное отношение к малой родине

 

Основные направления реализации программы:

1.Знакомство учащихся с принципом уважения человеческого достоинства.

2.Понимание принципа уважения различности между людьми.

3.Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий.

 

4. Результаты реализации программы:

Воспитательные результаты внеурочной деятельности учащихся «Дорогою добра» распределяются по трём уровням.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека, о принятых в обществе нормах поведения и общения, правилах конструктивной групповой работы.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе, культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

В ходе реализации программы ожидаются следующие результаты:

осознание школьником важности соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения к другим людям;

необходимость учитывать интересы других людей при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

анализ своих речевых привычек, избавление от плохих привычек;

возможность договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

 

5. Структура программы

Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5-8 классов и ориентирована на формирование социальной компетентности детей, их готовности к саморазвитию, к активной совместной творческой деятельности на благо себе и других. Она актуализирует проблему совершенствования и самосовершенствования личности ребенка на основе принципов гуманизма, формируя общечеловеческие ценности. Содержание учебных занятий, методы работы способствуют воспитанию у обучающихся любви к своей школе, своему краю, к семье, заботы, ответственности, чувства долга, толерантности, а также стремления к познанию и истине, целеустремлённости, настойчивости, бережливости, трудолюбия, экологическое сознания.

Программа разработана с учетом каникулярного времени и предполагает реализацию программы во время осенних, зимних и весенних каникул.

Деятельностный подход программы проявляется в применении следующих методов: практические занятия по определению свойств личности, проблемно-поисковый метод, ролевые игры и упражнения. В ходе занятий создаются особые условия, способствующие формированию готовности к самоопределению через особый тип взаимодействия, в ходе которого ученик не ожидает готовых решений и образцов, а получает информацию благодаря организованному сотрудничеству с участниками занятий.

 

Для получения наилучшего результата необходимо:

знание особенностей школьников младшего подросткового возраста;

честное сотрудничество с учениками и их родителями;

активное участие детей в проводимых мероприятиях;

создание благоприятной атмосферы;

эффективное использование различных инновационных методов работы с учениками.

Важную роль играет сам педагог. Он выступает как психолог, актёр, сказочник. Данная программа пройдёт более успешно, если деятельность учителя будет строиться на искреннем уважении и понимании учащихся, умении использовать игровую педагогическую деятельность, умении тонко и деликатно обращаться со школьниками, следовать природе ребёнка, обеспечивать их свободное развитие, поощрении в развитии способности учащихся быть самостоятельными, умело организованные мероприятия помогут подарить детям радость, хорошее настроение, добрые взаимопонимания.

Также для успешной работы и обеспечения прогнозируемых результатов необходимы определённые условия:

наличие учебного оборудования (столы, стулья, доска, стенды, шкафы для хранения дидактических материалов);

уютное пространство для занятий (правильное освещение, экран, компьютер и другие технические средства).

Успешность занятий и уровень мотивации к обучению напрямую зависит от стиля отношений между учителем и обучающимися. Доброта и педагогический такт способны поддержать ребёнка, вселить в него уверенность в собственные силы, избавиться от чувства неуверенности. Отражение и учёт результативности идёт через принципы совместной деятельности педагога и ребёнка:

принцип воспитывающего обучения;

принцип доступности;

принцип постепенности, последовательности и систематичности;

принцип наглядности;

принцип эмоциональной насыщенности;

принцип мотивации к обучению;

принцип связи теории с практикой.

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

5 класс (17 часов)

 

Форма

Тематика

1

Классный час

Обсуждение сборника рассказов Василия Сухомлинского «Все добрые люди - одна семья».

Написание мини-сочинений «Какой след я хочу оставить после себя»

2

Классный час

Вежливые слова

Проект «Вежливые слова», «Памятки добра»

3

КТД

«Ветеран живёт рядом» Встречи с ветеранами

4

Тренинг

Поговорим о нравственности

5

КТД

Акция «Письмо маме»

6

Классный час

Добрый человек в доброте проживет век

7

Дискуссия

Встречают по одёжке, провожают по уму

8

Классный час

Холокост: быть или забыть?..

9

Классный час

Свеча памяти День снятия блокады Ленинграда

10

Беседа

Красивые и некрасивые поступки

11

Дискуссия

Добру путь откроет сердце

12

Игра

Что такое правила хорошего тона?

13

Классный час

Человек среди людей

14

Классный час

Будь справедливым в делах и поступках

15

Практикум

Учимся выигрывать и проигрывать

16

КТД

Акция «Ветеран живёт рядом»

17

КТД

Классная каша

 

6 класс (17 часов)

 

Форма

Тематика

1

Классный час

«Мои увлечения и таланты»

2

Игра

«Кто любит труд, того люди чтут»

3

Тренинг

Правила поведения на улице. Свой и чужой. Телефон доверия. Как и у кого просить о помощи.

4

Беседа

«Россия начинается с тебя»

5

Классный час

Цымляков Л.А. - имя, которое носит наша школа

6

КТД

Участие в патриотических акциях: «Свеча памяти», «Окна Победы», «Георгиевская ленточка», «Сад памяти»

7

Круглый стол

«Мы в ответе за своё здоровье» "

Правила дорожные знать каждому положено!

8

Классный час

Что такое толерантность? Учимся быть терпимыми

9

Беседа

"С детства дружбой дорожить учат в школе…"

10

Беседа Чтение рассказов

«Маленькие герои войны!»

 

11

КТД

Расклейка стикеров «Счастье есть –оно рядом»

12

Экскурсия

Твоя малая родина

13

Беседа Чтение рассказов

«Пионеры-герои»

14

Беседа Чтение рассказов

О хороших и плохих привычках. Примеры из книг

15

Классный час

«Мой первый друг, мой друг бесценный».

16

Тренинг

«Скажи спасибо доктору»

17

КТД

«Мы – вместе!»

 

7 класс (17 часов)

 

Форма

Тематика

1

Классный час

«Человек в обществе: обязанности и права»

2

Игра

«Учись учиться: где же взять время?»;

3

КТД

Акция «Подарок для учителя»

4

КТД

Шефская помощь ветерану

5

Просмотр видеофильма беседа

«Честь имею»

 

6

КТД

«Дары осени пожилым людям»

7

Круглый стол

Знаменитые люди района, области (библиотека)

8

Игра – дискуссия

Мы все такие разные, но мы  все - таки вместе

9

Беседа

Когда мы перестаем делать, мы перестаем жить

10

Классный час

«Будьте добрыми и человечными»

11

КТД

«Акция «День Неизвестного солдата»

12

Беседа Чтение рассказов

«Дети и война» (рассказы о детях войны)

 

13

Классный час беседа

Эхо человеческой жизни (Обсуждение историй жизни литературных героев и реальных людей)

14

КТД

Акция «Блокадный хлеб»

15

Беседа Чтение рассказов

 

16

Дискуссия

Что такое справедливость?

17

Поход

«Позади 7 класс»

 

8 класс (17 часов)

 

Форма

Тематика

1

Дискуссия

Что управляет поступками человека?

2

Классный час беседа

Наши достоинства и недостатки

3

Классный час беседа

Вся правда о пиве

4

Игра

Говорим друг другу добрые слова

5

Дискуссия

Давайте лучше узнавать друг друга!

6

КТД

Делаем добрые дела

7

КТД

Акция по наведению порядка у памятника погибшим воинам Великой Отечественной войны

8

КТД

Встреча с ветеранами труда, тружениками тыла

9

Классный час

«День солидарности в борьбе с терроризмом»

10

Чтение и обсуждение прочитанных книг

Книги, изменившие мою жизнь

11

Тренинг

Быть здоровым – это круто!

12

КТД

«Моя мама – самая лучшая (ко дню Матери)»

13

КТД

Акция «Сохраним дерево» (сбор макулатуры)

14

КТД

Акция «Новый год идет в больницу» (украшение фойе детской поликлиники)

15

Классный час

«Героев помним имена – Зоя Космодемьянская»

16

КТД

Акция «Бессмертный полк»

17

КТД

«Позади 7 класс»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

Аджиева

Е.М.,

Байкова

Л.А.,

Гребёнкина

Л.К. «50 сценариев классных часов». Центр «Педагогический поиск», 2002.

Великие мысли великих женщин. Мысли и афоризмы. – М.:

Рипол

классик, 2010.

Лизинский

В. М. Классный руководитель: Молитва на каждый день. Центр «Педагогический поиск», 2005.

Родионов В.П.,

Ступицкая

М.А.,

Кардашина

О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.

Степанова E.Н, Александрова М.А. "Классному руководителю о классном часе" М., 2002.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×