Программа внеурочной деятельности "Этикет общения" | Видулина Анастасия Владимировна. Работа №353380
Важнейшей ㅤ педагогической задачей ㅤ в условиях ㅤ реализации ФГОС ㅤ стало внедрение ㅤ в образовательный ㅤ процесс средств ㅤ и методик, помогающих ㅤ детям «открывать» себя, раскрывать ㅤ свою личность. Критерием ㅤ успешности ученика ㅤ становится не ㅤ столько результативность ㅤ в изучении ㅤ школьных предметов, сколько ㅤ отношение человека ㅤ к возможностям ㅤ собственного познания ㅤ и преобразования ㅤ природы, истории, самого себя.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26» г. Калуги
Программа внеурочной ㅤ деятельности
«Этикет общения»
Направление ㅤ внеурочной деятельности ㅤ - социальная направленность
Срок ㅤ реализации программы- 1 год ㅤ (34 ч.)
Возраст обучающихся- 8-9 лет
Составила ㅤ Видулина А.В.,
Классный ㅤ руководитель 2 «В» класса
МБОУ ㅤ «Средняя общеобразовательная ㅤ школа № 26»
2023-2024 учебный ㅤ год
г. Калуги
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В ㅤ настоящее время ㅤ к числу ㅤ наиболее актуальных ㅤ вопросов образования ㅤ относятся воспитание ㅤ свободной, творческой, инициативной, ответственной и ㅤ саморазвивающейся личности. Без ㅤ такой личности ㅤ невозможно успешное ㅤ общественное развитие. В ㅤ то же ㅤ время человек ㅤ становится личностью ㅤ только в ㅤ обществе культуры ㅤ и общества. И ㅤ его воспитание ㅤ не должно ㅤ быть абстрактным ㅤ личностно ориентированным ㅤ вне времени. Воспитание ㅤ призвано поддерживать, развивать ㅤ и укреплять ㅤ в человеке ㅤ гуманность, пробуждать в ㅤ нем стремление ㅤ к нравственному ㅤ преображению, культурному, социальному и ㅤ духовному развитию.
Нравственное ㅤ воспитание молодёжи ㅤ является неоспоримой ㅤ и важнейшей ㅤ целью всякого ㅤ общества. Недостатки, допущенные в ㅤ нравственном воспитании, наносят ㅤ обществу невозвратимый ㅤ и невосполнимый ㅤ урон. Жить человек ㅤ должен в ㅤ согласии с ㅤ законами нравственности. Эти ㅤ законы и ㅤ нормы поведения ㅤ составляют систему ㅤ нравственных воззрений ㅤ человека и ㅤ превращаются в ㅤ смысл его ㅤ жизни. Мотив благородного ㅤ поступка это ㅤ источник чувства ㅤ ответственности - главного ㅤ критерия степени ㅤ нравственного развития. Нравственность ㅤ человека с ㅤ детского возраста ㅤ складывается из ㅤ его добродетельных ㅤ поступков, которые затем ㅤ закрепляются в ㅤ его сознании, что ㅤ отражается в ㅤ нравственной культуре ㅤ личности. Сегодня наше ㅤ общество, вступившее в ㅤ 21 век, находится в ㅤ стадии возрождения, становления ㅤ общенациональной культуры, нравственности ㅤ и духовности. Наша ㅤ основная задача ㅤ - помочь ребенку ㅤ разобраться в ㅤ изменениях общества, стать ㅤ человеком умеющим ㅤ войти в ㅤ это общество ㅤ и жить ㅤ в нём, принося ㅤ пользу обществу, основываясь ㅤ на твердых ㅤ нравственных позициях. Именно ㅤ в младшем ㅤ школьном возрасте ㅤ произошло глубокое, окрашенное ㅤ чувством усвоение ㅤ понятий, которые лягут ㅤ в основу ㅤ представлений ребёнка ㅤ о сущности ㅤ человека и ㅤ общества, о достойном ㅤ поведении людей, об ㅤ ответственности каждого ㅤ перед самим ㅤ собой и ㅤ окружающими. Тогда можно ㅤ надеяться, что в ㅤ старшем возрасте ㅤ дети смогут ㅤ отстоять и ㅤ утвердить эти ㅤ ценности в ㅤ своей деятельности.
Общение ㅤ – основное условие ㅤ развития ребёнка, важнейший ㅤ фактор формирования ㅤ личности, один из ㅤ главных видов ㅤ деятельности человека, направленный ㅤ на познание ㅤ и оценку ㅤ самого себя ㅤ через посредство ㅤ других людей.
Под ㅤ общением понимается ㅤ взаимодействие людей, направленное ㅤ на согласование ㅤ и объединение ㅤ усилий с ㅤ целью достижения ㅤ общего результата. С ㅤ первых дней ㅤ жизни ребёнка ㅤ общение является ㅤ одним из ㅤ важнейших факторов ㅤ его психического ㅤ развития.
Вербальное и ㅤ невербальное общение ㅤ при привитии ㅤ культуры поведения ㅤ дают возможность ㅤ адаптироваться и ㅤ социализироваться учащимся ㅤ не только ㅤ в стенах ㅤ школы, но и ㅤ за её ㅤ пределами.
Культура общения ㅤ людей основана ㅤ на соблюдении ㅤ определённых правил, которые ㅤ вырабатывались человечеством ㅤ на протяжении ㅤ многих веков. Эти ㅤ правила называются ㅤ этикетом. Он определяет ㅤ формы, технику общения ㅤ в различных ㅤ жизненных ситуациях ㅤ (как спорить, не ㅤ обижая и ㅤ не унижая ㅤ собеседника, как принимать ㅤ гостей, вести себя ㅤ за столом, разговаривать ㅤ по телефону ㅤ и т.д.).
Культурный, воспитанный ㅤ человек не ㅤ только владеет ㅤ техникой общения, но ㅤ и обладает ㅤ такими качествами, как ㅤ приветливость, вежливость, дружелюбие, учтивость, уважительное отношение ㅤ к людям.
Современное ㅤ общество предъявляет ㅤ новые требования ㅤ к личности ㅤ учащегося и ㅤ к его ㅤ поведению, в частности, в ㅤ рамках формирования ㅤ адекватного коммуникативного ㅤ поведения.
Адекватное коммуникативное ㅤ поведение – это ㅤ такое коммуникативное ㅤ поведение, которое соответствует ㅤ принятым для ㅤ определённой ситуации ㅤ нормам и ㅤ является эффективным.
Общая ㅤ характеристика курса
Важнейшей ㅤ педагогической задачей ㅤ в условиях ㅤ реализации ФГОС ㅤ стало внедрение ㅤ в образовательный ㅤ процесс средств ㅤ и методик, помогающих ㅤ детям «открывать» себя, раскрывать ㅤ свою личность. Критерием ㅤ успешности ученика ㅤ становится не ㅤ столько результативность ㅤ в изучении ㅤ школьных предметов, сколько ㅤ отношение человека ㅤ к возможностям ㅤ собственного познания ㅤ и преобразования ㅤ природы, истории, самого себя.
Содержание ㅤ программы внеурочной ㅤ деятельности соотносится ㅤ целям и ㅤ задачам основной ㅤ образовательной программы ㅤ МБОУ «СОШ ㅤ №26».
В процессе ㅤ деятельности школы ㅤ по воспитанию ㅤ нравственных основ ㅤ личности младшего ㅤ школьника решаются ㅤ следующие общие ㅤ задачи:
формирование основ
ㅤ
морали – осознанной
ㅤ
обучающимся необходимости
ㅤ
определенного поведения, обусловленного
ㅤ
принятыми в
ㅤ
обществе представлениями
ㅤ
о добре
ㅤ
и зле, должном
ㅤ
и недопустимом; укрепление
ㅤ
у младшего
ㅤ
школьника позитивной
ㅤ
нравственной самооценки
ㅤ
и самоуважения, жизненного
ㅤ
оптимизма;
формирование способности
ㅤ
к самостоятельным
ㅤ
поступкам и
ㅤ
действиям, совершаемым на
ㅤ
основе морального
ㅤ
выбора, к принятию
ㅤ
ответственности за
ㅤ
их результаты, целеустремленности
ㅤ
и настойчивости
ㅤ
в достижении
ㅤ
результата;
В области ㅤ формирования социальной ㅤ культуры:
укрепление доверия
ㅤ
к другим
ㅤ
людям;
развитие доброжелательности
ㅤ
и эмоциональной
ㅤ
отзывчивости, понимания и
ㅤ
сопереживания другим
ㅤ
людям;
формирование осознанного
ㅤ
и уважительного
ㅤ
отношения к
ㅤ
традиционным российским
ㅤ
религиям и
ㅤ
религиозным организациям, к
ㅤ
вере и
ㅤ
религиозным убеждениям;
развитие
ㅤ
навыков организации
ㅤ
и осуществления
ㅤ
сотрудничества с
ㅤ
педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми
ㅤ
в решении
ㅤ
общих проблем;
В ㅤ области формирования ㅤ семейной культуры:
формирование
ㅤ
отношения к
ㅤ
семье как
ㅤ
к основе
ㅤ
российского общества;
формирование
ㅤ
у младшего
ㅤ
школьника почтительного
ㅤ
отношения к
ㅤ
родителям, осознанного, заботливого отношения
ㅤ
к старшим
ㅤ
и младшим;
знакомство
ㅤ
обучающегося с
ㅤ
культурно-историческими и
ㅤ
этническими традициями
ㅤ
российской семьи.
формирование
ㅤ
ценностного отношения
ㅤ
к здоровью
ㅤ
и здоровому
ㅤ
образу жизни.
Воспитание ㅤ нравственных чувств ㅤ и этического ㅤ сознания:
начальные представления
ㅤ
о моральных
ㅤ
нормах и
ㅤ
правилах нравственного
ㅤ
поведения, в том
ㅤ
числе об
ㅤ
этических нормах
ㅤ
взаимоотношений в
ㅤ
семье, между поколениями, представителями
ㅤ
различных социальных
ㅤ
групп;
нравственно-этический опыт ㅤ взаимодействия со ㅤ сверстниками, старшими и ㅤ младшими детьми, взрослыми ㅤ в соответствии ㅤ с общепринятыми ㅤ нравственными нормами;
неравнодушие ㅤ к жизненным ㅤ проблемам других ㅤ людей, сочувствие к ㅤ человеку, находящемуся в ㅤ трудной ситуации;
способность ㅤ эмоционально реагировать ㅤ на негативные ㅤ проявления в ㅤ детском обществе ㅤ и обществе ㅤ в целом, анализировать ㅤ нравственную сторону ㅤ своих поступков ㅤ и поступков ㅤ других людей;
почтительное ㅤ отношение к ㅤ родителям, уважительное отношение ㅤ к старшим, заботливое ㅤ отношение к ㅤ младшим;
знание традиций ㅤ своей семьи ㅤ и школы, бережное ㅤ отношение к ㅤ ним.
Главное назначение ㅤ данного курса ㅤ формирование навыков ㅤ общения и ㅤ культуры поведения ㅤ обучающихся в ㅤ начальных классах, развитие ㅤ и совершенствование ㅤ их нравственных ㅤ качеств, ориентация на ㅤ общечеловеческие ценности, развитие ㅤ самосознания учащихся, личностное ㅤ развитие каждого, сплочение ㅤ совершенствование классного ㅤ коллектива как ㅤ значимой социально ㅤ – психологической группы.
Особенность ㅤ изучаемого курса ㅤ состоит в ㅤ том, что размышляя ㅤ о жизни, о ㅤ своём собственном ㅤ жизненном опыте ㅤ и поведении, о ㅤ своих возможностях, интересах, успехах, задачах, о ㅤ своей взаимосвязи ㅤ с другими ㅤ людьми и ㅤ ответственности перед ㅤ собой и ㅤ перед ними ㅤ – не только ㅤ самыми близкими, но ㅤ и теми, кто ㅤ отдалён от ㅤ нас пространством ㅤ и временем, ребёнок ㅤ постигает это ㅤ через собственное ㅤ интеллектуальное и ㅤ художественное развитие.
Смыслообразующие ㅤ идеи программы:
наиболее ㅤ продуктивные и ㅤ достойные человека ㅤ способы взаимодействия ㅤ людей друг ㅤ с другом ㅤ – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что ㅤ невозможно без ㅤ умения общаться, договариваться, преодолевать ㅤ себя;
умение жить ㅤ в коллективе, если ㅤ дети заняты ㅤ общей, увлекательной для ㅤ них деятельностью, если ㅤ в классе ㅤ доброжелательная атмосфера, если ㅤ каждый стремиться ㅤ понять себя ㅤ и другого ㅤ и в ㅤ то же ㅤ время умеет ㅤ принимать достойное ㅤ индивидуальное решение ㅤ и следовать ㅤ ему;
умение принимать ㅤ достойное решение ㅤ – самостоятельный и ㅤ ответственный выбор, осуществляемый ㅤ конкретной личностью, исходя ㅤ из её ㅤ индивидуальных интересов ㅤ и возможностей ㅤ и из ㅤ интересов и ㅤ возможностей окружающих;
осуществлять ㅤ самостоятельный выбор, требуемый ㅤ от человека ㅤ определённой личностной ㅤ зрелости, оно невозможно ㅤ без осмысленной ㅤ инициативы и ㅤ определённой компетентности;
умение ㅤ быть самостоятельным ㅤ – целостное проявление ㅤ человека. В нём ㅤ проявляется индивидуальность, отражается ㅤ прошлое, проецируется будущее ㅤ школьника.
углубление внутрисемейных отношения, обогащение связи школы с семьёй, привлечение родителей к совместной работе с детьми.
Курс по воспитанию у ребёнка умений жить вместе и быть самостоятельными даёт возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, слышать друг друга, доносить своё сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. На этих занятиях дети научатся размышлять о непростых вопросах, быть искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважения любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности.
Формы организации внеурочной деятельности:
Классные часы;
Беседы, викторины;
Коллективные творческие дела;
Смотры-конкурсы, выставки
Тренинги общения
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Ролевые игры
Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Итог подводится в конце каждого занятия с помощью цветописи, регулярная фиксация школьника своего настроения с помощью цвета позволяет педагогу проанализировать, какое настроение преобладает в классе, насколько одноклассники дружелюбны друг к другу, эффективна ли работа с коллективом; регулярное фиксирование своего настроения важно и для ребёнка, оно является стимулом более осознанного отношения к себе и к своей жизни, самоанализа и самовоспитания. Изучение всего курса завершается принятием правил общей жизни: «Мы договорились, что…». Этот документ, возникающий как реакция на определённые негативные ситуации жизни класса, помогает детям справиться с ними, преодолеть трудности.
Учитель, проводя наблюдения за поведением своих воспитанников, оценивает проявление ими правил поведения и отражает это в характеристиках учащихся на конец каждого года обучения. Учебные успехи школьников, перечень добрых дел, результаты их внешкольной и внеурочной деятельности (труд, участие в олимпиадах, конкурсах, выставках и пр.), характеристики ученика составляют содержание его портфолио.
Описание места курса в учебном плане
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как « Окружающий мир» и «Литературное чтение».
Программа рассчитана на 34 часа в год, занятия проводятся 1раз в неделю, продолжительность занятия – 45 минут.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Цель и задачи курса
Цель: формирование у младших школьников коммуникативного поведения, которое ㅤ соответствует принятым ㅤ для определённой ㅤ ситуации нормам ㅤ и является ㅤ эффективным.
Задачи:
познавательные:
сформировать у
ㅤ
младших школьников
ㅤ
навыки речевого
ㅤ
этикета и
ㅤ
культуры поведения; сформировать
ㅤ
умение выбирать
ㅤ
нужную формулу
ㅤ
с учётом
ㅤ
ситуации общения
ㅤ
(с кем, когда, зачем
ㅤ
говоришь); обучить умению
ㅤ
соединять воедино
ㅤ
вежливость и
ㅤ
отзывчивость, вежливость и
ㅤ
скромность, и уважительное
ㅤ
отношение к
ㅤ
другим;
развивающие:
развивать
коммуникативные
ㅤ
умения в
ㅤ
процессе общения;
развивать
ㅤ
познавательный интерес
ㅤ
школьников;
воспитательные:
воспитывать культуру
ㅤ
общения между
ㅤ
учащимися.
Планируемые результаты
Личностные ㅤ универсальные учебные ㅤ действия:
формирование целостного, социально ㅤ ориентированного взгляда ㅤ на мир, знания ㅤ основных моральных ㅤ норм и ㅤ ориентация на ㅤ их выполнение, морального ㅤ сознания, способности к ㅤ решению моральных ㅤ дилемм на ㅤ основе учёта ㅤ позиций партнёров ㅤ в общении, ориентации ㅤ на их ㅤ мотивы и ㅤ чувства, устойчивое следование ㅤ в поведении ㅤ моральным нормам ㅤ и этическим ㅤ требования.
Метапредметные универсальные ㅤ учебные действия:
овладение ㅤ способностью принимать ㅤ и сохранять ㅤ цели и ㅤ задачи учебной ㅤ деятельности, поиска средств ㅤ её осуществления; освоение ㅤ способов решения ㅤ проблем творческого ㅤ и поискового ㅤ характера; формирование умения ㅤ планировать, контролировать и ㅤ оценивать учебные ㅤ действия в ㅤ соответствии с ㅤ поставленной задачей ㅤ и условиями ㅤ её реализации; определять ㅤ наиболее эффективные ㅤ способы достижения ㅤ результата; формирование умения ㅤ понимать причины ㅤ успеха/неуспеха учебной ㅤ деятельности и ㅤ способности конструктивно ㅤ действовать даже ㅤ в ситуациях ㅤ неуспеха; адекватное использование ㅤ коммуникативных, прежде всего ㅤ речевых, средств для ㅤ решения различных ㅤ коммуникативных задач.
Предметные ㅤ универсальные учебные ㅤ действия:
формирование умения ㅤ строить сообщения ㅤ в устной ㅤ и письменной ㅤ форме; формирование уважительного ㅤ отношения к ㅤ собеседнику; освоение доступных ㅤ способов изучения ㅤ общества, речевого этикета ㅤ (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и ㅤ др. с получением ㅤ информации из ㅤ семейных архивов, от ㅤ окружающих людей, в ㅤ открытом информационном ㅤ пространстве); получение первоначальных ㅤ представлений о ㅤ значении общения ㅤ в жизни ㅤ человека.
Содержание программы
Тема
Всего ㅤ часов
Аудиторные
Внеаудиторные
Учимся жить ㅤ вместе.
1ч.
1ч.
Чем мы ㅤ будем заниматься ㅤ в этом ㅤ году?
1ч.
1ч.
Азбука этики. Основные ㅤ понятия этики.
1ч.
1ч.
Как ㅤ я выгляжу.
1ч.
1ч.
Я ㅤ – личность. Мои роли.
2ч.
1ч.
1ч.
Нравственные ㅤ сказки.
2ч.
1ч.
1ч.
Устав – основной ㅤ закон школы.
2ч.
1ч.
1ч.
Человек ㅤ и его ㅤ имя.
1ч.
1ч.
Я и ㅤ мои друзья.
2ч.
2ч.
Верность ㅤ слову.
2ч.
1ч.
1ч.
Речевой этикет.
1ч.
1ч.
Умение ㅤ общаться.
2ч.
2ч.
Этикет в ㅤ общественных местах.
2ч.
1ч.
1ч.
Библиотека ㅤ – хранительница знаний.
1ч.
1ч.
Отзывчивость ㅤ и доброта.
2ч.
2ч.
Я ㅤ познаю себя ㅤ и других.
1ч.
1ч.
Формы ㅤ моральной оценки ㅤ и самооценки.
1ч.
1ч.
Культура ㅤ поведения человека.
2ч.
1ч.
1ч.
Как ㅤ человек принимает ㅤ решение.
1ч.
1ч.
Принимать решение ㅤ нелегко.
1ч.
1ч.
Ограничения и ㅤ самоограничение.
1ч.
1ч.
Каждый выбирает ㅤ по себе.
1ч.
1ч.
Я ㅤ учусь быть ㅤ самостоятельным.
1ч.
1ч.
Праздничный этикет.
1ч.
1ч.
Повторительно-обобщающий ㅤ урок.
1ч.
1ч.
Итого:
34ч.
14ч.
20ч.
Календарно-тематическое планирование
Тема ㅤ занятия
Вид деятельности
Дата ㅤ календарная
Дата фактическая
Учимся ㅤ жить вместе.
Формулирование ㅤ познавательной цели.
05.09
Чем ㅤ мы будем ㅤ заниматься в ㅤ этом году?
Смыслообразование. Осознание ㅤ значимости и ㅤ необходимости умения ㅤ принимать и ㅤ осуществлять не ㅤ только совместные, но ㅤ и индивидуальные ㅤ решения.
12.09
Азбука этики. Основные ㅤ понятия этики.
Знакомство ㅤ и изучение ㅤ правил этикета ㅤ в школе. Деловая ㅤ игра и ㅤ ее правила.
19.09
Как ㅤ я выгляжу.
Показать, что ㅤ внешний вид ㅤ зависит от ㅤ отношения человека ㅤ к себе ㅤ и его ㅤ характера. Внешний вид ㅤ человека формирует ㅤ отношение к ㅤ нему окружающих.
26.09
Я ㅤ – личность. Мои роли.
Высказывать ㅤ свое мнение.
03.10
10.10
Нравственные ㅤ сказки.
Показать, как в ㅤ сказках отражается ㅤ жизнь людей.
17.10
24.10
Устав ㅤ – основной закон ㅤ школы.
Познакомиться с ㅤ понятиями «закон», «Устав», «Устав ㅤ школы», «обязанности».
07.11
14.11
Человек и ㅤ его имя.
Уметь ㅤ с достаточной ㅤ полнотой выражать ㅤ свои мысли.
21.11
Я ㅤ и мои ㅤ друзья.
Принимать учебную ㅤ задачу урока. Осуществлять ㅤ решение учебной ㅤ задачи под ㅤ руководством учителя.
28.11
05.12
Верность ㅤ слову.
Познакомиться с ㅤ понятиями «слово», «верность ㅤ слову», «честь».
12.12
19.12
Речевой этикет.
Познакомить ㅤ с понятиями ㅤ «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить понятия ㅤ «этикет», «правила речевого ㅤ этикета». Речевой этикет ㅤ и манера ㅤ поведения (жесты, мимика, поза).
26.12
Умение ㅤ общаться.
Познакомить с ㅤ понятиями «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила ㅤ общения по ㅤ телефону. Правила общения ㅤ при обмене ㅤ мнениями. Обмен мнениями ㅤ на спортивных ㅤ занятиях и ㅤ экскурсиях.
09.01
16.01
Этикет в ㅤ общественных местах.
Познакомить ㅤ с понятиями ㅤ «вежливость», «тактичность», «деликатность». Правила поведения ㅤ на концерте, в ㅤ театре, в музее.
23.01
30.01
Библиотека ㅤ – хранительница знаний.
Познакомить ㅤ с понятиями ㅤ «библиотека», «каталог». Познакомить с ㅤ правилами пользования ㅤ и поведения ㅤ в библиотеке.
06.02
Отзывчивость ㅤ и доброта.
Познакомить ㅤ с понятием ㅤ «доброта». Отзывчивость и ㅤ доброта в ㅤ сказках и ㅤ в жизни ㅤ человека.
13.02
20.02
Я познаю ㅤ себя и ㅤ других.
Познакомить с ㅤ понятиями «оценка», «моральная ㅤ оценка», «самооценка», «поступок». Объяснение понятий ㅤ «ссора», «скандал», «конфликт».
27.02
Формы моральной ㅤ оценки и ㅤ самооценки.
Познакомить с ㅤ понятиями «оценка», «моральная ㅤ оценка», «самооценка», «поступок». Объяснение понятий ㅤ «ссора», «скандал», «конфликт».
06.03
Культура поведения ㅤ человека.
Познакомить с ㅤ понятиями «культура», «культура ㅤ поведения», «правила приличия». Деловая ㅤ игра.
13.03
20.04
Как человек ㅤ принимает решение.
Осознавать, что ㅤ не всякое ㅤ решение целесообразно. Овладевать ㅤ ключевыми словами: компетентность, компетентный.
03.04
Принимать ㅤ решение нелегко.
Понимание, что ㅤ принимать решение- трудное ㅤ дело.
10.04
Ограничения и ㅤ самоограничение.
Знакомство с ㅤ понятием «закон», «ограничения», «официальный».
17.04
Каждый ㅤ выбирает по ㅤ себе.
Убедиться, что каждый ㅤ самостоятельно принимает ㅤ то решение, которое ㅤ подходит больше ㅤ всего именно ㅤ ему.
24.04
Я учусь ㅤ быть самостоятельным.
Знакомство ㅤ с понятием ㅤ «алгоритм», «ученик», «учитель».
15.05
Праздничный этикет.
Знакомство ㅤ с понятием ㅤ «праздник». Праздник в ㅤ школе и ㅤ в классе. Правила ㅤ этикета на ㅤ празднике.
22.05
Повторительно-обобщающий урок.
Обобщение ㅤ знаний по ㅤ курсу «Воспитание ㅤ самостоятельности», ролевая игра.
29.05
Итого:
Занятий ㅤ - 34
Описание материально ㅤ - технического обеспечения
Технические ㅤ средства обучения:
Классная ㅤ доска с ㅤ набором приспособлений ㅤ для крепления ㅤ таблиц, постеров и ㅤ картинок - 1
Настенная ㅤ доска с ㅤ набором приспособлений ㅤ для крепления ㅤ картинок - 1
Компьютер ㅤ - 1
Экспозиционный экран ㅤ -1
Мультимедийный проектор - 1
Документ-камера ㅤ - 1
Интерактивная доска ㅤ – 1
Экранно-звуковые пособия:
Аудиозаписи ㅤ в соответствии ㅤ с программой ㅤ курса.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ㅤ ресурсы, соответствующие тематике ㅤ курса.
Оборудование класса:
Ученические ㅤ двуместные столы (15 шт.) с ㅤ комплектом стульев (30 шт.);
Стол ㅤ учительский с ㅤ тумбой (1 шт.);
Шкафы для ㅤ хранения учебников, дидактических ㅤ материалов, пособий (4 шт.);
Настенные доски ㅤ для вывешивания ㅤ иллюстративного материала (1 шт.);
Подставки ㅤ для книг, держатели ㅤ для схем ㅤ и таблиц (2 шт.).
Учебно-методическое ㅤ обеспечение курса:
Рабочая ㅤ программа курса.
Практические ㅤ работы.
Разработки игр, викторин.
Используемая ㅤ литература
Литература для ㅤ учителя:
1. Григорьев Д.В. Внеурочная ㅤ деятельность школьников. Методический ㅤ конструктор: пособие для ㅤ учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
2. Смирнов ㅤ Н.А. Пособие для ㅤ учителей и ㅤ родителей учащихся ㅤ начальных классов ㅤ «Этика и ㅤ этикет младших ㅤ школьников». Москва: «Школьная Пресса», 2002г.
3. Максимова ㅤ Т. Н. Классные часы. 2 класс.- Москва: «Вако»,2008г.
4. Богуславская ㅤ Н.Е., Купина Н.А.. Веселый ㅤ этикет. Развитие коммуникативных ㅤ способностей ребенка. – Флинта: Наука, 2007г.
Литература ㅤ для учащихся:
1.Данкова ㅤ Р.Е. Вежливые дети. Стихи ㅤ и рассказы ㅤ о правильном ㅤ и неправильном ㅤ поведении.- Оникс 21 век, 2008г.
2. Черенкова ㅤ Е. Уроки этикета ㅤ и вежливости ㅤ для детей. Учимся ㅤ играючи.-
Рипол Классик ㅤ Дом XXI ㅤ век, 2008г.
3.Панкеев И.А. Энциклопедия ㅤ этикета для ㅤ детей. Изд. 2-е, испр., доп.-
М: Олма-Пресс, 2002.
4. Хрусталева Е. Школа ㅤ хороших манер ㅤ для маленьких ㅤ принцесс. - АСТ, 2008г.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/61160-programma-vneurochnoj-dejatelnosti-jetiket-ob