Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Программа внеурочной деятельности "Мир профессий" 1-4 класс | Баркова Ольга Станиславовна. Работа №329310

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Программа курса внеурочной деятельности для 1-4 классов "Мир профессий" является первой ступенькой в профориентационной работе.

Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.

Задачи:

Образовательные:

- расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);

- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;

- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.

Воспитательные:

- воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых;

- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;

- воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 36 города Томска
Иркутский тракт ул., д. 122/1, Томск, 634062, тел.: (3822) 60-99-65
E-mail: School36@mail.tomsknet.ru
Утверждаю: Директор муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №36 г. Томска ____________ Н.В. Бирюлина
Согласовано
на заседании ШЭМС
Протокол №______
от _______________ _____________Л.Р. Безменова
Рабочая программа
внеурочной деятельности Мир профессий
(направление: информационно-просветительское)
Для начального уровня образования
(1-4 классы, 1час в неделю)
Составила:
Баркова Ольга Станиславовна
Учитель начальных классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации (в действующей редакции);
Указ президента Российской Федерации от 21.07.2020 №474 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года;
Паспорт национального проекта Образование, утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол № 16 от 24.12.2018);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 года № 287 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол №1/22 от 18.03.2022)- http://fgosreestr.ru ;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2022г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2012 №544н Об утверждении профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель);
Приказ Министерства Просвещения РФ от 21.09.2022 №858 Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока к использованию учебников;
Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699 Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н Об утверждении профессионального стандарта Педагог(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);
Положение о системе оценивания учебных результатов обучения МАОУ СОШ № 36 г.Томска;
Программа Развития МАОУ СОШ №36 г. Томска (2019-2023гг), Протокол Управляющего совета МАОУ СОШ №36 от 20.08.2019г. №4.
Программа курса внеурочной деятельности для 1- 4 классов В мире профессий разработана на основе программы авторского курса внеурочной деятельности Мир профессий для 1-4 классов (авторы-составители Е.В.Прилипская, Е.Ю.Сухаревская). Данная программа является первой ступенькой в профориентационной работе.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, милиционера, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.
Актуальность. Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации.
Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.
Задачи:
Образовательные:
- расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);
- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;
- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Воспитательные:
- воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых;
- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;
- воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Общая характеристика программы
Программа внеурочной деятельности Мир профессий состоит из четырёх модулей:
Первый модуль1 класс:формирование знаний о труде, понимание значения труда для жизни общества и каждого человека
Второй модуль 2 класс: формирование творческого воображения, мышления, интереса к трудовой и профессиональной деятельности; желания овладеть какой-либо профессией
Третий модуль3 класс: развитие интеллектуальных способностей, обогащение представлений о различных сторонах творческих профессий;
Четвёртый модуль4 класс: формирование у обучающихся чувства ответственности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности людей, связавших свою жизнь с наукой.
Основным методомреализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросови гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Связь межпредметных областей с внеурочной деятельностью
Изучение программы внеурочной деятельности по социальному направлению Введение в мир профессий тесно связано с такими дисциплинами как Математика, Русский язык, Литературное чтение, Изобразительное искусство, Технология, Музыка, Окружающий мир.
В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся. При определении этих сфер использовалась типология, предложенная доктором психологических наук Е.А.Климовым.Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: человек - человек, человек - техника, человек – художественный образ, человек - природа.
Межпредметная интеграция способствует: формированию целостного представления о различных сферах человеческой деятельности; развитию знаний, умений и навыков, необходимых для создания этой целостности в смысловых новообразованиях у младших школьников; освоению элементарных знаний о профессиях людей; в-четвёртых, включению обучающихся в исследовательскую деятельность.
Профориентационноевоспитание в начальной школе – это созданиесреды, которая будет способствовать воспитанию у ребёнка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения. Однако профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности, начинающийся с раннего возраста.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представление о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Место программы в учебном плане:
На реализациюрабочей программыкурса В мире профессий в 1-м классе отводится 33часа 1 классе (1 раз в неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (1 раз в неделю). Общий объём составляет 135 часов.
Ценностные ориентиры содержания программы
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность общения-понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Содержание программы
1 класс
Раздел 1. Введение в мир профессий. (5 ч.)
Зачем человеку трудиться? Какие профессии ты знаешь? Кем я хочу стать? Чем пахнут ремесла? Мир редких и забытых профессий.
Раздел 2. Профессии в школе. (6 ч.)
Кто ведет нас по дороге знаний. Профессия учитель. Кто работает в библиотеке? Экскурсия в школьную библиотеку. Чем поможет логопед? Кто оказывает медицинскую помощь в школе? Кухонный переполох. Профессия повар.
Раздел 3. Профессии наших мам. (6 ч.)
Профессия продавец. Веселая портняжка. Профессия швея. Моя мама кондитер. Профессия почтальон. Прически такие разные. Профессия парикмахер. Расти здоровым. Профессия врач.
Раздел 4. Профессии, наших пап. (6 ч.)
Профессия водитель. Профессия спасатель. Вместе строим дом. Профессии в строительстве. Профессия пожарный. Встреча с родителями на тему: Чем интересна Ваша профессия. Оформление фото-картиночной страницы Профессия мамы и папы
Раздел 5. Профессии, связанные с путешествием (5 ч.)
Куда уходят поезда. Высоко в облаках. Космическое путешествие. Морское путешествие. На арене цирка.
Раздел 6. Профессии, связанные с природой (4 ч.)
Во саду ли в огороде. Профессия садовник. Берегите лес! Профессия лесничий. Мастер-цветовод. Флорист. Знакомство с профессией агроном.
Раздел 7. Итоговое закрепление (1 ч.)
Итоговое занятие. Все работы хороши! о профессиях в стихах и загадках.
2 класс
Раздел 1. Мир профессий (2 ч.)
Кем быть? Конкурс рисунков Кем я хочу быть? Кто такой мастер? Что такое призвание.
Раздел 2. Представление о труде взрослых. (3 ч.)
Кем работают мои родные? Кем работают(ли) мои бабушка и дедушка? Конкурс сочинений Трудовая гордость моей семьи. Семейные династии.
Раздел 3. Профессии, связанные с природой. (7 ч.)
Путешествие в мир профессий сельского хозяйства. Профессия ветеринар. Профессия кинолог. Кто такой фермер? Профессия овощевод. Кто наблюдает за природой? Профессия эколог. Виртуальная экскурсия в зоопарк.
Раздел 4. Профессии, которые нас защищают. (10 ч.)
Инспектор ГИБДД. Кто может работать инспектором ГИБДД. Кто охраняет наш покой? Профессия полицейский. Профессия военный. Профессия охранник. Профессия следователь. Следствие ведут второклассники. Профессия разведчик. Профессия летчик. Профессия водолаз.
Раздел 5. Профессии, которые нас лечат. (9 ч.)
Врач скорой помощи. Детский врач-педиатр. Профессия стоматолог. Кто лечит наши глаза. ЛОР- три волшебные буквы. Врач хирург. Врач кардиолог. Санитарный врач. Врач фитотерапевт.
Раздел 6. Итоговое закрепление. (3 ч.)
Викторина Все работы хороши! Сочинение-эссе Какой профессией я смог(ла) бы овладеть. Поэтическая игротека В мире профессий.
3 класс
Раздел 1. Введение в мир творческих профессий. (1 ч.)
Многообразие творческих профессий.
Раздел 2. Профессии, связанные с творчеством. (32 ч.)
Мы построим новый дом. Профессия архитектор. Кто такой скульптор? Лепка из глины, пластилина. Знакомство с объектами, созданными скульптурами в нашем городе. Профессия парфюмер. Кто шьет новую одежду? Мини-проект Я модельер Новая жизнь старым вещам. Профессия реставратор. Кто украшает книгу. Мини-проект Я- иллюстратор. Рисуем сказку. Компьютерная иллюстрация. Кто рисует картины? Художники-детям. Экскурсия в Томский областной художественный музей. Кто сочиняет музыку? Когда возникла музыка? Музыканты оркестра. Встреча с артистами Томской областной государственной филармонии. Композиторы-детям. Как стать писателем. Писатели-детям. Как рождаются стихи. Поэты-детям. Профессия режиссер. Профессии в театре. Артист-профессия или призвание. Экскурсия в Томский театр драмы. Кто придумал танцы? Как стать танцором. Кто пишет статьи в газету? Репортаж с места событий. Что делает фотограф. Кто создает мультфильм? Кто такой аниматор? Кто такой дизайнер? Творческий проект Я дизайнер
Раздел 3. (1 ч.) Итоговое закрепление.
Проект-исследование Мои земляки в мире творческих профессий.
4 класс
Раздел 1. Введение в мир профессий, связанных с наукой. (4ч.)
Все профессии нужны, все профессии важны. Многообразие профессий в науке. Характер и выбор профессии. Кто такой изобретатель? Первые изобретения человека. Кто изобрел велосипед?
Раздел 2. Профессии, связанные с наукой. (25ч.)
Кто работает в аптеке? Гигиена-прежде всего! Профессии, связанные с гигиеной. Кто занимается раскопками? Чем занимается агроном? Кто изучает почву? Кто такой академик? Чем занимается химик? О профессии физика. О профессиях точных наук. Кто изучает подземные воды? Профессия Историк. О профессии филолога. Кто такой эколог? Кто такой инженер? О профессии биолога. Профессия зоолог. Составляем научно-популярный рассказ о животном. О профессии орнитолога. Мини-проект Создаем журнал о жизни птиц Чем занимается орнитолог? Мини-проект Создаем журнал о жизни морских животных. Профессия метеоролог. Профессия программист. Профессия инженер-робототехник. Творческий проект Я создаю робота.
Раздел 3. Мир научных профессий в моем городе. (4 ч.)
Как рождаются новые профессии. Научные центры нашего города. Промышленные предприятия нашего города. Проект-исследование Мои земляки в мире научных исследований
Раздел 4. Итоговое закрепление. (1ч.)
Творческий конкурс сочинений Эта профессия меня привлекает
Формы проведения занятий:
Занятия проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии, конференции, элементы тренинга, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Важна смена различных видов деятельности на протяжении всего занятия. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Это рисунок, аппликация, сообщение, а также сочинение рассказов, стихов, сценариев, проигрывание сценок, спектаклей, миниатюр, выпуск тематических газет, плакатов, выставка работ ИЗО и трудовой деятельности.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
1 класс
Данная программа позволяет добиться следующих результатов:
Личностные:
• ценить и принимать общечеловеческие ценности;
•развитие мотивов учебной деятельности;
•овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
• ценить и принимать базовые ценности: родина, семья, природа;
• уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям;
Метапредметные:
•владеть базовыми навыками исследовательской деятельности, выполнения творческих проектов; владеть способами и методами освоения новых инструментальных средств;
•учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
•учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
• определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
•проговаривать последовательность действий на занятии;
• учиться высказывать своё предположение (версию);
• учиться работать по предложенному учителем плану;
•учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии;
• организовывать своё рабочее место;
• делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
•ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;
• делать предварительный отбор источников информации;
•добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
• строить сообщения в устной форме;
• учиться задавать вопросы;
2 класс
Личностные:
•развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
•широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
• в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
• ценить и принимать базовые ценности: родина, семья, природа;
• уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям;
• принятие ценности природного мира, готовность к природоохранной деятельности;
• приобретать основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
• установка на здоровый образ жизни.
•способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом;
Метапредметные
• определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
• проговаривать последовательность действий на занятии;
• учиться высказывать своё предположение (версию);
• учиться работать по предложенному учителем плану;
•учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии;
•владеть базовыми навыками исследовательской деятельности, выполнения творческих проектов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
•перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
•преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
•умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
•ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
• слушать и понимать речь других;
• договариваться с одногруппниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
• учиться работать в паре, группе (выполнять различные роли: лидера, исполнителя);
• участвовать в диалоге на занятиях;
• использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
• формировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
3 класс
Личностные:
•готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
• стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
• в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
• способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом;
Метапредметные:
•владеть основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
•слушать и понимать речь других.
• принимать и сохранять учебную задачу;
•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и др. людей.
•делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
• ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; •делать предварительный отбор источников информации;
•добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
• строить сообщения в устной форме.
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
• слушать и понимать речь других;
• договариваться с одногруппниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
• учиться работать в паре, группе (выполнять различные роли: лидера, исполнителя);
• участвовать в диалоге на занятиях;
• использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
• формировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• задавать вопросы;
•совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
•учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
•преодолевать затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
•стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми;
•адекватно оценивать результаты деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов;
4 класс
Личностные
•способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
• в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить
•способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
•способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
•развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
Метапредметные:
•владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;
• делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
• ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя и самостоятельно;
• делать предварительный отбор источников информации;
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
• строить сообщения в устной и письменно форме.
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
• слушать и понимать речь других;
• договариваться с одногруппниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
• учиться работать в паре, группе (выполнять различные роли: лидера, исполнителя);
• участвовать в диалоге на занятиях;
• формировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
•Прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
Тематическое планирование
1 класс (33 часа)

п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Характеристика деятельности учащихся
Электронные ресурсы
Раздел 1. Введение в мир профессий (5ч.)
1
Зачем человеку трудиться?
1
Участвовать в дискуссии, задавать вопросы по теме, уметь договариваться распределять работу, оценивать общий результат
деятельности и свой вклад в него;
http://profvibor.ru/
School collection.edu.ru
https://urok.1sept.ru/articles/683745
http://paramult.ru
2
Какие профессии ты знаешь?
1
Актуализировать знания детей о разных профессиях. Составлять мини-рассказы о известных профессиях. Принимать участие в диалоге, уметь рассуждать
3
Кем я хочу стать?
1
Составлять рассказ-рассуждение, на основе имеющихся знаний. Уметь слушать друг друга, задавать вопросы. Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского Кем быть?. Создать галерею рисунков Кем я хочу стать?
4
Чем пахнут ремесла?
1
Чтение учителем произведения Дж. Родари Чем пахнут ремесла? Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак? Уметь участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения и принимать мнение других. Учиться работать по предложенному плану.
5
Мир редких и забытых профессий.
1
Игра Угадай профессию! Знакомство с необычными и редкими профессиями: дегустатор, дрессировщик, стеклодув, резчик по дереву, трубочист. Уметь задавать вопросы, слушать и понимать речь других.
Раздел 2. Профессии в школе. (6ч.)
6
Кто ведет нас по дороге знаний. Профессия учитель
1
Знакомство с профессией учитель. Составлять рассказ на тему: Кто такой учитель? Участвовать в дискуссии: каким должен быть учитель? Разыграть сценку На уроке Конкурс загадок на тему Школа. Работа в паре, группе.
https://paramult.ru/
School-collection.edu.ru
http://paramult.ru
7
Кто такой библиотекарь?
1
Знакомство с профессией библиотекарь. Учиться работать по предложенному плану. Уметь задавать вопросы. Участвовать в диалоге, отбирать необходимую информацию. Слушать и понимать речь других.
8
Экскурсия в школьную библиотеку.
1
Знакомство со школьной библиотекой и библиотекарем. Уметь интервьюировать взрослых людей, задавать вопросы. Участвовать в диалоге, понимать речь других людей.
9
Чем поможет логопед?
1
Знакомство с профессией логопед. Встреча с логопедом школы. Уметь интервьюировать взрослых людей, задавать вопросы. Участвовать в диалоге, понимать речь других людей. Удерживать учебную задачу.
10
Кто оказывает медицинскую помощь в школе?
1
Знакомство с профессией школьного врача. Экскурсия в медицинский кабинет школы. Встреча с медицинским работником школы. Уметь интервьюировать взрослых людей, задавать вопросы. Участвовать в диалоге, понимать речь других людей. Удерживать учебную задачу
11
Кухонный переполох. Профессия повар.
1
Знакомство с профессией повар. Экскурсия в школьную столовую, знакомство с поварами школы. Уметь интервьюировать взрослых людей, задавать вопросы.
Раздел 3. Профессии наших мам. (6ч)
12
Профессия продавец.
1
Заочное путешествие в магазин. Сюжетно-ролевая игра В магазине. Знакомство с профессией продавец, кассир. Участвовать в диалоге, понимать речь других людей. Удерживать учебную задачу
Всероссийские открытые уроки -Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru)
13
Профессия швея.
1
Знакомство с профессией швея. Знакомство со смежными профессиями: закройщик, швея. Знакомство с новыми понятиями: швейные изделия. Знакомство с орудиями труда швеи: игла, ножницы, булавка, швейная машина, утюг. Виртуальная экскурсия в ателье.
14
Моя мама кондитер.
1
Знакомство с профессией кондитер. Отбирать необходимую информацию.
Создавать декоративные композиции по собственному замыслу. Выставка творческих работ. Оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.
http://flaminguru.ru/posltrude.htm
15
Профессия почтальон.
1
Знакомство с профессией почтальон. Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить. Уметь задавать вопросы. Участвовать в диалоге, отбирать необходимую информацию. Слушать и понимать речь других.
16
Прически такие разные. Профессия парикмахер.
1
Знакомство с профессией парикмахер. Знакомство со смежными профессиями: стилист, визажист, косметолог. Введение понятий: парик, пробор, прядь, чёлка, локон, кудри. Практическая работа: создание эскиза причёски.
17
Расти здоровым. Профессия врач.
1
Знакомство с профессией врач. Уметь интервьюировать взрослых людей, задавать вопросы. Участвовать в диалоге, понимать речь других людей. Удерживать учебную задачу
Раздел 4. Профессии наших пап. (6 ч)
18
Профессия водитель.
1
Знакомство с профессией водитель. Учиться работать по предложенному плану. Уметь задавать вопросы. Участвовать в диалоге, отбирать необходимую информацию. Слушать и понимать речь других.
http://sbornik-mudrosti.ru/poslovicy-i-pogovorki-o-trude/
Всероссийские открытые уроки -Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru)
http://psiholocator.com/
19
Профессия спасатель.
1
Знакомство с профессией спасатель. Составлять рассказ-рассуждение, на основе имеющихся знаний. Уметь участвовать в дискуссии
20
Профессии в строительстве.
1
Знакомство с профессией строитель. Просмотр мультфильмов о строительных профессиях (столяр, плотник, сварщик) Уметь задавать вопросы. Участвовать в диалоге, отбирать необходимую информацию
21
Профессия пожарный.
1
Знакомство с профессией пожарный.
Задавать вопросы по теме. Составлять рассказ-рассуждение, на основе имеющихся знаний, уметь
продолжать тему, начатую партнёром. Получать информацию с помощью схем и рисунков. Рассказывать, что изображено на иллюстрации.
22
Встреча с родителями на тему: Чем интересна Ваша профессия
1
Знакомство с разными профессиями;
Понимать учебную задачу;
Оценивать значение семьи для человека. Интервьюировать членов семьи. Работать в группе. Уметь задавать вопросы. Участвовать в диалоге.
23
Оформление фото-картиночной страницы Профессия мамы и папы
1
Отбирать необходимую информацию, распределять работу, договариваться.
Оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него. Выразить в творческой деятельности своё отношение к изображаемому. Обосновывать высказанное суждение.
Раздел 5. Профессии, связанные с путешествиями (5 ч)
24
Куда уходят поезда?
1
Знакомство с профессиями на железной дороге. Просмотр мультимедиа о железнодорожном транспорте. Участвовать в викторине об истории возникновения паровозов. Уметь отгадывать
загадки о видах транспорта. Уметь задавать вопросы. Участвовать в диалоге, отбирать необходимую информацию
https://infourok.ru/moya-buduschaya-professiya-uroki-igri-konferencii-1161687.html
Всероссийские открытые уроки -Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru)
25
Высоко в облаках
1
Знакомство с профессией летчик. Знакомство с профессиями бортпроводник, механик, диспетчер. Просмотр мультимедиа о работе пилота. Участвовать в диалоге, отбирать необходимую информацию. Слушать и понимать речь других.
26
Космическое путешествие
1
Знакомство с профессией космонавт. Просмотр мультимедиа о работе в космосе. Уметь задавать вопросы. Участвовать в диалоге, отбирать необходимую информацию. Слушать и понимать речь других.
27
Морское путешествие
1
Знакомство с профессиями на судне: капитан корабля, помощник капитана, матрос, боцман, механик, кок. Просмотр мультимедиа о профессиях на морском судне. Задавать вопросы по теме. Составлять рассказ-рассуждение, на основе имеющихся знаний, уметь продолжать тему, начатую партнёром. Получать информацию с помощью схем и рисунков. Рассказывать, что изображено на иллюстрации.
28
На арене цирка
1
Знакомство с профессиями: дрессировщик, иллюзионист, клоун, акробат, гимнаст, эквилибрист. Просмотр фрагментов цирковых выступлений. Уметь задавать вопросы. Участвовать в диалоге, отбирать необходимую информацию. Слушать и понимать речь других.
Раздел 6. Профессии, связанные с природой (4 ч)
29
Во саду ли в огороде Профессия садовник.
1
Знакомство с профессией садовник. Знакомство с инструментами по уходу за садом. Составлять рассказ-рассуждение, на основе имеющихся знаний, уметь
продолжать тему, начатую партнёром. Получать информацию с помощью схем и рисунков.
Всероссийские открытые уроки -Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru)
http://paramult.ru
30
Берегите лес! Профессия лесничий
1
Знакомство с профессией лесничий. Просмотр мультимедиа о работе в лесу. Уметь отбирать нужную информацию. Выразить в творческой форме своё отношение к изображаемому. Обосновывать своё высказывание.
31
Мастер-цветовод. Флорист.
1
Знакомство с профессией флорист. Знакомство с понятиями: цветочная композиция. Решать творческую задачу: изготавливать поделки и декорировать их. Составлять устный рассказ из 2-3 предложений по заданной теме. Рассказывать, что изображено на иллюстрации
32
Знакомство с профессией агроном.
1
Знакомство с профессией агроном. Просмотр мультимедиа о профессии. Участвовать в диалоге, отбирать необходимую информацию. Слушать и понимать речь других.
Раздел 7. Итоговое закрепление. (1 ч)
33
Все работы хороши. О профессиях в стихах и загадках.
1
Удерживать учебную задачу, уметь работать по предложенному плану. Уметь задавать и отвечать на вопросы. Уметь узнавать по признакам, инструментам заданную профессию. Отгадывать загадки, ребусы о профессиях
http://paramult.ru
2 Класс (34 часа)

п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
Характеристика деятельности учащихся
Электронные ресурсы
Раздел 1. Мир профессий (2ч)
1
Кем быть?
1
Нарисовать рисунок, на заданную тему. Создавать декоративные композиции по собственному замыслу. Оценивать результаты работы. Составлять рассказ-рассуждение. Уметь отстаивать свою точку зрения.
Всероссийские открытые уроки -Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru)
2
Кто такой мастер? Что такое призвание?
1
Участвовать в дискуссии, задавать вопросы по теме, уметь договариваться распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него;
Раздел 2. Кем работают мои родные (3 ч)
3
Кем работают(ли) мои бабушка и дедушка
1
Проводить исследование на заданную тему. Уметь интервьюировать взрослых людей, задавать вопросы. Участвовать в диалоге, понимать речь других людей. Удерживать учебную задачу. Составлять рассказы о профессиях своих родных.
Всероссийские открытые уроки -Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru)
Электронный музей профессий - ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/
4
Конкурс сочинений Трудовая гордость моей семьи
1
Составлять рассказ, на основе полученной информации. Уметь интервьюировать взрослых людей, задавать вопросы. Участвовать в диалоге, понимать речь других людей. Принимать и сохранять задачу;
Уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям
5
Семейные династии
1
Знакомство с понятием династия. Знакомство с известными династиями. Просмотр роликов о семейных династиях. Уметь задавать вопросы. Участвовать в диалоге, отбирать необходимую информацию. Слушать и понимать речь других.
Раздел 3. Профессии, связанные с природой (7ч)
6
Путешествие в мир профессий сельского хозяйства
1
Знакомство с профессиями в сельском хозяйстве: агроном, зоотехник, ветеринар, пчеловод, механизатор, животновод. Просмотр роликов о профессиях в сельском хозяйстве. Участвовать в диалоге, отбирать необходимую информацию. Слушать и понимать речь других.
Всероссийские открытые уроки -Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru)
7
Профессия ветеринар
1
Знакомство с профессией ветеринар. Уметь задавать вопросы. Участвовать в диалоге, отбирать необходимую информацию. Слушать и понимать речь других.
8
Профессия кинолог
1
Знакомство с профессией кинолог. Участвовать в диалоге на тему: Кто может работать кинологом? Составлять рассказ-рассуждение на заданную тему. Составлять рассказ-рассуждение, на основе имеющихся знаний, уметь продолжать тему, начатую партнёром. Получать информацию с помощью схем и рисунков.
9
Кто такой фермер?
1
Знакомство с профессией фермер. Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить. Уметь задавать вопросы. Участвовать в диалоге, отбирать необходимую информацию. Слушать и понимать речь других.
10
Кто такой овощевод?
1
Знакомство с профессией овощевод. Просмотр ролика о профессии овощевод в сельском хозяйстве. Участвовать в диалоге, отбирать необходимую информацию. Слушать и понимать речь других.
11
Кто наблюдает за природой? Профессия эколог
1
Знакомство с профессией эколог. Задавать вопросы по теме. Составлять рассказ-рассуждение, на основе имеющихся знаний, уметь продолжать тему, начатую партнёром. Получать информацию с помощью схем и рисунков.
12
Экскурсия в зоопарк
1
Виртуальная экскурсия в зоопарк. Знакомство с профессиями в зоопарке. Участвовать в диалоге, отбирать необходимую информацию. Слушать и понимать речь других.
Раздел 4. Профессии, которые нас защищают ( 10 ч)
13
Инспектор ГИБДД. Кто может работать инспектором ГИБДД
1
Знакомство с профессией инспектора ГИБДД. Участвовать в диалоге на тему: Кто может работать инспектором? Составлять рассказ-рассуждение на заданную тему. Встреча с инспектором ГИБДД. Участвовать в диалоге, отбирать необходимую информацию. Слушать и понимать речь других.
Всероссийские открытые уроки -Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru)
14
Кто охраняет наш покой? Кто может работать полицейским?
1
Знакомство с профессией полицейский. Составлять рассказ-рассуждение, на основе имеющихся знаний, уметь продолжать тему, начатую партнёром. Получать информацию с помощью схем и рисунков.
15
Профессия -военный
1
Знакомство с профессией военный. Усвоить сущность таких понятий как воин, солдат, защитник. Просмотр мультимедиа о профессии. Участвовать в диалоге, отбирать необходимую информацию. Слушать и понимать речь других
16
Профессия-охранник
1
Знакомство с профессией. Составлять рассказ-рассуждение, на основе имеющихся знаний, уметь продолжать тему, начатую партнёром. Получать информацию с помощью схем и рисунков.
17
Профессия следователь
1
Знакомство с профессией следователь. Просмотр мультимедиа о профессии. Составлять рассказ-рассуждение, на основе имеющихся знаний. Участвовать в диалоге, уметь задавать вопросы.
18
Профессия разведчик
1
Знакомство с профессией разведчик. Участвовать в диалоге по теме: Какими качествами должен обладать разведчик. Уметь высказывать своё предположение; формировать собственное мнение и позицию;
оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.
19
Профессия летчик
1
Знакомство с профессией летчик. Просмотр мультимедиа о профессии. Уметь отбирать нужную информацию. Слушать и понимать речь других людей. Уметь высказывать собственную точку зрения.
20
Профессия водолаз
1
Знакомство с профессией водолаз. Участвовать в диалоге по теме: Кто может работать водолазом? Осознание важности этой профессии в жизни. Получать информацию и уметь отбирать нужную .
21
Профессия юрист, адвокат
1
Знакомство с профессией юрист, адвокат. Участвовать в обсуждении жизненных ситуаций, в которых не обойтись без данных профессий. Уметь составлять текс-рассуждение, уметь задавать вопросы. Уметь высказывать свою точку зрения.
22
Следствие ведут второклассники!
1
Уметь решать творческую задачу. Умение работать в группе, паре. Оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него. Применять, полученные знания в решении практических задач
Раздел 5. Профессии, которые нас лечат (9 ч)
23
Врач скорой помощи
1
Знакомство с профессией врач скорой помощи. Участвовать в обсуждении жизненных ситуаций, где необходима эта профессия. Составлять рассказ-рассуждение по теме: Какими качествами должен обладать врач скорой помощи. Участвовать в диалоге, понимать и удерживать учебную задачу занятия.
Всероссийские открытые уроки -Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru)
24
Детский врач-педиатр
1
Знакомство с профессией детский врач. Знакомство с профессией. Составлять рассказ-рассуждение, на основе имеющихся знаний, уметь продолжать тему, начатую партнёром.
25
Профессия стоматолог
1
Знакомство с профессией стоматолог. Составлять рассказ-рассуждение, на основе, имеющихся знаний. Создать памятку Советы стоматолога: как сохранить свои зубы здоровыми
работа в группе;
умение договариваться.
26
Кто лечит наши глаза
1
Знакомство с профессией офтальмолог. Осознавать важность этой профессии для человека. Участвовать в диалоге, уметь задавать вопросы, отбирать нужную информацию. Решать творческую задачу, на основе, полученных знаний. Уметь работать в группе. Создать плакат-памятку: Как сохранить зрение
27
ЛОР- три волшебные буквы
1
Знакомство с профессией ЛОР. Участвовать в дискуссии, задавать вопросы по теме, уметь договариваться распределять работу.
28
Врач хирург
1
Знакомство с профессией хирурга. Знакомство с известными хирургами России. Осознавать значимость данной профессии для человека. Участвовать в обсуждении по теме: Какими качествами должен обладать хирург. Уметь задавать вопросы по заданной теме.
29
Врач кардиолог
1
Знакомство с профессией кардиолог. Знакомство с особенностями профессии. Готовность следовать в своей деятельности здоровьесберегающего поведения. Придумать физминутку, разминку для отдыха на уроке и перемене. Провести ее для одноклассников.
30
Санитарный врач
1
Знакомство с профессией санитарный врач, с особенностями этой профессии. Участвовать в диалоге, отбирать необходимую информацию. Слушать и понимать речь других.
31
Врач фитотерапевт
1
Знакомство с профессией фитотерапевт. Участвовать в диалоге по теме: Кто может стать врачом фитотерапевтом. Составлять рассказ-рассуждение, на основе, имеющихся знаний. Создать справочник в рисунках Лекарственные растения. Уметь работать в группе, паре. Оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него. Применять, полученные знания в решении практических задач
Раздел 6. Итоговое закрепление (3 ч)
32
Викторина Все работы хороши!
1
Удерживать учебную задачу, уметь работать по предложенному плану. Уметь задавать и отвечать на вопросы. Уметь узнавать по признакам, инструментам заданную профессию. Отгадывать загадки, ребусы о профессиях
Электронный музей профессий - ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/
33
Сочинение-эссе Какой профессией я смог(ла) бы овладеть.
1
Отбирать необходимую информацию;
строить сообщения в устной и письменной форме. Решать творческую задачу, на основе, полученных знаний.
34
Поэтическая игротека В мире профессий!
1
Решать творческую задачу, на основе, полученных знаний. Отбирать необходимую информацию. Подобрать стихи, загадки о разных профессиях. Уметь работать в группе, паре. Оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.
3 Класс (34 часа)
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Характеристика деятельности учащихся
Электронные ресурсы
Раздел 1 Мир творческих профессий (34 ч)
1
Введение в мир творческих профессий
1
Проводить исследование на заданную тему. Уметь задавать вопросы. Участвовать в диалоге, понимать речь других людей. Удерживать учебную задачу. Составлять рассказы о творческих профессиях
Всероссийские открытые уроки -Проектория (proektoria.online)
http://paramult.ru
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru)
Электронный музей профессий - ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/
http://paramult.ru
Всероссийские открытые уроки -Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
http://paramult.ru
Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru)
Электронный музей профессий - ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/
http://paramult.ru
2
Мы построим новый дом. Профессия архитектор.
1
Знакомство с профессией архитектор. Просмотр мультимедиа о профессии архитектор. Уметь отбирать необходимую информацию. Слушать и понимать речь других людей. Создать проект своего дома. Организовать выставку работ.
3
Кто такой скульптор. Лепка из глины, пластилина.
1
Знакомство с профессией скульптор. Знакомство с близкими понятиями - художник, мастер. Познакомиться с видами скульптуры (статуя, группа, статуэтка, бюст, памятники, монументы). Познакомиться с основными способы работы скульптора: резьба, высекание, лепка, литье. Участвовать в диалоге по теме: Какими качествами должен обладать скульптор. Удерживать учебную задачу, уметь работать по предложенному плану. Уметь задавать и отвечать на вопросы.
4
Знакомство с объектами, созданными скульптурами в нашем городе.
1
Познакомить с объектами, созданными руками мастеров в нашем городе. Знакомство с именами известных мастеров родного города. Виртуальная экскурсия по городу. Уметь отбирать необходимую информацию. Слушать и понимать речь других людей
5
Профессия парфюмер.
1
Знакомство с профессией парфюмер. Познакомить с основными понятиями: начальная нота, сердце запаха и конечная нота - шлейф. Лаборатория ароматов: колбочки, флаконы, баночки. Участвовать в дискуссии на тему: Обоняние - самое загадочное чувство человека. Как можно стать настоящим парфюмером?
6
Кто шьет новую одежду.
1
Знакомство с профессией швея, закройщик. Знакомство с понятием швейное изделие Познакомиться с орудиями труда: игла, ножницы, булавка, швейная машинка, утюг. Просмотр мультимедиа о работе ателье. Участвовать в диалоге, отбирать необходимую информацию. Слушать и понимать речь других
7
Мини-проект Я-модельер
1
Решать творческую задачу на основе, полученных знаний. Создать свою модель одежды. Отбирать необходимую информацию;
строить сообщения в устной форме. Создать свой журнал одежды. Оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.
8
Новая жизнь старым вещам. Профессия реставратор.
1
Знакомство с профессией реставратор. Участвовать в диалоге, отбирать необходимую информацию. Слушать и понимать речь других.
9
Кто украшает книгу.
1
Знакомство с профессией иллюстратора. Познакомиться с разными видами деятельности: иллюстрирование печатных изданий, книг, сборников; разработка дизайна книги, брошюры. Участие в диалоге на тему: Каким должен быть хороший иллюстратор?
10
Мини-проект Я иллюстратор
1
Решать творческую задачу на основе, полученных знаний. Создать свою иллюстрацию к книге, сборнику. Строить сообщение в устной форме. Понимать и удерживать учебную задачу.
11
Рисуем сказку. Компьютерная иллюстрация.
1
Познакомить с понятием компьютерная иллюстрация. Познакомиться с современными иллюстраторами. Рисовать с помощью графических компьютерных программ. Знакомство с иллюстрациями Angel Dominguez к сказке Л. Кэролла "Алиса в стране чудес", с работами иллюстратора Людмилы Мельникович. Участвовать в диалоге, отбирать необходимую информацию. Слушать и понимать речь других. Решать творческую задачу на основе, полученной информации.
12
Кто рисует картины.
1
Познакомиться с профессией художник и его деятельностью. Познакомиться с разными типами художников: живописец, художник-график, фотохудожник, художник-мультипликатор. Участвовать в дискуссии на тему: Какими качествами должен обладать художник.
13
Художники-детям.
1
Виртуальная экскурсия в галереи, знакомство с лучшими работами известных художников для детей. Составлять рассказ-рассуждение, на основе имеющихся знаний. Участвовать в диалоге, уметь задавать вопросы.
14
Экскурсия в Томский художественный музей.
1
Познакомиться с Томским художественным музеем. Посмотреть действующую экспозицию музея. Познакомиться с именами художников. Узнать правила поведения в музее. Уметь интервьюировать взрослых людей, задавать вопросы. Участвовать в диалоге, понимать речь других людей.
15
Кто сочиняет музыку
1
Познакомиться с профессией композитор. Отличать композитора от исполнителя. Прослушать фрагменты музыкальных произведений известных композиторов. Составлять рассказ-рассуждение, на основе имеющихся знаний. Участвовать в диалоге, уметь задавать вопросы.
16
Когда возникла музыка.
1
Познакомиться с историей возникновения музыки. Составлять рассказ-рассуждение, на основе имеющихся знаний. Участвовать в диалоге, уметь задавать вопросы.
17
Музыканты оркестра.
1
Познакомиться с профессиями оркестра: музыкант. Аранжировщик, вокалист-сольный певец или артист хора, дирижер- руководитель оркестра или хора, инструменталист. Просмотреть фрагменты выступлений известных оркестров, хоров. Участвовать в диалоге, понимать речь других людей.
18
Встреча с артистами Томской филармонии.
1
Познакомиться с выступлением артистов Томской филармонии. Участвовать в диалоге, отбирать необходимую информацию. Слушать и понимать речь других.
19
Композиторы -детям.
1
Познакомиться с творчеством композиторов Ю.Савалова, Ю. Савельева, В. Коровицина. Слушать и понимать музыкальный язык. Участвовать в диалоге.
20
Как стать писателем.
1
Познакомиться с профессией писатель. Познакомиться с понятиями: литературные произведения, повести, рассказы, романы, новеллы, эссе. Познакомиться с структурой произведений сюжет, персонажи. Решать творческую задачу на основе, полученных знаний. Участвовать в конкурсе Проба пера.
21
Писатели-детям.
1
Познакомиться с творчеством русских писателей для детей. Составлять рассказ-рассуждение, на основе имеющихся знаний. Участвовать в диалоге, уметь задавать вопросы.
22
Как рождаются стихи. Поэты-детям.
1
Познакомиться с творчеством русских поэтов и произведениями для детей. Участвовать в дискуссии на тему: Кто может стать поэтом. Выразительное чтение стихотворных произведений.
23
Профессия режиссер.
1
Познакомиться с профессией режиссер, с особенностями и разновидностями профессии: постановка фильмов, спектаклей, цирковых программ, музыкальных шоу, массовых мероприятий. Решение творческих задач, на основе, полученных знаний. Придумать сценарий для игровой программы, концерта. Работать в группе. Оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.
24
Профессии в театре.
1
Познакомиться с профессиями в театре. Участвовать в дискуссии на тему: Что такое театр. Составлять рассказ-рассуждение, на основе, имеющихся знаний. Уметь слышать и понимать речь других людей.
25
Артист-профессия или призвание? Виртуальная экскурсия в театр.
1
Участвовать в дискуссии на тему: Артист- профессия или призвание. Уметь отстаивать свою точку зрения, уметь понимать речь других людей. Виртуальная экскурсия За кулисами театра.
26
Создадим свой спектакль
1
Решение творческой задачи на основе, полученных знаний. Познакомиться с особенностями пьесы. Участвовать в инсценировке пьесы. Работать в группе, уметь договариваться. Оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.
27
Как стать танцором. Кто придумывает танцы
1
Познакомиться с профессией танцор, хореограф. Познакомиться с понятиями: движение, фигуры, композиции. Познакомиться с видами, стилями и формами танца: балет, бальные танцы, современные танцы. Посмотреть фрагменты различных видов танца. Составлять рассказ-рассуждение, на основе имеющихся знаний. Участвовать в диалоге, уметь задавать вопросы.
28
Кто пишет статьи в газету.
1
Познакомиться с профессией журналист. Познакомиться с понятиями: поиск информации, анализ фактов, составление текста, переработка материала. Познакомиться с правилами, которые должен соблюдать журналист: правила морали, этических и эстетических норм. Участвовать в диалоге, уметь задавать вопросы.
29
Репортаж с места событий.
1
Решение творческих задач на основе, полученных знаний. Написать заметку в школьную газету, взять интервью у одноклассника. Уметь задавать вопросы, участвовать в диалоге. Составлять рассказ-рассуждение, описание.
30
Что делает фотограф.
1
Познакомиться с профессией фотограф. Участвовать в дискуссии на тему: Что делает фотограф, на основе, имеющихся знаний. Решать творческую задачу: создать фотогалерею класса Самая интересная фотография. Составлять рассказ-рассуждение, описание. Оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.
31
Кто создает мультфильмы.
1
Познакомиться с профессией мультипликатор. Познакомиться с этапами создания мультфильма. Посмотреть фрагменты разных типов мультфильмов: пластилиновый, рисованный, кукольный, компьютерный, художественный. Решать творческую задачу, на основе, полученных знаний: создать свой мультфильм.
32
Кто такой аниматор?
1
Познакомиться с профессией аниматор. Участвовать в диалоге, отбирать необходимую информацию. Слушать и понимать речь других. Работать в группе. Придумать и провести игры, конкурсы с одноклассниками
33
Кто такой дизайнер? Творческий проект Я-дизайнер
1
Познакомиться с профессией дизайнер. Познакомиться с особенностями профессии, спецификой работы: дизайнер интерьера, дизайнер одежды, архитектор-дизайнер. Уметь задавать вопросы, участвовать в диалоге. Составлять рассказ-рассуждение.
Раздел 3. Итоговое закрепление (1 ч.)
34
Проект-исследование Мои земляки в мире творческих профессий
1
Проводить исследование на заданную тему. Уметь интервьюировать взрослых людей, задавать вопросы. Участвовать в диалоге, понимать речь других людей. Удерживать учебную задачу. Составлять рассказы о людях творческих профессий.
4 класс (34 часа)
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Характеристика деятельности учащихся
Электронные ресурсы
Раздел 1 Введение в мир профессий, связанных с наукой (1 час)
1
Все профессии важны, все профессии нужны
1
Проводить исследование на заданную тему. Уметь задавать вопросы. Участвовать в диалоге, понимать речь других людей. Удерживать учебную задачу. Составлять рассказы-рассуждения о профессиях связанных с наукой, на основе имеющихся знаний.
Всероссийские открытые уроки -Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru)
Электронный музей профессий - ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/
Тест. Карта интересов http://psiholocator.com/
Раздел 2 Профессии, связанные с наукой (32 ч)
2
Кто такой изобретатель?
1
Познакомиться с понятием изобретатель. Познакомиться с известными изобретателями. Участвовать в дискуссии, задавать вопросы по теме. Отбирать необходимую информацию. Слушать и понимать речь других.
3
Первые изобретения человека
1
Познакомиться с историей первых изобретений человека. Удерживать учебную задачу, уметь работать по предложенному плану. Уметь задавать и отвечать на вопросы
4
Кто изобрел велосипед?
1
Познакомиться с историей создания велосипеда, с историей усовершенствования этого транспорта. Посмотреть мультимедиа по теме. Отбирать необходимую информацию, отвечать на вопросы. Работать в группе. Решать творческую задачу, на основе, полученных знаний: создать макет своего велосипеда.
5
Кто работает в аптеке?
1
Познакомиться с профессией фармацевт. Участвовать в дискуссии на тему: Какими знаниями должен обладать фармацевт. Составлять текст-рассуждение по теме. Удерживать учебную задачу. Решать творческую задачу, на основе, полученных знаний: составить рассказ на тему: Какое бы лекарство я изобрел бы, если бы был фармацевтом.
6
Гигиена- прежде всего! Профессии, связанные с гигиеной.
1
Познакомиться с профессией врач-гигиенист, стоматолог-гигиенист. Составлять рассказ-рассуждение, на основе имеющихся знаний. Участвовать в диалоге, уметь задавать вопросы.
7
Кто занимается раскопками?
1
Познакомиться с профессией археолог. Участвовать в дискуссии на тему: Какое значение для человечества имеют исследования археологов. На основе, просмотренных фрагментов, уметь делать выводы, отвечать на вопросы.
8
Чем занимается агроном?
1
Участвовать в дискуссии на тему: Кто такой агроном. Осознать значение профессии агронома, как основного проводника науки в сельском хозяйстве. Отбирать необходимую информацию, отвечать на вопросы.
9
Кто изучает почву.
1
Познакомиться с профессией почвовед. Познакомиться с наукой почвоведение. Познакомиться с основателем науки о почве В.В. Докучаевым. На основе, полученных знаний делать выводы о значении этой науки для человека. Участвовать в диалоге, понимать речь других людей. Удерживать учебную задачу.
10
Кто такой академик?
1
Познакомить с понятием академик. Кто может стать академиком. Познакомить с известными академиками России и их научными разработками. Отбирать необходимую информацию. Слушать и понимать речь других.
11
Чем занимается химик?
1
Познакомиться с профессией химика. Познакомиться с наукой химия. Участвовать в дискуссии на тему: Какое значение имеют научные разработки химиков. Выполнить простейшие химические опыты с помощью учителя. Отбирать необходимую информацию. Слушать и понимать речь других.
12
О профессии физика
1
Познакомиться с профессией физика. Познакомиться с наукой физика и какими исследованиями она занимается. Познакомиться с именами известных ученых-физиков и их разработками. Участвовать в диалоге, понимать речь других людей. Удерживать учебную задачу.
13
О профессиях точных наук
1
Познакомить с профессиями математик, астроном, инженер по ядерной технике. Узнать, чем занимаются люди данных профессий. На основе, просмотренных фрагментов, уметь делать выводы, отвечать на вопросы
14
Кто изучает подземные воды?
1
Познакомиться с профессией гидрогеолог. Познакомиться с наукой гидрогеология. Участвовать в дискуссии на тему: Какое значение имеют исследования гидрогеологов Отбирать необходимую информацию, отвечать на вопросы.
15
Профессия историк
1
Познакомиться с профессией историк. Осознавать какое значение имеет исследование прошлого. Участие в дискуссии на тему: Какими качествами должен обладать историк. Уметь задавать вопросы, участвовать в диалоге. Составлять рассказ-рассуждение, описание.
16
О профессии филолога
1
Познакомиться с профессией филолог. Познакомиться с наукой филология. Познакомиться с исследованиями филологов в области языка и речи. Отбирать необходимую информацию, отвечать на вопросы, делать выводы, на основе, полученных данных.
17
Кто такой эколог?
1
Познакомиться с профессией эколога. Познакомиться с наукой экология. Участвовать в дискуссии на тему: Какое значение имеют исследования экологов. Осознавать важность исследований экологов для человека и природы. На основе, просмотренных фрагментов, уметь делать выводы, отвечать на вопросы. Работать в паре, группе. Решать творческую задачу, на основе, полученных знаний: создать памятку Советы эколога.
18
Кто такой инженер?
1
Познакомиться с профессией инженер. Познакомиться с разными направлениями этой профессии: инженер-конструктор, инженер-проектировщик, инженер-испытатель. инженер-технолог, инженер-робототехник. На основе, просмотренных фрагментов, уметь делать выводы, отвечать на вопросы.
Всероссийские открытые уроки -Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru)
http://paramult.ru
19
О профессии биолога
1
Познакомиться с профессией биолога. Познакомиться с областями исследования биологов. Участвовать в дискуссии на тему: Какое значение имеет изучение роста и развития живых организмов. На основе, просмотренных фрагментов, уметь делать выводы, отвечать на вопросы.
20
Профессия зоолог
1
Познакомиться с профессией зоолога. Участвовать в дискуссии на тему: Какое значение имеет изучение живых организмов. Отбирать нужную информацию, делать выводы. Составлять рассказ-рассуждение на тему: Чем интересна профессия зоолога, на основе, полученных знаний.
21
Составляем научно-популярный рассказ о животном
1
Решать творческую задачу, на основе, полученных знаний: составить текст для научно-популярной статьи. Работать со словарями, справочниками, энциклопедиями. Находить и использовать необходимую информацию сети Интернет. Работать в паре, группе. Оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.
22
О профессии орнитолога
1
Познакомиться с профессией орнитолога. Познакомиться с наукой орнитологией. Участвовать в диалоге на тему: Какое значение имеют исследования орнитологов. На основе, просмотренных фрагментов, уметь делать выводы, отвечать на вопросы.
Всероссийские открытые уроки -Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru)
Электронный музей профессий - ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/
Всероссийские открытые уроки -Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru)
Электронный музей профессий - ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/
23
Мини-проект Создаем журнал о жизни птиц
1
Решать творческую задачу, на основе, полученных знаний: составить текст для научно-популярной статьи о жизни птиц. Работать со словарями, справочниками, энциклопедиями. Находить и использовать необходимую информацию сети Интернет. Работать в паре, группе. Оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.
24
Чем занимается океанолог
1
Познакомиться с профессией океанолога. Познакомиться с деятельностью людей этой профессии. Участвовать в дискуссии на тему: Какое значение имеют исследования океанологов и для чего они нужны. На основе, просмотренных фрагментов, уметь делать выводы, отвечать на вопросы.
25
Мини-проект Создаем журнал о жизни морских животных
1
Решать творческую задачу, на основе, полученных знаний: составить текст для научно-популярной статьи о жизни морских обитателей. Работать со словарями, справочниками, энциклопедиями. Находить и использовать необходимую информацию сети Интернет. Работать в паре, группе. Оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.
26
Профессия метеоролог
1
Познакомиться с профессией метеоролога. Изучить что исследует и за чем наблюдает метеоролог. Участвовать в дискуссии на тему: Какое значение имеет эта профессия для людей. Понимать и удерживать учебную задачу. На основе, просмотренных фрагментов, уметь делать выводы, отвечать на вопросы.
27
Профессия программист
1
Познакомиться с профессией программист. Участвовать в диалоге по теме: Какими разработками занимается программист и для чего они необходимы людям. Решать творческую задачу: составить текст-рассуждение на тему: Какую бы программу я бы создал, если бы был программистом. Уметь слушать других людей, задавать вопросы по заданной теме.
28
Профессия инженер-робототехник
1
Познакомиться с профессией инженер-робототехник. Познакомиться с современными разработками робототехников. На основе, просмотренных фрагментов, уметь делать выводы, отвечать на вопросы. Решать творческую задачу, на основе, полученных знаний: создать свою модель робота, в виде рисунка, схемы, модели. Составить текст-рассуждение на тему: Почему я бы создал такого робота
29
Творческий проект Я создаю робота
1
Решать творческую задачу, на основе, полученных знаний: создать свою модель робота, в виде рисунка, схемы, модели. Составить текст-рассуждение на тему: Почему я бы создал такого робота. Работать в паре, группе. Оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.
30
Как рождаются новые профессии
1
Участвовать в дискуссии на тему: Почему появляются новые профессии. Составлять текст-рассуждение по заданной теме. Понимать и сохранять учебную задачу занятия. Уметь слушать других людей, задавать вопросы по заданной теме.
31
Научные центры нашего города
1
Познакомиться с научными центрами города. Познакомиться с областями их научных разработок. Понимать и удерживать учебную задачу. На основе, просмотренных фрагментов, уметь делать выводы, отвечать на вопросы.
32
Промышленные предприятия нашего города
1
Познакомиться с промышленными предприятиями города. Познакомиться с отраслями промышленности своего края. Понимать и удерживать учебную задачу. На основе, просмотренных фрагментов, уметь делать выводы, отвечать на вопросы. Строить, обоснованные, высказывания на основе, полученных знаний.
33
Проект-исследование Мои земляки в мире научных исследований
1
Решать творческую задачу, на основе, полученных знаний: составить текст о жизни известных людей, их исследованиях. Работать со словарями, справочниками, энциклопедиями. Находить и использовать необходимую информацию сети Интернет. Работать в паре, группе. Оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него. Осознавать и понимать базовые ценности: Родина, малая Родина. Испытывать гордость за своих земляков.
34
Творческий конкурс сочинений Эта профессия меня привлекает
1
Решать творческую задачу, на основе, полученных знаний. Учиться строить высказывание- рассуждение в письменной форме. Отстаивать свое мнение. Слушать и слышать других людей. Оценивать свою работу и работу своих одноклассников.
Ресурсное обеспечение программы:
Кадровое: программу реализуют учителя начальных классов, школьный библиотекарь, школьный врач, родители обучающихся.
Материально-техническое обеспечение:
Печатные пособия: комплекты тематических таблиц. Демонстрационный и раздаточный материал.
Информационно-коммуникативные средства:
Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю. Мир профессий. Программа развивающего курса внеурочной деятельности. Изд. ВИТА-ПРЕСС, Ростов-на-Дону, 2015
Сухаревская Е.Ю. Мир профессий: Ростов-на-Дону, издательство С-ИНФО, 2008
Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий. Методические рекомендации для учителей 1 – 4 классов. М.: Образовательно-издательский центр Академия, 2011
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Изд. Просвещение, 2011
Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой? Учебное пособие для преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск, 2014
Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей / Т.Н. Образцова. - М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2015
Большая детская энциклопедия Выбор профессии. – М.: Изд. Просвещение, 2017
Энциклопедия Я познаю мир. – М.: Изд. Дрофа, 2009
Ульева Е.А. Профессии. Кем я стану, когда вырасту? Энциклопедия для малышей. – М.: Изд.Феникс-Премьер, 2017
10. www.nsportal.ru
11. www.yandex.ru/images
12. http://paramult.ru
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления. Магнитная доска. Телевизор. Проектор.
Учебно-практическое оборудование
Набор инструментов для работы с различными материалами Наборы цветной бумаги, картона, и др.
Оборудование класса
Ученические столы одно и двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий). Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×