Программа внеурочной деятельности «Мой русский язык» | Заплетина Лариса Алексеевна. Работа №268734
Автор: Заплетина Лариса Алексеевна
Актуальность программы обусловлена тем, что она способствует развитию речевой грамотности детей в области изучения русского языка. Практические занятия обеспечивают разнообразие речевой практики и формируют грамотную письменную речь у учащихся.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная образовательная школа №50 имени кавалера орденов Красной Звезды и Славы III степени Луки Михайловича Холодного хутора Верхнего муниципального образования Славянский район
Программа
внеурочной деятельности
«Мой русский язык»
Составитель:
Заплетина Л.А.
учитель русского языка
и литературы
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мой русский язык» разработана для учащихся пятых классов с неродным русским языком и слабоуспевающих по русскому языку. Из-за сложных процессов, происходящих в современном обществе, в школе появилось много детей, прибывших из бывших союзных республик, которые слабо знают русский язык и поэтому испытывают большие трудности на данном уровне обучения. Данная программа предполагает развитие устной и письменной речи в практическом плане, что поможет сформировать у учащихся мотивационную направленность для изучения русского языка.
Актуальность программы обусловлена тем, что она способствует развитию речевой грамотности детей в области изучения русского языка. Практические занятия обеспечивают разнообразие речевой практики и формируют грамотную письменную речь у учащихся. Данная программа имеет большую практическую значимость для учащихся-иностранцев, так как помогает им освоить и применить полученные знания в социуме.
Реализация программы «Мой русский язык» рассчитана на 35 часов, из расчета один учебный час в неделю. Игры и упражнения, используемые на занятиях, помогут ввести обучающихся в увлекательный мир русского языка и сформировать мотивационную направленность для его изучения.
При разработке данной программы использовались учебные материалы: «Логопедическая помощь школьникам», автор О.В. Елецкая (издательство «Речь» Санкт-Петербург, 2006 год), «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников», части 1-3, автор Н.Г. Андреева, издательство «Владос» Москва 2009 год.
Новизна программы заключается в том, что она содержит лингвистические игры и упражнения, которые стимулируют речевое развитие детей, помогают сформировать интонационно-динамическую выразительность речи, её темпо-ритмические качества, четкость произношения каждого слова, правильность ударений в словах, грамотность, ясность, умение, верно, формулировать мысль, чтобы быть понятым другими.
Цель: обеспечить речевую практику учащихся для развития языковой способности, наблюдательности и формирования навыков речевой коммуникации.
Задачи:
формирование у школьников универсальных учебных действий (личностных
метапредметных) на межпредметном уровне;
развитие навыков грамматически правильной связной речи;
расширение словарного запаса;
формирование практических навыков словообразования и словоизменения;
закрепление практических навыков в построении устных и письменных высказываниях;
расширение и углубление программного материала;
развитие внимания, памяти, мышления;
воспитание познавательного интереса к русскому языку.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: словесная игра, упражнение, рисунок, беседа, лингвистическая сказка, коллективная работа, мультфильм.
Данная программа рассчитана на детей 11 лет состоит из 35 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 40 минут. Занятия проводятся с группой учащихся в свободное от учёбы время, в учебном кабинете, где можно быстро организовать пространство для коллективных игр.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, групповая. Во время занятий у ученика происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания обучающихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры.
Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Проведение занятий предполагается в форме мини-лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.
Принципы проводимой работы:
учёт возрастных особенностей;
доступности;
гуманизации;
здоровьесбережения;
системности;
развития в деятельности и общении;
сотрудничество с классным руководителем. Обучение учащихся ведётся поэтапно:
Загадки звуков, букв, слогов. Устная связная речь. Лексика.
Тайны твёрдых и мягких согласных. Предложение. Текст.
Письменная связная речь.
Учимся различать глухие и звонкие согласные.
каждом блоке предусмотрено от 3 до 7 занятий.
Ожидаемые результаты
Освоение детьми программы курса «По ступенькам русского языка» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
ЛИЧНОСТНЫЕ
учащихся будут сформированы умения:
открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
целеустремлённо и настойчиво идти к достижению своей цели, быть готовым к преодолению трудностей;
проявлять толерантность и противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Пятиклассники получат возможность для формирования:
основы моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
доброжелательности, доверия к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные. Ученики научатся:
регулировать свою деятельность: ставить цель с учетом изученного и усвоенного;составлять план и последовательность своих действий;
самостоятельно составлять алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
навыкам уверенного использования различных средств и инструментов самостоятельной работы по созданию индивидуального продукта.
Пятиклассники получат возможность для формирования:
адекватной самооценки, самокоррекции.
Познавательные.
Ученики научатся:
осознавать какой информацией по вопросу он обладает, а какой – нет;
самостоятельно планировать поиск информации в соответствии с планом деятельности;
выбирать информационные источники, систематизировать информацию;
на основе анализа и обобщения полученных результатов делать выводы.
Пятиклассники получат возможность для формирования:
навыков проектной деятельности.
Коммуникативные. Ученики научатся:
извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;
использовать речь для регуляции своего действия;
задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
участвовать диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Пятиклассники получат возможность для формирования:
речевых средств для решения различных коммуникативных задач и сотрудничества
группе при совместном решении проблемы.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Ученики научатся:
грамматически правильной связной речи;
использовать практически навыки словообразования и словоизменения;
активизации словарного запаса;
связно и последовательно излагать суть выполняемого задания;
анализировать литературный текст, выделять части его структуры, определять стиль текста, его жанровые особенности;
самостоятельно выяснять и объяснять значения незнакомых слов, используя различные словари;
распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки;
детально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы;
строить связные высказывания при работе с деформированными предложениями;
анализировать тип текста, выделяя характерные признаки повествования, описания, рассуждения;
передавать содержание текста, объединяя в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия, местоимения;
свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме;
редактировать написанное.
Пятиклассники получат возможность для формирования:
навыков учебной деятельности;
развития памяти, внимания, мышления и восприятия.
Содержание
Раздел 1. Загадки звуков, букв, слогов (5 часов)
Исследование лексики и грамматического строя. Речевые и неречевые звуки. Гласные и согласные звуки. Алфавит. Звуки и буквы. Весёлый наборщик. Грамматическая арифметика. Создание мини-сочинений по сюжетным картинкам.
Игра «Эрудит-вояж» - составление слов из букв, взятых из пакета (простой вариант).
Игра с мячом «Быстро назови предмет по обобщающему слову». Педагог бросает мяч ученику и называет обобщающее слово, например: «Мебель». Учащийся вспоминает и называет один из предметов мебели.
Наблюдение за звучанием речевых и неречевых звуков. Игры: «Речевой – неречевой», «Слушаем звуки». Наблюдение за образованием гласных и согласных звуков.
Эксперимент с разрезанием ножницами листа бумаги. Создание алфавита в виде таблицы. Создание рисунка клоуна при помощи таблицы-алфавита. Игры в слова: «Буквы рассыпались», «Найдите лишнее слово», «Загадочные профессии», «Грамматическая арифметика», «Составь слово из слогов », «Назови слово по гласным»
Раздел 2. «Устная связная речь. Лексика» (6 часов)
Пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложений. Пересказ текстов от первого (третьего) лица. Выборочный пересказ. Составление плана. Устное сочинение. Определение лексического значения слов. Игра «Эрудит-Вояж» (сложный вариант).
Знакомство с текстами: «Теплица» Г.Юрмина, «Цветок или волчья пасть» В.Сухомлинского, «Как слон спас хозяина от тигра» Б.Житкова. Объяснение незнакомых слов. Составление плана. Устное сочинение по сюжетной картинке с использованием опорных слов. Определение лексического значения слова работа с толковым словарём. Игра «Объяснялки». Составление личного толкового словаря. Игра «Эрудит-Вояж».
Раздел 3. «Тайны твёрдых и мягких согласных» (4 часа)
Игра «Том и Тим». Различение на письме букв Ы-И после согласных. Различение на письме букв А-Я после согласных. Различение на письме букв У-Ю после согласных. Различение на письме букв О-Ё после согласных.
Наблюдение за образованием твёрдых и мягких согласных в русском языке. Упражнение в различении на письме букв верхнего и нижнего ряда после согласных. Чтение слогов, слов с твёрдыми и мягкими согласными. Составление для первоклассников таблиц по чтению с мягкими и твёрдыми согласными.
Раздел 4. ««Предложение. Текст» (6 часов)
Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложений. Составление предложений из слов. Грамматическое оформление предложений. Выделение признаков связного текста. Восстановление деформированного текста. Тип текста. Текст-повествование.
Упражнение в различении понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Выявление признаков предложений. Составление таблицы признаков. Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме. Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Составление предложений с использованием опорных слов. Развитие умения составлять предложения по сюжетной картинке. Упражнять в грамматическом оформлении предложений. Развитие умения восстанавливать неполное предложение, употребляя правильные словоформы, вставляя пропущенные предлоги. Формирование умения отличать текст от группы предложений. Восстановление деформированного текста по серии картинок. Формирование умения замечать смысловые и логические ошибки в тексте и восстанавливать последовательность событий. Формирование умения определять особенности текста-повествования, последовательность частей в тексте.
Раздел 5. «Письменная связная речь» (7 часов)
Изложение-повествование. Изложение-описание. Изложение-рассуждение. Сочинение-повествование по серии картинок. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение. Поле чудес
Формирование умения писать изложение по вопросам, устанавливать связь заголовка с темой текста, составлять предложения по вопросам. Формирование умения писать изложения по плану, опорным словам. Составлять план текста. Формирование умение писать изложение-рассуждение по плану, опорным словам. Учить писать сочинения по серии картинок. Составлять полный ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте.
Раздел 6. «Учимся различать глухие и звонкие согласные» (7 часов)
Различаем [Ф]-[В]. Различаем [С]-[З]. Различаем [П]-[Б]. Различаем [Ш]-[Ж], Различаем [Т]-[Д]. Различаем [К]-[Г].
Выявление сходства и различия при образовании звонких и глухих согласных. Упражнение в различении пар звонких и глухих согласных. Составление таблиц слогов, слов, содержащих звонкие и глухие согласные. Поиск места звука в слове по звуковой линейке. Игра «Клубок слов» придумывание слов на заданный звук.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование
Всего
Из них
Форма
Образователь
п/п
раздела, темы
часов
теория
практика
проведения
ный продукт
занятия
«Загадки звуков,
5
2,5
2,5
букв, слогов»
1
Исследование
1
0,5
0,5
Беседа,
Мини-
лексики и
упражнение,
сочинение
грамматического
игра
строя.
2
Речевые и неречевые
0,5
0,5
Наблюдение,
Таблица
звуки. Гласные и
эксперимент,
согласные звуки.
игра
3
Алфавит. Звуки и
1
0,5
0,5
Беседа,
Рисунок
буквы.
упражнение
4
Весёлый наборщик
1
0,5
0,5
Беседа, игра.
Ребус
5
Грамматическая
1
0,5
0,5
Беседа, игра
кроссворд
арифметика.
«Устная связная
6
3
3
речь. Лексика»
6
Пересказ текстов с
1
0,5
0,5
Беседа, игра
Текст,
опорой на вопросы.
предложения.
Составление
предложений.
7
Пересказ текстов от
1
0,5
0,5
Беседа,
Рассказ
первого (третьего)
упражнение
лица.
8
Выборочный
1
0,5
0,5
Беседа,
План текста
пересказ.
упражнение
Составление плана.
9
Устное сочинение.
1
0,5
0,5
Беседа,
Рассказ
упражнение
10
Определение
1
0,5
0,5
Беседа,
Словарь
лексического
упражнение
значения слов
11
«Эрудит-Вояж»
1
0,5
0,5
Беседа, игра
кроссворд
«Тайны твёрдых и
4
2
2
мягких согласных»
12
Игра « Том и Тим».
1
0,5
0,5
Беседа, игра,
Таблица
Различение на
упражнение
письме букв Ы-И
после согласных.
13
Различение на
1
0,5
0,5
Беседа, игра,
Таблица
письме букв А-Я
упражнение
после согласных.
14
Различение на
1
0,5
0,5
Беседа, игра,
Таблица
письме букв У-Ю
упражнение
после согласных.
15
Различение на
1
0,5
0,5
Беседа, игра,
Таблица
письме букв О-Ё
упражнение
после согласных
«Предложение.
6
3
3
Текст»
16
Дифференциация
1
0,5
0,5
Беседа, игра,
Таблица
понятий «слово»,
упражнение
«словосочетание»,
«предложение».
Признаки
предложений.
17
Составление
1
0,5
0,5
Беседа, игра,
Предложения
предложений из
упражнение
слов.
18
Грамматическое
1
0,5
0,5
Беседа, игра,
Предложения
оформление
упражнение
предложений.
19
Выделение
1
0,5
0,5
Беседа, игра,
Текст
признаков связного
упражнение
текста.
20
Восстановление
1
0,5
0,5
Беседа, игра,
Стихотворение
деформированного
упражнение
текста.
21
Тип текста. Текст-
1
0,5
0,5
Беседа, игра,
Текст-
повествование.
упражнение
повествование.
«Письменная
7
3,5
3,5
связная речь»
22
Изложение-
1
0,5
0,5
Беседа,
Изложение
повествование.
упражнение
23
Изложение-
1
0,5
0,5
Беседа,
Изложение
описание.
упражнение
24
Изложение-
1
0,5
0,5
Беседа,
Изложение
рассуждение.
упражнение
25
Сочинение-
1
0,5
0,5
Беседа,
Сочинение
повествование по
упражнение
серии картинок.
26
Сочинение-
1
0,5
0,5
Беседа,
Сочинение
описание.
упражнение
27
Сочинение-
1
0,5
0,5
Беседа,
Сочинение
рассуждение.
упражнение
28
Поле чудес
1
0,5
0,5
Беседа,
Сочинение
упражнение
«Учимся различать
7
3
3
глухие и звонкие
согласные»
29
Различаем [Ф]-[В]
1
0,5
0,5
Беседа,
Таблица
упражнение,
игра
30
Различаем [С]-[З]
1
0,5
0,5
Беседа,
Таблица
упражнение
игра
31
Различаем [П]-[Б]
1
0,5
0,5
Беседа,
Таблица
упражнение
32
Различаем [Ш]-[Ж]
1
0,5
0,5
Беседа,
Таблица
упражнение
33
Различаем [Т]-[Д]
1
0,5
0,5
Беседа,
Таблица
упражнение
34
Различаем [К]-[Г]
1
0,5
0,5
Беседа,
Таблица
упражнение
35
«Звёздный час»
1
0,5
0,5
Игра
кроссворд
Итого
35
17,5
17,5
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Раздел, тема
Дата
Корректировка
Примечание
п/п
«Загадки звуков, букв, слогов» (5 часов)
1
Исследование лексики и
грамматического строя.
2
Речевые и неречевые звуки. Гласные и
согласные звуки.
3
Алфавит. Звуки и буквы.
4
Весёлый наборщик
5
Грамматическая арифметика.
«Устная связная речь. Лексика» (6 часов)
6
Пересказ текстов с опорой на вопросы.
Составление предложений.
7
Пересказ текстов от первого (третьего)
лица.
8
Выборочный пересказ. Составление
плана.
9
Устное сочинение.
10
Определение лексического значения
слов
11
«Эрудит»
«Тайны твёрдых и мягких согласных» (4 часа)
12
Игра « Том и Тим». Различение на
письме букв А-Я после согласных.
13
Различение на письме букв У-Ю после
согласных.
14
Различение на письме букв О-Ё после
согласных.
15
Различение на письме букв Ы-И после
согласных.
«Предложение. Текст» (6 часов)
16
Дифференциация понятий «слово»,
«словосочетание», «предложение».
Признаки предложений.
17
Составление предложений из слов.
18
Грамматическое оформление
предложений.
19
Выделение признаков связного текста.
20
Восстановление деформированного
текста.
21
Тип текста. Текст-повествование.
«Письменная связная речь» (7 часов)
22
Изложение-повествование.
23
Изложение-описание.
24
Изложение-рассуждение.
25
Сочинение-повествование по серии
картинок.
26
Сочинение-описание.
27
Сочинение-рассуждение.
28
Поле чудес
Учимся различать глухие и звонкие согласные» (7 часов)
29
Различаем [Ф]-[В].
30
Различаем [С]-[З].
31
Различаем [П]-[Б].
32
Различаем [Ш]-[Ж].
33
Различаем [Т]-[Д].
34
Различаем [К]-[Г].
35
«Звёздный час»
Литература для учителя
Барылкина Л.П. Эти трудные согласные.
Москва 2005.
Бугаева З.Н. Развитие устной речи и дикции – Москва Рипол Классик 2006
Вакуленко Ю.А. Весёлая грамматика Волгоград 2012
Волина В. В. 1000 игр с буквами и словами.
Москва. АСТ-ПРЕСС 1996.
Гадасина Л. Я. Звуки на все руки.
Санкт-Петербург. 1999.
Гайдина Л.И. Учим азбуку, играя.
Москва 2007.
Дик Н.Ф. Раз – словечко, два – словечко.
Ростов-на-Дону «Феникс» 2008.
Емельянова Е.Н. Левшата в школе и дома.
Москва 2010
Костромина С.Н. Учиться на пятёрки по чтению как?
Санкт-Петербург 2008
Костромина С.Н. Учиться на пятёрки по русскому языку как?
С-Пт 2008.
Прокопенко И.Н. Занимательная грамматика Ростов-на-Дону «Феникс» 2008
Соболева А.Е. Русский язык с улыбкой.
Москва 2007.
Ундзенкова А.В. Русский с увлечением Екатеринбург 2003.
Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку.
Москва 2007.
Литература для учащихся
Елецкая О.В. Развитие и коррекция грамотности.
Москва 2005
Емельянова Е.Н. Левшата в школе и дома.
Москва 2010
Костромина С.Н. Учиться на пятёрки по чтению как?
Санкт-Петербург 2008
Костромина С.Н. Учиться на пятёрки по русскому языку как?
С-Пт 2008