Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Программа внеурочной деятельности ☼☼☼☼ | Федоткина Татьяна Александровна. Работа №294174

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Федоткина Татьяна Александровна
Программа предназначегна для 6-7 классов, основное направление-сохранение здоровья человека.Может использоваться в общеобразовательных учреждениях, на этапах подготовки к внеурочным занятиям                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Глубокинская школа
Краснинского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 30.08.2019 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
____________Г.Е. Горбатенкова
Приказ № 109 от 02.09.2019 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
Фабрика здоровья
Класс: 9
Направление: общеинтеллектуальное
Срок реализации программы – 1 год
Автор-составитель программы: Кащеева Людмила Викторовна,
Учитель географии и биологии
2019 г
Результаты освоения внеурочной деятельности Фабрика здоровья
Личностные результаты:1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;2) реализация установок здорового образа жизни;3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
4) формирование ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды.Метапредметными результатами освоения программы являются:1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Содержание внеурочной деятельности Фабрика здоровья
Раздел 1. Человек в биосфере. Основные этапы взаимодействия общества и природы.
История отношений человека и природы. Последствия деятельности человека. Снижение биоразнообразия на Земле. Закон социальной экологии как норматив антропогенной деятельности.
Виды деятельности: Определяют цель учебной деятельности, строят логическое рассуждение, организуют учебное сотрудничество. Характеризуют основные этапы развития биосферы. Самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, аргументируют высказывания, анализируют информацию.
Раздел 2. Влияние живой природы на здоровье человека Значение леса в природе и жизни человека.
Воздухоохранная роль леса: регулирование баланса кислорода и углекислого газа, влияние на микроклимат, ослабление радиации, защита от шума, выделение фитонцидов. Космическая роль леса. Лекарственные ресурсы леса. Дикорастущие лекарственные растения. Рекреационное значение лесов. Уникальные лесные массивы.
Ядовитые представители флоры и фауны Смоленской области .
Ядовитые растения Смоленской области. Зависимость степени ядовитости от освещённости, влажности, стадии развития растений. Признаки отравления. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями.
Ядовитые животные Смоленской области. Первая доврачебная помощь при повреждении кожных покровов насекомыми, при укусе ядовитых змей.
Влияние ландшафта на здоровье человека.
Эстетическая роль ландшафта в жизни человека. Подбор растений для озеленения определённого участка.
Виды деятельности: Характеризуют роль лесов в природе. Приводят примеры дикорастущих и лекарственных растений. Определяют значение леса в жизни человека. Приводят примеры и составляют список ядовитых растений и животных Смоленской области. Определяют меры первой помощи при отравлении растениями и укусе ядовитых змей. Характеризуют эстетическую роль растений. Предлагают свои проекты озеленения приусадебного или пришкольного участков.
Раздел 3 Химическое загрязнение среды и здоровье человека
Современное состояние природной среды. Глобальные экологические проблемы: парниковый эффект, кислотные дожди, уничтожение лесов, разрушение почв, опустынивание.
Диоксины – химическая чума 21 века
Источники поступления диоксинов в окружающую среду. Признаки поражения диоксинами. Опасность диоксинов. Последствия воздействия диоксинов на здоровье человека
Нитраты, пестициды и болезни людей
Природные и антропогенные источники нитратов. Нитраты и болезни людей . Распределение нитратов в растениях .Влияние факторов на содержание нитратов .Нитраты в продуктах питания и кормах. Метаболизм нитратов в организме человека . Отравление нитратами . Экологические последствия распространения нитратов .Снижение содержания нитратов в продуктах при хранении и кулинарная обработка .
Пагубные последствия бесконтрольного использования удобрений и гербицидов в сельском хозяйстве.
Токсические вещества и профессиональные заболевания. Основные источники поступления экотоксикантов. Влияние токсичных металлов на организм (свинец, ртуть, алюминий, кадмий)
Производственные яды и их действие. Меры борьбы с профессиональными отравлениями.
Причины возникновения пылевых заболеваний
Виды и причины профессиональных болезней. Профилактика профессиональных болезней.
Антибиотики: мифы и реальность. Плюсы и минусы антибиотиков. Старые антибиотики. Побочные действия антибиотиков. Перенасыщение организма лекарствами и последствия для генофонда. Аллергия на лекарства. Непереносимость лекарств.
Влияние звуков на человека. Слуховая чувствительность. Шумовое загрязнение, уровень шума. Шумовая болезнь.
Радиация в биосфере. Источники радиоактивного загрязнения биосферы. Влияние радионуклидов на организм человека.
Виды деятельности: Объясняют возможные причины экологических кризисов. Выдвигают гипотезы, предлагают версии решения проблем, формулируют собственные суждения, организуют взаимодействие в группе. Определяют понятия нитраты, пестициды, гербициды. Характеризуют пагубные последствия бесконтрольного применения удобрений и гербицидов. Определяют понятие диоксины. Анализируют последствия воздействия диоксинов на организм человека. Используя дополнительную информацию, характеризуют влияние токсических веществ на здоровье человека. Определяют причины, виды и меры профилактики профессиональных заболеваний. Определяют понятия антибиотики, аллергия. Обсуждают влияние антибиотиков на организм человека. Определяют понятия шумовое загрязнение, шумовая болезнь. Анализируют информацию о влиянии шумов на здоровье человека. Рассматривают причины и последствия радиации в биосфере. Характеризуют влияние радиации на человека.
Раздел 4 Городские экосистемы
Общая характеристика городских экосистем. Энергопотребление и потоки веществ в городских экосистемах. Влияние городской среды на здоровье человека. Влияние автотранспорта на окружающую среду. Экологизация автотранспорта. Проблема твердых бытовых отходов, их утилизация. Сортировка и переработка отходов. Производство биологически разлагаемых материалов. Водосбережение и энергосбережение в городских экосистемах. Озеленение городов.
Практические работы Изучение различных видов транспорта и его влияния на окружающую среду Определение содержания ионов свинца в растительности, произрастающей на разном расстоянии от автомагистрали Рациональное использование воды
Виды деятельности: Составляют характеристику городской экосистемы. Самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, аргументируют высказывания, анализируют информацию. Характеризуют состав выхлопных газов, их влияние на окружающую среду и здоровье человека. Определяют степень загрязненности воздуха выхлопными газами, определяют состав отработанных газов, приобретают навыки безопасного поведения. Проводят эксперимент, определяют содержание ионов свинца в растениях, произрастающих недалеко от автомагистрали Выявляют причины увеличения доли твердых бытовых отходов. Характеризуют способы их утилизации. Оценивают производство биоразлагаемых материалов. Характеризуют показатели качества питьевой воды. Определяют значение воды в практической деятельности человека и необходимость её экономии. Определяют нормы потребления воды и количество практически использованной воды. Составляют памятки по экономичному использованию воды.
Раздел 5 Экология жилища и здоровье человека Квартира как экосистема.
Составляющие экосистемы квартиры. Отделочные материалы, оценка их безопасности. Источники загрязнения в жилище. Использование фитонцидных растений в интерьере.
Практическая работа Оценка экологической безопасности своего дома, квартиры.
Влияние цвета на организм человека
Холодные и тёплые цвета. Происхождение названий цветов
Психологическая характеристика цвета, воздействие на организм. Цветотерапия .
Требования к цвету в интерьерах жилых, общественных и производственных зданий. Цвет в трудовой и учебной деятельности.
Виды деятельности: Составляют характеристику квартиры как экосистемы. Используя дополнительную информацию, анализируют состав отделочных материалов. Выявляют источники загрязнения в квартире. Оценивают безопасность отделочных материалов своего дома (квартиры), определяют источники загрязнений. Составляют модель экологически чистой квартиры. Определяют понятие фитонциды, характеризуют роль комнатных растений в интерьере и для здоровья человека. Используя дополнительную литературу, выясняют роль цвета на самочувствие человека. Определяют требования к интерьеру в жилых и общественных помещениях.
Раздел 6 Безопасное питание Посуда пищевого назначения
Посуда из стекла, керамики, пластмассы. Тефлоновая посуда. Влияние применения посуды пищевого назначения для здоровья.
Что мы пьём? Газированные напитки. Влияние газированных напитков на здоровье.
Пищевые добавки Классификация пищевых добавок, их влияние на организм человека.
Диеты и культура питания Рациональное питание, нормы питания. Диеты. Вегетарианское питание. Сыроедение Проблемы, связанные с неправильным питанием: анорексия, ожирение, заболевания.
Роль двигательной активности.
Виды деятельности: Характеризуют виды материалов, используемых при производстве посуды. Анализируют влияние химических веществ на здоровье человека. Используя дополнительную литературу, выясняют состав газированных напитков и их влияние на организм человека. Составляют классификацию пищевых добавок. Характеризуют их влияние на организм человека. Определяют понятия рациональное питание, нормы питания, вегетарианство, диета, сыроедение. Выясняют роль культуры питания в жизни человека. Анализируют проблемы, связанные с неправильным питанием. Характеризуют проблему анорексии. Составляют рацион питания на неделю. Определяют роль двигательной активности для укрепления здоровья. Устанавливают причинно-следственные связи.
Раздел 7 Адаптация человека к окружающей среде
Проблемы адаптации человека к окружающей среде.
Способность адаптироваться к новым условиям. Напряжение, утомление. Спринтеры и стайеры.
Биологические ритмы.
Классификация биоритмов: физиологические, экологические (сезонные, суточные, приливные, лунные). Ритмические явления природы. Фотопериодизм.
Влияние биоритмов на физическую работоспособность. Голубь, жаворонок, сова. Их совместимость в общежитиях. Учёт и использование биоритмов в повышении производительности труда, лечении и профилактике заболеваний.
Виды деятельности: Определяют понятия адаптация, напряжение, спринтеры, стайеры. Характеризуют возможные проблемы адаптации к окружающей среде. Определяют понятие биологические ритмы, составляют их классификацию. Приводят примеры влияния биоритмов на работоспособность человека.
Защита творческих проектов (2ч).
Виды деятельности: Представляют результаты своих исследований по определенным темам
Формы деятельности:: лекция, эвристическая беседа, практикум, исследование, интеллектуальная игра, викторина, конкурсы фронтальная, индивидуальная, групповая работа; работа в парах; контроль и коррекция знаний.
Тематическое планирование.

Тема занятия
Количество часов
Дата
Раздел 1 Человек в биосфере.
2
История отношений человека и природы.
1
Влияние глобализации на развитие человечества. Концепция устойчивого развития.
1
Раздел 2. Влияние живой природы на здоровье человека.
5
Значение леса в природе и жизни человека.
1
Лекарственные ресурсы леса. Дикорастущие лекарственные растения.
1
Ядовитые представители флоры и фауны Смоленской области. Признаки отравления. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями
1
Ядовитые животные Смоленской области. Викторина. Первая доврачебная помощь при повреждении кожных покровов насекомыми, при укусе ядовитых змей.
1
Эстетическая роль ландшафта в жизни человека. Подбор растений для озеленения определённого участка.
1
Раздел 3. Химическое загрязнение среды и здоровье человека.
10
Современное состояние природной среды.
1
Природные и антропогенные источники нитратов Нитраты в продуктах питания и кормах. Нитраты, пестициды и заболевания человека
1
Метаболизм нитратов в организме человека . Отравление нитратами. Экологические последствия распространения нитратов
1
Снижение содержания нитратов в продуктах при хранении и кулинарная обработка.
1
Пагубные последствия бесконтрольного использования удобрений и гербицидов в сельском хозяйстве.
1
Диоксины – химическая чума XXI века. Признаки поражения диоксинами. Опасность диоксинов. Последствия воздействия диоксинов на здоровье человека
1
Токсические вещества и профессиональные заболевания.
1
Антибиотики: мифы или реальность. Плюсы и минусы антибиотиков Побочные действия антибиотиков.
1
Перенасыщение организма лекарствами и последствия для генофонда. Аллергия на лекарства. Непереносимость лекарств
1
Влияние звуков на человека. Шумовое загрязнение, уровень шума Радиация в биосфере. Источники
1
Раздел 4. Городские экосистемы
7
Общая характеристика городских экосистем.
1
Энергопотребление и потоки веществ в городских экосистемах. Влияние городской среды на здоровье человека
1
. Озеленение городов. Влияние автотранспорта на окружающую среду.
1
Практическая работа Изучение различных видов транспорта и его влияния на окружающую среду
1
Практическая работа Определение содержания ионов свинца в растительности, произрастающей на разном расстоянии от автомагистрали
1
Твердые бытовые отходы. Производство биологически разлагаемых материалов
1
Водосбережение и энергосбережение. Практическая работа Рациональное использование воды
1
Раздел 5. Экология жилища и здоровье человека
3
Квартира как экосистема. Составляющие экосистемы квартиры. Практическая работа Оценка экологической безопасности своего дома, квартиры
1
Источники загрязнения в жилище. Использование фитонцидных растений в интерьере.
1
Влияние цвета на организм человека. Требования к цвету в интерьерах жилых, общественных и производственных зданий. Цветотерапия
1
Раздел 6. Безопасное питание.
2
Посуда пищевого назначения. Пищевые добавки. Культура питания.
1
Влияние применения посуды пищевого назначения для здоровья.Диеты. Вегетарианское питание. Сыроедение
1
Раздел 7. Адаптация человека к окружающей среде.
3
Проблемы адаптации человека к окружающей среде. Биологические ритмы.
1
Влияние биоритмов на физическую работоспособность. Голубь, жаворонок, сова. Ритмические явления природы. Фотопериодизм.
1
Учёт и использование биоритмов в повышении производительности труда, лечении и профилактике заболеваний.
1
Подготовка проектов
1
Защита творческих проектов.
1
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×