Программа внеурочных занятий по коррекционному развитию первоклассников общеобразовательной школы «Солнечные ступеньки» | Мой кабинет. Работа №348568
Отображение программы внеурочных коррекционных занятий с обучающимися 1-2 классов общеобрательных школ. Занятия помогут учащимся в развитии звукопроизношения, развить фонематический слух и артикуляционный аппарат. Содержание программы предусматривает занятия один раз в неделю, что соответсвует ФГОС.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Коврова
«Средняя общеобразовательная школа № 5 имени Героя Советского Союза Павла Константиновича Ранжева»
Программа внеурочных занятий по коррекционному развитию первоклассников общеобразовательной школы
«Солнечные ступеньки»
Учитель Устинова М.С.
Программа внеурочных занятий по коррекционному развитию первоклассников общеобразовательной школы
Название программы: "Солнечные ступеньки»
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 34 часа (1 час в неделю)
Возраст детей: 7-8 лет
Цель программы:
Создать условия для коррекции и развития познавательных, коммуникативных и личностных функций первоклассников с учетом индивидуальных особенностей.
Обеспечить успешную адаптацию детей к школьной жизни, формируя у них положительную мотивацию к обучению.
Задачи программы:
Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, речь.
Формировать навыки самоорганизации, самоконтроля, сотрудничества.
Корректировать трудности в обучении и развитии, характерные для первоклассников.
Повышать мотивацию к обучению и познавательную активность.
Развивать мелкую моторику, координацию движений, зрительно-моторную координацию.
Способствовать гармоничному развитию личности ребенка.
Основные направления работы:
Развитие речи:
Артикуляционная гимнастика
Развитие фонематического слуха
Формирование лексического запаса
Развитие связной речи (составление рассказов, пересказ)
Развитие навыков чтения и письма (
звуко
-буквенный
анализ, диктанты)
Развитие мышления:
Логические игры и упражнения (решение задач, классификация, сравнение)
Развитие пространственного мышления (ориентировка в пространстве, работа с картой)
Развитие креативного мышления (придумывание историй, фантазирование)
Развитие внимания:
Игры на внимание (найти отличия, запомнить порядок картинок)
Упражнения на концентрацию (работа с текстом, раскрашивание)
Развитие зрительного и слухового внимания (игровые упражнения)
Развитие памяти:
Игры на запоминание (запоминание слов, картинок, последовательности действий)
Упражнения на развитие кратковременной и долговременной памяти (запоминание стихов, рассказов)
Методы мнемотехники (приемы запоминания)
Развитие мелкой моторики:
Пальчиковые игры
Рисование, лепка, аппликация
Работа с конструкторами, мозаикой
Развитие эмоционально-волевой сферы:
Игры на развитие эмоциональной отзывчивости (разыгрывание ситуаций)
Упражнения на
саморегуляцию
(дыхательные упражнения, релаксация)
Формирование навыков социального взаимодействия (игры в команде, правила поведения)
Формы работы:
Игровая деятельность (дидактические игры, настольные игры, ролевые игры)
Практические задания (решение задач, выполнение упражнений)
Творческие задания (рисование, лепка, конструирование)
Индивидуальная работа (коррекция индивидуальных трудностей)
Групповая работа (проектная деятельность, командные игры)
Оценка эффективности программы:
Наблюдение за детьми в процессе занятий
Анализ результатов выполнения заданий
Проведение диагностики развития познавательных процессов
Опрос родителей о динамике развития детей
Примечание:
Программа может быть адаптирована к индивидуальным потребностям и особенностям детей. Необходимо учитывать их возраст, уровень развития, наличие трудностей в обучении.
Рекомендации по работе с программой:
Программа должна быть интересной и увлекательной для детей.
Занятия должны проводиться в игровой форме, с использованием разнообразных методов и приемов.
Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и подбирать задания, соответствующие их уровню развития.
Важно создавать положительную атмосферу на занятиях, способствовать взаимопониманию между педагогом и детьми.
Регулярное наблюдение и анализ результатов помогут отслеживать динамику развития детей и корректировать программу при необходимости.
Календарно – тематическое планирование
№
Тема
Форма
проведения
Методы и
приемы
Материалы
Дата
1
Знакомство с программой. Развитие фонематического слуха
Игровая деятельность
Игра "Найди звук" (карточки с картинками, где есть определенный звук)
Карточки с картинками
2
Артикуляционная гимнастика. Развитие слоговой структуры слова.
Практические задания
Сказочные истории с пропущенными слогами (карточки с текстом)
Карточки с текстом
3
Развитие лексического запаса. Игра "Что лишнее?"
Дидактические игры
Игра "Что лишнее?" (карточки с изображениями)
Карточки с изображениями
4
Развитие связной речи. Составление рассказа.
Творческие задания
Составление рассказа по картинке (картинки с сюжетом)
Картинки с сюжетом
5
Развитие навыков чтения и письма. Звуко-буквенный анализ.
Практические задания.
Упражнения на звуко-буквенный анализ (карточки с буквами, слогами)
Карточки с буквами, слогами
6
Артикуляционная гимнастика. Развитие звукопроизношения.
Практические задания
Артикуляционная гимнастика (карточки с изображениями артикуляции)
Карточки с изображениями артикуляции
7
Развитие лексического запаса. Подбор синонимов и антонимов.
Развитие лексического запаса. Подбор синонимов и антонимов.
Упражнения на подбор синонимов и антонимов (карточки со словами)
Карточки со словами
8
Развитие связной речи. Пересказ текста
Практические задания
Пересказ текста (текст с картинками)
Текст с картинками
9
Развитие пространственного мышления. Логические игры.
Игровая деятельность
Игра "Лабиринты" (карточки с лабиринтами)
Карточки с лабиринтами
10
Развитие мышления. Решение логических задач.
Практические задания
Решение логических задач (карточки с заданиями)
Решение логических задач (карточки с заданиями)
11
Развитие креативного мышления. Придумывание историй.
Творческие задания
Придумывание историй (картинки для вдохновения)
Картинки для вдохновения
12
Развитие мышления. Классификация предметов
Практические задания
Упражнения на классификацию предметов (карточки с изображениями)
Карточки с изображениями
13
Развитие логического мышления. Решение задач.
Практические задания
Решение задач на логику (карточки с заданиями)
Карточки с заданиями
14
Развитие пространственного мышления. Ориентировка на карте
Практические задания
Работа с картой (карты, задания на ориентировку)
Карты, задания на ориентировку
15
Развитие креативного мышления. Создание фантастических животных.
Творческие задания
Создание фантастических животных (бумага, цветные карандаши)
Бумага, цветные карандаши
16
Развитие внимания. Игры на внимание.
Игровая деятельность
Игра "Найди отличия" (карточки с картинками)
Карточки с картинками
17
Развитие внимания. Упражнения на концентрацию.
Практические задания
Раскрашивание по точкам, поиск ошибок (раскраски, тексты с ошибками)
Раскраски, тексты с ошибками
18
Развитие зрительного и слухового внимания.
Игровые упражнения
Игры на развитие зрительного и слухового внимания (карточки, звуковые записи)
Карточки, звуковые записи
19
Развитие внимания. Запоминание порядка картинок.
Игры на запоминание
Запоминание порядка картинок (карточки с изображениями)
Карточки с изображениями
20
Развитие внимания. Найти лишний предмет.
Игровая деятельность
Игра "Найди лишний предмет" (карточки с изображениями
Игра "Найди лишний предмет" (карточки с изображениями
21
Развитие памяти. Запоминание слов
Игры на запоминание
Игра "Запомни слова" (карточки со словами)
Карточки со словами
22
Развитие памяти. Запоминание стихов.
Игры на запоминание
Запоминание стихов (стихи, карточки с картинками)
Стихи, карточки с картинками
23
Развитие памяти. Запоминание последовательности действий
Игры на запоминание
Запоминание последовательности действий (карточки с изображениями)
Карточки с изображениями
24
Развитие памяти. Методы мнемотехники.
Практические задания
Приемы запоминания (карточки, схемы, таблицы)
Карточки, схемы, таблицы
25
Развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры
"Пальчики здороваются", "Сорока-белобока"
26
Развитие мелкой моторики. Рисование
Творческие задания
Рисование по образцу, фантазийное рисование (бумага, цветные карандаши)
Бумага, цветные карандаши
27
Развитие мелкой моторики. Лепка
Творческие задания
Лепка фигур по образцу (пластилин)
Пластилин
28
Развитие мелкой моторики. Аппликация.
Творческие задания
Создание аппликации (бумага, ножницы, клей, цветная бумага)
Бумага, ножницы, клей, цветная бумага
29
Развитие мелкой моторики. Конструирование
Творческие задания
Создание конструкций (кубики, конструктор)
Кубики, конструктор
30
Развитие эмоционально-волевой сферы. Упражнения на саморегуляцию.
Практические задания
Дыхательные упражнения, релаксация
31
Развитие эмоционально-волевой сферы. Упражнения на развитие эмпатии.
Ролевые игры
Игры на развитие эмпатии (ролевые игры)
32
Развитие эмоционально-волевой сферы. Упражнения на развитие коммуникативных навыков
Ролевые игры
Игры на развитие коммуникативных навыков (ролевые игры)
33
Развитие эмоционально-волевой сферы. Упражнения на развитие самоконтроля
Ролевые игры
Игры на развитие самоконтроля (ролевые игры)
34
Повторение пройденного материала.
Игровая деятельность
Игры на развитие познавательных процессов (дидактические игры, настольные игры)
Дидактические игры, настольные игры
Педагог-психолог М.С. Устинова