Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Программа "Вокал"художественной направленности | Алёхина Татьяна Геннадьевна. Работа №306630

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Дополнительная общеразвивающая программа по вокалу для учащихся от 7 до 15 лет художественной направленности

Отличительные особенности программы:

- развитие вокально-исполнительских навыков, является, прежде всего, средством индивидуально личностного -эмоционального развития ребёнка;

- использование фонопедического метода развития голоса по методике А.Н.Стрельниковой, В.В.Емельянова;

Цель программы – формирование художественно-эстетической культуры учащихся средствами музыкальной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Вокал» относится к художественной направленности. Составлена в 2007 году, рецензирована в 2009 году заведующей кафедрой проблем воспитания и дополнительного образования КРИПК и ПРО О.С.Кононенко. Переработана и дополнена в 2021 году.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время музыкальная деятельность признана одним из средств формирования ценностного мира личности, её творческого развития.

Новизна программы состоит в том, что в основу положена идея сенсорного музыкального развития. Результатами сенсорного воспитания является определённый уровень развития учащихся, позволяющий им наиболее эмоционально, сознательно относиться к музыке, чувствовать красоту её звучания в единстве с мыслями и чувствами, выраженными в ней.

Отличительные особенности программы:

- развитие вокально-исполнительских навыков, является, прежде всего, средством индивидуально личностного эмоционального развития ребёнка;

- использование фонопедического метода развития голоса по методике А.Н.Стрельниковой, В.В.Емельянова;

- обучение игры на фортепиано (научить играть по нотам лёгкие пьесы, этюды, песенки), научить подбирать по слуху мелодию к песне, импровизировать (сочинять мелодию к стихам).

Цель программыформирование художественно-эстетической культуры учащихся средствами музыкальной деятельности.

Реализация поставленной цели возможна через решение ряда задач:

образовательнаядать учащимся необходимый объём знаний, умений и навыков в области музыкального искусства;

развивающаяразвитие эстетического вкуса у детей, певческого диапазона и музыкально-слуховых представлений ;

воспитательнаяспособствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к музыке, пению, музыкальной культуры учащихся.

Общеразвивающая программа разработана с учётом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

- формах и методах обучения (метод художественной импровизации, занятия, конкурсы и др.);

- методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов и т.д.);

- средствах обучения (дидактический материал, наглядные пособия, музыкальные книги, нотные пособия, аудиоаппаратура, музыкальная фонотека, фортепиано)

Сроки реализации общеразвивающей программы- 4года. Возраст детей от 7 до 15 лет.

Чередование видов деятельности позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся.

В коллектив принимаются дети, достигшие 7-летнего возраста, независимо от их музыкальных данных. Определяющим фактором является активное желание ребёнка и заинтересованность его родителей. Тем не менее, все дети проходят прослушивание, где определяется и фиксируется:

-музыкальный слух;

-вокальные данные, что является первоначальной диагностикой уровня развития способностей ребёнка.

Формы занятий

Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:

-вокально-хоровая работа (пение вокальных упражнений, разучивание песен из репертуара для солистов, дуэтов, вокальной группы);

-занятия по музыкальной грамоте (знакомство с музыкальными звуками правописание музыкальных ключей, нот, знакомство со средствами музыкальной выразительности - темп, динамика, регистр, мелодия, ритм);

-музыкально-дидактические игры (например: игра «Угадай мелодию», «Музыкальный ребус», «Мажор и минор»);

-восприятие (слушание) музыки (народные песни, эстрадные песни, классическая музыка);

-дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения по А.Н. Стрельниковой.

-игра на музыкальных инструментах и т.д.

Ожидаемые результаты освоения программы

Знания, умения, навыки в конце первого года обучения:

- уметь правильно дышать во время пения, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, правильно интонировать мелодию песни;

- уметь ритмично двигаться под музыку, пользоваться своей мимикой;

- иметь представление о средствах музыкальной выразительности (ритм, темп, динамика);

- знать и понимать основы музыкальной грамоты (знать ноты и различать их по высоте и длительности);

- петь песню без сопровождения и с сопровождением музыки;

- иметь представление о различных музыкальных инструментах;

-понимать элементарные дирижёрские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание).

Знания, умения и навыки в конце второго года обучения

-иметь представление об основных вокальных жанрах;

-соблюдать певческую установку;

-иметь навыки восприятия музыки, уметь анализировать её по средствам выразительности;

-иметь представление об основных музыкальных жанрах;

-знать ноты, различать их по высоте и длительности;

-знать гигиену певческого голоса;

- средства музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм такт, пауза);

- иметь представление о музыкальном размере 2/4,3/4, о мажорном и минорном ладе;

-иметь навыки работы над выразительностью исполнения песен;

-иметь навыки сольного и хорового пения, двухголосного пения;

- исполнять простые произведения на музыкальных инструментах.

Знания, умения и навыки в конце третьего года обучения

-уметь ориентироваться в нотной грамоте;

-знать понятия: тоника, лад, трезвучие, тон, полутон;

-знать ноты первой и второй октавы. Устойчивые и неустойчивые звуки;

-иметь представление о средствах музыкальной выразительности (темп, динамика, регистр, ритм, мелодия);

-знать основы техники пения;

-иметь навыки интонирования, правильного звукообразования;

-иметь навыки импровизации, сочинительства на заданную тему;

-импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, стихотворные тексты;

-иметь навыки концертной деятельности;

- исполнять простые произведения на музыкальных инструментах.

Знания, умения и навыки в конце четвёртого года обучения

-уметь ориентироваться в нотной грамоте;

-знать понятия: партитура, сольфеджио, размер, такт, тактовая черта;

-иметь навыки сольного пения, пения дуэтом, двухголосия, каноном;

-знать понятия о грудном и головном резонаторе;

- уметь петь естественно, ровным по тембру голосом;

- уметь свободно пользоваться навыками певческого дыхания;

- уметь грамотно пользоваться резонаторными ощущениями;

- уметь исполнять свою партию в ансамбле;

-уметь владеть навыками поведения на сцене: умение красиво двигаться, чувство единства пластики в ансамбле;

-уметь работать с микрофоном на сцене;

- исполнять простые произведения на музыкальных инструментах.

Формы подведения итогов

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методом контроля и управления образовательным процессом является тестирование детей, анализ результатов конкурсов, анкет для детей и родителей, викторины, выполнение творческих заданий, участие учащихся в конкурсах различного уровня и др. Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях учащихся, в призовых местах на конкурсах, фестивалях. Свидетельством успешного обучения являются дипломы, грамоты.

 


Учебно-тематический план 1-го года обучения

Название темы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

 

 

 

Вводное занятие

 

2

 

2

 

 

2

 

Эстрадный вокал

 

57

 

6

 

51

 

3

 

Музыкальный фольклор

 

20

 

6

 

14

 

4

 

Нотная грамота

 

10

 

5

 

5

 

5

 

Музыка рассказывает о жизни

 

16

 

6

 

10

 

6

 

Исполнительское мастерство

 

36

 

 

33

 

 

 

Итоговое занятие

 

3

 

 

 

 

3

 

 

Итого:

 

14

 

25ч

 

119 ч

 


Содержание программы 1-го года обучения

Введение (2 ч) Встреча с детьми. Инструктаж по технике безопасности включающий в себя профилактику перегрузки и заболевание голосовых связок.

Тема: Эстрадный вокал (57 ч) Что нужно знать о голосе - правила правильного пения. Певческая установка – вокально-певческая постановка корпуса во время пения. Вокальная дикция и певческое дыхание.

Практическая работа: выработка навыков пения, сидя и стоя. Выработка навыков певческого дыхания, чёткой дикции, выполнение вокально-певческих упражнений, пение песен современных композиторов. Разучивание песни, усвоение мелодии, закрепление музыкального материала с сопровождением и без него. Слушание музыки по теме.

Тема: Музыкальный фольклор(20 ч) Жанры русской народной песни (хороводная и лирическая). Слово, напев, движение в фольклоре. Что такое фольклор? Фольклор. История коляды.

Практическая работа: слушание и анализ музыкальных фрагментов. Выполнение вокальных и артикуляционных упражнений по постановке народного голоса, разучивание русских народных песен. Знакомство с народными инструментами.

Тема: Нотная грамота (10 ч) Знакомство с музыкальными звуками. Скрипичный и басовый ключи. Средства музыкальной выразительности темп, динамика, регистр, ритм, мелодия). Длительности нот (целая, четвертная, половинная, восьмая).

Практическая работа: выполнение упражнений на различение названий и длительностей нот. Пение по нотам. Вокально-хоровая работа, сольное пение. Формирование навыков правописания нот, музыкальных ключей.

Тема: Музыка рассказывает о жизни (16ч) Жанры вокальной музыки (песня, опера, хор) Музыка из детских кинофильмов и мультфильмов. Эстрадная и народная песня и музыка Детские композиторы: В. Шаинский, Г. Гладков, Ю.Чичков. Композиторы- классики – П.И.Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков. Музыкальные инструменты. Мелодия-душа музыки. Частушкавесёлая песенка.

Практическая работа: слушание и анализ музыкальных фрагментов музыки и песен. Пение фрагментов из песен. Проведение музыкальных игр.

Тема: Исполнительское мастерство(36ч) Средства художественной выразительности. Раскрытие содержания музыки и текста в песне. Поведение поющего до выхода на сцену и во время концерта.

Практическая работа: развитие навыков выступления на сцене, культура поведения на сцене. Художественно-эмоциональная работа с детьми (выражение эмоций, характер исполняемой песни, работа над движениями). Пение сольно, дуэтом, ансамблем.

Итоговое занятие:(3 ч) На занятиях учащиеся закрепляют свои знания, приобретённые на занятиях творческого объединения. Подводится итог занятия об уровне ЗУН учащихся по изучаемому материалу.

 

 

Учебно-тематический план 2-го года обучения

 

 

Название темы

Общее кол-во часов

 

Теория

 

Практика

 

1

 

Вводное занятие

 

2

 

 

2

 

 

2

 

Эстрадный вокал

 

87

 

7

 

80

 

3

 

Музыкальный фольклор

 

35

 

5

 

30

 

4

 

Нотная грамота

 

15

 

5

 

10

 

5

 

Музыка рассказывает о жизни

 

15

 

15

 

 

6

 

Исполнительское мастерство

 

60

 

 

60

 

7

 

Итоговое занятие

 

3

 

 

 

3

 

 

Итого:

 

216 ч

 

34 ч

 

182 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы 2-го года обучения

Введение(2 ч) Встреча с детьми. Инструктаж по технике безопасности, профилактика перегрузки и заболевание голосовых связок.

Тема: Эстрадный вокал(87 ч) Певческая установка. Беседа о гигиене певческого голоса. Строение голосового аппарата. Типы дыхания. Вокальная дикция и позиция. Певческая установка. Песня - жанр вокальной музыки.

Практическая работа: выработка навыков пения, сидя и стоя. Выработка навыков певческого дыхания, чёткой дикции. Работа над унисоном. Двухголосие. Развитие ладового чувства и ритма. Выработка чистой интонации в песнях. Работа над вокальной позицией (над правильным вдохом, о ярком голосе, близком позиционном звучании.) Разучивание песни, усвоение мелодии закрепление музыкального материала с сопровождением и без него. Слушание музыки по теме.

Тема: Музыкальный фольклор(35ч) Русская народная песня. Исторические песни. Хороводные, протяжные песни. Жанры русских народных песен.

Практическая работа: пение русских народных песен. Выполнение вокальных и артикуляционных упражнений по постановке голоса. Навыки разыгрывания песен. Формирование выразительной речевой интонации как основы русского народного пения. Игра на народных инструментах.

Тема: Нотная грамота(15ч) История создания нотной грамоты. Расположение нот на нотном стане. Средства музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм такт, пауза). Длительности нот (целая, четвертная, половинная, восьмая). Музыкальный размер 2/4. Мажор и минор. Музыкальная интонация.

Практическая работа: выполнение упражнений на различение названий и длительностей нот. Пение звукоряда до первой октавы- до второй, с названием и без названия звуков. Отличие мажорных песен от минорных исполнение этих песен. Формирование навыков правописания нот, музыкальных ключей.

Тема: Музыка рассказывает о жизни(15 ч) Жанры вокальной музыки (песня, опера, хор). Музыка из детских кинофильмов и мультфильмов. Эстрадные исполнители песен. Знакомство с зарубежными композиторами. Музыкальные инструменты.

Практическая работа: Слушание и анализ музыкальных фрагментов вокальной музыки, эстрадных исполнителей. Пение фрагментов песен.

Тема: Исполнительское мастерство (60ч) Средства художественной выразительности. Раскрытие содержания музыки и текста в песне. Поведение поющего до выхода на сцену и во время концерта.

Практическая работа: развитие навыков выступления и поведения на сцене. Художественно-эмоциональная работа с детьми (выражение эмоций, характер исполняемой песни, работа над движениями). Пение сольно, дуэтом, ансамблем.

Итоговое занятие(3 ч) На занятиях повторить и закрепить пройденный материал. Подвести итог занятия об уровне ЗУН учащихся по изучаемому материалу.

 

 

 


Учебно-тематический план 3-го года обучения

Название темы

 

Общее кол-во часов

Теория

Практика

 

1

 

Вводное занятие

 

2

 

2

 

 

2

 

Эстрадный вокал

 

85

 

6

 

79

 

3

 

Музыкальный фольклор

 

30

 

5

 

25

 

4

 

Нотная грамота

 

14

 

9

 

5

 

5

 

Музыкальная литература

 

23

 

13

 

10

 

6

 

Исполнительское мастерство

 

59

 

 

59

 

7

 

Итоговое занятие

 

3

 

 

 

3

 

 

Итого:

 

216 ч

 

35 ч

 

181ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы 3-го года обучения

Введение(2 ч) Встреча с детьми. Инструктаж по технике безопасности, включающий в себя профилактику перегрузки и заболевание голосовых связок.

Тема: Эстрадный вокал(85 ч) Певческая установка. Строение голосового аппарата. Певческое дыхание (типы дыхания.) Вокальная дикция. Звукообразование (возникновение звука, его силе и основные тембровые качества).

Практическая работа: укрепление навыков пения, сидя и стоя. Выработка навыков певческого дыхания, чёткой дикции. Владение дыханием на выдержанном звуке. Закрепление навыков по формированию гласных. Работа над кантиленой и легато. Выработка чистой интонации в песнях, в вокальных упражнениях. Выполнение вокально-певческих упражнений, пение песен современных композиторов. Разучивание песни, усвоение мелодии закрепление музыкального материала с сопровождением и без него. Слушание музыки по теме.

Тема: Музыкальный фольклор(30 ч) Хоровые обработки народных песен в творчестве русских композиторов. Слово, напев, движение в фольклоре. Русские народные инструменты. Так и рвётся душа из груди молодой. Весёлый праздник Масленица.

Практическая работа: закрепление певческих навыков – чистого интонирования, мягкой атаки звука. Развитие навыков ритмического воспроизведения песенного фольклора через ощущение ритмического пульсирования в пении, декламации, движении. Выполнение вокальных и артикуляционных упражнений по постановке народного голоса, разучивание русских народных песен. Выразительная речевая интонация как основа русского народного пения. Игра на народных инструментах.

Тема: Нотная грамота(14 ч) Понятие – тоника, лад, трезвучие, тон, полутон. Звуки первой и второй октавы. Устойчивые и неустойчивые звуки. Средства музыкальной выразительности (темп, динамика, регистр, ритм, мелодия). Длительности нот (целая, четвертная, половинная, восьмая). Мажор и минор.

Практическая работа: развивать навык пения по нотам. Формирование навыков правописания нот, музыкальных ключей. Пение устойчивых и неустойчивых звуков.

Тема: Музыкальная литература(23 ч) Единство музыки и танца. Жанры вокальной музыки. (Романс, опера, оперетта, эстрадная музыка и народная) Музыка целительница. Музыкальные инструменты. Краски музыки и голоса. Детские песни в исполнении эстрадных певцов. Песни Великой Победы.

Практическая работа: слушание и анализ музыкальных фрагментов музыки и песен. Пение фрагментов из песен, например: «Песня Красной шапочки», «Песня кота Леопольда», «Улыбка», «Прекрасное далёко». Проведение музыкальной игры: «Угадай мелодию», «Музыкальный калейдоскоп».

 

Тема: Исполнительское мастерство(59 ч)

Практическая работа: развитие навыков выразительного исполнения. Художественно-эмоциональная работа с детьми (выражение эмоций, характер исполняемой песни, работа над движениями). Пение сольно, дуэтом, ансамблем. Приобретение навыков работы с микрофоном. Воспитание сценической культуры. Приобретение навыков концертных и конкурсных выступлений.

Итоговое занятие (3 ч)

Развивать умения, применять полученные знания в практической деятельности. Повторение и закрепление пройденного материала занятий.

 

 

 

Учебно-тематический план 4 года обучения

Название темы

Общее количество часов

Теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

 

 

2

 

Вокально-хоровая работа

 

86

 

6

 

80

 

3

 

Преобразующая сила музыки

 

8

 

8

 

 

 

4

 

Нотная грамота

 

24

 

14

 

10

 

5

 

Музыкальная литература

 

40

 

40

 

 

 

6

 

Исполнительское мастерство

 

53

 

 

53

 

7

 

Итоговое занятие

 

3

 

 

 

3

 

 

Итого:

 

216 ч.

 

70 ч.

 

146 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы 4-го года обучения

Введение (2 ч) Встреча с детьми. Инструктаж по технике безопасности. Поведение исполнителя до выхода на сцену и во время концерта. Занятие проводится в форме беседы.

Тема: Вокально-хоровая работа (86 ч) Певческая установка. Правила установки корпуса во время пения. Вокальная позиция, работа резонаторов (головные и грудные). Строение артикуляционного аппарата. Дирижерские жесты, знакомство с дирижерскими жестами и их значением.

Практическая работа: укрепление навыков, певческой установки. Закрепление навыков певческого дыхания, звукообразование. Работа над навыками пения двухголосия. Развивать вокально-хоровые навыки. Разучивание песни, вокальных упражнений, работа над унисоном. Слушание музыки по теме. Развивать навыки сольного пения, пения в дуэте, пения в ансамбле. Навыки цепного дыхания. Работа над вокальной позицией, над правильным вдохом, о ярком голосе, близком позиционном звучании.

Тема: Преобразующая сила музыки (8 ч) Влияние музыки на человека. В чем красота музыки? Театр и музыка. Музыка в жизни человека.

Тема: Нотная грамота (24 ч) Правописание нот и музыкальных ключей (Скрипичного и басового) Длительности нот. Размер в музыке – 2/4, 3/4, 4/4, такт, тактовая черта.

Практическая работа: развивать умение ориентироваться нотной грамоте. Формировать навыки пения по нотам, правописание нот, музыкальных ключей, разгадывание музыкальных ребусов, музыкальных стихов. Ритмические игры, работа с нотными пособиями.

Тема: Музыкальная литература (40 ч) Музыкальный фольклор, народные праздники. Творчество зарубежных и русских композиторов. Классификация голосов (сопрано, альт, баритон, бас, партия.). Эстрадные и народные исполнители песен.

Тема: Исполнительское мастерство(53 ч)

Практическая работа: развивать навыки выразительного исполнения песни на сцене. Воспитывать сценическую культуру, приобретать навыки концертных и конкурсных выступлений. Приобретение навыков работы с микрофоном. Воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей коллективным творчеством.

Итоговое занятие (3 ч) На занятиях повторить и закрепить пройденный материал. Подвести итог занятия об уровне ЗУН учащихся по изучаемому материалу. Проследить динамику развития творческих способностей. Закрепить вокально-хоровые навыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение

Папка с раздаточным

материал

ом

по темам: «Музыкальная азбука», «Длительности нот»

, «Мажор и минор», «Собери мелодию», «

Музыкальная динамика

», с музыкальными заданиями (сочини мелодию на заданный текст, отгадай музыкальный ребус, кроссворд)

К

артотека загадок, ребусов, кроссвордов по темам: «Музыкальные инструменты, «Угадай ноты в музыкальном ребусе», «Прочти стихотворение, используя ноты», разгадай кроссворд «Певческие голоса», «Вспомни ноты», «Музыкальная грамота».

Аудио

и

видео записи

различных эстрадных вокалистов и вокальных групп, джазовых исполнителей, в том числе современных детских ансамблей и групп.

Нотные издания

с вокальными

произведениями.

Методические пособия по основным разделам программы:

эстрадный вокал, народный вокал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература для педагога

 

1.Алиев, Ю.Б.Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] учебное пособие/Ю.Б.Алиев.- Москва: Издательство Владос,2001.

2. Добровольская, Н.Н. Что надо знать учителю о детском голосе [Текст] методическое пособие/ Н.Н. Добровольская.- Москва: Изд-во Музыка, 2004.-56 с.

3.Дмитриева, Л.Г.Методика музыкального воспитания в школе [Текст] методическое пособие/ Н.В.Добровольская.- Москва: Издательство,2004.

4.Попов, В.С.Школа хорового пения [Текст] учебное пособие/ В. С. Попов.-Москва: Издательство Музыка, 2000.-156 с.

5. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей [Текст] учебное пособие / М.А.Михайлова.- Ярославль: Изд-во Академия развития, 2000.240 с.

6. Романова, Л.В.Школа эстрадного вокала [Текст] учебное пособие / Л.В.Романова.- Москва: Изд-во Лань, 2007-40 с.

7.Суязова, Г.А.Мир вокального искусства [Текст] методическое пособие/ Г.А.Суязова.- Волгоград: Издательство Учитель, 2007.-130 с.

8.Силкачёва, Л.М. Хороведение [Текст] учебно-методическое пособие/ Л.М. Силкачёва.- Кемерово: Изд-во Обл ИУУ, 1996.-89 с.

9.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] учебное пособие/Г.К. Селевко.-Москва: Издательство Народное образование, 1998.

10. Халабузарь, П.Н.Методика музыкального воспитания [Текст] учебное пособие/ П.Н.Халабузарь.- Москва.1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература для учащихся

1.Гульянц, Е.И. Детям о музыке [Текст] учебное пособие / Е.И. Гульянц.-Москва: Издательство Аквариум, 2003-385 с.

2.Истомин, С.В. Я познаю мир [Текст] музыкальная энциклопедия/ С.В.Истомин.-Москва: Издательство Астрель, 2002-55 с.

3.Ларионова, Г.П. Я учу нотную грамоту [Текст] учебное пособие /Г.П. Ларионова.- Санкт-Петербург: Издательство Нева, 2003-145 с.

4.Энтин, Ю.С. Азбука песен [Текст] стихи / Ю.С. Энтин.-Москва: Издательство Астрель, 2003-77 с.

5.Михеева, Л.Н. Поговорим о музыке [Текст] занимательный словарь школьника / Л.Н.Михеева.- Москва: Издательство Музыка,2005-233с.

6. 1. Булучевский Ю, Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся [Текст] Ю.Булучевский, В.Фомин.- Москва: Издательство Музыка, 1998-214с.

7. Петрушин В. И. Слушай. Пой. Играй [Текст] пособие для музыкального самообразования / В.И. Петрушин.- Москва: Издательство Владос, 2000-115 с.

8. Салмина Н. Г. ,Манакова И. П. Дети. Мир звуков [Текст] учебное пособие / Н.Г.Салмина, И.П.Манакова.-Свердловск: Издательство Музыка, 2003-220 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×