ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ | Любовь Геннадьевна Ситникова. Работа №224601
Автор: Любовь Геннадьевна Ситникова
Моя программа воспитательной работы «Друзья», помогает организовать работу в своём классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
3.1 Программа воспитательной работы
ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
Классный руководитель: Ситникова Л.Г.
3.1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главная задача учебно-воспитательного процесса - создать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлять образовательный процесс на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Цель и задачи воспитания и социализации младших школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Моя программа воспитательной работы «Друзья», помогает организовать работу в своём классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, придя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы
для сознательного, обдуманного управления его развитием с учётом возрастных изменений.
Задачи программы воспитания:
1. Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость,
гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
2. Развивать физические, умственные, творческие способности человека.
3. Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.
4. Научить ориентироваться в обществе, сформировать культуру общения.
5. Воспитать потребность в созидательной деятельности, эстетическом развитии, положительном отношении к труду как средству
самоутверждения.
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам,
закрепленными Уставом школы.
Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, а нравственно и экономически значимой.
Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.
В общении педагога с учеником должны реализовываться следующие правила:
• умение выслушивать его до конца;
• не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
• открытость и доступность учащихся.
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.
Содержание программы
1 класс « Познай себя» -
на первом этапе, где дошкольник - уже школьник, где ведущая деятельность – учёба,
в которой происходит узнавание себя, даётся оценка собственным взглядам на окружающих.
2 класс «Научись дружить» -
на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе.
Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
3 класс «Коллективная жизнь» -
на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
4 класс « В единстве - сила» -
на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности,
приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
3.1.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Организация воспитания и социализации учащихся осуществляется по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям.
2.Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей;
забота о старших и младших;
3. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Задачи воспитания и социализации учащихся по каждому направлению:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи;
любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;
уважение к защитникам Родины;
первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;
отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Планируемые результаты:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2. Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье:
различение хороших и плохих поступков;
знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;
почтительное отношение к родителям;
уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, бы
ть опрятным, чистым, аккуратным.
Планируемые результаты:
- воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с
общепринятыми нравственными нормами;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
3. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
элементарные представления об основных профессиях;
ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
первоначальные навыки коллективной работы
, ;
умение соблюдать порядок на рабочем месте;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Планируемые результаты:
- воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
-трудолюбие;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой
деятельности.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение
здоровьесберегающего
режима дня;
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
первоначальные представления об оздоровитель
ном влиянии природы на человека.
Планируемые результаты:
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
бережное о
тношение к растениям и животным.
Планируемые результаты:
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
умение видеть красоту природы, труда и творчества;
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
интерес к занятиям художественным творчеством;
стремление к опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Планируемые результаты:
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя
в доступных видах творчества;
3.1.3.Механизм взаимодействия
План реализации программы (общие темы, могут корректироваться (использоваться выборочно) в течении года)
Направления
1 класс
«Познай себя»
2 класс
«Научись дружить»
3 класс
«Коллективная жизнь»
4 класс
«В единстве - сила»
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
1. Праздник
«Первый раз – в первый класс»
2. Классный час «Мы школьниками стали» (правила поведения)
3. Классный час «Влияние характера на поступки и поведение человека»
4. «Наш класс- моя семья» Беседа о взаимоотношениях между мальчиками и девочками.
5. Классный час
«Всемирный день прав ребёнка»
6.Классный час
«Я - ученик»
7. Выставка – беседа
«О тех, кто мир нам подарил».
8. Тематические общешкольные мероприятия.
1. Классный час «Человек среди людей»
2. Классный час «Я- человек и гражданин»
3. Классный час «Что значит быть счастливым в своей стране»
4. Классный час «История Российского флага»
5. Беседа
«Защитники Отечества»
6. Классный час
«Царство Закон, царство Беззаконие»
7. Час поэзии
«Мне посчастливилось родиться на Руси»
8. Классный час «Патриотизм начинается с малого: с любви к тому месту, где ты живешь»
9. Тематические общешкольные мероприятия.
1. Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком»
2. Тематическая беседа «Закон для нас. Закон внутри нас»
3. Встреча с интересным человеком: «Орден в твоем доме? О чем рассказал орден»
4. Час рассуждений
«Что означает моё имя»
5. Час разговора
«Я чувствую себя счастливым, когда…»
6. Классный час «Как я умею преодолевать трудности»
7. Беседа
«Мудрые заповеди предков»
8. Конкурс-викторина
«О солдатах и генералах»
9. Тематические общешкольные мероприятия.
1. Классный час «Мои сильные и слабые стороны»
2. Классный час
«Я и общество»
3. «Встречают по одежке, провожают по уму»
4. «Мое «хочу» и мое «надо» (час доверительного разговора)
5. Классный час
«Кто я? Какие мы?»
6. Классный час
«Что такое мир»
7. Классный час
«Россия – Родина моя»
8. Вахта памяти
«Звучит памятный набат»
9. Классный час
«След войны в моей семье»
10. Тематические общешкольные мероприятия.
Воспитание трудолюбия,
творческой активности, сознательного отношения к учёбе
1. Классный час «Праздник в нашей жизни»
2. Беседа-представление
«Я и мои таланты»
3. Классный час
«Мы славим труд»
4. Классный час «Каждой вещи - своё место»
5. Практическое занятие «Учебная книга – наш друг»
6. Викторина – игра «Мои любимые уроки»
7. Конкурс
«У кого в порядке книжки и тетрадки»
8. Классный час «Трудно ли учиться в школе»
9. Ролевые игры:
«Говорящий портфель», « Что знают наши книги», «Сказочные герои в нашей школе» и др.
10. Тематические общешкольные мероприятия.
1. Классный час
«Путь нашей тетрадки»
2. Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе»
3. Классный час «Мой любимый сказочный герой»
4. Мероприятие
«Мы труд воспеваем и славим работу»
5. Диспут
«Школа – мой второй дом»
6. Игра – путешествие «Путешествие в страну мультфильмов»
7. Елочная игрушка своими руками «В мастерской Деда Мороза»
8. Классный час «Как мы выполняем домашние задания»
9. Игровой час
«Учимся быть организованными»
10. Творческая мастерская
«Умелые руки».
11. Тематические общешкольные мероприятия.
1. Мир моих увлечений»
2. Игра «Умники и умницы»
3. КВН по русскому языку
4. Классный час
«Хвала рукам, что пахнут хлебом»
5. Классный час
«Люби книгу!»
6. Классный час «Культура умственного труда в классе и дома»
7. Устный журнал «Путешествие в страну неразгаданных тайн»
8. «Почему их так называют?» Внеклассное занятие по русскому языку и окружающему миру.
9. «Считай, смекай, отгадывай» внеклассное занятие по математике
10. Тематические общешкольные мероприятия.
1. Информационный час «Это интересно»
2. Классный час
«Мой труд каждый день дома»
3. Праздник «Музыкальная гостиная»
4. Классный час «Все работы хороши – выбирай на вкус»
5. Классный час
«Отчего прибавляется счастья»
6. Конкурс знатоков
«Турнир Шерлока Холмса»
7. Доверительная беседа «Невидимые враги человека, которые мешают жить»
8. Час-игра
«Путешествие по Королевству любимых предметов»
9. Классный час
«Знание - сила»
10. Игра-путешествие
«В научном городке».
11. Тематические общешкольные мероприятия.
Воспитание нравственных чувств,
достойного отношения к семье
1.Классный час «Мой дом – наведу порядок в нем»
2.Классный час «Правила поведения в общественных местах»
3.Праздник вежливых наук
4.«Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других»
5. «Мои родные» выставка рисунков
6. «Семейные праздники»
(рассказы и рисунки)
7.Викторина
«О наших бабушках, мамах, сестрах»
8.Доверительная беседа «Друг в моей жизни»
9.Классный час
«Спешите делать добро»
10. Тематические общешкольные мероприятия.
1. Час общения
«Тепло семейного очага»
2. Час разговора
«Доброе слово- что ясный день»
3. Классный час «Профессии наших родителей»
4.Рассуждение на тему: «Кому нужна моя помощь?»
5. Круглый стол
«Что такое правила хорошего тона»
6.Семейный праздник «Род, родные, Родина»
7. Диспут
«Что такое хорошо?!»
8.Час общения
«Порадовать близких – как это просто»
9.Посиделки с друзьями
10. Тематические общешкольные мероприятия.
1. «День рождения моей семьи»
2. Беседа
«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»
3. Классный час «Самые дорогие для нас слова:
мама, Родина, мир»
4. Классный час «Благодарность это…»
5. Рождественские встречи
6. Час рассуждений
«Вежливость и невежество»
7. Классный час «Мое и чужое в школьной жизни»
10. Классный час «Путешествие в страну справедливости»
8. Ролевая игра
«Учимся дружить»
9. Классный час «Умеем ли мы прощать обиды?»
10.Тематические общешкольные мероприятия.
1. Исследовательская работа
«Родословная моей семьи»
2. Классный час
«Школа вежливости»
3. Праздник «Я песню милой маме пою»
4. Беседа
«Без друга в жизни туго»
5. Беседа – диспут
«За что уважают в семье и обществе»
6. Беседа-диспут «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
7. Семейная гостиная «Традиции моей семьи»
8.Тестирование «Семейные проблемы глазами детей»
9.Доверительная беседа
«Мои мечты, мои желания»
10. Тематическое занятие
«Давайте учиться жить».
11. Тематические общешкольные мероприятия.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
1. Экскурсия
«Вот и осень пришла»
2. Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво»
3. «Пусть будет чистым родной край» практическое задание
4. Классный час «Природа и человек»
5. Классный час «Наши друзья животные»
6. День защиты Земли
7. Классный час «Экстремальные ситуации для человека в природной среде.
Пожар в лесу»
8. «География безопасности»
( сезонные изменения)
1. «Люби и охраняй природу»
2. Викторина «Путешествие в мир животных»
3. Экологическое заочное путешествие
4. Игра «Экологические тропинки, мы усвоим без запинки»
5. Беседа
«Птицы наши друзья»
(изготовление кормушек для пернатых)
6. Познавательная игра – конкурс «Эти удивительные растения»
7. Поле чудес «Там на неведомых дорожках»
8. «Животные Рязанщины» викторина
9. Станция «Зелёный патруль»
10. «География безопасности»
( сезонные изменения)
1. Экскурсия «Природные сообщества и их взаимодействия»
2. Конкурс знатоков природы.
3. Классный час «Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Что это?»
4. Заочное путешествие
«Чем богат наш край?»
5. Конкурс-праздник
«На острове Чунга-Чанга»
6. Игровой час
«Лесная карусель»
7. Беседа «Гринпис»
8. Брейн-ринг
«Природа нашей Родины»
9. «География безопасности»
( сезонные изменения)
1. Викторина «Растительный мир земного шара»
2. Беседа «Растения – синоптики»
3. Викторина «Животный мир земного шара»
4. Экскурсия «Весна! Весна! И все ей радо!»
5. Обсуждение ситуации
«Планета Земля в опасности»
6. Экологическая беседа «Экология – это наука о том, как сберечь дом»
7. Экологический плакат «Гармония в природе»
8. Мини-конференция
«Маленькие тайны большой природы»
9. Путешествия по родному краю.
10. «География безопасности»
( сезонные изменения)
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
1.ПДД
«Дорожная мозаика»
2.Классный час
«Береги здоровье смолоду»
3.Беседа
«Почему сон – это
важно»
4. Богатырские забавы
5. Беседа
«О вкусной и здоровой пище»
6. Классный час «Личная безопасность»
7. Музыкально-спортивный час
«Если хочешь быть здоровым»
8. Прогулка в лес, игры на свежем воздухе.
9. «День Здоровья».
10. Тематические экскурсии.
1. Игра «Азбука безопасного поведения на улице»
2. Операция «Чистый двор»
3. Классный час
«Мы за здоровый образ жизни»
4. Операция «Скорая помощь»
5. Классный час «О личной гигиене»
6. Беседа
«Опасные предметы»
7. Мероприятие
«Путешествие в страну
Здоровья»
8. Весёлые старты
«Быстрее, выше, сильнее»
9.ПДД «Что значит быть ответственным». 10. Тематические экскурсии.
1. ПДД «Мы - пешеходы»
2. Час общения
«Режим – это скучно или необходимо»
3. Утренник
«В гостях у доктора Айболита»
4. Операция «Чистюлька»
5. Классный час
«В здоровом теле – здоровый дух»
6. «Светофор здоровья»
7. Беседа
«Овощи – кладовая витаминов»
8. Практикум
«Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье»
9. Игры на воздухе
«Мой веселый звонкий мяч»
10. Тематические экскурсии.
1. ПДД «Школа светофорных наук»
2. КВН «Наше здоровье»
3. Веселые старты
4. Загадки с грядки
5. ЗОЖ «Мойдодыр»
6. Классный час
«Школа – территория здоровья»
7. Беседа «Чисто не там, где метут, а там, где не сорят», «Чистота – залог здоровья»
8. Беседа «Чем я богат»
9. Весенний марафон
«Будь здоров»,
«Футбол для всех»
10 Спектакль
«Дорожный патруль».
11. Тематические экскурсии.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
1. Конкурс рисунков
«Счастливое детство»
2. «В гостях у золотой осени»
(конкурс загадок, рисунков, поделок из природного материала)
3. Беседа
«Удивительное рядом»
4. «Творческие родники»
5. Новогодняя карусель.
6. Мир моих увлечений
7. Чтение сказок народов мира
«Сказка-ложь, да в ней намёк»
8. «В мире гармонии».
9. Тематические общешкольные мероприятия.
1. Конкурс поделок
«Короб чудес»
2. Праздник красок и карандашей
3. Викторина
«Что за прелесть эти
сказки»
4. Масленица
5. Путешествие в мир танца
6. Инсценированный классный час
«Чудеса народного искусства»
7. Чудо своими руками
«У фантазии нет границ»
8. Классный час
«В солнечном царстве, эстетическом государстве»
9. «Музей весёлых затей».
10. Тематические общешкольные мероприятия.
1. Конкурс рисунков
«Мир глазами детей»
2. «Этот пёстрый, волшебный, загадочный мир»
3. Музыкальный праздник «Колокольчики добра»
4. Творческий час
«Зажги свою звезду»
5. Игровой час
«Тропою сказок»
6.Этика общения
«Кто опрятен, тот приятен»
7. Весёлая игротека
«Счастливый случай»
8. Классный час
«Цени прекрасные мгновенья»
9. Конкурс на лучшую поздравительную открытку.
10. Тематические общешкольные мероприятия.
1. Моя мечта
2. КВН по сказкам
«Там на неведомых дорожках»
3. Утренник
«Вместе весело шагать»
4. Рыцарский турнир
5. Утренник
«Мартовская капель»
6. Русские традиции в песнях, играх и обрядах
7. «Путешествие в мир мудрых мыслей»
8. Классный час
«Настроение не пустяк»
9. Час общения
«Что для тебя красота?»
10. Инсценированный классный час
«В гостях у царевны Эстетики».
11. Тематические общешкольные мероприятия.
Формы проведения мероприятий
классный час
интерактивные игры
психологические игры
викторины
праздники
конкурсы рисунков, поделок, стихов, сочинений
фотовыставки
экскурсии
спортивные праздники
конкурсы для всей семьи
КВН
театрализованное представление
исследовательская деятельность
диагностические исследования
Формами и методами контроля успешности проведенных мероприятий являются анкетирование, тестирование, открытые мероприятия.
Мои наблюдения (личные выводы)
На первом году воспитания, считаю, необходимо обратить внимание на вовлечение ребёнка в школьную деятельность, формирование доверительных отношений между учеником и учителем. Поэтому важно большее внимание уделить общению в малых группах, индивидуальным беседам, посещению на дому. Итогом первого года воспитания должно стать осознания себя как ученика.
Мероприятия, проводимые во второй год воспитания, нацелены на пресечение детской эгоистичности, созидание положительных черт характера. Большую помощь в этом могут оказать родители. Поэтому я особенно «тонко», деликатно и особенно ответственно подхожу к проведению родительских собраний и лекториев («Обязанности в семье», «Воспитание сознательной дисциплины», семейный праздник « Род, родные, Родина» и другие). Итогом второго года должно стать формирование устойчивых дружеских отношений.
Итогом третьего года является осознание детьми, что их класс – дружный коллектив. Этому способствуют игры на свежем воздухе, экскурсии, беседы «Я чувствую себя счастливым, когда…», « Я и Мы», «Вместе весело шагать».
Четвёртый год воспитания является наиболее ответственным. Дети должны самостоятельно принимать решения, анализировать свою деятельность, поступки. Наиболее актуальны здесь беседы «Встречают по одёжке, провожают по уму», «Моё хочу и моё надо», диспут «За что уважают в семье и в обществе», «Мои мечты, мои желания», «Что значит быть счастливым в своей стране», «Дорога добра». Итогом данного года и всей воспитательной программы является овладение детьми системой общечеловеческих ценностей, установление гуманистического типа отношений между людьми.
3.1.4. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Цель:
формирование эффективной системы взаимодействия родителей с классным руководителем для создания благоприятных условий свободного развития личности ребенка.
Основные задачи:
совершенствование форм взаимодействия «школа – семья»;
активное вовлечение родителей во все сферы деятельности класса;
педагогическое сопровождение семьи;
создание условий для профилактики асоциального поведения учащихся.
Направления и формы работы.
В практической работе с родителями я использую коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.
Повышение педагогической культуры родителей
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.
В быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично как и их дети.
Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:
– совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
– сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
– педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
– поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
– содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей.
Содержание работы.
Направления
Работа с родителями
Привлечение к работе других социальных институтов.
Режим работы.
Учеба
Индивидуальная работа по вопросам успеваемости учащихся.
Выработка совместных требований к ученику.
Проведение родительских собраний по вопросам успеваемости и помощи ребенку в учебе.
Организация консультаций учи
телей – предметников для встреч с родителями.
Проведение тематических встреч, бесед, диспутов.
1. Тематические родительские собрания 2-4 раза в год.
2. Рабочие родительские собрания 4 раза в год
( в конце четверти).
3. Индивидуальные, тематические консультации для родителей – в течение года.
4. «День открытых дверей» - посещение уроков родителями.
Досуг
Выявление интересов и хобби родителей, привлечение их к организации жизнедеятельности класса.
Организация совместных дел, праздников.
Взаимодействие
с учреждениями культуры
(СДК, РДК, ДДТ, ДШИ, ДДТ)
1. Совместные ежегодные концерты в СДК, посвященные празднику
« День Победы».
2. Традиционные совместные мероприятия «Семейные посиделки» 1-2 раза в год, «Новогодняя карусель»,
«Прощание с Азбукой»,
«До свидания начальная школа» и др.
Здоровье
Просвещение родителей по вопросам возрастных особенностей развития детей.
Организация праздников: «Веселые старты, «День Здоровья».
Организация совместных походов, экскурсий.
Взаимодействие с сельским ФАПОМ, организация встреч, консультаций с врачами РП.
1.Подготовка и проведение совместных спортивных мероприятий 1-2 раза в год.
2.Традиционная майская экскурсия .
3. Тематические беседы – в течении года.
Труд
Организация трудовых десантов:
Субботники
Помощь в организации косметического ремонта классного кабинета
Озеленение территории школы
Проведение тематических бесед:
« Обязанности ребенка по дому», «Помощь в распределении дел по уходу за домашними животными» и др.
Взаимодействие
с ООО «Сысои»,
с администрацией сельского поселения.
1.Ежегодная помощь в уборке территории и Памятника участникам Великой Отечественной войны (май).
2.Помощь в организации и проведение ремонта классного кабинета – 1 раз в год.
3. Совместная весенняя высадка цветов и осенний сбор семян (сезонная ).
3.Тематические беседы –
в течении года.
Милосердие
Организация бесед по вопросам милосердия, гуманного отношения к окружающим.
Организация и проведение тематических мероприятий: «День пожилых людей», «День матери», «День Победы!» и др.
Взаимодействие с
Игуменом Павлом - настоятелем Храма Михаила Архангела (с.Сысои) и Н-Б монастыря.
1.Совместные посещения Храма, экскурсии в Н-Б монастырь.
2.Тематические беседы, встречи с настоятелем монастыря о. Павлом – в течении года.
3.Совместные праздничные мероприятия: «Рождественские встречи», «Святая Пасха» ( согласно календарным дням).
Вывод:
от успешного взаимодействия выигрывают все стороны
Положительным результатом сотрудничества для меня становится повышение уважения со стороны родителей, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей,
удовлетворенность своей работой, как результат…более творческий подход к ней.
Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее понимание детей и школьных программ,
уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущения своей значимости в школе,
укрепление семьи и улучшение общения с детьми.
Для детей выигрыш очевиден. Он проявляется в лучшем отношении к школе, учебе,
в развитии их знаний и умений, успешном социальном положении.
3.1.5.
3.1.6. ПРИЛОЖЕНИЕ.
«Портфолио учащихся» – выборочные страницы.