Название статьи:
ПРОГРАММА воспитательной работы «Мы вместе» | Шахарьянц Елена Васильевна. Работа №212296
Дата публикации:
10.05.2019
Автор:
Шахарьянц Елена Васильевна
Описание:
Автор: Шахарьянц Елена Васильевна
Программа разработана для обучающихся 5–9 классов и рассчитана на пять лет.
ПРОГРАММА
воспитательной работы
Мы вместе
Пояснительная записка
Программа разработана для обучающихся 5–9 классов и рассчитана на пять лет. Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) - переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Воспитательный процесс в средней школе является частью широкого процесса формирования личности, который объединяет как обучение и воспитание в школе, так и воспитание в семье, и взаимодействие микросреды, социального окружения ребенка. Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, а результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника.
Воспитательная работа носит многофакторный характер. На становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация. Это делает процесс воспитания и более богатым, легким (много способов воздействия) и одновременно более трудным: сложно интегрировать все факторы, управлять процессом, оградить его от стихийности и негативно действующих факторов.
Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Они могут обнаруживаться не сразу, а спустя время после окончания школы. На разных учащихся воспитание оказывает различное влияние, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого. Именно поэтому в основе моей воспитательной работы лежит концепция личностно-ориентированного воспитания.
Объектом, субъектом, предметом воздействия и результатом деятельности, является личность школьника, формирующаяся и развивающаяся в условиях школьного и внешкольного пространства, испытывающих постоянное внешнее воздействие.
Я считаю, что основой правильного воспитания является опора на нравственные ценности, овладение культурой своего народа, терпимость и толерантность по отношению к представителям других культур, взаимное уважение.
Целью моей воспитательной программы является создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.
Для оптимальной реализации данной цели необходимо решить поставленные задачи:
организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников;
развитие самоуправления школьников, предоставление им реальной возможности участия в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности;
содействовать развитию индивидуальности каждого ребёнка, осознающего автономию своего внутреннего мира и связь с другими людьми;
содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Концепция воспитательной работы
Мою концепцию воспитания можно охарактеризовать следующими понятиями: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно с взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
Концепция воспитательной системы класса разработана с учетом принципов воспитательной системы школы, целью которой является формирование будущего гражданина своей страны, адаптированного к жизни.
Воспитание – это жизнь рядом вместе. Наши дети должны вырасти такими, какими мы хотим их видеть. Потому что человеку нужно быть здоровым, умным, добрым, успешным, счастливым и всеми уважаемым. Плохо жить без любви, семьи, взаимопонимания.
Исходя, из понимания сущности воспитания и цели воспитания выявляются основные принципы построения воспитательной системы:
1.Личностно-ориентированные:
целостное развитие (физическое, интеллектуальное, духовное);
психологический комфорт (атмосфера раскрепощенности, уважения, успешности, достижения поставленной цели);
2. Культурно-ориентированные:
смысловое отношение к окружающему миру;
опора на культуру как на основу мировоззрения;
толерантность;
3. Деятельностно - ориентированные:
овладение деятельностью (опора на самостоятельное развитие);
Формы реализации программы
В воспитательной работе используются традиционные и нетрадиционные формы работы:
1. Классные часы
2. Классное собрание
3. Диспуты
4. Конференции
5. Ролевые игры
6. Деловые игры
7. Тренинги
8. Круглые столы
9. Викторины
10. КВНы
11. Социологические исследования
12. Экскурсии, походы
13. Трудовые десанты
14. Родительские собрания
15. Творческие посиделки
В центр моей системы воспитания я поставила ребенка и определила следующие приоритетные направления воздействия на его личность:
познай себя как личность интеллектуальную, гуманную, духовную, свободную и творческую через формирование ценностного отношения к себе и другим;
найди себя как человека – гуманиста, таланта, творца, труженика через освоение ценностных ориентиров, позиций и опыта поколений, через овладение различными умениями во внешкольной деятельности;
реализуй себя как социально мобильный субъект – товарищ, друг, член семьи, член общества, гражданин великой страны – через становление социально активной личной, гражданской позиции.
Работу по реализации воспитательной программы необходимо начинать с изучения и диагностики классного коллектива, личности учащихся и их семей.
Изучение должно быть направлено на выявление особенностей процесса психологического развития каждого ученика, проводиться систематически.
Изучение должно быть комплексным и охватывать все основные стороны психического развития ученика.
Изучение индивидуальных особенностей должно осуществляться с учетом возрастных особенностей.
Исследование должно проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.
Реализация программы воспитания осуществляется одновременно по 6 направлениям во всех возрастных группах с учетом их особенностей. Оказывает воспитательное воздействие, как на весь коллектив учащихся, так и на отдельно взятую личность ребенка.
Направление Здоровье
Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления. Задачи:
защита, сохранение и развитие здоровья ученика (физическое и психическое здоровье)
Функции классного руководителя по направлению Здоровье:
сотрудничает с медицинским персоналом школы;
сотрудничает с родителями учеников и консультирует учителей-предметников;
организует просветительскую работу с учащимися по сохранению, развитию и
коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий.
Направление Нравственность
Цель этого направления является обучение учащихся пониманию смысла
человеческого существования, ценности своего существования и существования других людей;
Задачи:
формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям;
формирование у учащихся осознания ценности человеческой жизн
формирование позитивного отношения к обычаям, традициям своего народа, своей семьи.
Функции классного руководителя по направлению Нравственность:
Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей учащихся.
Изучение ценностного ориентационного единства класса.
Создание на мероприятиях атмосферы эмоциональной отзывчивости, защищенности, безопасности, позитивной взаимозависимости, взаимной ответственности.
Направление Интеллект
Цель в данном направлении помощь ученикам в развитии в себе способности
действовать целесообразно, мыслить рационально, эффективно проявлять себя в
окружающей среде. Главное – определить круг реальных учебных возможностей
ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном
развитии.
Задачи:
изучение особенностей учебной деятельности класса и возможности каждого ученика с последующей коррекцией.
совместно с педагогами определить методы, приемы, индивидуальной работы с учащимися на уроке и вне урока.
изучение и влияние на кругозор учащихся, их познавательный интерес, увлечения и использование результатов при организации внеклассной работы.
Функции классного руководителя по направлению Интеллект:
Определение причин отставания в учебной деятельности учащихся.
Создание в классе групп для дополнительных занятий с целью ликвидации пробелов в знаниях.
Организация и проведение консультаций-собеседований с учащимися и мини-консилиумов с педагогами по результатам успеваемости.
Посещение уроков.
Использование в воспитательной работе диалогических форм обучения
Использование активных форм работы. (Конкурсы эрудитов, викторины, интеллектуальные игры, игры-путешествия, конференции, защиты проектов, идей).
Направление Семья
Цель: привлечение семей учащихся к заинтересованному активному участию в жизни класса, в воспитательном процессе. Задачи:
изучение семей учащихся;
организация психолого-педагогического просвещения родителей;
организация совместного проведения досуга детей и родителей;
Функции классного руководителя по направлению Семья:
Регулярное проведение родительских собраний, темы которых планируются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, специфических проблем класса.
Проведение индивидуальных бесед с учетом назревшей необходимости.
Привлечение родителей учеников класса к сотрудничеству по всем направлениям деятельности классного руководителя.
Направление Индивидуальная работа
Цель: организация общения и взаимоотношений в системах учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-ученик-родитель.
Задачи:
изучение положения каждого ученика в классном коллективе, его проблем;
обучение детей и родителей различным формам взаимоотношений;
Функции классного руководителя по направлению Индивидуальная работа:
Формировать представление школьника о достойной жизни человека;
Развивать способность быть субъектом деятельности и собственной жизни и способность отдавать отчёт в своих действиях;
Наделить школьника элементарными жизненно важными умениями;
Оснастить школьника способами саморегулирования, самообразования и самосовершенствования для достижения жизненных перспектив;
Содействовать развитию индивидуальности каждого ребёнка, осознающего автономию своего внутреннего мира и связь с другими людьми.
Направление Досуг
Цель: создание ситуаций для добровольного выбора учениками тех форм работы, которые хотелось бы использовать в классе. Главные качества, которые должны развиваться у воспитанников, это инициатива и самостоятельность, ответственность и открытость, искренность.
Задачи:
изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности;
помощь и просвещение учащихся при выборе ими кружков, секций и т. д.
Функции классного руководителя по направлению Досуг:
Изучение потребностей, интересов и желаний детей в организации и проведении внеклассных мероприятий.
Предоставление учащимся возможности самостоятельно планировать жизнь в классе и отвечать за выполнение этого плана.
Предоставление родителям информации о деятельности внешкольных и школьных учреждений; демонстрация родителям достижений детей.
Стимуляция инициативы и достижений учащихся во внеклассной деятельности.
Структура органов ученического самоуправления в классе
Большую роль в реализации воспитательной системы играет самоуправление учащихся. Самоуправление в классном коллективе предполагает осуществление детьми самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества планирования, организации и анализа жизнедеятельности в классе с целью создания благоприятных условий для общения и развития одноклассников. Наличие органов самоуправления в классе помогает осуществлять воспитание у ребят чувства личной ответственности за коллективные дела класса, способствует выявлению уровня притязаний каждого, позволяет каждому ребенку проявить свои способности, а главное – способствует развитию личности и формирует умение соотносить свои интересы с интересами коллектива, помогает ребенку определить свое место в коллективе.
Систему самоуправления в классе можно представить в виде схемы:
Функциональные обязанности комитетов класса:
Комитет Интеллектуалы и эрудиты
Оказание помощи учителям в устранении пропусков уроков учащимися
Отслеживание слабоуспевающих и неуспевающих учащихся и оказание помощи учителям в работе с ними
Защита интересов класса на олимпиадах и конкурсах
Комитет ЗОЖ
Организация работы по вовлечению учеников в различные спортивные секции
Организация деятельности по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся
Организация, проведение и участие в спортивных мероприятиях школы, района
Комитет Досуг
Организация и проведение коллективно-творческих дел
Комитет Ветеран
Поздравление ветеранов, инвалидов, одиноких людей с праздниками
Оказание необходимой помощи
Комитет Шефская помощь
Организация и участие в праздниках и утренниках для младших детей
Подготовка и проведение для младших школьников спортивных часов, игр, конкурсов
Комитет Печати
Подготовка статей о жизни класса для газеты Школьный вестник
Комитет Право и порядок
Организация дежурства по классу и школе
Подготовка классных часов по профилактике правонарушений
В процессе включения детей в организационно-управленческую деятельность наблюдается развитие личности ученика.
Деятельность школьников по выполнению поручений формирует добросовестность к порученному делу, при которых они самостоятельно находят и используют способы их осуществления, формируют навыки самоконтроля и требовательности к себе. Такой подход характеризуется творческим отношением ученика к конкретному заданию.
МОДЕЛЬ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Взаимоотношения в коллективе, основанные на:
- уважение прав и достойнств всех членов коллектива;
- защащенности;
- жизнерадостности, оптимизма;
- искренности и доверии в общении;
- комфотности.
Сплоченность, организованность коллектива, которые обеспечивают:
- демократически сформирванные органы самоуправления;
- наличие у всех права и возможности учавствовать в управлении классом и школой;наличие таких дел, мероприятий, участие в которых обязательно для всех учашихся класса, школы;
- тесная связь с родителями как помощниками и консультантами
Главным ожидаемым результатом и итогом работы является модель личности выпускника.
МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА 9 КЛАССА
Это гуманная личность, которую характеризуют:
уважение прав, свобод и достойнств других людей;
толерантность, умение ужиться с другими;
сфомированная потребность в охране и защите своего здоровья и всего живого;
владение коммуникативными способностями.
Это творческая личность, которой присущи:
стремление к развитию индивидуальных способностей;
постоянному обогащению внутреннего мира;
готовность к самосовершенствованию.
Это здоровый человек:
физически развитый;
не имеющий вредных привычек;
имеющий устойчивую потребность вести здоровый образ жизни.
Это ответственная личность:
добросовестная, порядочная;
способная на бескорыстную заботу о других;
имеющая четкие жизненные планы;
Индивидуальная работа
Семья
Нравственность
Интеллект
Здоровье
Досуг
Направления
Ветеран
Право и порядок
Печать
Шефская помощь
Досуг
ЗОЖ
Интеллектуалы и эрудиты
Совет класса
(командир, зам.командира, депутат, ответственные за комитеты)
Классное собрание
Скачать работу
воспитательной работы
Мы вместе
Пояснительная записка
Программа разработана для обучающихся 5–9 классов и рассчитана на пять лет. Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) - переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Воспитательный процесс в средней школе является частью широкого процесса формирования личности, который объединяет как обучение и воспитание в школе, так и воспитание в семье, и взаимодействие микросреды, социального окружения ребенка. Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, а результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника.
Воспитательная работа носит многофакторный характер. На становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация. Это делает процесс воспитания и более богатым, легким (много способов воздействия) и одновременно более трудным: сложно интегрировать все факторы, управлять процессом, оградить его от стихийности и негативно действующих факторов.
Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Они могут обнаруживаться не сразу, а спустя время после окончания школы. На разных учащихся воспитание оказывает различное влияние, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого. Именно поэтому в основе моей воспитательной работы лежит концепция личностно-ориентированного воспитания.
Объектом, субъектом, предметом воздействия и результатом деятельности, является личность школьника, формирующаяся и развивающаяся в условиях школьного и внешкольного пространства, испытывающих постоянное внешнее воздействие.
Я считаю, что основой правильного воспитания является опора на нравственные ценности, овладение культурой своего народа, терпимость и толерантность по отношению к представителям других культур, взаимное уважение.
Целью моей воспитательной программы является создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.
Для оптимальной реализации данной цели необходимо решить поставленные задачи:
организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников;
развитие самоуправления школьников, предоставление им реальной возможности участия в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности;
содействовать развитию индивидуальности каждого ребёнка, осознающего автономию своего внутреннего мира и связь с другими людьми;
содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Концепция воспитательной работы
Мою концепцию воспитания можно охарактеризовать следующими понятиями: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно с взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
Концепция воспитательной системы класса разработана с учетом принципов воспитательной системы школы, целью которой является формирование будущего гражданина своей страны, адаптированного к жизни.
Воспитание – это жизнь рядом вместе. Наши дети должны вырасти такими, какими мы хотим их видеть. Потому что человеку нужно быть здоровым, умным, добрым, успешным, счастливым и всеми уважаемым. Плохо жить без любви, семьи, взаимопонимания.
Исходя, из понимания сущности воспитания и цели воспитания выявляются основные принципы построения воспитательной системы:
1.Личностно-ориентированные:
целостное развитие (физическое, интеллектуальное, духовное);
психологический комфорт (атмосфера раскрепощенности, уважения, успешности, достижения поставленной цели);
2. Культурно-ориентированные:
смысловое отношение к окружающему миру;
опора на культуру как на основу мировоззрения;
толерантность;
3. Деятельностно - ориентированные:
овладение деятельностью (опора на самостоятельное развитие);
Формы реализации программы
В воспитательной работе используются традиционные и нетрадиционные формы работы:
1. Классные часы
2. Классное собрание
3. Диспуты
4. Конференции
5. Ролевые игры
6. Деловые игры
7. Тренинги
8. Круглые столы
9. Викторины
10. КВНы
11. Социологические исследования
12. Экскурсии, походы
13. Трудовые десанты
14. Родительские собрания
15. Творческие посиделки
В центр моей системы воспитания я поставила ребенка и определила следующие приоритетные направления воздействия на его личность:
познай себя как личность интеллектуальную, гуманную, духовную, свободную и творческую через формирование ценностного отношения к себе и другим;
найди себя как человека – гуманиста, таланта, творца, труженика через освоение ценностных ориентиров, позиций и опыта поколений, через овладение различными умениями во внешкольной деятельности;
реализуй себя как социально мобильный субъект – товарищ, друг, член семьи, член общества, гражданин великой страны – через становление социально активной личной, гражданской позиции.
Работу по реализации воспитательной программы необходимо начинать с изучения и диагностики классного коллектива, личности учащихся и их семей.
Изучение должно быть направлено на выявление особенностей процесса психологического развития каждого ученика, проводиться систематически.
Изучение должно быть комплексным и охватывать все основные стороны психического развития ученика.
Изучение индивидуальных особенностей должно осуществляться с учетом возрастных особенностей.
Исследование должно проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.
Реализация программы воспитания осуществляется одновременно по 6 направлениям во всех возрастных группах с учетом их особенностей. Оказывает воспитательное воздействие, как на весь коллектив учащихся, так и на отдельно взятую личность ребенка.
Направление Здоровье
Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления. Задачи:
защита, сохранение и развитие здоровья ученика (физическое и психическое здоровье)
Функции классного руководителя по направлению Здоровье:
сотрудничает с медицинским персоналом школы;
сотрудничает с родителями учеников и консультирует учителей-предметников;
организует просветительскую работу с учащимися по сохранению, развитию и
коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий.
Направление Нравственность
Цель этого направления является обучение учащихся пониманию смысла
человеческого существования, ценности своего существования и существования других людей;
Задачи:
формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям;
формирование у учащихся осознания ценности человеческой жизн
формирование позитивного отношения к обычаям, традициям своего народа, своей семьи.
Функции классного руководителя по направлению Нравственность:
Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей учащихся.
Изучение ценностного ориентационного единства класса.
Создание на мероприятиях атмосферы эмоциональной отзывчивости, защищенности, безопасности, позитивной взаимозависимости, взаимной ответственности.
Направление Интеллект
Цель в данном направлении помощь ученикам в развитии в себе способности
действовать целесообразно, мыслить рационально, эффективно проявлять себя в
окружающей среде. Главное – определить круг реальных учебных возможностей
ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном
развитии.
Задачи:
изучение особенностей учебной деятельности класса и возможности каждого ученика с последующей коррекцией.
совместно с педагогами определить методы, приемы, индивидуальной работы с учащимися на уроке и вне урока.
изучение и влияние на кругозор учащихся, их познавательный интерес, увлечения и использование результатов при организации внеклассной работы.
Функции классного руководителя по направлению Интеллект:
Определение причин отставания в учебной деятельности учащихся.
Создание в классе групп для дополнительных занятий с целью ликвидации пробелов в знаниях.
Организация и проведение консультаций-собеседований с учащимися и мини-консилиумов с педагогами по результатам успеваемости.
Посещение уроков.
Использование в воспитательной работе диалогических форм обучения
Использование активных форм работы. (Конкурсы эрудитов, викторины, интеллектуальные игры, игры-путешествия, конференции, защиты проектов, идей).
Направление Семья
Цель: привлечение семей учащихся к заинтересованному активному участию в жизни класса, в воспитательном процессе. Задачи:
изучение семей учащихся;
организация психолого-педагогического просвещения родителей;
организация совместного проведения досуга детей и родителей;
Функции классного руководителя по направлению Семья:
Регулярное проведение родительских собраний, темы которых планируются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, специфических проблем класса.
Проведение индивидуальных бесед с учетом назревшей необходимости.
Привлечение родителей учеников класса к сотрудничеству по всем направлениям деятельности классного руководителя.
Направление Индивидуальная работа
Цель: организация общения и взаимоотношений в системах учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-ученик-родитель.
Задачи:
изучение положения каждого ученика в классном коллективе, его проблем;
обучение детей и родителей различным формам взаимоотношений;
Функции классного руководителя по направлению Индивидуальная работа:
Формировать представление школьника о достойной жизни человека;
Развивать способность быть субъектом деятельности и собственной жизни и способность отдавать отчёт в своих действиях;
Наделить школьника элементарными жизненно важными умениями;
Оснастить школьника способами саморегулирования, самообразования и самосовершенствования для достижения жизненных перспектив;
Содействовать развитию индивидуальности каждого ребёнка, осознающего автономию своего внутреннего мира и связь с другими людьми.
Направление Досуг
Цель: создание ситуаций для добровольного выбора учениками тех форм работы, которые хотелось бы использовать в классе. Главные качества, которые должны развиваться у воспитанников, это инициатива и самостоятельность, ответственность и открытость, искренность.
Задачи:
изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности;
помощь и просвещение учащихся при выборе ими кружков, секций и т. д.
Функции классного руководителя по направлению Досуг:
Изучение потребностей, интересов и желаний детей в организации и проведении внеклассных мероприятий.
Предоставление учащимся возможности самостоятельно планировать жизнь в классе и отвечать за выполнение этого плана.
Предоставление родителям информации о деятельности внешкольных и школьных учреждений; демонстрация родителям достижений детей.
Стимуляция инициативы и достижений учащихся во внеклассной деятельности.
Структура органов ученического самоуправления в классе
Большую роль в реализации воспитательной системы играет самоуправление учащихся. Самоуправление в классном коллективе предполагает осуществление детьми самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества планирования, организации и анализа жизнедеятельности в классе с целью создания благоприятных условий для общения и развития одноклассников. Наличие органов самоуправления в классе помогает осуществлять воспитание у ребят чувства личной ответственности за коллективные дела класса, способствует выявлению уровня притязаний каждого, позволяет каждому ребенку проявить свои способности, а главное – способствует развитию личности и формирует умение соотносить свои интересы с интересами коллектива, помогает ребенку определить свое место в коллективе.
Систему самоуправления в классе можно представить в виде схемы:
Функциональные обязанности комитетов класса:
Комитет Интеллектуалы и эрудиты
Оказание помощи учителям в устранении пропусков уроков учащимися
Отслеживание слабоуспевающих и неуспевающих учащихся и оказание помощи учителям в работе с ними
Защита интересов класса на олимпиадах и конкурсах
Комитет ЗОЖ
Организация работы по вовлечению учеников в различные спортивные секции
Организация деятельности по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся
Организация, проведение и участие в спортивных мероприятиях школы, района
Комитет Досуг
Организация и проведение коллективно-творческих дел
Комитет Ветеран
Поздравление ветеранов, инвалидов, одиноких людей с праздниками
Оказание необходимой помощи
Комитет Шефская помощь
Организация и участие в праздниках и утренниках для младших детей
Подготовка и проведение для младших школьников спортивных часов, игр, конкурсов
Комитет Печати
Подготовка статей о жизни класса для газеты Школьный вестник
Комитет Право и порядок
Организация дежурства по классу и школе
Подготовка классных часов по профилактике правонарушений
В процессе включения детей в организационно-управленческую деятельность наблюдается развитие личности ученика.
Деятельность школьников по выполнению поручений формирует добросовестность к порученному делу, при которых они самостоятельно находят и используют способы их осуществления, формируют навыки самоконтроля и требовательности к себе. Такой подход характеризуется творческим отношением ученика к конкретному заданию.
МОДЕЛЬ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Взаимоотношения в коллективе, основанные на:
- уважение прав и достойнств всех членов коллектива;
- защащенности;
- жизнерадостности, оптимизма;
- искренности и доверии в общении;
- комфотности.
Сплоченность, организованность коллектива, которые обеспечивают:
- демократически сформирванные органы самоуправления;
- наличие у всех права и возможности учавствовать в управлении классом и школой;наличие таких дел, мероприятий, участие в которых обязательно для всех учашихся класса, школы;
- тесная связь с родителями как помощниками и консультантами
Главным ожидаемым результатом и итогом работы является модель личности выпускника.
МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА 9 КЛАССА
Это гуманная личность, которую характеризуют:
уважение прав, свобод и достойнств других людей;
толерантность, умение ужиться с другими;
сфомированная потребность в охране и защите своего здоровья и всего живого;
владение коммуникативными способностями.
Это творческая личность, которой присущи:
стремление к развитию индивидуальных способностей;
постоянному обогащению внутреннего мира;
готовность к самосовершенствованию.
Это здоровый человек:
физически развитый;
не имеющий вредных привычек;
имеющий устойчивую потребность вести здоровый образ жизни.
Это ответственная личность:
добросовестная, порядочная;
способная на бескорыстную заботу о других;
имеющая четкие жизненные планы;
Индивидуальная работа
Семья
Нравственность
Интеллект
Здоровье
Досуг
Направления
Ветеран
Право и порядок
Печать
Шефская помощь
Досуг
ЗОЖ
Интеллектуалы и эрудиты
Совет класса
(командир, зам.командира, депутат, ответственные за комитеты)
Классное собрание