Прогулка как условие формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста | Перевалова Ольга Юрьевна. Работа №341863
Прогулка – это не просто времяпрепровождение на свежем воздухе. Это целая вселенная впечатлений, открытий и знаний, которые могут стать фундаментом для формирования экологического мышления у детей старшего дошкольного возраста.Начальные экологические знания, полученные на прогулках, заложат основы для формирования ответственного отношения к природе в будущем. Дети научатся видеть красоту и ценность окружающего мира, почувствуют себя частью природы и научатся ее беречь.
Прогулка как условие формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста
Перевалова О.Ю., воспитатель ДС №452 г. Челябинск
Прогулка – это не просто времяпрепровождение на свежем воздухе. Это целая вселенная впечатлений, открытий и знаний, которые могут стать фундаментом для формирования экологического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Почему прогулка так важна для экологического воспитания?
Непосредственный контакт с природой: Во время прогулки дети могут наблюдать за животными, растениями, погодой, почвой, вдыхать свежий воздух, ощущать тепло солнца, шум ветра. Все эти ощущения помогают формировать у них эмоциональную связь с природой, что является основой для дальнейшего развития экологической сознательности.
Развитие познавательной активности: Прогулки это идеальная среда для развития у детей интереса к окружающему миру, для постановки вопросов "почему" и "как", для высказывания своих гипотез и поиска ответов.
Развитие экологической грамотности: Прогулки позволяют ввести детей в мир экологических понятий (растения, животные, погода, сезонные изменения, защита природы), познакомить их с правилами поведения в природе, с влиянием человека на окружающую среду.
Формирование экологического поведения: На прогулках дети могут учиться ухаживать за растениями, кормить птиц, убирать мусор, не шуметь в лесу. Все эти действия помогают закрепить знания и сформировать ответственное отношение к природе.
Как организовать прогулку для достижения экологического эффекта?
Планирование: Перед прогулкой обсудите с детьми цель похода, что они хотят узнать, что они будут делать.
Выбор маршрута: Прогулка может проходить в парке, в лесу, в поле, вдоль реки или озера. Важно, чтобы маршрут был интересен детям и содержал элементы природного ландшафта.
Наблюдения: Во время прогулки обратите внимание детей на разнообразие природных объектов, на сезонные изменения, на взаимосвязи в природе. Задавайте вопросы, стимулирующие их мышление и наблюдательность.
Игры и задания: Включите в прогулку игровые моменты, задания на тему экологии. Это могут быть игры с природными материалами, задачи на наблюдение, викторины о животных и растениях.
Творчество: Предложите детям сделать зарисовки о виденном на прогулке, собрать гербарий, сочинить стихи или рассказы о природе.
Обсуждение:В конце прогулки обсудите с детьми их впечатления, сделайте выводы о важности бережного отношения к природе.
Примеры экологических игр и заданий:
"Найди свой дом": Раздайте детям картинки с изображением животных и попросите их найти в природе место, где это животное может жить.
"Чей это след?": Найдите на земле следы птиц, животных, людей. Попробуйте угадать, кто их оставил.
"Что произойдет, если...": Предложите детям пофантазировать о последствиях человеческой деятельности для природы.
"Найди мусор": Соберите мусор, который вы найдете на прогулке, и обсудите с детьми, как важно сохранять чистоту в природе.
Важно помнить, что формирование экологического сознания у детей – это длительный процесс, который требует систематического подхода. Прогулки могут стать важным элементом этого процесса, помогая детям почувствовать себя частью природы и научиться ее беречь.
Поговорим об особенностях получения начальных знания об экологии на прогулке в детском саду.Прогулка – это не просто развлечение для детей, а возможность погрузиться в мир природы, получить первые экологические знания и сформировать бережное отношение к окружающей среде. Уже в детском саду можно заложить основы экологического мышления, используя прогулку как эффективный инструмент обучения.
Наблюдения и вопросы:Во время прогулки, обратите внимание детей на разнообразие живых существ – птиц, насекомых, деревьев, цветов. Задавайте вопросы, стимулирующие интерес и мышление: "Какие птицы поют? Где они строят гнезда? Чем питаются? Как растут деревья? Какого цвета цветы?"
Практические действия: Посадите с детьми семена цветов или дерево. Объясните важность растений для животных и человека.
Покормите птиц хлебом или зерном. Расскажите о зимних птицах и о том, как важно им помогать.
Соберите листья разных деревьев, изучите их форму и цвет. Создайте гербарий.
Создавайте доброжелательную атмосферу на прогулке. Дети должны чувствовать себя в безопасности и свободно общаться с природой.
Поощряйте интерес детей к природе. Отвечайте на их вопросы, давайте им возможность самостоятельно делать открытия.
Будьте сами образцом бережного отношения к природе. Не мусорьте, не ломайте ветки, не пугайте животных.
Начальные экологические знания, полученные на прогулках, заложат основы для формирования ответственного отношения к природе в будущем. Дети научатся видеть красоту и ценность окружающего мира, почувствуют себя частью природы и научатся ее беречь.