Проведение коммуникативных игр в целях развития социальной уверенности у детей дошкольного возраста | Мой кабинет. Работа №347075
Социальная уверенность как качество личности проявляется в сфере взаимодействия ребёнка с другими людьми. Эффективность такого взаимодействия зависит от социальных способностей и навыков, которые дают ребёнку возможность выбрать свой способ самоутверждения и самовыражения. Для их развития, несомненно, необходимо использовать игру. Во-первых, игра – ведущая деятельность дошкольника. Во-вторых, она является коллективной деятельностью, предполагающей необходимость общаться со сверстниками или взрослыми.
Проведение коммуникативных игр в целях развития социальной уверенности у детей дошкольного возраста
Проблема приобщения к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности.
Во ФГОС (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования") прописан «портрет» дошкольника на этапе завершения дошкольного образования:
ребёнок проявляет
инициативность и самостоятельность
в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
Способен выбирать
себе род занятий,
участников совместной деятельности,
обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства.
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
Социальная уверенность как качество личности проявляется в сфере взаимодействия ребёнка с другими людьми. Эффективность такого взаимодействия зависит от социальных способностей и навыков, которые дают ребёнку возможность выбрать свой способ самоутверждения и самовыражения. Для их развития, несомненно, необходимо использовать игру. Во-первых, игра – ведущая деятельность дошкольника. Во-вторых, она является коллективной деятельностью, предполагающей необходимость общаться со сверстниками или взрослыми. В играх ребенок учится: 1) воспринимать и передавать информацию; 2) следить за реакцией собеседников: 3) учитывать их в своих собственных действиях: 4) решать возникшие проблемы словами, а не кулаками.
Для формирования положительных взаимоотношений между дошкольниками, целесообразнее использовать коммуникативные игры.
Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.
Цель коммуникативных игр:
Развивать навыки общения
Сформировать доброжелательные отношения между сверстниками
Задачи коммуникативных игр:
Создать
положительный эмоциональный настрой.
Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками.
Способствовать сплочению детского коллектива.
Формировать
положительное отношение к сверстнику.
Значение коммуникативных игр:
Помогают адаптироваться к условиям ДОУ
Снимают телесные зажимы
Способствуют эмоциональной разрядке
Развивают воображение
Развивают мимику и жесты
Активизируют внимание
Учат соблюдать правила
Знакомят с чувствами и учат
их распознавать
Чтобы избежать вышеизложенных проблем, была апробирована система целенаправленного развития межличностных отношений дошкольников, базирующаяся на использовании игр коммуникативной направленности. Так как в них на более строгой основе распределяются роли, особенно в плане общения и взаимодействия участников друг с другом.
Определила три основных направления:
- Первое направление реализуется по линии развития у ребёнка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия. То есть, проводится работа по формированию восприятия сверстника на положительном эмоциональном уровне, развитию общих игровых интересов и делового сотрудничества.
- Второе направление состоит в развитии у ребёнка способности воспринимать и использовать различные вербальные и невербальные коммуникативные средства.
- Третье направление обеспечивает формирование у детей социальных представлений, осознания и воссоздания в игре различных видов социальных отношений.
Опираясь на выбранные направления, игры коммуникативной направленности были поделены на три блока, в каждом из которых были поставлены и решались определенные задачи, проводился ряд соответствующих игр.
1 блок «Я узнаю себя и таких как я»
Игры, вызывающие общие положительные эмоции:
«Колечки», «Зайка», «Гномик»
Телесные игры:
«Дотронься», «Это я», « Покажи»
Игры, позволяющие познакомиться, узнать друг друга по имени
«Назови себя», «Позови ласково», «Кто у нас хороший»
2 блок «Что мы чувствуем»
Игры, объединяющие детей общим действием:
«Сосны, елочки, пенечки», «Передай сигнал»
Игры, способствующие овладению простых правил поведения:
«Солнышко», «Колпачки», «Щенок Митрошка»
Игры, знакомящие со способами невербального общения:
«Кто к нам в гости пришел», «Кого укусил комарик», «Все наоборот»
3 блок « Я и мои друзья»
Игры, позволяющие
действовать в паре и подгруппой
:
«Хор животных», «Добрые эльфы», «Послушный мячик»
Игры в кругу:
«Бабушка Маланья», «
Пазлы
», «Раздувайся пузырь», «Зевака»
Игры с передачей игрушек:
«Передай мяч», «Охота на тигров», «Шапочка»
Дети в совместных играх присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Возникает личностная избирательность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе.
Игры были подобраны таким образом, что их можно использовать как в процессе совместного общения воспитателя с детьми, так и в свободное время.
Сначала коммуникативные игры проводились в тот момент, когда дети не были заняты игрой, чаще во вторую половину дня. Надо отметить, что почти все дети с большим желанием участвовали в играх. Через некоторое время стали включаться в игру и те дети, которые поначалу просто наблюдали. После такой совместной деятельности у детей повышалось настроение, что стимулировало их на самостоятельную организацию последующих действий «вместе». В дальнейшем, по желанию детей, коммуникативные игры проводились в любую свободную минуту.
На первых этапах инициатива полностью принадлежала мне, затем дети стали просить меня поиграть с ними, а позже некоторые из них начали сами организовывать простые коммуникативные игры не только между собой, но и с игрушками, а дома привлекали к играм родных, братьев и сестер. Коммуникативные игры вводились и в работу с родителями. Они с удовольствием включались в игру, отмечалась их осведомленность, что очень радовало.
Проведя анализ работы по целенаправленному развитию межличностных отношений дошкольников, базирующихся на использовании игр коммуникативной направленности, пришла к выводу, что такие игры способствуют сплочённости группы, организации совместных действий, проявлению чувства общности, установлению в группе атмосферы доверия и безопасности, внимательного и бережного отношения друг к другу. Дети в совместных играх применяли свои приобретённый коммуникативный и игровой опыт.