Проведение современного занятия | Васильева Альфия Исхаковна. Работа №302237
В последние годы в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Изменения коснулись и организации воспитательно - образовательной работы в ДОУ. Одно из таких изменений – организация непосредственно образовательной деятельности (НОД).
Непосредственно образовательная деятельность – это деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельностей (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы) осуществляемая совместно со взрослыми, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогам самостоятельно в зависимости: от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования, решения конкретных образовательных задач.
«Проведение современного занятия»
В последние годы в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Изменения коснулись и организации воспитательно - образовательной работы в ДОУ. Одно из таких изменений – организация непосредственно образовательной деятельности (НОД).
Непосредственно образовательная деятельность – это деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельностей (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы) осуществляемая совместно со взрослыми, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогам самостоятельно в зависимости: от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования, решения конкретных образовательных задач.
Итак, ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность. Систематическое обучение во время непосредственно образовательной деятельности – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Триединая задача НОД:
• Образовательная: повышать уровень развития ребенка;
• Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения;
• Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Требования к организации НОД
Основные требования в ДОУ – санитарно-гигиенические:
Необходимо учитывать возрастные и психофизиологические ос
о
бенности детей;
Необходимость соблюдать гигиенические условия: помещение необходимо проветривать, освещение устанавливать с левой ст
о
роны;
Оборудование, материалы и инструменты должны соответств
о
вать педагогически, гигиеническим, офтальмологическим треб
о
ваниям, удовлетворяющим двигательной активности;
Длительность НОД должна соответствовать установленным но
р
мам, а время использования – полноценным;
Воспитатель должен непрерывно следить за правильной позой ребенка, не допуская переутомления во время занятия;
Предусмотрение
чередования разных типов деятельности детей не только на разных занятиях, но и на протяжении одного зан
я
тия.
Чтобы успешно провести НОД, воспитателю необходимо к нему тщательно подготовиться.
Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трѐх этапов:
Планирование занятий;
Подготовка оборудования;
Подготовка детей к занятию.
1. Планирование занятий:
Отобрать программное содержание, наметить методы и
при
ѐ
мы, детально продумать ход занятия.
Составить план – конспект, который включает в себя:
программное содержание (образовательные задачи);
оборудование;
предварительную работу с детьми (если необходимо);
ход занятия и методические
при
ѐ
мы.
2. Подготовка оборудования:
Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д.
Некоторые занятия требуют более длительной предварительной подготовки (
например, если необходимо показать проросший лук, его нужно прорастить заранее
).
При планировании экскурсии педагог должен заблаговременно сходить на место, определить объекты для наблюдения, продумать
самый короткий и безопасный маршрут.
3. Подготовка детей к занятиям
Создание интереса к предстоящей работе
Предупреждение детей о начале занятия заранее (минут за 10), чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие
Организация работы дежурных по подготовке к занятию
.
В детском саду используются следующие формы НОД: фронтальные; групповые; индивидуальные (с целой группой детей, с подгруппой или с одним ребенком).
Выбор количества детей зависит от:
возрастных и индивидуальных особенностей детей;
вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная)
их интереса к данному занятию;
сложности материала;
Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.
Содержание непосредственно образовательной деятельности
По содержанию НОД может быть:
Комбинированной – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).
Комплексной – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.
Интегрированной – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи) т. е. объединять знания из нескольких областей. Это объединение не является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач (Например, в непосредственно образовательную деятельность по физическому воспитанию органично войдёт работа по формированию пространственных ориентировок).
Содержание НОД определяется программой, по которой работает дошкольное учреждение. В настоящее время преобладает комплексная непосредственно образовательная деятельность, во время которой одновременно решается несколько дидактических задач.
До сих пор некоторые педагоги ДОУ затрудняются в организации и проведении современного занятия. Чтобы правильно организовать НОД, нужно разобраться и выявить разницу между «старым» обучением и «новым, современным».
Главное отличие, прежде всего в обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса, в его индивидуализации, изменении позиции воспитателя (взрослого) по отношению к детям.
Итак, главные особенности организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это:
Уход от учебной деятельности (занятий).
Занятие
НОД
Основная
деятельность
Основная деятельность – учебная. Главный результат учебной деятельности – решение учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель – знания, умения и навыки детей. Активность детей нужна для достижения этой цели.
Основная деятельность – это детские виды деятельности.
Цель - подлинная активность (деятельность) детей. Основная задача – организовать условия, инициирующие детские действия.
Если раньше на занятии главной целью было освоение знаний, умений, навыков (ЗУН), то теперь основная цель НОД – подлинная активность (деятельность) детей.
Смена стиля поведения взрослого (педагога):
от администр
а
тивно-регламентирующего к
непринужденно-доверительному
, партнё
р
скому.
Занятие
НОД
Взаимодействие
Взрослый – главный. Он руководит и управляет ребенком. Ребенок – объект педагогических воздействий.
Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости.
Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией.
Организовывая НОД необходимо помнить основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:
включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми (не «над», не «рядом», а «вместе»);
добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения), а чтобы этого достичь, нужно максимально заинтересовать детей (мотивация);
свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Партнерская позиция педагога способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению цели, благоприятствует эмоциональному комфорту.
Включение в процесс эффективных форм работы с детьми:
ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих с
и
ту
а
ций в рамках интеграции образовательных областей.
Занятие
НОД
Форма работы
Основная форма работы с детьми - занятие. Педагог озвучивает тему занятия и даёт готовые знания («педагог говорит – ребёнок слушает и запоминает»)
Основные формы работы с детьми: рассматривание, наб-людения, беседы, разговоры, экспериментирование, исследо-вания, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т. д.
Процесс усвоения детьми новых знаний является более эффективным, потому что опирается на личный опыт ребенка и зону его интересов. Нельзя обязать ребёнка понять что-либо, его нужно заинтересовать. Поэтому задача педагога так построить НОД, чтобы максимально удержать внимание ребенка, его интерес, увлеченность учебной деятельностью.
Структура
НОД.
Занятие
НОД
Вводная часть
1. Организация детей 2-3 мин., настрой на предстоящую деятельность.
Вводная часть
(Мотивационный этап)
1. Вовлечение детей в деятельность
2. Мотивация деятельности детей
3. Целеполагание (Целевая установка)
4. Проектирование решений проблемной ситуации
Основная часть
1. Совместная и самостоятельная умственная и практическая деятельность.
2. Создание условий педагогом для достижения цели дошкольником.
Основная часть
(Содержательный этап)
Выполнение действий (заданий), направленных на достижение цели:
Актуализация ранее приобрете
н
ных знаний
Добывание (сообщение и пр
и
ятие) нового знания
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания
Заключительная часть
Подведение итогов, оценка результатов образовательной деятельности.
Заключительная часть
(Рефлексивный этап)
6. Анализ результатов деятельности, рефлексия
7. Подведение итогов.
8. Определение перспективы дальнейшей деятельности
Вводная часть
Вовлечение детей в деятельность
Главная цель данного этапа НОД – переключение или привлечение внимания детей.
Для привлечения внимания детей педагог может использовать различные методы:
педагог может в устной форме ненавязчиво предложить детям чем-нибудь заняться
необычное поведение педагога:
делает в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно, играть с помощником воспит
а
теля в шашки и др.)
создает интригу (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу)
педагог может использовать «эффект неожиданности» (сюрприз)
заранее спланированная ситуация (договориться с родителями, одеть детей во что-то определенного цвета).
Мотивация
Цель данного этапа НОД - создать условия увлеченности, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.
Педагог просто обязан предоставлять детям «свободу выбора» предстоящей деятельности и, в тоже время, своим мастерством увлечь детей за собой.
Например, воспитатель первой младшей группы на познавательном занятии рассказала детям сказку «Колобок», а потом предлагает мотивацию предстоящей деятельности (коллективная аппликация персонажа Колобок) «Ребята, Колобок убежал от бабушки и дедушки, они горько плачут. Как же мы можем помочь бабушке с дедушкой? Далее предлагает варианты ответов: может быть нам нарисовать Колобка и подарить его бабушке и дедушке? Таким образом, она увлекла ребят, организовала мотивацию для рисования, заинтересовав их, также решила воспитательную задачу: вызвать у детей желание помочь бабушке и дедушке в поисках Колобка.
Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах:
Младший возраст – мотивация в самом материале, поэтому нет смысла приглашать Незнайку! Мотивации и так достаточно! У каждого ребѐнка свой материал – это важно! Материал сам ставит задачу! Проблема в том, чтобы успеть замотивировать, пока они сами не начали с ним действовать.
Средняя группа – можно привести персонаж т.к. в этом возрасте детьми уже освоены роли.
Старшая группа – (сюжеты, сюжетосложения) – главное не персонажи, а сюжеты (передал письмо, самого персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени). В ходе НОД может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся роли.
Подготовительная группа – игры с правилами, дети следят за выполнением правил. Используется игра-соревнование с установкой на выигрыш (используются фишки). Дать возможность каждому ребѐнку побывать в ситуации выигрыша и проигрыша.
При отсутствии мотивации, нет развития логики.
Правила построения мотивации:
учёт возраста (в старшем возрасте познавательный интерес выте
с
няет игровую мотивацию);
мотивация должна быть экономной (2-3 мин), она не должна д
о
минировать, иначе теряется познавательный интерес;
завершённость ситуации, персонаж должен проявляться в течение н
е
посредственно образовательной деятельности.
Используя игровую мотивации воспитателю необходимо принять позицию «равного» партнёра.
Целеполагание
(Целевая установка
)
Цель данного этапа НОД – четко определить с детьми образ желаемого результата.
При постановке целей важно учитывать следующее:
1. Цели должны быть сформулированы настолько конкретно, чтобы можно было чѐтко определить, достигнуты они или нет.
2. Цели должны быть известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими.
Проектирование
решений проблемной ситуации
Цель данного этапа НОД – создание условий для самостоятельного определения детьми различных вариантов решения проблемы
Основная часть
Выполнение действий
Цель данного этапа занятия – достижение цели через совместную и самостоятельную умственную и практическую деятельность.
Данный этап НОД включает:
Актуализацию ранее приобретенных знаний
;
Добывание (сообщение и приятие) нового знания (не менее 20%)
;
Самостоятельную деятельность детей по закреплению нового знания
.
В процессе деятельности педагог:
для повышения эффективности и поддержания интереса к деятел
ь
ности использует разнообразные методы обучения (практические, наглядные, словесные, игровые);
создает условия для осмысления детьми каждого шага (спрашивает д
е
тей:
«Зачем, почему ты это делаешь?»);
поощряет содержательное общение;
провоцирует обсуждение возникающих проблем;
учит детей не драматизировать неудачи, а относиться к ним как к естественному процессу: «Не ошибается тот, кто ничего не делает»;
осуществляет индивидуализацию обучения - минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объя
с
нение и др.
Заключительная часть
Анализ результатов деятельности
,
рефлексия
Цель данного этапа НОД - сопоставление результата деятельности с целью.
«Зачем вы все это делали?» - чтобы понять, осознал ли ребенок цель
«Что хотели сделать?…Что получилось?» - направляет детей на сопоставление результата деятельности с поставленной в начале занятия целью
привлекает детей к оценке и самооценке результатов деятельности
Данную часть характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.
Рефлексия. Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки (для младшего возраста – рефлексия настроения и эмоционального состояния, для старшего – рефлексия деятельности, или содержания учебного материала).
Подведение итогов
На данном этапе НОД педагог:
высказывает одобрение по поводу дружной работы детей,
находит, кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе)
Возрастные этапы оценки:
Младший возраст – указывая ребѐнку на тот или иной недостаток в его деятельности, важно подчеркнуть, какие неудобства или трудности это создаѐт для игрового персонажа. (Ребѐнок нарисовал домик без окон, воспитатель от имени зайки может сказать, что ему страшно сидеть в темноте.)
В этом возрасте оценка идѐт по ходу непосредственно образовательной деятельности, а не в конце. При этом и замечания, и подсказки (как исправить) должны исходить не от педагога, а от игрового персонажа (зайчонок, а не воспитатель просит малыша нарисовать окна в домике).
С детьми, которые выполнили задание раньше других, педагог проводит индивидуальные беседы (по учебному и игровому содержанию непосредственно образовательной деятельности, беседу желательно строить как разговор двух игровых персонажей, зайчонок и зайчиха).
Средний возраст – ребѐнок учится соотносить полученный результат с поставленной им целью и оценивать выполненную работу с точки зрения значимых для него самого качеств. Принимая определѐнную роль и действуя в ней (в роли зайчика ребѐнок строит себе дом), ребѐнок спокойно воспринимает критические замечания педагога, не реагирует отрицательно на свой неуспех. Он относится к критике как к напоминанию выполнять определѐнные правила игры, в которую вместе с ним играет взрослый. Благодаря этому у детей появляется желание довести начатое дело до конца и добиться результата.
Старший возраст – особое внимание следует уделять формированию самооценки и самоконтроля. Очень важно так организовать процесс обучения, чтобы каждый ребѐнок в любом виде деятельности добивался нужного результата. Также как и в младшем возрасте, ребѐнок радуется удачам, а неудача приводит к растерянности и отказу от работы. Задача взрослого – научить детей не драматизировать неудачи, а относиться к ним как к естественному процессу. «Не ошибается тот, кто ничего не делает».
8. Определение перспективы дальнейшей деятельности
Таким, образом «занятием» должна стать интересная для детей, непосредственная специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире. Но процесс обучения остается. Обучение остается ведущим образовательным процессом дошкольников, который ведет за собой воспитание и развитие. Дети обучаются, не замечая этого.
Основные отличия занятий от НОД
Занятие
НОД
Взаимодействие
Взрослый – главный. Он руководит и управляет ребенком. Ребенок – объект педагогических воздействий.
Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости.
Активность
Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит)
Активность ребенка, по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого. В процессе работы дети общаются друг с другом и с педагогом свободно.
Основная
деятельность
Основная деятельность – учебная. Главный результат учебной деятельности – решение учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель – знания, умения и навыки детей. Активность детей нужна для достижения этой цели.
Основная деятельность – это детские виды деятельности.
Цель - подлинная активность (деятельность) детей. Основная задача – организовать условия, инициирующие детские действия.
Организация процесса
Основная модель организации образовательного процесса – учебная.
Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка
Форма работы
Основная форма работы с детьми - занятие. Педагог озвучивает тему занятия и даёт готовые знания («педагог говорит – ребёнок слушает и запоминает»)
Основные формы работы с детьми: рассматривание, наб-людения, беседы, разговоры, экспериментирование, исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т. д.
Методы обучения
Методы, основанные на речи при высокой активности взрослого.
Приёмы поискового характера при детской активности.
Мотивация
«Удерживает» детей на занятии авторитет взрослого.
Дети приступают к работе без каких-либо «призывов», педагог мотивирует их своими действиями, а дети постепенно присоединяются по желанию.
Присутствие на занятии
Все дети обязательно должны присутствовать на занятии
Допускаются так называемые свободные «вход» и «выход» Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле.
Регламент
Образовательный процесс в значительной степени регламентирован в соответствии с конспектом
Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей