Психоэмоциональное состояние дошкольников в условиях ДОУ | Полянская Елена Вячеславовна. Работа №351685
Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения и поддержания психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Автор рассматривает основные факторы, влияющие на эмоциональное благополучие детей, включая особенности адаптации к условиям детского сада, взаимодействие со сверстниками и педагогами, а также влияние семейной среды. В работе освещаются методы и подходы, которые могут быть использованы педагогами-психологами для диагностики и коррекции психоэмоционального состояния дошкольников.
Ключевые слова: дошкольники, психоэмоциональное состояние, детский сад, адаптация, эмоциональное благополучие, диагностика, коррекция, педагог-психолог.
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Полянская Елена Вячеславовна, педагог-психолог
Образовательный комплекс Новые горизонты МБОУ СОШ №36 «Фантазёры», Московская область, д. Бородино
Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения и поддержания психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Автор рассматривает основные факторы, влияющие на эмоциональное благополучие детей, включая особенности адаптации к условиям детского сада, взаимодействие со сверстниками и педагогами, а также влияние семейной среды. В работе освещаются методы и подходы, которые могут быть использованы педагогами-психологами для диагностики и коррекции психоэмоционального состояния дошкольников.
Ключевые слова: дошкольники, психоэмоциональное состояние, детский сад, адаптация, эмоциональное благополучие, диагностика, коррекция, педагог-психолог.
Психоэмоциональное состояние дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) является важным фактором, определяющим их успешное развитие, социализацию и комфортное пребывание в образовательной среде. Дошкольный возраст – период интенсивного психического и эмоционального развития, когда закладываются базовые механизмы восприятия, взаимодействия с окружающими и саморегуляции. Именно поэтому в этот период особенно важно уделять внимание эмоциональному состоянию ребенка, особенно в условиях изменяющейся социальной среды.
Поступление в ДОУ становится для многих детей первым опытом длительного разлучения с семьей. Этот этап связан с необходимостью адаптации к новым условиям, новым людям и требованиям. Эмоциональная адаптация зависит от множества факторов, включая возраст ребенка, его индивидуальные особенности, уровень подготовленности к посещению детского сада, а также характер взаимодействия с воспитателями. В этот период дети могут испытывать широкий спектр эмоций, от тревожности и страха до любопытства и радости. Задача педагога-психолога – своевременно выявить возможные трудности адаптации и предложить стратегии их преодоления.
Важным аспектом формирования психоэмоционального состояния является взаимодействие со сверстниками. Дошкольный возраст характеризуется становлением первых навыков социального общения, что иногда сопровождается конфликтами, обидами и непониманием. Эмоциональное неблагополучие, возникающее из-за трудностей в коммуникации, может проявляться в виде замкнутости, агрессии или других поведенческих реакций. В таких случаях педагог-психолог помогает ребенку развивать навыки разрешения конфликтов, эмпатии и позитивного взаимодействия.
Не менее важным является взаимодействие ребенка с воспитателем, которое может как способствовать укреплению его эмоционального благополучия, так и становиться источником напряжения. Воспитатель для дошкольника играет роль значимого взрослого, от которого зависит его чувство защищенности и уверенности. Эмоционально поддерживающая и уважительная позиция воспитателя помогает ребенку чувствовать себя комфортно в группе.
Семейная среда также оказывает значительное влияние на психоэмоциональное состояние дошкольника. Конфликты в семье, недостаток внимания со стороны родителей или, напротив, гиперопека могут стать причинами эмоционального дисбаланса у ребенка. Педагог-психолог может выступать посредником между семьей и образовательным учреждением, помогая родителям осознать значение их роли в поддержании эмоционального здоровья ребенка. Просветительская работа с родителями, направленная на формирование у них навыков позитивного общения с детьми, имеет ключевое значение в комплексной работе по укреплению психоэмоционального состояния дошкольников.
Для диагностики эмоционального состояния детей дошкольного возраста педагог-психолог использует различные методы: наблюдение за поведением детей, беседы с воспитателями и родителями, игровые и проективные методики. Эти подходы позволяют выявить возможные эмоциональные затруднения и определить дальнейшие стратегии работы.
Коррекционная работа с дошкольниками может включать использование арт-терапии, игр на развитие эмоциональной сферы, релаксационных упражнений. Игровая деятельность в этом возрасте является наиболее естественным способом выражения и проработки эмоций. Такие методы помогают детям лучше понимать свои чувства, справляться с тревожностью, развивать уверенность в себе.
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в ДОУ является задачей не только педагога-психолога, но и всей педагогической команды. Это включает в себя обеспечение комфортных условий для пребывания ребенка, создание атмосферы доверия и взаимопонимания, а также регулярное взаимодействие между воспитателями и родителями. Совместные усилия всех участников образовательного процесса способствуют укреплению психоэмоционального благополучия дошкольников, их успешной адаптации и гармоничному развитию.
Таким образом, работа педагога-психолога в ДОУ направлена на диагностику, профилактику и коррекцию эмоционального состояния детей, а также на создание условий для их комфортного пребывания в образовательной среде. Психоэмоциональное благополучие дошкольников является неотъемлемым условием их успешного развития и социализации, что делает эту работу одной из приоритетных задач дошкольного образования.
Список литературы
1. Баженова Е. Л. Обогащение эмоционального мира дошкольников в ДОУ через методику «Рисунок цветом» / Е. Л. Баженова, М. С. Коротина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 18-20.
2. Налимова В. В. Создание психоэмоционального комфорта детей 5–6 лет в образовательном процессе дошкольной организации / В. В. Налимова, И. Н. Дымченко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 10-14.