Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Психофизиологические особенности мутационного периода». | Анастасия Михайловна Матиенко. Работа №330905

Дата публикации:
Автор:
Описание:

«Пение – искусство и, следовательно, сложный комплекс, в котором морфологическое, физиологическое, психологическое и эстетическое находятся в непрерывной взаимосвязи и взаимодействии. Это – средства для художественной выразительности, без которых музыка как искусство мертва» (Малинина Е. М. «Вокальное воспитание школьников в возрастном аспекте»). 

                                                                                                                                                     автор статьи: Матиенко Анастасия Михайловна

                                                                                                                                           преподаватель сольного пения ДМШ № 2 г. Иркутска

 

«Психофизиологические особенности мутационного периода в свете организации процесса развития певческого голоса в условиях детской музыкальной школы».

МБУ ДО г. Иркутска «Детская музыкальная школа №2»

 

 

 

 

«Психофизиологические особенности мутационного периода в свете организации процесса развития певческого голоса в условиях детской музыкальной школы».

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Иркутск

2023

 

«Психофизиологические особенности мутационного периода в свете организации процесса развития певческого голоса в условиях детской музыкальной школы»

 

Проблема совершенствования теории и методов обучения остается актуальной всегда. Она постоянно находится в центре внимания педагогов-практиков и исследователей. Важность и значение её решения на современном этапе подчеркивается и в целом ряде документов, особенно в связи со школьными реформами. В основных направлениях реформ общеобразовательной и профессиональной школ выдвигается как важнейшая задача – значительное улучшение художественно-эстетического воспитания учащихся.

К общей проблеме совершенствования методов обучения относятся теоретическое и практическое их обоснование, и поиски новых путей эстетического воспитания средствами музыки, приобщения к музыкальному искусству через пение как самый доступный для всех вид музыкальной деятельности.

«Пение – искусство и, следовательно, сложный комплекс, в котором морфологическое, физиологическое, психологическое и эстетическое находятся в непрерывной взаимосвязи и взаимодействии. Это – средства для художественной выразительности, без которых музыка как искусство мертва» (Малинина Е. М. «Вокальное воспитание школьников в возрастном аспекте»).

Правильное пение сопровождается ощущениями психофизиологического комфорта, что способствует формированию положительного отношения к самому процессу, а следовательно, и к предмету в целом. Пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие, совершенствует основные психические функции. Организм человека, особенно в детском возрасте, очень податлив и при неправильном воспитании нарушить его нормальные функции, исказить его природу не так трудно; но это ведёт к тому, что множество хороших голосов, детских и юношеских, не успев развиться, погибает. До сих пор ещё существуют различия во взглядах на воспитание голоса, стали очевидными проблемы, требующие для своего решения экспериментального исследования и проверок на практике. К ранее существующим добавились проблемы развития индивидуальных качеств голоса при коллективном обучении пению; воспитывающего и развивающего его обучения; объективных методов оценки качеств звучания певческого голоса. В их числе – проблема мутации, не полностью изученный вопрос о нормах звучания голоса (по силе, тембру и диапазону) в возрастном аспекте.

В вокальном искусстве много ещё вопросов продолжают оставаться неясными и необоснованными. Это сказывается и на состоянии вокального воспитания детей и молодёжи. Вокальная педагогика должна опираться в своей системе и последовательности её применения на нормативы человеческого голоса. В естественно развивающемся организме человека постепенно меняются и его голосовые нормы. Последовательно выявляются его морфологические и физиологические возрастные различия в результате определённого закономерного развития. В возрастной физиологии и психологии четко отмечаются три базы развития школьников – детская (7-10 лет), подростковая (переходная, 11-14 лет) и юношеская (15-18 лет).

В данной статье мы исследуем три фазы развития, которые приходятся на школьный возраст, в том числе на период обучения сольному пению в условиях детской музыкальной школы.

Школьный возраст (с точки зрения влияния на певческий аппарат) мы делим на три периода: 1) домутационный, 2) мутационный, 3) послемутационный. Третья фаза развития охватывает вторую половину второго и третьего периодов, так как в век акселерации возрастной аспект периодов значительно расширен. Чтобы наиболее полно раскрыть возрастные особенности подросткового и юношеского периодов с точки зрения певческого голоса, рассмотрим основные физиологические изменения голосового аппарата от начала мутации.

Приблизительно с 12-13 лет у подростков начинается период мутации (перемены) голоса, совпадающий с началом полового созревания, когда мальчишеский голос переходит в мужской, а девичий – в женский. Перемена голоса с наступлением зрелого возраста связана с быстрым ростом гортани параллельно с бурным ростом всего организма. Суть мутации заключается в том, что мускулатура гортани развивается неравномерно, нарушается соответствие с быстро растущими голосовыми связками, и, поэтому, голос у мальчика срывается, он «пускает петуха», в то время как у девочек меняется сила и характер голоса без резких изменений в росте гортани.

Мутация, как известно, проходит три стадии. Первая начинается понижением голоса и сужением его объёма (как у мальчиков, так и у девочек). Голос при этом становится грубым, сдавленным и кажется хриплым. Высокие звуки, которые ученик раньше пел легко, он «вытянуть» уже не может. Но зато у него все легче и ярче нижние тоны (глубокие). Во второй стадии голос становится грубым, пение затруднённым, звук образуется с большим трудом, чем раньше. Едва голос установится, наступает третья, самая важная стадия мутации. Мальчики учатся по-новому «брать» и образовывать звук, по-новому петь.

Высота девичьего голоса при мутации не меняется и неспециалисту кажется, что не существует препятствий для того, чтобы девочки пели. Поэтому певческая нагрузка в школе переносится полностью на них, и не принимается в расчёт то обстоятельство, что именно в этот период и у девочек происходят расстройства голоса, нередко длительные.

Во время мутации как у мальчиков, так и у девочек очень меняется психика. Мальчики иногда сильно переживают новое состояние обедневшего у них голоса. На педагоге лежит обязанность разъяснить им закономерности этого явления, успокоить и уверить их, что голос к ним вернётся, но будет уже звучать, как у взрослого мужчины. Некоторые принимают это объяснение горделиво и с нетерпением ожидают появления у них мужского голоса.

У некоторых девочек в переходный период меняется характер, появляется замкнутость, в то время как некоторые делаются капризными. Нередко бывает, когда голос у девочек перестаёт звучать как раньше, они начинают терять веру в себя. В этих случаях очень важно, чтобы педагог поддержал девочку добрым словом и заинтересовал её каким-нибудь интересным репертуаром.

Признаки мутации. Помимо общих признаков мутации существуют индивидуальные признаки на отдельных её стадиях. Приведём примеры из личной практики в классе сольного пения ДМШ №2 г. Иркутска.

До 12-ти лет у ученика Михаила Т. голос звучал во всех регистрах чисто, ровно в хорошем диапазоне соль соль(1). С наступлением 12 лет голос изменился, понизился на октаву, но сохранил свою чистоту. Низкие ноты, такие как ми-ре(м) в данный момент не закрепились в голосе.

У другого же ученика того же возраста Даниила Б. голос до начала мутации был немного ниже, чем у Михаила. С наступлением мутационного периода, в 12 лет, голос резко изменился до диапазона си(б) – до(1) и нижние ноты становятся всё более устойчивыми. В ситуации с этим учеником педагогом было принято решение о временном прекращении занятий в хоре.

В то же время, в параллельном классе сольного пения у учащегося Егора Ж. с достижением 12-ти лет голос не претерпел пока никаких изменений.

А у учащейся класса Милены С. В период с 12-ти до 13-ти лет мутация проходит с частичными изменениями: её певческий диапазон понизился на тон и появились небольшие нарушения в чистоте интонирования.

На второй стадии как только голосовые связки достигают в связи с ростом гортани почти двойной длины (с первоначальных 10-13 мм до 18-20 мм у тенора, 20-25 мм у баса) голос начинает переходить в более низкую октаву. Например у мальчика в 8 классе речь становится затруднительной, а пение даже невозможным. Максимальный речевой диапазон фа – фа(1), а рабочий – ля – ми(1). В этой стадии мутации ученик не может и не должен петь. У девочек в этой стадии голос не ломается, но он делается менее подвижным и более грубым, речь и пение в этом диапазоне становятся затруднительными, потому что меняется и тембр голоса.

Третья стадия длится более продолжительное время. В этой стадии нужно обращать на учеников самое пристальное внимание. Форте они не должны петь совсем. В начале они могут петь лишь очень осторожно. Первоначальный диапазон си – ми(2), а в новом состоянии голос звучит в диапазоне си – ми(1).

Постепенно диапазон, сила и тембр голоса развиваются до полной зрелости. Обычная речь содержит те же тоны, как и в пении, но без точной высоты. Пение определённого звука осуществляется натяжением и сокращением голосовых связок, что должно сохраняться во время всей длительности звука, в то время как при речи такого напряжения мускулатуры не требуется. Таким образом, пение больше напрягает голосовые связки, чем речь.

Мускулатура, управляющая голосовыми складками, развивается и крепнет под влиянием пения, чтобы голос мог крепнуть параллельно с ростом гортани, надо заниматься пением. Рекомендуется в этом периоде осторожно, но всё-таки петь в таком отрезке, каком мальчик (или девочка) говорит.

Голоса мальчиков и девочек в третьей фазе развития ещё не устойчив, по силе и тембру они кажутся еще мальчишескими или девичьими. Кроме грудного и головного регистров существует ещё смешанный (микст). Его выработка в смысле уравновешенности и соответствии с регистром грудным – специальный вопрос, которым должна заниматься вокальная педагогика.

Например, если у 14-летнего учащегося грудной регистр – соль – си; смешанный регистр – си – ми(1); головной – ми(1) – ля(1), то уже в этой фазе развития решается вопрос, будет ли голос мальчика тенором, если укрепится верхняя тоновая граница, или его голос будет басом, если укрепится нижняя граница. Тоже и в отношении девичьих голосов – будет ли это сопрано или альт.

Этот факт очень важен и требует очень опытного и чуткого уха. Всякое перенапряжение от неправильно выбранной и постоянно тренируемой области тонов (или границы) очень вредит испытуемому. Если мальчик будет тенором, пения альтом в детском хоре не причинит ему особых затруднений, например, диапазон мальчика си – ми(1) – соль(2). Это предполагаемый будущий тенор. Его партия альта в детском хоре си – ми(2).

Мальчики с таким состоянием голоса и диапазоном могут и дальше петь в детском хоре: они, в сущности, используют тоны своего речевого голоса и среднего положения певческого голоса. Тоновая картина: до – (соль – ми(1) - си(1). Если в этом отрезке голоса они могут говорить, почему бы им осторожно и не петь?

Более сложное положение у будущего баса или баритона. Партия альта в детском хоре таким голосам причиняет затруднения, голос слишком напрягается. (до(1) – си-бемоль(1)).

Партия альта, которую поёт будущий бас, та же, что и у баритона. Таким учащимся мы отводим в партитуре только те тоны, которые соответствуют их голосу.

Учитель пения во время мутации у мальчиков должен индивидуально проверять учащихся и следить за её протеканием, за состоянием голосовых складок, чтобы предупредить заболевание. Если состояние голосовых складок или всей гортани болезненное, ученик обязан показаться врачу который решает, можно ли ему петь.

В первой стадии мутации мальчиков сопрано следует переводить в альты, чтобы их новому и низкому голосу соответствовала и новая голосовая партия, в противном случае часто получается перенапряжение и это вредит голосу. Пока голос ученика «ломается» и ему трудно говорить, он не может и петь, и нельзя заставлять его это делать.

Как только голос установится в новом положении и ученик начинает говорить без затруднений, он может начать петь, но осторожно и только те тоны, которые существуют у него в речевом регистре. А в этот период развития мальчики всегда говорят в тех звуковых пределах, которых голос напрягается меньше всего. Если мальчики систематически поют в хоре при правильном руководстве, то мутация (особенно во 2-ой стадии) значительно сокращается. Иногда мальчик совершенно непроизвольно начинает петь октавой ниже и, не имея возможности в ней удержаться, снова переходит в область первой октавы, но не сразу, а полутон за полутоном. Это очень типичное явление при мутации у мальчиков, которое у девочек никогда не имеет место, так как их голоса не понижаются на октаву ниже.

Необходимо отметить, что в случаях, когда голос мальчика понижается до центра 1-ой октавы (соль(1), соль-бемоль(1)), а нижней границей уже достиг верхней половины малой октавы (соль, соль-бемоль), бывает трудно на слух определить, каким голосом мальчик поёт: детским или мужским, поскольку голос его занимает как бы среднее положение. В этих случаях необходимо проанализировать весь объём голоса мальчика, для того, чтобы установить его границы.

Все эти явления связаны с воздействием нервных и гуморальных (эндокринных) влияний на голосовой аппарат. Гортань в эти годы приобретает более низкое положение. Нередки случаи, когда понизившаяся гортань от крикливого пения очень насилуется и поэтому у мальчика, как и у девочки, вырабатывается искусственное «альтовое» звучание, которое при отсутствии своевременного правильного режима может привести к созданию искусственного вида голоса во взрослом состоянии. Существующая точка зрения, что дисканты мальчиков переходят в басы, а альты – в тенора, не подтверждается.

Основное различие мутации у девочек от мутации мальчиков заключается в том, что у девочек голоса не понижаются на октаву, а если и изменяются в своём диапазоне, то лишь на какой-нибудь тон или полтона и то лишь временно. Все происходящие изменения в голосе также тесно связаны с половым формированием девочки – подростка. Обычно все отклонения от прежнего нормального звучания, предшествуют, совпадают или наступают после завершившегося полового созревания девушки, выражающегося в появлении у неё первых менструаций. Гортань девочки претерпевает большую изменчивость. При осмотре её черпаловидные хрящи были так плотно сближены, что даже перекрещивались. Такое состояние длилось весь учебный год, и лишь через год картина гортани изменилась, черпала как бы стали на своё место, а вскоре и голос стал постепенно возвращаться к прежней звучности.

Самым частым отклонением от нормы у девочек принято считать утрату чистоты интонации. Девочка, которая ранее всегда чисто интонировала, вдруг начинает понижать звук. Самая тщательная работа педагога не в состоянии упразднить этот недостаток. Такое явление наблюдается перед появлением первых менструаций, иногда совпадает с их приходом, а иногда и запаздывает. Продолжительность неустойчивости интонации чрезвычайно индивидуально, иногда это неприятное явление проходит быстро, а порой длится очень долго, требует тщательно работы над дыханием и постепенно проходит, когда установится должная координация в звукообразующих гортанных и дыхательных органах. Научный сотрудник Института художественного воспитания Н.Д. Орлова, специально занимающаяся исследованием дыхания в период полового созревания девочек, имеет объективные показатели, что дыхание в это время подвергается изменчивости, что не может не отразиться на качестве звучания голоса.

Иногда у девочек наблюдается сипота, какие-то ненаблюдаемые призвуки. Всё это связано с развитием мышц гортани, изменение которых придаёт голосу новое качество. И наконец, очень частое явление при формировании голоса девочек – усиленная работа языка, который в своём росте изменяет и движения. Нередко язык девочки становится буквально «лопатой», не умещающейся во рту и резко тянущейся в глубину глотки, в силу чего слово становится не чётким. Язык начинает усиленно работать своей спинной частью, от чего гортань принимает ещё более низкое положение, голос начинает звучать ниже, а артикуляция становится очень глубокой. Если на это обстоятельство своевременно не обратить внимания, голос постепенно приобретает альтовое звучание, тяжелеет, а иногда вырабатывается в искусственно низкий голос, что далеко не всегда оправдывается его основной природой. Долго не было объяснения этому частому явлению, пока профессор Грачева в 1962 г. не указала на изменение положения гортани, которая опускается в переходные периоды. Надо полагать, что опускание гортани влияет на положение подъязычной кости и связанный с ней язык, который изменяет характер своих движений.

Продолжительность мутационных явлений как у мальчиков, так и у девочек очень индивидуальна. У мальчиков острые мутационные явления длятся от нескольких месяцев до нескольких лет. Режим голоса в данное время имеет решающее значение, так как спокойное обращение с голосом содействует более быстрому его успокоению, появлению ровности звучания и новой тембральной окраски. При отсутствии должного режима в годы перестройки голосового механизма гибнет большая часть подростковых голосов, нередко очень хороших и перспективных.

В 17-18 лет у молодых певцов нет ещё взрослого голоса. Сила его только начинает приближаться к силе взрослого голоса. Наступает послемутационный период, когда гортань юноши и девушки почти сформировалась, рост её как будто бы закончен, но всё-таки наблюдаются остаточные явления мутации (покраснение, слизь), ещё продолжает развиваться дыхательный аппарат. Этот период тоже довольно длительный, и окончательное формирование голоса происходит лишь к 20 годам (иногда и позже). Между тем, появившееся голосовые возможности увлекают молодых людей, они портят свои неокрепшие голоса, злоупотребляя их силой и диапазоном. Голос же можно считать сформировавшимся лишь тогда, когда сформирован весь организм.

Таким образом, можно говорить о том, что психофизиологические особенности мутационного периода должны быть в поле зрения педагога, организующего процесс развития певческого голоса. Главная задача преподавателя прежде всего – знать их в полном объёме и грамотно выстраивать методику работы с учащимися, не нарушая норм охраны здоровья.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×