Психокоррекция нарушений внимания у детей с задержкой психического развития (ЗПР) | Михеева Людмила Валерьевна. Работа №344981
Аннотация. Проблема нарушений внимания у детей с задержкой психического развития (ЗПР) является актуальной для педагогической и психологической практики. Статья рассматривает основные особенности внимания у детей с ЗПР, а также методы психокоррекции, направленные на улучшение концентрации, устойчивости и переключаемости внимания. Представлены подходы, основанные на активных методах, играх и специализированных упражнениях, применяемых в коррекционной работе с учащимися начальных классов, что способствует их успешной адаптации в учебной деятельности.
Ключевые слова: задержка психического развития, нарушение внимания, психокоррекция, концентрация, переключаемость, когнитивное развитие.
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ВНИМАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)
Михеева Людмила Валерьевна, педагог-психолог
МБОУ «СOШ № 1 им. М.И. Калинина» г. Белореченск МО Белореченский район
Аннотация. Проблема нарушений внимания у детей с задержкой психического развития (ЗПР) является актуальной для педагогической и психологической практики. Статья рассматривает основные особенности внимания у детей с ЗПР, а также методы психокоррекции, направленные на улучшение концентрации, устойчивости и переключаемости внимания. Представлены подходы, основанные на активных методах, играх и специализированных упражнениях, применяемых в коррекционной работе с учащимися начальных классов, что способствует их успешной адаптации в учебной деятельности.
Ключевые слова: задержка психического развития, нарушение внимания, психокоррекция, концентрация, переключаемость, когнитивное развитие.
Задержка психического развития (ЗПР) является сложным состоянием, затрагивающим как когнитивную, так и эмоционально-волевую сферу ребенка. Одной из наиболее часто встречающихся проблем у детей с ЗПР является нарушение внимания, что значительно затрудняет учебную деятельность, снижает их способность к сосредоточению на учебных задачах и приводит к низкой успеваемости. Проблемы с вниманием у детей с ЗПР проявляются в виде трудностей с концентрацией, неустойчивостью внимания и сниженной способностью переключаться между заданиями.
Внимание у детей с ЗПР характеризуется низкой активностью, замедленной реакцией на внешние стимулы и быстрым утомлением. Это проявляется в неспособности долго удерживать внимание на одном объекте или деятельности, частых отвлечениях и затруднениях при необходимости сосредоточиться на задаче. Снижение способности к переключаемости и распределению внимания также является характерной чертой детей с ЗПР, что ведет к сложности выполнения комплексных заданий и снижению эффективности учебной деятельности.
Психокоррекция нарушений внимания у детей с ЗПР требует особого подхода, основанного на учете индивидуальных особенностей ребенка, а также использования методов и приемов, направленных на активизацию внимания. Одним из основных подходов является использование игровых и деятельностных методов, способствующих развитию когнитивных функций и улучшению способности к концентрации. Игра как ведущая форма деятельности в младшем школьном возрасте позволяет создать условия для постепенного увеличения времени сосредоточенности и переключаемости внимания.
Психологическая коррекция внимания у детей с ЗПР строится на постепенном усложнении задач, с которыми сталкивается ребенок. Важной составляющей коррекционного процесса являются упражнения на концентрацию, которые предполагают выполнение заданий, требующих длительного сосредоточения на одном объекте. Например, дети могут выполнять упражнения на сортировку или классификацию предметов по заданным признакам, что стимулирует их внимание и развивает способность удерживать концентрацию в течение более продолжительного времени.
Кроме того, эффективными методами коррекции внимания являются упражнения, развивающие способность к распределению внимания между несколькими задачами. Например, детям предлагаются задания, в которых необходимо одновременно следить за несколькими объектами или выполнять несколько действий. Такие задания помогают развить гибкость внимания и способность к быстрому переключению между задачами, что способствует успешной адаптации в учебном процессе.
Одним из ключевых направлений работы по коррекции внимания у детей с ЗПР является развитие волевой регуляции. Это достигается через упражнения на развитие самоконтроля и осознания своих действий. Важным аспектом является поэтапное развитие у ребенка умения доводить начатое дело до конца, что напрямую связано с формированием устойчивости внимания. Например, в коррекционной работе могут использоваться задания с четкими правилами, которые требуют от ребенка внимательности и самоконтроля на протяжении всего выполнения задания.
Особое место в коррекции нарушений внимания у детей с ЗПР занимают игры и упражнения, направленные на развитие зрительно-моторной координации. Такие упражнения помогают ребенку лучше ориентироваться в пространстве и улучшить способность удерживать внимание на визуальных объектах. Например, это могут быть задания на обведение контуров фигур или графические диктанты, требующие точности движений и внимательности при выполнении задания.
Важную роль в процессе психокоррекции внимания играют занятия, развивающие слуховое внимание. Дети с ЗПР часто испытывают трудности с восприятием и обработкой звуковой информации, что сказывается на их способности к аудированию в учебной деятельности. В этом случае можно использовать такие упражнения, как прослушивание коротких текстов с последующим выполнением задания на запоминание или повторение услышанного. Это способствует активизации слухового внимания и улучшению способности к восприятию и анализу устной информации.
Психологическая коррекция детей с ЗПР требует индивидуального подхода к каждому ребенку, где коррекционные программы разрабатываются с учетом его особенностей и уровня развития. Важно отметить, что процесс коррекции внимания должен быть системным и последовательным, с включением разнообразных методов и приемов, направленных на постепенное улучшение когнитивных и волевых функций.
Поддержка и сопровождение ребенка в процессе коррекции являются важными элементами, обеспечивающими успешность этого процесса. Роль психолога состоит не только в организации коррекционных занятий, но и в обучении педагогов и родителей методам стимулирования внимания ребенка в повседневной жизни. Это создает необходимые условия для консолидации результатов коррекции и их переноса в повседневную и учебную деятельность.
Таким образом, нарушения внимания у детей с задержкой психического развития требуют специализированного подхода в коррекционной работе. Эффективные методы психокоррекции включают использование игровых методов, упражнений на развитие концентрации, распределения и переключаемости внимания. Важным аспектом является последовательность и систематичность в работе, а также индивидуальный подход, который учитывает специфические особенности ребенка с ЗПР.
Список литературы
1. Долгобородова Д. А. Особенности обучения младших школьников с задержкой психического развития / Д. А. Долгобородова, В. А. Варенцов // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 52-54.
2. Кузь Н. А. Диагностика и коррекция нарушений письма обучающихся с задержкой психического развития / Н. А. Кузь. — Новосибирск: НГПУ, 2020. — 150 с.