Психологическая безопасность младших школьников в образовательной среде | Лысикова Юлия Алексеевна. Работа №347337
Аннотация: Статья посвящена вопросам психологической безопасности младших школьников в образовательной среде. Рассматриваются ключевые аспекты, влияющие на психологическое здоровье детей, и методы, способствующие созданию безопасной и комфортной атмосферы в классе. Обсуждаются роли учителя и родителей в формировании психологического климата, а также практические рекомендации по поддержанию психологической безопасности в образовательном процессе.
Ключевые слова: психологическая безопасность, младшие школьники, образовательная среда, психоэмоциональное здоровье, учитель, семья, методы работы.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Лысикова Юлия Алексеевна, учитель начальных классов
МБОУ школа №34 г. Воронеж
Аннотация: Статья посвящена вопросам психологической безопасности младших школьников в образовательной среде. Рассматриваются ключевые аспекты, влияющие на психологическое здоровье детей, и методы, способствующие созданию безопасной и комфортной атмосферы в классе. Обсуждаются роли учителя и родителей в формировании психологического климата, а также практические рекомендации по поддержанию психологической безопасности в образовательном процессе.
Ключевые слова: психологическая безопасность, младшие школьники, образовательная среда, психоэмоциональное здоровье, учитель, семья, методы работы.
В современных условиях образовательной среды вопрос психологической безопасности младших школьников становится особенно актуальным. Психологическая безопасность — это состояние, при котором ребенок чувствует себя защищенным, понимаемым и принятым в коллективе. От того, насколько комфортно младшему школьнику в классе, зависит не только его учебный успех, но и общее развитие, а также личностный рост. Психологическая безопасность играет важную роль в формировании уверенности ребенка в своих силах, развитии социальных навыков и способности к сотрудничеству.
Первостепенной задачей учителей начальных классов является создание позитивного и поддерживающего климата в классе. Это включает в себя не только соблюдение норм и правил, но и внимание к каждому ребенку, его чувствам и переживаниям. Учитель должен быть готов выслушать ребенка, оказать ему поддержку и понять его точку зрения. Эмпатия и чуткость со стороны педагога способствуют формированию доверительных отношений, что является основой психологической безопасности.
Необходимо учитывать, что младшие школьники, в силу своего возраста, отличаются высокой чувствительностью к критике и оценкам. Важно избегать негативной оценки и неудач, которые могут негативно сказаться на самооценке и уверенности ребенка. Вместо этого следует акцентировать внимание на успехах и достижениях, поощрять ребенка за старания и усилия. Регулярные похвалы и поддержка помогают детям почувствовать свою значимость и ценность, что способствует формированию их положительного восприятия себя.
Общение и взаимодействие между учащимися также являются важными аспектами психологической безопасности. Классы должны стать местом, где каждый ребенок может свободно выражать свои мысли и чувства. Учителю важно развивать навыки сотрудничества и взаимопомощи среди учеников. Это можно достичь с помощью групповых заданий, совместных проектов и игр, которые способствуют укреплению связей между детьми. Учитель должен следить за динамикой взаимодействия и предотвращать любые проявления травли и дискриминации.
Важную роль в создании психологически безопасной среды играет и сотрудничество с родителями. Учитель и родители должны действовать как единая команда, направленная на обеспечение благополучия ребенка. Регулярные встречи, открытые уроки, родительские собрания — все это помогает наладить диалог и обмен информацией о состоянии ребенка. Родители должны быть осведомлены о том, как можно поддержать ребенка в учебном процессе и какие моменты могут быть для него сложными. Совместная работа по созданию комфортной среды в школе и дома позволяет выстраивать гармоничные отношения и поддерживать эмоциональное здоровье ребенка.
Учителю следует также учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Психологическая безопасность зависит от способности педагога понимать и принимать различия в темпераментах, интересах и способностях детей. Индивидуальный подход к каждому ученику позволяет учитывать его потребности и создавать условия для успешной социализации. Например, для интровертированных детей может быть полезно предоставить возможность работать в малых группах или выполнять задания наедине, а для экстравертированных — активно участвовать в групповых дискуссиях и проектах.
Важным аспектом психологической безопасности является также формирование навыков саморегуляции и эмоционального интеллекта у детей. Учителю следует учить учеников распознавать и управлять своими эмоциями, а также понимать чувства окружающих. Занятия по эмоциональному развитию, такие как игры на понимание эмоций, ролевые игры, помогут детям лучше ориентироваться в своих переживаниях и в том, что происходит вокруг. Эти навыки являются важными для формирования безопасной среды, так как помогают предотвращать конфликты и недопонимания.
Кроме того, использование разнообразных методов работы на уроках может способствовать созданию психологически безопасной атмосферы. Игровые элементы, творческие задания, интерактивные технологии помогают сделать уроки более увлекательными и доступными для восприятия. Важно, чтобы учебный процесс не вызывал у детей стресс, а, наоборот, был интересным и мотивирующим. Разнообразие форм работы способствует поддержанию внимательности и интереса учеников.
Одной из эффективных практик для обеспечения психологической безопасности является создание «психологического уголка» в классе, где дети могут находить ресурсы для снятия стресса, обращения за помощью и поддержки. В этом уголке могут быть размещены материалы, способствующие эмоциональному саморегулированию, такие как книги по психологии, инструкции по методам релаксации и картинки с позитивными утверждениями. Это пространство должно быть доступно для детей, чтобы они могли обратиться к нему в любой момент, когда испытывают тревогу или стресс.
Необходимо помнить, что психологическая безопасность — это не разовая акция, а постоянный процесс, требующий внимания и заботы как со стороны учителей, так и со стороны родителей. Создание безопасной образовательной среды — это задача, которая требует совместных усилий всех участников процесса. Педагоги должны постоянно совершенствовать свои навыки и знания в области психологии и педагогики, а также адаптировать свои подходы к нуждам и особенностям своих учеников.
Таким образом, вопрос психологической безопасности младших школьников в образовательной среде является ключевым для успешного обучения и развития детей. Создание комфортной и поддерживающей атмосферы, внимание к чувствам и потребностям учеников, а также сотрудничество с родителями и использование разнообразных методов работы помогут обеспечить психологическую безопасность и способствовать развитию гармоничной личности. Учителям необходимо помнить, что каждый ребенок уникален и заслуживает уважения, понимания и поддержки в своем стремлении к знаниям и самовыражению.
Список литературы
Рещикова, Л.С. Психологическая оценка безопасности образовательной среды начальной школы // Молодежная наука: тенденции развития. Электронный журнал №1, 2016. – С. 16-22.
Селимова З.Б.
Психологическая безопасность личности младшего школьника в условиях школьной образовательной среды
// Форум
молодых ученых. 2017. №9 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-bezopasnost-lichnosti-mladshego-shkolnika-v-usloviyah-shkolnoy-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 15.10.2024).
Трансформация школьных пространств в условиях реализации ФГОС основного общего образования: Е. В. Иванова, М. В. Никитаева — Москва, 2015 г.- 44 с.
Щавелева
Е.А. Психологическая безопасность младших школьников как научная категория // Материалы XV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2023/article/2018033885 (дата обращения:
15.10.2024 )
.