"Психологическая безопасность образовательной среды" | Мой кабинет. Работа №349320
Обеспечению физической безопасности всегда придавалось огромное значение. В настоящий момент уже приняты важные законы, регламентирующие разнообразные аспекты данной деятельности. Например, есть рекомендации по пожарной безопасности в ДОО, правила для проведения занятий, прогулок, комплекс антитеррористических мероприятий. Установлены «тревожные кнопки» и введен пропускной режим в здании ДОО. А как обстоит дело с психологической безопасностью?
Психологическая безопасность — это состояние психологической защищенности, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования.
В соответствии с концепцией доктора психологических наук Ирины Баевой, безопасная образовательная среда характеризуется тремя компонентами:
1) свобода от проявления психологического насилия;
2) удовлетворение основных потребностей в межличностном взаимодействии;
3) референтная значимость среды для всех участников образовательного процесса.
Субъектами образовательной среды выступают дети, педагоги и родители. Поэтому ее необходимо оценивать с позиций каждого.
«Психологическая безопасность образовательной среды»
Потребность в безопасности и защите считается первичной по шкале Абрахама Маслоу, известного американского психолога, основателя гуманистической психологии. В ее составе: потребность в организации, в предсказуемости событий, в законе и порядке, в стабильности, а также в свободе от таких угроз, как болезнь, хаос и страх.
По А. Маслоу, определенные типы взрослых невротических людей мотивированы именно поиском безопасности. Для каждого здорового члена общества безопасность родных и близких — одна из ключевых ценностей.
Американский психоаналитик и психолог Карен Хорни в социокультурной теории личности выделяет две потребности детства: потребность в безопасности и потребность в удовлетворении основных нужд ребенка.
Главной в развитии оказывается безопасность (быть желанным, любимым, защищенным от опасностей окружающего мира). При неудовлетворении этой потребности у ребенка может развиться базальная враждебность, которая проявляется в ощущении беспомощности, страха, чувстве вины. Это ведет к трудностям во взаимоотношениях с окружающими людьми.
Обеспечению физической безопасности всегда придавалось огромное значение. В настоящий момент уже приняты важные законы, регламентирующие разнообразные аспекты данной деятельности. Например, есть рекомендации по пожарной безопасности в ДОО, правила для проведения занятий, прогулок, комплекс антитеррористических мероприятий. Установлены «тревожные кнопки» и введен пропускной режим в здании ДОО. А как обстоит дело с психологической безопасностью?
Психологическая безопасность — это состояние психологической защищенности, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования.
В соответствии с концепцией доктора психологических наук Ирины Баевой, безопасная образовательная среда характеризуется тремя компонентами:
1) свобода от проявления психологического насилия;
2) удовлетворение основных потребностей в межличностном взаимодействии;
3) референтная значимость среды для всех участников образовательного процесса.
Субъектами образовательной среды выступают дети, педагоги и родители. Поэтому ее необходимо оценивать с позиций каждого.
Факторами риска в образовательной среде могут быть:
недостаточное обеспечение педагогическими кадрами, материально-технической базы;
низкая активность детей и педагогов;
несформированность
социальных и практических навыков, умений и опыта;
низкий уровень воспитания и культуры.
Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее субъектов.
По данным социологических исследований, до 75% родителей озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Их волнуют конфликтные отношения детей друг с другом и с воспитателями. Беспокоит, что педагоги не уделяют должное внимание правам и достоинствам ребенка. Они хотят быть
уверенными в том, что ребенка в детском саду понимают, принимают и любят вне зависимости от успехов.
Еще острее встает проблема деструктивного влияния на психику дошкольника со стороны сверстников и манипулятивных воздействий со стороны педагогов.
Даже самые близкие люди порой становятся друг для друга источником страданий и слез. Так и в детском саду — самый озабоченный развитием и обучением ребенка человек, воспитатель, становится иногда причиной детского энуреза, невроза, ненависти к учению, неверию в себя.
Что может разрушительно действовать на психику ребенка в детском саду? Это так называемый педагогический крик. Крик педагога — своеобразный способ установить контакт с ребенком.
Несмотря на общеизвестную истину «убедительность педагога не пропорциональна громкости его голоса», отдельные воспитатели применяют крик в педагогическом общении. Горечью и болью проникнуты страницы книг выдающегося педагога Василия Сухомлинского, которые посвящены учительскому крику: «Будьте осторожны, чтобы слово не стало кнутом, который, дотрагиваясь до нежного тела, обжигает, оставляя на всю жизнь шероховатые шрамы».
Причины крика педагогов на детей:
1. Педагогические. Главная из них — это недостаток педагогического мастерства и общей культуры воспитателя, неумение организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
2. Социально-психологические. Для многих педагогов возможность покричать на своих подопечных — проверенный и надежный способ нормализации психического состояния. Австрийский психолог, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд выявил, что агрессия часто перемещается на безобидные объекты, которые не могут ответить ее носителю.
Как педагогу преодолеть такой стиль общения с детьми? Ведь он может стать пагубной привычкой и нанести урон обеим сторонам.
1. Распознавание эмоций: осознание своих эмоций и понимание их источников является первым шагом к их управлению. Важно выявить, что вызывает у вас гнев и стресс и постараться найти способы справиться с этими эмоциями.
2. Правильное дыхание: глубокие дыхательные упражнения могут помочь снять напряжение и успокоить нервную систему. Вы можете использовать замедленное и глубокое дыхание в момент, когда чувствует растущую ярость или стресс.
3. Регулярный отдых: важно заботиться о своем физическом и эмоциональном здоровье. Регулярное упражнение, здоровое питание и достаточный отдых помогут увеличить стрессоустойчивость и снизить возможность негативных эмоций.
4. Поддержка коллег и коммуникация: общение с коллегами может быть полезным, особенно если они сталкиваются с похожими эмоциональными вызовами. Корректное обсуждение проблем и совместный поиск решений - может помочь вам найти новые подходы к ситуации и управлять своими эмоциями более эффективно.