Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Психологическая безопасность образовательной среды" | Мой кабинет. Работа №349320

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Обеспечению физической безопасности всегда придавалось огромное значение. В настоящий момент уже приняты важные законы, регламентирующие разнообразные аспекты данной деятельности. Например, есть рекомендации по пожарной безопасности в ДОО, правила для проведения занятий, прогулок, комплекс антитеррористических мероприятий. Установлены «тревожные кнопки» и введен пропускной режим в здании ДОО.    А как обстоит дело с психологической безопасностью?

       

 

 

        Психологическая безопасность — это состояние психологической защищенности, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования.

        В соответствии с концепцией доктора психологических наук Ирины Баевой, безопасная образовательная среда характеризуется тремя компонентами:

1) свобода от проявления психологического насилия;

2) удовлетворение основных потребностей в межличностном взаимодействии;

3) референтная значимость среды для всех участников образовательного процесса.

Субъектами образовательной среды выступают дети, педагоги и родители. Поэтому ее необходимо оценивать с позиций каждого.

 

«Психологическая безопасность образовательной среды»

Потребность в безопасности и защите считается первичной по шкале Абрахама Маслоу, известного американского психолога, основателя гуманистической психологии. В ее составе: потребность в организации, в предсказуемости событий, в законе и порядке, в стабильности, а также в свободе от таких угроз, как болезнь, хаос и страх.

По А. Маслоу, определенные типы взрослых невротических людей мотивированы именно поиском безопасности. Для каждого здорового члена общества безопасность родных и близких — одна из ключевых ценностей.

Американский психоаналитик и психолог Карен Хорни в социокультурной теории личности выделяет две потребности детства: потребность в безопасности и потребность в удовлетворении основных нужд ребенка.

Главной в развитии оказывается безопасность (быть желанным, любимым, защищенным от опасностей окружающего мира). При неудовлетворении этой потребности у ребенка может развиться базальная враждебность, которая проявляется в ощущении беспомощности, страха, чувстве вины. Это ведет к трудностям во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Обеспечению физической безопасности всегда придавалось огромное значение. В настоящий момент уже приняты важные законы, регламентирующие разнообразные аспекты данной деятельности. Например, есть рекомендации по пожарной безопасности в ДОО, правила для проведения занятий, прогулок, комплекс антитеррористических мероприятий. Установлены «тревожные кнопки» и введен пропускной режим в здании ДОО. А как обстоит дело с психологической безопасностью?

 

 

Психологическая безопасность — это состояние психологической защищенности, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования.

В соответствии с концепцией доктора психологических наук Ирины Баевой, безопасная образовательная среда характеризуется тремя компонентами:

1) свобода от проявления психологического насилия;

2) удовлетворение основных потребностей в межличностном взаимодействии;

3) референтная значимость среды для всех участников образовательного процесса.

Субъектами образовательной среды выступают дети, педагоги и родители. Поэтому ее необходимо оценивать с позиций каждого.

Факторами риска в образовательной среде могут быть:

недостаточное обеспечение педагогическими кадрами, материально-технической базы;

низкая активность детей и педагогов;

несформированность

социальных и практических навыков, умений и опыта;

низкий уровень воспитания и культуры.

Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее субъектов.

По данным социологических исследований, до 75% родителей озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Их волнуют конфликтные отношения детей друг с другом и с воспитателями. Беспокоит, что педагоги не уделяют должное внимание правам и достоинствам ребенка. Они хотят быть

 

 

 

уверенными в том, что ребенка в детском саду понимают, принимают и любят вне зависимости от успехов.

Еще острее встает проблема деструктивного влияния на психику дошкольника со стороны сверстников и манипулятивных воздействий со стороны педагогов.

Даже самые близкие люди порой становятся друг для друга источником страданий и слез. Так и в детском саду — самый озабоченный развитием и обучением ребенка человек, воспитатель, становится иногда причиной детского энуреза, невроза, ненависти к учению, неверию в себя.

Что может разрушительно действовать на психику ребенка в детском саду? Это так называемый педагогический крик. Крик педагога — своеобразный способ установить контакт с ребенком.

Несмотря на общеизвестную истину «убедительность педагога не пропорциональна громкости его голоса», отдельные воспитатели применяют крик в педагогическом общении. Горечью и болью проникнуты страницы книг выдающегося педагога Василия Сухомлинского, которые посвящены учительскому крику: «Будьте осторожны, чтобы слово не стало кнутом, который, дотрагиваясь до нежного тела, обжигает, оставляя на всю жизнь шероховатые шрамы».

Причины крика педагогов на детей:

1.  Педагогические. Главная из них — это недостаток педагогического мастерства и общей культуры воспитателя, неумение организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью.

2.  Социально-психологические. Для многих педагогов возможность покричать на своих подопечных — проверенный и надежный способ нормализации психического состояния. Австрийский психолог, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд выявил, что агрессия часто перемещается на безобидные объекты, которые не могут ответить ее носителю.

 

 

Как педагогу преодолеть такой стиль общения с детьми? Ведь он может стать пагубной привычкой и нанести урон обеим сторонам.

1. Распознавание эмоций: осознание своих эмоций и понимание их источников является первым шагом к их управлению. Важно выявить, что вызывает у вас гнев и стресс и постараться найти способы справиться с этими эмоциями.

2. Правильное дыхание: глубокие дыхательные упражнения могут помочь снять напряжение и успокоить нервную систему. Вы можете использовать замедленное и глубокое дыхание в момент, когда чувствует растущую ярость или стресс.

3. Регулярный отдых: важно заботиться о своем физическом и эмоциональном здоровье. Регулярное упражнение, здоровое питание и достаточный отдых помогут увеличить стрессоустойчивость и снизить возможность негативных эмоций.

4. Поддержка коллег и коммуникация: общение с коллегами может быть полезным, особенно если они сталкиваются с похожими эмоциональными вызовами. Корректное обсуждение проблем и совместный поиск решений - может помочь вам найти новые подходы к ситуации и управлять своими эмоциями более эффективно.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×