"Психологическая готовность ребенка обучения в школе" | Татьяна Викторовна Кочергина. Работа №338212
Тема доклада «Психологическая готовность ребенка к школе» выбрана не случайно. Приближается тот день, когда ваш ребёнок впервые войдёт в школьный класс. И вы уже сейчас задаёте себе вопросы:
- Готов ли мой ребёнок к школьному обучению?
- Как он будет учиться?
- Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности?
Наверное, каждый ребенок ожидает, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки.
Но то, как он будет учиться и многое другое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе.
«Психологическая готовность ребенка к школе»
Тема моего доклада «Психологическая готовность ребенка к школе» выбрана не случайно. Приближается тот день, когда ваш ребёнок впервые войдёт в школьный класс. И вы уже сейчас задаёте себе вопросы:
- Готов ли мой ребёнок к школьному обучению?
- Как он будет учиться?
- Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности?
Наверное, каждый ребенок ожидает, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки.
Но то, как он будет учиться и многое другое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе.
Большинство родителей будущих первоклассников считают, что если их ребенок умеет писать, читать и считать, то в его готовности к школе можно не сомневаться. Именно поэтому при подготовке ребенка к школе наибольшее внимание уделяется развитию его умственных способностей, и совершенно не учитывается уровень развития познавательных процессов. Однако педагогическая практика показывает, что часто такие дети, с лёгкостью приступив к учёбе, вдруг, совершенно неожиданно для родителей, начинают снижать свои успехи. Готовность к школе – это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?
Существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих.
Готовность к школе
Физическая познавательная
психологическая
Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемой в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.
Как я уже сказала Я хочу остановиться на психологической готовности ребенка к школе.
Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи. Но внутри этого аспекта выделяются различные подходы. Выделяют три признака, которые характеризуются следующими показателями:ребенок должен быть интеллектуально, эмоционально и социально зрелым. Также и другие специалисты выделяют три вида психологической готовности ребенка к школе: интеллектуальная готовность; мотивационная (личностная) готовность; эмоционально-волевая готовность.
Психологическая готовность к школе
Мотивационная Эмоционально-
(личностная) волевая
Интеллектуальная
Готовность ребенка к школе во многом определяется его психологической зрелостью, которую необходимо формировать с самого рождения малыша. Как правило, формирование психологической готовности происходит в детском саду, где проводятся соответствующие занятия, однако этого недостаточно, поскольку большую часть своего времени ребенок все-таки проводит дома. Именно поэтому родителям необходимо уделить пристальное внимание психологической подготовке ребенка в домашних условиях.
Мотивационная (личностная) готовность к школе.
Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение 3-х задач, причём основных:
формирование у детей правильных представлений о школе и учении 2) формирование положительного эмоционального отношения к школе 3)формирование опыта учебной деятельности
Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов.
Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.
Эмоционально-волевая готовность к школе
Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребуют учитель, школьный режим, программа.
К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.
Всеми перечисленными навыками детский сад должен «снабдить» детей. Умение слушать и выполнять задания педагогов одно из обязательных условий усиленного обучения по любой программе начальной школы. Именно в детском саду воспитатель определяет насколько сформировано это умение наблюдая за детьми в ходе занятия При этом воспитатель обращает внимание на такие особенности поведения дошкольника: внимательно ли он слушает взрослого, выслушивает ли он задания до конца, не перебивает, не начинает выполнять задание не дослушав до конца, старается ли как можно точнее выполнить инструкцию взрослого, задаёт ли вопросы, если не понял или что-то забыл в процессе выполнения, признаёт ли авторитет взрослого и положительно настроен на взаимодействие с ним. Тут хотелось бы обратится к родителям, пожалуйста, прислушивайтесь к мнению воспитателей детского сада относительно того готов ли ваш ребенок психологически и физически к школе ……
Интеллектуальная готовность к школе.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы.
Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
- дифференцированное восприятие;
- аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
- логическое запоминание;
- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
Но здесь главное – не перегибать палку. Некоторые родители чуть ли не с пеленок пытаются сделать из своего ребенка вундеркинда, удовлетворяя свои собственные амбиции и несбывшиеся мечты. В результате страдает только ребенок. Одно дело, если родители сами педагоги и знают, как правильно проводить обучение дошкольника, что он должен знать и уметь. Но нередко родители просто напичкивают малыша энциклопедическими знаниями, считая, что это главное для ребенка. А в итоге учителям приходится переучивать таких детей, потому что они элементарно не умеют держать в руке ручку. Нередко учителя сталкиваются и с другой крайностью, когда родители перестарались – ребенок при поступлении в школу уже умеет хорошо читать, считать, писать, то есть благодаря стараниям родителей им уже усвоена программа первого класса. И что делать такому ребенку в первом классе? Естественно, в таком случае ему будет неинтересно ходить в школу, и это вообще отобьет у него желание учиться.
По 1 сентября неизбежно и ваш ребенок становится первоклассником
«Школьная тревожность первоклашек»
Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей.
Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность. Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться.
Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми, ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.
Тем не менее, начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.
Оглядываясь назад, не каждый взрослый вспоминает свои школьные годы как одни из самых веселых и счастливых.
СЛАЙД 2. «Формула ученического счастья».
В чем же заключается формула ученического счастья?
"Формула ученического счастья" складывается из трех составляющих:
1. Ребенок хочет ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальная состоятельность)
2. Ребенок хочет строить и поддерживать приемлемые отношения с учителями и одноклассниками (коммуникативная состоятельность)
3. Ребенок хочет вносить свой вклад в жизнь класса, а может быть и школы (состоятельность в деятельности)
Ученики пытаются достичь "счастья" всеми способами. А если им этого не удается, у них может возникать тревога.
СЛАЙД 3. Признаки школьной тревожности.
Как проявляется школьная тревожность?
Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разнообразными способами, маскируясь под другие проблемы.
Основными признаками школьной тревожности являются:
- пассивность на уроках, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя;
- на перемене тревожный ребенок не может найти себе занятие, любит находиться среди детей, не вступая в тесные контакты с ними;
- ребенок начинает чаще болеть, снижается сопротивляемость соматическим заболеваниям;
- излишняя старательность при выполнении заданий;
- рассеянность, или снижение концентрации внимания на уроках;
- потеря контроля над физиологическими функциями в стрессовых ситуациях. Например, ребенок может краснеть (бледнеть), отвечая у доски и даже с места, чувствовать дрожь в коленках и т.п.;
- отказ от выполнения каких-либо заданий, нелюбовь к отдельным предметам;
- раздражительность и агрессивные проявления;
- страхи: опоздать в школу/ на урок, в опасениях по поводу своих школьных принадлежностей (страх потерять, сломать); часто школьные впечатления не оставляют первоклассника и во сне, проявляясь в виде ночных школьных кошмаров (ребенку снятся ситуации из школьной жизни, которые вызывают эмоциональный дискомфорт).
Как правило, после завершения адаптационного периода (который может длиться от одного месяца до года) уровень тревожности у большинства детей нормализуется. Но не смотря на это оставлять данный симптом без внимания нельзя!
СЛАЙД 4. Причины школьной тревожности
С чем может быть связана школьная тревожность у первоклассника?
- С неспособностью учащегося справиться со школьной программой.
- С неадекватностью ожиданий со стороны родителей (завышенные требования).
Всё нужно делать только на "отлично". Такой ребёнок постоянно должен оправдывать высокие ожидания взрослых. Он находится в ситуации постоянного напряжённого ожидания: сумел – не сумел угодить родителям. Особенно трудно ребёнку приходится, если требования и реакции взрослых непредсказуемы и непоследовательны.
- С учебными перегрузками (множество кружков и секций, репетиторы и т.п.).
- С неблагополучием в отношениях с педагогами или учащимися.
Так же влияет смена школьного коллектива (необходимость устанавливать новые взаимоотношения).
СЛАЙД 5. Советы родителям.
Как преодолеть школьную тревожность? Что можно рекомендовать родителям будущих первоклассников?
1. Поддерживайте ребенка в стремлении быть школьником.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок придет в школу, чтобы учиться. Когда он будет учится – у него может что-то не сразу получаться. Объясните ему, что не ошибается только тот, кто ничего не делает.
4. Не пропускайте трудности на первом этапе обучения.
5. Поддерживайте в ребенке желание добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить.
6. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
7. У ребенка должно обязательно оставаться время для игры.
8. Для полноценного отдыха и восстановления сил ребенку необходим как минимум один полноценный выходной в неделю, когда он может не возвращаться к выполнению домашних заданий и других школьных дел.
1. Необходимо повышать его самооценки.
Повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно.
Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу.
Хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей.
Однако ваша похваладолжна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь.
Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили.
В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить
ребенка.
Главное, помните, что опора у ребенка - это Вы, его родители. Только через постоянный контакт между родителем и ребенком можно избежать всевозможных проблем в развитии ребенка. Ну а мы в свою очередь постараемся минимизировать возникновение каких либо проблем.
Ну а завершение моего доклада хотелось бы попросить вас сегодня когда придете домой проведите с детьми вот такой тест Филипинский тест
В возрасте 6-7 лет происходят значительные изменения в росте ребенка, изменяются пропорции его тела, удлиняются руки и ноги. К моменту поступления в школу ребенок должен быть достаточного роста, чтобы поместиться за партой. Выполните следующий тест: попросите малыша дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. У взрослых это не вызывает затруднений, у школьника – тоже, а пятилетний ребёнок не сможет сделать такую простую вещь, руки у него пока ещё слишком коротки. Результат теста характеризует биологический возраст ребёнка и показывает степень физиологической зрелости организма, созревания нервной системы и способность головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Помните, что филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев школьной зрелости.