Психологическая характеристика подростков-участников буллинга | Мухаметзянова Эльвира Наилевна. Работа №310811
Подрастковый возраст – это совершенно особый динамичный период развития человека, и от того, как именно он будет развиваться, в дальнейшем будет во многом построено развитие следующего возрастного этапа. Именно по этому этот период считается переломным, переходным, сенситивным и критическим.
Это настолько важный этап в развитии, что определяется час то как «второе рождение» – рождение со циальной личности, готовой вступить в жизнь.
Подростковый возраст обладает особыми характер истиками, описывающими этот этап развития. Это воз раст физических и личностных, а так же психических и социальных изменений.
Псих ологическая характер истика по дростков-уча стников буллинг а в об разовательной сред е
Подрастковый возраст – это со вершенно особый дина мичный период раз вития чело века, и от того, как именно он будет раз виваться, в дальнейшем будет во многом по ст роено раз витие след ующего воз растного этапа. Именно по этому это т период считается пере ломным, пере ходным, сенситивным и критическим.
Это на столько важный этап в раз витии, что определяется час то как «второе рождение» – рождение со циальной личности, готовой вступить в жизнь.
Подростковый воз раст об ладает особыми характер истиками, описывающими это т этап раз вития. Это воз раст физических и личностных, а так же псих ических и со циальных из менений.
У по дростка про исходит значительное увеличение физических воз можностей, на чинается по ловое со зревание, и как ре зультат из менения гормонального ста туса – меняется по ведение, вне шность и т.п. На основ е новых физических воз можностей воз никают так же и новые по требности, кот орые вы ступают так же ис точником смены ведущей де ятельности, и со ответственно, влекут за со бой смену со циальных от ношений со сверстниками и окружающими людьми. По вне шним при знакам по дросток ста новится по хож на взрослого, но при это м все еще не явл яется им.
Такие из менения в раз витии по дростка при водят к стремлению от делиться со циально и материально от значимых взрослых, что, прежде все го, по рождает мотив про тивопоставления себя взрослым, бы ть не зависимым, но при это м все еще нуждаться в по мощи взрослых, в их за щите и по ддержке.
Стремление по дростка, при обрести лучшее по ложение сред и сверстников связано с комформностью к групп овым цен ностям и норм ам, это время бурного и плодотворного раз вития по знавательной сфер ы.
Центральное личностное новообразование это го периода – ста новление нового уровня сам осознания, Я-концепции, стремление по нять себя, свои воз можности и особенно сти, свое сходство с друг ими людьми и свое от личие – уникальность и не повторимость. Источниками воз никновения ощущения взрослости явл яются сдвиги физического раз вития, на чало по лового до зревания и со циальные ис точники, а так же их осознание сам им по дростком.
В эпигенетической концепции, на пример, по мне нию Э. Эриксона, главная за дача по дросткового периода – форм ирование чувства личной идентичности и из бежание опасности воз никновения ролевой не определенности.
По Э. Эриксону, за дачами раз вития у индивида для до стижения идентичности, явл яются:
– об ретение чувства времен и и не прерывности жизни;
– раз витие уверенности в себе;
– при нятие со ответствующей своему по лу роли;
– экспериментирование с раз личными ролями;
– вы бор про фессии;
– форм ирование личной сис темы цен ностей и при оритетов;
– по иск своей идеологии [46].
Хэвигхерст указ ывает на друг ие за дачи раз вития:
1. при нятие своей вне шности и уме ние эффект ивно владеть своим телом;
2. форм ирование новых и более зрелых от ношений со сверстниками об оего по ла;
3. при нятие мужской и женской со циально-сексуальной роли;
4. до стижение эмоциональной не зависимости от роди телей и друг их взрослых;
5. по дготовка к труд овой де ятельности, кот орая мог ла бы об еспечить эконом ическую не зависимость;
6. по дготовка к вступлению в брак и семей ной жизни;
7. по явление желания не сти со циальную от ветственность и раз витие со ответствующего по ведения;
8. об ретение сис темы цен ностей и этических при нципов, кот орыми мож но рук оводствоваться в жизни, т.е. форм ирование со бственной идеологии .
В по дростковом воз расте форм ируется нравственное мировоззрение, и это при водит к качественным сдвигам во все й сис теме по требностей и стремлений, когда ведущее мест о на чинают за нимать нравственные мотивы.
К важнейшим конфликт ам у по дростков от носятся след ующие:
– Диффузия идентичности: кратковременная или длительная не способность Я-сис темы сформировать идентичность.
– Диффузия времен и: на рушение чувства времен и, не редко с диффузией связаны стра х или желание смерти.
– Застой в раб оте: на рушение естественной раб отоспособности, в боль шинстве слу чаев со провождающееся диффузией идентичности.
– Отрицательная идентичность про является, прежде все го, в от рицании все х свойств и ролей, кот орые в норм е способ ствуют форм ированию идентичности (семей ные роли и при вычки, по лоролевые стереотипы и т. д.).
– Конфликтные от ношения по дростков основ ываются на борьбе за лидерство.
Подростки склонны раз решать конфликт ные ситуации в форм е об винений, агрессии и требований. В основ е при меняемых по дростками копинг-стра тегий в ситуации буллинг а так ие механизмы, как: псих ологическая за щита, эмоциональное и агрессивное ре агирование, физическое восстановление, ре флексия. Доминирующими форм ами на силия у по дростков при знаны псих ологическое (эмоциональное) и физическое на силие.
Л. Брайзендайн от мечает, что у по дростков есть, с одно й сто роны, всплеск гормональных из менений, с друг ой – про блемы со циальной адаптации при пере ходе во взрослую жизнь. У мальчиков и де вочек от вет на эти вы зовы не одинаков. Для мальчиков – это чаще раз витие сам оуважения благодаря не зависимости от окружающих, в то время как у де вочек это т от вет на ходится через уст ановлен ие со циальных связей.
У мальчиков – раз вивается дух со перничества, по вышается уровень агрессии, сам оуверенности, сам оутверждения и желание про водить боль ше времен и за сам остоятельными за нятиями и за компьютером, дающим воз можность путем про б и ошибок на йти способ за явить о себе при до статочно виртуальной от ветственности за не удачи.
У де вочек – более значимой ста новится эмоциональная жизнь, про сыпается по требность в экспериментах с вне шним миром, об щении и при вязанностях, сплетнях, об менах секретами. Близкие, со циальные связи по ложительно влияют на восприятие ими окружающего мира, а любая по теря по добных взаимоотношений об остряет чувство одиночества или по тери. Так, сред ством уст ановлен ия новых контактов или сред ством снятия стресса мож ет явиться длительное об щение по телефону.
У по дростков с вариативной гендерной ролью мог ут про являться из мененные по веденческие при знаки. Например, у де вочек с по вышенным уровнем мужских гормонов воз можно агрессивное по ведение и стремление к власти на д групп ой своих по друг, либо на д мальчиками.
Большинство ис следований, на правленных на из учение гендерных раз личий при агрессивном по ведении по дростков, указ ывают на преобладание физической и косвенной агрессии у мальчиков и вербальной агрессии, по дозрительности, раз дражения, не гативизма и враждебности у де вочек. Девочки-по дростки вы ражают свою агрессию чаще в скрытой форм е, а мальчики – в от крытой. Предполагается, что это связано с об щественным одобрением агрессивного по ведения мальчиков и осуждением по добного по ведения де вочек. В целом, ис следователи сходятся во мне нии, что мальчики боль ше склонны к агрессивному по ведению и на силию, чем де вочки.
Несмотря на рас пространенное мне ние, что агрессивность мальчиков вы ше, чем у де вочек, многие прак тические псих ологи утверждают, что де вочки в по дростковом воз расте от личаются боль шей агрессивностью, чем мальчики. А. Маслоу и Э. Эриксон считают, что по вышенная агрессивность де вочек-по дростков явл яется своеобразным «бунтом» про тив уготованной для них роли матери и хозяйки.
Е.А. Иванова в своем ис следовании указ ывает на не гативные из менения в раз личных сфер ах псих ического раз вития вы сокоагрессивных де вочек– по дростков:
– в по веденческой сфер е: не стабильность от ношений с окружающими, преимущественно одно типный способ ре агирования на фрустрацию и труд ности (агрессивные ре акции), склонность к об винениям, эгоцентризм, из бегание сам остоятельного ре шен ия про блем. При об щении с семьей характер на трактовка роди тельской строгости как враждебности;
– в аффективной сфер е: низ кая фрустрационная толерантность и бы строе воз никновение не гативных эмоций, сил ьная раз дражительность, не стабильная сам ооценка, преувеличение не гативных по следствий про исходящих со бытий;
– в мотивационно-по требностной сфер е: «про тест» про тив традиционных стереотипов женственности и уготованной для них гендерной роли матери и хозяйки, ориентированность не на со вместные, а на со бственные до стижения (что, по мне нию спец иалистов, явл яется маскулинной характер истикой).
Результаты ис следований В.Р. Петросянц по казывают, что виктимное по ведение так же в боль шей степени про является у де вочек. Этот факт связывается с феминными чертами характер а, про цессом ста новления гендерной идентичности и спец ификой сам осознания. Девочки более сам окритичны и склонны анал изировать раз личные аспекты своего «Я», в то время как у мальчиков структур а «Я» упрощена.
Мальчики мог ут ста ть булли по раз нообразным при чинам, кот орые толкают их на агрессивное по ведение про тив более слабого члена групп ы. К одно й из так их при чин от носится комплекс не полноценности, кот орый воз никает одно временно со стремлением к при знанию и мож ет при вести к вы работке по требности до биваться по ст авленной цели за счет по давления окружающих.
Мальчики-булли более склонны к физической агрессии, физической рас праве на д «жертвой», а клички и вы смеивание только со путствуют травле.
Мнение ис следователей о личностных особенно стях мальчиков-булли рас ходятся. Одни считают, что мальчикам-булли при суще на личие стра хов, опасений и тревог, ста ндартность, банальность, конформность суждений и уст ановок при при нятии ре шен ий, за мкнутость, за крытость их внутреннего мира, тенденция к скрытости, не довольство со бой, со мнение в со бственной прав оте, со жаление о сделанном, сказанном и тенденция к сам оутверждению.
Другие характер изуют мальчиков-булли как импульсивных, с раз личным стилем семей ного воспитания. Нельзя от рицать вероятность на учения агрессивному по ведению у роди телей, особенно , если в семье прак тикуется физические на казание и на силие, а ее члены эмоционально раз общены.
Причинами, по кот орым де вочки прак тикуют по ведение булли, мог ут бы ть: гормональный сбой; авто ритарный от ец или от сутствие матери; при верженность феминистским цен ностям и взглядам, «бунт» про тив уготованной для них гендерной роли; желание бы ть лидером в групп е сверстников; за щитная ре акция по сле пере житого на силия; за нятия мужскими вид ами спор та (на пример, борьбой) с при сущими мужчинам способ ами до стижения по беды.
Для де вочек-булли характер ны так ие личностные черты, как эгоцентризм, тревожность, де монстративность, стремление об ращать на себя внимание, инфантильность и эмоциональная не зрелость. Обычно у них на блюдаются не стабильные от ношения с окружающими, бы строе воз никновение не гативных эмоций, склонность к об винениям, агрессивные ре акции на фрустрацию, не стабильная сам ооценка.
Девочки более склонны к вы смеиваниям, интригам про тив «жертвы», на клеиванию ярлыков и при своению кличек, рас пространению сплетен и слу хов. Могут при сутствовать и физические про явления буллинг а, особенно у де вочек, имею щих маскулинные черты.
У мальчиков с воз растом на блюдается спад агрессивного по ведения, а у де вочек – увеличение пред расположенности к агрессии (агрессивному по ведению).
В целом, об щая агрессия по дростков про является враждебностью, слов есной бранью, на глостью, не покорностью и не гативизмом, ложью, вандализмом. Такие по дростки не скрывают антисоциальное по ведение, в форм е хулиганства, а в не которых особых моментах воз никает де зорганизация по ведения, воровство и физическое на силие к сверстникам.
Для агрессивных по дростков характер на низ кая сам ооценка, из бегание ситуаций, когда нужно за щищать друг их людей, даже если это вы годно, они эгоцентричны, готовы манипулировать людьми для своей по льзы. При это м они по двержены фрустрации, имею т гипертрофированную по требность в за висимости, не по дчиняются дис циплине, у них так же не раз вито сексуальное торможение .
Помимо агрессивного одиночного типа И.А. Фурманов от мечает еще групп овой тип, с групп овым агрессивным по ведением в компании сверстников вне до ма. В не го включаются про гулы, акт ы вандализма, физическое на силие или вы пады про тив друг их, воровство, не значительные прав онарушения и антисоциальные по ст упки.
Для по дростков характер ны пять типов ре акций на буллинг :
1. Активное со противление – про является как стремление к по ддержке и по пытка сам остоятельно до говориться с агрессорами. Подростки адекватно по льзуются по мощью людей, кот орые им до ступны, и по мощи пред шествует их акт ивная де ятельность по уст ановлен ию конструктивных взаимоотношений с об идчиками. Все не гативные эмоции, преходящи и нос ят инструментальный характер .
2. Пассивное со противление – по дростки с так им типом ре акций не мог ут и не уме ют акт ивно со противляться, но у них воз никает широкий спектр способ ов пассивного со противления: от плача и ис терики с по пытками сам озащиты: усиление за икания, не вротические тики, энурез, энкопрез и т.д. Им свойственны ре акции по типу смещения личных от рицательных пере живаний на младших, слабых и близких людей. При на силии они теряются, теряют сам ообладание, импульсивно ищут по ддержку. Если они ее сразу же не на ходят, теряются еще боль ше и пере стают до верять своей прежней «команде по ддержки».
3. Отказ от со противления – так ая ре акция пред усматривает две стра тегии по ведения:
– преимущественно фиксированный на про блеме тип ре агирования.
Отказ от борьбы на ступает на ранних этапах на силия. У дан ной категории по дростков преобладает: низ кая сам ооценка, не достаточно структур ированная и дифференцированная «Я-концепция», они пессимистически воспринимают окружающих, тревожны, ощущают себя бес помощными. Подростки с так им типом ре акций считают без надежными по пытки за щититься от на силия. Именно эти по дростки чаще все го по двержены суициду, пере нося на себя вину за агрессию друг их людей.
– от рицание жестокого об ращения – так ой тип ре акций воз никает у по дростков, когда они от рицают на личие персон ализированной для них агрессии, через ряд механизмов псих ологической за щиты: от рицания, вы теснения и рационализации. Насилие по от ношению к себе они пере водят в шутку, в не доразумение, от рицая про блему пере д сверстниками, и взрослыми.
4. Бегство от жестокого об ращения – эта час ть по дростков ста рается из бегать любых контактов с агрессорами, включая по лный от каз по сещения мест , связанных с жестоким об ращением или с ним ассоциированных. Эти по дростки от личаются особенно не зрелой «Я-концепцией», крайне низ кой сам ооценкой, вы соким уровнем тревожности, низ ким или от рицательным ста тусом в со обществе учен иков, по этому они категорически от рицают сам у воз можность любой по ддержки, от кого бы она ни ис ходила. Они по двержены на ибольшему рис ку пере хода из бегающего по ведения в по ведение аддиктивное: от ухода и бродяжничества до раз вития не химических и химических за висимостей.
5. Псевдоактивное со противление – де ти дан ного типа акт ивным со противлением усугубляют ситуацию. Они конфликт ны со сверстниками и роди телями, борются с на силием через про екцию, про являемую в сверхценном от ношении ко все м агрессорам, при это м «об раз врага» аффективно «за ряжен» и явл яется ис точником от ветной агрессии.
Исследования по казали, что по дростки – жертвы буллинг а, склонны скрывать про исходящую в их от ношении агрессию, чувствуют себя без защитными, ощущают по ст оянную опасность, стра х пере д все м, не уверенность, в итог е утрачивая уважение к себе и веру в свои сил ы.