Психологическая подготовка детей к школе ☼ | Галина Валерьевна Опарина. Работа №291797
Автор: Галина Валерьевна Опарина
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является
важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском
саду. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит,
насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном
учреждении. Чем увереннее и спокойнее начнется для первоклассника
школьная жизнь, чем лучше ребенок сможет адаптироваться к новым
условиям, новым людям, тем больше шансов, что у ребенка не будет проблем
ни в начальной школе, ни в последующем обучении.
Окружение ребенка – родители, воспитатели, предметно -
развивающая среда – играет решающую роль в его психологическом настрое
на учебу. Не менее важно, чтобы в воспитании ребенка взрослые опирались
на советы и рекомендации психолога. Вот почему занятия педагога -
психолога с детьми – обязательный элемент в системе подготовки ребенка к школе. При подготовке дошкольников к обучению в школе очень актуальной
является организация педагогом-психологом коррекционно-развивающих
занятий, которые помогают формировать и развивать у детей школьно-
значимые навыки, адаптировать их к обучению в школе.
Именно с этой целью мной была составлена программа «Лаборатория
профессора Ума». Занятия по психологической подготовке к школе с
воспитанниками подготовительных групп детского сада № 134 «Морячок» г.
Брянска проводятся регулярно. Эта программа позволяет подготовить
ребенка к школе в ходе игровых занятий, где учитываются особенности его
психического развития.
Занятия разработаны с учетом возрастных особенностей и направлены
на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих
познавательные возможности. (тонкая моторика руки, внимание, память,
мышление, речь). На каждом занятии проводится психомышечная
тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения...
Статья
Тема: «Психологическая подготовка детей к школе»
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении. Чем увереннее и спокойнее начнется для первоклассника школьная жизнь, чем лучше ребенок сможет адаптироваться к новым условиям, новым людям, тем больше шансов, что у ребенка не будет проблем ни в начальной школе, ни в последующем обучении.
Окружение ребенка – родители, воспитатели, предметно - развивающая среда – играет решающую роль в его психологическом настрое на учебу. Не менее важно, чтобы в воспитании ребенка взрослые опирались на советы и рекомендации психолога. Вот почему занятия педагога - психолога с детьми – обязательный элемент в системе подготовки ребенка к школе.
При подготовке дошкольников к обучению в школе очень актуальной является организация педагогом-психологом коррекционно-развивающих занятий, которые помогают формировать и развивать у детей школьно-значимые навыки, адаптировать их к обучению в школе.
Именно с этой целью мной была составлена программа «Лаборатория профессора Ума». Занятия по психологической подготовке к школе с воспитанниками подготовительных групп детского сада № 134 «Морячок» г. Брянска проводятся регулярно. Эта программа позволяет подготовить ребенка к школе в ходе игровых занятий, где учитываются особенности его психического развития.
Занятия разработаны с учетом возрастных особенностей и направлены на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности. (тонкая моторика руки, внимание, память, мышление, речь). На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Также в ходе занятий формируются основные знания, умения и навыки:
- развитие у ребенка предпосылок к учебной деятельности: коммуникативные и поведенческие навыки, познавательные процессы (мышление, внимание, память, речь, общая и мелкая моторика).
- Формирование волевых качеств, эмоционально-положительное отношение к школе.
На самом первом занятии дети познакомились с знаменитым профессором Умом, который раздал каждому ребенку линеечки роста, оформленные в виде колб, в которые будут опускаться «капельки знаний». Эти капельки имеют разные достоинства: в +1 и +2 балла. Дети, которые работают очень хорошо и самостоятельно на занятии получают после занятия капельку достоинством +2 балла; дети, которые старались, но допускали ошибки и выполняли задания с помощью, получат капельки достоинством +1 балл; дети, которые не старались, отвлекались и т.п. капельки не получают. Это необходимо для дополнительного мотивирования дошкольников и подведения итогов в конце курса.
Также, я рассказала детям о том, что у профессора есть лаборатория, которая состоит из множества разных мастерских и маленьких лабораторий.
Есть Мастерская Ума, где работает сам профессор. Там он решает сложные логические задачи и примеры.
Есть Лаборатория работы с клетками, Мастерская узоров и фигур. Там проводят различные эксперименты с клетками, создают узоры из геометрических фигур и много, много интересного.
Есть Словотворческая мастерская, где из разных букв создают слова.
Есть Живая мастерская, где обитают животные и растения.
Есть Творческая мастерская, где воплощаются самые смелые идеи и фантазии учеников профессора Ума.
Мной было замечено, что в большинстве дети эмоционально зажаты, стесняются говорить друг другу хорошие слова. Поэтому, каждое занятие начинаю с тренинга, дети передают друг другу мяч, либо мягкую игрушку при этом приветствуя друг друга, обязательно с улыбкой и говоря комплименты, хорошие, добрые слова. По моему убеждению, такой подход воспитывает у детей нравственные качества, доброту, доброжелательность, культуру поведения, дети учатся быть внимательными к друг другу, а также замечать в друзьях положительные качества характера, радоваться самим, делая доброе для других и закрепляет умение говорить друг другу комплименты. А также это упражнение способствует снятию эмоционального напряжения и положительному настрою на занятие.
На занятия к ребятам приходит в гости знаменитый профессор УМ, которому очень нужна их помощь в многочисленных мастерских его лаборатории. Изображение профессора на картонной основе вывешиваю на магнитной доске перед началом занятий. Далее даю игры и упражнения на развитее мелкой моторики: пальчиковые игры, прописывание узоров, а затем букв в тетради. Ведь, развитие координированных движений мелких мышц, составляющих кисть руки необходимо для того, чтобы ребенок писал правильно, красиво и легко. Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом. У каждого ребенка есть тетрадь в клетку, где они выполняют различные задания, на логику, мышление, внимание, развитие мелкой моторики, которые задает профессор УМ. А, также детям задаются домашние задания. Считаю, что это очень важно, хотя бы для того, чтобы родители научились общаться с собственным ребенком, ведь совместная деятельность сплачивает всю семью, ну и конечно, приучает в дальнейшем ответственно подходить к выполнению домашних заданий в школе.
Также я провожу кинезиологические упражнения– это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, но и позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека.
Еще на занятии уделяю много внимания по развитию речи у детей. Даю игры и упражнения по расширению и активизации словарного запаса, развивающие воображение и фантазию. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания и т.д.
Любой язык, не смотря на свои индивидуальные различия, имеет следующие компоненты: фонетика, лексика, грамматика. Когда мы говорим о развитии речи дошкольника, становление языковой системы которого еще не закончено, то понимаем под этим совершенствование всех указанных компонентов языковой системы.
И, конечно же, психолог должен научить ребенка различным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек может запомнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти – лишь при внешнем стимулировании определенных зон головного мозга. Для детей более естественно запоминание материала, включенного в игровую деятельность.
На моих занятиях проводятся такие игры по развитию различных видов памяти: «Волшебный мешочек», « Я положил в мешок», «Марионетки» , «Я знаю пять…», «Назови пару» и т.д
В конце занятия проводится обязательно рефлексия. В этой части занятия дети могут поделиться тем, что им понравилось или не понравилось, что для них было тяжело, а что легко, похвалить себя за проделанную работу.
Ребята с удовольствием помогают на занятиях профессору УМУ в его лабораториях и мастерских, с интересом выполняют все задания, которые «не может» выполнить профессор, и радуются полученному результату!
Поступление в школу это стрессовая ситуация для ребенка, существенно меняющая его жизнь. Обязанность взрослых подготовить ребенка психологически к новому этапу его развития. Желаю успехов нашим воспитанникам и их родителям!
Педагог-психолог Опарина Галина Валерьевна
МБДОУ д/с № 134 «Морячок» г. Брянска.